Что нужно чтобы работать на себя
«Глубоко внутри вы всегда знали, чем хотите заниматься»: как найти свое призвание
9 советов читателей Т—Ж
Никакая зарплата не сравнится с чувством удовлетворения от любимого дела. Главное — его найти.
Читатели поделились историями о поиске призвания и советами. Начать с себя и изменить отношение к работе, найти единомышленников или отправиться в путешествие с хорошей книгой — выбирайте способ по душе.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Проанализируйте, какими навыками уже обладаете, чем вам нравится заниматься, и отсюда уже выстраивайте план. Хорошо мечтать о творческой и полезной работе, на которой еще будут платить выше среднего, но если даже в вашей голове не вырисовывается картина, чем вы хотите заниматься, откуда работодателям знать?
Гораздо легче искать, если уже имеется база. Например, я всю жизнь была менеджером по продажам — за 10 лет перегорела. Начала искать новую сферу. Проанализировала, что мне, помимо продаж, нравилось в работе: анализ клиентской базы и продуктов. Подогнав резюме под стандарт, устроилась менеджером по продуктам на начальный оклад. Поработаю годик, а потом или пойду на повышение, или стану коучем для продажников — учить мне тоже нравится, благо есть что рассказать. Помимо этого, я люблю писать лаконичные тексты: сопроводительные письма, отзывы. Записалась на курсы копирайтинга, может, пойдет и это дело.
Главное — пробовать себя в разных направлениях. Не получится одно — сможете выбрать другое или найдете позиции, о которых даже не знали.
Я нахожусь на перепутье: перепробовала за последние годы много разных направлений, нигде не выстрелило. На основании имеющегося опыта определила для себя основные черты желаемой работы:
Наметила себе учебный план, через полгода отпишусь, если удастся получить работу в новой сфере.
Я еще студенткой начала преподавать. У меня это хорошо получалось и приносило неплохой доход по тем временам, но всегда хотелось чего-то другого. Долго пыталась найти что-то новое, но всегда возвращалась к преподаванию, так как очень любила работать с людьми.
Однажды я просто смирилась со своим призванием, и именно в этот момент меня увело немного в сторону — в методическую работу. Позже я поняла: это то, чем бы мне хотелось заниматься. Меньше чем через год я ушла в педагогический дизайн, увеличила доход в два раза и сейчас очень кайфую от того, что делаю 40 часов в неделю.
При смене работы очень помогли интеллект-карты. Я выписала, что я делаю хорошо, что мне нравится, чем бы хотелось заниматься на будущей работе и что не нравится в нынешней. Возвращалась к ним, пока искала работу, и в итоге попала в точку. Рекомендую.
Я работаю на работе, которая мне нравится. Вижу перспективы, искренне наслаждаюсь процессом, легко перепрыгиваю возникающие сложности. Иногда, конечно, устаю, но в целом, скорее, получаю ресурсы из работы, чем вливаю их туда.
Начинала, правда, не так позитивно.
Помогло то, что я сняла со слова «работа» лишние смыслы. По сути, работа не может дать таких романтических вещей, как самореализация, поиск себя и прочее. Она может дать деньги, плюшки вроде офиса или удаленной работы, определенный тип начальника, коллектив и так далее. Поймите, что вам в таком списке важнее всего, и сфокусируйтесь на этом.
Если вы будете ждать от работы простой человеческой зарплаты на карточке, она и будет для вас главной мотивацией. А рутина, сложности и выгорание выйдут из уравнения. Если вам важнее всего ДМС, нетоксичный коллектив, начальник с адекватными требованиями, работа на удаленке — найдите именно такую работу, которая будет закрывать вашу основную потребность в полной мере. Все остальное станет мишурой по периметру.
Ответ прост: нужно перестать считать работу развлечением. Она таковой может быть, но не обязана. В любой работе, даже самой творческой, доля развлечения не может быть большой.
