Что нумеруют нумерованные списки
HTML Списки
HTML поддерживает списки трех разных типов, для каждоrо из которых предусмотрены свои собственные теrи:
Нумерованные списки
В нумерованный список браузер автоматически вставляет номера элементов по порядку, начиная с некоторого значения (обычно 1). Это позволяет вставлять и удалять пункты списка, не нарушая нумерации, так как остальные номера автоматически будут пересчитаны.
Нумерованные списки создаются с помощью блочного элемента (от англ. Ordered List – нумерованный список). Далее в контейнер для каждого пункта списка помещается элемент (от англ. List Item – пункт списка). По умолчанию применяется нумерованный список с арабскими числами.
Тег имеет следующий синтаксис:
Элементы нумерованного списка должны содержать несколько элементов списка, как показано в следующем примере:
Пример: Нумерованный список
Пошаговая инструкция
Иногда при просмотре существующих кодов HTML вы будете встречать аргумент type в элементе , который используется для указания типа нумерации (буквы, римские и арабские цифры и т.п.). Синтаксис:
Здесь: type – символы списка:
Если вы хотите, чтобы список начинался с номера, отличного от 1, следует указать это при помощи атрибута start тега .
В следующем примере показан нумерованный список с большими римскими цифрами и начальным значением XLIX:
Пример: Применение атрибутов type и start.
Нумерацию можно начинать и с помощью атрибута value, который добавляется к элементу следующим образом:
В этом случае последовательная нумерация списка прервётся и с этого пункта нумерация начнётся заново, в данном случае с семи.
Пример использования атрибута value тега , который позволяет изменить номер данного элемента списка:
Пример: Применение атрибута value
В этом примере «Первый пункт списка» будет иметь номер 1, «Второй пункт списка» – номер 7, а «Третий пункт списка» – номер 8.
Форматирование нумерованных списков с помощью CSS
Для изменения номеров списков стоит использовать свойство list-style-type таблицы стилей CSS:
Пример | Значение | Описание |
---|---|---|
а, Ь, с | lower-alpha | Строчные буквы |
А, В, С | upper-alpha | Прописные буквы |
i, ii, iii | lower-roman | Римские цифры, набранные строчными буквами |
I, II, III | upper-roman | Римские цифры, набранные прописными буквами |
На примере представленном далее НТМL-кода показано, как использовать стили для получения списка, пункты которого пронумерованы римскими цифрами, набранными буквами нижнеrо реrистра:
Пример: Применение свойства CSS list-style-type
Маркированные списки
Маркированные списки по сути похожи на нумерованные только они не содержат последовательной нумерации пунктов. Маркированные списки создаются с помощью блочного элемента (от англ. Unordered List – ненумерованный список). Каждый элемент списка, как и в нумерованных списках, начинается с тега . Браузер формирует отступ для каждого пункта списка и автоматически отображает маркеры.
Тег имеет следующий синтаксис:
В следующем примере видно, что, по умолчанию, перед каждым элементом списка добавляется небольшой маркер в виде закрашенного кружка:
Пример: Маркированный список
Внутри тега не обязательно размещать только текст, допустимо поместить любой элемент потокового контента (ссылки, абзацы, изображения и др.)
Вложенные списки
Пример: Вложенные списки
При вложении одного маркированного списка в другой браузер автоматически меняет стиль маркера для списка второго уровня. При этом, при вложении нумерованных списков стиль нумерации не меняется по умолчанию. |
Форматирование маркированных списков
Для изменения внешнего вида маркера списков стоит использовать свойство list-style-type таблицы стилей CSS:
Значение | Описание |
---|---|
disc | маркер в форме кружков с заливкой |
circle | маркер в форме кружков без заливки |
square | маркер в форме квадрата с заливкой |
none | пункты списка без маркера |
В следующем примере рассмотрены различные стили оформления маркированных списков:
Как и для чего используются маркированные и нумерованные списки
Создавая статьи, блоги, оформляя страницы на сайтах, нередко приходится писать тексты большого объёма. Любой автор стремится к тому, чтобы его текст выглядел привлекательно, был понятен, и читатель хотел дочитать до конца.
Чтобы более понятно преподнести информацию, придать тексту привлекательность, рекомендуем в оформлении использовать нумерованный или маркированный списки. Это полезно, когда в тексте большой абзац, в котором перечисляются данные, объекты или порядок действий. Информация, оформленная в виде перечней, становится понятной и легко воспринимаемой. Ниже объясним, как их создавать, оформлять, и какой правильнее применить в том или ином случае.
