Что нужно чтобы поменять газовый котел в квартире
Как заменить газовый котел в 2021 году и не заплатить штраф? Кто может выполнять работы?
Как установить новое оборудование, чтобы не платить штрафы, и кто еще кроме облгаза это может сделать?
Оберегайтесь противоречивых советов в соцсетях!
Кто может заменять котел?
Упрощенная процедура не означает, что заменить котел может кто угодно.
Самовольное вмешательство в систему газоснабжения запрещено законом, а замену газового оборудования потребители должны осуществлять исключительно с помощью лицензированных специалистов. Это могут быть представители как облгаза (оператора ГРС), так и любой компании, которая имеет лицензию на проведение газоопасных работ. Это могут быть обычные строительные организации, имеющие лицензию на установку газового оборудования и соответствующие разрешения на выполнение таких работ. Потребителю нужно поинтересоваться, есть ли у фирмы такая лицензия и разрешения.
Также замену котла может выполнить и условный «газовщик дядя Вася». Но не каждый: разрешение на такой вид работ могут получить физические лица-предприниматели, которые находятся на третьей группе налогообложения и имеют наемных работников.
Нужно ли обращаться к облгазу, если работы выполняет не он?
Согласно законодательству, подрядные организации, имеющие лицензию, могут выполнять только проектирование и строительно-монтажные работы по всему спектру работ, предусмотренных реконструкцией. Это означает, к облгазу все же придется обратиться, чтобы его специалисты перед началом работ прекратили подачу газа, а после замены котла приняли в его в эксплуатацию и пустили газ на газовые приборы. Кроме того, потребителю лучше проинформировать свой облгаз о модели нового котла, даже если его мощность не изменится.
Сколько стоит замена котла?
от сложности работ;
от типа котла (одноконтурный или двухконтурный);
будет ли он сразу подключаться к системе газоснабжения, отопления и водоснабжения;
нужны ли сварочные работы.
При этом в одной компании подобные нюансы могут быть прописаны как разные комплексные услуги со своей ценой у каждой, а в другой просто укажут цену за монтаж котла, но отдельно распишут стоимость пусконаладочных работ. Хотя «стандартный» пакет операций у всех исполнителей примерно одинаков.
При проведении реконструкции системы газоснабжения осуществляется прекращение газоснабжения. Если необходимы сварочные работы, то им предшествует распломбирование счетчика. Также происходит, собственно, замена газового оборудования, опрессовка воздухом газового оборудования и газопровода, когда тестируется их герметичность. После этого оформляется эскизный проект и изменения вносятся в техническую документацию оператора ГРС. Осуществляется первый пуск газа и работы с пусконаладкой газового оборудования.
Какие документы нужны для замены котла?
Владелец котла должен предоставить исполнителю работ пакет документов:
1) копия паспорта и идентификационного кода;
2) копия документа, удостоверяющего право собственности на объект реконструкции;
Чем опасна самостоятельная замена котла?
Что сделает облгаз, если обнаружит самовольное вмешательство?
О чем рассказывает судебный реестр?
1) заменить котел могут только сертифицированные исполнители: облгазы, строительные фирмы или ФЛП с соответствующей лицензией и разрешениями;
2) если работы будет выполнять частный подрядчик, все равно следует обратиться к облгазу;
4) самовольно вмешиваться в газовые сети потребителям запрещено;
5) если это обнаружат, котел отключат до согласования документов, а могут и начислить большой штраф.
Как выполнить замену газового котла на новый
Здесь вы узнаете:
При эксплуатации котла постепенно снижается его мощность, уровень КПД. Оборудование устаревает и уже не соответствует современным нормам.
Самые распространенные причины замены техники:
Поэтому если ваш старый «АОГВ» работает «на последнем вздохе», если стоимость обслуживания приравнивается к покупке нового устройства, тогда замена просто необходима.
