Что нужно чтобы работать логистом
Как я строил карьеру в продажах и логистике, а в итоге ушел в ИТ
Зарплата
30 тысяч —> суммарно 140 тысяч
Профессиональный путь
Стаж работы 8 лет, начал в 17 лет, еще были перерывы в сумме на 2 года.
Изучал менеджмент в транспортном вузе, с первого курса начал работать младшим специалистом в гос. органе — регуляторе общественного транспорта.
На период 3-4 курсов пришлось отказаться от работы ради учебы.
После окончания бакалавриата устроился сначала приемосдатчиком на ж/д станцию, чтобы понять, как происходят процессы «в поле», и с этим знанием уже идти работать в офис.
Через год перешел работать в отдел закупок компании, но долго там не проработал — зарплата не соответствовала объему работы.
Еще через год схантили в стартап, занимающийся негабаритными перевозками — там начал свой путь продавана.
После того, как стартап прогорел, были еще две компании в сфере логистики, но в каждой я отработал не более полугода — в первом случае меня позвали в российский филиал зарубежной компании, который в итоге оказался семейным бизнесом, мало связанным с основной компанией, а во втором — задерживали зарплату и постоянно приходилось выбивать честно заработанный бонус. Уже тогда начал понимать, что продажи — не комфортная для меня деятельность, но из упрямства продолжал.
В итоге решил сменить сферу и пошел на даунгрэйд в ИТ-компанию, занятую в разработке ПО для бух. учета — продлевать действующих клиентов и делать допродажи. Через полгода в компании приняли новую матрицу расчета ЗП аккаунтов, и доход упал в 2 раза при том же объеме работы.
Перешел в другую ИТ-компанию, но в этот раз продавал облачные сервисы. Именно там в один момент осознал, что как продажник перегорел полностью, и уволился.
Так получилось, что в рамках этой компании я смог лаконично вписать и применить весь свой прошлый опыт работы, хотя не думал, что это возможно. Через полгода, в рамках внутренних курсов компании, прокачал Excel, освоил SQL, базовый Python и перешел на другое направление, где сейчас являюсь менеджером и веду несколько крупных проектов.
После последних лет работы «через силу» текущая деятельность — отдых. По-прежнему нужно много взаимодействовать в рамках компании, но это уже внутренние клиенты, и тебе не нужно продавать им свой продукт так, как это приходилось делать раньше — все понимают ценность и необходимость.
Что помогло карьере
Когда ушел в продажи, очень много обучался различным техникам — читал, ходил на тренинги. Также учился тайм-менеджменту и стрессоустойчивости.
Сменив логистику на ИТ, активно изучал специфику деятельности, чтобы говорить с клиентом на одном языке.
Сейчас, в конце рабочего дня, каждый день выделяю 40-60 минут на обучение — осваиваю новые методы работы с данными и их визуализации.
Важные события
Долгий поиск работы после того, как решил уйти из продаж. На HH сидел, как на работе — по 6-8 часов в день. Рассылал резюме, писал сопроводительные письма под каждую интересную вакансию, звонил и собирал ОС.
Когда уже отчаялся, работа мечты сама пришла ко мне — мое резюме HR одной из компаний, куда я подавался, обменяла на резюме другого специалиста из компании, где я сейчас работаю.
Вывод для себя сделал такой, что всегда нужно вкладываться, если ты что-то хочешь — рано или поздно это окупится.
Стратегия на будущее
Хочу выйти на творческую пенсию в 45 лет и заняться музыкальным продюсированием.
Сейчас понимаю, на какой примерно уровень дохода к какому году надо выходить, от этого строю карьерные планы, инвестирую, параллельно подрабатываю в сторонних проектах и набираюсь опыта, чтобы в перспективе делать собственные.
Карьеры. Читатели составляют самое честное резюме в своей жизни
Профессия логист. Кто играет в машинки во взрослом возрасте
Описание профессии
Обязанности логиста:
✔ Организовать и улучшить систему доставок
✔ Сократить все возможные издержки на доставку груза
✔ Строить маршруты доставки, погрузки и разгрузки товара, перевозки пассажиров
✔ Управлять процессом и контролировать экспедиторов, водителей, грузчиков
✔ Отслеживать доставку товаров и перевозку людей по ГЛОНАСС
✔ Вести табель сотрудников, составлять отчеты, оформлять транспортную документацию
✔ Принимать или увольнять сотрудников
✔ Общаться с поставщиками, клиентами и сотрудниками
Логист продумывает способы и маршруты перевозки от упаковки, погрузки на складе до передачи заказчику. Он организовывает особую транспортировку для опасных или скоропортящихся грузов. Логист составляет самую выгодную схему транспортировок и предусматривает еще несколько вариантов, если что-то пойдет не по плану.
