Что нужно чтобы перечислить деньги самозанятому
Можно ли самозанятому получать деньги на разные счета?
Читательница Ольга С. спрашивает:
Работаю как самозанятая, оплату получаю на карты разных банков: какая карта клиенту удобнее, такую и даю. Но недавно услышала, что оплату надо получать только на одну карту, которая привязана к приложению «Мой налог». Это правда?
Самозанятые могут получать деньги на разные счета
Ольга, вы всё делали правильно!
Ответ на вопрос кроется в сути самозанятости. Самозанятый — это физическое лицо, которое получает от клиентов оплату за свой труд и платит налог на профессиональный доход. Это не предприниматель и не юридическое лицо, а значит, самозанятому можно всё то, что можно обычным физическим лицам — всем нам.
Мы можем открывать карты в любых банках и пользоваться ими, как хотим: одной расплачиваться на заправке, другую держать для переводов, с третьей путешествовать. Самозанятый может делать всё то же самое: заводить несколько карт, получать оплату на любую из них или на все сразу, получать оплату от одного клиента на одну карту, а от другого — на другую.
Карты, которыми пользуются самозанятые, — это привычные банковские карты, которые привязаны к счетам. Некоторые банки предлагают отдельные тарифы для самозанятых и виртуальные карты, но по сути это те же тарифы для физлиц, просто в красивой обертке.
Совет для заказчиков, которые работают с самозанятыми: при переводе оплаты указывать ИНН получателя. По нему банк поймет, что деньги идут самозанятому, и не будет никаких вопросов.
Счета необязательно привязывать к приложению «Мой налог»
Теперь разберемся с приложением «Мой налог». Самозанятый может привязать там одну карту или несколько — как ему хочется. Это делают, чтобы потом с нее платить налог.
При этом необязательно получать оплату от заказчиков на карту, которая привязана: например, в приложении может быть карта Сбербанка, а оплату самозанятый получает на карту Промсвязьбанка.
Мы помним, что самозанятый — это физическое лицо, поэтому теми же картами он пользуется и для личных дел. Допустим, в понедельник мама перевела ему 5000 рублей на день рождения, а во вторник заказчик отправил 3000 рублей за услуги репетиторства.
Важен не факт получения денег, а выдача чека. Чек самозанятый выдает только на те деньги, которые получает за работу. При этом чек не привязан ни к какому счету, ведь деньги можно получить и наличными.
Отдельно разберемся с самозанятыми со статусом ИП. Как предприниматели они получают деньги на отдельный расчетный счет, но как самозанятые могут получать их на свою карту на тех же условиях, о которых мы рассказали выше.
Как компании платить самозанятому
Статья обновлена 7 декабря 2021 года.
В 2021 число самозанятых сравнялось с числом ИП: в стране их 3,5 млн. Все больше исполнителей регистрируются как плательщики налога на профессиональный доход, и бизнесу не нужно перечислять за них НДФЛ и сдавать отчеты. Но кое-какие документы все же нужны.
Подписать договор с самозанятым
Если компания или предприниматель оплачивает услуги самозанятого, нужен договор. По закону, сделки между компаниями и гражданами должны совершаться в «простой письменной форме», то есть по договору. Самозанятые — не исключение.
Для работы с самозанятым подойдет самый простой договор: договор-счет-акт, или ДСА. Он занимает одну страницу и не требует согласования с юристами.
Договор-счет-акт описывает условия сотрудничества с самозанятым, показывает, сколько денег платить, а еще заменяет счет и акт. Такой договор вправе заключать компании, предприниматели и самозанятые.
Если у компании есть стандартный договор услуг, можно использовать его. Никаких ограничений нет: в договоре прописывают все то же самое, что и в договоре с ИП или другой компанией.
Перевести деньги или оплатить наличными
Компании и предприниматели оплачивают услуги самозанятых с расчетных счетов или наличными. Наличными можно платить не больше 100 тыс. руб. в месяц.
Чтобы перевести деньги самозанятому с расчетного счета, понадобится три реквизита:
В назначении платежа компания вписывает номер, дату договора и за что платит. Например, оплата по договору-счету-акту № 1 от 1.01.2021 за редакторские услуги без НДС.
