Чем знамениты 90 е годы
Путешествие во времени. Артефакты 90-х
Портал Юга.ру собрал двадцать пять главных артефактов 90-х годов: вспомним, как это было.
Тем, кто испытывает ностальгию по 90-м, равно как и тем, кто вспоминает их с усмешкой, радуясь новому дню, посвящается. 90-е годы в России — это начало «рыночных отношений» и президент Ельцин, ваучеры и «прихватизация», МММ и Леня Голубков, «абидасы» и «мальвины», сникерсы и напитки из порошка, а также многое другое, оставшееся в прошлом, к радости одних и сожалению других. Мы решили вспомнить артефакты 90-х в алфавитном порядке.
«Адидасовские» костюмы
Кажется, на физкультуру большинство наших одноклассников ходило ради того, чтобы покрасоваться в свежекупленном «адидасовском» костюме. В те времена Nike (пришедший в Россию в 1994 году) и Reebok мало кому в стране были доступны, наши ряды пестрели махровым «адидасом», частенько с написанным навыворот названием марки (например, «абидас»), и иногда разбавлялись бунтарями, носившими так называемую «пуму». Разумеется, дополняли образ белые кроссовки одноименного «бренда», делавшие парней похожими на персонажей индийских криминальных драм.
Читайте также:
Ваучеры
В России 90-х годов вечный вопрос «что делать?» трансформировался во временный вопрос «что делать с ваучером?». Так назывались приватизационные чеки, которые раздавали населению якобы в целях приватизации государственных и муниципальных предприятий. Ваучерная приватизация проводилась в 1992–1994 годах. Летом 1991 года были приняты законодательные акты Верховного Совета РСФСР, предусматривавшие выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Через год населению раздали ваучеры номиналом 10 тыс. рублей, которые теоретически можно было обменять на долю в акциях какого-нибудь предприятия. Но большинство чеков скупили разного рода спекулянты. По словам тогдашнего главы Госкомимущества Анатолия Чубайса, который руководил приватизацией, позже прозванной в народе прихватизацией, на один ваучер можно было купить два автомобиля «Волга». Настоящая же стоимость приватизационного чека оказалась равной цене двух бутылок водки.
Видеокассеты
Девичьи анкеты
Они были похожи даже не на дневник Лоры Палмер, а на советские производственные анкеты. Только на розовой бумаге. Только с сердечками и блестящими вклеечками, открытками и календариками. Спрашивали, сколько вам лет, влюблены ли вы в кого-нибудь и нравится ли вам Таня Буланова. Ими обменивались на ОБЖ и раскрашивали их в раздевалке, спрятавшись от учителя физкультуры. Они восполняли недостаток внимания к девочкам со стороны взрослых и производили впечатление искренности, притом что требовали стандартных ответов: какая девочка в 13 лет и в здравом уме признается стервозным одноклассницам, что ей нравится Иоганн Себастьян Бах, а не Таня Буланова?
Джинсы-варенки
О главная любовь 90-х, их ярчайший символ и голубая мечта всех девочек и мальчиков — джинсы-варенки, «мальвины» и «монтаны», каким счастьем было заполучить, наконец, заветную пару. Эти «мальвины» заменяли абсолютному большинству джинсы Levi’s и прочие малодоступные. Ради своей пары джинсов подростки были готовы на всё, включая шантаж. То есть обещание родителям окончить четверть без троек или жизнь без варенок. Уже в 2000 году учитель из американского фильма «Заплати вперед» говорит школьникам, что они заперты в этом своем седьмом классе: никаких прав, не могут ни голосовать, ни решать другие важные вопросы. Нашей иллюзией свободы были эти джинсы, для одних воплощавшие шик незнакомой жизни, а другим дававшие возможность быть как все — ведь этому учат большинство.
Дискеты и дисководы
Если показать современному подростку дискету, он, скорее всего, спросит, а вымерли ли уже мамонты в ту эпоху, из которой вы родом. Действительно, за 25 лет, прошедших с середины девяностых, технический прогресс совершил невероятный скачок, а мы даже не заметили. Кто не застал дискет, тому лучше не говорить, сколько информации они способны были вместить: последует еще один анекдот про динозавров. И что к дискетам прилагались админы с впечатляющим английским, называвшие, например, кнопку «power» (была такая) «повар». Впрочем, этих динозавров и сейчас еще можно встретить.
