Что нужно чтобы открыть шаурму
Требования к киоску шаурмы
Этот вид бизнеса считается одним из самых перспективных среди малых форм. Основная сложность заключается в том, что специально разработанных норм и правил, регулирующих этот тип деятельности, нет. И при открытии и работе киоска по приготовлению и реализации шаурмы придется руководствоваться требованиями общепита.
· туалетной комнаты или туалета для персонала не далее, чем в радиусе 0,1 км от вашей торговой точки;
· емкостей с крышками для сбора мусора;
· договора по утилизации отходов и мероприятиям, обеспечивающим эпидемиологическое благополучие торговой точки (дератизация, дезинфекция, дезинсекция);
· холодильного оборудования для хранения продуктов, которые могут быстро испортиться;
· столовые приборы и посуда для клиентов должны быть одноразовыми;
· напитки можно готовить из бутилированной воды соответствующего качества.
Для точек подобного размаха разрешено обходиться без центральной поставки воды и врезки в централизованную канализационную сеть. Но вода должна поставляться бесперебойно. Персонал торговой точки должен неукоснительно следовать правилам личной гигиены.
Согласно П 2.3.6.1079-01 главе II, ларек может быть смонтирован как отдельно стоящее модульное сооружение временного типа. Согласно требованиям СП 2.3.6.2867-11, дополняющих указанный документ, использовать следует современное оборудование. Это значит, что выбросы вытяжки не должны влиять в худшую сторону на условия проживания населения в соседних с вашим ларьком домах. Как и любая организация общепита, киоск шаурмы должен иметь уголок потребителя.
Требования к сотрудникам: работники обязаны иметь санитарные книжки, проходить медосмотр как при поступлении на работу, так и в процессе. В медкнижках должны быть отмечены выводы медкомиссии и аттестационная информация о знаниях каждого работника по санитарным нормам и гигиене. Работать продавцы шаурмы при приготовлении блюд должны в одноразовых перчатках.
Выгодно ли открывать ларек: расчет себестоимости шаурмы
Если вы любите восточную кухню и хотите открыть свой бизнес – можно открыть ларёк с шаурмой. Это прекрасный вариант для тех, кто не имеет большого стартового капитала.
Разумеется, нужно серьёзно всё обдумать, чтобы понять, как достичь полной окупаемости, и насколько выгодно будет вести такой бизнес.
В статье представлены подробные инструкции открытия подобного бизнеса.
Как открыть ларек с шаурмой?
В наше время многие люди ведут активный образ жизни и не имеют времени, чтобы полноценно питаться. При этом не всем по карману питание в кафе – к примеру, студентам, школьникам, сезонным рабочим.
Шаурма является одним из наиболее успешных видов фастфуда. Чтобы открыть этот бизнес, не нужны большие инвестиции.
Ларёк с шаурмой нужно размещать в местах большого скопления людей. Дальнейший успех зависит от разумного ценообразования и повара.
В турецкой кухне большое разнообразие видов кебабов: казан кебаб, с картошкой, донер, искандер и др.
Плюсы этого вида бизнеса
Ларёк с шаурмой имеет много достоинств по сравнению с ресторанами и кафе:
Стоимость открытия
Вам нужно вложить инвестицию в размере 262830 рублей. В среднем, доходы покрывают расходы после 5-6 месяцев работы ларька.
Такая прибыль по статистике обычно достигает 60000 руб. Однако, если ларёк правильно размещён, а клиентура удачно подобрана, можно получать до 100000 чистой прибыли за месяц.
Полезные и вкусные суп-пюре: из кабачков, рыбный, из брокколи и др.
Пошаговая инструкция
В наше время киоск с шаурмой легко можно увидеть в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Москве, Сочи и практически в каждом городе нашей страны.
В России шаурма, как вид фастфуда, появилась около 15 лет назад, хотя в Европе с ней знакомы уже давно. К примеру, в Германии, по наблюдениям Ассоциации турецких производителей шаурмы, каждый день продают до 2 млн. порций блюда.
В одном только Берлине стоит до 4000 ларьков с шаурмой (даже в Стамбуле их меньше). Чаще всего покупают шаурму такие социальные группы, как:
Теперь узнаем, на что обратить внимание при открытии ларька с шаурмой:
Оснащение
Что необходимо знать и что нужно? В первую очередь стоит купить качественное оборудование по разумной цене. Базовый набор таков:
Итого: примерно 155000 рублей. В разных регионах цены могут отличаться.