Получить от самозанятого чек
Продолжить работу со специалистом, который стал самозанятым
Итак, компания оплатила, теперь исполнитель формирует чек в приложении «Мой налог». Чек отправляется клиенту по электронной почте или в смс.
Так выглядит чек в приложении «Мой налог»:
Тест: угадайте решение суда
Если компания переводит оплату частями, например, половину авансом, а остальное потом, исполнитель должен отправить по чеку на каждый платеж.
В таком виде чек получает клиент:
Чек нужен, чтобы учесть оплату исполнителю в расходах компании на общей системе налогообложения или на упрощенке «доходы минус расходы».
Налоги самозанятый платит сам. Компании не нужно сдавать отчеты или переводить за него НДФЛ. Если не заплатит вовремя — его проблемы.
Какие риски у компании
Риск есть, если компания заплатила и оказалось, что самозанятый не вправе использовать налог на профессиональный доход. Тогда налоговая может попытаться доначислить компании взносы и НДФЛ. Но судебной практики по таким делам еще нет.
Стоит проверить две вещи:
У налоговой есть сервис для проверки самозанятых. Сейчас компания может попросить у исполнителя скриншот из приложения или личного кабинета, на котором видно, что он зарегистрировался.
Работайте с самозанятыми без проблем
Проверяем надёжность ваших подрядчиков, формируем чеки и защищаем от штрафов
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Что нужно чтобы перечислить деньги самозанятому
Плательщик НПД может принимать оплату разными способами:
2. Переводом на карту от физлица и от юрлица или ИП,
3. Через платежные системы.
Как направить клиенту реквизиты для оплаты за услуги или товар?
1. Клиенту-физлицу направить номер карты можно следующим образом:
В приложении СберБанк Онлайн выберите карту и зайдите в информацию о карте. В окне «О карте» нажмите на номер карты, он скопируется автоматически. Выберите удобный для вас способ отправки и вставьте скопированный номер карты.
2. Клиенту-юрлицу/ИП направить реквизиты счета карты можно следующим образом:
В приложении СберБанк Онлайн выберите карту и выберите реквизиты счёта карты. Нажмите на кнопку «Сохранить или отправить». Выберите удобный для вас способ отправки.
Как я буду фиксировать факт получения оплаты от клиента? Нужна ли онлайн-касса?
При получении оплаты наличными или переводом от физических лиц, от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей вам необходимо самостоятельно сформировать чек в мобильном приложении СберБанк Онлайн. Этот чек вы можете передать клиенту в распечатанном или электронном виде. Касса при этом не нужна.
Если в сервисе «Своё дело» вы самостоятельно подключили услугу «автоматическая регистрация дохода» (авточеки), то при переводе денег от физических лиц на карту, выбранную вами при подключении услуги, чеки будут сформированы автоматически. Касса при этом также не нужна. Услуга «автоматическая регистрация дохода» доступна в случае использования приложения СберБанк Онлайн в версии 12.4 и выше.
Если вы используете приложение СберБанк Онлайн в «старой» версии до 11.13.0 (включительно), при поступлении оплаты от физического лица по номеру карты, прикреплённой к сервису «Своё дело» (выбранной вами при регистрации или подключении сервиса), чек сформируется автоматически, ссылка на него также придёт в СМС с номера 900.
Должен ли я платить отчисления с дохода от профессиональной деятельности в пенсионный фонд? Будет ли у меня пенсия?
Должен ли я платить страховые взносы?
Нужно ли плательщикам налога на профессиональный доход платить что-то дополнительно (НФДЛ, взносы)?
Плательщики налога на профессиональный доход освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц, а также от уплаты страховых взносов. Самозанятые должны уплачивать налог на доход от своего дела в следующем размере:
Можно ли получать деньги от компаний?
Можно ли принимать оплату от клиентов наличными?
Что такое чек?
Для самозанятых чеки — самый главный документ и единственная отчётность, на основании которой ФНС рассчитывает сумму налога. Получили деньги онлайн или наличными — нужно передать клиенту чек с суммой за товар или услугу. Передать чек можно в электронном или распечатанном виде.
Сервис «Своё дело» позволяет формировать, просматривать и пересылать чеки клиентам. При необходимости в сервисе чек можно отменить.
