Что нужно чтобы летать на параплане
Что такое параплан
Кроме того, парапланеризм – это возможность увидеть новые страны, места, познакомиться с новыми людьми, вырваться из плоскости серых будней и ворваться в мир новых ярких впечатлений, в мир свободного полета!
Рекорды на параплане (на 2018 год):
— Рекорд мира на открытую дальность – 564 км.
— Рекорд мира по высоте 8 157 м.
Летно-технические характеристики параплана:
— Минимальная горизонтальная скорость 20-25 км/ч
— Максимальная горизонтальная скорость
50-60 км/ч (60-70 км/ч у спортивных моделей)
— Максимальное аэродинамическое качество
7-8 (10-11 у спортивных моделей)
Теперь немного подробнее о параплане.
Чем параплан отличается от парашюта
Чем параплан отличается от дельтаплана
5-10 кг), он помещается в рюкзак и готов к взлету через 5 минут после прибытия на место. Начальный курс обучения проходится за 5-7 занятий, причем ученик за это время вплотную подходит к парящим полетам. Также, во время обучения, когда ученик совершает полеты сверху вниз, ходить пешком в горку с парапланом намного легче, чем с дельтапланом. А простое управление и небольшая скорость полета делают обучение на параплане намного менее травматичным, чем обучение на дельтаплане. Но на земле достоинства жесткой конструкции дельтаплана оборачиваются трудностями при транспортировке. Далекий полет на дельтаплане немыслим без организованного подбора на машине. К тому же на небольшую посадочную площадку, где без труда сядет параплан, не всегда приземлится дельтаплан. Это лишает дельтапланеристов возможности летать во многих местах, где летают на параплане. В России дельтапланеристы обычно летают либо около старта, имея возможность всегда вернуться обратно, либо на соревнованиях с организованным подбором. Параплан в большой степени свободен от этих проблем. С небольшим рюкзаком легко сесть в машину, или в любой общественный транспорт, добираясь до парадрома или после маршрутного полета. Небольшая масса и габариты параплана не составит проблем при погрузке в поезд и не заставит переплачивать за огромный перегруз в самолете, как с дельтапланом. С точки зрения безопасности явных преимуществ у дельтаплана перед парапланом нет, как и наоборот. Поэтому в России парапланеризм получил гораздо популярность, чем дельтапланеризм. Параплан и планер | ||
Как летает параплан
При благоприятных условиях пилот может подняться в динамике на 1-2 высоты склона над вершиной.
— Высота полета в динамике не может быть намного больше высоты склона. При наилучшем раскладе можно набрать 2-3 высоты склона — Динамик зависит от направления ветра, при его перемене динамик исчезает — Динамик не образуется при слабом ветре. Для каждого склона есть свое значение минимального ветра.
Это наиболее распространенные виды восходящих потоков, они образуются практически в каждый солнечный день. Сила восходящих потоков обычно пропорциональна солнечной активности. Наиболее сильные потоки бывают летом и поздней весной. Однако научиться летать в термиках значительно сложнее, чем в динамике. Поскольку термик не виден и часто не привязан к рельефу местности, найти его и хорошо обработать (т.е. набрать максимальную высоту в нем) непросто, для этого необходим опыт и мастерство пилота. Кроме того, термическая активность сопровождается повышенной турбулентностью, с которой обязан справляться каждый пилот, желающий летать в термиках. Плюсы термических восходящих потоков:
— Высота полета в термиках обычно ограничивается только базой облаков (от 1000 м до 2500 м в средней полосе России летом), иногда пределом являются только физиологические возможности человека Минусы термических восходящих потоков:
— Повышенная турбулентность атмосферы требует хорошей подготовки пилота, способного справляться с нештатными режимами полета параплана
| ||
Как научиться летать на параплане
2. Учиться у друга. Вам повезло, если ваш друг квалифицированный инструктор. А если нет? Достаточно ли квалифицированный пилот ваш друг? А вдруг он, научившись летать сам или у такого же друга, делает что-то неправильно, тем самым подвергая себя и вас риску? Вы сами не можете это определить, а он уверен в своей правоте. Если вы не видите другого выхода, обратите внимание на несколько важных моментов:
— Спросите у друга о классе его параплана. Если друг летает давно и хорошо, у него, может быть аппарат класса EN C или EN D, т.е. параплан, с хорошими аэродинамическими качествами, но не стабильный, не прощающий ошибок начинающего пилота и мало пригодный для обучения. — Даже если ваш друг опытный пилот и у него крыло подходящее для обучения, он может легкомысленно относиться к полетам. Если вы приехали на горку, и он вас запускает в полет, ничего толком не объяснив, без каски, в шортах и тапочках, не доверяйте такому свое обучение
Кто может заниматься парапланеризмом
Когда можно летать на параплане | ||
Страшно и опасно?
