Что нужно чтобы открыть магазин хозтоваров и бытовой химии
Как открыть прибыльный магазин хозтоваров – подробная инструкция
По популярности хозяйственные товары уступают только продуктам питания. Домохозяйки постоянно покупают бытовую химию и товары для дома, да и малые предприятия регулярно делают такие закупки (средние и крупные компании закупают такие товары оптом). Парадокс же заключается в том, что в крупных городах в спальных районах магазины хозтоваров часто уступают свое место сетевым супермаркетам.
Супермаркеты действительно предлагают покупателям хозтовары, однако их ассортимент достаточно ограничен. Для жителей близлежащих домов это создает проблемы, потому что за какой-то мелочью приходится ехать в гипермаркет или на строительный рынок, потратив на поездку много времени.
Решит проблему удовлетворения постоянного спроса населения района открытие небольшого магазина хозяйственных товаров. Для владельца этой точки продажа хозтоваров станет прибыльным бизнесом с достаточно быстрой окупаемостью вложенных средств, если правильно будут выбраны место, ассортимент и ценовая политика магазина.
Магазин хозтоваров будет приносить прибыль благодаря продаже товаров первой необходимости, которые требуются в нашем быту каждый день и достаточно быстро заканчиваются.
Что нужно для открытия магазина хозтоваров с нуля
Для открытия магазина хозтоваров лицензия на торговлю не оформляется. Вам потребуется уведомить Роспотребнадзор как специальный уполномоченный орган (основание − закон 294-ФЗ, вступивший в силу в 2009 году, и постановление Правительства РФ № 584 от 16.07.2009).
Однако до отправки уведомления (лично, по почте или в электронном виде через портал Госуслуг, заверив электронной подписью) необходимо:
Примечание: для получения разрешения пожарной инспекции необходимо подать заявку с приложением свидетельства о регистрации предприятия или ИП, договора аренды помещения, поэтажного плана БТИ, договора на установку противопожарной сигнализации, страхового полиса объекта недвижимости. Приказом должно быть назначено лицо из числа сотрудников магазина, ответственное за противопожарную безопасность объекта.
Этот этап запуска вашего бизнеса может занять до двух месяцев. При наличии свободных средств с помощью фирм-посредников процесс оформления разрешений значительно сокращается.
Розничная торговля хозяйственными товарами, как и всякий бизнес-процесс, имеет свои плюсы и минусы. К плюсам надо отнести:
Составляем бизнес-план
Начинать проект надо с бизнес-плана. Правильно разработанный бизнес-план станет пошаговой инструкцией по запуску и развитию магазина хозтоваров. Работу можно выполнить самостоятельно или заказать у компаний, которые специализируются в этой области и имеют хорошую репутацию.
В любом случае необходимо учесть все затраты на этапе запуска магазина, перспективы получения прибыли на разных этапах развития проекта и потенциальную рентабельность проекта. Необходимо подготовить анализ ситуации на рынке в вашем районе города, оценить предложения и ассортимент возможных конкурентов. Только на основании этих данных переходят к формированию категорий ассортимента.
В бизнес-плане наряду с расчетами обязательно оцениваются все риски для бизнеса и перспективы развития магазина.
Важно использовать при разработке бизнес-плана только достоверную информацию. Желательно составить пессимистичный, реалистичный и оптимистичные сценарии, что поможет вам в планировании дальнейшей работы.
Форма регистрации, налогообложение, коды ОКВЭД
Проект по созданию магазина хозтоваров начинается с регистрации в форме индивидуального предпринимателя или общества с ограниченной ответственностью. Обычно специалисты рекомендует зарегистрироваться ИП, что для создания и работы розничной точки достаточно.
Примечание: следует помнить, что по действующему в России законодательству ИП отвечает всем своим имуществом, в то время как участник ООО – только своей долей в уставной фонд компании.