Чем отличаются маркированные списки от нумерованных
В зависимости от того, чем обозначаются элементы, списки делятся на нумерованные и маркированные. Визуально они отличаются друг от друга способами оформления. Главное же их отличие в том, что элементы нумерованного списка располагаются в определённом логическом порядке, а в маркированном пункты можно менять как угодно, без потери смысла.
Автор вправе сам решать, к какому варианту прибегнуть в том или ином случае.
Маркированные списки уместны:
Маркированные списки применяют там, где идёт простое перечисление и не важен порядок расположения элементов. К примеру, фразу: «Школа закупила спортивный инвентарь — скакалки, волейбольные мячи, гантели», будет лучше оформить в виде маркированного списка.
Например, так:
В каких случаях нумерованный список предпочтительнее маркированного? Нумерованные уместны там, где важен порядок расположения его элементов. Когда составляете описание задание, последовательность действий важна и ее лучше составить логическим перечнем.
Для получения вознаграждения за задание вам необходимо:
Текстовые редакторы предоставляют возможность организовывать в текстах разные виды списков. Так на SEOSPRINT при создании нового задания в панели «Описание задания» вставить список можно, кликнув на третью иконку с конца. После этого в развернувшемся подменю выбрать, какой именно хотите создать список, нумерованный или маркированный.
Почему списки лучше, чем просто написание с новой строки
Создание нумерованного и маркированного списка формирует в коде страницы специальные теги. Для поисковика эти теги помогают понять структуру документа и показывают, что материал систематизирован.
Теги нумерованного списка | Теги маркированного списка | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Значение | Описание |
---|---|
1 | Десятичные числа (1, 2, 3..) |
a | Список в алфавитном порядке, строчные буквы (a, b, c..) |
A | Список в алфавитном порядке, заглавные буквы (A, B, C..) |
i | Римские цифры, строчные (i, ii, iii, iv..) |
I | Римские цифры, заглавные (I, II, III, IV..) |
Изменение маркеров у списков:
Горизонтальный список
Если вы используете HTML список для создания горизонтального меню, то вам нужно будет расположить элементы списка друг за другом на одной строке. Средствами HTML это сделать не получится, поэтому нужно будет воспользоваться CSS.
После этого все пункты списка выстроятся в одну строку. Обратите внимание, что у пунктов списка пропадут маркеры и между ними не будет даже пробела, но отступ слева у списка останется.
Как горизонтальный список превратить в горизонтальное меню, вы можете посмотреть здесь.
HTML списки
Списки представляют собой упорядоченный набор значений, который помогает нам систематизировать важную информацию, делая ее более доступной для понимания. Язык гипертекстовой разметки HTML позволяет составлять списки по следующим правилам:
Нумерованный список
Давайте рассмотрим примеры использования:
Выглядеть на странице это будет соответственно так:
Если вы хотите, чтобы список начинался с определённого номера (не с 1), то необходимо указать атрибут start для тега
- .
Выглядеть на странице это будет соответственно так:
Рассмотрим пример в котором представлены все возможные значения атрибута type (отличные от значения по умолчанию):
Результат нашего примера:
Рис. 14 Виды нумерованных списков.
Обращаю Ваше внимание, что допускается формировать нумерованные (упорядоченные) списки, вложенные в другие нумерованные списки (внутри элемента списка ):
Выглядеть на странице это будет соответственно так:
Но и это еще не все, атрибут reversed элемента позволяет задать, что порядок в нумерованном (упорядоченном) списке должен идти по убыванию. Атрибут не поддерживается браузерами Internet Explorer и Edge.
Выглядеть на странице это будет соответственно так:
Маркированный список.
По умолчанию, маркированные списки отображаются на веб-странице в виде списка, начинающегося с маленького чёрного круга.
Давайте рассмотрим примеры использования:
Выглядеть на странице это будет соответственно так:
Забегая вперед, скажу, что каждый элемент HTML имеет стиль по умолчанию. Изменение стиля по умолчанию в HTML элементе может быть сделано с использованием глобального атрибута style. Более подробно этот атрибут будет рассмотрен в следующей статье «HTML стили».
Для изменения типа маркера (стиля) вы можете воспользоваться свойством CSS list-style-type, чтобы определить стиль маркера. Возможные значения свойства:
Атрибут | Значение |
---|---|
list-style-type:none | Убирает маркер. |
list-style-type:disc | Маленький черный круг. Это значение по умолчанию. |
list-style-type:circle | Круг пустой внутри. |
list-style-type:square | Маркер в виде квадрата. |
Ниже приведен пример использования стилей CSS внутри маркированного списка:
Результат нашего примера:
Рис. 15 Маркированные списки.
