Что нужно чтобы открыть прачечную самообслуживания
«Прачечные окупаются за 3-5 лет»
Семнадцать лет назад Давид Папаскири открыл прачечную в Петербурге. Теперь в городе работает сорок прачечных, а сеть представлена в тринадцати городах.
Прачечная от 2,5 миллиона рублей
У меня сеть прачечных по России: люди приносят грязные вещи, а через два часа забирают сухими и чистыми в красивом пакете. Стираем одежду, пуховики, постельное белье, мебельные чехлы, горнолыжные костюмы, одеяла, попоны для лошадей. Стирка пяти килограммов вещей обходится в сто рублей.
Прачечные открывали чикагские мафиози во времена Великой Депрессии. Гангстеры подмешивали криминальные деньги в выручку прачечных, потому что услуги оплачивались наличными и отследить, сколько человек воспользовались стиркой, было невозможно. С тех пор процесс превращения нелегальных денег в легальные называется отмыванием.
Застройщик в Америке строит новый дом — закладывает место под прачечную. Жильцы экономят силы на стирку и пространство в квартире, управляющая компания избавляется от протечек и коротких замыканий бытовых машинок. Прачечные берегут экологию: одной машиной пользуется двадцать семей — значит, двадцать домашних машинок не будут разлагаться на свалке.
Чтобы открыть прачечную с новым профессиональным оборудованием, нужны вложения от 2,5 миллиона рублей.
Разовые расходы для открытия
Всего
2 100 000 ₽
Платить ежемесячно
Всего
350 000 ₽
Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок
За первой прачечной наблюдал год, пока не убедился, что бизнес работает. Сначала считали клиентов: сегодня пять пришло, завтра шесть, через месяц десять. Постепенно народ протоптал тропинку к нашей прачечной, оценил формат и рассказал своим — заработала сарафанка. Люди ездили через весь город стирать пуховики, потому что дома нельзя, а в химчистке в пять раз дороже. Сегодня наши прачечные работают в тринадцати городах России.
Культура потребления развивается: люди привыкают перекладывать домашние дела на других. Мы берем на себя стирку и формируем новый рынок.
В больших городах люди по-другому относятся к расходам: готовы заплатить за стирку, чтобы сэкономить время. Мы открыли прачечную в Мурино в Петербурге — вышли на оборотную окупаемость через два месяца. В небольшом городе прачечная через год будет только набирать обороты.
Прачечные окупаются за три-пять лет. Я ориентирую франчайзи смотреть на динамику продаж: если в первый месяц было тридцать стирок, а во второй сорок — дело движется. У нас есть мастер-франшиза: полностью отдаем город одному франчайзи.
Бюджет на открытие
Паушальный взнос
Роялти
От 3,5 млн ₽ (с новым оборудованием)
350 000 — 700 000 ₽ (зависит от города)
10 000 — 12 000 ₽ (фиксированная цена, не зависит от оборота)
На старте этот бизнес требует покупки профессионального оборудования — комплект обойдется в два миллиона рублей.
Сделать белье чистым можно разными способами: прокипятить на ста градусах или поместить в среду тяжелой химии. Прачечные — не химчистка и не домашний вариант, мы предлагаем другой формат стирки. Температура воды в наших машинках — 60 градусов, моющие средства впрыскиваются в барабан во время цикла стирки. Не используем агрессивную химию, поэтому ткань не изнашивается.
Раньше администратор сто пятьдесят раз в день подходил к машинкам, чтобы засыпать порошок, кондиционер и пятновыводитель. Чтобы освободить администратору руки, мы внедрили систему подачи жидкой химии: моющие средства из контейнеров самостоятельно попадают в барабаны машинок по шлангам. Рынок не смог предложить нам готовый вариант, поэтому систему придумали сами — планируем довести ее до ума и продавать технологию на сторону.
«После вашей стирки вещь пятнами пошла»
К нам приходят люди, которые живут по соседству. О прачечной узнают из флаеров в почтовом ящике, замечают яркие вывески и банеры. В первый раз приходят постирать пуховик по акции, узнают, что мы гладим пододеяльники на катке за двадцать рублей и приносят постельное белье — так прачечная обрастает постоянными клиентами.