Индивидуальный предприниматель может выбрать систему налогообложения: упрощенную (УСН), единый налог на вмененный доход (УВНД) или патентную систему, при которой упрощенный налог уплачивается авансом. Подтверждением уплаты служит патент, выдаваемый ФНС. Обычно предприниматели выбирают упрощенную систему налогообложения. ИП освобождается от уплаты налога на доход физлиц (это касается доходов от предпринимательской деятельности), налога на имущество физлиц, используемое для предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость.
При регистрации ИП или ООО необходимо указать коды ОКВЭД (Общероссийского классификатора видов экономической деятельности). Следует знать, что классификатор не учитывает разделений предприятий по форме собственности. Рекомендуем зарегистрировать следующие коды ОКВЭД:
Разрабатывая категории ассортимента магазина хозтоваров вы дополните этот небольшой список кодами, которые вам потребуются.
Важно! Настоятельно рекомендуем указать при регистрации все ОКВЭД коды, которые могут вам потребоваться как на начальном этапе работы магазина, так и в перспективе. При таком подходе вы будете просто расширять ассортимент магазина, без необходимости проходить перерегистрацию.
Делюсь опытом — Как открыть магазин хозтоваров
В этой статье хочу поделиться с вами своим личным опытом открытия торговой точки, занимающейся реализацией товаров для дома, рассказать обо всех тонкостях и сложностях при открытии своего небольшого бизнеса и дать несколько советов.
Почему я решил открыть именно магазин хозтоваров? Ответ на этот вопрос крайне прост: магазин хозтоваров всегда имеет широкий ассортимент продукции, которая требуется ежедневно. Спрос на нее практически не зависит от времени года. То есть зависит, но легко корректируется. Например, летом повышенным спросом пользуются товары для дачи, а зимой можно сделать упор на сувениры, домашнюю утварь и посуду. Бытовая химия, лампочки и прочие мелочи остаются одинаково популярными на протяжении всего года. В любом случае, покупатели пойдут к вам.
Регистрация магазина и коды ОКВЭД
Реализацию плана по открытию магазина я начал с регистрации ИП. Можно, конечно, было зарегистрироваться в качестве ООО, но вариант стать индивидуальным предпринимателем и отчитываться с налогами по упрощенке мне понравился гораздо больше. Согласитесь, чем меньше забот с бумажками, тем больше времени на то, чтобы наладить работу магазина.
Сразу предупрежу: выбирая коды по ОКВЭД, сразу указывайте как можно больше кодов, соответствующих товарам, которые вы будете продавать. Если вы решите расширить ассортимент уже во время работы, то вам придется снова обращаться в налоговую с целью внесения дополнительного кода.
Для меня идеально подошли коды:
Кстати, не забудьте своевременно получить разрешения от пожарной и СЭС.
Где лучше открыть магазин хозяйственных товаров
К этому вопросу нужно подходить максимально ответственно, так как от месторасположения магазина зависит ваш успех и получаемая прибыль. Формат небольшого магазинчика «все для дома», в который можно быстро сбегать за лампочками и стиральным порошком предполагает, что ваша торговая точка будет находиться рядом с жилыми домами. Идеальным вариантом станет спальный район. Так как многие жители не ездят в крупные гипермаркеты из-за мелочей, они будут заходить в ваш магазин по пути с работы. Хорошее место – рядом с крупной остановкой общественного транспорта или небольшим районным рынком.
При выборе места обязательно учитывайте близость крупных сетевых магазинов и магазинов-конкурентов. С первыми вам будет тяжело бороться из-за их огромного ассортимента и цен, которые нередко опускаются ниже оптовых. Со вторыми – из-за известности их имен среди местного населения. Так как ваш основной покупатель – это семейная женщина среднего или пенсионного возраста, «слава» магазина среди ее круга общения играет огромную роль. Такой покупатель скорее пойдет к знакомой продавщице, чем в новый, недавно открывшийся магазин. Этому не смогут помешать даже более низкие цены, чем предлагаете вы.