Логисты работают на предприятиях (на складе или отделе логистики), в транспортных и логистических компаниях.
Поэтому внутри отрасли различают:
• Транспортную логистику
• Складскую логистику
• Товарную логистику
• ВЭД (внешнеэкономическую деятельность)
Логистика как наука
Для упрощения работы логистов и для уменьшения издержек системные архитекторы и программисты разрабатывают логистические информационные системы. Так логист на складе может отслеживать складские запасы, транспорт в пути, связываться с экспедиторами, сидя перед экраном компьютера.
Плюсы и минусы профессии логиста
Положительные моменты в работе логиста:
✔ Начать работать в отрасли можно еще до получения высшего образования
✔ Возможности карьерного роста
✔ Не рутинная работа
Логисту приходится много общаться с заказчиками, водителями, грузчиками. Он целый день проводит на ногах. Поэтому это, скорее, мужская профессия, чем женская.
Какими качествами должен обладать логист
Личные качества логиста:
✎ Организованность
✎ Аналитический склад ума
✎ Многозадачность
✎ Умение планировать
✎ Умение управлять в кризисной ситуации
✎ Умение принимать решения
✎ Тайм-менеджмент
✎ Пунктуальность
✎ Стрессоустойчивость
✎ Обучаемость
Где учиться
Для поступления вам потребуется сдать ЕГЭ по профильной математике, русскому языку, обществознанию и/или иностранному языку.
Во всех этих вузах есть и коммерческие и бюджетные места. В вузе вы будете изучать международную и производственную логистику, сбытовую деятельность, организацию и проектирование логистических систем.
Для начала карьеры логиста достаточно и профильного колледжа.
При перечисленных вузах есть колледжи, в которые можно пойти после 9 класса.
Программа «Организация перевозок и управление на транспорте» с бюджетными местами есть в этих колледжах:
• Колледж автомобильного транспорта №9
• Московский автомобильно-дорожный колледж им. А.А. Николаева
• Колледж железнодорожного и городского транспорта
• Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
• Первый Московский Образовательный Комплекс
Где работать
Крупные компании, в которых логист может применить свои знания и способности в полной мере:
✔ DHL Logistics
✔ ОАО РЖД
✔ АО «Первая грузовая компания»
✔ ФГУП «Почта России»
✔ Деловые линии
✔ Транспортная группа Fesco
✔ Globaltrans
✔ ПАО «Совфрахт»
✔ Global Ports
✔ Группа «Аэрофлот»
✔ X5 Retail Group
Карьерные возможности
Профессий, задействованных в организации транспортных и пассажирских потоков, множество. Чтобы доставить груз, нужны курьеры, водители грузовиков и погрузочной техники, пилоты, комплектовщики, экспедиторы, машинисты, сервисные инженеры, ревизоры, фрахтовщики, таможенные брокеры и, конечно, логисты.
Зарплата логиста
Перспективы профессии
По прогнозам на рынке труда, профессия логиста относится к уходящим. В это трудно поверить, потому что торговые и логистические центры продолжают строиться, количество товаров только растет. Но, скорее всего, логистика скоро полностью перестроится на работу в информационных системах. Поэтому в будущем специалистам по логистике необходимо будет разбираться в программировании.
Как развиваться, чтобы работать в логистике
Еще не придумали кружков юного логиста, тем не менее, у вас есть разные возможности для развития в этом направлении.
✔ Еще в школе уделяйте внимание математике и информатике.
✔ Развивайте аналитическое мышление, занимаясь шахматами.
✔ Приблизиться к профессии помогут игры-симуляторы, где необходимо строить логистические и экономические процессы в аэропорту, в магазине или в целом городе.
Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»
Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.
Как стать логистом по грузоперевозкам на дому
Острая нехватка квалифицированных кадров является одной из основных проблем отечественной логистики. И поскольку эта сфера предусматривает возможность работать удаленно, многие задумываются о том, как стать логистом по грузоперевозкам на дому. Для этого необходимо выбрать вид деятельности, изучить основы профессии и решить организационные вопросы по обустройству рабочего процесса и поиску вакантного места.
