Что нужно чтобы прописаться на участке
Прописка на участке без дома: возможности и нюансы
Идея поселиться в небольшом загородном домике вдали от шумных центров вдохновляет многих жителей мегаполисов. Часто прописку на личной земле необходимо оформить уже на этапе строительства здания. Однако для регистрации на таких земельных наделах характерны определенные нюансы. Так, ответ на вопрос, можно ли прописаться на участке без дома, зависит от назначения земли, наличия разрешительных документов, а также от места ее расположения.
Категории земельных участков по назначению
Согласно нормативным актам, все земельные участки, доступные для пользования гражданам, делятся на две большие группы:
Второй тип земельного надела имеет вариации: приусадебная (вблизи жилых строений) или полевая (за чертой города) территория.
Отнесение территории к определенной разновидности влияет на возможность застройки, и соответственно, прописки.
Возможности прописки на участке под ИЖС
Чтобы выяснить, что такое участок ИЖС и можно ли там прописаться, приведем несколько требований, которые выдвигаются к обладателю такой земли. Покупая участок под индивидуальное жилое строительство, гражданин:
Положительный момент – выдача хозяину при регистрации надела в собственность готовых технических условий для проектирования инфраструктуры и проведения инженерных сетей.
Основной недостаток приобретения такой земли – временные ограничения. Кроме того, что хозяин обязан приступить к строительству в течение трех лет с момента регистрации права собственности, он должен сдать дом в эксплуатацию не позже 10-го года владения. Иначе налог будет в два раза больше.
Ответ на вопрос, возможна ли прописка на участке ИЖС, в большинстве случаев положительный. Более того, можно оформить даже постоянную регистрацию, а не только временную. Но есть определенные особенности, которые необходимо учесть.
Требования к желающим прописаться на участке под ИЖС
Регистрация владельца на земельном участке на этапе проектирования дома оформляется в государственных органах только в случаях, если надел находится в его собственности на законных основаниях. А вот еще что нужно для прописки на участке ИЖС, если постройки нет или она пока не принята в эксплуатацию:
Алгоритм прописки на участке ИЖС
Перед тем как прописаться в построенном доме на участке ИЖС, нужно собрать пакет документов, в который входит:
Если дома еще нет, прилагаются документы, подтверждающие основания для прописки, описанные выше.
После этого следует обратиться с заявлением в департамент архитектуры местного исполкома. Подавать документы можно лично или через доверенное лицо.
В течение 10 дней комиссия рассматривает заявление и выносит решение.
Постановка на учет на участке под ЛПХ
Основное предназначение земель из категории ЛПХ – занятие подсобным хозяйством и выращивание сельскохозяйственных культур. Постройка жилого дома находится на втором плане. Однако у законного хозяина есть возможность прописаться в новом частном доме, выстроенном на таком участке, хотя крайне ограниченная.
На земле, купленной как ЛПХ, возведение жилых строений для дальнейшей в них регистрации может осуществляться исключительно при выполнении трех основных требований к наделу:
Если участок располагается за чертой поселений, ни о какой постройке дома и проживании здесь не может быть и речи. Хозяин должен заниматься исключительно выращиванием агрокультур.
Ключевые особенности земельных наделов по назначению описаны в материале «В чем разница земель ЛПХ и ИЖС».
Законна ли регистрация на участке без дома
Формально прописаться на земельном участке без дома не вполне возможно. Основная причина состоит в том, что для регистрации нужен почтовый адрес, а его выдадут только после того, как строение будет введено в эксплуатацию.
На практике же такие возможности есть, если на самом участке предусмотрено возведение жилых строений для дальнейшего всесезонного проживания. Таковыми являются земли под индивидуальное жилое строительство.
Земельные участки для личного подсобного хозяйства чаще всего относятся к «полевым», которые в принципе невозможно использовать под застройку.
Итак, вопрос, можно ли прописаться на участке ИЖС без дома, при соблюдении требований чаще всего имеет положительный ответ. А вот варианты регистрации на наделах ЛПХ законодательно не обоснованы.
Эти отличия важно принимать в внимание еще перед покупкой земли. Ведь даже находясь в пределах населенных пунктов, как например, дачные селения, участок по бумагам может предназначаться исключительно для ведения сельскохозяйственной деятельности. Таким образом, любые строения для проживания людей будут считаться незаконными.