Мне, можно сказать, повезло. Я выбрал место рядом с новостройками, которые были уже достаточно заселены, чтобы обеспечить постоянный поток покупателей. В моем магазине поначалу особой популярностью пользовались различные товары для ремонта, бытовая химия и посуда. В общем, то, что нужно семье при переезде в новую квартиру. К счастью, я был первым, и с конкуренцией на первых порах жизни магазина мне столкнуться не пришлось.
Затраты
Мои первоначальные затраты составили около 680-700 тысяч рублей. Эта сумма ушла на простенький ремонт снимаемого помещения, закупку торгового оборудования (стеллажи, витрины, кассовый аппарат), самую первую закупку товара и рекламную вывеску.
Вообще, для вас эту цифру я дал исключительно в качестве ориентира, так как стоимость каждого пункта может сильно разниться из-за города, где вы собираетесь открыть магазин, района, в котором он будет расположен, размера помещения, количества закупаемого товара и удачи в поиске оптового поставщика.
Идеальной площадью для магазина считается площадь в 100 кв.м. Мое помещение несколько меньше, поэтому поначалу было очень трудно расположить весь ассортимент товара. Зато, я сэкономил на аренде и могу лучше контролировать то, что происходит в зале.
К слову, перед покупкой стеллажей и витрин стоит решить, какого формата будет ваш магазин – будете вы торговать из-за прилавка или это будет магазин самообслуживания. Исследования показывают, что в магазине самообслуживания люди покупают практически в 2 раза больше, набирая вместе с основным товаром, за которым они пришли в магазин, еще несколько полезных мелочей (не забывайте: ваши клиенты – это женщины, мужчина, пришедший за пеной для бритья, уйдет от вас только с ней).
Для себя я выбрал вариант с самообслуживанием. Из-за небольшой площади помещения мне было гораздо легче наблюдать за покупателями, но чтобы перестраховаться, для особо мелкого товара пришлось купить застекленные витрины.
К дополнительным ежемесячным расходам сразу прибавляйте зарплату продавцов (оклад 12-15 тысяч на первое время и проценты от продажи по вашему желанию), стоимость аренды помещения, оплату коммунальных услуг и налоги.
Что лучше продавать в хозяйственном магазине
Чтобы магазин быстро окупился и начал приносить чистую прибыль, необходимо хорошо продумать ассортимент товаров, их ценовую категорию и установку наценки. Как показывает практика, чтобы хорошо себя зарекомендовать среди новых покупателей, нужно предлагать товары среднего ценового диапазона и качества. Если будет дорого – покупатели уйдут к конкурентам, и вообще, большинство людей предпочитает ездить за качественными и дорогими товарами в специализированные магазины или гипермаркеты. Если будете предлагать дешевые «китайские» товары низкого качества, то быстро обретете дурную славу и растеряете клиентов.
Средняя наценка на товары хозяйственного магазина обычно не превышает 65-70%. Я специально говорю «средняя», так как на самом деле на более дорогие предметы приходится устанавливать наценку в 30-40%, а на всякую повседневную мелочевку можно смело «накрутить» и все 100%. Среди подобных магазинов – это нормальная практика.
Собственно, наценку нужно на что-то устанавливать, а о том, где взять продукцию для магазина, я почему-то все еще не рассказал.
Выбор поставщика
Наверное, последним важным шагом к успеху является выбор надежного оптового поставщика. Желательно, чтобы ассортимент поставщика охватывал как можно больше товаров, которыми вы собираетесь торговать. Иметь одного большого поставщика не только удобно, но и часто выгодно. При долгом сотрудничестве и взаимном доверии вы сможете получить дополнительные скидки на товары или воспользоваться отсрочкой оплаты.
Моим основным поставщиком является оптовая компания «МегаТорг», который за пару лет нашего сотрудничества показал себя исключительно с хорошей стороны. О закупке товаров я буду рассказывать на примере работы с ним.