Как формировать чеки?
1. Вручную:
При поступлении оплаты онлайн или наличными от ваших клиентов сформируйте электронный чек. Для этого перейдите в Своё дело › Создать чек.
2. Автоматически:
Если вы самостоятельно подключили услугу «автоматическая регистрация дохода», при поступлении оплаты от ваших клиентов-физических лиц на карту, которую вы привязали к сервису «Своё дело», будут формироваться авточеки.
Важно! Если вы используете приложение СберБанк Онлайн в «старой» версии до 11.13.0 (включительно), при поступлении оплаты от физического лица по номеру карты, прикреплённой к сервису «Своё дело», чек сформируется автоматически, ссылка на него также придёт в СМС с номера 900.
Как посмотреть уже сформированные чеки?
Чтобы найти сформированные чеки в мобильном приложении Сбербанк Онлайн выберите сервис «Своё дело» и кликните «Список чеков».
Если необходимо посмотреть чеки за другой период, выберите «Сменить фильтр» и укажите интересующий период.
Как отозвать чек?
В случае отказа от услуги или возврата товара и предоплаты чек можно отозвать. Выбрав чек, который необходимо отозвать, кликните на него и нажмите «Отозвать чек». При отзыве чека в СберБанк Онлайн денежные средства автоматически не переводятся, нужно самостоятельно возвращать средства клиенту.
Будет ли у меня полис ОМС, если я плачу НПД?
63% уплаченных вами налогов попадёт в бюджет того региона, в котором вы зарегистрированы как самозанятый. 37% — в фонд медицинского страхования. Это даёт возможность налогоплательщикам налога на профессиональный доход получить бесплатное медицинское обслуживание.
Могу ли я как самозанятый размещать рекламу о себе и своём деле?
Если я сделаю отмену чека, деньги автоматически вернутся плательщику?
При отмене чека возврат средств клиенту самозанятого автоматически не производится.
Если вам сделали перевод ошибочно или вернули товар, чек можно отозвать. В меню сервиса «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн выберите «Список чеков», найдите нужный чек и отзовите его, выбрав одну из причин отзыва — возврат товара либо ошибочное зачисление средств. При этом чек будет отменен (ФНС не будет учитывать его сумму при расчёте налога за период). Денежные средства плательщику самозанятый должен вернуть самостоятельно, например, с помощью перевода в СберБанк Онлайн.
Что происходит, если я отменяю чек?
Налоговый режим НПД предполагает возможность отмены онлайн-чека. Это можно сделать, указав причину отмены:
— возврат средств (если услуга не оказана, клиент отменил покупку и т.д.).
Плательщик НПД может отменить свой чек за текущий или любой предыдущий период.
При отмене чека ФНС пересчитывает (корректирует) сумму налога.
Обратите внимание, что отмену чека могут увидеть ваши клиенты (потребители услуг/покупатели продукции/арендаторы), если перейдут по ссылке электронного чека, который вы высылали им ранее.
Для ИП или юридических лиц отмена чека самозанятым может создать значительные трудности, так как чек подтверждает понесенные ими расходы для целей бухгалтерского учёта.
Могу ли я работать без посредников с ИП и юридическими лицами?
Как плательщик НПД вы можете напрямую работать с ИП или юридическими лицами без посредников (или знакомых ИП, других юридических лиц). Заключайте договор с ИП или юрлицом напрямую и платите НПД в размере 6% — это предусматривает ФЗ-422.
А если я не сформирую электронный чек?
Формирование чеков — это личная ответственность плательщика налога на профессиональный доход.
Сумма сформированных электронных чеков (онлайн-чеков) — это база для расчёта суммы налога.
В законодательстве есть ряд мер по наказанию за неуплату налогов, в том числе штрафы.
При каждом получении денег от своих клиентов самозанятый должен передать сформированный чек покупателю товаров, потребителю услуг или арендатору. Как в магазине при покупке любого товара вам обязаны выдать кассовый чек, так и вы после оплаты должны отправить чек своему клиенту.
Что будет с моей пенсией, если я зарегистрирован как самозанятый?