Какими видами деятельности в сфере логистики можно заниматься дома
Основным достоинством работы логистом является высокий доход профессии. С другой стороны, и нагрузка в сфере грузоперевозок достаточно большая. А потому, задумываясь о том, как стать логистом, с чего начать и сколько вы сможете зарабатывать, вам необходимо сделать выбор каким видом деятельности вы планируете заниматься. Это могут быть следующие должности:
Как обучиться транспортной логистике
Отечественное образование предлагает мало возможностей для обучения логистике и большую часть навыков вы можете получить практическим способом или на частных курсах. Прежде всего необходимо ознакомиться с теоретическими знаниями, куда входит изучение всех направлений логистики, видов транспорта, классификации грузов и методик расчета маршрутов.
Для работы на дому вы можете пройти дистанционные курсы логистики:
Помимо самой профессии также потребуется получить вспомогательные навыки, что позволит вам выполнять работу быстро и профессионально, а также в перспективе построить серьезную карьеру:
Как правило, диспетчеров по грузоперевозкам обучает компания наниматель. И если вы ищете варианты как стать логистом без материальных вложений, начните именно с этой должности.
График работы и доходы логиста на дому
Оценивая возможный уровень заработка, необходимо представлять, что такое логистика на практике. Это довольно тяжелый труд по обработке большого объема информации с целью поиска наиболее оптимального (экономичного) маршрута по доставке груза.
Профессия логист позволяет новичку получать доход от 200 долларов за месяц. С другой стороны, заработок опытного специалиста нередко достигает 4000 долларов. Конечно, такой высокий уровень зарплаты вы сможете получить только при условии постоянной, а не удаленной работы. При работе на дому, заработок может составлять примерно треть от этих сумм. Средние статистические показатели дохода начинающих логистов по странам представлены в следующей градации:
Реальный заработок логиста на дому зависит и от формата его деятельности. К примеру, стандартный график работы для диспетчера по грузоперевозкам: одни сутки работы и двое суток выходных. Это означает что фактически вы будете работать около 10 суток в месяц. Оплата труда в среднем от 15 долларов в сутки. Таким образом, диспетчер может зарабатывать от 150 долларов за месяц.
Менеджер по продаже логистических услуг работает за процент, который составляет до 30% общей суммы сделки. Его работа имеет постоянный график, но заключение сделок носит переменный характер. При этом суммы договоров также могут быть различными. К примеру, если вы сумели заключить договор на сумму 400 долларов (перевозка груза весом 10 тонн на расстояние около 1000 км), вы сможете получить до 120 долларов от сделки. Грамотный менеджер способен заключать от 10 подобных договоров за месяц, что обеспечивает доход от 1200 долларов.
Непосредственно логист может зарабатывать суммы от 2000 долларов и выше. Но работать на дому он может только в формате аутсорсинга. А это значит, что потребуется постоянно искать новые проекты. Вашими клиентами могут быть небольшие производства, которые не могут содержать специалиста в собственном штате, а работа с крупными логистическими компаниями невозможна по некоторому ряду причин.
Оборудование и подготовка рабочего места
Знания это не все, что нужно чтобы стать логистом. Эта работа предполагает оперативность действий, а потому вам необходимо иметь оборудование, работающее без сбоев. В этот перечень входит:
Для работы следует организовать комфортное место с минимальным количеством посторонних шумов. Подберите для себя удобное кресло и просторный рабочий стол, поскольку вам может потребоваться проводить много времени в сидячем положении при расчетах маршрутов и планировании по снижению расходов (для логистов, работающих на условиях аутсорсинга).
Как найти работу логистом на дому
Существует множество способов как стать логистом по грузоперевозкам на дому, но, чтобы не тратить свое время впустую необходимо понимать, как правильно искать такую работу. В каких сферах требуются специалисты по логистике:
Вакансии логистов на дому можно разделить на две группы:
Второй вариант позволит вам получить нужные навыки и опыт, с которыми в будущем вы сможете перейти на более высокооплачиваемый уровень. Найти подходящую вакансию можно следующими способами:
Важным моментом при поиске удаленной работы логистом является грамотное составление резюме. Если вы начинающий специалист, обязательно укажите какие курсы вы заканчивали и почему решили начать работу в этой сфере.
