Чем знаменито дымково игрушкою своей стих

Фольклор

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы!
Она глядит не прянично –
Ликующие и празднично.
В ней молодость – изюминка,
В ней удаль и размах…
Сияйте, охра с суриком,
По всей земле в домах!

Дымка

Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?

Они, рожденные в неволе,
В нужде, обидах и беде,
Цвели мечтой о лучшей доле,
О вольном, радостном труде.

И в нашу жизнь, пройдя сквозь годы,
Вошла, свежа и хороша,
Игрушка нашего народа,
Светла, как и в душе!

ВОЛШЕБНЫЕ ИГРУШКИ

«Весёлая Дымка»

Много сказочных мест у России,
Городов у России не счесть,
Может, где-то бывает красивей,
Но не будет роднее, чем здесь.
Возле Вятки самой Дымково-посёлок,
Окаймлён лесами уголок весёлый.
Лет ему за двести,
Триста ль миновало?
Собирались вместе мужики, бывало.
А управясь дома, бабы приходили,
С удалью знакомой пляски заводили.
Праздник отмечали –
Пели, не скучали…
Как-то вятичи-дружки
Сели в праздник у реки.
Под руками глина –
Слой на три аршина.
Стали шарики катать,
Как снежки, бывало…
Глину щупать, глину мять –
Жирная, как сало!
В Дымкове, за Вяткою-рекою,
Драгоценный продолжая труд,
Не ища на старости покоя,
Труженицы славные живут.
Кто-то сделал индюка –
Распушённые бока,
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу –
Сразу стало веселей.
Мастера и мастерицы
Живут в Дымкове – селе!

Источник

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…»

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. СТИХОТВОРЕНИЕ
Ф. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…»

Реализация содержания программы в образовательных областях : « Художественно-эстетическое развитие », «Ре чевое развитие ».

Виды детской деятельности: музыкальная, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели : познакомить с историей дымковской игрушки; формировать знание об особенностях росписи игрушек, основных элементах узора; воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев; развивать интерес к изучению народных промыслов, интонационную выразительность речи, восприятие ритма стихотворения.

Целевые ориентиры дошкольного образования : имеет представление об истории создания дымковской игрушки; знает особенности изготовления, техники росписи игрушек Дымково; эмоционально откликается на красоту изделий народных промыслов; знает название прочитанного стихотворения и фамилию автора; пересказывает содержание стихотворения, употребляя в речи образные выражения; объясняет значение устаревших слов и выражений.

Материалы и оборудование : дымковские игрушки; иллюстрации с изображением ранней весны.

Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом,

– Ребята, у вас всех есть игрушки. Давайте узнаем, какие игрушки делают в селе Дымково.

2. Рассказ воспитателя о дымковской игрушке.

Современные игрушки сделаны из пластмассы, резины, металла, меха. Но и сейчас все любят народные глиняные и деревянные игрушки. В руках мастеров происходит чудесное превращение природного материала в удивительные творения. Мы познакомимся с дымковскими глиняными игрушками. В большом селе Дымково родилась дымковская игрушка. Веселые игрушки отличаются яркими красками.

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

В ней что-то есть от радуги,

В ней что-то есть от радости,

– В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки; в пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой, возможно, от этого и возникло название Дымково, а игрушки стали называть дымковскими. Что же это за игрушки? Давайте посмотрим.

– Рассмотрите игрушки олень, индюк, барышня, конь. У этого оленя золотые рога.

Через горные отроги,

Через крыши деревень,

Мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный.

Весь такой он ладный.

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

– Дымковская барыня вся в оранжевых, золотых, алых и зеленых узорах.

Посмотри, как хороша

– Даже кони приобрели яркий наряд.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

