Что нужно чтобы быть репетитором
10 советов, как студенту начать работать репетитором
Многие студенты уже на втором-третьем курсе задумываются о подработке. По профилю пока не возьмут, в Макдональдс — засмеют одногруппники, в университет лаборантом — мало платят. Но не беда! При хороших оценках и твёрдых знаниях можно стать школьным репетитором: студенты часто зарабатывают именно этим.
Сможете ли вы стать хорошим репетитором
Репетиторство — неплохой вид подработки для студентов. Можно подстроить под себя график работы, диплом педагога никто спрашивать не будет, школьная программа ещё не забыта. Более того — многие родители предпочитают именно начинающих студентов-репетиторов сразу по нескольким причинам: небольшая разница в возрасте (а значит, с учеником вы будете говорить на одном языке), свежие воспоминания о ЕГЭ и поступлении в вуз и, чего греха таить, низкая стоимость. Многих даже не смущает, что к их чаду придёт учитель без опыта работы или практики в школе.
Но мало просто заявить о своём намерении преподавать. Чтобы быть востребованным репетитором и получать хороший результат от работы, нужно:
Ну и самое главное — это уметь произвести хорошее впечатление на родителей. От взаимопонимания с родственниками будет зависеть, как долго вы будете заниматься с вашим учеником. Ведь именно они решают, нужен репетитор их ребёнку или нет.
Когда лучше начать
Первый курс — не лучшее время для начала подобной работы. Первокурсник сам только выпустился из школы, и мало чему может научить. А вот времени и сил на подработки в первый год университета практически нет. На втором курсе это уже реальнее, но обычно студенты не стремятся в это время устраиваться на работу. А вот третий год обучения отлично подходит. Если чувствуете себя достаточно уверенно и понимаете, что работа репетитором не навредит вашей собственной учёбе, смело набирайте учеников с третьего курса.
10 советов начинающему репетитору
Практикуйтесь на знакомых
Если вы решили устроиться репетитором, то придётся начать со знакомых детей, обучая их бесплатно. Может, у вас младший брат плохо знает английский, или ребёнок соседей как раз готовится к сдаче ЕГЭ? Позанимайтесь со знакомыми школьниками: это позволит и влиться в работу, и понять подводные камни, и окончательно определиться с решением. Вполне вероятно, что после первых уроков с младшими родственниками вы решите, что педагогика — это не ваше.
Ознакомьтесь с чужим опытом
Возможно, кто-то из ваших друзей или одногруппников уже занимается с учениками. Поспрашивайте их, узнайте больше про их опыт. Самую актуальную информацию дадут как раз ребята, которые преподают тот же предмет, что и вы.
Правильно выберите дисциплину
Намного разумнее преподавать дисциплину, которую любите и которой увлекаетесь. Если в свободное время вы читаете статьи про физику и астрономию, а поступили на программиста, мечтая о большой зарплате — занимайтесь с детьми физикой, а не информатикой. Иначе дети почувствуют вашу неуверенность в предмете и нежелание им заниматься. Толку будет намного больше, если вы будете преподавать непрофильный для себя предмет, который искренне любите. Ну а если специальность и сфера интересов совпадает — тем лучше!
Можно преподавать и несколько предметов сразу. Обычно совмещают смежные дисциплины (например, алгебра и геометрия, математика и физика, химия и биология). Если вы хотите преподавать сразу несколько, подумайте, как их связать между собой. Это позволит заинтересовать учеников и пригласить их на дополнительные занятия по другой науке. Кроме того, два предмета — это в два раза больше потенциальных клиентов.
Вспомните школьную программу
Скорее всего, программу средней школы вы уже забыли. Так что будет не лишним полистать современные учебники и ознакомиться с требованиями для современных школьников. Вы тоже недавно были в их рядах, но уже многое могло измениться.
Не лишним будет и познакомиться с книгами по психологии (если, конечно, вы не обучаетесь на педагогической специальности). А если планируете готовить выпускников к ЕГЭ, обязательно приобретите последние варианты заданий. Тесты с вашего выпуска подойдут в качестве тренировки, но, чем актуальнее выпуск, тем лучше.
