Что нужно чтобы открыть фонд помощи
Как создать благотворительный фонд: инструкция и советы
Как открыть благотворительный фонд: 4 требований для старта + инструкция из 6 шагов по открытию + разбор финансовых вложений и проблемных моментов.
Как открыть благотворительный фонд? Такой вопрос появляется у людей, возможно, не так уж редко.
Однако для большинства он остается мечтой, а не планом организации «предприятия».
Желание помочь нуждающимся – это, без сомнений, отличная идея.
Но для воплощения в жизнь идеи благотворительного фонда недостаточно одного побуждения к добрым поступкам.
Из статьи вы узнаете, какими качествами и возможностями должен обладать основатель благотворительного фонда + получите практические рекомендации по воплощению своей мечты в жизнь.
Благотворительный фонд – что это?
Благотворительный фонд – это некоммерческая организация, цель которой заключается в сборе благотворительных средств на реализацию конкретного проекта.
Четкая направленность деятельности фонда – обязательна.
Желание помочь всем – это благородно, но не приветствуется, так как это стремление, к сожалению, неосуществимо.
Целевая аудитория людей, на которых направлена работа учреждения, должна состоять из одной социальной группы, например: помощь детям, проживающим в приютах, или развитие баскетбола среди молодежи вашего города.
В процессе расширения, возможно увеличение сфер влияния.
Но изначально стоит выбрать единственную цель и качественно организовать помощь.
Закон твердит: благотворительный фонд имеет право на предпринимательскую деятельность, которая должна быть зарегистрирована должным образом в федеральной налоговой службе.
Учет средств, полученных от благодетелей, должен производиться отдельно.
Если же фонд занимается только сбором средств, деньги на зарплату сотрудникам, аренду помещения и маркетинг могут извлекаться из пожертвований.
Часть от материального обеспечения, используемая для нужд организации, не может превышать отметку в 20% от общей «кассы».
Как открыть свой благотворительный фонд: начальные требования
Отдельно стоит обсудить такое требование, как наличие меценатов.
Если кто-то думает, что поиск спонсоров – это последнее дело, он допустит грубую ошибку.
Найти начальную поддержку очень важно, потому что стартовое капиталовложение предусматривает довольно крупную сумму.
6 шагов к реализации, как создать благотворительный фонд
Придерживаясь цели статьи, перейдем к практической стороне вопроса, как создать благотворительный фонд.
Дальше вас ждет четкое пошаговое руководство.
1 ШАГ: Стартовый маркетинг
«Ваш конечный успех будет определяться тем, насколько вы способны пронести свою мечту через все испытания.»
Орисон Марден
«А как же пакеты документов на оформление организации, набор сотрудников и остальные стандартные шаги по организации предприятия?»
Если у вас возникает мысль, что данный пункт не заслуживает первого этапа, тогда прочитайте еще несколько строк, и убедитесь в обратном.
Реклама будущего фонда – это залог нахождения лиц, заинтересованных в поддержке проекта.
Основа деятельности благотворительного фонда – это финансовые вложения.
Маркетинг играет определяющую роль в этом деле.
Необходимо организовать собственный онлайн-ресурс, заняться распространением информации среди заинтересованных лиц, добиться заметок в местной прессе и медиа-пространстве.
Если ваша идея достойна внимания общественности и привлечет внимание людей (особо важно – меценатов), вы обязательно окажетесь «на коне».
2 ШАГ: Необходимая документация
Целесообразно будет разделить благотворительный фонд на две возможные формы ведения бизнеса:
Каждый вариант предполагает свой пакет документы, а также особенности оформления.
Пакет документации, для оформления благотворительного фонда, основанного только на фандрайзинге (сборе пожертвований):
Образец формы РН0001:
Уведомление о проведении заседания учредительного совета компании, на котором был принят Устав.
Скорее всего, от вас потребуют этот документ. Важно, чтобы физический адрес совпадал с местоположением арендованного помещения.
Как открыть медицинский центр?
Имея на руках указанные документы, вы сможете обратиться в Министерство Юстиции для регистрации.
Стартовый пакет документации для оформления благотворительного фонда, деятельность которого рассматривается, как предпринимательство, отличается объемом.