Ставка НПД довольно низкая (4 или 6%) в том числе потому, что с него не идут отчисления в пенсионный фонд. Поэтому дополнительные пенсионные баллы вы не зарабатываете. Но если вы уже на пенсии или получаете пособия, все надбавки сохраняются, только если речь не о пособиях, которые зависят от размера дохода.
Для тех самозанятых, кто хочет самостоятельно накопить на будущую пенсию, есть специальный продукт от негосударственного пенсионного фонда СберБанка. Почитайте подробнее о нём в статье.
Есть ли в СберБанке специальные продукты для самозанятых?
Дополнительно к сервисам с бесплатным доступом в рамках пакета «Своё дело» для самозанятых-клиентов банка предлагаются:
2. Уникальный на рынке продукт — защита ответственности самозанятого, актуальный для курьеров, нянь, сантехников, мастеров по ремонту. Подробнее
3. Страхование и телемедицина «Моя защита»: Финансовая поддержка самозанятого при наступлении непредвиденных обстоятельств, связанных со здоровьем. Также доступна онлайн-консультации с врачом в режиме 24*7. Подробнее
4. Пенсия. Для тех, кто хочет накопить на будущую пенсию — специальный продукт от негосударственного пенсионного фонда СберБанка. Подробнее
Зачем регистрироваться в сервисе СберУслуги?
СберУслуги — это сервис от СберБанка, который поможет вам сформировать или расширить клиентскую базу. Скачайте приложение СберУслуги на смартфон, расскажите о своих услугах, разместите портфолио и начните получать заказы.
Выставить счёт можно прямо в чате с клиентом. После оплаты счета клиент получит чек по СМС. Комиссия начисляется только за выполненные заказы.
К сервису «Своё дело» привязалась после подключения не та карта, как ее заменить?
После подключения к сервису «Своё дело» автоматически привязывается ваша банковская карта. Первоначальная привязка карты к сервису носит номинальный характер и не влечет никаких последствий, при поступлении денежных средств на данную карту ЧЕКИ НЕ ФОРМИРУЮТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ. Чтобы зарегистрировать доход от самозанятости, вам нужно формировать чеки вручную.
При желании вы можете привязать другую карту, выбрав из списка ваших карт или выпустив новую, на которую будете получать доход от самозанятости. Но в этом случае у вас подключится услуга «Автоматическая регистрация дохода». При переводах от физлиц на карту, которую вы выбрали, будут формироваться авточеки.
Самостоятельно привязать карту, не подключив услугу «автоматическая регистрация дохода», нельзя.
Как поменять карту, которую самостоятельно привязал к сервису «Своё дело»?
Если вы хотите поменять карту, которую ранее привязали к сервису «Своё дело», то
Привяжите карту к сервису. Услуга «Автоматическая регистрация дохода» также автоматически подключится к данной карте.
Где можно посмотреть какая карта у меня приоритетная?
Приоритетная карта – карта, подключенная к услуге «Мобильный банк» и выбранная вами для получения переводов по номеру телефона.
Чтобы посмотреть какая карта у вас приоритетная:
Посмотрите какая карта у вас приоритетная, чтобы учесть это при подключении услуги «автоматическая регистрация дохода».
Можно ли отозвать авточек?
Сформированный чек авточек можно отменить. Для этого в разделе «Список чеков» в сервисе «Своё дело» необходимо выбрать нужный чек и нажать на кнопку «Отозвать», затем указать причину отзыва и подтвердить действие.
Как отключить услугу «автоматическая регистрация дохода»?
Чтобы «отвязать» карту и выключить авточеки необходимо полностью отключить сервис «Своё дело», выбрав вариант отключения «В Сбербанке и Налоговой службе» (через раздел «Настройки сервиса» и далее «Отключить сервис» – «В Сбербанке и Налоговой службе»). После отключения необходимо выйти из приложения СберБанк Онлайн.
Повторное подключение сервиса лучше проводить через 15 мин после отключения или позднее.
После повторного подключения сервиса «Своё дело» не нужно выбирать / «привязывать» карту к сервису – в этом случае авточеков не будет.
Как узнать какая у меня версия приложения СберБанк Онлайн?
Узнать вашу версию можно в разделе приложения СберБанк Онлайн «Профиль», далее — «Настройки».
Что такое «Автоматическая регистрация дохода»?