Намного сложнее обстоят дела с подготовкой к вступительным экзаменам в вузы. Пожалуй, это под силу только студентам того университета, куда планирует поступать ученик. Если так совпали обстоятельства, то грех ими не воспользоваться. К тому же вы всегда можете зайти в деканат даже на другой факультет и узнать актуальные правила поступления, что тоже пойдёт вам в плюс.
Составьте рабочий план
Конечно, программу нужно готовить для каждого ученика: под его потребности, расписание и цели. Но лучше, если у вас будут какие-то наработки для каждого года обучения. Проще всего это организовать именно для выпускников — ЕГЭ везде одно и то же.
Ищите первых учеников
Лучше заняться поисками заранее, например, в середине лета. Для начала сойдёт и сарафанное радио. Наверняка у ваших родителей есть знакомые с детьми, которых было бы неплохо подтянуть по какому-либо предмету. Хороший вариант — навестить свою школу и попросить бывших учителей советовать вас, как репетитора для отстающих учеников. Как только вы потренируетесь на знакомых и будете уверены в своих силах, можно воспользоваться онлайн-сервисами. Подайте объявления на Авито, Яндекс.Услуги и т. д. (есть специальные платформы для поиска репетиторов и учеников, но они берут комиссию за свои услуги).
Подберите локацию
Обычно занятия проходят дома у ученика или репетитора, но вас никто не ограничивает только этими местами, особенно если вы живёте в общежитии и не можете пригласить школьника к себе. Можно встретиться в кафе, читальном зале библиотеки, даже созвониться по интернету. Главное, чтобы было удобное рабочее место с письменным столом и хорошим освещением.
Поставьте адекватную цену за услуги
Оттолкнитесь от средней цены репетиторов в вашем городе. На первых порах стоимость занятий придётся снизить: всё-таки опыта работы нет, результатами учеников похвастать пока нельзя. Но уже через несколько месяцев сможете повысить стоимость до средней по городу. К тому времени появится понимание о работе, проработаете программы обучения, а трудозатраты сильно снизятся.
Кстати, пробное занятие традиционно делают бесплатным. На нём можно понять, подходите ли вы с учеником друг другу, стоит ли вам заниматься дальше. Поэтому постарайтесь произвести на ученика и его семью хорошее впечатление: чем лучше подготовитесь к пробному занятию, тем лучше.
Продумайте план первой беседы
При знакомстве нужно не только показать свой профессионализм, но и узнать, чем придётся заниматься. Обязательно заранее поинтересуйтесь:
Прекрасно, если ученик сам будет присутствовать на знакомстве и расскажет, что ждёт от занятий и какой способ обучения ему кажется более комфортным. Не надо игнорировать будущего ученика: в конце-концов, это ему предстоит с вами заниматься, а не его родителям.
Не бойтесь сложностей
Возможно, какие-то темы уроков у вас вызовут сложности. Часто люди, свободно разбирающиеся в высшей математике, впадают в ступор от мысли о программе шестого класса. А ещё бывает, что впечатлительный ученик при первых неудачах заводит истерику и наотрез отказывается выполнять задания. Увы, это частые явления в любой педагогической работе. Придётся научиться находить общий язык, аккуратно гасить конфликты, становиться с детьми на одну сторону. И, конечно, самому повторять школьную программу. Как стать репетитором, если задачи средней школы вызывают трудности?
Теперь, с готовым планом, можно приступить к работе. На первых порах придётся потрудиться: вспомнить школьные уроки, найти пробных учеников, отработать программу, определиться с местом. Зато с такой подготовкой вы точно станете репетитором, который реально помогает своим ученикам. А хорошие оценки у ваших подопечных — это и ваши личные победы.
Ну и совет напоследок: не бойтесь просить отзывы у учеников и их родителей. Это и воодушевит вас на работу, если вдруг опустятся руки, и покажет будущим клиентам, что вы настоящий профессионал.