Для оформления предпринимательской деятельности необходимо прописать в Уставе распределение средств между всеми секторами. То есть указать, сколько денег выделяется на благотворительную деятельность, ведение бизнеса, выплаты ежеквартальных расходов.
Фонд, который занимается предпринимательством, обязан зарегистрироваться как юридическое лицо в Федеральной налоговой службе. Структура организации усложняется.
Именно потому не рекомендуется изначально планировать предпринимательскую деятельность.
3 ШАГ: Планирование деятельности
После регистрации, нужно распланировать его деятельность на ближайшее время (от 6 месяцев).
Для чего нужен этот этап?
Использование некоммерческих организаций для «отмывания» денег – распространенная практика в России.
Исходя из этого, будьте готовы ощутить повышенный интерес со стороны ФНС и других проверяющих структур.
Плюсы планирования деятельности для благотворительности:
Выгодный маркетинговый ход, позволяющий заинтересовать филантропов в помощи.
Очевиден тот факт, что ни один человек не вложит свои деньги в проект, если не узнает путь, по которому они отправятся к нуждающимся в помощи.
Бизнес-планирование позволяет ориентироваться в финансовых операциях на каждом этапе становления.
Только после тщательного разработки плана деятельности, рекомендуется приступать к работе.
4 ШАГ: Аренда помещения
Начать следует с выбора помещения.
Стандарты офиса для фонда:
Параметр офиса | Необходимое значение |
---|---|
Площадь | 25 – 30 кв.м. |
Местоположение | Недалеко от центра города, так как благотворительный фонд – это публичная организация. Расположение должно привлекать внимание потенциальных меценатов. |
Жилищные условия | Вода, отопление, электричество – все это просто необходимо для нормальной работы сотрудников. |
Дизайн | Интерьер лучше оформить в пастельных тонах. Не нужно нестандартных линий или отпугивающих деталей. Вы работаете с людьми, в первую очередь, потому нужно ориентироваться на комфорт клиентов. |
Стоимость аренды офиса составит около 30 000 – 35 000 рублей, что является довольно большой суммой для основателя.
Постараться решить вопрос с арендой можно с помощью местных властей, указав им на важность вашей деятельности.
5 ШАГ: Подбор персонала
Подбор кадров – это очень ответственный процесс, требующий должного анализа.
Желательно обращаться к людям, имеющим опыт работы в вашей сфере деятельности.
Все прекрасно понимают, что сотрудники благотворительных фондов не гонятся за большим заработком.
У них совершенно другая мотивация – помощь нуждающимся.
При выборе сотрудников необходимо отталкиваться от деятельности.
Например, для защиты животных и социально необеспеченных граждан требуются совершенно различные специалисты.
Стандартный набор сотрудников, а также их обязанности представлены в таблице:
Должность | Обязанности |
---|---|
Маркетолог | Разработка плана продвижения: рекламные акции, распространение информации среди заинтересованных лиц. |
Секретарь | Обработка информации. |
Работник социальной сферы | Работа с другими фондами, структурированная организация помощи. |
Бухгалтер | Работа с финансами, начисление зарплаты сотрудникам, распределение средств между проектами + контроль трат. |
Консультант | Лицо, предоставляющее услуги по анализу сферы деятельности. Находит проблемные зоны, и обучает персонал особенностям работы. |
Вас удивило отсутствие расчета заработной платы?
Дело в том, что финансовое обеспечение сотрудников может колебаться от 0 рублей до бесконечности, так как оплата труда является необязательной в подобных организациях.
Сотрудники могут работать и на основе волонтерской деятельности, которая предполагает предоставление бесплатных услуг.
Самая сложная задача при выборе персонала – подобрать действительно мотивированных людей, знающих свое дело и готовых работать за символические суммы.
6 ШАГ: Организация помощи нуждающимся
Организовать благотворительный фонд и найти спонсоров легче, чем правильно распределить финансы на сам процесс помощи нуждающимся.
Для правильного вложения необходимо определить путь поддержки «пользователей».
Чтобы упростить восприятие процессов, описанных далее, рассмотрим практический пример.