Какие конструкции предлагает рынок:
Нормативные документы по замене
Газовое отопительное оборудование, в случае неправильной установки, эксплуатации или обслуживания, является источником опасности. Поэтому его замена представляет собой не просто покупку и установку нужного агрегата, а целую процедуру, которая регламентируется рядом документов.
Вся необходимые сведения о замене газовых котлов имеются в свободном доступе. Но найти их иногда не просто, так как тему газового оборудования регламентируют десятки отечественных профильных документов. Среди которых законы, базирующиеся на их основе СНиПы, постановления правительства и прочее.
Но среди них есть ряд документов, которые потребителю важнее, чем все остальные. Так как изложенная в них информация поможет разобраться в нюансах замены колов, а также защитить свои интересы от возможных неправильных действий представителей горгазов.
Замена газового котла – тщательно отрегулированная процедура, которая требует наличия определенных знаний. В результате существует множество требований, правил, которые нужно неукоснительно выполнять
К наиболее востребованным документам относятся:
Следует помнить о том, что при необходимости следует использовать их последние версии, где содержатся актуальные статьи с последними изменениями и дополнениями.
Нормативы монтажа газового котла
Существуют жесткие правила замены газового котла в частном доме, которые обязательно следует соблюдать при проведении работ:
Исходя из данных правил, наиболее целесообразным выглядит решение монтажа настенного котла на кухне дома. В этом помещении для него созданы все условия, к тому же, благодаря небольшим габаритам, его можно замаскировать в шкафу. А вот монтаж напольного газового котла лучше выполнять в отдельной котельной комнате.
Ограничения к установке газового оборудования
Стоит отметить, что запрещено устанавливать газовый котел в таких местах:
Можно ли заменить газовый котел самостоятельно
Согласно актуальным требованиям, замена газового котла приравнивается к перепланировке, поэтому необходимо пройти полный процесс переоформления. Тем не менее, законность смены зависит от того на какой новый котлоагрегат вы меняете старый:
Во всех остальных случаях: при смене на другую модель другой мощности, напольного на настенный, в том числе и при замене на более мощный, даже аналогичной модели, нужно проходить весь процесс согласования и подключения.
Сделать это несколько легче, поскольку система отопления уже собрана, а изменения в обвязке или проводке обычно не требуются. Демонтаж старого котла и монтаж нового можно произвести своими силами, но для подключения к газовой магистрали и первичного запуска необходимо вызывать сертифицированных специалистов, в противном случае гарантия на оборудование будет недействительной.
Чтобы поменять газовый котел на электрический, необходимо лишь подать заявление на отключение от газовой магистрали. Электрокотлы мощностью свыше 10 кВт требуют более простого согласования в местных службах Энергонадзора.
Стоимость работы специалистов
Цены за полноценную замену, оформление документов и пуско-наладочные работы зависят от типа и модели котла, региона и компании, предоставляющей услуги. В Москве и Московской области это порядка 8-22 тыс. руб., для Санкт-Петербурга – 6-15 тыс. руб., для регионов – 4,5-12 тыс. руб. Около половины стоимости приходится на демонтаж старого и установку нового котлоагрегата, практически половина – на пуско-наладочные работы.
Обратите внимание, что процедура оформления необходимых документов не всегда включена в услуги замены.
Порядок замены устаревшего котла
Газовое оборудование считается устройством повышенной опасности.
Поэтому все работы, по установке и обслуживанию газовых приборов тоже относятся к работам с повышенной опасностью. Существующие правила однозначно отвечают на вопрос — как заменить газовый котел в частном доме — запрещено производить монтаж или замену котельного оборудования самостоятельно. Монтажом котлов вправе заниматься только специальные органы (горгаз, райгаз, облгаз) через предприятия, которые имеют лицензию на подобные работы.
Чтобы приступить к замене котла, нужно проделать следующие действия:
Какие документы нужны при замене газового котла
Перед заменой газового котла необходимо собрать множество документов и получить разрешения на проведение таких работ.