Заключение
Если гражданин планирует приобрести земельные участки с пропиской на них в будущем, нужно выяснить, к какой категории по назначению они относятся, где располагаются и еще много других нюансов. Это избавит от неприятных ситуаций, когда недвижимость в виде земли есть, но возможности официально прописаться на ней нет.
3 thoughts on “Прописка на участке без дома: возможности и нюансы”
Нам не удалось прописаться на участке до завершения строительства, так что такие варианты очень редки, я бы на это не рассчитывала. Хотя мы точно знали какой именно почтовый адрес у нас будет.
Можно ли прописать несовершеннолетнего ребъёнка с матерью на участке ИЖС, если все документы для строящегося дома будут подготовленны.Спасибо
Возможна ли прописка на даче в 2022 году, и в чем состоят особенности регистрации
Наличие регистрации по месту постоянного или временного проживания является обязанностью гражданина. Но для оформления прописки необязательно регистрироваться в квартире: для этих целей подойдет и дача. В 2019 году процедуру регистрации граждан в дачных и садовых домах существенно упростили. Если раньше требовалось признавать свое право на прописку на даче в судебном порядке, то теперь обращение в суд может потребоваться в исключительных случаях. Упрощенный порядок регистрации в дачном доме продолжит свое действие и в 2022 году.
Что нужно для оформления регистрации на даче и каким требованиям должен соответствовать дачный дом?
На каких условиях можно зарегистрироваться
Для оформления прописки или регистрации по месту жительства к дачному дому предъявляются определенные требования. Так, регистрироваться можно только в доме, которому присвоен адрес. Если дом построен в населенных пунктах или коттеджных поселках на земельных участках с видом использования «для индивидуального жилищного строительства» (ИЖС), то все дома считаются жилыми. Поэтому с регистрацией по месту жительства проблем не возникнет.
С пропиской в домах, расположенных на садовых участках, могут возникнуть определенные сложности. Так, не допускается оформление регистрации на участках, которые предназначены для огородничества. Регистрация в домах, построенных на участках садового некоммерческого товарищества (СНТ), допустима только при соблюдении ряда условий:
Правовое регулирование
Изменения в порядке оформления прописки на даче регулируется теперь 217-ФЗ от 2017 года «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. » Данный закон исключает из оборота такое понятие, как участки под дачное некоммерческое объединение, а также само понятие «дача». Были сохранены только два вида товариществ: огороднические и садоводческие.
Данный закон пришел на смену 66-ФЗ от 1998 года, который длительное время регулировал вопросы садоводства и огородничества. Хотя прописаться на даче можно было и раньше, но это было связано с большими бюрократическими препонами. В ст. 3 217-ФЗ подчеркивается, что на садовом земельном участке допускается выращивать сельскохозяйственную продукцию и размещать на нем жилые дома и хозяйственные постройки. Именно указание на право граждан строить жилые дома на садовых участках делает возможность регистрации в них. В то же время земли для огородников предназначены исключительно под сельскохозяйственные работы. Владельцы могут выращивать здесь сельскохозяйственные культуры, но строительство жилья тут запрещено. Максимум, что здесь допускается, это небольшие хозяйственные постройки под хранение урожая или садового инвентаря.
Как определяют, что дача пригодна для постоянного проживания
Многие граждане имеют достаточно неплохие дачные постройки, но проживают там только в летнее время из-за того, что инфраструктура недостаточно хорошо развита: зимой не чистят снег, нет доступа к коммуникациям и социальным объектам (магазинам и поликлиникам), во многих домах нет отопления и пр. Поэтому не на любой даче можно зарегистрироваться. Прописка в домах для сезонного проживания недопустима.
Дачный дом может быть признан пригодным для постоянного проживания, если он соответствует ряду требований. В их числе:
Отклонение от вышеперечисленных норм в некоторых случаях допустимы. Например, если в местности нет центральных коммуникаций, то водопровод допускается заменить колодцем, канализацию – септиком. Но высотность такого дома не может превышать 2 этажа.
Можно ли оформить прописку на даче, если есть в собственности квартира
Предъявлять доказательство того, что дом на дачном участке является единственным пригодным местом для проживания, не нужно: каждый гражданин вправе выбрать, где оформить прописку (в квартире или на даче). Если лицо постоянно проживает за городом, то ему предпочтительнее зарегистрироваться по месту фактического проживания. Это облегчит доступ к социальным услугам.