– Что общего у всех этих игрушек? (Белый фон, яркие краски, геометрические узоры.) Как вы думаете, какой краской сначала покрывают игрушку? (Белой.) А знаете ли вы, почему? Можно предположить, что белый фон взяли мастера от заснеженных полей. Лепили игрушки чаще всего зимой, когда все вокруг было белым-бело. В тех местах зима длинная, а снега много. Сидит мастер у окна, видит вокруг все в снегу, и хочется ему сделать игрушку такой же чистой и белой, как снег. Но ведь игрушки делались к празднику, поэтому раскрашивали их яркими красками, которые особенно хорошо выделяются на белом фоне. Где расположен узор на дымковской игрушке? Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек? Какие узоры вы видите на игрушках? (Клеточки, кружочки, точки, полоски.) Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках? Как украшают свои изделия мастера из Дымково? Давайте узнаем, как создается дымковская игрушка. Много труда надо вложить, чтобы игрушка стала такой нарядной. Она рождается три раза. Первый раз она рождается, когда ее лепят из красной глины. Игрушку надо обжечь, чтобы она стала прочной. От сильного жара игрушка раскаляется, а когда остывает, глина становится звонкой и крепкой. Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем. Потом ее белят мелом, разведенным молоком, и расписывают. Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота, придающие еще большую нарядность игрушке. Так она рождается третий раз. Красивые яркие нарядные игрушки продают на ярмарке. Самые любимые из них – это свистульки.

Рассмотрите игрушки и послушайте стихи.

Вятка вздрогнула от свиста,

Всяк свисток к губам прижал.

И пошла базаром сказка –

Родился в веселый час

Вятский праздник – «Свистопляска»,

Город весь пустился в пляс!

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

– Много разнообразных узоров дымковской росписи. Как одним словом можно назвать узоры? (Геометрические.) Как можно расписать деревянные игрушки, какие элементы лучше использовать? (Кружки, полоски, волны, кольца, точки, ромбы и др.) Какие цвета любят мастера Дымково? (Яркие, нарядные: красный, алый, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.) Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистопляска». Позднее ярмарка-праздник стала называться «Свистунья». Все посетители ярмарки от мала до велика считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку.

Левый рог – завиток,

Правый рог – завиток,

– Вся ярмарка наполняется свистом, и от этого праздник веселей. Спрос на игрушки очень велик. После праздника глиняные расписные игрушки выставляли в окнах между рамами. Какие же особенности мы увидели у дымковских игрушек? (Округлая форма, нет лишних деталей, белый фон, простой геометрический узор: полоски, кружочки, точки, волны, ромбы, кольца.)

3. Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится…».

– Послушайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Зима недаром злится…». (Читает стихотворение.) Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Какое впечатление оставило? (Доброе, радостное впечатление.) Какие картины вы представили? Можем ли мы предположить, как
относится автор к родной природе? (С любовью.) Какие слова привлекли ваше внимание или оказались вам непонятны?

Нудит – от глагола «нудеть», то есть говорить монотонно, а также жалуясь или настойчиво прося чего-нибудь.

Пуще – больше, сильнее.

– Какой образ сложился у вас под впечатлением этого стихотворения? (Весна – это образ праздничный, молодой, нежный, радостный.)

Источник

Урок,«Чем знаменито Дымково?»

Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть картинку Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Картинка про Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ДЮЦ» Шебекинского района

и города Шебекино Белгородской области

Тема: «Чем знаменито Дымково?»

Форма занятия: занятие-путешествие

Возраст учащихся: 9-11 лет

развивающие: развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию в образ» народных мастеров, усиливая восприятие через народный фольклор.

образовательные: закрепить знания о дымковской игрушке и ее орнаменте.

воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.

Методы: словестный, наглядный, практический

Техническое обеспечение:
Для педагога:

• модели глиняных дымковских игрушек (работы обучающихся по мотивам дымковских мастеров)
• цветные иллюстрации с изображением дымковских игрушек
• таблицы с элементами узоров дымковской росписи
• образцы рисунков-упражнений
• мультимедийная презентация «Дымка вчера, сегодня, завтра?», «Дымковская игрушка»

Для обучающихся:
• таблицы с элементами узоров дымковской росписи
• раздаточный материал: готовые игрушки для росписи, шаблоны дымковской игрушки
• водоэмульсионная краска для грунтовки
• краски гуашевые
• палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки
• печатки-тычки различного диаметра

Литературный ряд:
стихи о дымковской игрушке В.Фафонов;

Видео ряд: Фильм: Дымковский промысел вчера,сегодня,завтра..

Презентация «Дымковская игрушка», «Гимнастика для глаз»

Музыкальный ряд: народные песни

7. Рефлексия деятельности

Звучит народная песня. Все входят в кабинет.

-Какой у нас на занятии люд молодой, удалой да гости заморские. Мы рады приветствовать вас на славной земле Таволжанской, в городе Мастеров. Вы, мастера дорогие, на нашем занятии должны себя показать, все рассказать, не чего не утаить.

Ой, вы гости дорогие, слушайте да глядите,
Да не говорите, что слыхом не слыхивали
и видом не видывали.