Советы как стать хорошим логистом с достойной оплатой
Современная транспортная логистика постоянно развивается — внедряются новые методики, правила и законы, а потому вам необходимо постоянно обучаться. В этом вам поможет общение в профессиональных сообществах, мониторинг информации, представленной в сети интернет, электронных библиотеках и специализированных периодических изданиях – журналы:
С другой стороны, чтобы ваш труд оплачивался достойно, вам потребуется с первого дня научиться грамотно общаться с клиентами и работодателем. Если вы трудоустраиваетесь как новичок на минимальную оплату с целью получить опыт работы, требуйте официального оформления удаленно или по совместительству. Выполняйте работу только в рамках своей должности, стараясь избегать дополнительных неоплачиваемых задач.
Преимущества и недостатки работы логиста на дому
Основным недостатком работы логистом на дому являются:
С другой стороны, обдумывая как стать логистом на дому, стоит знать, что такая работа имеет перечень привлекательных преимуществ:
Получив достаточно опыта и добившись результатов в этой сфере, вы сможете также создать собственную логистическую компанию, обучив как стать логистом по грузоперевозкам на дому других. Это позволит вам снизить нагрузку и получать пассивный доход от собственного бизнеса.
Предприниматель, бизнес-тренер, специалист по обучению персонала по следующим темам: менеджмент, улучшение клиентского опыта, личная эффективность, работа с возражениями.
Инструкция, как организовать логистику начинающему предпринимателю
Содержание статьи
Логистикой называют весь процесс передачи товаров и услуг конечному потребителю: от закупки сырья у поставщиков до доставки заказа. То есть это все, что связано с поставками, доставками, перемещением продукции между филиалами и цехами, хранением, отгрузкой.
Разбираемся, как правильно организовать логистику начинающему предпринимателю. Спойлер: придется хорошо потрудиться, но это более чем окупится в дальнейшем.
Что такое логистика
Часто думают, что логистика — это просто организация доставок: заказали ГАЗель, выдали товар, проконтролировали, чтобы груз вовремя доехал к получателю. На самом деле нет.
Логистика — это контроль и оптимизация передачи продукции и услуг от поставщика конечному потребителю на всех этапах производства. Главная цель логистики — минимизировать затраты на производственные процессы, а значит, снизить расходы и повысить прибыль. Доставка заказов, выбор маршрута, контроль груза — тоже логистика, но лишь небольшая ее часть.
Работа над логистикой предполагает контроль поставок сырья, обеспечение предприятия запасами, обработку продукции на складе, организацию быстрого обмена информацией внутри компании. Специалисты оптимизируют бизнес-процессы, алгоритмизируют и автоматизируют все, что можно. Обычно всем этим занимается целый отдел, но если предприятие небольшое, это может взять на себя руководитель или поручить одному специалисту.
Логистика включает в себя:
Без грамотной организации логистики начнется бардак: простои производства, потерянные заказы, долгая доставка продукции и, вследствие этого, — недовольство клиентов. В результате расходы на производство будут расти, а чистая прибыль — снижаться.
Логистика нужна всем компаниям, которые так или иначе доставляют товары покупателям или заказывают что-то у поставщиков.
Приведем пример: в небольшом городе работает магазин стройматериалов. Владелец купил ГАЗель, чтобы закупать товары в ближайшем крупном городе с оптовыми складами и привозить доски, металлопрофиль и металлопрокат клиентам. Даже при небольшом обороте он уже работает с логистикой:
То же самое можно сказать о ресторанах, суши-барах, маркетплейсах, зоомагазинах: все они получают поставки, а некоторые — доставляют заказы клиентам.
О том, в каких случаях еще компаниям нужна логистика, нам рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«На самостоятельную организацию внутренней логистики компании переходят по нескольким причинам:
— Организация новая, начинающая. На этапе становления самостоятельно выбирает оптимальные варианты доставки заказа от поставщика и/или конечному покупателю.
— Компания давно на рынке, но развивает новые услуги, связанные с необходимостью доставки партий грузов.
— Компания давно существует, но раньше закупала товар с доставкой силами своего поставщика, а теперь, в целях оптимизации, сама вывозит его со склада своего отправителя. А значит, перевозка грузов ложится на плечи ее сотрудников.