Диснеевские мультфильмы
При одном упоминании этих слов в голове раздаются звуки музыкальной заставки к «Чипу и Дейлу», которые спешат на помощь, слово «гайка» ассоциируется у вас с Гаечкой из того же мультика, а при виде любых утят вы вспоминаете трех конкретных из своего детства? Значит, оно пришлось на 90-е. По субботам и воскресеньям ровно к 17:00 мы собирались у экранов телевизоров, чтобы увидеть красочные мультики с таким же навязчивым поучительным смыслом, каким обладали многие советские, но вдобавок с кучей особенных шуток, доселе нам незнакомых.
Читайте также:
Ельцин и газета «Не дай Бог!»
Главный символ российских 90-х и их вечный артефакт, без которого России 90-х не было бы — или она была бы совершенно другой. Президент Ельцин с его блистательной шевелюрой, внушительной фигурой, смешной речью, алкоголизмом, неуклюжим изяществом предводителя дворянства, со всеми этими аргументами и фактами, пачками «Спид-Инфо», Черкизонами, желтой прессой, олигархами, иллюзией свободы, хитом предвыборной кампании 1996 года «Борись, Борис!» и ее же циничным феноменом газетой «Не дай Бог!», которая, возродившись к выборам 2012 года, наглядно продемонстрировала цикличность российской истории и зацикленность российской жизни на идеалах и традициях совка.
Жвачки с наклейками
Не знаю, как ваш школьный дневник, а мой примерно в девятом классе был заклеен вкладышами из жвачки «Элен и ребята» так, что из-за них выглядывала одна моя фамилия. Что удивительно, учителя были совершенно не против и, делая вид, что слушают пересказ в исполнении Мишки Иванова, мнущегося у доски, беззастенчиво разглядывали портреты французских звездочек на моем дневнике. Да, и «Love is…» — тоже примерно из того времени. Но это был пик наклеечного безумия: конечно, начиналось все с противостояния между «Орбит» и «Дирол» и окончательного решения в пользу «Стиморол», чья нахальная реклама с блондинистым загорелым байкером не могла оставить равнодушными девчонок, помешанных на анкетах и песне Натальи Ветлицкой «Плейбой». Такими мы были.
Игровые приставки
90-е — время расцвета игровых приставок в России. Одной из самых популярных портативных игровых консолей была Game Boy от японцев Nintendo. Не отставало и китайское портативное игровое устройство Brick Game, в народе известное как «Тетрис». Прорыв в игровой индустрии начался, как известно, с появлением 8-битной приставки. Однако сверхпопулярная в мире NES (Nintendo Entertainment System) у нас была недоступна, зато повсеместное распространение получил клон NES — Dendy. Эта приставка выпускалась с конца 1992 года российской компанией Steepler и собиралась на Тайване из китайских комплектующих. Название «Денди» стало нарицательным, даже позже все игровые приставки по привычке так называли. В середине 90-х годов огромную популярность обрели игры Super Mario, Contra: детей уже невозможно было оторвать от экранов. А на смену 8-битной приставке пришли 16-битные консоли SEGA Mega Drive и Super Nintendo. В конце 90-х наступила пора Sony PlayStation — когда появился новый носитель, компакт-диск. PS1 обладала красивыми рисовкой и озвучкой, современными дизайном и устройством управления. Впрочем, даже тогда в России не многие могли позволить себе PlayStation.
Киногерои 90-х
Арнольд Шварценеггер, Жан-Клод ван Дамм, Чак Норрис: сколько времени вы провели в пылких спорах о том, кто из них круче? Сколько карманных денег потратили на жвачки со вкладышами, изображавшими Терминатора и прочих? Герои боевиков 90-х пришли на смену романтически настроенным неудачникам из комедий 80-х, чтобы затем, к нулевым, уступить место на экране мрачным детективам, охотящимся на маньяков.
