Чем знаменита вдова клико
Мадам Клико (Барба-Николь Клико-Понсарден)
Барба-Николь Понсарден, ставшая всемирно известной как Мадам Клико, родилась 16 декабря 1777 года во французском городе Реймс.
Семья Барбы-Николь была очень богатой. Она получила отличное домашнее образование. По воспоминаниям современников, в молодости была очень мила на вид.
Личная жизнь Мадам Клико:
Супруг был намного старше ее и скончался через 6 лет после свадьбы.
Так в возрасте 27 лет Мадам Клико стала обладательницей огромного состояния и большой бизнес-империи. Барба-Николь Клико-Понсарден более замуж не выходила.
Мадам Клико
Во время Наполеоновских войн продукция дома Клико получила признание при дворах европейских монархов, в том числе и в Российской Империи. Однако противодействие стран антифранцузской коалиции включало всевозможные запреты и ограничения в торговле, в частности, запрет на ввоз в Россию французского вина в бутылках. Клико шла на прямое нарушение императорского указа, посылая шампанское в Россию контрабандой на судах нейтральных стран через Кёнигсберг. В огромной степени проникновение шампанского Клико в Россию связано с деятельностью ведущего агента по продажам Луи Бона. Риск оправдал себя, и к началу Отечественной войны 1812 года шампанское Клико было уже хорошо известно и востребовано на российском рынке.
После поражения Наполеона французская провинция Шампань была занята российской армией. В период оккупации шампанское стало предметом реквизиции и податей. Когда в результате экспроприации винные подвалы «Вдовы Клико» опустели, она заявила: «Сегодня они пьют. Завтра они заплатят». Её слова оказались пророческими, поскольку следующие 100 лет, вплоть до революции 1917 года, Российская империя стала по объёму заказов вторым в мире потребителем шампанского.
Барба-Николь Клико-Понсарден жила в своем замке Château de Boursault в городе Бурсо.
Умерла 29 июля 1866 года. Замок унаследовала герцогиня Анна д’Юзес, её правнучка.
Шампанское Вдова Клико
В 1772 году Филипп Клико-Муирон основал предприятие, которое со временем стало винодельческим домом вдовы Клико. В 1775 году он впервые произвёл розовое шампанское, используя добавление красного вина в процессе производства.
Его сын Франсуа Клико в 1798 году женился на Барбе-Николь Понсарден.
В 1805 году Франсуа умер, оставив вдове компанию, занимавшуюся банковским делом, торговлей шерстью и производством шампанского. Мадам Клико ограничила деятельность фирмы последним, что увенчалось большим успехом.
Обладая незаурядным умом, амбициями и управленческим талантом, Мадам Клико прежде всего взялась за улучшение качества производимой продукции. Понимая, как важно качество сырья, она инвестировала в расширение площадей виноградников и культивирование лучших сортов винограда.
С именем Клико связан большой прорыв в технологии шампанизации, который сделал возможным массовое производство прозрачного высококачественного игристого вина. Клико решила проблему, как избавить шампанское от дрожжевого осадка, который придавал вину мутный вид и неприятный вкус.
Сырьё с собственных виноградников покрывает потребности производства только на треть, остальной виноград поставляют по многолетним контрактам другие хозяйства региона.
Классическое Veuve Clicquot изготавливается из винограда Пино нуар (42 %), Шардоне (47 %) и Пино менье (11 %).
В старом центре Реймса фирма имеет винные подвалы общей площадью 12 гектаров. Ежегодно производится свыше 10 миллионов бутылок вина: невыдержанного брют «Желтая этикетка» (Brut Yellow Label), розового (Rose), выдержанного Резерв (Reserve), престижного Ля Гранд Дам (La Grande Dame).
Продукцию фирмы закупают почти 150 стран мира.
Вдова Клико Понсарден — всемирно известная компания-производитель шампанских вин и бренд; находится во французском Реймсе. Фирма основана в 1772 году Филиппом Клико-Муирон. Марка сыграла значимую роль в становлении шампанского как любимого изысканного напитка европейской знати и буржуазии.
Популярность дома шампанских вин Veuve Clicquot растёт год от года. У этого шампанского потрясающий вкус и интригующее название. Хотя, мадам Клико действительно осталась вдовой в молодом возрасте.