Но для оформления постоянной прописки на даче гражданину необходимо предварительно выписаться по прежнему адресу, так как иметь несколько прописок одновременно недопустимо.
Порядок регистрации
Для оформления прописки в дачном доме необходимо пройти следующие этапы:
Когда комиссия органов местного самоуправления рассмотрит заявление, то она выносит решение по нему. Если решение о признании дома жилым было отрицательным, то гражданину может обратиться в суд по указанному вопросу. Для этого в суд подается исковое заявление о признании постройки пригодной для круглогодичного проживания.
Недостатки прописки на даче
Регистрация на даче не всегда выгодна. Связано это со следующими ограничениями:
Таким образом, в дачных домах, пригодных для постоянного проживания, допускается зарегистрироваться как на постоянной, так и на временной основе. Такая возможность была официально закреплена в 217-ФЗ, и граждане вправе оформлять прописку на даче без обращения в судебные инстанции.
Что нужно чтобы прописаться на участке
Источник: Московский Комсомолец
Коронавирус больно ударил не только по здоровью, но и по кошельку наших граждан. Многие остались без работы, потеряли бизнес и вынуждены сдавать свои квартиры, а сами уезжают на дачу. Жить без прописки за городом не очень удобно: нельзя прикрепиться в местную поликлинику, записать детей в сад или школу поблизости. Эксперты «МК» рассказали, как перевести садовый дом в жилой и каким требованиям должна соответствовать загородная недвижимость, чтобы можно было там зарегистрироваться.
Многие москвичи предпочитают жить на даче круглый год. Одним по душе загородная неспешная жизнь и здоровая экология, другим нравится копаться в земле, заниматься личным подсобным хозяйством, третьи вынуждены сдавать городские квартиры, чтобы свести концы с концами. Как бы то ни было, но почти 600 подмосковных дачников воспользовались услугой Московского областного БТИ по переводу садового дома в жилой, а многие собираются это сделать в ближайшем будущем, так что тенденция к тому, что многие дачные поселки со временем превратятся в полноценные населенные пункты, есть.
Закон о дачниках и садоводах, вступивший в силу 1 января 2019 года, значительно упрощает процедуру регистрации на даче. Де-юре это и раньше никому не возбранялось, но де-факто прописаться можно было только через суд.
«В 2019 году вступил в действие закон, который разрешил жителям прописку в садоводческих товариществах. Для многих это стало возможностью создать дополнительные имущественные активы за городом. Однако, чтобы дачный дом стал таким активом, необходимо соблюдение определенных условий: земельный участок должен иметь соответствующий вид разрешенного использования, а дом — статус жилого. Это должно быть капитальное строение, которое соответствует всем градостроительным нормам», — говорит министр имущественных отношений Московской области Наталья Адигамова.
Прежде чем приступать к оформлению прописки на даче, убедитесь, что все правоустанавливающие документы (на дом и участок) у вас в порядке: недвижимость стоит на кадастровом учете, зарегистрировано право собственности. Важное условие: дом должен быть зарегистрирован как жилой, то есть в выписке из Росреестра стоит запись «жилой дом» или «жилое строение». Это значит, что он соответствует градостроительным требованиям: не превышает 3 этажей, не разделен на квартиры, имеет почтовый адрес. Потому что в садовых домах без статуса «жилого» прописка невозможна.
«Прописаться можно только в доме, где есть реальная возможность круглогодичного проживания, — говорит первый заместитель председателя Мособлдумы, председатель Союза дачников Подмосковья Никита Чаплин. — В нашей стране, к сожалению, уже были случаи, когда черные риелторы при продаже квартиры оформляли фиктивную прописку в аварийных домах или в строениях, которые существовали только по документам. Поэтому с 1 января 2017 года был ужесточен контроль за оформлением домов, расположенных на участках в СНТ. От владельцев требуется оформить технический план. Это вызвано необходимостью дополнительного контроля, чтобы документы соответствовали реальному состоянию дома».
Важные детали
Хотя отказ в регистрации по месту жительства в Законе и не предусмотрен, но на практике выходит нередко наоборот. В этом случае придется обращаться в суд с заявлением об оспаривании отказа в регистрации и обязании органа учета зарегистрировать вас по месту жительства на даче.