Клетчатые сумки
По соседству с каждым из нас жила какая-нибудь тетя Люба, которая не дремала и в начале 90-х стала мотаться в Турцию «за вещами», сменив карьеру парикмахера на лавры модного гуру. Это они, знаменитые челночницы 90-х, привозили в своих легендарных клетчатых сумках горы блестящих лосин, поддельных адидасов и версач, свитеров и капоров из ангорки, варенок, цветных резинок для волос, пуловеров «Boys», юбок-«лохмотьев» и прочего ночного кошмара Эвелины Хромченко. Не так давно Louis Vuitton выпустил коллекцию дамских сумок по мотивам той клетчатой сумки — она действительно прочно засела в сознании людей родом из 90-х.
Ламбада
Ее обожали тетушки, заставлявшие маленьких девочек танцевать в стиле индейцев Амазонии на соседских вечеринках, и ненавидели маленькие девочки, переслушавшие ламбаду в детском саду. Эта мелодия родом из Бразилии стала в России своеобразным символом 90-х: всё было новое, незнакомое, неизвестно, что впереди, а пока танцуй ламбаду. Доходило до изучения русского варианта текста песни на уроках музыки. Этих кафкианско-беккетовских уроках музыки 90-х годов.
Лизун и прочие
Во-первых, лизун. Этого тезку персонажа «Охотников за привидениями», представлявшего собой липкий шар, бросали в потолок или стену. Прилипалы самых разных цветов оставляли там стойкие пятна, за которые лизунов ненавидели мамы. Потом — радуга, то есть разноцветные пружины: круглые, в форме сердечка, звезды или бабочки. Их пускали по ступенькам, наблюдая, как они прыгали вниз. Наконец, был йо-йо — шарик на резинке, который бросали по сторонам, а он возвращался обратно в руки. Потом он получил развитие: появились современные конструкции йо-йо и даже термин «йо-йоинг». Игрушка помогала в развитии быстрого мышления и координации движений. В общем, нужно было чем-то занять руки, в которых смартфон окажется только лет через десять-пятнадцать.
Лосины
Это сейчас некоторые девушки носят легинсы — в 90-х были лосины. Сначала черные блестящие, потом — всех цветов и тоже блестящие. В сериалах начала 90-х все женщины были одеты в лосины. На концертах 90-х все женщины были одеты в лосины. В России 90-х все женщины и даже маленькие девочки были одеты в лосины. Когда к середине 90-х на экраны вышел сериал «Элен и ребята», в котором все женщины были одеты в лосины, стало понятно, как теперь эти лосины носить. Они уже должны были быть не блестящими, а цветастыми, и к ним полагались мужская футболка, кеды и сумка размером с Эйфелеву башню, с которой можно было ходить и в спортзал, и на репетиции в воображаемый гараж к воображаемому Николя. Сериал кончился и почти забылся, а лосины — остались, были с нами в начале нулевых и к середине, к недовольству мужчин, вернулись, назвавшись легинсами и спрятавшись под короткие платья.
Малиновые пиджаки, золотые цепи, часы «Монтана»
Модный дом Версаче, в 90-х невероятно популярный, выпустил мужскую коллекцию, пестревшую малиновыми пиджаками. Она не могла не понравиться населению страны, изголодавшейся по ярким цветам. Тренд тут же подхватили новые русские, быстро и прочно ставшие, во всем малиновом и золотом, героями анекдотов. Ужас был также и в том, что эти пиджаки и цепи могли, уже не от Версаче и уже в народе, среди подражателей, дополняться — и повсеместно дополнялись — адидасовским низом, то есть спортивными штанами, и, конечно, остроносыми туфлями. Завершали образ человека, довольного жизнью, электронные часы Montana: их счастливый обладатель то и дело лез посмотреть, который час. Все считали их американскими — на самом деле выпускались они в Гонконге. Часы Montana отличались «стильным» дизайном и множеством функций вроде будильника, секундомера и подсветки, а кроме того, были музыкальными и могли воспроизводить восемь мелодий — само совершенство.