Обращаю Ваше внимание, что допускается формировать маркированные (неупорядоченные) списки, вложенные в другие маркированные списки (внутри элемента списка ) при этом элементы вложенного списка по умолчанию будут с пустым кругом внутри, a последующие будут с квадратом:
Список описаний
Списки описаний используются для формирования пар типа «имя/значение» / «вопрос/ответ» и т.п.
Тэг (HTML Description List Element) определяет список, тэг (HTML Definition Term Element) определяет его имя, а тег (HTML Description Element) описывает его значение.
Рассмотрим пример использования:
Как вы можете заметить значение списка описаний (элемент ) имеет по умолчанию внешний отступ с левой стороны равный 40 пикселям:
Рис. 16 Список описаний.
Обращаю Ваше внимание, что допускается формировать списки описаний, вложенные в другие списки описаний (внутри элемента значения списка ).
Маркированные (неупорядоченные), нумерованные (упорядоченные) и списки описаний внутри себя могут содержать элементы нового списка (внутри элементов списка / значений списка), другие элементы HTML, такие как, изображения, ссылки и т.д. Списки можно размещать горизонтально, формировать из них меню навигации и так далее. Более подробно о возможностях CSS (каскадных таблицах стилей) и некоторых особенностях HTML 5 вы узнаете позднее.
Список контекстных меню
Тег используется для контекстных меню, панелей инструментов и для включения элементов управления формы.
Тег определяет элемент команды / меню, который пользователь может вызвать из контекстного меню.
В настоящее время теги и имеют очень ограниченную поддержку браузерами и практически не используется по этой причине:
Тег | Chrome | Firefox | Opera | Safari | IExplorer | Edge |
---|---|---|---|---|---|---|
Нет | 8.0 | Нет | Нет | Нет | Нет |
Рассмотрим пример для расширения кругозора:
Для тех у кого браузер не отображает результат:
Вопросы и задачи по теме
Перед тем как перейти к изучению следующей темы выполните практические задания.
Практическое задание № 6.
Практическое задание № 7.
Практическое задание № 8.
Практическое задание № 9.
Если у Вас есть затруднения в составлении какого-то списка, то внимательно перечитайте статью еще раз, если вы не найдете ответа на ваш вопрос, то проинспектируйте код страницы, открыв пример в отдельном окне кликнув по изображению.
Списки в тексте: разбор частых ошибок копирайтеров и правила оформления
Списки в тексте важны, но необходимо использовать их с умом. Часто читатели, не обращая внимания на вступление и прочие текстовые блоки, сразу переходят к спискам, так как именно в них заключается самая важная информация. Важно знать, когда уместен маркированный список, когда — нумерованный. Можно ли делать многоуровневые списки, а в каких случаях стоит обойтись без них — давайте разбираться.
Роль буллитов в тексте
Буллиты — графические символы для выделения пунктов списка в статье: точки, кружочки, цифры, картинки. Буллиты разграничивают текст, делают статью удобной для восприятия и беглого ознакомления с ней. Списки могут использоваться для перечисления негативных последствий или вариантов решения проблемы. Благодаря им в коротком списке можно резюмировать все сказанное выше в тексте.
Также они полезны для продвижения сайта. Поисковые роботы положительно относятся к статьям с нумерацией и маркированием.
Конечно, вся статья не должна состоять только из перечислений — в противном случае читатель не сможет быстро понять, какая часть текста для него наиболее актуальна. Списки хороши вместе с подзаголовками, выделениями, иллюстрациями, цитатами.
Перечни уместны не всегда. Например, в аналитических новостных статьях они почти не используются, однако для информационных, продающих текстов буллиты полезны, так как благодаря им статья становится цепляющей и читабельной.
Маркированные списки
Это неупорядоченные перечисления: в них используются буллиты в виде точек, квадратиков, иконок, изображений. Они нужны, когда последовательность элементов не имеет значения.
В маркированных списках должны присутствовать пункты, связанные друг с другом по смыслу и имеющие примерно одинаковую важность. Рекомендуется, чтобы все пункты были примерно равны по объему, в противном случае перечень будет казаться перегруженным.
Вот пример того, как делать не стоит:
Пояснение в конце перечня стоит вынести в отдельное предложение.
Минимальное количество элементов в маркированном списке — три. Если перечень слишком короткий, лучше трансформировать его в небольшое предложение.