Сколько может зарабатывать репетитор на самом деле
История читательницы из Казани
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Я работаю учителем химии в школе и параллельно занимаюсь репетиторством.
Я мечтала стать учителем с самого раннего детства, еще когда не училась в школе. Сперва думала про русский язык или математику, но в 8 классе началась химия: любовь к ней мне привила учительница, которая вела этот предмет. Тогда я и определилась со специальностью окончательно.
Мне нравилось, что я могу быть полезной и прививать детям любовь к знаниям. Педагог раскрывает перед учениками удивительный мир и помогает им найти свое призвание. Но пока я не поступила в вуз, родители и родственники отговаривали меня от работы учителя, ведь зарплаты педагогов всегда оставляли желать лучшего.
Я выросла в бедной семье, поэтому мама считала, что надо получить хорошее образование в школе, чтобы поступить в институт и обрести специальность, которая гарантирует достойную оплату труда. Мне относительно легко давалась математика, поэтому родители рассчитывали на то, что я свяжу свою жизнь с цифрами. Мама всегда говорила: «Иди в юристы, бухгалтеры или экономисты».
Учеба в педагогическом вузе и первый репетиторский опыт
После окончания школы в 2005 году я целенаправленно пошла в педагогический вуз на специальность «учитель биологии и химии». Я окончила школу с серебряной медалью, поэтому при поступлении у меня была привилегия: если бы я сдала первый вступительный экзамен по биологии на 5, меня бы освободили от второго. К сожалению, я сдала ее на 4, но хорошо показала себя на экзамене по химии и в итоге оказалась в списке поступивших на бюджетное отделение. Если бы не поступила, пришлось бы вернуться в родной город и учиться в финансовом колледже.
На последних курсах я проходила практику в школе. Я была не только пассивным слушателем на занятиях опытных учителей, но и сама проводила уроки. В конце практики на 4 курсе ко мне подошла ученица 10 класса и попросила подтянуть ее по биологии. Она поступала на факультет психологии. Мы обменялись контактами и осенью начали заниматься: я училась на 5 курсе, а она — в 11 классе.
Я почти не готовилась к занятиям: к тому времени я настолько насытилась материалом, что могла часами говорить на любую тему, которую мне задавали. Сначала мы с ученицей разобрали один вариант экзамена, обсудили примерный план подготовки и требования к знаниям выпускника, а также определились с тем, что конкретно мы будем изучать. Мы очень подробно разбирали каждую тему. Я приносила ученице дополнительные тесты — не только те, что продавали в книжных.
Волнения у меня не было, так как я уже вела уроки в школе во время практики. Тем более я много выступала на конференциях и не боялась публики, тогда чего бояться одного ученика?
В итоге девочка поступила на факультет психологии на бюджет. Но это не только моя заслуга: она много занималась и выполняла все мои требования. Сколько баллов набрала моя ученица, я уже не помню, но точно больше 80. Кстати, когда она училась на 3 курсе, то нашла меня в социальных сетях и попросила помочь с курсовой. У нее было несколько общих вопросов. С тех пор мы больше не связывались.
С первого опыта репетиторства прошло 11 лет. Как таковой подход к занятиям у меня не изменился, но изменилась структура экзамена, поэтому мне приходилось приспосабливать свои уроки под новые требования. Занятия стали более интерактивными: теперь мы чаще смотрим презентации по биологии, анализируем графики и таблицы, используем электронные и цифровые образовательные ресурсы. Одно занятие в месяц полностью посвящаем решению заданий и разбору ошибок.
Но одно осталось неизменным — алгоритм проведения занятия:
Мысли об аспирантуре и начало работы в школе
После окончания педагогического вуза я устроилась в школу учителем химии на неполную ставку, так как планировала поступать в аспирантуру на кафедру физиологии. В 21 год мне еще хотелось заниматься наукой. Мой диплом был посвящен физиологии сердца: мы с одногруппниками изучали влияние различных препаратов на сердцебиение. Даже выращивали для этого лабораторных крыс.
