Что нужно чтобы научиться читать стихи
Что нужно чтобы научиться читать стихи
Как научиться выразительно и красиво читать стихи?
http://spbsht.ru/
+
Основные теоретические аспекты выразительного чтения
Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.
Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
Логическое ударение
Пауза
Интонация
В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.
Важное значение также имеет темп голоса (иным словам, ее скорость). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегают, когда хотят передать сильные эмоции, волнующие рассказчика.
Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза. С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.
В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.
Для того, чтобы научиться выразительно читать, важно уметь улавливать и передавать мысль через интонацию. Интонация — это важнейший элемент выразительного и эффектного чтения и одна из основных сторон культуры речи.
Выделяют следующие виды интонации:
Выразительная
Повествовательная
Восклицательная
Интонация перечисления
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Практические советы о том, как правильно читать стихи с выражением
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!
Создайте партитуру текста. Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
Контролируйте дыхание. Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.
Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.
Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.
Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.
Как преодолеть страх публичных выступлений!
Выступать перед малой или большой публикой приходится многим людям. Это обычно связано с профессиональной деятельностью человека. Так, например, артистам, политикам и телеведущим приходится иметь дело с большим количеством людей, выступая перед ними. Но и у простых людей, работа которых не связана с выступлениями, иногда в жизни случаются ситуации, когда необходимо сказать речь, перед определённым количеством собравшихся. Такая перспектива многих сильно пугает и даже вводит в ступор, ведь не все уверенны в своих силах и не все умеют поддерживать контакт со зрителями и слушателями. Что же является основой такой фобии и как избавиться от страха публичных выступлений?
+
Страх перед публикой возникает у человека ещё в детском возрасте, из-за ошибок воспитания. Так, родители часто своим детям внушают, что в общественных местах вести себя нужно скромно, разговаривать тихо и быть как можно незаметнее. Родители обычно приводят спорный аргумент, что в местах, где много людей, некрасиво выделяться и привлекать к себе внимание. Такой стиль поведения откладывается в голове малыша и закрепляется там на долгие годы. А как говорят психологи – все мы родом из детства. И то, что в нас было заложено в детский период, то уже во взрослом возрасте очень трудно изменить.
В школьные и институтские годы о правилах приличия напоминают преподаватели, которые за отклонение от этих норм подвергают человека критике. Многие специалисты, изучающие данную проблему, считают, что такой страх зародился ещё в первобытной общине. Человеку, чтобы выжить, тогда нужно было быть в коллективе. А вызывающее поведение, отклоняющееся от принятых всеми норм, считалось неправильным и за это могли просто выгнать из общины, что было равносильно смерти. Поэтому древние люди отказывались от своего собственного мнения, и у них появляюсь фобия перед публичным выступлением.
Возможно ли преодолеть страх выступления перед зрителями
По мнению исследователей, из десяти человек девять испытывают страх сцены. У всех степень такого страха разная, поэтому некоторым удаётся преодолеть волнения и достойно выступить, а другие не могут справиться со своими сковывающими чувствами. Есть и особая категория людей, которых страшит не количество людей, которые собрались его послушать, а то, что нужно будет говорить. Это явление в психологии носит название голософобия.
Научиться управлять своими страхами и сдерживать их в нужный момент можно. Для этого следует использоваться специальные методики. В девяноста процентах страха сцены лежит боязнь общественно мнения и осуждения. Это важно осознать, чтобы сделать следующий шаг на пути избавления от фобии. Выступающий человек, часто зациклен на том, как он выглядит, как звучит его голос и что о нём думают зрители. Начинает казаться, что что-то не так и из-за этого выступление может развалиться, а человек войти в ступор. Не стоит воспринимать общение с аудиторией, как какой-то испытательный экзамен, ведь это убьёт свободу и не позволит импровизировать. Нужно постараться отстраниться от зала, почувствовать себя самим собой! Бояться ошибиться, например запнувшись, не стоит, ведь все люди ошибаются и ничего страшного в этом нет. Пытаться удержать и обуздать свой страх ни в коем случае не нужно, это только его в разы усилит. Своё волнение нужно принять и тогда оно ослабнет.