Вы ни для чего не созданы и ни для чего не нужны в этом мире — миру вы безразличны. Попытки придумать, чем ты хочешь заниматься, фактически обречены, их невозможно насадить сверху, они рождаются снизу в ходе деятельности, а не в ходе раздумий. Чем будете заниматься и что будет хорошо получаться, то и будет работой, которая приносит удовлетворение и лишь минимально раздражает в каких-то аспектах, — и это раздражение можно свести на нет при желании.
Пробовала все подряд. В 2015 году меня сократили в фармкомпании, откуда я и так планировала уходить: фармбизнес бесил в принципе. Переезжала в Испанию с мыслями, что пойду работать в хостел на ресепшене, — без разрешения на работу, ага. В итоге водила экскурсии — было интересно, работала в магазине — скука, но хотя бы не мокро и ноги не болят, заселяла туристов в апартаменты через Airbnb — весело, но утомляет, а также преподавала английский врачам.
Пробовала учиться графическому дизайну, переводить, писать тексты, среди прочего ткнулась в СММ без особых ожиданий, а оно выстрелило. Потом, уже углубившись, поняла, что нашла свое, от чего глаза горят и удовольствие приходит. Практически случайно, в общем, но все сложилось. Так что единственное, что могу посоветовать, — пробовать все и смотреть, на что есть отклик внутри.
У меня бывали порой мысли: а мое ли это, что мне было бы интересно? Чаще так происходило именно от того, что не было круга единомышленников рядом.
Когда компания занимается идеей, которая тебя захватывает, вы делаете что-то важное и нужное для мира, это не может не вдохновлять. А если команда разделяет твои взгляды, вам вместе интересно и в профессиональном, и в личном общении, то ходить на работу — одно удовольствие.
Нужно перестать относиться к работе как к предназначению и понять, что это ваш выбор. Принципиальная разница в двух моментах: выбор вы делаете осознанно и всегда можете его изменить. А дальше маленькие успехи постепенно делают свое дело, дофамин вырабатывается, вас уважают как профессионала и вы начинаете верить в то, что это ваше предназначение.
Возможна проблема, если вы перестанете развиваться в профессии после освоения базы. При таком раскладе любая работа через полгода покажется каторгой.
Лучшим решением будет путешествие в горы. Не обязательно жить в палатке, просто вам нужно подумать. Возьмите с собой первую попавшуюся книгу из отечественной классики. Решение придет само, просто будьте любознательны и пытливы.
«Никакая зарплата не сравнится с чувством удовлетворения от любимого дела.»
Вообще не согласен. Для меня в работе главное именно то, сколько я за неё получаю и какой уровень жизни могу себе благодаря этому позволить.
Sol, полностью согласен с Вами. Однако очень даже хорошо, когда высокая зарплата сочетается с любимым делом
Sol, может наступить момент, когда ты будешь зарабатывать с избытком, но внутри будешь чувствовать опустошение и неудовлетворённость от того что занят не своим делом и тратишь жизнь впустую
Sol, плюсую.
Человек, который хорошо зарабатывает, обеспечивает семью, не бросит работу и не пойдет сочинять стихи за копейки.
тьфунатебя, а как же дауншифтинг?
Alexander, не согласна, в Грузию спокойно для целей дауншифтинга можно ехать))
За что минусы? Отрицаете существование такого явления, как дауншифтинг?
Sol, кому как. Наверно, если обременен семьёй и детьми то да, ну а у меня лишь девушка и моя зп 40к (норм по меркам Нижегородской области) не компенсирует того, что я работаю на производстве хрени, которую я считаю бесполезной
Sol, удовлетворив деньгами базовые потребности, такую потребность как самореализация (а именно этого хочется, когда накормлен, одет, обут, и в отпуске выгулян) деньгами не удовлетворишь.
Sol, ну так это называется «работать за еду». Если зп – всё, что вас радует, то это именно такой термин. Хорошего здесь мало. Причём неважно, о какой зарплате идёт речь, хоть 50 тыр, хоть 150. Ты всё равно работаешь за еду.