Поиск поставщиков продуктов
Это очень важно – ведь для шаурмы нужны качественные ингредиенты. Некоторые владельцы ларьков стремятся сэкономить на продуктах, что приводит к плохим последствиям.
Ведь никто не захочет покупать невкусную еду. А если кто-то вдруг отравится вашей шаурмой, это грозит уголовной ответственностью и закрытием бизнеса.
Лучше всего покупать продукты у крупных компаний с большим опытом и хорошей репутацией. У таких поставщиков не самые низкие цены, но безопасность и качество – превыше всего.
Продукты лучше приобретать малыми партиями, чтобы они не успевали испортиться. К тому же, так в вашем хранилище останется больше места.
Подбор персонала
Обычно большое внимание уделяется поиску удачного места для ларька и приобретению техники. Однако куда важнее найти хороший персонал. Для успешной работы нужны:
Требования к персоналу:
Чтобы бизнес был прибыльным, нужно работать минимум 10 часов в сутки ежедневно. Повара должны отдыхать, поэтому лучше сделать сменный график.
Требования к помещению:
Вам следует заплатить за оформление коммерческого помещения и выполнить все требования, чтобы не пришлось платить штраф. В ларьке обязательно должны быть:
Желательно, чтобы киоск выглядел привлекательно, ярко и позитивно.
Реклама, маркетинг
Рекламная кампания в этом бизнесе стоит недорого. Как рекламировать киоск с шаурмой?
Вот ещё несколько рекомендаций, которые помогут вам добиться успеха в конкурентной борьбе:
Меню и рецепт с фото
Шаурма:
Напитки:
Время работы ларька: с 9:00 до 21:00.
Шаурма (или шаверма) – восточное блюдо. Его рецепт прост:
Стоит это сытное блюдо с уникальным вкусом от 100 до 200 рублей (цена зависит от начинки).
Приготовление шаурмы в ларьке смотрите на видео:
Как назвать?
Хорошее название очень важно в любом бизнесе. Есть следующие варианты названия ларька:
Оформление бизнеса
Эта процедура проходит быстро, но нужно к ней хорошо подготовиться.
Вам нужно пройти регистрацию, как индивидуальному предпринимателю, выбрать форму обложения налогами (ЕНВД). Тогда у вас официально появится право на продажу еды и алкоголя.
Какие требуются документы? После постановки на учёт и внесения в реестр, вы должны получить ряд документов:
Подробный расчёт себестоимости блюда
Вначале подсчитаем затраты в расчётах финансовой модели. Инвестиции в бизнес равны 263700 руб.
Расходы при организации бизнеса:
Также нужно иметь в виду издержки, которые зависят от объёма продаж.
Средние цифры по ежемесячным издержкам:
Итого: издержки составляют 301 503 рубля в месяц.
Как открыть ларек с шаурмой, с вами поделится Шариф на видео:
Факторы риска
У бизнеса, связанного с шаурмой, есть ряд недостатков:
Выгодно ли открывать киоск?
Ларёк работает максимум 12 часов каждый день. Какая рентабельность у этого бизнеса? Средняя цена готовой шаурмы – 150 руб. При продаже 7 порций за 1 час за день вы заработаете 12600 руб., а за месяц – 378000 руб.
Какая окупаемость у ларька с шаурмой узнает из видео:
Полезные советы
Заключение
Конкуренция, частые проверки, рост стоимости продуктов делают кейтеринг (вид общественного питания, куда входит и шаурма) сложным бизнесом. Однако, если ответственно отнестись к делу и всё рационально организовать, вы добьётесь успеха и больших доходов. Риск – благородное дело, не нужно его бояться. У вас всё получится! Желаем успеха!
Как устроен рынок уличной еды в России
К рынку уличной еды относится только продажа еды с лотков, передвижных и стационарных палаток, автофургончиков. Доставка и хот-доги навынос из кафе уже не считаются. Поэтому поговорим о шаурме.
Рынок уличной еды в России слабо развит из-за климата
Главная черта уличной еды — не нужно никуда заходить и ждать. Уличную еду человек покупает, не замедляя хода, и бежит дальше по своим делам.
Из-за климата рынок уличной еды в России не особенно развит. Одно дело Бангкок, где круглый год жара, и каждую ночь на улицах появляются тысячи лотков, с которых люди покупают еду и едят на улицах. Там культ уличной еды.
В Европе тоже немало знаковых блюд, например во Франции жареные каштаны; в Германии сосиски всех видов: классические, тонкие, толстые, с соусом карри; в Голландии фирменная селедка.