Но с аспирантурой не сложилось. Финансирование программы урезали, и вместо шести бюджетных мест осталось всего два, куда взяли «своих». Платную учебу в аспирантуре я бы не потянула, потому что в тот момент родители не могли помочь с деньгами. Оставался один путь — работать учителем в школе.
Конечно, можно было бы заниматься наукой, но в нашей стране это не так сильно развито. Тогда мне нужно выйти замуж за очень обеспеченного мужчину, чтобы он содержал семью, а я могла посвятить себя делу без вреда для нашего кошелька. Я говорю про реальную науку, а не защиту никому не нужной диссертации.
Мне повезло с коллективом школы, в которую я попала. В тот год пришли четыре молодых специалиста — так называют тех, кто работает по специальности сразу после окончания вуза.
Проработав в школе сентябрь и октябрь, я подошла к своему руководителю, чтобы взять дополнительные часы и тем самым повысить зарплату. Оказалось, что все часы распределены, поэтому мне пришлось искать подработку. Я устроилась педагогом-совместителем в другую школу моего района, до которой было удобно добираться на автобусе. Там нужен был учитель на 12 часов — это два дня по 6 уроков. Я попросила освободить мне два дня в неделю в основной школе, чтобы я могла трудиться и в другом учебном учреждении, и мне пошли навстречу.
Конечно, всем понятно, что много часов — это большая зарплата. Но в то же время и большая нагрузка, а выматывалась я очень сильно. Приходила домой ближе к семи вечера, а еще нужно было готовиться к урокам. В таком сумасшедшем темпе завершился учебный год.
От школы до ученика: работа без выходных
Как-то в августе мы сидели с коллегами за чашкой чая и гневались на государство, которое так относится к двум очень важным специальностям — врачам и учителям. Коллега подсказала, что один ученик в месяц приносит больше денег, чем дополнительные два часа в школе. Тогда я тоже решила попробовать сделать акцент на репетиторстве.
Найти учеников мне помогало сарафанное радио и уже существовавший портал «Ваш репетитор». Я назначала цену, исходя из средней стоимости услуг репетитора в Казани: спрашивала коллег и смотрела анкеты других специалистов на сайте. Я получала 500 Р за полуторачасовое занятие. Поначалу бралась за любых учеников, даже если они жили далеко от меня, но, набравшись опыта, стала подбирать кандидатов ближе к работе или дому. После того как у меня появилась машина, я стала обращать внимание на наличие парковки и удобство подъезда к дому.
Ко мне приходили два ученика в неделю, еще к одной ученице я ходила сама. Все остальные вечера были заняты подготовкой к урокам и личным временем. Отказ от дополнительных часов в школе сказывался на отпускных, так как из-за этого уменьшалась ежемесячная заработная плата. Поэтому я решила откладывать 10% дохода от репетиторства на отпускные.
В 2012 году я всерьез взялась именно за репетиторство. За три года работы в школе я получила достаточно опыта, готовиться к урокам стало легче, поэтому я спокойно набирала учеников. Иногда проводила по два занятия за вечер.
На подготовку к урокам и репетиторству уходит 10 часов в неделю. Чтобы донести материал, я готовлю презентации, распечатываю цветные и черно-белые рисунки, даю ссылки на учебные видео, которые необходимо посмотреть. То, что использую на уроке, могу взять и на занятие к ученику. Большую часть материала к школе готовлю летом в отпуске: редактирую план работы на год, дорабатываю презентации, сортирую тесты, раскладываю их в нужном порядке. Это упрощает подготовку к занятиям в учебное время.
Со следующего года я начала откладывать деньги на ипотеку. Зарплата приходила на карту, с которой я ничего не тратила, расплачивалась везде наличными от репетиторства. Тогда карты еще не были настолько распространены, поэтому наличка всегда была при мне. Иногда денег на руках становилось очень много, тогда я пополняла карту и перечисляла их на вклад.
Итого: нагрузка в школе — 36 часов, нагрузка репетитора — до 23 часов.