Вам понадобятся следующие документы:
Собрать все документы вы обязаны самостоятельно. Если у вас нет такой возможности, то вы можете обратиться в специальную монтажную компанию. Но в таком случае необходимо рассчитать дополнительные расходы.
Нужен ли новый проект при замене газового котла
В проекте оговаривается модель, тип и мощность отопительного агрегата. Помимо этого, у каждого котла есть свой порядковый номер, указанный в техпаспорте и занесенный в проектную документацию. Поэтому, при замене потребуется изготовить новый проект с указанием новых данных.
Надо заново пройти следующие этапы оформления:
При замене старого газового котла на новый, нужны следующие документы:
Стандартные расценки на замену уже установленного газового оборудования равняются 1000-1500 руб, в зависимости от региона.
Особенности замены котла одинаковой мощности
Если потребление газа в час нового котла аналогичная газопотреблению старого, то это существенно упрощает задачу. Так как все, что нужно от владельца — подать в горгаз уведомление о выполненной замене.
А к нему следует приложить:
После рассмотрения заявление дается разрешение. После чего выполняется замена, испытание оборудования и начинается его эксплуатация. Таким образом разрешает действовать ПП РФ № 1203 п. 61(1).
Можно ли заменить газовый котел на электрический
Замена вполне возможна, но, для этого придется получить разрешение в другой организации, занимающейся электроснабжением. Документы нужны только в том случае, если электрокотел имеет мощность более 8 кВт. До этого предела производительности агрегат относится к обычным бытовым водогрейным устройствам по типу бойлера, поэтому, устанавливается без разрешений и согласований.
Для производительных электрокотлов потребуется провести отдельную линию электроснабжения. Понадобится сделать проект и получить разрешение на увеличение объема выделяемой электроэнергии. Отдельно надо написать заявление об отключении газового котла от магистрали.
Демонтаж и монтаж оборудования
Порядок замены газового котла в частном доме включает демонтаж старого агрегата, а затем установку нового. Многих интересует, можно ли выполнить замену газового котла самостоятельно. В общем – да, снятие старого устройства и монтаж нового допускается производить своими руками. Но подключение системы к газовой магистрали и первый пуск агрегата должен выполнить только специалист-газовщик.
Обратите внимание! По поводу самостоятельного монтажа следует учесть один нюанс – некоторые производители запрещают устанавливать их оборудование своими руками, иначе пользователь потеряет гарантию на свой котел. Поэтому перед тем, как принять решение, стоит взвесить все «за» и «против».
Снять старый агрегат вполне можно самостоятельно – это довольно легкий процесс и никакого риска он не несет. Тут важно только не забыть выполнить следующую последовательность действий:
Установка нового газового котла требует определенных навыков, поэтому, если Вы не уверены, что сможете подключить все без ошибок, лучше доверить монтаж специализированной организации. Самостоятельная установка устройства предусматривает такие этапы:
После того, как специалист произведет запуск агрегата и проверит работоспособность системы, он выдаст документ, разрешающий использование оборудования. Если возникнет какая-нибудь неполадка, то придется сначала ее устранить, а потом снова вызвать специалиста для проверки.
Если Вы хотите минимизировать временные затраты на получение разрешения на замену котла, лучше выбирать агрегат с характеристиками, аналогичными старой модели. Но этот вариант подходит только в случае, если не появились потребности в других параметрах устройства.
Штрафы за самостоятельную смену без согласования
Заменять газовый котел в частном доме без разрешения и без составления проекта запрещено законом – ст. 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа». Размер штрафа – от 10 до 15 тыс. рублей, в случае возникновения ЧП возможна уголовная ответственность.
Обнаружить замену могут при очередной плановой проверке: как минимум, в паспорте котла не будет штампа, свидетельствующего о проведении специалистами пуско-наладочных работ. Тогда газораспределительная компания расторгает договор, отключает дом от газовой магистрали, накладывает штрафные санкции.
Тем не менее, в большинстве случаев газовики не обращают внимания на внесенные изменения или закрывают глаза даже на серьезные нарушения, с работниками часто можно договориться. Многие владельцы частных домов, особенно в сельской местности, активно пользуются лояльностью, но то, что работает сегодня, могут прервать уже завтра, а узаконить уже установленный газовый котел невозможно. Поэтому, несмотря на огромную бюрократию, мы рекомендуем изначально оформлять замену в соответствии со всеми правилами, тем более процесс можно за относительно небольшие деньги поручить специалистам.
Как я сдала газовый котел
После 10 месяцев использования
Загородный дом — это куча технических вопросов, где самый важный и болезненный — система отопления.
Расскажу, какие проблемы могут возникнуть с газовым котлом и как вернуть технически сложный товар, если он неисправен.
Зачем мне газовый котел
Я живу в загородном доме недалеко от Тюмени. В моем районе для частного сектора нет центральных коммуникаций — отопления и водопровода. Поэтому каждый самостоятельно решает, чем и как обогревать жилье.
Вариантов несколько. Можно построить печку и топить дровами, провести кабель на 380 вольт и установить электрический котел отопления, подвести газ и отапливать дом классической газовой горелкой. Еще можно купить мощный напольный или настенный котел. Последний вариант я и выбрала.
У настенников несколько преимуществ:
Минусов у настенных котлов тоже немало:
Несмотря на недостатки, я решила отапливать дом настенником: практично и никаких нагромождений. На смену корейскому аналогу купила современного немца — котел Buderus Logamax.
В серии этих котлов производитель плохо продумал техническое устройство — в результате получилась малопригодная для сибирской зимы модель: котел работает стабильно, если температура на улице не опускается ниже −20 °C. Об этом я узнала уже в процессе эксплуатации.
Для Западной Сибири температура −25 °C — норма. Несколько раз за зиму случаются морозы ниже −35 °C, которые держатся около недели. Поэтому котел не смог пережить зиму. Да и вообще мои отношения с новым котлом не задались прямо с момента покупки.
Проблема с установкой котла
После установки котла в моем доме должны были появиться тепло и горячая вода. Но ребята на складе перепутали двухконтурный котел для отопления и подачи горячей воды с одноконтурным, который подходит только для отопления. Внешне они никак не различаются.
Котел смонтировали. Ко мне приехал сотрудник сервисного центра на первый запуск: его лучше доверить лицензированным профи, иначе гарантия производителя аннулируется и обратно в магазин котел сдать не получится. В процессе запуска сотрудник и обнаружил подмену. Котел пришлось демонтировать, отвозить на склад и менять на нужную модель.
Проблема с образованием конденсата
Зимой у нас резкие перепады температуры воздуха. Например, утром за окном −25 °C, а в обед уже будет −15 °C. Из-за этого котел вел себя странно. На экране постоянно появлялась ошибка 3С. Это означало, что в силиконовых трубках, которые прикреплены к реле давления, скопился конденсат. Котел необходимо было разобрать, снять трубки, продуть их, установить на место, закрыть корпус и снова запустить.
Поскольку я далеко не специалист по газовому оборудованию, при каждой поломке приходилось звонить в сервисный центр и требовать выезда мастера. Обычно на вызов приезжали. Если по какой-то причине в выезде отказывали — обычно в лютый мороз в сервисном центре не было специалистов или транспорта, — приходилось напоминать центру о гарантийных обязательствах. После этого мастера отправляли.
Мне постоянно приходилось мерзнуть и долго ждать. В очередной раз котел перестал работать, когда на улице было −38 °C, на часах 00:30, а я только-только успела намылиться в душе. После ледяного душа мне пришлось звонить в МЧС. Ко мне отправили аварийную бригаду газовиков. Через 20 минут в доме снова появилось тепло: починка занимает 5—7 минут. Приезд службы газа обошелся мне в 1200 Р за несколько минут элементарной работы.
я заплатила за приезд службы газа
Котел выдавал ошибку иногда три раза в неделю, а иногда по два-три раза в сутки. Поэтому я научилась ремонтировать газовое оборудование самостоятельно. Но все равно регулярно звонила в сервис и требовала решить проблему. Сотрудники уверяли, что конденсат — нормальное явление для всех котлов и мой нагреватель технически исправен. Обменивать котел никто не собирался, возвращать за него деньги — тоже.
Так я оказалась в настоящем аду. Выйти из дома больше чем на два часа стало невозможно. Если бы котел разразился ошибкой, ценой могла оказаться вся система отопления: она бы заморозилась. Трубы и батареи пришлось бы заменить, а это дорогое удовольствие.
Проблема с подачей горячей воды
Помимо скопления капелек влаги, которые блокировали работу котла, добавилась другая проблема. В один из дней настенник перестал подавать горячую воду, а кнопка регулирования температуры воды не реагировала на команды. Специалист приехал на вызов через два дня. За это время горячая вода снова появилась, и специалист починил только кнопку.
До этого случая я не просила сотрудников сервисного центра делать отметки в гарантийном талоне, поэтому запись о проблеме с горячей водой стала первой. Лучше все выезды специалистов по гарантии отмечать в талоне: это может пригодиться в суде как доказательство проблем с котлом.
Через неделю начались проблемы с давлением, которое без причины опускалось до нижней отметки и останавливало работу котла. Снова вызов специалиста, снова причина не установлена и «пустая» запись в гарантийном талоне.
Так у меня появилось три записи, включая проблему с конденсатом. На самом деле отметок могло оказаться минимум в десять раз больше, если бы я не научилась чинить котел без посторонней помощи.
Проблема с давлением в системе
Давление обеспечивает нормальную работу газового оборудования. Здесь все просто: нет давления — нет работы, а на экране появляется ошибка Е2 — отсутствие давления в системе.
Чтобы исправить ситуацию, нужно открутить клапан подпитки и подождать, пока давление поднимется до оптимального показателя — 1,5 бара. Проблема повторялась несколько раз, поэтому снова пришлось звонить в сервис и вызывать специалистов для ремонта.
Сначала сотрудники сервисного центра утверждали, что проблема в моей системе отопления: протечка воды. На самом деле никаких протечек в соединительных трубках и батареях у меня нет. Когда специалисты провели замер давления в самом баке, оно оказалось в норме. По результатам несостоявшегося ремонта мне снова пытались объяснить, что периодическая потеря давления — это «нормальное состояние для газовых котлов» и такое часто происходит.
Когда начались проблемы с давлением, была середина марта. Поэтому отопление я выставляла на минимальную отметку, а в особо теплые дни отключала полностью. Но котел почему-то не хотел греть воду без включенного отопления. Контур горячего водоснабжения работал только первые 30 минут, затем давление резко опускалось до нуля и котел выдавал ошибку.
Фактически это означало два варианта развития событий: продолжать отапливать дом, даже если на улице +35 °C, или полностью отключить котел и остаться без горячей воды до осени.
Несмотря на все проблемы с котлом, специалисты сервисного центра продолжали повторять: «Оборудование исправно, причин для возврата нет». Но для технически сложных товаров — особенно связанных с подачей газа — подобное качество работы недопустимо.
В итоге мое терпение закончилось — я решила сдать котел в магазин и вернуть его полную стоимость. Основной причиной возврата стали проблемы с давлением и конденсатом.
Как вернуть технически сложный товар по закону
К технически сложным товарам относится буквально все — от смартфонов до моторных лодок.
Порядок возврата или обмена технически сложных товаров прописан в законе о защите прав потребителей. Если потребитель обнаружит в технически сложном товаре недостатки в течение 15 дней с момента покупки, он вправе сдать такой товар в магазин или потребовать его замены. Например, если в течение двух недель после покупки сенсор телефона перестанет реагировать на касания, телефон можно просто обменять. Если вместо замены магазин отправит покупателя в сервисный центр — это нарушение закона.