Администраторов прачечных обучаем технологиям стирки, чтобы консультировали клиентов. Производители одежды не всегда дают верную информацию об уходе: стирать только руками, машинная стирка не подойдет. Мы такую одежду принимаем — наши машинки вещи не испортят. Пуховики с натуральным мехом стирать нельзя, если человек настаивает, администратор говорит: «Под вашу ответственность» и просит клиента написать расписку.
Форс-мажоры с клиентами решаются в чате: управляющие проинструктировали администраторов, чтобы не принимали пуховики этого производителя. Если брак происходит по нашей вине — выплачиваем компенсацию.
Нормы для прачечных обновляли в 1993 году
В начале двухтысячных открыть прачечную в университете было просто: проректор назначал цену аренды и выдавал ключи. В 2020 году нужно разрешение министерства образования. Получить разрешение трудно из-за бюрократии.
В нормативных документах, которые регулируют работу прачечных, не учитываются современные материалы и оборудование. Последний раз документы обновляли в 1993 году. Для сферы общепита нормы обновляются чаще, потому что ресторанов много, а прачечных нет.
Бизнес должен самостоятельно выстраивать диалог с властью. Для прачечных устарели нормы про размеры помещений, используемые материалы — составляем обращение в Роспотребнадзор о замене этих норм.
Когда решаешь проблему клиента, бизнес растет
За пятнадцать лет работы бизнес вырос: мы не только стираем одежду студентам, но и гладим постельное белье и костюмы, доставляем вещи на дом, приводим в порядок обувь. Хороший продукт появляется, когда решаешь конкретную проблему.
Мы отказывали людям в стирке старых бабушкиных подушек: перья разлетались по барабану и портили оборудование. Клиенты всё равно приносили подушки, и мы придумали, как очищать наперники сухим способом.
Человек приносит в стирку кеды — сделать их чистыми в барабане машинки нельзя. Мы увидели потребность и запустили сервис по чистке обуви на базе наших прачечных. Почистить обувь клиенту удобно: вместе с очередной стиркой захватил пару грязных ботинок, а через пару дней забрал обновленную пару
Иногда нужно привести в порядок одежду из шелка или шерсти или почистить шубу из натурального меха — это хлеб химчисток. Во Франции, Германии и Италии химчистки запрещены, потому что они вредны для экологии и сотрудников: для чистки используют тяжелую химию, которую сливают в водосток. В России запретов на химчистки нет, но мы связываться с тяжелой химией не хотели.
Вместо химчистки запустили в Петербурге аквачистку — отходы от аквачистки безопасны, их можно сливать в водосток с меньшим вредом для экологии и сотрудников. Процесс похож на химчистку: ткань помещается в барабан, но обрабатывается не в среде тяжелой химии, а в воде с реагентами. Аквачистка дороже химчистки, но безопасность того стоит.
Мне интересно делать бизнес в России, даже когда я сталкиваюсь с несовершенством законодательства или постоянными проверками. Приятно быть первым и вдохновлять последователей.
Бизнес план: прачечная самообслуживания
Прачечная как бизнес идея пришла в Россию из-за рубежа. К нынешнему моменту прачечные успели стать привычным явлением. Объём этого рынка в 2017 году превысил 1 млрд руб. Планируется, что показатель будет ежегодно расти на 15 — 17%. Это значит, что свободная ниша для нового предприятия в этой отрасли точно отыщется.
Обзор рынка и перспективы бизнеса
В 2019 году в РФ работают более 1500 прачечных. Большинство открыто в Москве и Санкт-Петербурге. Рынок крупных городов менее насыщен. Доля составляет 3% от общего объёма потребительских услуг в РФ. В среднем, 1 прачечная приходится на 50000 человек. В европейских странах, для сравнения,- одно заведение на 1000 человек. Так что отечественный рынок далек от насыщения и достаточно перспективен.