Покемоны
Персонажи игры, в 2016-м успевшей за пару дней стать одним из главных трендов года, родились в 1996-м. Этими «карманными монстрами» (Pocket Monster — Pokémon) заведует Nintendo: ей принадлежит товарный знак «Покемон». Появившись в качестве игр для портативной игровой системы Game Boy, разработанных студией Game Freak, «Покемон» стал второй в мире по популярности серией компьютерных игр: уступил Mario, тоже игре от Nintendo. Суть «Покемона» состояла в том, что карманных монстров разных видов, наделенных сверхъестественными способностями, обучают их обладатели, тренеры покемонов, для сражений с покемонами других тренеров. А что касается популярной сегодня Pokémon Go, она представляет собой сильно упрощенную для массовой аудитории версию MMO-игры с геолокацией и дополненной реальностью под названием Ingress, которую создала калифорнийская компания Niantic Labs еще в 2012 году. Pokémon Go сделана Niantic Labs по лицензии, принадлежащей The Pokémon Company — филиалу Nintendo, занимающемуся развитием бренда Pokémon.
Российская попса
С распадом Советского Союза распахнулись двери для поп-певцов всех мастей и их нехитрого творчества — и уже так и не закрылись. Но тогда, в 90-х, всё было в новинку: простые навязчивые мелодии с откровенными текстами, китч, местечкового стиля эпатаж, продюсеры, усиленно продюсировавшие по десять безголосых певцов в сутки; а с другой стороны — свобода слушать что хочется, «Нирвану» и группу «Комбинация» на одной кассете, купленной на рынке на сэкономленные карманные деньги; смелость молодых певиц, сделавшая их образцом для подражания, особая элегантность легкомыслия, когда оно оказывается в нужное время и в нужном месте: «красишь ты ресницы в ярко-синий цвет, ждешь любви прекрасной, а ее все нет» — вообще-то так и было.
Сериалы 90-х
Любовь к сериалам началась в СССР в конце 80-х, когда население страны помешалось на «Рабыне Изауре». Которая, что примечательно, как и формат видеокассет VHS, отмечает в этом году 44-летие. В Советский Союз сериал пришел, опоздав на 12 лет и вместе с тем явившись как раз вовремя, чтобы превратить увлечение латиноамериканским мылом во всеобъемлющий социокультурный феномен. Не зря в те годы во все сборники перлов из школьных сочинений включали этот: «Уезжая, Дубровский бросил последний взгляд на горящую фазенду». Сразу после «Рабыни Изауры» последовала мексиканская теледрама «Богатые тоже плачут», распределившая многочисленные роли в каждом школьном классе на территории России. В те же годы состоялся феномен «Твин-Пикса» — постмодернистского шоу, заключенного в сериальный формат, которым россияне увлеклись не меньше мексиканских, а потом бразильских теледрам. Линч поразил большую часть российских поклонников «Твин-Пикса» не столько его идеей и особенностями содержания, сколько эстетикой: никогда еще в одном сериале не было такого множества красавиц.
«Сникерс», «Марс», «Баунти» и турецкие шоколадки
До 1991 года мы получали на Новый год сладкие подарки, состоявшие из шоколадных плиток и конфет советского производства. В 1991 году к ним присоединились турецкие шоколадки в ярких обертках, узенькие плиточки, которые мы поедали, плюясь, из уважения к моде и достижениям рыночной экономики. По вкусу они были похожи на твердый, упакованный в кричащие обертки бензин — нас хватило ненадолго. Реклама принесла «Сникерс», «Марс», «Твикс» и «Баунти»: теперь мы давились «райским наслаждением», под завязку набитым кокосовым пенопластом, и лицемерно спорили, что вкуснее — «Марс» или «Сникерс». Пока спустя годы и подпорченное здоровье не вернулись к старому доброму «Рот Фронту» с «Красным Октябрем».
«Соки» из порошка
«Просто добавь воды», — велел рекламный ролик, вещавший из каждой «Санта-Барбары» с «Просто Марией». Мы послушно добавляли: ни одно школьное афтепати после морально-физических забегов «А ну-ка, девочки» и «А ну-ка, мальчики», посвященных 8 Марта и 23 Февраля, не обходилось без разноцветных порошков, дико разбавленных водой (тут, наверное, срабатывал инстинкт самосохранения). Мы бодяжили кто во что горазд — «Юпи», «Инвайт» или «Зуко», пока в один прекрасный день порошковый сок не застрял в горле у страны настолько красноречиво, что все домашние компоты сразу взяли верх вместе с благоразумием.