Кстати, отказать в дачной прописке могут и по не зависящим от вас причинам. Оказывается, мало сделать дом пригодным для круглогодичного проживания, нужно еще, чтобы рядом находилась вся необходимая инфраструктура: больницы, школы, детские сады. По мере того как растет количество постоянно проживающих в СНТ дачников, растет и нагрузка на расположенную поблизости социальную инфраструктуру. И далеко не все муниципалитеты с ней справляются.
«Прописаться можно только в доме, которому присвоен адрес, — говорит Никита Чаплин. — В населенных пунктах и коттеджных поселках, расположенных на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», все дома признаны жилыми, поэтому государство обязано обеспечить жителей этих поселков необходимой инфраструктурой: электричеством, коммуникациями, дорогами, а также социальными объектами: детскими садами, школами, поликлиниками».
Намного сложнее в этом плане тем, кто хочет прописаться в СНТ или ДНТ, которые расположены далеко от социальной инфраструктуры, говорит эксперт. Но и здесь регистрация возможна при условии, что участок относится к категории «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения» с видом разрешенного использования «для ведения садоводства» или «для ведения дачного хозяйства».
Кстати, нужно учитывать, что у «жилого» дома перед «садовым» есть не только плюсы, но и минусы. Например, в первом случае кадастровая стоимость всегда будет выше, а значит, и налог придется платить больше; зато, оформив ИЖС, можно получить льготный сельский тариф на электроэнергию и сэкономить на электричестве.
Еще один важный нюанс касается очередников на улучшение жилищных условий. Законом №217-ФЗ предусмотрено, что жилые дома, зарегистрированные на садовых и дачных участках до 1 января 2019 года, не будут учитываться при предоставлении жилья очередникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поэтому доказывать чиновникам то, что дачный дом является вашим единственным жильем, не нужно.
У любого из нас есть законное право выбора — регистроваться в квартире или в собственном доме на дачном участке. Если человек постоянно живет за городом, то ему удобнее прописаться по месту проживания, чтобы иметь возможность пользоваться всеми социальными услугами. Это выгодно и муниципалитетам: в дополнение к земельному налогу и налогу на имущество физических лиц они будут также получать НДФЛ, который поступает в бюджет по месту регистрации.
СПРАВКА «МК»
КАКОЙ ДОМ СООТВЕТСТВУЕТ КРИТЕРИЯМ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ?
— У дома надежные несущие конструкции и крыша.
— Инженерные системы: электроосвещение, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, газоснабжение (в газифицированных районах). Допускается отсутствие водопровода и центральной канализации в домах высотой не более 2 этажей — в поселениях без централизованных инженерных сетей.
— Возможность поддержания температуры в помещениях не менее +18 градусов круглый год.
— Высота комнат и кухни не менее 2,5 м; коридоров, мансарды — не менее 2,1 м.
— Пол 1-го этажа должен быть выше планировочной отметки земли.
— Комнаты и кухни в жилом помещении должны иметь непосредственное естественное освещение.
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
Документы можно подать лично, или через портал госуслуг, или в МФЦ:
— заявление о регистрации по месту жительства;
— правоустанавливающий документ на дом (договор купли-продажи, дарения и т.п., свидетельство о праве собственности).
СРОК РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН ПО МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА:
— 3 дня с момента поступления в орган регистрационного учета всех документов;
— 8 рабочих дней, если правоустанавливающий документ орган регистрационного учета запрашивает в рамках межведомственного взаимодействия.
Если документы подаются через МФЦ, то отметка о регистрации в паспорте гражданина, а также выдача свидетельства о регистрации по месту пребывания (свидетельства о регистрации по месту жительства лица, не достигшего 14-летнего возраста) производятся уполномоченным должностным лицом МФЦ не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующих сведений от органа регистрационного учета.
У меня нет своего жилья. Как мне сделать регистрацию?
У меня вопрос на больную для многих наших граждан тему — про прописку. Где регистрироваться людям, у которых нет в собственности жилых помещений и нет никаких родственников, готовых прописать в своем жилье?
У нас с женой нет своей недвижимости. Мы уже больше 12 лет снимаем жилье, но зарегистрироваться по месту жительства не можем, потому что хозяева квартиры не согласны нас прописывать.