Для этого у нее были все качества: ум, амбиции, талант продавца. Прежде всего, она решила попытаться улучшить качество предлагаемого шампанского, в то время шампанские вина были мутными от присутствующих в них дрожжах. Вдова придумала технологию, позволяющую избавиться от дрожжей в бутылке и получить прозрачное, более презентабельное на вид вино.
Эта технология используется и по сей день: бутылки хранятся горлышком вниз, таким образом, чтобы дрожжевой осадок весь скопился в горлышке, после этого бутылка охлаждается так, чтобы дрожжи замерзли, и затем открывается бутылка, а льдинка с дрожжами под давлением вылетает из бутылки с частью вина.
В 1828 году Клико сделала своим партнером управляющего Эдуарда Верле, ставшим после её смерти в 1866 году главой компании. К этому времени название «Вдова Клико» уже было не только винодельческим домом, но и признанным брендом. Если в 1805 году «дом Клико» производил около 100 тысяч бутылок шампанского, то в конце её жизни — около 750 тысяч.
Пока Европа была охвачена огнем войны, мадам Клико удалось наладить поставки шампанского в другие страны, где этот праздничный напиток на тот момент был гораздо более уместен. После окончания военных действий ее вина ждал огромный коммерческий успех.
Королевские и императорские дворы были покорены шампанским от мадам Клико. Постоянного клиента Дома Клико-Понсарден, прусского правителя Фридриха Вильгельма IV за его пристрастие к знаменитой «Вдове» подданные прозвали «королем Клико».
Николь Клико-Понсарден скончалась в 1866 году, дожив до 89 лет. Она оставила после себя большой Дом, носящий ее имя и верный традициям безупречного качества, который и в наше время рождает на свет шедевры шампанского виноделия.
В 1909 году фирма приобрела за пределами Реймса месторождение известняка (новые штольни), в которых сейчас расположены производство и туристический центр.
В 1987 году компания Veuve Clicquot стала частью транснациональной компании LVMH Moët Hennessy — Louis Vuitton. Она владеет обширными виноградниками в Шампани (около 300 гектаров), расположенными в классических районах выращивания винограда и включающими в себя большое число вин из категорий Гран Крю и Премье Крю (см. Виноделие во Франции). Сырьё с собственных виноградников покрывает потребности производства только на треть, остальной виноград поставляют по многолетним контрактам другие хозяйства региона. Традиционное Veuve Clicquot изготавливается из винограда Пино нуар (42 %), Шардоне (47 %) и Пино менье (11 %). В старом центре Реймса фирма имеет винные подвалы общей площадью 12 гектаров. Ежегодно производится свыше 10 миллионов бутылок вина: невыдержанного брют «Желтая этикетка» (Brut Yellow Label), розового (Rose), выдержанного Резерв (Reserve), престижного Ля Гранд Дам (La Grande Dame). Продукцию фирмы закупают почти 150 стран мира.
Интересной является и история покорения Вдовой Клико России: в то время, как Наполеон проиграл русским войну, русские полностью покорились любви к Шампанскому Вдова Клико.
В 1814 году в Санкт-Петербурге постоянно жил ее личный посланец месье Бонэ. Так что Александр I попробовал шампанское не так уж случайно. Среди посланий Бонэ к мадам Клико есть такое, датированное первым годом его пребывания в русской столице: «Сообщаю вам радостную новость. Царица беременна. Если она родит наследника, в этой огромной стране будет выпито море шампанского. Только не говорите никому ни слова, а то наши конкуренты могут этим воспользоваться». Конкуренты, конечно же, были. Тот же Моэт. И все же клиентуру вдова Клико завоевывала в России более умело. Этого она добивалась не только за счет качества своего напитка, но и за счет тщательного изучения нравов и привычек русской знати. Русские, писал ей г-н Бонэ, получают почти детское удовольствие, наблюдая за тем, как пенится шампанское, и как пробка сама по себе выстреливает, а пена орошает платья сидящих за столом дам. Соответственно при компоновке шампанского для России это учитывалось. Шампанское сердца (и тела) лилось рекой. Успех проведенной операции по засылке шампанского Клико в Россию был полным. Проспер Мериме писал по этому поводу: «Мадам Клико напоила Россию. Здесь ее вино называют Кликовское и никакого другого знать не хотят».
Теперь бутылка из замка Torosay находится в штаб-квартире Veuve Cliquot во французском Реймсе.