Собрались здесь дети мастеровые.
Показать талант свой, старание да умение.
Чем полки их богаты, да поделки славятся.

Издавна славится наша родина своими мастерами, своими делами. Где бы мы ни были везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы в удивительные творения.

-Ребята, а как называются места, где живут эти мастера? (центрами народных промыслов)

-Правильно, их очень много. Как вы думаете, чем знаменито Дымково и о чем пойдет речь сегодня на занятии? – (ответы детей).

-Предлагаю вам заочное путешествие в Дымковскую слободу, сейчас это город Киров.

Показ фильма.( Дымковская игрушка вчера, сегодня, завтра?)

Чем знаменито Дымково?

В ней нету цвету дымного,

В ней что – то есть от радуги,

В ней что-то есть от радости

И злость, и хмурость

Пусть под улыбкой Дымкова

— Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)

— Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)

— Игрушка серая, темная? (нет)

— В ней есть все цвета радуги? (да)

— Она вызывает грусть? (нет)

-Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка.

— Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?
(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем, как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)
— Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?
(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии)
— Какие цвета брали для росписи игрушек?
(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный.

— В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.
Ещё раз внимательно рассмотрите дымковские узоры.

Работа по таблице «Образцы геометрического орнамента в дымковской игрушке» (на доске).

Самостоятельная работа учащихся.

2.Роспись изделия дымковскими узорами

Подведение итогов.
-Давайте сейчас устроим мини выставку работ и посмотрим, какие у вас интересные игрушки получились.
Мы оформим все работы, сделаем выставку и пригласим ваших родителей посмотреть на работы своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

Рефлексия деятельности. «Солнышко»

Почему нас мастерами
Называют все кругом?
Потому что можем сами
Делать всё в кружке своём!
Мы, ребята, всё умеем-
Лепим, шьём, строгаем, клеим,
Молоточком стучим.

К нам друзья идите смело-
Здесь всегда найдётся дело для умелых рук.

Если ты работу начал,
Не доделав, не бросай!
Если трудная задача,
Сделай всё – потом гуляй.

-Вот и завершилось наше путешествие в слободу Дымково. Подошла пора проститься с вами. Только светлой будет в сердце грусть. Пусть всегда гордится мастерами. Щедрая и песенная Русь.

2.Изготовление дымковской игрушки. © «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.

3.Рисунки из книги П.И. Уткина и Н.С. Королевой «Народные художественные промыслы»

Источник

Стихотворение на тему: «Глиняные Дымковские Игрушки»?

Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть картинку Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Картинка про Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих

Приготовьте, детки, ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.

В Дымково, вблизи от Вятки,
Лет четыреста назад
К празднику весны «Свистунье»,
Их лепили стар и млад.

Эти вятские игрушки,
Словно радуга весной:
Посмотрите, вот индюшка,
Хвост, как веер расписной,

Удлинённая бородка,
Как султанчик, гребешок,
Крылья с яркою подводкой –
Вся игрушка, как цветок!

Рядом барышня – красотка,
Подбоченившись, стоит;
Фартук, юбка и кокошник:
Всё сверкает и горит.

Брови чёрные дугою,
Глазки, щёчки, алый рот –
Кажется, взмахнёт рукою
И немедля в пляс пойдёт.

Скоморохи, водоноски,
Барыни и петухи –
Украшают их полоски,
Клетки, точки и круги.

Красный, жёлтый и зелёный,
Алый, синий, голубой –
Все цвета на белом фоне
Этой дымки расписной.

Знает промысел народный
Вся страна и целый мир;
Вы увидели сегодня
Этот русский сувенир.
Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть картинку Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Картинка про Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих

Ритуал обряда к дорогим корням,
Старые традиции – деревянный храм,
Культовые шествия по родной земле,
Праздник и гулянья нынче на селе.

Дымковские барышни – сарафанный шарм!
Платья подвенечные белокурых дам.
Вятские просторы, удаль гончаров,
Промыслы семейные знанием основ.

Кавалеры гордые, няньки и купцы,
В пластике сюжета стильные черты.
На боярской площади царь-павлин с хвостом,
И стоит с окошками безымянный дом.

Стройные солдаты в боевом ряду,
Старый рудокопщик бьет кайлом руду.
Зонтики мелькают, под фатой коса,
Ряженый с гармошкой – белая кайма.