— Компания расширяет географию присутствия. Для новых регионов ей требуется организация новых логистических процессов.
— Компания расширяет варианты сбыта продукции, увеличивает объемы закупок. Ей требуются новые мощности и более выгодные варианты транспортировки»
Какие виды логистики бывают и какие нужны вашей компании
Бизнес-процессы и типы используемой логистики на предприятии будут зависеть от его сферы деятельности. Есть разные виды логистики:
1. Транспортная
Это обеспечение транспортной инфраструктуры и доставка заказов или получение сырья точно в срок, без задержек и материального ущерба. Конкретные работы зависят от того, есть ли у компании свой транспорт.
Если есть, логисты могут:
Если собственного транспорта нет, логисты могут заказывать доставку у подрядчиков — транспортных компаний. В этом случае они просто будут получать информацию от других отделов, совершать заказы и контролировать ход их выполнения.
Единственные, кому не нужна транспортная логистика в широком понимании — это те, кто продает товары со склада самовывозом и получает сырье от поставщиков их транспортом. Тогда будут использоваться другие виды логистики.
2. Закупочная
Ее еще называют логистикой снабжения. Это обеспечение работы производства или продаж, если компания занимается перепродажей. К ней относится все, что связано с закупками расходных материалов, сырья, товаров.
В логистику снабжения входят:
Основная цель такой логистики — обеспечить бесперебойную работу компании и по возможности оптимизировать затраты без потери качества.
3. Логистика запасов
Это создание запасов для определенной точки инфраструктуры, чтобы она работала бесперебойно. То есть компания должна постоянно иметь минимальное количество ресурсов, которое позволит не останавливать производство даже в случае каких-либо неблагоприятных внешних факторов.
Для логистики запасов характерно постоянное отслеживание наличия запасов, их обработка при необходимости: утилизация продуктов с истекшим сроком годности. Также специалисты будут заниматься заключением длительных контрактов на поставки и контролем над их исполнением.
Такое обычно не нужно начинающим предпринимателям, потому что они закупают сырье или товары по мере необходимости. Когда бизнес только начал развиваться, велик шанс сделать что-то не так, из-за чего производство остановится, а запасы станут не нужны.
Логистика запасов входит в закупочную логистику, но используют ее не всегда.
4. Таможенная
Это все то, что связано с импортом и экспортом. Цели таможенной логистики — минимизировать издержки, доставлять и получать товары в срок и без проблем. Кстати, сократить издержки можно не только за счет логистики — в блоге «ПланФакта» уже рассказывалось о 13 способах снизить расходы компании.
В этом случае логисты могут заниматься:
Если возникают какие-то проблемы — например, таможенные органы требуют дополнительные документы — специалисты решают их.
Таможенная логистика нужна только тем, кто работает с импортом и экспортом. Если покупаете сырье в России и продаете готовую продукцию местным компаниям, она не нужна.
5. Информационная
Так называют внутренний и внешний обмен информацией. Внутренний — между разными отделами компании. Внешний — взаимодействие с покупателями, поставщиками и подрядчиками.
Цель информационной логистики — сделать так, чтобы все отделы вовремя получали информацию, необходимую для работы. Например, чтобы снабженец узнавал о том, что на производстве кончается краска, в этот же день, или чтобы заказ от клиента моментально поступал в обработку на склад и к курьеру.
Чаще всего проблемы информационной логистики решают с помощью CRM-систем. В них сотрудники видят информацию о закупках и сделках с покупателями и могут оперативно реагировать на все изменения. В блоге «ПланФакта» уже сравнивали 6 CRM-систем для бизнеса: посмотрите, какая подойдет вам.
Информационная логистика нужна всем без исключения. Просто если в условной компании работает пара менеджеров по продажам и один водитель-доставщик, для коммуникации необязательно использовать сложные решения: достаточно чата в Telegram или личного общения между сотрудниками.
6. Складская
Это все, что связано со складским хранением запасов, сырья, готовой продукции. Цели складской логистики — оптимизировать затраты на обработку материальных ценностей, соблюсти правила хранения продукции, не перегружать склад и вовремя отгружать с него товары.
В складскую логистику входят:
У компании может даже не быть выделенного склада, но складская логистика будет ей нужна. Ее используют для управления сырьем, которое может находиться в производственном цеху, и готовой продукцией, которую отвозят на склад подрядчика.