Варианты для удаленной работы: кем можно устроиться быстро и без опыта
Некоторые профессии и до эпидемии очень часто предполагали дистанционный формат работы. Можно разделить их на два вида:
К первым относятся прежде всего ИТ-специалисты, графические, UX-, 3D-дизайнеры, HTML-верстальщики и почти все специалисты сферы диджитал-маркетинга: например, SMM-менеджеры, email-маркетологи, SEO-специалисты, контент-менеджеры, трафик-менеджеры, таргетологи.
Будьте реалистичны: сейчас многие онлайн-курсы предлагают обучить этим специальностям с нуля за очень короткие сроки, но максимум, что вы получите быстро, — общее представление и азы. Это полноценные профессии, которые требуют знаний и опыта, навыки оттачиваются годами. Поэтому, если вы задумались о переходе в какую-то из них, готовьтесь к долгому процессу. Даже копирайтинг, который со стороны часто кажется доступным любому желающему, не так прост, как большинство себе представляет.
Если вы ищете работу прямо сейчас, присмотритесь к профессиям с «легким входом». Чтобы работать по ним, достаточно стандартного для любого современного грамотного человека набора знаний и навыков, специальная квалификация не нужна. Некоторые из этих профессий могут требовать небольшого обучения на начальном этапе, но это процесс недолгий и на него не надо тратить свои средства — работодатели сами учат новичков всему необходимому. Иногда нужно владеть специальными компьютерными программами, но при желании их можно освоить и самостоятельно. В большинстве же случаев достаточно быть уверенным пользователем обычных компьютерных офисных программ.
Дистанционная работа с людьми
Менеджер по работе с клиентами, оператор call-центра, специалист контакт-центра, оператор на телефон, диспетчер — как только ни называют такие вакансии. Но показательно не название, а содержание функционала. Такие вакансии, как правило, бывают пяти типов.
1. Менеджер по продажам
Это работа на телефоне. Работодатель предоставляет вам доступ к базе потенциальных клиентов, а вы обзваниваете их и предлагаете купить продукцию или услуги компании, результат звонка записываете в специальную CRM-систему, к которой вам дают доступ. Ничего выдумывать не надо — вас снабдят готовыми скриптами (сценариями) для разговора. И звонить придется не с личного телефона — серьезные работодатели организуют доступ к своей виртуальной АТС-системе. Это такая специальная компьютерная программа — с ее помощью вы и будете делать звонки.
Возможны варианты: например, база для обзвона может быть холодной или теплой. Работать с холодной базой психологически труднее: это люди, которые не ждали вашего звонка и в большинстве случаев не обрадуются попытке им что-то продать, иногда могут отреагировать очень резко. Теплая база — это база клиентов, которые уже заинтересовались продукцией компании (возможно, зашли на ее сайт и оставили заявку на звонок) или интересовались ею раньше.
В любом случае отнеситесь критически к обещаниям высокого заработка: если у вас нет опыта в продажах, то поначалу зарплата не будет высокой. У менеджеров по продажам маленькие оклады, остальное — проценты с продаж, а хорошие продажи приходят с опытом и в любом случае сильно зависят от покупательского спроса.
Что понадобится. Готовность много разговаривать, вежливость и уравновешенность (важно спокойно воспринимать негативную реакцию на звонки), отсутствие проблем с дикцией и техническая возможность для разговоров (компьютер, наушники с микрофоном, интернет и тихая домашняя обстановка). Обычно нужно пройти у работодателя предварительное обучение, чтобы разбираться в продукции и освоить базовые методики продаж.
2. Менеджер по обработке заказов
Это тоже работа на телефоне и в специальной программе (CRM-системе), но немного другая по сути. Здесь нужно принимать входящие звонки, а исходящие делать только тем, кто оставил заявки в интернет-магазине. Надо проговаривать условия заказа, проверять наличие товаров на складе (конечно, удаленно, по специальной программе), договариваться о времени доставки, уточнять адрес, передавать заказ в курьерскую службу. Иногда придется принимать звонки взвинченных клиентов, недовольных задержкой доставки или товаром.
Работа диспетчера различных сервисных служб строится по такому же принципу.