Перечень услуг и их стоимость
Большинство современных прачечных работают по принципу самообслуживания. Это позволяет сэкономить на персонале. Клиенты не обязаны стирать самостоятельно. За дополнительную плату посетитель имеет право оставить одежду и белье сотрудникам прачечной. Представители учреждения выполняют всю работу за клиента.
Процесс стирки занимает порядка 2-2,5 часов — если установлены мощные вместительные стиральные машины. Учреждение может оказывать услуги следующим категориям лиц:
Услуги прачечных требуются многим организациям для поддержания чистоты и обязательств перед клиентами.
Стоимость стирки зависит от веса вещей. Прайс-лист:
Эксперты рекомендуют продавать расходные материалы:
Цена за одну порцию порошка составит порядка 30 руб. Средний чек за одну стирку будет около 400 руб.
Как открыть прачечную с нуля и что для этого нужно?
При открытии прачечной действовать нужно по такой схеме:
Пункт приёма и выдачи заказов лучше разместить в том же помещении, в котором проводится стирка. Нужно оказывать клиентам разные услуги — это принесет дополнительный заработок. Можно за плату оповещать клиентов о завершении стирки, доставлять готовые заказы, выводить сложные пятна. В зоне отдыха допустимо организовать кафетерий. Пока клиент ждет завершения стирки, он сможет перекусить.
Необходимо принимать одежду всех видов. Сервис должен отвечать всем стандартам качества. Лучше возвращать заказы в упаковке — для этого используются полиэтиленовые пакеты. Плюсом будет предоставление гарантии возмещения ущерба при потере или порче вещи.
Сформируйте график, который будет удобен клиентам. Впоследствии лучше выйти на круглосуточную работу.
Документальное оформление
Прачечная может работать в форме ООО. Допустимо использовать упрощенную систему налогообложения по ставке 15%. В качестве кода ОКВЭД выберите 96.01 «Стирка и химическая чистка текстильных и меховых изделий».
Для бизнеса потребуется получить ряд разрешений. В первую очередь обратиться в пожарную инспекцию, коммунальные службы, службы по охране труда. Дополнительно согласовать создание организации с Роспотребнадзором, Газэнерго, водоканалом, СЭС. Предпринимателю потребуется получить лабораторные анализы воды. Процесс согласования может занять до полугода.
Помещение
За рубежом клиенты активно посещают прачечные самообслуживания. Такие организации там сильно распространены. В других странах организации размещают в спальных районах, однако в РФ подобное может не сработать. Владелец бизнеса может купить помещение или взять площадь в аренду. Прачечную лучше размещать вблизи:
Потенциальными клиентами прачечной выступают студенты, новоселы, приезжие, туристы. Бизнесмен должен тщательно выбирать помещение. Предстоит соблюсти требования СанПиН 979-72:
Изначально можно взять в аренду помещение площадью 40 — 50 кв. м. Слишком большие прачечные подойдут только для крупных мегаполисов. Предприниматель должен обеспечить учреждение бесперебойной подачей холодной и горячей воды, системой отопления, электричеством.
В аренду нужно брать площадь с возможностью зонирования. Обычно помещения под аренду не требуют ремонта. Достаточно поддерживать в нём чистоту и спрятать все коммуникации. Оформляя зал, лучше всё же выполнить косметический ремонт, а также купить мебель и технику для комфорта посетителей.
Персонал
Если планируете открытие организации, работающей по типу самообслуживания, много персонала не нужно. Основной рабочей единицей выступает администратор. Им может стать сам хозяин организации. Администратор поддерживает чистоту в помещении, консультирует посетителей, проверяет оборудование и наличие расходных материалов. Также администратор может следить за стиркой и сообщать клиенту, когда процесс закончится.
Если о самообслуживании речи не идёт и в прайс-лист включена возможность приема белья, стирки и последующей выдачи чистой одежды клиенту, предприниматель должен нанять разнорабочих. Они будут загружать стиральные машины, если клиент оплатит соответствующие действия, глажку и упаковку.