Огромным плюсом для меня в сотрудничестве с «МегаТоргом» является его огромный ассортимент и ценовая политика. Здесь я закупаю практически все, что нужно моим покупателям, кроме, разве что, бытовой химии. Продукция представленная в «МегаТорге» как раз отвечает основным требованиям, о которых я говорил ранее – это хорошее качество и достаточно низкая цена, которая позволяет сделать хорошую наценку, при этом оставаясь конкурентноспособным.
Тут можно купить наборы посуды, ножи с вилками и ложками, полотенца и комплекты постельного белья, всякие принадлежности для сада и огорода, другие хозтовары (например, корзинки для дома или гладильные доски), и даже женские носочки и следки и всякие недорогие игрушки для детей. К слову об игрушках. Казалось бы, такой товар не должен пользоваться особой популярностью в магазине хозтоваров, но нет. Я сам нередко вижу, как мамы покупают ребенку машинку или детскую посуду, когда приходят в магазин вместе с ним.
Раз уж разговор зашел о популярности отдельных товаров, то стоит отвлечься и рассказать о том, что пользуется большим спросом в моем магазине.
Очень часто берут посуду: кастрюли, чайники и кружки. В подарок многие покупают сервизы. Многие интересуются наборами кухонных ножей, некоторые из них сразу комплектуются досками. Ежемесячно кто-нибудь покупает новый электрический чайник. Хорошо идут комплекты постельного белья. Ну и, само собой, никогда не падает спрос на всякую мелочь вроде мешков для мусора, губок, хозяйственных перчаток, салфеток, щеток и самоклеящихся крючков.
И знаете, почему для меня нет никаких проблем с закупкой такого разнообразного материала? Потому, что абсолютно все это я легко покупаю в «МегаТорге».
Обычно я стараюсь докупать товар по мере необходимости и не набирать большие заказы, благо сотрудничество с «МегаТоргом» мне позволяет это делать. Минимальная сумма для совершения оптового заказа – всего 7000 рублей. При этом я могу собрать заказ даже из единичных товаров, то есть, мне не обязательно покупать 5 чайных сервизов, если мне нужен только один. Это всегда играет мне на руку, когда покупатели просят привезти какую-нибудь вещь специально для них.
Вообще, заказ производится без лишних трудностей: я просто выбираю товар в их интернет-магазине, как обычно все покупают в рознице, и делаю заказ. Забираю его из офиса службы доставки. Точно также можете поступать и вы, ведь «МегаТорг» доставляет заказы по всей России.
Даже при возникновении спорных вопросов (мне пару раз приходил товар с производственным браком) менеджеры магазина проявляли себя только с хорошей стороны. Все быстро решалось в мою пользу.
Первые месяцы работы магазина хозтоваров
Что ж, о том, как открыть магазин и где купить товары я уже рассказал. Осталось упомянуть о том, что вас ждет в первые месяцы работы.
Вообще, первую пару месяцев лучше поработать в магазине самостоятельно. Я так и сделал. Первое время, пока подыскивал продавца, сам исполнял все обязанности, благо количество посетителей было не особо большим. В этом есть свои плюсы.
Во-первых, мне удалось узнать, какие товары пользуются большим спросом и вообще понять, зачем люди чаще всего приходят в магазин хозтоваров. Еще я наблюдал за их поведением и пробовал менять расположение товаров, видя, что некоторые из них просто остаются незамеченными.
Во-вторых, я начал налаживать отношения с покупателями, стараясь быть максимально приятным и вежливым. Помните, что я говорил о важности «славы» магазина? Работать над этим нужно с первых дней. Если вы станете предлагать хороший товар и будете приятным продавцом, народ будет идти к вам и рассказывать о новом магазине знакомым.
Напоследок
Завершить свою историю я хочу небольшим итогом. Благодаря удачно выбранному расположению и тому, что я сам контролировал работу магазина в течение первых месяцев, вложенные в свое дело деньги полностью отбились уже через 1,5 года. Несмотря на это, я не «расслабляюсь» и стараюсь постоянно улучшать работу магазина и тестировать различные подходы. Например, сейчас у меня в магазине действует небольшая скидка на все товары для пенсионеров, которая отлично привлекает клиентов.