Специальные упражнения, помогающие побороть страх сцены
Существует тренинг, направленный на подавление страха выступлений перед публикой. В данный комплекс входят упражнения, направленные на умение расслаблять своё тело и нормализовать дыхание. Ведь, когда человек испытывает страх, то его тело сковывается, мышцы напрягаются, а дыхание становится сбивчивым и поверхностным. Возникает учащённое сердцебиение, которое усиливает волнение и страх. Организм человека устроен так, что физиология и психика неразрывно связаны между собой. Поэтому психологи знают, что если сделать дыхание свободным и медленным, а телу позволить расслабиться, то страхи и волнения отступят.
Поэтому применяйте следующие техники для преодоления симптомов страха публичного выступления в виде упражнений:
Освобождение из песчаного плена. Представьте, что вы попали в песчаную ловушку. Двигая руками, ногами и изгибаясь всем телом, попытайтесь освободиться из песка, выбравшись наружу. После этого нужно лечь на пол, расслабить все мышцы и отдохнуть.
Фиксирование поз. Выберете любую повседневную позу и зафиксируйте в ней тело. Постарайтесь прочувствовать каждую мышцу. Лишние мышцы, которые для поддержания данной позы не нужны отключите. Данное упражнение поможет научиться прямо на сцене расслаблять многие группы мышц.
Дыхание животом. Сядьте на стул, выпрямив спину и соединив колени. Положите руки ладонями на живот и начните дышать так, чтобы живот выпячивался и вбирался внутрь. Как известно, брюшное дыхание успокаивает человека.
Советы для избавления фобии перед зрителями
Всё приходит человеку с опытом, в том числе и умение без боязни контактировать с аудиторией. Поэтому не стоит избегать возможностей выступить перед кем то. Для начала, круг зрителей может быть маленьким, например компания знакомых людей. Затем нужно количество людей увеличивать и таким образом, возможно, дойти до целых залов на тысячи мест! Никакой оратор без практического опыта не сможет приобрести уверенности.
Перед выступлениями стоит готовиться и репетировать. Тогда вопрос как преодолеть страх перед публичным выступлением может отпасть сам собой. Ведь подготовленный человек себя чувствует увереннее и его возможности безграничны. Нужно узнать, где находится аудитория и желательно заранее в неё прийти, походить по сцене и залу. Это избавит от пугающей неизвестности.
Речь нужно писать, ориентируясь на большинство. Т.е. в тексте не должно быть сложных предложений, которые не поймут многие в зале. Потому аудиторию следует изучить и знать, что ей понравится и что она сможет воспринять. Одно дело выступать перед школьниками, но совсем другое перед учёными людьми. Важно заранее придумать ответы на те вопросы, которые могут задать слушатели. Некоторые заранее тренируют свою речь на знакомом человеке. Это помогает сосредоточиться и собраться, а значит приобрести уверенность и на реальном выступлении.
Ни в коем случае не стоит употреблять успокаивающих препаратов и транквилизаторов. Их неправильная дозировка может сыграть плохую службу и всё сорвать.
Такие советы помогут дать ответ, на такой актуальный для многих непростой вопрос, о том, как преодолеть страх перед зрителями! Человек, который борется со своими фобиями, всегда их побеждает, ведь самое главное тут это желание и усердие.
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Мастер класс «Как правильно читать стихи»
Автор: Педагог-организатор, режиссёр МБОУ ДО ДДТ «Искорка», центр досуга «Ариэль» РФ, г. Томск.
Мастер-класс «Как правильно читать стихи. В том числе о войне».
Одной из основных задач моей деятельности как педагога – организатора и режиссёра является воспитание активной, целеустремленной, самостоятельно мыслящей и творческой личности, способной к самостоятельному поиску информации и творческому её применению в реальных жизненных ситуациях.
Данный мастер класс нельзя представить как слишком оригинальный, но в своей основе он компилятивный. Он включает в себя главные и легитимные основы для художественного чтения. Такой мастер класс рекомендуется проводить в самом начале обучению – художественному чтению. Так как в нём представлены не только основы для выразительного чтения стихов, обоснован основной посыл, зачем нужно читать стихи выразительно и правильно, но самое главное, представленные упражнения, не только начальные, но и простые.
Цели и задачи мастер-класса: Воспитывать интерес к поэзии, образному слову, вдумчивое, бережное отношение к стихотворному слову; развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического произведения, составления его «партитуры».
Итак, берём стихотворение. С чего мы должны начать? Первое! Для каждого поэтического произведения необходим в чем-то неповторимый путь изучения. Но есть некоторые общие моменты, которые, несомненно, важны.