Вести такой бизнес одному сложно. Нужно нанять помощника и уборщицу. Компания должна работать минимум 12 часов в сутки. График должен быть посменным, лучше использовать схему «2 через 2».
Если удастся купить оборудование с автоматическим купюроприемником и выдачей порошка, присутствие администратора на точке не обязательно. Для ведения бухгалтерского учёта организации лучше всего нанять специалиста, работающего по аутсорсингу.
Оборудование
Основной статьей стартовых инвестиций станет покупка стиральных машин. Также нужны сушильные машины в том же количестве, что и стиральные. Запуская бизнес с нуля, предприниматель должен купить по 5 ед. техники. Кроме того, понадобятся:
Оборудование нужно завезти и в комнаты ожидания. В обязательном порядке потребуется кулер с водой, диван или кресло, стойка ресепшена, журнальный столик. Лучше купить и телевизор.
План маркетинга
Организуйте раздачу флаеров. В них поместите информацию о расположении организации, списке услуг и их стоимости.
Флаеры нужно красочно оформить. Предприниматель должен подобрать для организации звучное название. Если оно легко запоминается и привлекает внимание, клиенты обратят внимание на учреждение.
Пользу принесёт создание сайта. Интернет-продвижение привлечет широкую аудиторию. Лучше пустить в дело абонементы на месячное посещение в формате “Всё включено”.
Интенсивность развития зависит от качества сервиса. Добавляйте новые услуги, повышайте удобство прачечной. Вот несколько идей:
Финансовый план: рентабельность и окупаемость
На запуск бизнеса нужно около 1 500 000 руб. Большая часть денег пойдёт на покупку стиральных машин. Необходимо выбирать экономичные модели с возможностью загрузки 5-8 кг. Дополнительная статья расходов — косметический ремонт в зоне отдыха.
Есть и ежемесячные расходы. Предприниматель обязан платить налоги, формировать зарплатный фонд, оплачивать коммунальные услуги и аренду, а также покупать расходные материалы. Требуется порядка 200 000 руб.
Доход складывается из оплаты услуг по стирке и сушки одежды и дополнительных опций. Средняя посещаемость прачечных после раскрутки — 750 человек в месяц. Средний чек равен порядка 500 руб. Итого можно получать около 350000-400000 руб в месяц. Оказание дополнительных услуг позволяет заработать еще 100 000 руб.
Общий размер ежемесячного дохода — 500 000 руб. Так что вложения компании окупаются за 1-2 года. Многое зависит от успешности продвижения.
Бизнес-план прачечной самообслуживания: стоимость оборудования и требования СЭС
Подобная картина не вызывает у нас какого-то удивления или недоумения, при этом сами мы в большинстве своем стираем дома в собственной машине-автомат или же в обычном пластиковом тазике.
В Америке же и в Европе население более мобильно. На протяжении всей жизни человек может поменять кучу районов и городов, передвигаясь в поисках лучшего места работы, жизни, да и просто из желания что-либо поменять. Многие живут на съемных квартирах, ходят пообедать в ближайшее кафе, а вещи стирают в прачечной, не заботясь о покупке стиральной машины.
Неужели другой уклад жизни делает невозможным данный бизнес в нашей стране? Отнюдь. Если правильно подойти к его организации и убедительно рассказать людям о новой для них, но весьма полезной услуге, то идея заработает и у нас. Если вам показалось интересным и нужным данное направление, первым делом составьте бизнес-план прачечной самообслуживания, продумайте, где и как ее можно открыть, а потом приступайте к реализации идеи. Конкурентов в этой нише практически не найти. А бизнес-то может стать очень даже прибыльным.
Что нужно для открытия прачечной?
В организации данного бизнеса на самом деле нет ничего сложного. Основные вопросы, с которыми нужно определиться перед тем, как открыть свою прачечную, следующие:
В общем-то, все эти моменты достаточно легко решаются. Начать следует с поиска подходящего места.
Где будем открываться?
