Что нужно чтобы работать учителем в школе
Можно ли стать учителем без педагогического образования?
Еще недавно профессия учителя считалась не слишком престижной. Однако в последнее время все больше людей хотят работать в этой сфере, даже не имея соответствующего образования. В частности, сказывается то, что на рынке труда не хватает педагогов, так что трудоустроиться сравнительно несложно. И довольно часто всплывает вопрос: «Как мне устроиться на работу учителем, если у меня нет педагогического образования?» Давайте разбираться.
Как стать педагогом? Варианты
Designed by gpointstudio/Freepik
У тех, кто вдруг осознал, что хочет стать педагогом, но не имеет профильного образования, есть несколько вариантов. Все зависит от уровня образования и потребностей.
Самый затратный по времени и ресурсам – второе высшее в педагогическом вузе. Бакалавриат отнимает четыре года. В магистратуре можно выучиться всего за 2 года, при желании – заочно.
Еще один способ – профильная переподготовка (на нее требуется около 2 лет). Во многих высших учебных заведениях занятия вечерние и очные, но некоторые предметы при необходимости можно сдать дистанционно. Этот вариант подойдет тем, у кого уже есть среднее профобразование и стаж работы в образовательной организации. Полученный по итогам переподготовки диплом установленного образца подтвердит право ведения нового вида деятельности.
С дипломом о высшем образовании, но в иной сфере, также можно пройти переподготовку и, получив диплом, стать не только учителями, но и менеджерами образования, социальными педагогами, педагогами-психологами.
Краткосрочная переподготовка – третий вариант обучения – может длиться от полугода. Важно уточнить в школе, куда вы собираетесь устраиваться на работу, подойдет руководству сотрудник, прошедший короткий усиленный курс, или нужна более основательная база.
Как проходит профпереподготовка?
Обучиться можно как очно, так и очно-заочно и даже дистанционно. Стоимость курсов варьируется в зависимости от вуза/учебного центра.
Помимо программ основного образования (базовый уровень), для желающих доступны дополнительные и сетевые программы (позволяют общаться с преподавателями онлайн). Для тех, кто уже работает в сфере образования и имеет педагогический стаж, есть сокращенные варианты программ.
Слушатели изучают нормативно-правовые основы, слушают лекции по своей области работы и обучаются по практико-ориентированному направлению. Слушатель курсов может выбрать для себя образовательные модули и получить конкретные знания, которых ему не хватает.
Можно ли сразу устроиться на работу?
Некоторые учреждения, предлагающие профпереподготовку, организуют стажировки: договариваются с местным отделом образования, чтобы студенту подобрали рабочее место. Могут и порекомендовать конкретного студента работодателям. Некоторые после окончания курсов сразу устраиваются в школы. Поначалу, правда, новичку могут не доверить вести предмет – поручат организовывать факультативы или дополнительные занятия.
Кто не имеет права работать в школе
В соответствии с профстандартом, к работе в школе не допускаются:
Руководитель может отстранить от работы педагога, если по сообщениям правоохранительных органов он подозревается в совершении уголовного преступления в соответствии со статьей 331 ТК РФ. В этой же статье указаны и другие основания для запрета ведения педагогической деятельности.
Обязательно ли педагогическое образование для работы в школе?
Designed by pressfoto/Freepik
У многих возникает вопрос, как дело обстоит с юридической точки зрения? Можно ли претендовать на место школьного учителя без педагогического образования? По закону ограничений вроде бы нет. Профессиональная переподготовка по педагогике обязательно нужна только для работы с дошкольниками.
Министерство образования и науки обозначило в письме от 10.08.2015 N 08-1240, что для работы в школе необходимо обладать высшим, или средним специальным образованием по направлению «Образование и педагогика», или в области, соответствующей преподаваемому предмету. То есть, например, специалист с квалификацией историка, закончивший истфак, вполне может стать учителем истории в школе.
Минобрнауки также разъясняет, что «отсутствие у педагогического работника образования по профилю работы (по направлению подготовки) само по себе не может являться основанием для признания педагогического работника не соответствующим занимаемой должности при его аттестации». Решение принимать человека на работу в любом случае принимает руководство школы (директор) и аттестационная комиссия, оценивая его навыки и деловые качества.