Другое дело Россия, где девять месяцев в году зима. У нас пик лоточной торговли приходится на лето: вареная кукуруза, мороженое, беляши и пирожки — это и есть уличная еда. Например, в Рязани возле больницы стоит палатка с непонятными пирожками — вот она круглый год работает. Возле университета то же самое.
У нас история с лотками не преобразуется в красивые, уютные вагончики с чебуреками или беляшами, они просто исчезают.
Люди перестают есть пирожки на улице, они перешли на фастфуд формата Макдональдса и KFC. На ходу пока еще едят шаурму. Шаурма — восточное блюдо, но ее можно признать главной уличной едой России.
Особенность российского рынка — разнообразие. У нас продают блюда итальянской, мексиканской, вьетнамской, китайской, японской и всех остальных кухонь. Чтобы попробовать все кухни мира, приезжайте в Москву. В Азии и Европе такого нет. Например, в Сеуле можно найти только их местную еду: безумную нечисть, обжаренную со специями, странные сладости с бобами и никаких хот-догов.
Сложно сказать, сколько в России точек с уличной едой. Можно взять примерную статистику по ОКВЭД, для рынка уличной еды подходят коды:
56.10.2 — приготовление, продажа пищи, готовой к непосредственному употреблению на месте, с транспортных средств или передвижных лавок;
56.10.23 — приготовление и продажа мороженого из вагончиков и палаток;
56.10.24 — приготовление пищи в рыночных киосках и торговых палатках;
56.10.22 — приготовление и продажа готовой пищи с передвижных продовольственных лавок;
56.29 — деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания.
Если смотреть по компаниям с основным кодом деятельности из этого списка, уличной едой занимаются 292 компании. Из них 54 зарегистрированы в Москве и 40 в Петербурге. Получается, 32% рынка сконцентрировано в этих двух городах.
В Москве и Петербурге часто проводят гастрономические фестивали уличной еды, но вряд ли этот рынок в России когда-нибудь будет похож на рынок Азии или Европы. Из-за климата у нас активнее развивается направление гастрономических пространств.
Секрет успеха — вкус и правильное место. Других секретов нет
Уличная еда — товар импульсного спроса. Потребитель уличной еды не готов рассиживаться в кафе, но готов на ходу что-то схватить, съесть и побежать дальше. И еще обычно у него нет возможности поесть дома.
Есть две схемы, по которым работает импульсный спрос на уличную еду:
Место. Из-за импульсного спроса вставать с уличной едой нужно на места с хорошим потоком. Здесь важно учитывать, что будете продавать. Шаурму чаще покупают студенты, пирожки — люди постарше, но всё это условно, конечно, и на практике аудитория сильно размыта. Вставать с точкой можно на любое место, где проходят голодные люди: рядом с университетами, колледжами, вокзалами, больницами, в парках и на пляжах.
Но это редкость, за уличной едой люди специально не поедут.
Вкус. Люди обычно ходят по одним и тем же маршрутам: из дома на работу, с работы в спортзал. И если они съели что-то невкусное по пути, второй раз они не станут это покупать, а если же им понравилось, они могут регулярно заходить и покупать еще.
Средняя чистая прибыль — 15% с оборота
У ресторана новиковского уровня или шаурмячной у дома одинаковые пропорции прибыли и расходов:
30% — себестоимость блюд;
55% — налоги, аренда, коммунальные платежи, зарплаты сотрудникам, маркетинг, ремонт оборудования и прочие расходы;
15% — чистая прибыль.
Например, шаурма стоит 150 рублей, из них 45 рублей уходит на блюдо, тартар из лосося стоит в ресторане 1500 рублей — значит, на блюдо тратится около 450 рублей.
В общепите с оборота 1 млн рублей получается 150 000 рублей чистой прибыли. И неважно, какой формат у заведения: шаурмячная на вокзале, ресторан с посадкой или лоток с хот-догами.
Себестоимость шаурмы
Если шаурма стоит 139 рублей, на ингредиенты уходит 30% от этой суммы, в деньгах — 42,5 рубля. Не считаем аренду, зарплату сотрудникам и налоги — только себестоимость ингредиентов.
Ингредиент
Выход
Микс из двух соусов
40 граммов, по 20 граммов каждый соус
10 граммов, или 6 кружков
90 граммов готовой или 150 граммов сырой
Итого
350 граммов
42,5 ₽
В «Шаурмании» лаваши с небольшого московского заводика. Когда я езжу в Москву и сама их привожу, лаваши обходятся мне по 3,5 рубля, а через оптовика с доставкой — 5 рублей за штуку. Оптовик закупает лаваш на том же заводе, но доставляет в Рязань и здесь развозит по точкам — это называется фуд-логистикой. Контракты с фуд-логистами стоит заключать, если закупаетесь большими объемами: не килограмм сыра, а хотя бы десять килограммов в неделю.