Та самая вдова Клико
История бренда Клико – пример того, как благодаря предпринимательскому таланту и внедрению новаций предмет роскоши становится продуктом массового производства, формирует новые обширные рынки сбыта и делает владельца крупнейшим и влиятельным производителем.
Барба-Николь Клико-Понсарден, хозяйка винодельческого бизнеса в Шампани, действительно стала вдовой в свои 27 лет и наследницей их общего с мужем семейного дела.
Начинателем предприятия был свекр Николь, он завел виноградники и основал производство игристого вина под маркой «Клико», хотя основным источником семейного дохода была торговля шерстью и банковское дело.
Его сын и муж Николь, Франсуа Клико, загорелся идеей вырастить из отцовского увлечения виноградарством выгодное производство. Семья Клико не слишком разбиралась в производстве вина, но в семье Николь Понсарден были виноградари, поделившиеся опытом.
Шато Бурсо, где Николь Клико жила последние свои годы
Молодые супруги Клико решили изучать секреты виноделия и виноторговли, вложив в него приданое Николь (она сама была из состоятельной семьи текстильного промышленника, ее брак был, по сути, объединением капиталов двух влиятельных фамилий).
Через шесть лет брака муж Николь скончался от быстротечной инфекции, но молодая вдова не собиралась бросать дело, которому они с супругом посвятили несколько лет. Новацией Клико стало производство очень сладкого шампанского, которое, кстати, готовили специально под российский рынок.
Иногда пишут, что популярность шампанского Клико в России стала возможной из-за того, что армия Александра I, преследуя Наполеона, разграбила хранилища французских виноградарей и пристрастилась к игристому напитку.
На самом деле, семья Клико нацеливалась на российский рынок еще до наполеоновский войн и имела деловые связи с русскими поставщиками, изучая особенности спроса. Большой удачей стало наличие к концу войны в подвалах Клико крупной готовой партии как раз такого сладкого шампанского, которое, как предполагалось, понравится русским.
То есть, понятно, что версия с разграбленными винными погребами – выдумка.
А вот то, что в то время уже вдова Николь Клико смогла первой, опередив на недели и месяцы конкурентов, отправить после заключения мира в Россию огромную партия своего вина, и есть настоящая причина отечественной любви к этой марке.
Шампанское «Клико» пили при дворе, пил и сам царь Александр I, а слух, что производит сладкое игристое женщина-вдова, будил особенный интерес, женщины-предпринимательницы были в большой редкости даже в Европе.
Из незначительного игрока Николь Клико превратилась в очень популярный бренд, так что не получалось выполнять все заказанные объемы. Появилось понимание, что для роста бизнеса нужно существенно перестраивать производственные процессы, увеличив производительность труда, поскольку виноделие – очень трудоемкое дело.
Ранее виноделы, избавляясь от хлопьев осадка, переливали готовое шампанское в новые бутылки, но это было очень трудоемко и расточительно, к тому же портило продукт, поскольку вино становилось намного менее игристым.
Николь Клико разработала более эффективный метод: хранение зреющего шампанского в бутылках горлышками вниз. Когда вино дозревало, пробку открывали, сливали осадок и немного добавляли вина, чтобы бутылка была полной.
Удивительно, что фирма вдовы Клико более десяти лет смогла хранить в секрете свой способ производства, несмотря на сотни трудившихся на Николь рабочих – видимо, они были очень лояльны и преданы хозяйке.
Благодаря новаторским идеям Николь Клико получала больше вина с меньшими затратами, имела большую прибыль и могла все время наращивать производство, скупая виноградники и выходя на новые рынки сбыта.
К моменту своей смерти, в возрасте под девяносто, вдова Клико экспортировала шампанское в самые дальние уголки мира, от Лапландии до США. Новые технологии и высокая рентабельность производства превратили шампанское Клико из напитка, которым пользуется исключительно высший класс, в доступное даже среднему классу вино – и это опять же расширяло спрос на продукцию фирмы.
Несмотря на размеры своей империи шампанского, Барба-Николь никогда не покидала Францию: для женщины было бы неприлично путешествовать в одиночку в то время. Она также никогда не выходила замуж повторно, вероятно, опасаясь потерять контроль над бизнесом.
После ее смерти предприятие перешло по наследству внучке, которую вдова Клико много лет обучала и наставляла держать нос по ветру и «действовать смело».