Вы должны знать, что если вы прошли курс обучения у квалифицированного инструктора, можете оценить место и погодные условия, летаете на подходящем для вашего уровня параплане и умеете отказаться от полета, когда он кажется вам небезопасным, вам мало что угрожает. 99% летных происшествий происходят по вине пилота! Где можно летать на парапланеПолеты на лебедкеВ отсутствии больших горок очень эффективно можно летать на активной лебедке. Она позволяет набрать стартовую высоту от 300 до 600 метров, откуда легко можно найти термики и часами парить под облаками. Это серьезные полеты, не сравнимые с низким динамиком. Азарт поиска термиков и поиска оптимальной тактики на маршрутном полете трудно с чем то сравнить. На нашем летном поле можно легко дотянуться до облаков и летать высоко. А масса пилотов, летающих рядом помогут найти потоки. | ||
Самые популярные парадромы России | ||
Парапланы бывают разными
Сколько стоит парапланНовый современный параплан стоит от 1200 до 4500 евро, в зависимости от фирмы изготовителя. Существует масса дешевых (и не очень дешевых) отечественных парапланов, сшитых в подвале. Их никто не тестировал и их качество очень сомнительно. Так же существует обширный рынок парапланов second hand. Их цена колеблется от 200 евро (скорее всего не летающие модели) до 1200 евро (почти новые импортные модели). Эта тема подробно рассмотрена в статье » Как выбрать параплан «. Существует еще масса различных аксессуаров, на которые можно истратить любое количество денег, но ведь для любимого дела ничего не жалко. Хобби или спортВы не спортсмен? Вам просто нравится состояние полета? Небо дает возможность летать не только спортсменам, но и просто любителям активного отдыха, даже в большей степени. Полет для души у склона в динамике может доставить не меньшее удовольствие, чем многокилометровый маршрут. Мотопараплан | ||
| ПаратрайкПарамотор дает восхитительное чувство свободы в полете. Пилот может летать в любом месте и на любой высоте от 0 до 5000 м. В полете на парамоторе хорошо чувствуется скорость, ведь безмоторные полеты обычно проходят на большой высоте, где скорость уже не ощущается. Вместе с тем, у парамотора есть несколько недостатков. Полеты на парамоторе в сильную тубулентность из-за термической активности или сильного ветра некомфортен и иногда небезопасен. Поэтому летом парамотористы предпочитают летать утром и вечером, когда стихает термичка и ветер. Многие начинающие парапланеристы хотят купить мотор для того, что бы подниматься вверх и парить в термиках. Это проблематично с мотором. Чувство крыла и управляемость с мотором заметно хуже, чем на свободном параплане. Кроме того, моторные крылья имеют большую скорость снижения и небольшое качество, а сопротивление ограждения винта и сам винт ухудшают и так невысокие характеристики крыла. Поднимаясь в термиках значительно хуже свободных парапланов, пилот с парамотором будет сильно проигрывать на переходах. Как летать на параплане законно?Наш спорт набирает популярность в России, благодаря своей доступности, простоте и крайней демократичности. Год за годом растет число пилотов и перед каждым из них встает вопрос — как летать на параплане законно, не нарушая границ запретных воздушных зон и не пересекая трасс полета самолетов? Особенно это актуально для пилотов на мотопараплане, которые технически могут взлететь и летать практически в любом месте и на любой высоте до 5000 м. Так же это крайне важно знать маршрутникам, которые могут летать на значительные дистанции и на больших высотах. Для начала определимся, что нам нужно, что бы летать в России. Согласно приказу Минтранса России от 12.09.2008 N 147, п.2.1 пилотское свидетельство требуется только для пилотов воздушных судов с массой конструкции более 115 кг. То есть для полетов на параплане не требуется получать, а потом регулярно продлевать пилотское свидетельство. Соответственно не нужно проходить ВЛЭК – врачебно-лётную экспертную комиссию. Далее, что касается параплана как воздушного судна, его государственной регистрации и регулярного получения СЛГ (свидетельства летной годности). Приказ Минтранса от 18 ноября 2011 г. N 287, п. 2 