Нумерованные списки
Это упорядоченные перечисления, представленные в конкретной последовательности. В качестве буллитов используются числа, реже — буквы (обычно встречаются в тестах).
Часто нумерованные перечисления используются в пошаговых инструкциях и руководствах, в рецептах. Без них не обойтись в топах и рейтингах. Но есть ситуации, когда подходят только маркированные списки.
Пример того, как делать не стоит:
Пример правильного использования нумерованного перечисления:
Если в пунктах есть 2 и более предложения, то первое рекомендуется выделять жирным или курсивом. Тогда вторые и последующие предложения будут поясняющими. Так читателю легче воспринимать материал. В то же время слишком длинные пункты тоже использовать нельзя — в большинстве случаев двух предложений более чем достаточно.
В указанном выше примере последовательность действий имеет значение, поэтому используется нумерованный перечень.
Минимальное количество пунктов — два.
Как правильно оформлять списки
1. Если каждый пункт — отдельное предложение, то он начинается с заглавной буквы, а в его конце должна стоять точка.
2. Если каждый пункт — продолжение незавершенного предложения, то необходимо начинать его со строчной буквы, а в его конце должна стоять точка с запятой (или запятая, если пункты состоят из 1–2 слов).
3. Если в начале пункта использована цифра/строчная буква со скобкой, то текст начинается со строчной буквы.
4. Если в начале пункта использована цифра/прописная буква с точкой, то текст начинается с прописной буквы.
Пункты должны быть согласованными. Например:
Внимание! Повтора слов в начале словосочетаний или предложений стоит избегать. В примере выше предлог «из» встречается только в первом пункте — повторно его использовать уже нет необходимости.
Уровни списка
Перечисления могут быть одноуровневыми или многоуровневыми (с вложениями). Количество уровней вложений — до 3. Пункты первого уровня могут начинаться с «1.», второго — с «1.1», третьего — с «•».
Многоуровневые перечни хороши для серьезных длинных гайдов, подробных инструкций. В обычных статьях злоупотреблять ими не стоит, так как они перегружают тексты. Лучше разбить один крупный перечень на несколько маленьких.
Особенности перечней в продающих текстах
Многоуровневые или длинные, подробные нумерованные перечисления для продающих текстов подходят редко. Обычно используются маркированные перечисления.
Желательно выстроить все элементы в порядке убывания важности. Однако самый сильный и убедительный аргумент должен стоять в конце списка. Не рекомендуется перечислять технические характеристики товара, которые малопонятны среднему пользователю.
Также есть примеры успешного использования и подробных, развернутых пунктов. Такой подход уместен при описании «болей» клиента.
На лендингах эффектно выглядят буллиты со специальными графическими значками или картинками. Они позволяют пользователям быстро найти актуальную для себя информацию.
Красиво выглядят интерактивно оформленные перечисления. Например, когда при нажатии на элемент появляются преимущества, описание, пояснение, которые скрываются при нажатии на другой элемент. Это привлекает внимание читателей и визуально разгружает страницу.
Главное — упорядоченность элементов: если блоки перечислений «разбросаны» по экрану в случайном порядке, то многие пользователи даже не будут с ними знакомиться.
Частые ошибки копирайтеров
Другая ошибка — отсутствие предложения/словосочетания с двоеточием перед самим списком. Так, если перечисления начинаются без такого введения сразу после подзаголовка или предыдущего абзаца текста — это неправильно.
Не стоит заканчивать текст перечислением, иначе это создает у читателя ощущение недосказанности. Исключение — перечень в конце статьи, кратко подытоживающий все вышесказанное.
Что касается размещения перечислений рядом с подзаголовками или близко друг к другу, то в этом случае мнения разнятся. Такое расположение буллитов допустимо, но нежелательно.
Итак, списки — эффективный способ структурировать данные, выделить главное, убедить читателя, показать преимущества. Благодаря им раскрывается взаимосвязь элементов, а информация оформляется в лаконичной форме. Есть много разных способов их оформления, но для продающих текстов оптимальный вариант — простые маркированные перечни с красивым визуальным оформлением (например, с графическими значками перед каждым пунктом).
Также стоит помнить о стандартных правилах составления списков, которые касаются выбора нумерации или маркировки, строчной/заглавной буквы, знаков препинания.
Регистрируйтесь на Бирже eTXT, выполняйте заказы, пишите статьи на продажу. Следуйте советам, приведенным в статье, составляйте списки грамотно. Заказчики обязательно оценят ваш труд и профессионализм.
- Что нумеруется в электронной таблице
- Что нусрет кладет в мясо желтое