Главное при таком режиме работы — достаточно спать, ведь сон — эффективное средство от эмоциональной усталости. Если вы пришли домой после физической работы, то можете прилечь — и напряжение в мышцах пройдет. Но если вы устали эмоционально, отдохнуть будет сложнее. Для себя я нашла несколько способов: сон, контрастный душ, музыка, медитация, любимое хобби (у меня — готовка) и уборка, как бы странно это ни звучало. Натирание тарелок, чистка раковины и мытье полов очень хорошо помогают с выветриванием тяжелых мыслей из головы.
Работать было тяжело, но меня радовала мысль, что все заработанные деньги идут на первоначальный взнос по ипотеке. Тем более один плюс все же просматривался — у меня не оставалось времени, чтобы тратить эти деньги. В итоге в том же году я приобрела однокомнатную квартиру в ипотеку.
Кто обычно ищет репетитора по химии и биологии
Чаще всего репетитора по биологии и химии ищут те, кто поступает в медицинский вуз, и абитуриенты химических факультетов. На втором месте — ученики 9 класса, которые выбрали ОГЭ по этим предметам. Бывают и те, кому просто нужно подтянуть свои знания и улучшить результат.
Не все ученики достаточно мотивированы. Но я помню ребят, которые приходили ко мне с тройкой по химии, а в итоге сдавали экзамен на пять в 9 классе или получали высокий балл на ЕГЭ в 11. Это усердные и трудолюбивые дети, которым просто нужна была помощь со стороны: они не могли справиться с некоторыми темами сами.
Конечно, есть и откровенные лентяи. Родители таких учеников считают, что репетитор — это волшебник, который складывает информацию в голову подопечного, и оп-ля! — ребенок хорошо сдает ЕГЭ. Но так не бывает. Чтобы освоить новые знания и хорошо ориентироваться в учебном материале, нужно много работать. Очень много. Поколение, которое растет на «Окей, Гугл. Скажи мне, что такое реакция нейтрализации», порой не умеет пользоваться нормальными источниками информации — книгами и пособиями.
Если я вижу, что ребенку тяжело дается материал, могу предложить пятиминутный перерыв, во время которого мы разговариваем о жизни, смеемся и шутим. Весной иногда провожу занятия по биологии на свежем воздухе. Договариваемся с учеником о встрече в парке, гуляем, вспоминаем строение биологических объектов, беседуем и повторяем материал.
Пока что мне всегда удавалось найти контакт с ребенком, но бывали случаи, когда, как бы я ни старалась, у ученика не возникало интереса к предмету. Такое часто происходит, когда родители хотят сделать из ребенка медика, а он, оказывается, ненавидит биологию или химию. Иногда даже приходилось завершать занятия досрочно, потому что родители или дети передумали поступать на тот или иной факультет.
Если ребенок перестает выполнять задания и ищет разные отмазки, почему оно не готово, я обращаюсь к своим педагогическим умениям и только потом — к родителям. Если беседы ни к чему не приводят, отказываюсь от занятий. Родители ждут высокого результата, а при таком отношении его не будет. Конечно же, они обвинят репетитора в том, что он плохо подготовил ребенка.
За все 11 лет я отказалась только от трех учеников, одна из мам даже написала не очень приятный отзыв на сайте «Ваш репетитор». Но бывали и хорошие моменты. Например, мы настолько сдружились с семьей одной девочки, что они даже приглашали меня на ужин и семейные праздники.
С какими трудностями сталкивается репетитор
Нельзя заниматься с детьми из школы, в которой вы работаете. Это попадает под категорию «конфликт интересов», что подробно описано в законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Если кратко, то это ситуация, при которой у педагога может возникнуть личная заинтересованность в получении какой-либо выгоды при исполнении своих обязанностей, что может повлиять на качество его работы.
Подготовка к занятию тоже требует времени. Это еще плюс один час. Да, если репетитор взял только ЕГЭ по химии в 11 классе, то подготовка к одному занятию делится между всеми учениками. Но нужно понимать, что дети бывают разные, и план работы, который подходит одному ребенку, может не подойти другому. К тому же подготовка и выстраивание занятия меняются в зависимости от обновления контрольно-измерительных материалов.