Похожая работа, но обычно с более широким спектром обязанностей бывает в компаниях, которые работают с корпоративными клиентами (продают что-то другим компаниям). Там нужно работать с заказами от юридических лиц, оформлять по ним документацию во внутренней системе (договоры, бланки заказов, отчетность), созваниваться с клиентами, контролировать процесс исполнения заказа, взаимодействовать по этим вопросам с отделами, которые выполняют заказ.
Что требуется. Всё то же самое, что для работы менеджером по продажам, плюс иногда — опыт работы с документацией.
3. Менеджер со смешанными функциями
Некоторые вакансии (чаще всего небольших интернет-магазинов) предполагают работу как менеджера по продажам (то есть звонки с предложением сделать покупку), так и прием входящих звонков, обработку заказов, связь со складом для оформления документации и даже контроль за платежами, разнесение их в 1С.
Что требуется. Всё то же самое, что для работы менеджером по продажам, плюс иногда — опыт работы с документацией, умение работать в программе 1С.
4. Специалист по опросам (по анкетированию)
Таких сотрудников обычно набирают маркетинговые центры. Нужно прозванивать базу клиентов этих маркетинговых центров — различных сервисных компаний — и опрашивать про удовлетворенность качеством их услуг. Другой вариант — маркетинговые опросы с прозвоном случайной базы. Вам на компьютер устанавливается специальная программа, которая выдает случайным образом телефоны и вопросы анкеты. Ответы респондентов нужно вносить в онлайн-систему.
Что требуется. Всё то же самое, что для работы менеджером по продажам.
5. Специалист справочной службы или онлайн-поддержки
Справочные службы и горячие линии работают обычно как поддержка различных государственных и муниципальных услуг, некоммерческих организаций. А службы поддержки сопровождают пользователей различных телекоммуникационных сервисов — например, провайдеров связи, операторов онлайн-услуг и даже онлайн-игр.
В справочных службах нужно отвечать на входящие звонки или сообщения в чате с, как правило, типичными вопросами. А в службах поддержки надо дистанционно помогать решать сервисные проблемы и консультировать, как пользоваться сервисом.
Что требуется. Кроме всего того же, что нужно для работы менеджером по продажам, придется пройти обучение — вы должны отлично ориентироваться в информации, по которой будете отвечать на вопросы и помогать пользователям.
Дистанционная работа с документами и информацией
Такие вакансии предполагают обработку информации — текстовой, цифровой или иной — и ее систематизацию.
1. Оператор ПК
Подобные вакансии встречаются как под очень широким понятием «оператора ПК», так и под более детальными — например, контролера описания товаров, модератора. Суть задач бывает разной. К примеру, проверять по образцу правильность описания карточек товаров интернет-магазина и вносить исправления, если что-то не так. Или искать ошибки в какой-то другой документации, собирать и классифицировать разрозненные данные, вносить данные из разных документов в единую систему, форматировать сканированные тексты.
Что требуется. Компьютер, снабженный стандартным пакетом офисных программ, выход в интернет. Для этой работы, как правило, достаточно обыкновенной цифровой грамотности, умения работать со стандартными программами. Но иногда надо знать или освоить специальное программное обеспечение.
2. Расшифровщик аудиофайлов
Вообще-то, транскрибирование аудиосообщений, то есть переработка аудиозаписей в тексты, — один из типичных видов подработки, часто такие разовые заказы размещают на биржах фрилансеров. На hh.ru тоже встречаются большие разовые заказы в качестве временной (проектной) работы. Например, если надо перевести в текстовый формат записи нескольких онлайн-лекций. Но некоторым компаниям и предпринимателям исполнители для этой функции нужны на постоянной основе, потому что имеется регулярная потребность в переработке аудиозаписей в тексты.
Что нужно. Компьютер, выход в интернет, навык быстрой печати, высокая грамотность.
Обратите внимание: вы можете просмотреть все имеющиеся вакансии для удаленной работы, если, войдя на главную страницу hh.ru, нажмете на подборку «Работа из дома».
Если вы хотите поискать конкретные варианты (например, по названию вакансии, по каким-то ключевым словам в ее описании, с использованием разных фильтров (размер зарплаты, профобласть и так далее), то:
Если вы пользуетесь мобильным приложением hh.ru, в параметрах поиска в разделе «График работы» тоже выберите удаленную работу.