Складская логистика нужна почти всем, потому что в подавляющем большинстве случаев компании что-то хранят: запасы продуктов в подсобных помещениях в магазине, игрушки на складе, песок для производства бетона.
Выделяют и другие виды логистики — производственную, сервисную и финансовую. Производственная по сути включает в себя логистику закупок: ее цель в том, чтобы все отделы вовремя обеспечивались предметами и средствами труда. Сервисная больше относится к маркетингу, так как ее задача — добавить нематериальные блага продукции за счет оптимального ассортимента, соблюдений условий хранения, своевременной отгрузки. Финансовая логистика больше относится к обязанностям финансового директора, а в небольших компаниях за все денежные потоки отвечает собственник или руководитель. Эти три вида логистики — не то, с чем нужно работать с первых дней: начинающему предпринимателю стоит сначала организовать основные бизнес-процессы.
Чтобы сделать это, важно понять, какие виды логистики понадобятся вашему предприятию. Отталкивайтесь от ниши и бизнес-процессов внутри компании. Например, занимаетесь производством тротуарной плитки: у вас есть цех с оборудованием, склад для хранения готовой продукции и отдельные помещения на территории для хранения сырья. Его привозят поставщики, а продаете плитку оптовым покупателям, которые приезжают сами. Значит, вам нужны:
Также в работе будете использовать производственную логистику: со временем начнете оптимизировать затраты и перенесете бункер для песка ближе к цеху, чтобы тратить меньше времени и средств на его транспортировку по территории.
Как грамотно организовать логистику на предприятии
Начинающему бизнесу не обязательно создавать целый отдел логистики. Главное — выстроить бизнес-процессы так, чтобы в конечном итоге не терять деньги. Например, можно частично разделить функции отдела логистики между сотрудниками: пускай менеджеры по продажам передают информацию о заказах на склад грузчикам и водителю, а мастера на производстве сами информируют руководителя о том, что скоро нужно будет докупать сырье.
В целом организацию логистики можно разделить на четыре этапа.
1. Алгоритмизация бизнес-процессов
Чтобы сотрудники не запутались, кому сообщать данные и куда бежать, если клиент недоволен опозданием курьера, нужно разработать алгоритмы действий на каждый бизнес-процесс. Для этого распишите для каждого вида логистики, как сотрудники должны действовать. Например, для закупочной логистики:
В результате ответов на вопросы должен получится четкий алгоритм действий: бизнес-процесс, позволяющий обеспечить сырье необходимыми для производства материалами.
Расписать бизнес-процессы можно на бумаге или в Word: главное, чтобы была точно понятна последовательность действий
2. Формирование списка обязанностей
Исходя из того, какие виды логистики вам нужны, сформируйте список обязанностей, позволяющий обеспечить грамотную логистику каждого вида. В нашем примере обязанности будут выглядеть так:
В список обязанностей должно входить все, что нужно для обеспечения закупочной логистики. Так же следует проработать логистику других типов, необходимую предприятию.
3. Поиск инструментов для оптимизации бизнес-процессов
Это важно, если у вас работают 10-15 сотрудников. Если вся компания состоит из 2-3 человек, можно заранее продумать пути оптимизации при росте, но пока ничего не внедрять.
Оптимизация — значит упрощение и ускорение работы сотрудников. Подумайте, как можно автоматизировать бизнес-процессы и какие инструменты использовать, чтобы все делалось вовремя. В нашем примере это могут быть:
Также оптимизировать бизнес-процессы поможет CRM-система и другие инструменты: шаблонная подготовка документов, автоматически обновляемая база поставщиков, в которой можно сравнить условия поставок. Их внедрение всегда связано с доработками — об этом и о конкретных инструментах рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN:
«В нашей компании все отделы стремятся улучшать все процессы, внедряя все новые и новые методики, алгоритмы работы, Департамент логистики — не исключение. Значительное количество доработок возникает при внедрении любой программы, будь то программы учета товаров или программы маршрутизации транспортных средств. Одна и та же программа в разных компаниях внедряется по-разному, исходя из специфики товара и самой организации. В нашей компании работает целый проектный отдел, отдел SAP, которые обрабатывают входящие ТЗ (технические задания) и воплощают их в «жизнь». В нашей компании используется программа SAP с модулями EWM, ERP, WMS и программа для отслеживания транспортных средств «Телематика»
4. Распределение обязанностей между сотрудниками
Когда продумали бизнес-процессы и возможности их оптимизации, а также сформировали списки обязанностей, необходимых для обеспечения логистики, можете распределить их между сотрудниками. В примере от «ПланФакта» это выглядит так:
Если видите, что обязанностей слишком много, возможно, придется нанимать на работу одного-двух сотрудников и передавать логистику или хотя бы часть бизнес-процессов им. О возможном распределении обязанностей «ПланФакту» рассказал Михаил Решетков, директор логистической компании «РТЛ»:
«Мы работаем с негабаритным оборудованием, и проекты занимают много времени. От подписания договора до исполнения может пройти 6-12 месяцев. Для реализации проекта формируется проектная команда, в которую входят специалисты оперативного отдела, таможенного и инженерно-строительного департамента. Работу специалистов координирует проектный менеджер, который ставит задачи по проекту, согласовывает с клиентом возникающие вопросы, контролирует общий ход выполнения проекта. В зависимости от масштаба и длительности проекта в проектной команде бывают задействованы от 5 до 15 специалистов.