Благотворительный фонд «Надежда» занимается поддержкой приютов для собак в конкретной местности (пусть это будут пределы одного города). Структура правильно организована, вложения меценатов составили 1 000 000 рублей. 20% от этой суммы руководство потратило на обеспечение сотрудников, аренду офиса и услуги маркетинга. План на месяц – вложить 400 000 рублей в строительство нового приюта для выброшенных домашних животных.
Итак, есть сумма в количестве 400 000 рублей. Но как ее использовать, и к кому обратиться за помощью?
На этом этапе управляющий может обратиться к местной власти, обсудить данную проблему. Также, можно опубликовать тендер на лучшие идеи в местной прессе или медиа-пространстве. После окончательного выбора лучшего из предложенных проектов, остается найти подрядчика для формирования плана строительства и составления проектной документации.
Вот таким образом «Надежда» вложила свои сбережения в реальное дело, соблюдая все правила маркетинга:
Цель примера – объяснить, как можно использовать вклады меценатов для реализации благотворительной деятельности.
3 возможные проблемы по открытию благотворительного фонда
Намного сложнее оставаться на плаву и выполнять свои обязанности.
К постоянным рискам можно отнести:
Благотворительный фонд основан на добровольных вкладах, что приводит к нестабильному финансовому положению.
Проблемы с местной властью.
Инвестирования из фонда должны совершаться под присмотром властей, так как они приводят к инфраструктурным изменениям.
Но не всегда мнение ответственных органов совпадает с решением руководства фонда.
Очень сложно мотивировать сотрудника работать за символический оклад, что приводит к постоянным разногласиям в коллективе.
Несмотря на все трудности, открыть благотворительный фонд возможно.
Стоит только приложить соответствующие усилия.
Для такой некоммерческой организации, как благотворительный фонд, просмотрите также следующее видео:
Цена вопроса: сколько денег нужно, чтобы открыть свой благотворительный фонд?
Но все же, примерная сумма была определена – 160 000 рублей.
Детальное описание расчетного листа:
Статья расхода | Сумма (руб.) |
---|---|
Итого: | 160 000 руб. |
Регистрация | 5 000 |
Аренда | 35 000 |
Маркетинг | 20 000 |
Заработная плата сотрудникам | 100 000 |
Помощь людям – благое занятие.
Но нужно помнить, что поддержку необходимо преподносить в правильной форме, иначе она просто не будет иметь никакой ценности.
Создать свой благотворительный фонд – значит посвятить себя помощи другим, забыть о цели обогащения.
Вы готовы возложить на свои плечи такой груз?
Как НКО найти деньги на свой проект: 5 бесплатных краудфандинговых платформ
Благотворительные фонды обращаются к собственным и сторонним информационным ресурсам для освещения своей проектной деятельности, тем самым привлекая все больше людей к сбору пожертвований для подопечных. Эффективным онлайн-сервисом по финансированию проектов являются краудфандинговые платформы, где размещаются объявления о сборе средств. Краудфандинг для благотворительных фондов является инструментом не только для привлечения спонсоров, но и для продвижения социальных проектов на большую аудиторию. В России функционирует несколько краудфандинговых платформ, которые сотрудничают с благотворительными фондами и бесплатно размещают социальные проекты для сбора пожертвований.
На краудфандинговой платформе « Планета » регулярно размещаются проекты некоммерческих организаций в разделе «Благотворительность». «Планета» сотрудничает с проверенными благотворительными фондами, которые могут гарантировать, что собранные средства будут направлены на заявленные в проекте расходы.
Сотрудничество с благотворительными организациями осуществляется на специальных условиях: в отличие от авторов коммерческих проектов, которые получают средства спонсоров только в том случае, если проект собрал более 50% от заявленной суммы, благотворительным фондам перечисляется любой процент от целевой суммы. Кроме этого, с благотворительных проектов не взимается сервисный сбор.
Краудфандинговый проект сотрудников Mail.ru Group был создан для поддержки исключительно благотворительных проектов. Некоммерческие организации могут стать партнерами платформы после прохождения тщательной проверки службой безопасности Mail.Ru Group, фондом «Дорога вместе» и юристами, а также после успешного собеседования с командой проекта. Заявки на участие в проекте Добро Mail.ru принимаются ежегодно с 1 по 31 октября. После завершения проверки информация о проектах размещается на сайте, и любой желающий может поддержать подопечных фондов, перечислив средства, которые поступают на счета фондов-партеров без вычета комиссии.