Органы власти в лучшем случае соглашаются провести только регистрацию по месту пребывания — выдать половинку листа A4 с соответствующей записью. Штамп в паспорте в этом случае не ставится и все вышеописанные проблемы так и остаются нерешенными.
Покупка регистрации — это прямое нарушение закона. Подскажите, как же все-таки зарегистрироваться по месту жительства, если заключил долгосрочный договор аренды жилья?
Здравствуйте, Роман. В нормативных актах упоминается три вида регистрации: по месту жительства, месту пребывания и месту фактического проживания. Разберемся с каждым из них.
Виды регистрации
Регистрация по месту жительства — это то, что мы привыкли называть пропиской, хотя на самом деле этого термина давно нет в законах. Это вид постоянной регистрации там, где человек живет. Ее подтверждают штампом в паспорте.
Регистрация по месту пребывания — отдельный вид, она может быть только временной. Ее оформляют независимо от постоянной, например при переезде в другой регион. При этом не ставят штамп в паспорте, а выдают свидетельство. Временная регистрация не заменяет и не отменяет постоянную. Она как бы подтверждает, что сейчас человек по каким-то причинам живет по этому адресу: приехал на работу или учится здесь. Когда оформляют временную регистрацию, то постоянную не аннулируют, она остается.
Место фактического проживания может совпадать с местом жительства, пребывания или быть вообще другим местом. Так бывает, если молодая семья прописана у родителей, а живет в съемной квартире в том же городе. Они не обязаны оформлять временную регистрацию, но у них место фактического проживания не совпадает с местом жительства. В садик они могут записывать ребенка по месту фактического проживания.
Как наличие регистрации влияет на получение госуслуг
Существуют правила регистрации по месту пребывания и месту жительства. За их нарушение могут оштрафовать. По закону нужно временно регистрироваться в съемной квартире, но при этом иметь и постоянную регистрацию. Из вашего вопроса понятно, что с временной у вас все в порядке, но из-за отсутствия своего жилья нет постоянной. И это создает проблемы с получением госуслуг.
На самом деле проблем быть не должно, и вот почему.
Практически во всех законах и правилах государственные услуги предоставляются разными ведомствами по месту жительства или пребывания. Очень редко услуги или льготы привязаны именно к месту жительства: обычно это касается каких-то региональных доплат и гарантий.
Иногда получить услугу можно и по месту фактического проживания, даже вообще не имея регистрации. В таких случаях заполняют заявление и указывают фактический адрес. Например, так делают при оформлении материнского капитала.
Могут быть проблемы с кредитом, но постоянная регистрация — это не единственный критерий для банка. Если вы платежеспособный заемщик, получить кредит можно и с временной. Но если банк вам отказывает — это его право. Многие не могут получить кредит, даже имея квартиру и постоянную регистрацию.
Зачем государство требует оформлять регистрацию
За каждым человеком закреплен набор услуг, и чаще всего он адресный. Поликлиникам выделяют деньги по территориальному признаку, места в школах и детских садах тоже резервируют по числу жителей. Субсидии, пенсии, льготы — все адресное. Государству нужно знать, где живет человек, чтобы не только контролировать его, но и помогать.
Хотя для контроля это тоже важно. Налоговой нужно знать, куда направлять требование об уплате пени. Приставы обязаны уведомить об ограничении выезда за границу. Судам нужно понимать, куда присылать вызов на заседание. А полиция хочет знать, кто живет в конкретной квартире и где искать человека, если он что-то нарушит.
Где взять постоянную прописку, если нет жилья
Конституция гарантирует каждому человеку право на жилище. Это значит, что государство должно помогать с жильем тем, кто не имеет крыши над головой и не может на нее заработать. Но это не значит, что государство должно всем предоставить бесплатные квартиры. Такие программы работают, но они касаются расселения аварийных домов, малоимущих, многодетных семей, работников бюджетной сферы, ликвидаторов, переселенцев и тех, кто давно стоит в очереди и ждет квартиру.
Остальным придется самим заботиться о своем жилье или годами ждать помощи от государства. Можно взять ипотеку, использовать материнский капитал, получить субсидию, купить недорогое жилье: небольшой домик, комнату в общежитиии или долю, чтобы оформить постоянную регистрацию.