Автоматическая регистрация дохода – бесплатная услуга для самозанятых. Услуга доступна при использовании приложения СберБанк Онлайн в версии 12.4 и выше.
Автоматическая регистрация дохода – автоматическое формирование чеков при переводах от физических лиц на карту, «привязанную» к сервису «Своё дело».
Авточеки (как и чеки, созданные вручную) формируют налогооблагаемую базу (плательщика налога на профессиональный доход) самозанятого согласно Федеральному закону №422. По итогам прошедшего периода Налоговая рассчитывает сумму налога на основании сформированных за период чеков (в том числе авточеков).
Если я подключу услугу «Автоматическая регистрация дохода», как будут формироваться чеки?
Автоматическая регистрация дохода (авточеки) работает только при переводах от физических лиц на карту, «привязанную» к сервису «Своё дело».
При поступлении оплаты от ваших клиентов-физических лиц на привязанную карту сервис автоматически зарегистрирует доход в налоговой, вам придет СМС со ссылкой на сформированный чек.
Если для «привязки» к сервису Своё дело вы выбрали неприоритетную карту, то переводы от физических лиц по номеру телефона на выбранную / «привязанную» карту будут невозможны – в данном случае можно делать переводы по номеру карты (будут формироваться авточеки).
Если для «привязки» к сервису Своё дело вы выбрали приоритетную карту, то авточеки будут формироваться и при переводах от физических лиц по номеру телефону.
При поступлении денежных средств от ИП и ЮЛ (даже на выбранную / «привязанную» карту) чек необходимо формировать вручную.
При поступлении переводов от физических лиц на другие карты (не «привязанные» к сервису «Своё дело») авторегистрации дохода (авточеков) не будет.
Как подключить услугу «Автоматическая регистрация дохода»?
Подключить услугу легко:
1. Зайдите в сервис «Своё дело» и на главном экране сервиса нажмите «Привяжите карту»
2. Выберите карту, на которую будет принимать платежи.
Привяжите карту к сервису. Услуга подключится автоматически к данной карте.
Какую карту можно привязать к сервису «Своё дело», чтобы подключилась услуга «Автоматическая регистрация дохода»?
При выборе/ «привязке» карты к сервису вы увидите список имеющихся у вас карт, подходящих для данного действия.
Подходящая карта удовлетворяет следующим условиям:
• активная
• не детская
• не кредитная
• не дополнительная
• рублевая (допустимо мультивалютная, но валюта только рубли). Если у вас нет подходящей карты, сервис предложит выпустить новую карту.
Выпускаемая карта для последующей «привязки» к сервису также должна удовлетворять условиям, указанным выше.
А можно привязать карту, не включая авточеки?
Самостоятельно привязать карту, не подключив услугу «автоматическая регистрация дохода», нельзя.
Как происходит расчет и оплата налога?
Дополнительную информацию по расчёту налога можно уточнить в Контактном центре ФНС: 8-800-222-2222.
Удерживают ли налог с получателя при переводе с карты на карту, если он — самозанятый?
По закону банки не могут удерживать налоги с переводов.
Получатель-самозанятый самостоятельно отчитывается перед Федеральной налоговой службой по своим доходам. ФНС рассчитывает сумму налога самозанятого (плательщика налога на профессиональный доход (НПД) на основании сформированных электронных чеков.
Удерживают ли налог с отправителя при переводе с карты на карту, если получатель — самозанятый?
С отправителя налог не спишут, независимо от того, кто получил перевод. Получатели дохода самостоятельно отчитываются перед ФНС.
Платёж отправителя может быть списан с комиссией в соответствии с действующими правилами банка. Для платежей и переводов без комиссий можно подключить подписки и автопереводы.
Нужно ли плательщикам налога на профессиональный доход подавать декларацию и другую отчетность в налоговый орган?
Новый налоговый режим освобождает вас от необходимости подавать декларацию в налоговую и платить обязательные взносы в Пенсионный фонд. Нужно только зарегистрироваться в приложении Сбербанк Онлайн. Каждый месяц налоговая сама будет подсчитывать сумму для отчисления и выставлять вам счет, который легко оплатить в мобильном приложении.