Фонд «Нужна помощь» занимается сбором средств для социально ориентированных некоммерческих организаций при помощи портала «Такие дела» и сервиса волонтерского фандрайзинга «Пользуясь случаем». Чтобы НКО могла приступить к сбору пожертвований, она должна пройти верификацию на сайте nuzhnapomosh.ru, заполнив форму регистрации. После проверки данных анкета организации будет добавлена в каталог проверенных организаций и сможет разместить свой проект на платформе «Пользуясь случаем» или на портале «Такие дела».
Необходимо учитывать, что платформа не занимается сбором адресной помощи, а размещает на сайте работающие проекты, нуждающиеся в дополнительной финансовой поддержке.
Устрицы и ценности: как бизнес работает с благотворительными фондами
Каким может быть партнерство?
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Партнерство компаний и благотворительных фондов, на мой взгляд, должно выражаться в определенном продукте. Мы, например, посвятили десерт в форме сердца из кафе-кондитерской «Жемчуга» Фонду помощи детям «Обнаженные сердца», разработали акцию «Добрые устрицы» для Фонда Хабенского, 10 руб. с каждой проданной устрицы перечисляли в фонд. Это win-win — в случае с устрицами мы собрали больше миллиона рублей для детей с опухолями мозга, охваты акции прекрасные. Благодаря такому партнерству, с одной стороны, принимаем на себя миссию благотворительной организации, с другой — популяризируем ее бренд. Получается ненавязчивый, честный, добрый подход. И самое главное — мы даем людям возможность внести свой вклад, просто сделав заказ. Это даже трехсторонние взаимоотношения».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ситуация с пандемией отлично показала, насколько важно обращать внимание на социальные и глобальные проблемы и насколько важно решать их в партнерстве — объединяя силы для поиска решений. В ближайшем будущем люди и компании будут активнее делиться тем, что у них есть, вносить вклад в борьбу с вызовами любого уровня и масштаба. Самый очевидный пример такого партнерства — коллаборации активистов и корпораций. Одни предложат своё видение, а вторые — капитал и навыки решения задач. Получится win-win — у активистов будут средства для развития своих идей, а бренды помогут обществу становиться лучше.
Совместные активности фондов и брендов могут быть громкими. В данном случае охват выступает мультипликатором конечной суммы помощи. Можно тихо передать фонду 1 млн руб. А можно превратить это в заметную активность, рассказать об этом большому количеству людей. И сумма пожертвования станет больше. Именно так мы поступили с благотворительным фондом Хабенского, с которым на карантине запустили акцию #изотворительность: на протяжении пяти дней мы выбирали самые популярные посты в группе «Изоизоляция» в фейсбуке и буквально превращали лайки в рубли. В результате фонд получил от банка 1 млн руб. пожертвований. В СМИ вышло 190 публикаций, 100% из которых были в позитивной тональности. Причин успеха акции #изотворительность несколько: популярность флешмоба с репродукциями, участие знаменитостей (фонд привлек Константина Хабенского, Басту, Александра Кержакова и других) и обостренное чувство поддержки и взаимовыручки в обществе. Конечно, еще повезло и с партнерами — фондом и администрацией паблика «Изоизоляция». За неделю удалось согласовать все тонкости, доработать детали и просчитать риски. Мы продолжим работать с фондом и в будущем, создавая еще больше полезных и вдохновляющих проектов».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Мы сотрудничали с фондом «Второе дыхание», который дает новую жизнь вещам. Старая одежда раздается малоимущим, перепродается в магазине проекта или отправляется на переработку. У «Второго дыхания» есть Charity Shop: мы отдавали туда свои вещи, призывали клиентов принять участие в акции. Все остались довольны сотрудничеством. Для нас важно не захламлять гардеробные клиентов, поэтому любой полезный для общества способ их освободить — всегда в плюс. Насколько я знаю, фонд остался доволен, потому что наши клиенты сдавали качественные вещи. Однако в постоянное сотрудничество это, к сожалению, не перешло.