Всё дело в волшебных пузырьках: Как война и Россия спасли вдову Клико
Барб-Николь Клико, урождённая Понсарден, овдовела в 27 лет. В конце XVIII века ей по статусу полагалось выйти замуж во второй раз или горевать до самой смерти, вышивая подушки и принимая гостей. Она не испытывала нужды — её отец был состоятельным господином, а от брака с Франсуа Клико осталась только одна дочь. Но вдова Клико любила виноделие и верила в то, что сможет исполнить мечту супруга и построить знаменитый винный дом. Этой уверенностью она смогла заразить собственных отца и свёкра, которые ссужали деньги её предприятию, бывших сотрудников и компаньонов мужа, а также императора Наполеона и царя Александра Первого. История её бизнеса — это череда неудач и борьбы с обстоятельствами, погодой, законами, санкциями и предрассудками. «Секрет» прочитал книгу Тилар Маццео и рассказывает, как появилось самое известное шампанское в мире.
Как появилось шампанское
История шампанского, как и всякого романтизированного продукта, полна лжи и недомолвок. Например, Пьер Периньон, монах-бенедиктианец, вовсе не изобретал его. Легенда о том, что впервые игристое вино начали производить в 1660 году в аббатстве Овилле появилась в конце XIX века — её придумали маркетологи дома Moёt, чтобы лучше продавать вино под маркой «Дом Периньон». Легенда возникла не совсем на пустом месте, действительно в подвалах аббатства иной раз в холодные зимы созревало вино с пузырьками, но дом Периньон как раз это не одобрял и старался от игристости избавиться. А любили вино с пузырьками в то время не во Франции, а в Англии — там к 1660 году уже существовал небольшой рынок производства и продажи игристого вина.
Ещё один обман — настоящее шампанское, которое обожали цари и придворные, вовсе не сухое. Оно было примерно в 4-5 раз слаще самого сладкого современного вина. Кроме того, в основном оно было тёмно-розового цвета. Такими разоблачениями наполнена книга историка Тилар Маццео о вдове Клико, потому что сведений о самой вдове удалось собрать катастрофически мало. Отлично сохранились её хозяйственные и бухгалтерские книги, но ни личных дневников, ни любовных писем не нашлось, поэтому восстанавливать её судьбу пришлось по крупицам.
Начало предприятия
Барб-Николь родилась в Реймсе в 1777 году, через 7 лет после свадьбы короля Людовика XVI и Марии Антуанетты. Королева Франции, обожавшая веселье, обожала также и вино с пузырьками, креплёное и более пьянящее, чем обычное. В то время в Шампани, откуда родом была Барб-Николь, уже производили несколько тысяч бутылок игристого вина в год для королевского двора и знати. Производством вина в то время занимались маленькие домашние хозяйства, которые маркировали свои бочки клеймом, а бутылки — разноцветным сургучом, только для того, чтобы отличать их от тех, что делают соседи.
Отец Барб-Николь, состоятельный предприниматель, который занимался текстильной промышленностью, мечтал породниться со знатью, но революция заставила его объявить себя якобинцем и противником монархии. Он выдал старшую дочь Барб-Николь за сына другого состоятельного мануфактурщика из Реймса господила Клико. Семья Клико тоже занималась текстилем, но также и торговала вином — скупала бочки у производителей в Шампани и перепродавала их в другие регионы Франции и немного за границу. В то время это была стандартная схема ведения бизнеса — виноградарям важно было быстрее сбыть вино, чтобы освободить склады для новых бочек и не нести ответственности за испорченный продукт. По бутылкам вино тогда практически не разливали, все бутылки делались вручную, были очень хрупкие и разного размера. Кроме того, до 1720 года Реймсе закон не разрешал бутилировать вино.
Франсуа Клико, молодой супруг Барб-Николь, решил реформировать семейный винный бизнес. Во-первых, он собрался заняться экспортом, во-вторых решил, что выращивание винограда и производство вина тоже должна делать его компания. В качестве свадебного подарка они с Барб-Николь получили солидные угодья и в том числе виноградники. В 1801 году Франсуа решил, что в общем объёме продаж его собственное вино должно составлять четверть. Кроме того, он задумал производить дорогое бутилированное вино — вино в бутылках можно было продать в три раза дороже, чем точно такое же, но в бочках.