Владельцы маленьких точек сами ездят на рынки, оптовые базы и в «Метро», потому им не хватает объема закупок. Мы тысячами заказываем лаваши, за неделю уходит около 150 кг курятины на одну точку — такие объемы уже требуют прямых контрактов с поставщиками.
385 000 рублей хватит, чтобы открыть ларек с шаурмой
Если хотите поставить киоск на века, хватит полумиллиона рублей. Сколько уйдет денег, зависит от того, брать новый киоск или с рук:
Затраты для киоска с едой
Сумма
Два прижимных гриля
Передняя охлаждаемая витрина
Касса и фискальник
Слайсеры (для нарезки овощей ломтиками)
Форма для персонала, 10 комплектов
Первая закупка продуктов
Логистика и монтаж
Итого
500 000 ₽, если покупать новый киоск
385 000 ₽, если взять киоск с рук
Оборудование обойдется дешевле, если купить с рук или найти фирмы попроще. Еще можно первое время поработать с одним грилем или без фритюрницы.
Нормальные затраты для киоска с уличной едой — полмиллиона рублей, но, если не знаешь отрасль, можно потратить и пять. Мои друзья рассказывали, как человек из отрасли, где всегда работают с крупными контрактами, решил заняться уличной едой и потратил несколько миллионов. Ему это казалось нормальным. Но точка уличной еды с затратами на старт в пять миллионов рублей никогда не отобьется, только если это не новиковский «Фарш» на Никольской.
Точка уличной еды с затратами на старт в пять миллионов рублей никогда не отобьется
Вообще, чтобы зайти на рынок уличной еды, не нужно много денег. Например, мы вставали с кесадильями и лимонадом на городском мероприятии, расходы были такими:
Расход
Сумма
Два пластиковых стола
0 ₽, взяли бесплатно у друзей
0 ₽, взяла бесплатно из дома. В Икее скатерть можно купить за 999 рублей.
Лимонадник из Икеи
Итого
15 000 ₽
Для старта на городских мероприятиях 15 000—20 000 рублей вполне достаточно.
Владельцы точек нередко сами стоят за прилавком
Сколько бы я ни общалась со своими коллегами-предпринимателями, все говорят, что найти сотрудников тяжело. Повар-шаурмист, продавец мороженого или вареной кукурузы — не самая высокооплачиваемая работа. Вот например, зарплаты поваров-шаурмистов на Хедхантере:
Город
Зарплата в вакансии
На рынке уличной еды многие работают сами на себя. Например, в Москве есть «Инжир»: ребята делают необычные тортики — на миндальном корже, с муссом из клубники, базилика и творога — и продают их на Даниловском рынке.
Тортики на продажу делают вместе — муж и жена. Жена долго стояла за прилавком беременной, потом ребенок вместе с ней сидел в слинге. Сейчас там девушка-продавщица, и из-за этого теряется магия семейной уникальной истории. Так же вкусно, но уже не то.
Куда ходят в туалет сотрудники киосков
У нас в Рязани скоро появятся точки, где не будет подвода воды. Я понимаю, что все шаурмичные так работают, но для меня это дико, и я пока не понимаю, как общепит будет работать без воды.
Как-то я зашла в палатку и спросила, где они берут воду. Мне показали умывальник, как на дачах: сверху заливаешь воду в бак, а снизу она льется. Оказалось, они набирают воду в какой-то квартире в жилом доме возле палатки. Договорились и ходят несколько раз в день с баклажкой воды. А использованную воду сливают в ближайшую сточную дыру в асфальте.
Набирают воду в какой-то квартире в жилом доме возле палатки
Еще спрашивала в точке покруче. Им воду привозят в больших технических бочках, такие синие, с надписью «Вода» на боку. Сливают тоже в стоковую дыру в асфальте. В «Кофе-лайке» в торговом центре то же самое: раковина, как на даче, но выглядит чуть цивилизованней. Там под полочкой стоит одна канистра с водой, маленький насос и вторая канистра, куда это всё выливается. Сотрудник наливает чистую воду и сливает грязную в туалете торгового центра.
Насчет туалета для сотрудников владельцы точки обычно договариваются с ближайшим торговым центром, магазином, заправкой или квартирой в доме рядом с точкой.