Затем, попробуйте мысленно создать образы к тексту, прорисуйте в голове «своеобразные» иллюстрации к тексту. Попробуйте задать самому себе вопросы : «Что тебя особенно взволновало, читая стихотворение? Захотелось ли тебе прочитать ещё стихи данного автора?» Если любишь рисовать, попробуй проиллюстрировать стихотворение. Это не обязательно, но попробуй полностью прожить жизнь стихотворения.
В любом тексте есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение.
Л огическое ударение могут быть представлены целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения.
Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Также силой голоса можно передать ваше эмоциональное состояние, ваше отношение к тексту который вы читаете. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то ваша речь становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом. Важно, научится определять главные по смыслу слова текста и выделять их голосом при чтении.
Темп голоса (иным словам, ваша скорость рассказа стихотворения). Медленный темп повествует о торжественности момента. А вот к быстрому темпу прибегать следует, когда хочешь передать сильные эмоции, волнующие тебя.
Важно, выбрать нужный темп чтения, соблюдая короткие и длинные паузы при чтении. Как правило, темп чтения зависит:
от содержания (о чём текст, настроения. Грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем радостные).
от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).
Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.
Утро! (Бодро, торжественно).
Утро. (С жалобным вздохом).
Утро? (Капризно, с удивлением).
Урок? (Беспокойно, с удивлением).
Тут урок? (Жизнерадостно, с удивлением).
Тут урок. (Мягко, ласково, приветливо).
Тут урок! ( Дерзко, властно).
От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять, как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве!
1. Создайте партитуру текста (что мы с вами чаще всего и делаем). Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.
«Поймай комара». Руки раздвинуть в стороны – вдох, постепенно сомкнуть ладонями друг к другу и сделать выдох. На расстоянии вытянутых рук находится «комар», его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть.
«Гудение провода». После вдоха произносим непрерывно сочетание букв НУННОННАННЕННИННЫН. Прислушайтесь к гудению проводов. Затем сделайте то же упражнение со звуком (м).
3. Дикция — крайне важна! Если вы хотите правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.
Вам для работы несколько скороговорок и к ним задания.
Проворонила ворона воронёнка.
Произносите её с разными смысловыми оттенками:
Ах, как жалко вороненка.
Так ей, раззяве, и надо.
Шла лиса бесшумно по лесу.
Ух. Какая хитрая лиса.
Берегитесь, звери, прячьтесь, лиса идёт.
4. Работайте над мимикой и жестами.
МИМИКА – движение мышц лица, выражающие внутреннее душевное состояние. ЖЕСТ – движение рукой, сопровождающие речь.
Упражнение: «Вижу и верю (и с мимикой и с жестами)».
Перед вами описание пейзажной зарисовки, не соответствующей действительности. Нужно представить (вообразить) эту картину, увериться в ней самому, постараться убедить в этом меня.
С востока надвигается тяжёлая чёрная туча. Вдруг налетел сильный порыв ветра. По стеклу, как горошинки, застучали первые капли. Неожиданно дождь обрушивается стеной, заливает лицо, попадает за воротник.
Лето. Жарко. Яркое солнце, заглядывает в окно, слепит глаза. В раскрытое окно влетает шмель и начинает метаться по комнате, то и дело, натыкаясь на меня.
Между письменной и устной речью существуют значительные отличия, чтение стихотворного текста связано со сложным процессом расшифровки замысла художественного текста. В письменной речи отсутствуют невербальные средства общения – интонация, паузы, мимика, жесты.
Не отделяются паузами вводные слова – они произносятся в более быстром темпе.
Не отмечаются паузами запятые, отделяющие обращение в середине и в конце фразы.
Не отмечается паузой запятая, стоящая между союзом и деепричастным оборотом .
Не отмечается паузой запятая в сложноподчинённых предложениях, когда связь придаточного предложения с главным осуществляется сложными союзами.
Однако в текстах, где знаки препинания и логические паузы совпадают, необходимо интонационно чётко воспроизводить эти знаки. Существует старое актёрское правило: Смысл не окончен – голос вверх, смысл окончен – голос вниз.
Вопросительному знаку и запятой свойственны восходящая интонация, точке – нисходящая. Неумение «поставить точку» при произнесении фразы – распространённая ошибка чтецов. Интонация тире характеризуется не только повышением, но и значительно большей паузой, чем при запятой. Двоеточию свойственна «предупредительная» интонация. Для точки с запятой характерна интонация некоторого понижения, меньшего, чем при точке, но большего, чем при запятой.