Тамагочи
Или яйцо-часы, или яйцечасы — так переводится с японского «тамаго» + «чи», слово, означавшее электронное существо, за которым нужен глаз да глаз. Тамагочи появились во второй половине 90-х — с самого начала это была игра для портативной консоли Game Boy от Nintendo — и представляли собой подвешенное на цепочку яйцо с тремя кнопками и маленьким ЖК-экраном. Эту японскую игрушку, в которой засело некое существо родом с другой планеты, нужно было кормить, лечить и играть с ней, вернее, с этим пришельцем, иначе он отправится в мир иной. В Японии были случаи самоубийства подростков из-за смерти тамагочи. Интерактивная игра, которая стала очень популярной и в России, сделала слово «тамагочи» нарицательным. Его у нас стали употреблять для названия часто ломающейся техники.
Телекомпания «ВИD»
Логотип телекомпании в виде головы даосского философа, больше напоминавший истинный лик космического пирата из кино про Алису Селезневу, был настолько популярным, что однажды кавээнщики развернули его, показав «ВИD» сбоку» и насмешив всю страну. Знаменитый «ВИD» был основан в 1990 году бывшими ведущими программы «Взгляд». В 90-х популярнейшие программы телекомпании вели легендарный Владислав Листьев, Александр Любимов, Иван Демидов, Дмитрий Крылов, Юлий Гусман, Леонид Якубович, Сергей Супонев, кабаре-дуэт «Академия» (вот уж самостоятельный символ России 90-х), Виталий Вульф, Валдис Пельш и другие. Говорят, «Поле чудес» идет до сих пор.
Телереклама 90-х
«Не тормози — сникерсни», «Жиллетт» — лучше для мужчины нет», «Лаки Страйк» — настоящая Америка», «Баунти» — райское наслаждение», «При всем богатстве выбора, другой «Альтернативы» нет», «Бери от жизни все», «До первой звезды нельзя», — все эти фразы крепко засели в сознании, потому что его изменяли. Это была первая в России телереклама, это было начало рыночных отношений — такое не забывается. Особняком стоит цикл рекламных роликов о водителе грузовика Лене Голубкове и его благородном семействе, инвестировавшем свои активы в АО «МММ»: «Куплю жене сапоги»; «Я не халявщик. Я — партнер!». Снимались эти видео по принципу сериала и напоминали «Просто Марию» местного разлива — чтобы вызвать интерес и сочувствие народа, обалдевшего от любви к латиноамериканским мыльным операм. И вызывали.
Трафарет и копирка
Без первого не обходилось оформление ни одной обложки реферата, которые были так популярны в школах 90-х, а вторая служила ксероксом своего времени. Кроме того, трафарет помогал выглядеть «не как все», если научиться с его помощью наносить на белую футболку название модной фирмы. Драматичность ситуации была в том, что так делали многие.
Хорошее и плохое в 90-х
Многие помнят шальную молодость, пришедшую на 90-е. Давайте вспомним на примерах, что было хорошего и плохого в 90-е.
Топ – 10 хороших воспоминаний из 90-х
1. Часы Montana
Если вспомнить БУМ того времени на всю зарубежную продукцию, то вопросов не остается. Правда, бренд Montana оказался зарубежным, только производство его было не США, а Китай. Даже производители не носили свою продукцию. Но под конец прошлого века, все поколение Х были гордыми обладателями часов. Счастливые обладатели украшения горло задирали рукава, чтобы покрасоваться перед знакомыми и незнакомыми людьми модным трендом.
2. Виртуальные питомцы
Такая игрушка была практически у каждого, независимо от возраста и социального положения. Она пришла в страну из Китая сразу, завоевав любовь детей и подростков. Суть — в уходе за виртуальным питомцем еще с момента, как тот был в стадии яйца. Длиться это могло неделями, но, потом животное умирало и наступал момент великой скорби. Выращенное создание становилось воспоминанием. Тамагочи все также продаются, но не пользуются популярность. Однако, если хочется испытать прилив ностальгии, то можно приобрести такую игрушку и поиграть пару дней, вспоминая молодость.
3. Завезенная из других стран бытовая техника
Сначала в 90-х это был шок. Цветные завезенные из других стран телеки, видеомагнитофоны, микроволновки, всё это возможно было приобрести. И не «достать», как прежде, в советском союзе, а элементарно прийти и приобрести в магазине, были бы средства. Иной вопрос в том, собственно что денег-то буквально ни у кого не было. Но импортная техника начинала завозиться в те годы.