Не хватает нормальных точек с уличной едой
Российскому рынку не хватает нормальных точек с уличной едой, чтобы люди были уверены: здесь нет никакой антисанитарии. Еще не хватает сервиса: клиенты хотят видеть за прилавком улыбающихся людей, а видят уставших и недовольных.
Уличная еда — это не про сверхприбыли: 15% от оборота — не огромные деньги, тем более обороты не в миллионах, а хорошо бы в одном миллионе. Поэтому не стоит заниматься этим, если по-настоящему не болеешь едой. Если нет классного продукта и понимания, что делать и для кого.
Владелец точки с уличной едой, как любой предприниматель, должен разбираться во всём сразу, например знать, как починить гриль или что добавить в рецепт, чтобы стало вкуснее.
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Бизнес: сеть шаурмы в Петрозаводске
Как заработать на уличной еде
В 2017 году Ильяс и Марк открыли в Петрозаводске три точки с шаурмой.
Старт не был гладким: поставщики завышали цены в накладных, в павильоне текла крыша, а сотрудники не выходили на смену. Но за год предприниматели вывели точки на постоянную прибыль и продали первую франшизу. Сейчас шаурма приносит 300 тысяч рублей в месяц.
Во время работы над статьей Марк продал свою долю Ильясу, чтобы управлять другим проектом. В тексте оставили, как было.
С чего начинали
В 2013 году Ильяс и Марк были конкурентами: оба открыли хостелы в Петрозаводске. Но ребята общались и даже советовались друг с другом. Через год ударил кризис, и туристов в Петрозаводске стало меньше. Марк закрыл хостел и уехал работать в Москву. Ильяс продолжил развивать бизнес, но желаемого дохода не получал.
В 2017 году Ильяс понял, что в Петрозаводске мало мест, где можно поесть быстро и недорого. Он предложил Марку открыть точки по продаже шаурмы — одному такой проект запустить сложно.
Предприниматели видели, что люди боятся покупать шаурму в павильонах у метро. Их пугала антисанитария и мясо неизвестного происхождения. Ильяс и Марк решили открыть красивые торговые точки, найти надежных поставщиков и готовить шаурму при покупателе. Дальше — строить сеть и продавать франшизу.
Мы знаем, что в Петрозаводске нет метро. Создатели исследовали рынок шаурмы в Петербурге
В прошлых проектах предприниматели не планировали запуск достаточно тщательно и теряли деньги. Например, раньше у Ильяса была пиццерия. Повар, который составлял рецепты, внезапно покинул предприятие. Оказалось, что после него сотрудники не знают, как готовить некоторые блюда — повар их не обучал. Чтобы больше такого не было, на этот раз Ильяс и Марк расписали все бизнес-процессы: какая посуда понадобится и как кассиру общаться с покупателями.
Параллельно ездили по точкам с шаурмой в Турции, Азербайджане, Финляндии и Белоруссии. В России посмотрели 30 точек в Санкт-Петербурге : изучали расположение кухни и вкусы покупателей.
Ильяс нашел в социальных сетях владельца ресторана в Баку и устроился к нему на работу на 5 дней. Владелец знал, что ребята собираются открыть точку в Петрозаводске, и с удовольствием учил Ильяса.
На составление бизнес-плана и поездки ушло 5 месяцев. ООО открыли в мае 2017, заплатив пошлину 4000 рублей.
Требования и документы
Для запуска точки с шаурмой нужно подать уведомление в Роспотребнадзор и подготовить санитарные книжки для сотрудников. В Петрозаводске их выдает ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии». Оформление одного документа стоит 857 рублей.
По закону за оформление санитарных книжек платит работодатель. Это обошлось Марку и Ильясу в 14 тысяч рублей. Два других работника пришли с готовыми документами.
Когда ребята открывали первую точку, арендодатель подготовил ее к проверкам по пожарной безопасности. Он установил противопожарную сигнализацию и огнетушители с действующими паспортами. Раз в год огнетушитель надо перезаряжать, а данные — вносить в журнал. Еще в каждом помещении установили датчики дыма, светящиеся таблички «Выход» и объявления «Курить запрещено».
Вторую точку Ильяс и Марк открывали в отдельном павильоне, поэтому огнетушители и сигнализацию устанавливали сами. Это стоило 27 тысяч рублей. В третьем помещении ребята купили сигнализацию за 25 тысяч рублей — остальное сделал арендодатель.