Каждый месяц налоговая сама будет подсчитывать сумму дохода по сформированным электронным чекам за период, рассчитывать сумму налога и выставлять ее вам.
Начисленный налог легко оплатить прямо в мобильном приложении СберБанк Онлайн — в сервисе «Своё дело», выбрав раздел «Мои налоги».
Если у вас есть просроченный налог — вы увидите уведомление в разделе «Мои налоги». Оплатить просроченный налог и пени можно на сайте Налоговой службы в кабинете Плательщика НПД (вход по номеру телефона, который вы указывали при регистрации / подключению сервиса «Своё дело»).
Дополнительную информацию по расчету налога можно уточнить в Контактном центре ФНС: 8-800-222-2222.
Как мне уменьшить налог на сумму расходов, понесенных в ходе деятельности самозанятого?
Режим НПД максимально простой — не надо производить расчёты, фиксировать и подтверждать затраты, заполнять декларации.
ФНС самостоятельно считает налог на основе сформированных самозанятым онлайн-чеков. Поэтому вы не можете уменьшить свой доход на сумму произведенных расходов, например, на материалы, для снижения налога.
И когда речь идёт об ограничении по объёму годового дохода (лимит для плательщика НПД — 2,4 миллиона рублей), то это лимит именно валового дохода (всей выручки), а не прибыли.
Если специфика вашей деятельности предполагает высокую долю ваших расходов в цене товара, то этот налоговый режим вам не подходит.
Начиная с какого периода после регистрации мне будет выставлен налог?
Налоговая рассчитывает налог ежемесячно на основании сформированных электронных (онлайн) чеков за период. Это происходит до 12 числа месяца, следующего за отчётным месяцем. Но при расчёте налога за первый период после регистрации действует особое правило: начисление налога произойдет до 12 числа месяца, следующего за полным месяцем после регистрации в качестве плательщика НПД. Например, если вы зарегистрировались в октябре, то ваш первый расчёт налога будет не в ноябре, а в декабре (суммарно за октябрь и ноябрь).
По правилам налог не выставляется, если его сумма составила менее 100 рублей.
Сумму налога можно увидеть в разделе «Мои налоги» в меню сервиса «Своё дело» в мобильном приложении Сбербанк онлайн или на сайте ФНС в личном кабинете плательщика НПД (после 12 числа месяца).
Если я отменил чек, как будет рассчитан налог?
Если вы отменили чек в текущем периоде, налог по нему не считается — сумма чека будет исключена из налогооблагаемой базы при расчете НПД за период.
Также сумма налога уменьшается на сумму отменённых чеков за предыдущие периоды.
Финальный расчёт налога ФНС делает до 12 числа следующего месяца. Сумму налога можно увидеть в разделе «Мои налоги» в меню сервиса «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн или в личном кабинете налогоплательщика НПД на сайте ФНС.
Что входит в бесплатный пакет «Своё дело»?
Бесплатный пакет включает бесплатные сервисы, которые помогут самозанятым вести свою деятельность:
Могу ли я получить пакет бесплатных сервисов, если я уже зарегистрирован как самозанятый в ФНС или в другом банке?
Да, можете, если уже зарегистрированы как самозанятый (плательщик налога на профессиональный доход) через ФНС (мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС) или через другой банк. Чтобы получить пакет сервисов, воспользуйтесь памяткой и пройдите следующие шаги:
1) Подключите сервис «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн. На главной странице приложения пролистайте до раздела «Сервисы» и выберите «Своё дело».
2) После отправки заявки на подключение сервиса «Своё дело» зайдите в личный кабинет налогоплательщика НПД на сайте ФНС (вход по номеру телефона, который вы выбрали при подключении сервиса «Своё дело» в приложении СберБанк Онлайн, или по ИНН) или в мобильное приложение «Мой налог» (если уже установлено).
3) После входа откройте баннер «Партнер предлагает вам подключиться». Это запрос СберБанка после недавнего подключения сервиса «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн. Если вы не видите баннер, то откройте меню «Прочее» и зайдите в раздел «Партнёры»
4) Откройте запрос на подключение ПАО Сбербанк и предоставьте Сбербанку права для работы с чеками и оплаты налога, нажав кнопку «Разрешить».
5) Готово! Вы успешно подключили сервис «Своё дело».