Надеюсь, моя история убедила вас, что открыть свой магазин хозтоваров и зарабатывать на нем – это вполне реально и не слишком сложно. Желаю удачи в вашем деле!
Автор: Андрей Серов Бизнес-консультант, главный редактор Ктовделе.
Работал юристом, руководил отделением Сбербанка, инвестировал в строительный и ритейл бизнес.
Как открыть свой магазин с нуля: пошаговая инструкция
Шаг 1. Что продавать?
Вы хотите открыть магазин, но еще не определились, что продавать? Практика показывает, что лучше выбирать ту тему, которую хорошо знаете и тот рынок, на котором вы уже работали. Например, вы работали в магазине одежды и отлично представляете предпочтения целевой аудитории, востребованный ассортимент и внутренюю кухню этого бизнеса.
Однако, освоить можно любое направление, особенно если оно вам интересно. Часто хобби и увлечения становятся бизнесом. Например, увлечение сноубордом и отсутствие в вашем районе магазина с необходимым обоурдованием — это отличная возможность начать бизнес, в котором вы понимаете, главное — потребности потенциальных клиентов.
Шаг 2. Бизнес-план
Даже если вам не нужен бизнес-план для поиска инвестора, посчитать основные показатели эффективности будущего бизнеса необходимо. Это довольно просто и не требует специальных знаний, последовательность следующая:
Эти простые расчеты помогут определиться, стоит ли заниматься данным видом бизнеса: открывать магазин или нет. Конечно, для лучшего понимания вопроса полезно провести анализ конкурентов, посчитать рентабельность, составить финансовый план и т.д. О том, как это сделать, можно прочитать в отдельной статье «Работающий бизнес-план».
Шаг 3. Официальная регистрация магазина
Для того, чтобы пробовать что-то продавать, не нужно обязательно регистрировать юридическое лицо или ИП. Это действительно необходимо при продаже определенных групп товаров (подакцизные, маркировка, алкоголь). Но, в некоторых случаях, можно предварительно реализовать свой проект в мини-формате и без официальной регистрации, что очень полезно для оценки спроса.
Например, если вы планируете открыть магазин и продавать какие-то уникальные товары, попробуйте это в рамках ярмарок, шоу-румов, предложите товар в интернете и посмотрите, как реагируют на него потенциальные покупатели.
Однако, если открываете обычный продуктовый магазин, то вопросы регистрации бизнеса необходимо решить заранее. Сначала следует определиться с формой собственности: ИП или ООО. ИП (индивидуальный предприниматель) будет единолично отвечать за деятельность и долги своего предприятия, учредители ООО (общества с ограниченной ответственностью), — в соответствии с долями в уставном капитале. Если в вашем бизнесе будут партенеры или магазин планируется крупным, подойдет ООО.
Шаг 4. Выбор торгового места
Для успешного розничного бизнеса очень важен покупательский поток. Если вы продаете товары широкого спроса, формировать поток покупателей, в первую очередь, будет местоположение магазина. Мало кто пойдет за продуктами или промтоварами по сложному пути. Чаще всего люди покупают такие товары «по дороге». Также, покупательский поток может увеличиваться или снижаться от того, насколько много конкурентов вокруг.
Чтобы определить, хорошее место или не очень, можно изучить плотность торговых точек вашей тематики в том или ином районе и сопоставить эти данные с плотностью населения. После этого, посмотреть предложения по аренде или продаже помещений, выбрав подходящее вам по размеру, стоимости и характеристикам. Это может быть как магазин в торговом комплексе, так и коммерческое помещение с отдельным входом.
Шаг 5. Оснащение магазина
Перед тем как открыть магазин, необходимо закупить торговое оборудование. Какое и сколько, — зависит от специфики вашего бизнеса. Только вы сами сможете подобрать оптимальный комплект, который будет полностью соответствовать вашим ожиданиям. Все рекомендации могут быть лишь общего плана.