Еще Ильяс и Марк заключили договор с центром санитарно-эпидемиологического надзора на проведение лабораторных испытаний готовых блюд. Это требование закона: дважды в год шаурму проверяют на соответствие нормам. За проведение испытаний Ильяс и Марк платят 13 тысяч рублей.
платят ребята за проведение лабораторных испытаний готовых блюд
Каждый день повара на точке заполняют документацию. Это журналы графика проведения уборки, получения и расходования дезинфицирующих средств, температурного режима холодильника, замены масла во фритюрнице и бракеражный журнал — специальный журнал, куда записываются результаты внутренней оценки качества продукции.
В уголке покупателя должна находиться книга отзывов и предложений и свежие редакции законов «О защите прав потребителей», «О защите юридических лиц», Правила торговли и оказания услуг, Санпин.
Как выбирали место
Сначала Ильяс и Марк смотрели на стоимость аренды. Выгоднее выбрать помещение с меньшей проходимостью и дешевой арендой — иначе может не окупиться. Предприниматели рассчитывали потратить 70 тысяч рублей за место с проходимостью в 10 тысяч человек в день. По опыту предыдущих бизнесов наши герои знали, что 1—3% прохожих зайдут в заведение. Этого достаточно, чтобы выйти в плюс.
тратят Ильяс и Марк на аренду трех точек в месяц
Дальше Ильяс и Марк анализировали каждое место, в котором планировали встать. Оно наверняка окажется удачным, если:
Еще Ильяс и Марк оценивали, кто проходит мимо потенциальной точки. Например, если она стоит рядом с бизнес-центром, в выходные дни продажи могут упасть.
Аренда точек «Сеньор Донер»
Точка | Размер | Депозит | Стоимость аренды |
---|---|---|---|
Первая | 18 м² | 0 Р | 30 000 Р |
Вторая | 29 м² | 50 000 Р | 30 000 Р |
Третья | 29 м² | 200 000 Р | 50 000 Р |
Строительство и ремонт
При планировании первой точки консультировались с технологом. За это отдали 6 тысяч рублей. Технолог подготовил план, как разделить потоки грязной и чистой посуды, установить вытяжку и подключить канализацию. Рассказал, как расставить оборудование, чтобы повару было удобно. Если каждый раз ему нужно нагибаться, чтобы достать соус, он быстрее устанет, скорость приготовления снизится, а предприятие потеряет деньги.
потратили ребята на ремонт первой точки
Сейчас повар в «Сеньор Донер» собирает шаурму за 1 минуту 57 секунд. Это хороший показатель: в других заведениях процесс занимает до 8 минут.
После консультации технолога дизайнер нарисовал план на бумаге. Это стоило 10 тысяч рублей.
Когда точку открыли, оказалось, что во входную дверь не влезает холодильник и стол для салатов. Пришлось снимать стеклопакеты и разбирать дверь. Всего на ремонт ушло 250 тысяч рублей.
Для следующих точек ребята наняли дизайнера интерьера. Он рассчитал материалы и сделал 3Д-визуализацию помещения. С ней проще работать со строителями: задачу не нужно объяснять на пальцах, а результат должен совпадать с изображением. Работа дизайнера стоила 70 тысяч рублей.
Для второй точки построили отдельный павильон, потому что свободных помещений в выбранном районе не оказалось. Ребята заказали индивидуальный проект у частного строителя.
Зимой в павильоне протек потолок — его осматривали несколько специалистов, но ошибку не нашли. Пришлось снимать обшивку, перекладывать плитку и заменять светильники. На ремонт и строительство потратили 1,5 миллиона рублей и полгода времени.
ушло на запуск трех точек
Помещение в торговом центре для третьей точки тоже нуждалось в ремонте. Ребята заложили на это 200 тысяч рублей. Но строители проанализировали площадку и сказали, что надо заливать стяжку — это основа для покрытия из цемента. Стоимость проекта выросла в два раза.
Первая точка заработала в мае 2017 года — в открытие Ильяс и Марк вложили миллион рублей из личных накоплений. Вторая и третья запустились в декабре. На открытие второй ребята нашли инвестора, который предоставил 1,5 миллиона рублей за 40% доли предприятия. На запуск третьей потратили миллион из оборота первой точки.
Оборудование
Ребята купили для точек только новое оборудование. Когда Ильяс открывал с другим партнером антикафе, они купили телевизоры на «Авито», а потом постоянно их ремонтировали. Ребята уверены: когда оборудование хорошее, его не продадут дешево — скинут максимум 20% от первоначальной цены.