И переключите регион поиска с вашего города на вариант «вся Россия» — при удаленной работе не так важно, где компания базируется.
Еще один вариант: подпишитесь на наш телеграм-канал с вакансиями на удаленке @hh_vacancy_udalenka
Кстати, в поисковой выдаче вы теперь часто видите вакансии с пометками «Отклик без резюме». Это любые вакансии, в которых работодатели указали контактную информацию для связи с ними напрямую (по email или по телефону). Есть смысл воспользоваться таким способом связи, если, например, это простая массовая вакансия, для которой резюме не так уж обязательно. Или вам просто хотелось бы что-то уточнить, прежде чем откликаться.
«Если вы понравились, рекрутер вас не забудет»: 7 советов тем, кто хочет сменить работу
Рекомендации карьерного консультанта Алены Владимирской
Самоизоляция и удаленка заставили многих пересмотреть отношение к работе.
Кто-то понял, что не хочет больше возвращаться в офис, и взялся за освоение новых навыков. Кто-то лишился части доходов и вынужден искать другие способы заработка. А некоторые решили воспользоваться шансом и резко изменить жизнь — перейти на новую должность или вообще сменить специальность. Собрали в подборку советы HR-специалиста Алены Владимирской по поиску работы и карьерному развитию: как вести себя на собеседовании, куда податься после 40 и как договориться о хорошей зарплате.
Как объяснить желание сменить работу потенциальному работодателю?
Что не стоит говорить про причины ухода с предыдущего места работы? На какие маркеры, стоп-слова смотрят HR? И наоборот, какие причины смены работы считаются приемлемыми — мало денег, отсутствие роста, нездоровая атмосфера?
Начну с приемлемого: невозможность карьерного роста, желание перейти именно в эту компанию — это основное, задержки зарплаты, очень долгий путь до работы — например, компания переехала в офис на другом конце большого города.
На что реагируют очень плохо: на критику текущего работодателя, на конфликты в коллективе. И самый плохой ответ — «не знаю».
Как доказать работодателю, что готов работать в новой для себя сфере?
Есть желание поменять профессию. В текущей профессии я уже 10 лет, большой опыт, профильное образование. В новой профессии я могу опираться на знания и опыт из нынешней работы, но все-таки придется много учиться. Скорее всего, на первых порах работа будет приносить меньше денег из-за отсутствия релевантного опыта. Я сейчас занимаюсь очень плотно, но пока не понимаю, как правильно указать все это обучение в резюме, чтобы сделать на нем акцент. Как правильно преподнести весь предыдущий опыт? Хочется, чтобы из резюме было понятно, что я много времени и сил вложила в переориентацию и сильно замотивирована развиваться в новой сфере.
Буду вас расстраивать — не хочу, но давайте скажу правду. Само обучение не решит эту задачу. Людей старше 30 без опыта в новой сфере на работу не берут. На стажерские вакансии уже оверквалифайд — боятся, даже если человек хочет. А на более высокие — опыта нет.
Вам нужно не только поучиться, но и поработать в этой отрасли — хоть бесплатно, тут идеально подходят стартапы, где нет денег, но нужны профессионалы. Это позволит и опыт записать, и нетворк создать. Или надо вытаскивать из вашего прошлого опыта все более-менее релевантное и продавать — это уже платная работа с резюме. Ну или третий путь. Проще всего в любую отрасль зайти через продажи. Там всегда и вакансий больше, и критерии мягче. Если готовы продавать, то двигайтесь туда. Потом через продажи можно дорасти и до бизнес-девелопмента, и до продукта, и до маркетинга.
Как договориться о хорошей зарплате на новом месте?
Не нужно писать об этом в резюме. На собеседовании лучше назвать ваш текущий доход и сказать, что хотели бы увеличить его на 15—20%. Торговаться можно только после экспертного собеседования, когда станет очевидно, что вы понравились. Нужно торговаться прошлым опытом и проектами, то есть результатами — продается это. Сейчас в целом не лучшее время для торгов, но очень зависит от отрасли — например, в ИТ вполне можно. Далее надо смотреть: если вы работаете в банке, то в Сбере и ВТБ можно поторговаться, в остальных случаях надо учитывать нюансы.