утверждает, что сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции 115 кг и менее (без учета веса авиационных средств спасания) государственной регистрации не подлежат. И без госрегистрации отпадает необходимость каждый год получать СЛГ, довольно дорогостоящую процедуру, сравнимую по стоимости с парапланом. А что в России с воздухом? С 1 ноября 2010 года вступили в силу Федеральные правила использования воздушного пространства (ФПИВП-2010), утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 №138. Согласно этим правилам, все воздушное пространство в России разделено на классы A, C и G. И для выполнения всех полетов воздушных судов в воздушном пространстве класса G, наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется. Оно требуется только для полетов в классе A и C, а для получения такого разрешения в органах организации воздушного движения (ОрВД) уже нужно иметь пилотское свидетельство. Итак, параплан в воздухе подобен велосипеду на дороге. Не требуется пилотского свидетельства (аналога водительских прав), не нужно госрегистрации (как и номеров для велосипеда), не надо каждый год проходить СЛГ (как и техосмотра). Но и прав у параплана значительно меньше, чем у самолета. Как и у велосипеда в сравнении с машиной. Как нельзя на велосипеде выезжать на автомагистрали или двигаться по дороге дальше одного метра от обочины, так и для параплана возможны полеты только в воздушном пространстве класса G. Изменив масштаб, можно увидеть структуру воздушного пространства вокруг Санкт-Петербурга. Цветные многоугольники обозначают границы воздушных зон. Щелкаем где-нибудь рядом с нашей красной точкой и выводится подробная информация о воздушном пространстве в этом месте. Внимание, для того, что бы появилась эта информация, нужно, что бы границы воздушной зоны попадала в область отображения на экране. Из приведенной информации следует, что в этом районе контролируемое воздушное пространство начинается с 900 метров относительно уровня моря и находится в зоне диспетчерского района Санкт-Петербург-Пулково. Соответственно ниже располагается неконтролируемая зона G, доступная для полетов на параплане. Чуть севернее поля Углово проходит граница диспетчерского района Левашово, где она начинается с высоты уже 300 м. В этой зоне изредка проходят самолеты на относительно небольших высотах при заходе в Левашово. Поэтому набирать в потоках севернее Углово нельзя. В 3 км на юго-запад от Углово начинается ВП класса C на высоте 300 м, хотя реально воздушный трафик большой авиации в этом районе отсутствует до высот 2000-3000 м. Если выбрать вкладку «ДР Санкт-Петербург (Пулково)», можно получить подробные данные о режиме работы этой зоны и ее границы по высотам. Теперь надо понять, кто руководит полетами в воздушном пространстве класса G. Закрываем эту табличку. Жмем красный пятиугольник, убираем галочку против CTR/CTA и ставим галочку против МДП/РПИ (местный диспетчерский пункт/район полетной информации). В этой зоне руководит полетами МДП СПб сектор 1 (местный диспетчерский пункт) на высоте от земли до FL50 (то есть до 5000 футов или 1524 м). Выбираем вкладку «Санкт-Петербург МДП Сектор 1 и получаем подробную информацию: зона действует 24 часа, частота связи 132.0 (для тех, у кого есть авиационная рация),телефоны МДП и класс воздушного пространства — G. Что нам и требовалось найти. Это говорит о том, что в этой зоне мы можем спокойно планировать полеты уведомительного характера, за исключением тех случаев, когда в этой зоне вводится NOTAM или ограничение полетов. Но об этом позже. Для полноты (при планировании полетов в других зонах) необходимо посмотреть, как в вашем районе проходят МВЛ (Местные воздушные линии) по которым могут летать самолеты и какие рядом есть аэродромы. Для этого опять нажать красный пятиугольник на сайте, В зонах убрать все галочки, перейти в поле АРД-ЛИН и поставить галочку против МВЛ и аэродромы (можно и вертодромы). Ближайшая МВЛ к Углово проходит над КАДом и не мешает полетам. В 6 км на юго-востоке отображается аэродром Щеглово. С него в хорошую погоду бросают парашютистов с Ан-2, поэтому подходить ближе 3 км к аэродрому нельзя. Далее, надо подать полетный план для уведомления о полете. Перед этим надо убедиться, что в нашей зоне нет запретных зон, ограничений NOTAM и т.