Одним словом, забота о собственном жилье на плечах самого человека. Владельцы съемных квартир не обязаны предоставлять вам постоянную регистрацию. Для них и временная иногда связана с рисками. И хотя регистрация сама по себе не дает права собственности, по адресу пребывания могут приходить письма из ведомств, требования от приставов и кредиторов.
Если нет родственников и своего жилья, но есть временная регистрация, вы можете пользоваться большинством государственных услуг. Но это повод задуматься о собственном жилье. Мы рассказывали, как девушка купила квартиру с зарплатой 60 тысяч рублей. Желаем, чтобы и у вас все получилось.
Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.
Постоянная регистрация: главное о прописке по месту жительства
По закону все россияне должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания. Чем регистрация отличается от прописки, для чего она нужна, в каких помещениях можно регистрироваться и что будет, если человек нигде не зарегистрирован, рассказываем в материале «РБК-Недвижимости».
Содержание
Что такое прописка
«Прописка» — это советский термин, впервые появившийся в 1925 году в постановлении Совета народных комиссаров РСФСР «О прописке граждан в городских поселениях». В то время активно вводились гражданские паспорта, и с помощью прописки государство контролировало миграцию граждан (и могло влиять на нее). Чтобы прописаться в том или ином населенном пункте, человеку требовалось разрешение властей.
На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.
Сегодня юридического термина «прописка» не существует, это пережиток советских времен. Сейчас, говоря о прописке, в имеется в виду регистрация. Она бывает временная и постоянная.
Отличие постоянной регистрации от временной
Временная регистрация — это регистрация по месту пребывания, то есть по адресу, по которому он собирается жить какое-то время. Этим местом может быть не только квартира или дом, но и больница, санаторий, отель или хостел. Оформляется временная прописка, если человек находится не по месту своего проживания более 90 дней. Регистрация по месту пребывания оформляется на определенный срок — от 90 суток до пяти лет.
Зачем нужна постоянная регистрация
Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.
Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.
Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.
Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.
Где можно оформить регистрацию
Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.
Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.
А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).
Постоянная регистрация на даче
С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.
Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.
Можно ли жить без постоянной прописки
По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.
Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.
Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.
Постоянная регистрация: риски для собственника
Регистрация других лиц в квартире может таить риски для собственника. Регистрация наделяет прописанных в квартире правом проживания и пользования жильем, но они не могут продать квартиру. При этом собственник не может самостоятельно выписать этих лиц из квартиры по своей инициативе, если они не захотят сделать это добровольно, отметил член Ассоциации юристов России (АЮР) Артем Коростелев.
«Принудительное снятие с регистрационного учета осуществляется исключительно в судебном порядке. Поэтому лучше при регистрации устанавливать срок, так проблем будет однозначно меньше. В ином случае в суде потребуется доказывать, что лицо утратило интерес в пользовании», — посоветовал юрист.
Также риск возникает тогда, когда необходимо продать или подарить недвижимость, а новый собственник не захочет делить свои квадратные метры с теми, кто сегодня в ней зарегистрирован, добавил основатель и СЕО консалтинговой группы vvCube Вадим Ткаченко.
При этом основной схемой, связанной с постоянной регистрацией по месту жительства, является массовая прописка граждан или фиктивная регистрация, продолжил член АЮР. Обычно собственники прописывают за вознаграждение на свой жилплощади людей, которым требуется формальная регистрация в определенном городе. «Прописывая большое количество людей в одну или две комнаты, один собственник чинит таким образом препятствия другому, заставляя его отказаться от своей доли или делая жизнь в квартире затруднительной», — добавил Вадим Ткаченко.
Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.
Как прописаться в квартире
Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:
· в центре госуслуг «Мои документы» того района, где находится жилье;
· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.
Список документов:
· заявление, подписанное вами или собственником помещения;
· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;
· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;
· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;
· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.
Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.
Как сняться с постоянной регистрации
Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).
Если человек не знает нового адреса или не может его указать, в заявлении отмечается «адрес нового места жительства неизвестен». Если уже известно новое место жительства, то одновременно с заявлением на регистрацию по новому адресу заполняется и заявление на снятие с регистрации по старому. Подать заявление можно и за границей. Нужно заверить его у нотариуса и удостоверить подписью в дипломатическом представительстве.
При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.
В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.