Выбирайте поставщиков, работающих с различными производителями, тогда вы получите нужный вам готовый комплект с существенными скидками. Торговое оборудование требует сервисного обслуживания, важно это учесть при покупке. При сравнении цен, сравнивайте и стоимость дальнейшего сопровождения (тех. поддержки, сервиса и т.д.). Все вышесказанное касается не только, например, холодильного оборудования, но и кассовой техники, а также системы автоматизации.
Автоматизация бизнеса значительно упрощает повседневную работу, снижает потери по складу в несколько раз и способствует увеличению прибыли. Сегодня любой предпринимаитель может себе позволить использовать современные средства автоматизации, например, подключив онлайн-кассу к бесплатному облачному приложению SUBTOTAL, чтобы контролировать сотрудников, продажи, наценку, товарные остатки на экране смартфона или ноутбука.
Для использования подобных сервисов не нужно быть программистом и обладать специальными знаниями. При этом приложение автоматизирует рабочее место кассира, автоматически считает выручку за день, печатает ценники и этикетки, ведет складской учет, предоставляет полную и точную статистику по продажам, поставщикам и пр., освобождая множество часов для более интересной и стратегически важной работы.
Шаг 6. Выбор поставщиков товара
При выборе поставщиков стоит обращать внимание не только на цены, но и на отзывы. Ключевой характеристикой в данном вопросе является надежность. Если какая-либо категория товара должна быть представлена в магазине постоянно, лучше заключить договоры с несколькими контрагентами.
Нельзя забывать про логистику, сроки и условия поставок. Изначально, выбрать лучших поставщиков будет непросто, возможны ошибки. Эффективно проанализировать полученный опыт и учесть все нюансы можно только в том случае, если с самого начала будет вестись реестр поставщиков.
SUBTOTAL и другие современные системы автоматизации, как правило, предоставляют такую возможность, что значительно упрощает сбор статистики и анализ.
Шаг 7. Выбор персонала
При старте вашего проекта лучшим продавцом можете быть вы сами. Именно вы заинтересованы в продажах, как никто другой. Но, это не всегда возможно. Иногда, владелец-продавец может принести бизнесу даже вред.
Реально оценивайте людей, претендующих на ту или иную вакансию, в том числе и себя. Опыт работы, возможности, знания, коммуникабельность, заинтересованность в развитии проекта и т.д. Не обращайте внимания на клише. С родственниками и друзьями лучше не работать? Есть и такое мнение. Но это не обязательно ваш случай. Можно работать с кем угодно, если претендент на вакансию ей полностью соответствует. А дружба или родственные узы могут стать как минусом, так и плюсом.
Шаг 8. Рекламная кампания при старте
Не стоит надеяться на то, что как только магазин откроется, клиенты придут сами. Такое действительно может случиться при условии, что поток посетителей, проходящий через вашу торговую точку, сам по себе достаточно высок и в нем высокая доля вашей целевой аудитории. Кроме того, магазин должен предлагать своим покупателям выгодно купить именно те товары, которые им необходимы. Но это редко встречается в реальности.
Как минимум, у вас будут конкуренты. Поэтому, рекламная кампания при старте вряд ли будет лишней для развития бизнеса. Расскажите будущим покупателям об открытии нового магазина, проведите специальные акции. Создайте событие, которое станет ярким и запоминающимся.
Но ваша задача на этом этапе не только привлечь первых покупателей, но и сделать их постоянными. Для этого важно продумать программу лояльности для постоянных покупателей — выдавать покупателям дисконтные карты, предоставить накопительные скидки или бонусную систему. В этом так же поможет приложение для онлайн-кассы SUBTOTAL, позволяющее автоматизировать работу кассира с дисконтными картами, акциями, распродажами и другими инструментами привлечения покупателей и превращения их в постоянных клиентов.