д. Для этого опять жмем красный пятиугольник, выбираем «Зоны» и ставим галочки против всех зон внизу. На карте видно, что северо-западе от Углово находится запретная зона ULR1879, которая простирается с земли и до высоты FL670 (20421 м). Зона работает по будним дням, сб и вс выходные. Впрочем, она находится над Ржевским полигоном, над сплошными лесами без посадок и дорог. Нормальный пилот туда и не полезет. Далее посмотрим NOTAM — какие и где действуют временные запреты. Снова жмем красный пятиугольник, выбираем вкладку НОТАМ и выбираем все чекбоксы по очереди. В районе Щеглово есть небольшая зона NOTAM — тот самый аэродром с парашютистами, радиус 2 км от точки. Больше в округе ничего нет, воздушное пространство свободно, можно подавать план. Часть III. Составление плана полетов Будем составлять план полета в окружности вокруг нашей точки. Для начала надо определить ее координаты. Кликаем левой кнопкой на наш красный кружок. И появляется табличка с ее координатами. Но для составления плана нам надо указать координаты: широта 4 знака и долгота 5 знаков (впереди 0 ноль), а не 8 знаков как в табличке. Поэтому округляем координаты до 6004/3043 и нажимаем сохранить. Точка у нас передвинулась в заданные координаты. Составляем самый простой план полета в цилиндрической зоне вокруг одной точки в Углово. Полеты будут на 1 параплане и 1 парамоторе в районе п. Углово в радиусе 1 км (чтобы не попасть в зону C на севере ДР Левашово и на юге ДР Пулково) и на высотах от 0 до 800 м с 12:00 до 18:00 по московскому времени, т.е. с продолжительностью 6 часов. Время в плане надо указывать по UTC — всемирному координированному времени. Что бы получить время по UTC в Санкт-Петербурге надо отнимать 3 часа от московского времени. То есть по плану полеты будут с 09:00 до 15:00 по UTC. (FPL-ZZZZ-VG Тот же план с комментариями: (FPL-ZZZZ-VG На картинке указан границы полетов по плану на карте. Вариант плана с указанием радиуса от точки самый простой, но иногда (когда никак не выбрать подходящий район, но хочется) можно задать границы зоны координатами. Обратите внимание на границы зоны (начало и конец замыкаются в одной точке, а взлет и посадка указана внутри зоны). Вот пример такого плана: (FPL-ZZZZ-VG Часть IV. Выполнение полета После приезда на поле и определения фактических условий для полетов, необходимо открыть план полетов. Для этого надо позвонить в МДП (Углово — это Санкт-Петербург МДП и телефон есть в табличке на сайте fpln.ru, смотрите выше в статье) и открыть заявку в течение 1 часа от запланированного времени начала полетов по плану. Я, Иванов Иван, хочу открыть план, ZZZZ, полеты на параплане, мотопараплане в районе Углово. Важно, если вы замешкались или забыли позвонить, то через 1 час план автоматически аннулируется и придется его подавать заново. После фактического окончания полетов (не обязательно как продолжительность в плане, главное раньше, чем план заканчивается) также необходимо позвонить и сказать, что работа закончена и надо закрыть план полетов. Если этого не сделать, то по большому счету МЧС могут начать поиск со всеми вытекающими последствиями. Такова вкратце процедура выполнения полетов по законам РФ. Она может показаться несколько сложной поначалу, однако сделав один раз план и пройдя всю процедуру, потом не составит большого труда повторять его, просто меняя цифры даты и времени полета. Ниже приведена более простая и наглядная карта воздушных зон вокруг СПб на расстоянии 90 км от центра на 12.08.2018, конечно без временных ограничений НОТАМ. На ней цветом показаны: На большом расстоянии от Санкт-Петербурга можно летать до 1500 м, предварительно проверив структуру воздушного пространства. Выше 1500 м к сожалению зона G в России не распространяется, там зона C и необходима двухсторонняя связь с диспетчером. Итог. Летать на параплане законно в России вполне возможно. Соблюдая границы воздушных зон, вы будете уверены, что не встретитесь в полете с Боингом или полицией на посадке. Летайте безопасно!
|