Если в один день несколько занятий, нужно внимательно все рассчитать, чтобы везде успеть. Даже если репетитор пришел в 16:25 и начал занятие ровно в 16:30, это не значит, что в 18:00 он говорит «до свидания» и уходит. Нужно довести урок до логического конца и завершить свою мысль. Поэтому получается, что назначать следующее занятие необходимо с учетом пятиминутной задержки. А еще нужно время на то, чтобы дойти до машины и доехать до другого адреса с учетом пробок.
Не всегда есть место для парковки, поэтому иногда приходится крутиться по району или вовсе ставить машину на платную стоянку. Если автомобиль некуда ставить, могу отказаться от занятий, так как мой транспорт могут просто эвакуировать.
Зимой к этому еще прибавляется прогрев двигателя и — во время снегопада — чистка машины. Если у одного ученика занятие завершается в 18:00, то ко второму получится попасть только к 18:30, даже если он живет в пяти минутах езды. А позвонить в домофон нужно как минимум за пять минут до занятия, потому что потом еще придется ждать лифт и подниматься на нужный этаж.
Не всегда достаточно времени на личные нужды. Человек — живое существо, в нем почти 24 часа происходят физиологические процессы. Если вечером стоит несколько занятий, то перерывы между ними могут оказаться достаточно короткими. Так, если нужно посетить санитарную комнату, то я заезжаю в торговый центр, «Макдональдс», КФС или что-то подобное. Как-то неудобно ходить в уборную в квартире ученика. Иногда во время занятий очень сушит горло. На этот случай я беру с собой термос с чаем или воду.
В некоторых квартирах нет условий для занятий. Стол узкий, для репетитора — табурет. А для работы нужен обычный стул со спинкой — попробуйте усидеть на табурете ровно 1,5 часа.
Домашние животные учеников могут стать источниками аллергии. Лучше предварительно уточнять, какие животные есть в квартире. У меня нет аллергии, но бывает реакция на некоторые породы кошек. В таких случаях я просто к ним не прикасаюсь.
Запахи в подъезде и квартире могут отвлекать от работы. У меня была одна очень интеллигентная семья, у которой было трое воспитанных детей. У них на кухне стояла вытяжка, но в квартире постоянно ощущался запах баранины, на который я остро реагировала. После двух месяцев работы мне все же пришлось отказаться от занятий. Порекомендовала семье другого репетитора.
Ученик может отменить занятие. Одно дело, когда об этом предупреждают заранее, и совсем другое — когда за 30 минут до начала.
Перспективы карьеры в образовании
В профессии учителя может быть вертикальный и горизонтальный рост. В первом случае можно стать руководителем методического объединения, заместителем директора или директором школы. Если вам удалось получить должность заместителя, можно также попробовать себя в качестве методиста или специалиста отдела, департамента или даже министерства образования. Горизонтальный рост — это получение категорий. Сейчас в системе образования нет других разделений.
Можно просто быть первоклассным учителем и расти профессионально так, чтобы все дети хорошо усваивали материал и успешно сдавали выпускные экзамены. К сожалению, за это не доплачивают. Зарплата учителя растет только со стажем. Но и это нельзя назвать увеличением оплаты. Мне настолько стыдно, что я даже не хочу говорить, сколько платят учителям за стаж педагогической работы.
Сейчас я занимаю должность заместителя директора по учебной работе. Когда меня спрашивают, пойду ли я в директора, я отвечаю нет. Для директорского места нужны железные нервы. Я пока не готова брать на себя ответственность за такое большое количество людей. При любом ЧП или ситуации, которая попадает в СМИ, обвиняют школу. Отбиваться от жалоб, претензий, кучи проверяющих органов обойдется слишком дорого для моего здоровья.
Я не уверена, что смогу остаться в профессии навсегда. Многие подумают, что дело в современных детях, но нет. К ним в 99,9% случаев можно найти подход. Все желание трудиться в школе отбивают родители. К этому добавляется бесконечная бумажная работа.