Специалисты оперативного отдела занимаются оформлением необходимой документации, контролируют погрузку оборудования в соответствии с упаковочными листами/карго планом, контролируют подачу транспорта под погрузку или выгрузку.
Специалисты таможенного департамента берут на себя вопросы, связанные с таможенными процедурами. Еще до активной фазы реализации проекта мы знаем, какая задача стоит перед таможенным департаментом, т.к. эти вопросы прорабатываются на этапе подписания контракта.
Инженерно-строительный департамент берет на себя очень ответственный этап, связанный с обследованием и подготовкой маршрута перевозки. Негабаритная перевозка требует тщательной проверки качества дорожного полотна, мостовых сооружений, препятствий в виде ЛЭП, железнодорожных переездов, подъездных путей к площадке получателя. Достаточно часто приходится укреплять мостовые сооружения или строить объездной участок на маршруте из-за наличия препятствий. Получение разрешительной документации на перевозку негабаритного оборудования, согласование «окон» для прохождения ж/д переезда автоколонной или разрешение на демонтаж ЛЭП также является ответственностью инженерно-строительного департамента»
В идеале по мере развития бизнеса желательно сформировать отдел, который обеспечивал бы реализацию логистики на предприятии. Обычно отдел логистики включает в себя три уровня:
Есть компании, в которых создан целый департамент логистики. Внутри него работа распределена по отделам. Об этом блогу «ПланФакта» рассказал Петр Филашов, заместитель директора департамента внутренней логистики TFN :
«Департамент внутренней логистики и производства состоит из нескольких отделов:
отдел доставки товаров по Москве и московской области;
— отдел региональной доставки товаров;
— транспортный отдел;
— склады с готовой продукцией;
— производственный отдел;
— отдел рекламаций.
В каждом отделе сотрудники распределены по функционалам, у каждого отдела есть свой руководитель»
На первых этапах развития предприятия за планирование, общее и программное управление отвечает собственник. Именно он формирует отчеты на основании данных, полученных от сотрудников, и принимает решение, что делать дальше. Например, если склад загружен на 90% — арендовать еще один или устроить распродажу.
Частые ошибки в логистике, которые могут привести к лишним расходам
Отсутствие автоматизации. Если все делается вручную, а данные о поставщиках или клиентах лежат в разных файлах и пересылаются друг другу по 10-20 раз в день, это значительно повышает риск ошибок из-за человеческого фактора. Не учли дозаказ при формировании партии товара — получили негативный отзыв от клиента и неустойку за опоздание с последующей доставкой.
Отсутствие связи между отделами. На складе получают информацию о заказе не сразу, а за 2-3 часа до отгрузки товара. Рабочие вынуждены торопиться, поэтому не могут качественно упаковать продукцию или вообще не успевают в срок. Возникает кавардак, который тоже способен принести убытки из-за простоев, неустоек, потерь клиентов.
Непродуманные бизнес-процессы. Сотрудники не знают, какие у них обязанности, куда сообщать о том, что скоро кончится кофе, а менеджеры по продажам не понимают, кому именно говорить о грядущей отгрузке по новой сделке. Заявки от покупателей обрабатываются дольше или производство вынуждено простаивать, потому что сырья нет.