Грили для мяса выбирали из трех вариантов: российский — за 35 тысяч, турецкий — за 90 тысяч, немецкий — за 120 тысяч. В первую точку взяли российский, во вторую и третью — турецкие, чтобы потом сравнить качество. С поставщиком договорились о скидке за опт: купили сразу три штуки. Один турецкий гриль обошелся в 60 тысяч рублей, а в деле мало отличался от российского.
стоит автоматический итальянский нож
На оборудование для трех точек Ильяс и Марк потратили 1,3 миллиона рублей.
Затраты на оборудование для одной точки
Трата | Стоимость |
---|---|
Охлаждаемый стол для салатов | 67 900 Р |
Касса | 55 000 Р |
Кофемашина | 45 000 Р |
Холодильник для продуктов | 40 000 Р |
Гриль для мяса | 35 000 Р |
Холодильник для напитков | 35 000 Р |
Посуда для кухни | 30 000 Р |
Телевизоры | 30 000 Р |
Вытяжной зонт | 29 000 Р |
Пресс для хлеба | 24 000 Р |
Заготовочные столы | 22 000 Р |
Моечная ванна | 13 000 Р |
Фритюрница | 5000 Р |
Поставщики
Шаурма делается из лаваша, мяса, овощей и соуса. Все эти продукты нужно где-то брать, причем не в местном супермаркете, а по оптовым ценам. Такие закупки делаются через поставщиков.
Владельцам одной точки в регионе невыгодно работать с федеральными поставщиками. Объем заказов небольшой, поэтому доставка не отобьется. У местных поставщиков цены выше в два раза или нет нужного товара.
Когда ребята открыли первую точку, они заказывали лаваш в пекарне поблизости. Его готовили вручную, поэтому лаваш часто приходил неровным: с одного края рвался, а с другого было слишком много теста. В другие дни он весил меньше, чем обычно. Клиентам это не нравилось.
Заготовленной мясной нарезки у местных поставщиков не было. Мясо разделывали сами и насаживали на вертел. На точках часто работали новички, и они с этой задачей не справлялись: с одного края мясо подгорало, а с другого оставалось сырым.
Когда Ильяс и Марк открыли три точки, объемы закупок позволили заключить договоры с крупными компаниями. Федерального поставщика мяса нашли на инвестиционном форуме в Сочи в сентябре 2017 года. Поездку оплатил карельский Минэкономразвития после того, как Ильяс и Марк выиграли конкурс молодых предпринимателей.
На форуме ребята рассказали о своем бизнесе топ-менеджеру мясного завода. Через неделю компания согласилась поставлять предпринимателям готовое мясо, которое нужно просто насадить на вертел. Это экономило 50 тысяч рублей в месяц. Как только Ильяс и Марк заключили договоры с другими федеральными поставщиками, прибыль сети выросла в два раза.
Рецепты
Наши герои отбирали рецепты во время поездок по точкам с шаурмой в Санкт-Петербурге и Азербайджане. Сейчас в меню «Сеньор Донер» есть классическая шаурма с мясом и овощами и необычные роллы — например, с жареным яйцом. Классика стоит 149 рублей, роллы — 99. Еще ребята продают шавербокс — это шаурма с картофелем по-деревенски в коробке вместо лаваша. Порция стоит 210 рублей.
Каждый сезон Ильяс и Марк добавляют в меню новые позиции. Это помогает удерживать постоянных покупателей, которые успели попробовать все в меню. Прежде чем определиться с рецептом, предприниматели изучают меню конкурентов и точек за рубежом, ищут рецепты в интернете и экспериментируют. Этим летом выпустили греческий донер с фетой и вегетарианскую шаурму. Обычно в нее кладут фалафель, но Ильяс и Марк выбрали луковые кольца, обжаренные во фритюре.
Часто спрашивают мнение покупателей. Недавно хотели продавать шаурму с квашеной капустой — такой рецепт популярен в Германии и скандинавских странах. Когда Ильяс и Марк спросили клиентов в группе во Вконтакте, стоит ли это делать, аудитория проголосовала против.
В шаурму «Сеньор Донер» кладут куриное мясо. Оно дешевле и проще в приготовлении, чем говядина. Ее ребята планируют ввести как дополнительную позицию на пробу. Сейчас поставщик разрабатывает для «Сеньор Донер» заготовки с мраморной говядиной.