Когда фонд обращался к нам уже после проведения акции, наши сотрудники, координирующие ее со стороны компании, в моменте решали другие горящие задачи. В этом смысле нам немного не хватило «бесшовности», когда усилий от компании нужно минимум — просто берись и делай по шаблону».
Должны ли совпадать ценности партнеров?
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«Ценности — самое важное в подобных отношениях. И речь даже не в конкретных адресатах, которые получат помощь. Важно одинаково смотреть на партнерство, способы ведения дел, прозрачность, — вплоть до выстраивания личных отношений.
Если один партнер ценит легкость и открытость, а другой хочет делать все максимально официально и неповоротлив, могут возникнуть сложности. Выстраивание партнерств — это дорога с двусторонним движением и требует вложений от обеих сторон».
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Без совпадения ценностей успешное сотрудничество невозможно. Правда, часто сложно добиться интеграции взглядов всех стейкхолдеров в компании — акционеру важны одни вещи, маркетологу — другие, эйчару — третьи. Благотворительность — очень эмоционально заряженная тема, поэтому здесь важно быть «на одной волне». Мы для себя, как для компании, в итоге этот вопрос так и не решили, во всяком случае, пока».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Для успешного сотрудничества фондам нужно учитывать интересы бизнеса: например, мы не против других компаний, которые помогают той же организации, но мы точно против прямых конкурентов. По крайней мере, о таком нужно предупреждать заранее. Имеют значение и личные предпочтения человека, с которым вы общаетесь. Например, у меня многодетная семья, и тема помощи детям волнует меня больше остальных. А для кого-то это могут быть пожилые люди или другая социальная проблема».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Бизнес не всегда процветает, мы буквально только что видели падение. Но, по моему мнению, бизнесу не следует оценивать затраты на благотворительность как затраты, они должны быть непререкаемыми. Таким образом мы оздоравливаем этот мир. Фонды для нас партнеры, реализующие благую миссию. Мы помогаем им в этом, спасибо, что они доверяют нам и позволяют быть рядом».
Почему бизнесу не всегда интересны фонды?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Я достаточно много времени трачу на филантропические истории как частное лицо, но как руководитель не вижу очевидных плюсов для компании в сотрудничестве с фондами. Чтобы это изменилось, нужно работать с «выгодоприобретателями» внутри компаний и менять отношение «бизнесовых» людей к отрасли. Мой личный опыт общения с НКО показывает, что многие из них уже прошли большой путь в плане подхода к бизнесу и научились качественно «упаковывать» свои программы для корпоративных доноров. Но человеческий фактор никто не отменял, поэтому если в компаниях будут сидеть «заряженные» на благотворительность эйчары и маркетологи, то НКО получат гораздо больше денег и волонтеров».
Владимир Перельман, основатель ресторанного холдинга Perelman People:
«Если с нами хочет сотрудничать фонд, то он вместе с нами придумывает креативную идею: нетривиальную и нешаблонную. Мне кажется, в идеале так правильно, важен индивидуальный подход к тому или иному бизнесу. Чтобы зацепить партнеров, фонду нужно влюбить их в свой бренд. Первый этап завоевывания аудитории нужно лишить пессимистичной коммуникации с просьбой об адресной помощи. Важно выстраивать коммуникацию, которая покажет, какая у фонда миссия в долгосрочной перспективе: «Мы хотим сделать мир лучше в том-то и том-то».
Какой эффект для бизнеса должна приносить благотворительность?
Дмитрий Саава, операционный директор группы «Кашемир и Шелк»:
«Благотворительность должна в первую очередь приносить результат благополучателю и обществу в целом. Бизнес-интересы здесь вторичны. При этом если вы грамотно организуете сотрудничество, то как компания вы можете получить не только традиционные PR или повышение продаж, но и положительно повлиять на состояние своих сотрудников: дать им большую вовлеченность, большее ощущение своей полезности. Множество бизнесов в нашей стране — сфера услуг, а сфера услуг построена на людях. Поэтому важно, чтобы ваши люди чувствовали себя комфортно и были мотивированы. Участие в добрых делах очень здорово «перезаряжает батарейки» людям, дает им правильный настрой, делает их более эмоционально устойчивыми».