На Западе прачки самообслуживания расположены повсюду. Если вблизи есть жилые дома, то сервис будет востребован. У нас, к сожалению, не все так просто. Семьи и те, кто живет в собственной квартире, услугами прачечной вряд ли станут пользоваться (за редким исключением). Поэтому ставку нужно делать на другие категории населения. В первую очередь это люди, живущие в общежитиях.
Это могут быть как студенты, так и работающее население. Если мини-прачечная самообслуживания появится неподалеку (буквально в двух шагах) от студенческой общаги, то на 99% она будет иметь успех. Во-первых, молодым людям некогда заниматься бытовыми делами, у них учеба и развлечения.
Во-вторых, делать это зачастую негде или очень неудобно. К тому же молодежь хорошо воспринимает все новое. А если еще открыть прачечную самообслуживания с упором на западную культуру, то место и вовсе может стать модным. Вспомните, как в зарубежных фильмах герои не просто стирают свои вещи, но и общаются, и даже знакомятся в прачечных.
Подбираем помещение
В среднем, ежемесячная аренда небольшого помещения обойдется в 30-50 тысяч рублей.
Покупаем оборудование
Некоторые предприниматели загораются идеей и хотят открыть прачечную-химчистку (чтоб уж наверняка!). Но это ошибка, по крайней мере, на начальном этапе. Химчисткой пользуется не так много людей, особенно среди нашей потенциальной аудитории, а приобретение дополнительного оборудования значительно увеличит размер необходимых вложений.
Нанимаем сотрудника
Реклама и другие расходы
Помимо собственно затрат, связанных с арендой помещения и приобретением оборудования, ежемесячно будут возникать следующие статьи расходов:
Также необходимо учесть затраты на открытие ИП. Именно эта форма предприятия считается оптимальной для небольшой прачечной. Кроме того, мало просто открыть прачечную самообслуживания и ждать, что туда сразу хлынет поток посетителей. Ее нужно правильно «подать», разрекламировать.
Во-первых, это заметная и привлекательная вывеска. Во-вторых, раздача рекламных буклетов, а на первых порах скидочных купонов в местах обитания потенциальной аудитории. В-третьих, реклама в Интернете на сайтах, в группах студенческих общежитий, пансионов мини-гостиниц и других мест, рядом с которыми расположилась ваша прачечная.
Подсчет финансовой выгоды «прачечного бизнеса»
Итак, все основные моменты относительно того, как открыть прачечный бизнес, мы рассмотрели. Теперь подведем общий итог по необходимым инвестициям, ежемесячным затратам, посчитаем прибыль, которую можно ожидать при успешной работе сервиса.
Инвестиции
Первоначальные инвестиции для открытия небольшой прачечной составят в среднем от 500-600 тысяч рублей. В эту сумму входит и оборудование, и помещение, и зарплата сотруднику (-кам). Напомним, что мы рассматриваем бизнес-план прачечной самообслуживания площадью не более 50 квадратных метров и небольшим количеством машин (4-5 штук). Чем больше будут мощности, тем выше окажутся вложения и ежемесячные затраты.
Доходы, расходы, окупаемость
Теперь о доходах. В среднем стоимость одной стирки составляет примерно 50 рублей. При этом ее себестоимость не превышает 10-12 рублей. То есть рентабельность бизнеса от 400% и выше.
Таким образом, чистая прибыль будет достигать 40-50 тысяч рублей ежемесячно. Конечно, это при условии хорошей проходимости вашей прачечной.
Но, с другой стороны, если к этому не стремиться, то смысла начинать дело нет. Окупается этот бизнес, по словам специалистов, за полтора-два года в зависимости от первоначальных вложений и популярности вашей прачечной.
Заключение
Бизнес для людей, но без людей: как открыть прачечную самообслуживания
«Моя миссия – делать мир чище»
IT-инструменты, которые использует Инна Образцова
Идея прачечных самообслуживания не нова: в прошлом веке они были и на Западе, и в СССР. С массовым появлением домашних стиральных машин, казалось бы, этот формат должен был уйти в прошлое, но нет – и сейчас он вполне востребован. Такими прачечными пользуются, чтобы постирать крупные вещи типа одеял или пуховиков, с которыми не справится обычная бытовая машинка. О том, как открыть прачечную самообслуживания и делать мир чище, порталу Biz360.ru рассказала предприниматель Инна Образцова.