4. Кинофильмы
В 90-х начали сниматься самые разномастные фильмы, самых разных жанров. На волне эпохи созданы и, по настоящему легендарные ленты. Фильм Балабанова, который стал символом эпохи, именно благодаря ему начали носить растянутые свитера, ассоциировать себя с Бодровым младшим. Разглядеть действительно хорошие творения режиссеров было сложно, особенно среди соотечественников. Русская кино-культура претерпевала крах, в то время как зарубежная становилась все лучше и лучше. В 90-е на телеэкранах появился «Терминатор», впервые были показаны «Звездные войны», все эти фильмы произвели «БУМ» среди молодых и взрослых людей.
5. Дискотеки
В 90-е свобода открылась для режиссеров и молодого поколения. В Советское время вечеринки регламентировались, минимальное количество алкоголя, запрещенных веществ. После открытия железного занавеса, юноши, девушки смогли полностью ощутить, значение отрываться до упада. В моду вошла зарубежная поп музыка, энергичные, сумбурные танцы. Не удивительно, что, каждый второй подросток, хотя бы раз в жизни был на рейвах.
6. Компьютерные клубы
В 90-х начала бурно развиваться техника, начиная от нашумевших игровых консолей, заканчивая мобильными телефонами. В СССР никто и думать не смел о появлении мобильника в жизни. Вместе с телефонами в жизнь поколения Х вошли компьютеры. Однако, такую технику мало кто мог себе позволить и, особо изобретательные дельцы, легко этим пользовались. Компьютерные клубы были в самых разных местах, в подвалах, магазинах и гаражах. В начале это была пара компьютеров без подключения к интернету. Позже стали появляться клубы с интернетом.
7. Забавная реклама
До 90-х годов советский человек не представлял рекламу. По телевизору шли агитационные, пропагандирующие ролики. Но 30 лет назад это прекратилось и синий экран заполнили рекламные паузы, длящиеся по несколько минут. Было два типа рекламы – зарубежная, с сюжетом, не лишенным смысла и отечественная, полностью абсурдная и вызывающая только слезы от смеха. Чего только стоит вирусный ролик про ларек «ТТТ», где бы еще снимали рекламу на торговую точку. Реклама — это неотъемлемым символом эпохи, а фраза «Я не халявщик, я партнер» долгое время вызывало ажиотаж. Рекламные ролики прошедшей эпохи не были похожи на современные, у них отсутствовал сюжет и смысл. Они являли собой нечто глупое, но смешное.
8. Предвыборные ролики
Их можно было увидеть между фильмами, во время рекламных пауз. Ролики вставляли в сами фильмы, создавая отдельный жанр. Из-за низкого уровня политической грамотности, люди не знали, как правильно выбирать представителей власти. Именно поэтому, предвыборная гонка стала объектом насмешек и издевок. Начиная от танцующего Ельцина, заканчивая отдельными клипами, посвященным избирателям.
9. Возможность выезда за границу
После падения «железного занавеса», одновременно с появлением на нашем рынке многих иностранных товаров, у нас появилась возможность путешествовать во все уголки мира. Опять же, у большинства из граждан не было такой возможности. Но хотя бы за то, что границы были открыты после распада СССР, уже стоит поблагодарить наши 90-е. В это трудное время многие воспользовались открытыми границами, чтобы позволить уехать из страны навсегда.
10. Игровые консоли
На замену Тетрису и приставке «Ну погоди», пришли игровые консоли и игры нового поколения. В руках у молодых людей появился джойстик вместе со знаменитой «Сегой». Позволить себе такую игрушку мог не каждый, а счастливым обладателям регулярно приходилось встречать желающих поиграть пару часов. Часто на замену «Сеге» шла «Денди», не менее популярная в то время приставка. Под конец прошлого века вышла первая Playstation, которая произвела настоящий ажиотаж среди поклонников виртуальной реальности.
Топ – 10 плохих воспоминаний из 90-х
1. Ценовая политика
Товары стоили баснословных денег, все из-за обрушившегося на страну кризиса. Деньги перестали иметь цену, что привело к резкому ухудшению жизни. Это отразилось на взрослых представителях поколения. За 2 года стоимость отдельных продуктов возросла в десятки раз.