Евгений Лукьянчиков, директор по развитию бизнеса «Ситимобил»:
«Нам повезло, что у нас есть такой партнер, как Добро.Mail.ru, который помогает в разборе заявок от фондов, ориентирует, кому можно доверять. Когда они пришли и предложили запустить благотворительную акцию, мы согласились — получились «Добрые километры». Механика акции следующая: пользователь после совершения поездки может вместо чаевых (или в дополнение к ним) оставить сумму на благотворительность. Полученные деньги мы распределяем по четырем фондам — «Подари жизнь», «Жизнь как чудо», Фонд Константина Хабенского и «Живи сейчас» — они попадают на их корпоративные аккаунты в «Ситимобиле». Фонды могут использовать их на поездки для своих подопечных: детей, врачей и не только. Важно, что клиент может сделать перечисление регулярным — например, отчислять 5% от стоимости каждой поездки. На данный момент мы собрали порядка 3 млн руб. на поездки для подопечных фондов, получили более 1 тыс. публикаций с упоминанием нашей поддержки и получили бронзу на Silver Mercury в 2020 году за этот проект».
Андрей Барковский, начальник управления внешних коммуникаций банка «Открытие»:
«С одной стороны, не очень корректно оценивать эффективность благотворительности и социальной деятельности исключительно маркетинговыми метриками. В ряде случаев речь идет буквально о жизни и смерти, и говорить здесь об охватах и вовлеченности очень цинично. С другой стороны, добрые дела должны быть заметны.
Чем больше людей узнают о возможности кому-то помочь, тем больше шансов на то, что нуждающиеся получат необходимую помощь. К сожалению или к счастью, в том, как именно фонду привлечь бизнес, ничего нового придумать нельзя. Это бартер: вы просите что-то одно в обмен на что-то другое. Важно предложить партнеру что-то ценное. Универсального решения здесь нет, ко всем нужен свой подход».
Рубен Варданян, бизнесмен, филантроп, председатель совета директоров группы компаний Philin Philgood:
«Проблема в том, что люди в фондах иногда считают, что, если они делают хорошее дело, то вопросы документов, отчетов, прозрачности не так важны. «Мы же вас не обманываем — вот и отстаньте от нас». У донора возникает ощущение, что у него взяли деньги, а в ответ он получил письмо благодарности — и все. На самом деле, это должен быть сложный, длинный и прозрачный процесс взаимодействия.
Должно быть не только понятно, на что деньги были потрачены. Должно быть понятно, что они были потрачены эффективно. И что человек, давший деньги, тоже сопричастен добрым делам.
Другое дело, что обе стороны — и доноры, и фонды — больше интересуются процессами, чем результатами. Это подтверждает исследование, проведенное Никола Кроста, в котором приняли участие около четырех тысяч благотворительных фондов со всего мира. Решение о том, кому и как помогать, доноры нередко принимают по эмоциональным причинам, и не относятся к процессу помощи как к нормальному механизму, не ждут качественной обратной связи. Но устойчивая благотворительность требует других подходов.
Компании Philin и Philgood создавались именно для того, чтобы появилась устойчивая, системная благотворительность большого масштаба.
Я глубоко убежден, что единственный путь благотворительности в России — это ее профессионализация. Потому что без создания профессиональной инфраструктуры, без профессиональных советников, без прозрачных и четких правил невозможно увеличиться в десятки раз и начать по-настоящему влиять на изменения в обществе.
Это, тем не менее, не отменяет эмоциональную составляющую, которую крайне важно сохранить.
Для того, чтобы партнерство бизнеса и фондов было эффективным, нужна постоянная обратная связь между ними, понимание взаимных ожиданий сторон. Иногда фонды и доноры — как институциональные, так и частные лица, — говорят на разных языках, и им нужен такой толмач, который объяснит все нюансы и поможет прийти к по-настоящему эффективному результату. Например, если говорить о стратегиях социальных проектов или маркетинговых кампаниях, то таким толмачом становится именно Philgood, и вместе с Philin они могут стать основой новой модели поддержки благотворительности в России».