Темперные краски, расписной индюк,
И блестят игрушки от старанья рук.
Точки и полоски – сочетаньем схем,
Ромбик из потали – бирюзовый крем.

А в цветном наряде – цирковой козёл,
Гипсовой лепниною длинный частокол.
Валенки свисают, ширится толпа,
Дымковской игрушке – слава и хвала!
Валентин Клементьев

Деревенька-невидимка –
До того она мала –
Утонула в сизой дымке,
Притаилась, залегла.

Избы, избочки, избушки.
Тает Дымково в дымах.
В избах делают игрушки:
Куры, барыни в санях,

Петушок – и молодица,
Конь – и парень молодой,
По воду идёт девица –
Коромыслице дугой.

Ярки, красочны, нарядны,
Позолота, ободок
И оборочка. Отрадно:
Был-то – глины лишь комок!

Презабавные свистульки –
На потеху детворе.
Вот растают все сосульки,
Потеплеет на дворе –

Враз корзины под завязку
Понагрузят млад и стар,
На пароме, через Вятку,
В город повезут товар.

Через годы «дымка» в моде –
Охра, киноварь, кармин.
В Вятке в каждом новом доме
«Дымку» ставят на камин.

Источник

Чем знаменито дымково игрушкою своей стих

Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть картинку Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Картинка про Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих

Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Смотреть картинку Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Картинка про Чем знаменито дымково игрушкою своей стих. Фото Чем знаменито дымково игрушкою своей стих

Жар-птица. запись закреплена

Знакомство с дымковской игрушкой

Процесс работы над барельефом складывается из следующих этапов:

1) Вырезается выкройка-шаблон, фигурку дети выбирают сами из предложенных учителем: конюшок, олешек, козлик, петушок и, сложнее, водоноска и барыня.

2) Берут пластилин, накладывают на середину шаблона и пальцами от середины раздвигают по всей поверхности, срезают по контуру стекой, “дошлифовывают” до гладкости, смачивая пальцы водой. Черный, ярко-красный и синий пластилин не брать. Достаточно 2-х см толщины.

3) Раскладывают поделки на общем подносе, покрывают сухим крахмалом и оставляют на 3 дня, затем стряхивают крахмал, покрывают фигурку белой гуашью или водоэмульсионной краской и раскрашивают.

На всем протяжении обучения работа ведется от простого к сложному, на всех этапах даются творческие задания, которые также со временем усложняются.

Хороша игрушка расписная!
Вся поёт бесхитростно светла,
Видна в ней радость молодая
Ставшего искусством ремесла!
(В. Фофанов)
Самые большие трудности пришлось испытать на самом первом этапе: заготовке глины и подготовке ее к работе.

Глину очень приятно трогать, она послушно откликается на все движения рук, но только в том случае, если она правильно подготовлена к работе.

Несколько занятий посвятите лепке фигурок животных: медведя, конюшка, барашка, коровки, мышки, котика, и т.д.

Ни одной фигурки, похожей на другую, все разные, как и их хозяева.

Кто-то сделал индюка Распущенные бока.
У кого-то глина стала
Вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу,
Сразу стало веселей –
Мастера и мастерицы
Появились в слободе!
(Л. Дьяконов)
Работая в течение ряда лет над этой темой, делаю следующие выводы:

1) у детей появляется интерес к истории и культуре нашего народа; об этом говорят книги, иллюстрации, которые они отыскивают и приносят в класс;

2) развивается художественный вкус, что отражается и на выполнении работ по изобразительному искусству;

3) развиваются творческие способности учащихся: если первые работы выполнялись под руководством учителя и доля самостоятельной работы была очень мала, то последние работы детей в художественной части были выполнены полностью самостоятельно;

4) приобретаются трудовые умения и навыки, расширяются знания: дети знают, что такое барельеф, папье-маше, приемы лепки дымковской игрушки, знают основные элементы узора дымки, цвета, которые берутся для выполнения узора, основные принципы раскрашивания дымки, приобретают практические умения по работе с глиной и исследовательские навыки.

Кроме этого, как и в любой работе по лепке, развивается мелкая мускулатура кистей рук.

Работа с дымкой вносит свой неповторимый вклад в развитие творческих способностей детей.

И закончить хочется словами А.И. Деньшина, человека, который очень много сделал для того, чтобы промысел дымковской игрушки не ушел в забвение: “Научите детей творить, и они меньше будут вытворять!”

Шарова Татьяна Витальевна, учитель изобразительного искусства

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *