Что нужно чтобы проголосовать досрочно
Что нужно чтобы проголосовать досрочно
Голосование в течение нескольких дней
17, 18 и 19 сентября будет проводиться голосование по выборам депутатов Государственной Думы и муниципальным выборам.
Все три дня избирательные участки будут работать с 8.00 до 20.00 часов.
Избиратель сможет проголосовать на избирательном участке по месту регистрации или по месту его нахождения, если заранее подаст такое заявление.
Заявление подается с 2 августа по 13 сентября через портал «Госуслуги» (до 00.00 часов по московскому времени 13 сентября), или в любой МФЦ (в рабочие часы), или в любую территориальную избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов); а такжес 8 по 13 сентября – в любую участковую избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов).
Голосование вне помещения («на дому»)
Предусмотрена возможность голосования вне помещения для тех избирателей, которые по уважительной причине не смогут прибыть в помещение для голосования.
Уважительные причины: состояние здоровья, инвалидность, уход за больным человеком, маленьким ребенком, иные уважительные причины.
Для того, чтобы проголосовать «на дому» избирателю нужно подать письменное заявление (устное обращение) о голосовании «на дому» с 9 сентября до14.00 часов 19 сентября в участковую избирательную комиссиюпо месту регистрации, или с 9 по 14 сентября(до 00.00 часов по московскому времени) через портал «Госуслуги».
Члены участковой комиссии 17, 18 или 19 сентября придут к избирателю, который подал такое заявление, для голосования.
Что нужно чтобы проголосовать досрочно
Ст. 82 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
О досрочном голосовании см. также п. 2 ст. 65 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ.
Статья 82. Досрочное голосование
1. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 81 настоящего Федерального закона. Подсчет голосов избирателей и установление итогов голосования осуществляются сразу после окончания досрочного голосования в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 85 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Для проведения досрочного голосования, указанного в части 2 настоящей статьи, используются переносные ящики для голосования, количество которых определяется соответствующей участковой избирательной комиссией. Переносные ящики для голосования изготавливаются из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утвержденными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. До проведения досрочного голосования пустые переносные ящики для голосования предъявляются в помещении участковой избирательной комиссии большинству членов участковой избирательной комиссии, а также присутствующим лицам, указанным в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, о чем составляется акт. После этого пустые переносные ящики для голосования опечатываются (пломбируются).
4. На лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня, выдаваемого голосующему досрочно избирателю, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Если избирательный бюллетень изготовлен в форме брошюры, указанные печать и подписи ставятся в правом верхнем углу первой страницы брошюры. Незаверенный избирательный бюллетень признается избирательным бюллетенем неустановленной формы и при подсчете голосов избирателей не учитывается.
5. Досрочное голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, выписку из списка избирателей, содержащую сведения об избирателях, к которым они выезжают для проведения досрочного голосования, либо список избирателей, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем избирательных бюллетеней. Голосование вне помещения для голосования может быть проведено одним членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса при условии, что при этом присутствуют не менее двух лиц из числа лиц, указанных в части 10 настоящей статьи.
7. Избиратель заполняет избирательные бюллетени и опускает их в переносной ящик для голосования в порядке, установленном статьей 81 настоящего Федерального закона.
8. О проведении досрочного голосования составляется акт, в котором указываются дата и время голосования, число избирателей, получивших избирательные бюллетени для участия в досрочном голосовании, фамилии членов избирательной комиссии, иных лиц, присутствовавших при голосовании. Указанный акт хранится вместе с переносным ящиком для голосования.
9. С момента окончания досрочного голосования прорези для избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования опечатываются председателем участковой избирательной комиссии. Хранение переносных ящиков для голосования обеспечивается секретарем участковой избирательной комиссии. Переносные ящики для голосования не вскрываются до начала непосредственного подсчета голосов избирателей на избирательном участке. Переносные ящики для голосования с находящимися в них избирательными бюллетенями, которые заполнили проголосовавшие досрочно избиратели, запрещается использовать для проведения голосования в день голосования.
10. При проведении досрочного голосования вправе присутствовать лица, указанные в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона. При проведении досрочного голосования с использованием переносных ящиков для голосования участковая избирательная комиссия должна обеспечить не менее чем двум лицам из числа ее членов с правом совещательного голоса, наблюдателей, назначенных разными политическими партиями, зарегистрированными кандидатами, одним из субъектов общественного контроля, равные с выезжающими для проведения досрочного голосования членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения досрочного голосования.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2018 N 150-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Даты проведения досрочного голосования устанавливаются решением соответствующей участковой избирательной комиссии и должны быть доведены до сведения избирателей и лиц, указанных в части 5 статьи 32 настоящего Федерального закона, через средства массовой информации или иным способом.
12. При проведении досрочного голосования участковая избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателей, обеспечить сохранность избирательных бюллетеней и учет голосов избирателей при установлении итогов голосования.
13. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав досрочное голосование избирателей может проводиться в порядке и сроки, установленные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
(часть 13 введена Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
Кто и в каком порядке может проголосовать досрочно?
Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства (непосредственно и через своих представителей), избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Участие граждан в выборах и референдуме осуществляется посредством проведения тайного голосования (ч. 1, 2 ст. 32 Конституции РФ; п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В отдельных случаях голосование может быть проведено досрочно. Право на досрочное голосование и порядок его проведения зависит, в частности, от территории проведения голосования (на территории всей РФ или ее части, например одного субъекта РФ) и вопроса, по которому голосование проводится.
Для реализации своего права на голосование досрочно рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
Шаг 1. Уточните свое право на досрочное голосование
• в труднодоступных или отдаленных местностях;
• на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании;
• на полярных станциях.
В этом случае при проведении референдума РФ либо выборов Президента РФ или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ право решения вопроса о досрочном голосовании предоставлено избирательным комиссиям субъектов РФ. При проведении референдума РФ досрочное голосование может быть назначено не ранее чем за 15 дней до дня голосования (п. 1 ст. 70 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ; ч. 1 ст. 73 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ; ч. 1 ст. 82 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ).
2. Досрочное голосование в течение нескольких дней (не ранее чем за 20 дней до дня голосования) групп избирателей, которые будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (например, в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по участку (абз. 1 п. 1 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В таком случае при проведении референдума РФ либо выборов Президента РФ или депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ вопрос о досрочном голосовании решается избирательными комиссиями субъектов РФ. При проведении референдума РФ досрочное голосование может быть назначено не ранее чем за 15 дней до дня голосования (п. 2 ст. 70 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ; ч. 2 ст. 73 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ; ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ).
3. Досрочное голосование (не ранее чем за 15 дней до дня голосования) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ следующих избирателей:
• всех избирателей на одном или нескольких участках за пределами территории РФ;
• групп избирателей, проживающих за пределами территории РФ.
4. Досрочное голосование (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) в целях создания условий для защиты здоровья граждан и создания максимального удобства для голосования групп избирателей, проживающих (находящихся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено. Порядок такого голосования определяет ЦИК России.
При проведении в этих целях досрочного голосования на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта РФ, местном референдуме порядок и сроки голосования устанавливаются ЦИК России, при этом установленный срок не может быть ранее чем за 10 дней до дня голосования (абз. 2 п. 1, п. 16 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ; ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ).
5. Досрочное голосование при проведении выборов в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, референдума субъекта РФ, местного референдума, если избиратель в день голосования по уважительной причине (в частности, в связи с отпуском, командировкой, работой, учебой, болезнью) будет отсутствовать по месту своего жительства и не сможет прибыть на участок для голосования и при этом законодательством не предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям (п. 2 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ).
В таком случае при проведении, например, референдума г. Москвы, а также выборов Мэра Москвы, депутатов Московской городской Думы, выборов в органы местного самоуправления голосование в связи с наличием у избирателя уважительных причин проводится досрочно, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования (ч. 1 ст. 51 Закона г. Москвы от 18.04.2007 № 11; ч. 1 ст. 69.1 Закона г. Москвы от 06.07.2005 № 38).
Шаг 2. Подайте заявление о досрочном голосовании
При наличии оснований для досрочного голосования вам необходимо подать в соответствующую комиссию заявление, указав в нем свои Ф.И.О., адрес места жительства и причину голосования досрочно.
Член соответствующей комиссии проставляет в вашем заявлении дату и время досрочного голосования (п. 6 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ; ч. 5 ст. 69.1 Закона г. Москвы от 06.07.2005 № 38; ч. 5 ст. 51 Закона г. Москвы от 18.04.2007 № 11).
Шаг 3. Проголосуйте досрочно в назначенное время
В общем случае при голосовании в помещении комиссии вам выдадут бюллетень, на лицевой стороне которого в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов комиссии, заверенные ее печатью.
Заполненный бюллетень вы должны вложить в выданный вам специальный непрозрачный конверт, который после этого заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью комиссии (п. 8 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ; ч. 7 ст. 69.1 Закона г. Москвы от 06.07.2005 № 38).
В отдельных случаях используются переносные ящики для голосования. Одним из таких случаев является досрочное голосование вне помещения для голосования. Его проводят не менее двух членов комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе, в частности, предварительно опечатанный (опломбированный) переносной ящик для голосования, необходимое число бюллетеней, список голосующих досрочно лиц или выписку из него, необходимые письменные принадлежности (кроме карандашей) для заполнения бюллетеня (ч. 3, 5 ст. 73 Федерального конституционного закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ; ч. 3, 5 ст. 82 Федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ; п. п. 3, 5 ст. 70 Федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ).
Особый порядок может быть установлен ЦИК России при проведении голосования досрочно, в частности, в целях создания условий для защиты здоровья граждан. Такой порядок, например, был установлен при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13.09.2020 (абз. 2 п. 1, п. 16 ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ; Порядок, утв. постановлением ЦИК России от 24.07.2020 № 260/1916-7).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
Также см. следующую публикацию:
Что нужно чтобы проголосовать досрочно
Ст. 65 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 154-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.
Статья 65. Досрочное голосование
(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях. В случаях и порядке, предусмотренных законом, соответствующая комиссия вправе разрешить провести досрочно в течение нескольких дней (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование групп избирателей, участников референдума, которые будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных или отдаленных местностях, на полярных станциях и в тому подобных местах) и где в связи с этим невозможно провести досрочное голосование в целом по избирательному участку, участку референдума. В случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) голосование всех избирателей, участников референдума на одном или нескольких избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, и (или) голосование групп избирателей, участников референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме голосование групп избирателей, участников референдума, которые проживают (находятся) в населенных пунктах и иных местах, где отсутствуют помещения для голосования и транспортное сообщение с которыми затруднено, может быть проведено досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня голосования в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
(абзац введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Помещения, в которых осуществляется досрочное голосование, должны быть оборудованы и оснащены в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Федерального закона. Оборудование помещений для досрочного голосования должно предусматривать возможность присутствия при проведении досрочного голосования всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни. График работы комиссий для проведения досрочного голосования определяется комиссией, организующей выборы, референдум, или по ее поручению нижестоящими комиссиями, размещается на сайте соответствующей комиссии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии), а также подлежит опубликованию в средствах массовой информации или обнародованию иным способом. Досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 64 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Организация досрочного голосования должна обеспечивать тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума, обеспечивать сохранность бюллетеня и учет голоса избирателя, участника референдума при установлении итогов голосования.
5. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) составляет список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума. Если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии, указанный список не составляется, а все необходимые сведения и отметки вносятся в список избирателей, участников референдума.
8. Для проведения досрочного голосования используются специальные непрозрачные конверты. Бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, участником референдума, вкладывается избирателем, участником референдума вне места для тайного голосования в такой конверт, который заклеивается. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.
10. Территориальная комиссия (избирательная комиссия муниципального образования, окружная избирательная комиссия) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, либо не позднее чем в день, предшествующий дню начала досрочного голосования в помещении участковой комиссии (если законом предусмотрено досрочное голосование в помещении участковой комиссии не ранее чем за три дня до дня голосования), передает в каждую нижестоящую участковую комиссию соответствующие список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании, конверты с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума.
(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
11. Непосредственно после получения списка досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума участковой комиссией в списке избирателей, участников референдума напротив фамилий избирателей, участников референдума, проголосовавших досрочно в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, делается отметка: «Проголосовал досрочно». Список досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума с приобщенными к нему заявлениями избирателей, участников референдума о досрочном голосовании приобщается к списку избирателей, участников референдума. Если избиратель, участник референдума голосует досрочно в помещении участковой комиссии, отметка: «Проголосовал досрочно» делается в списке избирателей, участников референдума при выдаче бюллетеня.
13. В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии членов участковой комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, сообщает о числе избирателей, участников референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии, предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями. После этого председатель участковой комиссии вскрывает поочередно каждый конверт.
14. Если число досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума составляет более одного процента от числа избирателей, участников референдума, внесенных в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума (но не менее десяти избирателей, участников референдума), на оборотной стороне бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, участников референдума, непосредственно после извлечения бюллетеней из конвертов проставляется печать участковой комиссии.
(в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 146-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. В целях создания условий для защиты здоровья избирателей, участников референдума при участии в голосовании, создания максимального удобства для реализации гражданами Российской Федерации избирательных прав, права на участие в референдуме досрочное голосование избирателей, участников референдума на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления, референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме может проводиться в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, до дня голосования, но не ранее чем за 10 дней до дня голосования.
(п. 16 введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 154-ФЗ)
Сколько стоит право избирать и быть избранным
И как вообще проходят выборы в России
Право избирать и быть избранным — базовое право человека и гражданина.
Все граждане России вправе выбирать представителей и избираться в органы государственной власти и местного самоуправления, участвовать в референдуме. Это закреплено в Конституции.
Я активно пользуюсь избирательными правами: был членом участковой избирательной комиссии и работал на выборах в Госдуму в 2016 году. В 2017 году вошел в совет депутатов муниципального округа Ломоносовский в Москве, а в 2019 был кандидатом на выборах в Московскую городскую думу.
В статье расскажу, как проходят выборы и сколько стоит право избирать и быть избранным, на примере муниципальной и городской кампаний в Москве. Чтобы анализ был достоверным, рассмотрю несколько избирательных округов, где шли независимые кандидаты. В стоимость буду включать не только финансовые расходы, но и затраченное время.
Как проходят выборы
Объявление о выборах. Выборы начинаются с решения или постановления об их проведении. В Москве, если выборы муниципальные, решение принимает совет депутатов муниципального округа — это представительный орган местного самоуправления. Если выборы в Мосгордуму, то постановление принимает она.
После публикации решения или постановления свою работу начинают избирательные комиссии: они готовят и проводят выборы, считают голоса и утверждают победителей. Это своего рода рефери.
В России многоуровневая система избирательных комиссий:
Подробнее о работе комиссий я расскажу дальше.
Выдвижение кандидатов — это старт избирательной кампании. Кандидат может говорить, что будет участвовать в выборах, и до официальных документов об их назначении, но это только намерение. Само выдвижение начинается, когда кандидат подает документы в избирательную комиссию. О том, какие документы нужны и сколько времени и денег на них может потратить кандидат, расскажу ниже.
Чтобы стать кандидатом, необязательно быть профессиональным политиком, вести блог или выступать с какой-то позицией. Кандидатом может быть практически любой дееспособный гражданин России. Чтобы баллотироваться в Мосгордуму, на день голосования кандидат должен быть не моложе 21 года. В совет депутатов муниципального округа — не моложе 18 лет.
Есть и другие требования, например:
Можно быть самовыдвиженцем, и тогда придется собирать подписи избирателей. А можно идти при поддержке парламентской партии, у которой есть право выдвигать кандидатов без подписей. Список таких партий есть на сайте ЦИК.
После того как кандидат сдает в избирательную комиссию документы о выдвижении, он считается «выдвинутым кандидатом в депутаты» — избирательная комиссия выдает ему разрешение открыть избирательный счет, чтобы собирать и тратить деньги на предвыборную кампанию. С этого момент почти все, что делает кандидат, становится агитацией и подчиняется правилам: например, нельзя больше собирать пожертвования на кампанию на карту. Но сначала кандидата ждет этап регистрации.
Регистрация или отказ в регистрации кандидата. Избирательная комиссия собирается, рассматривает документы и решает, регистрировать ли кандидата в депутаты. На заседание комиссии обязательно приглашают всех, кто подал документы на регистрацию. У каждого кандидата — свое заседание о регистрации. Кандидатов могут объединять друг с другом, но почти наверняка таких заседаний будет несколько.
Никто точно не знает, что влияет на регистрацию кандидата или отказ в ней. Но если комиссия отказала в регистрации, это решение можно обжаловать в суде или в вышестоящей избирательной комиссии. Срок — 10 дней со дня, когда комиссия приняла решение.
Решения МГИК и ОИК обжалуются в Московском городском суде, а решения ТИК — в районных судах. Суд может отменить решение об отказе в регистрации и обязать избирательную комиссию зарегистрировать кандидата, а может оставить решение комиссии в силе.
Формирование избирательного бюллетеня. Избирательный бюллетень — это лист с информацией о кандидатах и политических партиях. С помощью бюллетеня гражданин реализует свое право избирать.
У избирателя не всегда есть только один голос: например, на московских муниципальных выборах 2017 года можно было выбрать до пяти кандидатов. А вот на выборах в Мосгордуму — только одного.
На больших сложных или совмещенных выборах — это, например, выборы президента и муниципальных депутатов в Москве в 2012 году — избирателю могут выдать несколько бюллетеней. Известный мне рекорд — шесть бюллетеней. Обычно большие выборы вроде президентских как бы тянут за собой маленькие — это дает огромную явку. Так было на московских муниципальных выборах 4 марта 2012 года.
В бюллетене кандидаты перечисляются в порядке, который определяет избирком: по алфавиту, по результатам жеребьевки или как-то еще. Для каждого кандидата указывают:
Фотографий в бюллетене нет.
Сроки формирования бюллетеней на московских выборах такие:
Перед голосованием два члена УИК ставят свои подписи на лицевой стороне всех бюллетеней, в правом верхнем углу. Подписи заверяются печатью комиссии. Если кандидат, которого внесли в избирательный бюллетень, выбыл из гонки или лишился регистрации, его вычеркивают из всех бюллетеней.
Как победить выгорание
Верстка плаката с кандидатами — многомордника
В Москве в каждом избирательном участке должен быть информационный стенд, где указываются:
Фотографии на стенде необязательны. Если избирательная комиссия все-таки решила размещать фото, то делается плакат с кандидатами — его называют многомордником. Один из членов избиркома собирает фотографии со всех кандидатов и вставляет их в макет в «Ворде». Некоторые кандидаты отказываются давать фото или присылают те, где они служат в армии или охотятся на медведей. Тогда приходится ставить в многомордник фотографии с мобильного телефона или ксерокопии паспорта.
Когда плакат готов, его рассылают всем кандидатам, чтобы они проверили свои данные. Кажется, что все это неважно, но часть избирателей оценивает кандидатов прямо на участке — именно по такому плакату. Поэтому я, например, когда участвовал в муниципальных выборах, заранее уведомил ТИК, какую информацию хочу видеть на плакате.
Досрочное голосование. Избиратель, который в день голосования не сможет проголосовать по месту регистрации в Москве по уважительной причине, например из-за отпуска, командировки, работы, учебы или болезни, вправе проголосовать досрочно. Досрочное голосование проводится в течение 10 дней до официального дня голосования.
Как правило, приходит не очень много людей — обычно это работники госучреждений. Если по какому-то участку досрочно проголосовало больше 1% от всех зарегистрированных избирателей, то член избирательной комиссии или наблюдатель, который следит за соблюдением закона на выборах, может потребовать пометить досрочные бюллетени и посчитать их результаты отдельно. Никаких юридических последствий это не имеет, но если все, кто голосовал досрочно, остановили свой выбор на одном кандидате, это привлечет внимание граждан.
Голосование и подсчет голосов. Избирательные участки начинают свою работу строго по расписанию. Когда придет первый избиратель, все должно быть готово: бюллетени, столы, пустые опечатанные урны для голосования. Обычно избирательные участки — это школы и детские сады. В Москве участки часто находятся в районных ГБУ «Жилищник».
Правила голосования простые: в бюллетене нужно проставить не больше установленного числа любых отметок в квадратиках напротив кандидатов. УИК должна предоставить избирателю ручку, но он не обязан ею пользоваться — может ставить отметку помадой, маркером или даже кровью. Если отметок не меньше одной и не больше максимума и у бюллетеня сохранился верхний правый угол, то все остальное можно закрасить или отрезать — такой бюллетень все равно действителен. Рисунки, наклейки и любое хулиганство на бюллетене не делают его недействительным, если избиратель не попал в лишний квадратик.
Одновременно проводится надомное голосование — для избирателей, которые не могут дойти до участка по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам. Тогда члены УИК сами приходят домой к избирателям со специальной прозрачной переносной урной для голосования. За надомным голосованием нужно тщательно следить: это один из случаев, когда в урне для голосования может оказаться слишком много бюллетеней за определенного кандидата. Чтобы этого не произошло, в процедуре надомного голосования должны участвовать в том числе независимые члены УИК.
В 20:00 избирательные участки закрываются и члены УИК начинают считать голоса. КОИБ выдают результаты автоматических подсчетов, их можно проверить вручную.
Голоса считают открыто и гласно, чтобы все видели, где именно избиратель поставил отметку. За действиями членов избирательных комиссий следят наблюдатели, может вестись видеозапись. На моих муниципальных выборах вслух называли отмеченных в бюллетенях кандидатов. Зарегистрированный кандидат вправе остаться на участке во время подсчета голосов и следить за процессом.
После подсчета голосов председатель и секретарь УИК начинают формировать итоговый протокол, который доставляют в вышестоящую избирательную комиссию — территориальную или окружную. Обычно это происходит уже после полуночи. Члены ТИК или ОИК расписываются в итоговом протоколе, который отвозят в избирательную комиссию субъекта: в Москве — в МГИК. Она утверждает итоги выборов.
Когда протокол подписан, избранному кандидату направляют извещение об этом. После проходит заседание ТИК или ОИК, где принимают решение зарегистрировать избранного депутата или депутатов.
Результаты голосования можно оспорить в суде в течение 10 дней, а решение о результатах выборов — в течение 3 месяцев.
Финансовый отчет о проведении выборов. Итоговый финансовый отчет — это документ, в котором отражаются все расходы кандидатов и избранных депутатов во время кампании.
Разберемся, сколько денег и времени тратят кандидаты на разных этапах выборов.
Чтобы стать кандидатом в депутаты, необходимо собрать документы для выдвижения, сдать их в избирательную комиссию и открыть избирательный счет.
Документы для выдвижения. На их сбор уходит больше всего времени. Вот что должен представить будущий кандидат в избирательную комиссию:
Если человек выдвигается от политической партии, то дополнительно он прикладывает документы, которые ему выдает партия.
Все документы нужно подать в избирательную комиссию лично.
Избирательный счет. Когда избирательная комиссия принимает документы, кандидату выдают разрешение на открытие избирательного счета. Сделать это можно только в Сбербанке.
По личному опыту, открыть счет — мучительно долгая процедура, потому что сотрудники банка редко сталкиваются с такой услугой и выполняют все шаги по инструкции. После полутора-двух часов ожидания в банке выдают справку об открытии избирательного счета. Ее нужно отнести в избирательную комиссию.
Кандидат может потратить на выборы свои деньги, а может собрать пожертвования со своих сторонников:
Это не обычные сборы с карт, а сложная процедура. Поэтому я, когда был кандидатом в муниципальные депутаты, составил подробную инструкцию для своих сторонников, чтобы им было проще жертвовать деньги.
По закону московским депутатам, например, не могут делать пожертвования:
Можно собирать деньги через соцсети, домовые чаты, почтовую рассылку, попросить финансовой помощи у друзей или родственников. Главное — не бояться просить. Люди донатят весьма охотно, если знают кандидата или хотя бы слышали про него.
Хорошая практика — иметь какой-то собственный капитал до выборов, а на старте избирательной кампании собрать еще.
Кандидаты-невидимки
Бывают кандидаты, которые даже не претендуют на победу. Они не ведут избирательную кампанию и могут выдвинуться одновременно в нескольких избирательных округах от парламентской партии — без сбора подписей.
Дело в том, что переводы кандидатам от юридических лиц не облагаются налогом, а выводить деньги с избирательного счета можно без налога и комиссий. Даже не собирая подписи, целый месяц можно прокручивать деньги, а если еще и зарегистрироваться кандидатом — три месяца. Это простое обналичивание. Правда, потом все равно придется представить подробный финансовый отчет.
Сколько времени уйдет на выдвижение
На что | Сколько | Что влияет на сроки |
---|---|---|
Сбор документов | От 24 до 120 часов | Сколько у кандидата счетов в банках, не потерялись ли оригиналы дипломов, есть ли под рукой справка 2-НДФЛ |
Подготовка заявления и приложений к нему | От 2 до 4 часов | Сколько у кандидата имущества и денег |
Подача документов в избирательную комиссию | От 1 до 3 часов | Работает ли программа, в каком настроении член комиссии, пришел ли кандидат первым |
Открытие избирательного счета | От 1 часа до 2 дней | Насколько опытен сотрудник банка, работают ли все программы, есть ли очередь |
Собирать подписи обязательно, если нет договоренности с большой партией, которая вправе выдвигать кандидата без них.
Чем выше уровень выборов, тем больше подписей нужно собрать:
Если кандидат не хочет собирать подписи и его готова выдвинуть крупная партия — ему повезло. Так было у меня: на муниципальных выборах изначально я выдвигался при поддержке КПРФ, поэтому подписи не собирал. Но тут был риск: партия до среды перед днем голосования могла снять меня с выборов. К счастью, этого не произошло, даже когда я объединился с независимыми кандидатами.
На муниципальных выборах кандидат сам может собрать 15—45 подписей. Для этого достаточно обойти своих знакомых и соседей по дому, а единственными расходами будут время и стоимость пачки бумаги, картриджа, скрепок, ниток, клея и так далее. Но придется купить все эти расходники с избирательного счета и представить чеки в избирком, иначе подписи не примут.
Со сбором подписей на выборах в Мосгордуму самостоятельно справиться не получится — придется организовать штаб и потратить деньги на работу сторонников.
Сбор подписей — один из самых дорогих этапов избирательной кампании в городской парламент. На него можно потратить несколько миллионов рублей, потому что единовременно должны работать 100—120 человек по несколько часов в день. Хотя нельзя забывать про волонтеров — людей, которые готовы помочь безвозмездно, потому что, например, симпатизируют кандидату, разделяют его убеждения или учились с ним в одном вузе.
подписи нужно в среднем, чтобы подать документы на регистрацию кандидатом в Мосгордуму
На сбор подписей отведено 30 дней. Это фиксированный период — даже если кандидат выдвинулся за неделю до истечения срока, все финишируют одновременно.
Рассмотрим стоимость сбора подписей на выборах в Мосгордуму в 2019 году — на примере нескольких избирательных округов. Все суммы я взял из первых финансовых отчетов кандидатов, которые они подавали вместе с документами на регистрацию.
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 30 — районы Чертаново Центральное и Южное
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Викулин Петр Николаевич | 36 400 Р | От КПКР, подписи собирал | Зарегистрирован |
Галибин Илья Геннадьевич | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Дегтярева Вера Вячеславовна | 0 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Жуковский Владислав Сергеевич | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Русецкая Маргарита Николаевна | 2 169 695,7 Р | Самовыдвиженка, позже вступила в Единую Россию | Зарегистрирована, избрана |
Цыба Алексей Николаевич | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Юнеман Роман Александрович | 824 054,16 Р | Самовыдвиженец | Зарегистрирован |
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 43 — районы Хамовники, Арбат, Пресненский
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Аставина Александра Владимировна | 5500 Р | От партии «Зеленые», подписи собирала | Отказано в регистрации |
Боровик Евгений Михайлович | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Булыкин Дмитрий Олегович | 988 000 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Климентьев Роман Валерьевич | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Кошлаков-Крестовский Дмитрий Владимирович | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Митрохин Сергей Сергеевич | 175 100 Р | От «Яблока», подписи собирал | Зарегистрирован, избран |
Соболь Любовь Эдуардовна | 1 024 200 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Соколов Андрей Алексеевич | 2 180 070 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Троицкий Сергей Евгеньевич | 3315 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Юшин Анатолий Павлович | 2720 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Сколько потратили на сбор подписей кандидаты в Мосгордуму от избирательного округа № 45 — районы Басманный, Красносельский, Мещанский, Сокольники
Кандидаты | Траты | Как выдвигались | Решение ОИК |
---|---|---|---|
Касамара Валерия Анатольевна | 2 889 797,35 Р | Самовыдвиженка | Зарегистрирована |
Коледа Мария Васильевна | 4914 Р | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Колмагоров Владислав Олегович | 0 Р | От КПРФ, подписи не собирал | Выбыл после регистрации |
Конев Михаил Андреевич | 30 000 Р | Самовыдвиженец | Зарегистрирован |
Остранков Никита Евгеньевич | 8650 Р | От КПКР, подписи собирал | Отказано в регистрации |
Ретеюм Алексей Александрович | 2550 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Серебрянская Юлия Александровна | 105 400 | Самовыдвиженка | Отказано в регистрации |
Турушев Евгений Иванович | 0 Р | От ЛДПР, подписи не собирал | Зарегистрирован |
Яндиев Магомет Исаевич | 0 Р | От СР, подписи не собирал | Зарегистрирован, избран |
Яшин Илья Валерьевич | 551 800 Р | Самовыдвиженец | Отказано в регистрации |
Видно, что обязательно регистрировали кандидатов, которые выдвигались от политических партий из Госдумы: КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР.
А вот почти всем самовыдвиженцам пришлось нелегко: их подписи браковали, в регистрации отказывали.
К дню, когда завершается сбор подписей, у кандидата-самовыдвиженца должны быть готовы документы для регистрации. Их надо подать в избирательную комиссию. Вот эти документы:
Проверка подписей. После того как кандидат сдал документы на регистрацию, начинается проверка подписей. Для этого при ОИК создается рабочая группа из членов комиссии и всех тех, кого комиссия решит пригласить: например, это может быть эксперт-почерковед.
Обычно члены рабочей группы выборочно смотрят листы, делают пометки в ведомости и отмечают подписи, которые они считают недостоверными или недействительными. Потом такие подписи проверяет эксперт. Недостоверная — это поддельная подпись, а недействительная — например та, которую оставили карандашом.
Рабочая группа выдает кандидату ведомость с перечнем дефектных подписей. После этого все остальные подписи признают хорошими — их оспаривать уже нельзя. Кандидат вправе защищать спорные подписи: например, может привести всех избирателей, которые их оставляли.
Сколько тратит на регистрацию кандидат в Мосгордуму
На что | Время | Деньги | Что влияет на расходы |
---|---|---|---|
Сбор подписей | До 30 дней | 0—3 000 000 Р | Кандидат идет от партии или как самовыдвиженец, есть ли команда сборщиков, начальник штаба и так далее |
Сшивка и проверка подписей, подготовка первого финансового отчета | От 4 до 18 часов | — | Сколько людей готовы проверять подписи и сшивать подписные листы |
Подача документов в избирательную комиссию | От 1 до 6 часов | — | Работает ли программа, есть ли очередь, в каком настроении член избирательной комиссии |
Проверка подписей избирательной комиссией | От 3 до 10 дней | — | Сколько подписей, сколько членов избирательной комиссии, как быстро они работают, насколько активно кандидат защищает свои подписи |
Заседание по регистрации кандидатов | От 3 до 8 часов | — | Сколько кандидатов, есть ли претензии к подписям |
Кампания в одиночку или в команде. Перед тем как подавать документы в избирательную комиссию, кандидату стоит определиться, как он идет на выборы: в одиночку или в команде, чтобы агитировать голосовать друг за друга. Это касается только муниципальных выборов.
У команды много плюсов:
Минусов тоже немало:
Главный плюс кампании в одиночку — кандидат отвечает только за собственный результат и агитирует только за себя. Минусы — потребуется больше денег на кампанию и времени на агитацию, чтобы охватить свой избирательный округ.
На муниципальных выборах 2017 года мы шли командой из 10 человек. Четверых участников я знал до выборов: это были неравнодушные к проблемам района люди, которые участвовали в общественных кампаниях, как и я. Остальные присоединились к нам с помощью «политического „Убера“» Дмитрия Гудкова — системы, которая помогала желающим стать зарегистрированным кандидатом на выборах.
Помню, что дольше всего мы обсуждали материалы для газеты: спорили про фотографии, про текст, кто из кандидатов на какой полосе будет.
Задачи и способы агитации. Вести агитацию можно с момента, когда кандидат уведомил избирательную комиссию о своем выдвижении. Призывы поддерживать кандидата до выдвижения или после голосования — это не агитация.
У агитации две главные задачи:
Чтобы вести избирательную кампанию, у кандидата есть множество способов агитации. Они ограничены только законодательством и фантазией кандидата или его политтехнолога. Например, нельзя проводить предвыборную агитацию в день голосования и за день до него — в день тишины. Но закон не запрещает находиться на участке и общаться с избирателями. Лицо кандидата — это его агитация, которую не надо ни с кем согласовывать. Больше всего голосов на выборах 2017 года я набрал на двух участках, где провел по шесть часов.
Вот какие способы агитации обычно используют кандидаты:
Идеального способа агитации не существует, с каждым возникают свои сложности. Поэтому кандидатам приходится использовать разные способы. Только в совокупности они дают эффект.
В муниципальной избирательной кампании мы в основном использовали поквартирный обход. Я лично обошел около 3 тысяч квартир Ломоносовского района. Из печатной агитации использовали визитки, буклеты на три фальца, две газеты и плакаты А4. Визитки, буклеты и плакаты различались по избирательным округам, а газеты были едиными на всю команду.
Дороже всех обошлись газеты: около 100 тысяч рублей за четыре полосы, еще 30 тысяч стоила разноска. Второй тираж газеты мы разносили своими силами, я разнес около 2500 экземпляров.
Стоимость разных способов агитации
Способ | Стоимость | Охват избирателей |
---|---|---|
Поквартирный обход | От 150 Р за контакт избирателя | 80% |
Дворовые встречи | От 3000 Р за ролл-ап | 15% |
От 7500 Р за печать полотна для ролл-апа | ||
От 500 Р за работу на дворовой встрече | ||
Газеты | От 120 000 до 150 000 Р за тираж в 30 000 экземпляров | 25% |
Кубы | От 6000 Р за куб | 30% |
От 10 000 Р за печать четырех полотен | ||
От 500 до 1000 Р за час работы на кубе | ||
Листовки | От 35 000 Р за тираж в 10 000 экземпляров на два фальца | |
Плакаты | От 26 000 Р за тираж в 12 000 экземпляров | 20% |
В таблице я не рассматривал телевидение и административный ресурс как способы агитации. Позволить себе телевидение могут лишь единицы, а независимого кандидата, которого не поддерживает власть, никто не пропустит ни на один федеральный телеканал.
Административный ресурс — это использование своих должностных полномочий на выборах, чтобы привлечь дополнительные голоса. Например, руководитель принуждает своих подчиненных агитировать за него под страхом увольнения. Или директор центра социальной помощи населению использует в своих интересах базу данных одиноких пенсионеров: работники центра приходят к пенсионерам, предлагают им голосовать дома и между делом рекомендуют, за кого голосовать. Еще классический пример — когда учительница школы, член участковой избирательной комиссии, участвует в подсчете голосов в пользу своего руководителя, директора школы.
Эффективность муниципальных избирательных кампаний 2017 года в Москве
10 сентября 2017 года прошли выборы в советы депутатов муниципальных округов в Москве. Эти выборы запомнились тем, что в некоторых советах провластная партия потеряла простое или квалифицированное большинство — половину и две трети голосов соответственно. А где-то ее представителей вообще не осталось.
Для анализа я взял три района: Академический, Гагаринский и Ломоносовский.
Общая стоимость избирательных кампаний в трех районах Москвы в 2017 году
Ломоносовский | Гагаринский | Академический | |
---|---|---|---|
Сколько было денег у всех кандидатов на избирательных счетах | 702 994 Р | 572 108,76 Р | 957 733,8 Р |
Доля денег «Единой России» | 28,38% | 41,95% | 37,77% |
Доля денег команды оппозиции | 49,26% | 37,85% | 42,34% |
Доля денег команды победителей | 46,14% | 37,85% | 42,34% |
Деньги команды победителей | 324 264 Р | 216 529 Р | 405 471 Р |
Общее число избирателей | 50 956 человек | 45 206 человек | 58 721 человек |
Видно, что в среднем у оппозиционной команды на счетах была почти половина денег всех кандидатов. Причем чем больше избирателей в округе, тем больше денег собрали.
в среднем стоила кампания победителей на муниципальных выборах 10 сентября 2017 года в Москве
Относительный показатель эффективности избирательной кампании — стоимость одного голоса. Чем меньше денег кандидат потратил на привлечение голосов, если победил, тем лучше.
Стоимость голоса на выборах 10 сентября 2017 года
Ломоносовский | Гагаринский | Академический | |
---|---|---|---|
«Единая Россия» | 20,34 Р | 46,73 Р | 42,84 Р |
Количество проголосовавших | 9958 человек | 5136 человек | 8442 человека |
Команда победителей | 25,8 Р | 17,72 Р | 29,01 Р |
Количество проголосовавших | 13 419 человек | 12 147 человек | 13 973 человека |
Команды оппозиционных кандидатов потратили больше денег на привлечение голосов, чем провластные кандидаты, и победили на выборах. В Гагаринском районе партия «Единая Россия» практически не вела кампанию, поэтому и результаты соответствующие.
Считается, что чем больше денег потратишь, тем выше вероятность выиграть. Такая зависимость есть, но команды оппозиции использовали преимущественно поквартирный обход: кандидаты сами за себя агитировали и представляли своих коллег.
На муниципальных выборах я собрал более 50 тысяч рублей, которые полностью потратил на агитацию и юридическую помощь. В итоге получил 1213 голосов избирателей Ломоносовского района. В моем избирательном округе больше было только у депутата четырех созывов и директора школы.
Расходы на работу избирательных комиссий
Свой политический путь я начинал в 2016 году как член УИК № 2288 с правом решающего голоса.
Вот чем отличается член избирательной комиссии с правом решающего голоса от обычного члена УИК:
Еще бывают члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Их также нельзя удалить из помещения для голосования, исключить и вывести из комиссии. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса тоже могут выезжать на надомное голосование, но не могут голосовать на заседаниях и выполнять другие функции членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Обычно избиратели сталкиваются только с УИК, когда приходят голосовать на участок. Вот чем занимаются члены УИК с правом решающего голоса и сколько времени на это тратят.
Сколько времени тратят на работу члены УИК с ПРГ
На что | Сколько | Что делают |
---|---|---|
Дежурство | От 4 до 30 часов | Просто сидят за столом и дежурят: вдруг кто-то придет. Получают бумажки, расклеивают информацию по стендам района, готовят и оформляют списки избирателей, вычеркивают умерших |
За день до голосования | От 2 до 8 часов | Собирают урны для голосования, настраивают КОИБ, подписывают и пропечатывают бюллетени |
День голосования | От 14 до 24 часов | Проверяют данные избирателей, выдают бюллетени, ведут надомное голосование, проводят заседания по жалобам, подсчитывают бюллетени, сдают протоколы в ТИК |
В среднем член УИК с правом решающего голоса тратит от 20 до 60 часов своего личного времени на общественно полезную работу, чтобы обеспечить избирательные права россиян. Два независимых члена УИК с правом решающего голоса способны предотвратить подделку протокола итогов голосования на участке.
А теперь расскажу, что делают и сколько времени тратят члены территориальной или окружной комиссии, чью работу избиратели практически не видят. Только некоторые активные граждане доходят до ТИК или ОИК, чтобы проголосовать досрочно, сообщить о нарушениях, допущенных кандидатами или УИК. Но главное, чем занимаются члены ТИК или ОИК, — принимают решения о регистрации кандидатов и утверждают итоги выборов по избирательным округам.
Сколько времени тратят на работу члены ТИК или ОИК
На что | Сколько | Что делают |
---|---|---|
Дежурство | От 1 до 5 дней | Принимают документы, консультируют кандидатов |
Проверка документов и подписных листов | От 10 часов до нескольких дней | Проверяют подписи за выдвижение кандидата |
Регистрация кандидатов | От 1 до 3 дней | Принимают решения о регистрации кандидатов или об отказе в регистрации |
Прием жалоб и уведомлений об агитации | От 2 до 8 часов | Ответственный член ТИК ожидает кандидатов, которые приносят уведомления об агитации, а также принимает жалобы на кандидатов |
Верстка плаката с кандидатами | От 1 до 4 дней | Собирают со всех зарегистрированных кандидатов фотографии и информацию, которая должна быть на плакате, и согласовывают ее с каждым кандидатом |
Досрочное голосование | 10 дней | Ведут подготовку к досрочному голосованию, составляют документы по нему |
День голосования | От 14 до 24 часов | Помогают УИК, подводят итоги голосования, рассматривают жалобы |
Расходы избирательных комиссий на проведение выборов
Я подсчитал, сколько стоили местному бюджету выборы в Академическом, Гагаринском и Ломоносовском районах Москвы в 2017 году. Для этого проанализировал финансовые отчеты ТИК этих округов.
Количество избирателей и членов УИК в муниципальных округах
Количество избирателей | Количество членов УИК с ПРГ | |
---|---|---|
Ломоносовский | 50 956 | 342 |
Гагаринский | 45 206 | 245 |
Академический | 58 712 | 300 |
Количество избирателей на одну избирательную комиссию
Количество избирателей на одну УИК | Количество избирателей на одного члена УИК | |
---|---|---|
Ломоносовский | 1960 | 149 |
Гагаринский | 1808 | 185 |
Академический | 1894 | 196 |
Стоимость выборов
На одну УИК | На одного избирателя | |
---|---|---|
Ломоносовский | 129 025,38 Р | 65,83 Р |
Гагаринский | 120 268 Р | 66,51 Р |
Академический | 122 483,87 Р | 40,94 Р |
Сколько заплатили членам УИК и ТИК
Оплата труда члена УИК с ПРГ | Оплата труда члена ТИК с ПРГ | |
---|---|---|
Ломоносовский | 6100,23 Р | 11 624,04 Р |
Гагаринский | 7374,83 Р | 10 252,17 Р |
Академический | 7470,34 Р | 11 624,07 Р |
Видно, что за ответственную и важную работу по организации выборов, подсчету бюллетеней, работе с кандидатами и определению победителей люди получили скромные деньги. Например, на выборах в Госдуму в 2016 году я, как член УИК с ПРГ, получил 7900 Р за два дня работы. Но был очень доволен собой.
в среднем получили члены УИК с правом решающего голоса за работу на выборах в 2017 году
Кроме денег за свою работу член избирательной комиссии с правом решающего голоса получает бонусы. Например:
Что в итоге
Право выбирать, которое оплачивается из местного, регионального или федерального бюджета, стоит относительно немного, хотя работа членами избирательных комиссий проводится колоссальная.
А вот стоимость права избираться и быть избранным начинается от сотни тысяч рублей и может доходить до нескольких миллионов. Поэтому, к сожалению, реально воспользоваться этим правом могут далеко не все. На бумаге право быть избранным есть почти у всех граждан России, но его реализация под вопросом.
На мой взгляд, чем больше людей будут пробовать свои силы в качестве кандидатов, волонтеров и членов избирательных комиссий, тем с большей вероятностью мы сможем построить честный и открытый выборный процесс. И тем больше независимых депутатов всех уровней будет в нашей стране.
Это логическая ошибка, причина которой – непонимание того, что такое выборы в недемократической системе.
Из того, что выборы недемократичны, не следует, что это формальное мероприятие. Напротив, это значимый политический процесс.
Известное исследование Мэттью Френкеля из Института Брукингса, проанализировавшего более 100 кампаний электорального бойкота с 1990 по 2010 гг., называется «Угрожай, но участвуй». Он выяснил, что игнорирование выборов оппозицией эффективно, только если оппозиция достаточно влиятельна, чтобы своим неучастием сорвать выборы.
В российских условиях ставка на снижение явки путем бойкота особенно абсурдна, потому что этим занимается сама государственная власть.
Во всех остальных случаях путь к смене или качественному изменению режима – не бойкот, а участие.
Чем больше явка = сложнее изменить результат в свою пользую = больше усилий на фальсификацию = больше ошибок = больше скандалов.
Ты можешь подписывать петиции в интернете и жаловаться как все плохо, но это все симптомы. Причины искореняются путем выборов.
Вячеслав, можно мне (тоже тупому) вопрос? Текущая политика к выборам — уже явно попытка понизить явку, однако в РФ разве нет законов о кворуме на голосованиях? Стратегия «меньше голосов — меньше работы» кажется должна разбиваться об недостаточное количество своих же добровольно-принужденных?
И есть ли реальная задача поддерживать низкую явку, если есть сейф-пакеты и 3 замечательные ночи?
Если у вас есть какие-то любимые книги на эту тему, будет интересно почитать 🙂
Ivan, нет. Этот порог отменили. А прочитать советую «Вся королевская рать», например.
Текущая политика выглядит так: на одних выборах нам нужна высокая явка, а на других не нужна. А еще лучше, чтобы у людей выбора то и не было.
Ivan, увы минимального порога явки нет. Не будут они принимать механизмы, которые работают против их технологий.
У Екатерины много видео на ютубе по актуальным темам, тоже советую.
Другие, на мой взгляд, слегка ангажированы. Ну могу ещё посоветовать Ютуб канал Максима Каца, в целом дельные вещи говорит из базовой-теоретической части.
Из «экспертов» могу посоветовать сайт «голос инфо», организации которая занимается мониторингом выборов, но там чтиво скучное, больше аналитика для «понимающих».
Ivan, вопрос про сейф пакет и три ночи не очень понял, с радостью отвечу если объясните 🙂
Вячеслав, все видели вбросы на камерах, а тут возможность еще круче — хоть каждую ночь пересчитывай все голоса и корректируй результат
Кажется маловероятным, что охрана (или кто там) будет неангажированной, и что такой механизм голосования сохранили из каких-то забот о здоровье граждан
Ivan, видеонаблюдения по факту не будет (таким как мы его видели раньше, которое доступно для каждого). 3 дня позволяют удобнее сгонять бюджетников т.к. времени больше для организации, а также понимать к третьему дню сколько нужно еще «кое-чего» сделать для нужного процента.
В этом режиме сами усилия власти по фальсификации результатов выборов говорят о том, что эти выборы – не такая уж формальность.
Оглянитесь и сделайте выводы.
Будете смеяться, но большинство не знает, где голосовать.
Я о Вас ничего не знал до этой статьи, забил в поиск и увидел новости от 2019 года об избении.
У меня к Вам большое уважение за Вашу смелость и активность, но сам я, признаюсь, не смог бы выдержать прессинг.
Иван, спасибо за отзыв. Надеюсь, статья вам понравилась и вы тоже примете участие в выборном процессе.
Классный герой и статья, хожу наблюдателем на выборы с 2011 года, хочу пойти кандидатом на муниципальные в 2022 в Москве!
Павел, это здорово. Если интерес серьезный и сохранится, то пишите в личные сообщения. будешь рад проконсультировать и делиться опытом.
Andre, шанс все равно есть. И для них он бывает неожиданным
Иван, для «них» (читеров) больше всего удивительно, когда на выборы заходит команда кандидатов, а в день голосования в комиссиях работают реальные наблюдатели или ПСГ.
Отличная статья, спасибо!
На выборы обязательно идём! И зовем родственников, друзей и соседей! 👌🏻
Владислав, и это правильно. Приходите голосовать лично 🙂
Кирилл, расскажите, пожалуйста, о своей работе муниципальным депутатом, что в основном делали, из чего состоял ваш день, какие доходы и откуда, и т.д. Можно и о коллегах повыше в иерархии, если знаете примерно как у них всё это устроено.
Иван, ох, эта тема достойна отдельной статьи / материала.
Если коротко, то я не работаю депутатом на постоянной основе. У меня есть основное место работы (я работаю в IT), также я управляющий ЖСК (аналогично ТСЖ), иногда репетитором подрабатываю. Список моих доходов и имущества опубликован на сайте муниципального округа Ломоносовский в г. Москве.
В основном основная деятельность заключалась в следующем:
1. Участие в заседаниях Совета;
2. Проведение личного приема / встреч с жителями;
3. Подготовка депутатских запросов / обращений по проблемным вопросам;
4. Помощь жителям в проведении общественных кампаний;
5. Встречи с представителями государственной власти;
Последние пару лет добавлялись еще активности в части помощь задержанным на массовых мероприятиях.
У коллег по выше в Московской городской Думе само собой устроено иначе.
Кирилл, а в чем профит? Как окупается сумма затраченная на избирательную кампанию? Какое финансовое вознаграждение / привилегии получает муниципальный депутат? Или это история исключительно про «гражданскую сознательность» и «депутат-бессеребренник из народа»?
В моей голове не вяжется рыночная экономика и участие в гос.управлении «за идею». Звучит как нечто нежизнеспособное или недостоверное.
Евгений, смотря что понимать под профитом.
Сумма, затраченная на избирательную на избирательную кампанию в 99% случаев не отбивается на прямую в денежном эквиваленте. Я своих вложил 10 тыс., а остальные средства собирал в виде добровольных пожертвований.
«Привилегий» как таковых нет. Бесплатный проездной на общественный транспорт есть.
Если не вяжется в голове, то это скорее вопрос к вашим внутренним установкам и убеждениям 🙂
Это история, лично моя, состояла из двух частей: 1) мне было не наплевать на свой район и что в нем происходит, 2) я хотел попробовать что-то изменить.
Ведь можно сколько угодно бухтеть, что все вокруг плохо и не пытаться ничего сделать, а можно попытаться.
Кирилл, то есть это исключительно благотворительность и «желание сделать мир лучше»? До какого уровня гос.управления это так?
Евгений, скажем так. Я могу себе это позволить делать исключительно из своего желания сделать район лучше.
А бюрократические трудности преодолеваются опытом или техникой.
Кирилл, спасибо! Тогда надеюсь, что редакция уговорит вас на отдельный материал)
Получится ли совмещать фуллтайм работу по найму и депутатство?
Вы сами получили удовольствие/удовлетворение от депутатства?
Иван, возможно уговорит, или такая инициатива будет идти от читателей.
Скорее получается, чем нет.
Заседания раньше начинались в будний в 10-00, и само собой такой день вылетал в части работы. Мы их перенесли на 19-00, чтобы было удобно и работающим депутатам и жителям.
Подготовка большинства обращений / запросов выполняется после рабочего дня, часов в 8-9-10 вечера.
Есть ряд вещей, которые невозможно перенести на вечер, в частности, участие в работе комиссии по приемке/открытию капитального ремонта многоквартирного дома, и поездка в Главархив г. Москвы, и некоторые встречи с представителям исполнительной власти.
Насчет удовольствия трудно сказать, опыт получил точно и весьма разнообразный.
А если хочется менять, но дальнейших действий не происходит, то человек занимается тщательным обсасыванием собственных желаний, которые видимо так и останутся желаниями. Последнее чревато депрессией.
Сколько стоит принять участие в выборах в качестве кандидата: кому-то такие амбиции стоят свободы (
По теме: был наблюдателем от оппозиции на выборах 12 и 18 годов (Москва и Московская область): на моих участках никаких нарушений и фальсификаций не было.
Да и не вижу смысла в них на тот момент, когда результат был вполне предсказуем.
А вот когда на выборах есть интрига и реальная альтернатива.
Юрий, а когда появляется реальная альтернатива, то и с регистрацией кандидатов начинаются (ожидаемые) проблемы.
А в других выборах принимали участие?
Andre, вопрос «читерства» на выборах действительно существует.
Во всяком случае, на мой взгляд, попробовать можно, а там как пойдет.
Alexey, вопрос был другой: хотела бы я участвовать в выборах как кандидат? Я ответила, что не хочу. Это не мое.
Yi, > Специально просил меня закинуть в самые проблемные районы
Вас, скорее всего, закинули в показной участок
Если посмотрите статистические аномилии на прошедших выборах, то увидите, что фальсификации происходят в деревнях, селах. В городах очень редко
Artem, Так, стоп. А какой смысл был оппозиции меня закидывать на показной участок, если я сам был наблюдателем от оппозиции?
Yi, Честно говоря не нашел в моем комментарии что-то про несправедливость.
Выборных технологий очень много и все они зависят от разных ситуаций. Фальсифицируют очень много, почти на всех выборах. Единственное «лекарство» это грамотные наблюдатели на участке.
Andre, да да да, Вы еще скажите что сами до этой идеи дошли. Вам ее конечно не внушили.
Проще принять эту идею чем поднять зад и сходить на участок.
Как говорится, к сожалению, насильно в рай не затащишь. Оставайтесь при своем мнении.
По статье:
Спасибо за статью, вот некоторые корректировки:
«Выдвижение кандидатов — это старт избирательной кампании.»
— Старт для кандидата, в целом избирательная кампания начинается с опубликования решения о назначении выборов. (ст. 2 67-ФЗ)
«С этого момент почти все, что делает кандидат, становится агитацией и подчиняется правилам: например, нельзя больше собирать пожертвования на кампанию на карту.»
— Агитацией являются лишь те действия, которые попадают под признаки предвыборной агитации, указанные в избирательном законодательстве (например ст. 48 в 67-ФЗ).
«Никто точно не знает, что влияет на регистрацию кандидата или отказ в ней. Но если комиссия отказала в регистрации, это решение можно обжаловать в суде или в вышестоящей избирательной комиссии. Срок — 10 дней со дня, когда комиссия приняла решение.»
— Комиссия обязана вынести мотивированное решение, с которым кандидат имеет право ознакомится, как и назначенный им ЧСГ. Причины для отказа в регистрации четко указаны в законодательстве, никаких иных причин быть не может. Кроме того до вынесения решения о регистрации/об отказе комиссия сообщает о «неточности» сведений в представленных документах.
«Обычно большие выборы вроде президентских как бы тянут за собой маленькие — это дает огромную явку. Так было на московских муниципальных выборах 4 марта 2012 года.»
— Просто организаторам выборов финансово проще организовать сразу несколько избирательных кампаний в один день, чем растягивать их по месяцам и это правильно.
«Досрочное голосование. Как правило, приходит не очень много людей — обычно это работники госучреждений.»
— Длится несколько дней, сначала в ТИК, потом в УИК. Обычно досрочное голосование используется на муниципальных выборах для подвозов маргинальных личностей с целью сделать результат за конкретного кандидата. Простые граждане редко знают о возможности досрочного голосования. Часто досрочка является причиной множества жалоб.
Документы для выдвижения. «Нотариально заверенные копии документов об образовании, основном месте работы и должности.»
— С чего бы они должны быть нотариально заверенные? В федеральном законе есть положение «заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом». Про нотариальное заверение нет ничего.
«Справку об отсутствии судимости или уголовного преследования на момент выдвижения.»
— тоже нет оснований предоставлять если у вас нет и не было судимости.