стоит классическая шаурма в «Сеньор Донер»
Если мясо долго стоит на гриле, оно ужаривается и теряет 30—70% веса. Такая ошибка стоит точке 70 тысяч рублей в месяц. Еще шаурма с пережаренным мясом невкусная: соленая и сухая. Чтобы сотрудники не ужаривали мясо, Ильяс и Марк регулярно их обучают.
Перед открытием ребята спорили, какой соус класть в шаурму: острый красный или чесночный белый. Оставили оба, чтобы выбирал клиент. Сейчас 65% продаж приходится на белый соус, 10% — на красный и 15% — на микс.
Доставка
Ильяс и Марк планировали доставлять шаурму сразу после открытия первой точки. В итоге сделали это через полгода: продукт был не готов к доставке.
Первая проблема, с которой столкнулись ребята, — жидкий соус. Рецепт они придумали сами и промахнулись с консистенцией. Соус вытекал из шаурмы на руки, штаны и обувь. Еще лаваш ручной работы, который Ильяс и Марк закупали у местного производителя, быстро впитывал этот соус. Шаурму надо было есть сразу после приготовления — иначе разваливалась. Проблему решили, когда заказали лаваш у федерального поставщика, а соус сделали гуще.
Еще ребята побоялись не рассчитать мощности производства. Заказы поступали бы со всего города, а точка только одна. Доставку запустили, когда поняли, что выдержат наплыв заказов.
получает курьер за одну доставку
«Сеньор Донер» обещает приготовить и доставить шаурму за 39 минут. В среднем пиццу и суши в Петрозаводске доставляют за час.
За одну доставку курьеры получают 120 рублей — это средняя цена по рынку в Петрозаводске. Они используют личные автомобили и сами оплачивают бензин.
Сотрудники
В штате «Сеньор Донер» работает главбух, товаровед, супервайзер, оператор и повара. Курьеры и помощники поваров работают по договору подряда. Штатные сотрудники получают зарплату два раза в месяц, у остальных — дневная ставка. Зарплату себе Ильяс и Марк не начисляют: просто делят прибыль раз в квартал.
максимальная ставка повара в «Сеньор Донер»
В каждой точке стоит камера, которая пишет видео. Три раза в день оператор наблюдает за каждым сотрудником в течение 10 минут. По итогу проверки он фиксирует в таблице, какие пункты инструкции не выполняет сотрудник, и обсуждает это с ним. Если работник систематически нарушает трудовой договор, его увольняют. За год было 10 таких сотрудников.
Ильяс и Марк готовы нанимать молодых людей без опыта: переучивать сложнее, чем учить. Люди, которые уже работали в общепите, часто нарушают инструкцию, потому что думают, что знают работу лучше, чем владельцы. Например, один сотрудник клал больше мяса. Когда клиенты приходили в другие точки и получали мясо по технологической карте, они считали, что их обманывают, и писали гневные отзывы в соцсетях.
Как преодолевали трудности
Через полгода после открытия прибыль «Сеньор Донер» упала в два раза. На улице стоял двадцатиградусный мороз, людям было не до шаурмы: они праздновали Новый год или болели. Ильяс и Марк сели анализировать, где сократить расходы.
Одна точка работала в январе до 02:00. В это время покупателей почти нет, а на смену выходили два сотрудника. Ребята сократили время работы и оставили в вечернее время одного повара. Потом пересмотрели расходы на хозтовары: заменили перчатки и сэкономили 7000 рублей в месяц на каждой точке. После оптимизации трат маржа выросла со 100 до 190%.
Однажды на точке испортилось 5 литров молока. Оказалось, что сотрудники не мыли трубку для капучино в кофемашине. Когда ее ставили в новую пачку, молоко начинало киснуть. По закону нельзя штрафовать сотрудников, поэтому Ильяс и Марк дописали пункт о мытье трубки в инструкцию для работников.
Потом поставщик привез в «Сеньор Донер» капусту в дешевой упаковке. Партия начала преть и сгнила за два дня. В другой раз ребята заказали мяса больше, чем требовалось. 150 кг куриного филе пришлось выбросить. Это случилось после открытия — сейчас ребята не допускают таких ошибок, потому что могут спрогнозировать объем продаж.
Другие сложности возникают с софтом. Ребята используют разные программы на точках и для доставки. За каждую точку они платят 2600 рублей в месяц, что в 2,5 раза дешевле, чем использовать единый софт. Периодически бывают проблемы: теряется заказ или комментарий к нему. Недавно клиент перепутал цифру в номере, и заказ не ушел на кухню. Чтобы оперативно решать такие проблемы, Ильяс и Марк скидывают информацию в общий с разработчиками чат в Телеграме.