Если претензии к функциональности товара появятся позднее, условия меняются. Потребитель вправе сдать или обменять технически сложный товар позже 15 дней после покупки, если:
Закон здесь полностью занимает сторону потребителя. Но в моей ситуации получилась палка о двух концах: недостаток в виде конденсата не относится к группе существенных, так как котел остается технически исправным, а в течение 10 месяцев использования в гарантийном талоне было зафиксировано лишь три выезда сервисного центра.
Но я решила не сдаваться и защищать свои права.
Обращение в Роспотребнадзор и претензия магазину
Первое, что должен сделать покупатель, — обратиться к продавцу и написать обычную претензию или жалобу с просьбой вернуть или обменять товар из-за его недостатков. Недостатки нужно детально описать, желательно сослаться на закон о защите прав потребителей.
Срок рассмотрения претензии по закону составляет до 10 дней, но обычно магазин отвечает в течение 3—5 дней.
Если обычная претензия не сработает, составляйте досудебную. Ее можно написать самостоятельно, изучив законы и опыт судебной практики. Еще можно обратиться за помощью к юристу или специалистам Роспотребнадзора.
При обращении в Роспотребнадзор учитывайте время: ответ приходит в среднем в течение 10 рабочих дней. В моем случае торопиться было некуда: демонтировать отопительное оборудование посреди зимы — так себе перспектива.
В начале февраля — между починкой котла и звонками в сервисный центр — я написала в Роспотребнадзор через форму обращения на сайте. Ответ, который включал подробное разъяснение моих прав, образец досудебной претензии и искового заявления, пришел примерно через месяц — в конце февраля.
Пока я ждала ответа из надзорных органов, направила в магазин обычную претензию через горячую линию. В претензии потребовала устранить недостаток или заменить товар аналогом. Главным в моей претензии стал конденсат, который не позволял котлу стабильно работать, а мне — спокойно жить.
Претензия принесла скромные плоды: сервисный центр сообщил о готовности за счет производителя установить дополнительное оборудование, чтобы устранить проблему с образованием конденсата. Под громким названием «оборудование» скрывались такие же трубки — только не силиконовые, а металлические. Поскольку их установили в начале марта, эффективность на практике проверить не удалось: температура воздуха в это время года редко опускается ниже −15 °C.
Досудебная претензия и негарантийный ремонт
Вспоминая зимний ад, я решила не дожидаться следующего сезона и занялась составлением досудебной претензии. В ней подробно описала проблему с конденсатом, рассказала о проблемах с давлением и подытожила: зимой котел не позволяет выйти из дома, а летом невозможно отключить контур отопления из-за неполадок с давлением.
Претензию я решила отвезти в магазин лично в середине апреля, когда дом можно оставить без отопления, не рискуя замерзнуть.
После негарантийного ремонта мне не давал покоя вопрос, смогу ли я вернуть котел после 10 месяцев использования и ремонта по собственной халатности. В статье 18 закона о правах потребителей написано: при обнаружении существенных недостатков я имею право отказаться от договора купли-продажи. Пункта про возврат оборудования после ремонта по вине покупателя в законе нет.
Поскольку причина возврата никак не пересекалась с причиной поломки, претензию в магазин я все-таки отвезла. Копию документа с печатью магазина и подписью сотрудника оставила себе. В случае судебного разбирательства это докажет попытку договориться с продавцом мирно.
Чем закончилась история с котлом
Для рассмотрения претензии я обозначила срок в 10 дней. Звонок раздался спустя четыре дня: «Привозите котел, мы вернем вам деньги». Спустя еще несколько дней я привезла настенник в магазин и получила деньги обратно.
В итоге я сдала неисправный газовый котел ровно через 10 месяцев и 1 день: купила 20 июня 2018 года, вернула 21 апреля 2019. Всего мне вернули 33 522,24 Р — это полная стоимость котла. Комплектующие — трубки и дымоход — мне достались бесплатно, поэтому возврату не подлежали.
я вернула за неисправный котел
Взамен я купила настенный котел словацкого бренда Protherm. Качество его работы покажет предстоящая зима.