Инна Образцова – 53 года, предприниматель из Москвы, основатель прачечной самообслуживания Big Wash в районе Некрасовка. Окончила факультет журналистики МГУ, 25 лет работала журналистом, редактором, пиарщиком. Была главным редактором ряда отраслевых изданий, работала редактором, а затем коммерческим директором «Интерфакс-Центра». В июле 2021 года открыла по франшизе прачечную Big Wash.
Когда я работала журналистом, заинтересовалась темой социального предпринимательства. В последние пять лет часто освещала работу социальных и благотворительных проектов. Мне очень нравилось писать про эту сферу. Несколько лет назад это было новое веяние в бизнесе: не только зарабатывать, но и делать что-то полезное для людей, в том числе, для малообеспеченных.
Со временем я серьёзно прониклась этой темой – она меня по-настоящему зацепила. В какой-то момент объём информации достиг критической массы и изменил меня. Я решила, что пора переходить на новый уровень. Не «наблюдать и отражать жизнь», как это делают журналисты, а самой организовать какой-нибудь социальный проект.
К тому моменту я уже давно хотела поменять сферу деятельности. В журналистике я работала с 1994 года и, считаю, достигла здесь потолка. Я поняла, что хочу стать социальным предпринимателем, чтобы менять жизнь общества к лучшему. Тогда я задумалась о том, что могу сделать.
Начала искать коммерчески интересные франшизы и нашла сеть прачечных самообслуживания Big Wash. Понятно, что стиральная машина есть сегодня почти в каждом доме. Но в таких прачечных установлены большие профессиональные машины, которые могут стирать крупные вещи из самых разных материалов.
Я видела эти прачечные в других странах и понимала, что в России их не так уж и много. А потребность в стирке больших вещей и зимней сезонной одежды есть. Стирать её в домашней бытовой технике неудобно, и качество стирки уступает профессиональному.
Кроме того, у франшизы Big Wash было одно важное преимущество. Такие прачечные автоматические, а значит, они могут работать без персонала. Так я, как владелец бизнеса, страхую себя от непредсказуемого «человеческого фактора».
Я съездила посмотреть на одну из прачечных этой сети в Москве. Мне понравились и сами машины, и простота управления ими и самой прачечной – со смартфона. На управляющем терминале всего три кнопки: выбор программы, запуск машины, старт.
Ещё одна важная причина, по которой я решила заняться прачечными самообслуживания – социальная составляющая этого бизнеса. За счёт инновационности проекта и довольно низкой себестоимости услуг я могу предложить минимальную цену по рынку с высоким качеством обслуживания.
Цена одной стирки – 300 рублей, при этом вес загружаемого белья – до 10 кг. Сушка в сушильной машине стоит 100 рублей, а моющее средство для одной стирки – 50 рублей. Такую оплату могут позволить себе даже люди с невысокими доходами. В будни до 14.00 цена стирки ещё ниже – 200 рублей. Пенсионерам средства для стирки мы выдаём бесплатно.
Да, я не создала рабочие места. Но я предоставляю людям нужную и доступную услугу, которая повышает качество жизни с минимальными для них затратами. В этом и есть мой вклад в жизнь общества.
Если говорить «высокими словами», моя миссия – делать мир чище. Как в глобальном смысле, так и у людей дома. Любая семья, стирая у нас крупные вещи несколько раз в год, может очистить своё жилище от источников пыли. После этого в прямом смысле слова становится легче дышать.
Я искала локацию для своей прачечной с точки зрения рентабельности бизнеса. Сначала решила ориентироваться на торговые центры – там большая проходимость и много людей. Но оказалось, что такие помещения не подходят под наши требования. В прачечной должны быть горячая и холодная вода, вентиляция, трёхфазная система электроснабжения.
Наличие горячей воды и напряжения 380 В обеспечивают экономичность и эффективность работы машинок: они стирают в два-три раза быстрее и с более высоким качеством. Внутри торговых центров подходящих помещений практически нет.