При устной передаче стихов является вопрос: следует ли стихи говорить или декламировать, в том неверном значении, которое получило это слово, т.е. читать певуче, напыщенно, с напускным пафосом и с театральными жестами. Стихи точно так же, как и прозу, следует говорить, а не читать; но говорить, всё-таки не так, как прозу. Основной тон стихов должен быть более возвышенный, более благородный и изящный, чем тон прозы.
Затем, стихи имеют размер и рифму, которые излишне особенно стараться уничтожать для слуха; но никоим образом их не следует делать особенно заметными. Последнее встречается очень часто у многих при чтении стихов в виде скандирования или подчеркивания такта и отбивания рифмы (делания ударения на рифмах). Подобное чтение стихов бессмысленно и производит крайне неприятное впечатление.
Чтобы отвыкнуть от скандирования стихов, нужно читать их, следуя правилам логического тонирования прозы: нужно делать ударения только логические, т.е. произносить с особым усилением только те слова, в которых скрывается особый смысл предложения. Отбивание рифм происходит от дурной привычки останавливаться в конце каждого стиха (стихотворной строчки или четверостишья), поэтому нужно строго следить за тем, чтобы остановки делать только там, где того требует логический смысл. Полезно для того, чтобы отвыкнуть от скандирования и отбивания рифмы, читать многостопные, трудные для чтения белые стихи, а также басни. Последнее, т.е. чтение басен, также полезно для того, чтобы отвыкнуть от певучего чтения.
Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл. Не надо просто зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом. Создавайте качественный эмоциональный фон, жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.
Но, помните, что при чтении стихотворения (на сцене) не должны иметь «главного» места ни телодвижениям, ни жестам. Вся игра, вся выразительность, всё индивидуализирование в устной передаче должно исходить только в изменениях интонаций голоса и в соответствующих выражениях лица. Но при самых сильных выражениях страстей и чувств чтец должен быть умерен в силе и яркости окраски произношения текста, чем артист на сцене. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.
Для продвинутого уровня.
1. Звонкие согласные в конце слова и перед глухими согласными произносятся как глухие: морковь – моркофь, морковка – моркофка; воз – вос, глазки – гласки, ход – хот; кадка – катка, друг – друк.
2. Глухие согласные перед звонкими произносятся звонко: сбор – збор, сделка – зделка, отдых – оддых.
Перед звонкими Р, Л, М, Н, В не происходит уподобления глухих согласных звонким: с молодой, с ролью, с лимоном, с вами, с Ниной.
4. Сочетания в корнях слов ЗЖ и ЖЖ произносятся как удвоенное мягкое ЖЬЖЬ: позже – поЖЬЖе, приезжий – приеЖЬЖий, дрожжи – дроЖЬЖи, визжать – виЖЬЖать, брюзжать – брюЖЬЖать.
5. В сочетании с гласными звуками Ж, Ш, Ц всегда звучат твердо: Жир – жыр, ширь – шырь, цинк – цынк.
6. Сочетание СЧ и ЗЧ произносятся как удвоенное Щ: счет – ЩЩет, счастье – Щщастье, возчик – воЩЩик, без чаю – биЩЩаю.
7. Сочетания ДЧ и ТЧ произносятся как двойное Ч: наладчик – налаЧЧик, отчаяние – оЧЧаянье.
9. Звуки Щ, Ч всегда произносятся мягко: щука – щюка, чай – чяй.
10. Сочетания ДС и ТС в прилагательных произносятся как Ц: городской – гороЦкой, советский – совеЦкий.
11.Сочетание ЧН имеет двоякое произношение как ШН и ЧН, так как ШН остается в словах живого разговорного языка: скучно – скуШНо, нарочно – нароШНо, булочная – булоШНая, пустячный – пустяШНый, яичница–яиШНица.
Стихи (разминочные) для выразительного чтения.
-Здравствуй, киска, как дела?
Что же ты от нас ушла? (ласково, вопросительная интонация)
-Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить. (обиженно)
На хвостик наступаете! (сердито)
Клювом, точно долотом, (ритмично, передавая стук)
Дятел строит новый дом,
Хоть и сам еще не знает (озадаченно)
Кто прописан будет в нем.
Подлетает к дятлу чиж:
— Что ты, дятел, тут стучишь? (вопросительно)
Целый час в дупле осины, (удивленно)
Как привязанный, торчишь!
— Я недаром тут стучу! (доброжелательно)