Недостаточный контроль подрядчиков. И поставщиков, которые привозят расходные материалы. Это может привести к порче товара, срыву сроков доставки, несоблюдению надлежащих сроков хранения. Или просто к тому, что поставщик привезет брак, и вы потеряете время и деньги.
О других возможных ошибках, приводящих к потерям, блогу «ПланФакта» рассказал Александр Храпунов — руководитель отдела продаж транспортно-экспедиционной компании «ТЭК Оператор»:
«Неспособность учесть все нюансы. Неопытные компании часто согласовывают контракты с подрядчиками, не учитывая деталей. Например, отправляют товар в контейнере железной дорогой, а на месте, когда контейнер доставляют конечному получателю на склад, оказывается, что у получателя есть возможность выгрузить его только верхом (краном). А конструкция контейнера не позволяет сделать такую выгрузку.
Заказчику не пришло в голову уточнить этот момент, а экспедитор не подумал за клиента и сделал так, как тот просил. В таких случаях экспедитор не виноват: он выполнил все условия по договору и заявке. Поэтому дополнительные расходы ложатся на плечи заказчика: возврат контейнера на станцию назначения, перегруз товара в более подходящий вид транспорта (чаще всего автомобильный), повторная доставка груза конечному получателю.
Страх пробовать новые варианты. Мы часто сталкиваемся с тем, что неопытные в грузоперевозках компании боятся менять привычный вид транспорта. Например, один из наших клиентов до сотрудничества с нами отправлял свою продукцию по всей России и в страны СНГ исключительно автомобильным транспортом. Если конечный покупатель находится на Дальнем Востоке, стоимость доставки могла достигать полумиллиона рублей и выше. Мы предложили им контейнерную перевозку по железной дороге. Затраты снизились втрое! Хотя ранее компания даже не рассматривала этот вариант.
Выход — анализируйте предлагаемые вам логистические решения, даже если есть неудачный опыт с этим транспортом или опыта вовсе нет. Правильный экспедитор поможет снизить затраты на логистику.
Работа с одной транспортной компанией. У нас есть пример: клиент возит медицинскую технику из Китая. После того как мы отправили ему наше коммерческое предложение, выяснилось, что экспедитор зарабатывает на нем сверхприбыль. В этом случае совет: обязательно сравнивайте коммерческие предложения от разных транспортных компаний. Вы удивитесь, насколько могут отличаться цены. Появляется насмотренность, понимание, как складывается стоимость, и общее представление о рынке. Не бойтесь задавать вопрос: почему у вас настолько дороже/дешевле. И обязательно надо соотносить стоимость перевозки и транзитное время. Часто очень дешевые предложения означают очень долгую доставку. Предприниматель должен понимать, что для него приоритетнее: стоимость или сроки.
Работа с гигантами рынка. Часто начинающие предприниматели обращаются за логистическими услугами к крупным транспортным компаниям. Но для таких компаний мелкий бизнес не приоритетен. Они работают с ним, но на своих условиях. И не всегда эти условия выгодные для заказчика: например, гиганты могут просить предоплату. У тех, кто только начинает перевозить грузы, обычно немного свободных денег. С мелкими или средними транспортными компаниями вероятнее договориться о партнерских условиях, в том числе по оплате. Сравнивайте предложения: отправляйте заявки как гигантам рынка, так и мелким ТК.
Распределение обязанностей между сотрудниками. У маленьких компаний нет отдела логистики. Вопросами транспортировки там занимается сотрудник, который, как правило, имеет еще и много разных других обязанностей. Это нормально на старте. Но по мере развития компании выделяйте штатную единицу, а впоследствии — и отдел для решения логистических задач. Даже самый хороший экспедитор не сможет полностью взять на себя решение всех ваших задач. Грамотный логист окупится.
Отсутствие планирования. Одна из ошибок неопытных предпринимателей — обращаться к транспортной компании с задачей доставить груз как можно скорее. А это означает, что цена на срочную транспортировку будет высокой. Сократить расходы на логистику можно с помощью правильного планирования с учетом времени на производство продукции, на предварительную организацию, транзит»
Организация грамотной логистики — сложный процесс для начинающего предпринимателя. Но важно сделать это как можно раньше, потому что логистика нужна всем. Грамотно выстроенные бизнес-процессы позволят работать без простоев, доставлять заказы клиентам точно в срок и производить качественный товар. Все это снизит затраты и повысит чистую прибыль.