Так я поняла, что лучше идти к потребителям туда, где они живут – в большие новые спальные районы. Я решила открыть точку на окраине Москвы в районе Некрасовка, фактически через дорогу от города Люберцы, где я живу. Подходящее помещение нашла только в конце июня, после нескольких месяцев поисков. Ремонт сделали за 12 дней, и в середине июля открылись.
Я хотела, чтобы в моей прачечной было приятно находиться. В большинстве прачечных обстановка очень… формальная. Я понимала: дизайн здесь тоже может стать одним из конкурентных преимуществ. В итоге получилось здорово – оформление зала хвалят многие наши клиенты. У нас также есть wi-fi, люди могут прийти и посидеть в интернете, пока их вещи стираются.
Открытие прачечной обошлось мне примерно в 1,6 млн. рублей. Основная статья расходов – покупка четырёх стиральных и сушильных машин. В сумме они стоят примерно 850-900 тысяч рублей. Паушальный взнос составил 300 тысяч рублей. Также нужно было купить два терминала: для управления машинами и для приёма денег (150 тысяч рублей) и дозатор для выдачи моющего средства (50 тысяч рублей). Остальные средства потребовались на ремонт, который делал франчайзер. Мебель я покупала на своё усмотрение, она обошлась мне примерно в 25 тысяч рублей.
В семье меня поддержали – и мама, и особенно муж. Он классный автослесарь – сейчас работает в найме, и часто сталкивается с непрофессионализмом менеджеров. Он понимает, что есть только один способ не зависеть от горе-управленцев: создать собственный бизнес. Он помог деньгами и тем, что готовил прачечную к открытию – собирал мебель.
Дочь тоже внесла свою лепту: выделенная ею сумма составила примерно 20% от общих вложений. Своих денег мне вряд ли хватило бы. По сути, и муж, и дочь стали соинвесторами. Дочери всего 22 года, но она рано начала заниматься собственным бизнесом. В общем, все помогли, кто как мог: словом, делом или финансами.
Несмотря на низкую стоимость услуг для клиентов, у проекта высокая рентабельность по сети – примерно 60-65%. Окупаемость должна составить примерно 12-16 месяцев. Правда, всё это – при условии, что в прачечную будут ходить клиенты. Чтобы окупить все текущие расходы (включая аренду, коммунальные платежи, интернет и налоги), нужно не менее трёх стирок в день. Тогда точка будет покрывать свои месячные расходы.
Я закупила шведские стиральные и сушильные машины ASKO – именно на них построил бизнес-модель владелец франшизы. Они технологичны, просты в управлении, надёжны и долговечны. Эти машинки поставляются из Словении, они экономичны по расходу воды и электроэнергии, что подтверждено сертификатами производителя. Мы заказывали их у дилеров-поставщиков через франчайзера с его скидкой.
Наши машинки рассчитаны на большие по размеру и весу вещи, которые сложно или невозможно постирать дома. Это покрывала, одеяла, подушки, мягкие игрушки, мебельные чехлы, шторы и любой интерьерный текстиль, а также верхняя одежда.
Ещё один важные фактор, помимо размера вещи – материал, из которого она сшита. Пуховые и шерстяные вещи можно стирать только в профессиональных машинках – в «домашних», как правило, нет подходящих режимов. Для шерсти нужно специальное моющее средство.
Вещи из пуха стираются и сушатся с мячиками, чтобы они «разбивали» пух и не давали ему скатываться. Стирать пуховики дома без сушки в принципе нельзя – может пострадать перо. Брезентовую рабочую одежду (но только без следов штукатурки или краски!) тоже лучше постирать у нас: бытовая машинка их просто «не провернёт».
Пользоваться машинками в моей прачечной очень просто – клиенты без труда с этим справляются благодаря интуитивному интерфейсу самих машин и пошаговым инструкциям, наклеенным на аппаратах. Нужно загрузить вещи, подойти к терминалу, выбрать номер машины, оплатить, нажать на кнопку «Запуск». Затем перейти к машинке, включить её, выбрать программу стирки вращением колёсика и нажать на «Старт».