В целом закономерность такая. Если вас хантят — то есть вы работаете, а вас активно зовет другая компания, — прибавляйте 20—30% к текущему доходу. Если вы не работаете менее трех месяцев, то запрашивайте текущий доход. Если вы не работаете более трех месяцев и при этом активно ищете работу — сбавляйте 15%.
Как увеличить доход после 40?
Каковы перспективы для увеличения дохода, если возраст за 40 и работаю в регионе? Сфера деятельности — финансы, уровень должности — руководитель среднего звена. Переезжать в Москву? Переучиваться на более перспективную специальность?
Лучший способ — это релокация в своей компании в более крупный регион, например в Москву. Шансов хорошо адаптироваться и расти больше, а дальше обрастете в Москве связями и сможете перейти в другую компанию, если захотите. Если переучиваться на другую специальность, то в первые 2—3 года это точно не увеличит, а уменьшит ваш доход.
Стоит ли рисковать, если есть стабильная работа?
Хорошая ли идея уходить сейчас со стабильной, неплохо оплачиваемой работы, если по разным причинам пребывание на ней стало ужасно некомфортным? Лучше подождать более спокойных времен или рискнуть?
Лучше сходить в долгий отпуск без телефона и рабочей почты хотя бы на две недели, жестко выключив все рабочие коммуникации. А вернувшись, понять, от чего вы устали: от конкретной компании — тогда менять ее, от профессии в целом — тогда надо менять отрасль, но это чаще всего долго и сложно, или просто сильно устали и после отдыха все стало ок. Если устали от отрасли и хотите перейти в другую, не экономьте, придите на консультацию к карьерному специалисту: он реально оценит, куда и на какие деньги вы сейчас сможете перейти, — сбережете кучу нервов и денег.
Кем стать копирайтеру, чтобы зарабатывать больше?
Я копирайтер, пишу тексты, люблю и умею это делать, есть хорошее портфолио. Опыт работы — больше 10 лет, зарплата ближе к верхней планке для моих навыков — вакансий с зарплатой выше появляется мало. И я не понимаю, какие у меня перспективы карьерного и зарплатного роста.
Рекомендую просто переходить в более дорогие и брендовые компании, где нужны редакторы. Особенно если можете работать с английским текстом — в мире вполне неплохо платят за ИТ-редактуру.
Переходить надо через работу на западных и престижных фриланс-биржах, набирая там качественное портфолио, рекомендации и клиентуру. Английский и какая-то интересная вам узкая востребованная тематика — ваше все.
Как недавнему выпускнику поменять специальность?
Я недавняя выпускница вуза, есть небольшой опыт работы по специальности, сейчас трудоустроена. Однако понимаю, что хочу работать совсем в другой сфере. Пытаюсь найти точки соприкосновения и устроиться для начала в смежную отрасль или попасть в нужную компанию, а там уже понять, как перейти на интересующую должность. Параллельно прохожу требуемые курсы. К сожалению, отказывают без указания причин. Как молодому специалисту после выпуска сменить сферу деятельности? Увольняться, проходить курсы и получать дополнительное образование и только потом пытаться? Или не увольняться, пока не найду хотя бы стажировку? Что отвечать на вопросы про смену и как доказать серьезность намерений?
Я советую не увольняться, а взять в отпуске или в свободное время бесплатную стажировку или волонтерство по новой специальности, чтобы посмотреть, насколько это ваше. А то и текущую работу потеряете, и на новой может не понравиться. Да и на бесплатную стажировку попасть намного проще, чем на полноценную работу в новой сфере. Если уж понравится, то оттуда легче перейти на постоянную работу: у вас уже будет опыт, да и с самих этих стажировок часто лучших забирают в штат — по сути, они для этого и делаются.
AMA. Эксперты и герои Т—Ж отвечают на вопросы о чем угодно