После подключения к сервису «Своё дело» у вас появляется возможность воспользоваться бесплатным пакетом услуг от СберБанка и партнеров.
Дождитесь смс с номера 900 от СберБанка об успешном подключении сервиса и перейдите по ссылке в сообщении.
Как подключить пакет «Своё дело»?
Чтобы подключить пакет «Своё дело», который включает бесплатные сервисы, вам необходимо:
1. Зарегистрироваться в качестве самозанятого / подключить сервис «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн;
2. Получить смс от банка с номера 900/9-00 об успешном подключении сервиса «Своё дело»;
3. Сервисы банка в рамках пакета «Своё дело» доступны внутри мобильного приложения СберБанк Онлайн в меню сервиса «Своё дело» (сразу после его подключения): формирование, просмотр, отмена чеков, оплата налога. Бесплатная цифровая карта доступна также в СберБанк Онлайн;
4. Для получения сервисов партнеров в рамках пакета «Своё дело» необходимо перейти в полученной смс с номера 900/9-00 по ссылке на страницу банка;
5. На странице банка пройти шаги по подключению сервисов партнеров, в том числе указать свой e-mail для получения писем с инструкциями, перейти по ссылке и т.д.
Кто может воспользоваться бесплатным пакетом услуг «Своё дело»? Есть ли ограничения?
Пакет бесплатных сервисов для самозанятых могут подключить клиенты, зарегистрировавшиеся в качестве плательщика налога на профессиональный доход (НПД) через сервис «Своё дело» / подключившие сервис «Своё дело» в мобильном приложении СберБанк Онлайн.
Даже если вы уже зарегистрированы как плательщик налога на профессиональный доход через ФНС (мобильное приложение «Мой налог» или личный кабинет на сайте ФНС) или через другой банк, вы можете получить бесплатный пакет «Своё дело» для самозанятых.
Как воспользоваться тремя бесплатными консультациями юриста от Сбербанка?
Чем отличается бесплатная версия сервиса «Личный юрист» от платной?
В пакет «Своё дело» входят три бесплатные устные консультации личного юриста по деловым, бытовым и личным юридическим вопросам (по всем отраслям права).
Три бесплатные консультации доступны в течение 3х месяцев с даты регистрации в личном кабинете сервиса «Личный юрист».
Также для самозанятых СберБанк предлагает расширенную версию сервиса за 2500 ₽ в год, которая включает в себя:
Как пользоваться бесплатным разделом «Документы для самозанятых» от сервиса «Конструктор документов»?
Станут ли бесплатные сервисы платными?
Банковские сервисы внутри «Своё дело» (формирование, просмотр, отмена электронных чеков и оплата налога) бесплатны на постоянной основе.
Также бесплатны сервисы партнёров:
— ежедневная рассылка с обучающими материалами в удобном для вас мессенджере (Facebook Messenger, Telegram, ВКонтакте),
— конструктор документов (раздел «Документы для самозанятых»),
— конструктор сайтов (в рамках пакета «Проект»).
Период бесплатного использования ограничен только для двух сервисов партнёров:
— 3 бесплатные устные консультации вы можете получить в течение трёх месяцев с момента регистрации в сервисе «Личный юрист» (при вводе промокода). После этого, если понадобится, вы сможете оформить платную версию с безлимитным количеством устных консультаций на год. Никакого автоматического списания средств не будет.
— онлайн-запись и учёт клиентов бесплатны в течение 30 дней после регистрации в сервисе Yclients (при вводе промокода). По истечении промо-периода, вы сможете купить лицензию для использования инструментов Yclients. Автоматическое списание средств также не будет произведено.
Что такое обучающая платформа в пакете «Своё дело»?
Самозанятому при подключении сервиса «Своё дело» предоставляется возможность воспользоваться бесплатным обучающим курсом от платформы «Деловая среда» (АО «Деловая среда» — дочерняя компания Сбера).
Ежедневно в удобном для вас мессенджере (Facebook Messenger, Telegram, ВКонтакте) вы будете получать рассылку: статьи, видео-уроки, интересные ссылки и аудиоподкасты. Первый месяц обучения посвящен продвижению — от сарафанного радио до настройки рекламного аккаунта в Instagram.