Если у клиента остаются какие-то вопросы, он может позвонить в бесплатную службу техподдержки – её предоставляет франчайзер. Оператор может не только ответить на все вопросы, но и дистанционно включить машинку.
На обычную стирку с сушкой, как правило, уходит час-полтора. Постирать огромный толстый плед или одеяло можно за 35-40 минут, высушить – за 40 минут или час. Сушильные машины находятся прямо над стиральными, и клиенту необходимо просто переложить вещи из одной машины в другую.
Есть две целевых аудитории, для которых я создавала свой бизнес. Первая – это люди, которые выбрали ответственное потребление и «бережливое производство». Они голосуют за это рублём в своей повседневной жизни.
Наша прачечная с полным правом может называться экологичной. Во-первых, машинки не потребляют энергию для нагрева воды – они получают горячую воду напрямую из труб. Во-вторых, мы используем биоразлагаемые и гипоаллергенные моющие средства.
Вторая аудитория – это социально незащищённые люди. Пенсионеры, многодетные, одинокие мамы, студенты и люди в сложной жизненной ситуации. На открытие мы приглашали подопечных местного собеса – ветеранов, пенсионеров, а также представителей благотворительных фондов. Сфокусировались на тех, кому эта услуга обычно недоступна. Они не могут позволить себе пользование химчисткой, которое стоит от 1000 рублей за одну вещь. Теперь у них есть возможность улучшить своё качество жизни – сделать чище свой дом и свои вещи.
Клиенты пошли с первых же дней работы прачечной, хоть конец июля – не самое удачное время для открытия. Правда, стирок и сушек пока довольно мало – летом Москва полупустая. Я продвигаю свой проект в основном через местное сообщество, обращаюсь к людям в «соседских» чатах. Помимо этого мы раздаём флаеры у метро и у крупных магазинов.
Мне очень помогли арендаторы-соседи – это раскрученный на районе салон-парикмахерская, ремонт телефонов и цветочный магазин. Они рассказывали своим клиентам, что рядом будет прачечная. В основном благодаря им у меня появились первые посетители.
Очень хорошо работает и «сарафанное радио». Уже после первой недели работы к нам стали приходить клиенты по рекомендациям. Появились и постоянные посетители, которые приводят своих знакомых и соседей. Но чтобы этот канал заработал «по полной», потребуется время.
Моя прачечная предлагает нужную и недорогую услугу, но люди пока о ней не знают. Поэтому аудиторию нужно просвещать и информировать. Сейчас главное для меня – повышение узнаваемости и охвата целевых групп. Но проблема в том, что я уже инвестировала большую сумму в запуск проекта, и бюджет на продвижение у меня ограничен. На большие рекламные кампании ещё предстоит заработать.
Я планировала продвигаться через местные паблики в соцсетях. Но оказалось, что они размещают посты только за деньги. Владельцы пабликов говорят: «У вас бизнес, и у нас бизнес, поэтому бесплатно писать о вас не станем». На мой взгляд, такие паблики должны поддерживать проекты, которые предоставляют полезные людям услуги и меняют жизнь к лучшему. Тем более социальных предпринимателей не так уж много, и положительных новостей про эту сферу тоже очень мало.
Мне бы хотелось, чтобы посещение прачечной стало для людей нормой жизни. Тёплая верхняя одежда пачкается, а подушки, одеяла и покрывала накапливают пыль, которой мы дышим. Те же пуховые вещи дома стирать невозможно, а в химчистке дорого. Крупные вещи нужно стирать раз-два в год по мере загрязнения, а не раз в 20 лет. Тем более, когда есть возможность делать это недорого и экологично.
В моём идеальном мире люди будут пользоваться нашей услугой регулярно, как чем-то само собой разумеющимся. Пока мы только на пути к этому. Но у нас почти сразу же после запуска появились отзывы: «Наконец хоть что-то стоящее открылось в этом районе. Пожалуйста, не уезжайте никуда!»