Чтобы найти клиентов в конце XVIII-начале XIX века, нужно было ехать к ним со своим вином и проводить дегустацию — трястись месяц в карете, ночевать на сомнительных постоялых дворах, страдать от холода, насекомых, длинной дороги, разлуки с семьёй. Пока Франсуа и его агент по продажам Луи Бона пытались убедить важных господ в Европе заказывать их вино, Барб-Николь растила младенца и приглядывала за продажами на местном рынке. По утрам она ходила проведать виноградники — чтобы получить хорошее вино, собирать урожай нужно на рассвете, когда ягодны влажны и тяжелы от выпавшей росы. Это было её любимое время дня, так она писала в письмах к мужу.
Выращивать и перерабатывать собственный виноград супруги Клико решили после того, как Наполеон, уже став императором, посетил Шампань, остановился в отеле отца Барб-Николь и сообщил, что собирается развивать французское виноделие. Известно, что Наполеон покровительствовал семье Moёt, которая производила в том числе несколько десятков тысяч бутылок игристого в год. Император ценил пузырьки и считал, что винное дело может поправить экономику страны, пошатнувшуюся после революции и очередного витка Англо-французской войны, который закончился в 1802 году. Чтобы подстегнуть рынок, Наполеон заказал химику и министру внутренних дел Франции Жану-Антуану Шапталю трактат о производстве вина.
Труд «Искусство изготовления, хранения и совершенствования вина» считается классической работой по виноделию и советы оттуда до сих пор используются. Для начала XIX века это была революционная работа, регламентирующая и стандартизирующая многие процессы, ранее нигде не записанные и передающиеся от отца к сыну. У супругов Клико, конечно, был экземпляр трактата, и они тщательно следовали всем рекомендациям. У Барб-Николь, кстати, обнаружился талант к купажированию вина — она была великолепным дегустатором и различала очень тонкие оттенки вкуса, это позволяло составлять изысканные букеты из разных сортов винограда, выросших в разных условиях.
Фото: © Veuve Clicquot
Вообще то, что Барб-Николь занималась бизнесом вместе с мужем, было исключением из правил. Если при Людовике XVI примеры женщин-предпринимательниц и жён, участвующих в управлении семейными компаниями, встречались, то при Наполеоне дамам, особенно знатным и состоятельным, предписывалось заниматься подобающими благочестивыми вещами — благотворительностью, рукоделием, образованием детей, балами и приёмами. Женщина должна была быть безымянным украшением света, если чьё-то имя было на слуху — это вызывало кривотолки. Единственное исключение делалось для вдов. Вдовы, с одной стороны, обладали уважением и социальным статусом замужних женщин, с другой, получали право вести дела как мужчины. В винной индустрии как раз было довольно много вдов, которые выращивали виноград, делали вино и продавали его дистрибьюторам. Причём многие из них занимались именно игристым — сегмент рынка был настолько мал, а производство было таким рискованным, что мужчины из больших винных домов просто не хотели тратить на это свои силы.
Франсуа за несколько лет работы испытал, кажется, все тяготы на себе. Он договорился о поставках в Великобританию — там во время войны французское вино было под запретом, и англичане истосковались по нему, поэтому делали щедрые заказы. Но в 1803 году война началась снова, и торговать с Англией опять стало сложно. Лето 1802 года было очень жарким, 80% бутылок с шампанским полопались в погребах, не выдержав высокой температуры. Луи, торговый агент, который работал с семьёй Клико, поехал в Германию, а затем в Россию, рассчитывая на хорошие продажи, но обманулся в своих ожиданиях — немцы и русские заказали куда меньше вина, чем он рассчитывал. Всё это нагоняло тоску на Франсуа. Он вообще был склонен к меланхолии, хотя между приступами был энергичным и весёлым человеком. Вероятно, современные психологи диагностировали бы у него биполярное расстройство. В 1805 году он подхватил тиф и скончался в муках. Барб-Николь стала его единственной наследницей.
В каком-то смысле ей повезло, ни у неё, ни у Франсуа не было братьев. Возможно, если бы в семье были другие молодые мужчины, Барб-Николь даже не задумалась бы о том, чтобы взять дело в свои руки и просто вышла бы второй раз замуж, как хотел её отец. Через месяц после смерти Франсуа, в Реймс примчался Луи (по тем временам он очень быстро, почти молниеносно добрался из Санкт-Петербурга) и начал уговаривать вдову Клико не бросать предприятие. Ему наконец удалось завязать нужные знакомства в России, и он надеялся конвертировать их в хорошие продажи. Так вдова Клико начала превращаться в бренд.