2. События октябрьского путча
Октябрьские события 1993 году стали результатом длительного кризиса власти, который начал развиваться еще в 1992 году после государственного переворота в августе 1991 года и смены режима. После распада СССР и прихода к власти Ельцина его правительство хотело полностью реорганизовать систему управления и ликвидировать все остатки Советского Союза, но Верховный Совет и Съезд народных депутатов не согласились с этой политикой. Кроме того, реформы, проведенные Ельциным, вызвали много вопросов и не только не спасли страну от кризиса, но и во многом усугубили ее.
3. 1-ая Чеченская компания
В то время у правительства Ельцина не было ни силы, ни политической воли для действенных поступков, и практически Чечня стала независящей от Российской Федерации в этап с 1991 по 1994 год. У нее было сформировано свое правительство. Впрочем в 1994 году правительство Ельцина решило возобновить конституционный порядок в Чечне. Для этого была введена армия РФ, собственно это и послужило началом войны.
4. Ваучеры
Один из самых знаменитых атрибутов 90-х. Раздолье для не добропорядочных бизнесменов, наживающихся на низкой экономической грамотности населения. Ваучерами расплачивались в магазинах и обменивали на копейки. Дельцы скупали бумажки, выкупая целые заводы, в то время, как обычные люди голодали и не могли себе купить крупы или молоко. К 93-му году один ваучер, номиналом 10 тысяч рублей мог стоить всего двух бутылок спирта Рояль. Благодаря приватизационным чекам предприимчивые граждане становились миллионерами и олигархами.
5. Рэкет
Стали популярны бандиты. Вокруг их образа сложился культ, самый пик рэкета пришелся на 95- 98 года. В год регистрировались десятки тысяч убийств, краж и отмывания денег. Рэкетиры не гнушались ни полом, ни возрастом жертв.
6. Дедовщина
В 90-х непорядок был не только в экономической и политической части, пострадала и военный институт. Денег не хватало на обеспечение армии провизией, солдаты были изможденными, случаи суицида были нередки в ту эпоху. Из-за нехватки продуктов развилась дедовщина, когда более старшие солдаты издевались над новичками, отнимая у них продукты или просто избивая.
7. Распределение продуктов
Талонная система, впервые введенная во времена СССР, снова вернулась. Существовали государственные магазины, где продукция выдавалась четко по талонам, а нормы веса, количества жестко регламентировались. Были также магазины, где продукты можно было купить без талонов, но выстояв огромную очередь. Эпоха дала толчок к развитию мафии, жестко контролировавшей торговые точки.
8. Очереди
90-е запомнились не только своим бандитизмом, но и постоянными очередями в магазины, кинотеатры, торговые центры. Очереди были везде, даже на рынках к одной палатке могло выстроиться до десяти человек. В очередях знакомились, обсуждали жизнь, заводили отношения. Что уж говорить о современных пробках на дорогах, стоить вспомнить очереди, стоять в которых можно было по целому дню.
9. Дефолт
Под конец эпохи произошел дефолт и многие граждане потеряли работу. Страна не могла выплачивать зарплаты, производить продукты, завозить новые. Коммунальные платежи выросли в сто раз, а зарплата – в 15. Стоит ли говорить о том, какое катастрофическое положение было у населения.
10. Мошенничество
Отмывание денег, экономические махинации, тысячи обманутых людей — это 90-е. Создавались финансовые пирамиды, на подобии «МММ», религиозные секты, единственной целью которых было нажиться на бедных людях. Как следствие под конец десятилетия население оказалось обмануто, деньги ушли в карманы мошенников.
Жизнь в 90-е не была сладка и больше напоминала поход по заминированной территории, но, несмотря на все лишения и горести, люди видели умели находить счастье в мелочах. При воспоминаниях этого времени так или иначе появляется теплое чувство ностальгии. Эпоха породила талантливых деятелей культуры и науки, подарила будущему поколению прекрасные фильмы и телешоу, так что остается только пересматривать кинокартины, шоу или рекламные ролики и с теплотой в сердце переживать воспоминания прошлых лет.