Ещё одна попытка
Фото: © Veuve Clicquot
В 1806 году бизнес-климат во Франции был довольно суровым. В 1803 году начались наполеоновские войны, император с 1805 года противостоял коалиции, в которую входили Англия, Россия, Швеция и Неаполь. Многие дороги были перекрыты, страны вводили санкции друг против друга, правила игры менялись часто, так как соседи поддерживали то одну сторону, то другую. В этих условиях Клико собрала заказы на 55 000 бутылок шампанского ($3 млн по сегодняшнему курсу). Везти их партнёры решили через Амстердам — Голландия была нейтральной страной, из порта в Амстердаме корабли уходили во все концы Европы и в Россию.
Вместе с грузом поехал Луи Бон, и удача подвела его — не хватило не то что дней, часов на отплытие гружёных кораблей. Амстердамский порт закрылся в связи с военным положением, французские суда не выпускали, и вино застряло на складе. Надежды на то, что блокаду снимут скоро, быстро таяли. Лето снова выдалось жарким, и товар Клико испортился. Вдова терпела колоссальные убытки, мало того, что её вино не удавалось продать, приходилось оплачивать дорогой склад и держать зафрахтованное судно под парусами на случай, если блокада падёт. Отправить груз можно было контрабандой на английском или американском корабле, но был риск потерять всю партию — шампанское в таком большом количестве можно было везти только из Франции, а император запрещал торговать с врагами.
Ситуация осложнялась тем, что сам рынок рушился. Война выкачивала деньги из Европы — шампанское уже никого не интересовало, было не до роскоши. Бон доехал до России и благодаря своим связям разузнал, что императрица Елизавета Алексеевна в положении — появилась надежда, что наконец родится наследник престола, и по этому случаю будет устроен пир, без игристого вина обойтись не получится. Но увы, родилась девочка, которая скоро скончалась — продать вино не вышло. Бона тем временем обвинили в шпионаже на Наполеона и чуть не сослали в Сибирь, свою работодательницу он постоянно предупреждал в письмах, чтобы она не касалась политики и писала только о делах, ведь его свобода и жизнь под угрозой. Доставить 50 000 бутылок в Санкт-Петербург удалось только в 1808 году.
Когда между Францией и Россией, где вдову Клико уже хорошо знали и успели полюбить её вино, установился хрупкий мир, снова подвела природа — 1809 год выдался неурожайный, и в 1810 партнёр покинул Барб-Николь. Она задумалась о ликвидации предприятия, но на этот раз её уговорил не сдаваться отец. Он прокредитовал дочь, которая теперь осталась одна не только в семейной жизни, но и в бизнесе, и Клико сумела купить 10 000 бутылок, 125 000 пробок и шесть дюжин бочонков на 30 000 франков. Она стала независимой знатной женщиной, которая в одиночку управляла достаточно крупным интернациональным бизнесом — выдающийся пример для наполеоновской эпохи.
Первое, что сделала вдова, когда стала единственной главой собственной фирмы — навела порядок в счетах и бухгалтерских книгах. Второе — переориентировалась на местный рынок, снизила долю дорогого, но ненадёжного шампанского и увеличила долю простых, но качественных домашних столовых вин. К декабрю 1810 года, когда вдове Клико исполнилось 33, она практически рассчиталась с долгами предыдущего совместного предприятия, вернула себе старых поставщиков и клиентов, распродала изрядную часть своего добротного вина французам для празднования Нового года. Встречая 1811 год, она была готова к тому, чтобы он принёс ей удачу. И он принёс.
Счастливая звезда
Пьер Безухов наблюдал комету, «которая предвещала, как говорили, всякие ужасы и конец света», когда ехал по ночной Москве. Она появилась над Пречистенкой, и Пьер «радостно, мокрыми от слёз глазами, смотрел на эту светлую звезду». Шампанское, произведённое в 1811 году, встречается в «Евгении Онегине», в романе Валентина Пикуля «Каждому своё» и в других произведениях. Это, конечно, вино «Вдова Клико». Барб-Николь наконец повезло — лето выдалось нежарким, вино и шампанское 1811 года получились невероятно прозрачными, с медовым привкусом. Пролетавшая над виноградниками Большая комета добавила ему загадочности (и прибавила несколько десятков франков к цене). Бутылки этого урожая Клико считала жемчужинами своего производства.