В школе можно работать, не имея педагогического образования в соответствии со следующим профстандартом.
При этом, как показывает практика, в государственную школу без профобразования или переподготовки предпочитают никого не брать.
Однако в то же время в школах сейчас острая нехватка кадров. Поэтому хорошо знающего свой предмет специалиста могут принять на работу, как только он предоставит справку о том, что начал переучиваться на педагога. Особенно спокойно к отсутствию «корочки» относятся в частных школах, где первостепенным считается наличие знаний и умений ими делиться.
С высшим медицинским образованием можно преподавать химию или биологию, с гуманитарным – русский язык или обществознание, инженерное образование позволит преподавать физику или математику.
Подтянуть педагогические навыки помогут и старшие коллеги. Во многих школах сложилась практика помощи опытных учителей и психологов молодым педагогам.
Далеко не каждый учитель без педагогического образования – непрофессионал. Во время проверок в российских детсадах и школах выясняется, что даже на руководящих должностях много лет успешно работают люди, не имеющие профильного образования. Но поскольку у них большой трудовой стаж, им, как правило, идут навстречу и дают право продолжить трудиться после прохождения переподготовки.
ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ
В жизни может произойти много неожиданнх поворотов и этого не надо бояться. Если Вы долгие годы работая по специальности не связанной с обучением решили переквалифицироваться и стать учителем, то это вполне реальная цель.
Приказ от 5 августа 2016 года № 422Н определяет профессиональный стандарт, позволяющий работать в образовательных организациях.
«О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н»
Требования к полученному образованию:
Учитель:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
Воспитатель:
Высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
По новому профессиональному стандарту учитель, который работает в государственной школе, должен не только знать предмет, но и помогать детям с особенностями развития и владеть новыми технологиями.
Если вы уже окончили другой вуз, но мечтаете о работе учителем, у вас есть три варианта, которые занимают от 6 месяцев до 5 лет.
Вариант 1. От 6 до 12 месяцев — краткосрочная переподготовка
Где учат?
Например, Алтайский государственный педагогический университет (6-12 месяцев), Российский Университет Дружбы Народов (6 месяцев, 600 академических часов), ФИПКиП (интенсивное обучение — 280 часов или 520 часов с присвоением в квалификации «учитель»).
Во многих школах, особенно в регионах, педагогов остро не хватает, поэтому у Вас есть возможность устроиться на работу еще до того, как окончите переподготовку. Для этого надо принести в школу справку о начале учёбы. Таким образом, уже в сентябре вы можете начать работать.
Например, если у вас есть высшее медицинское образование, вы можете преподавать биологию или химию. Иногда для этого достаточно поступить на заочную дистанционную переподготовку.
В Алтайском педагогическом университете такое обучение стоит 10 тысяч рублей. В Москве аналогичный курс обойдётся в восемь раз дороже.
Если Вы ранее уже закончили какой-либо гуманитарный факультет, то для Вас тоже открыта дорога в педпгогику. Нужно только понять, какой предмет вы хотели бы вести. Например, выпускникам факультета журналистики проще переобучиться на учителя обществознания. В таком случае подойдёт дистанционное обучение в РУДН (необходимый «минимум» в размере 500 часов с октября по май) стоит 27 тысяч рублей.
Если вы окончили мехмат МГУ, скорее всего, вас примут с распростёртыми объятиями и без каких-либо особых условий. Администрация школы сама порекомендует, что делать в такой ситуации и какие корочки или сертификаты надо получить.
Вариант 2. Профильная переподготовка 2 года.
Где учат?
Вы всегда можете получить постдипломное педагогическое образование.
Так, выпускники Политехнического университета могут стать учителями математики, пройдя специальную переподготовку, которая занимает около 500 часов. Как правило, раз в неделю нужно посещать занятия и периодически ездить на конференции и открытые уроки в школах.
На факультете педагогического образования МГУ занятия проходят в основном очно в вечернее время — по 2-3 пары, обучение занимает два года. Некоторые предметы можно сдавать дистанционно, особенно если преподаватель идёт навстречу и выкладывает материалы в сеть.
Поступать на этот факультет лучше в том случае, если вы уже владеете какой-то специальностью.
Вариант 3. От 2 до 5 лет — бакалавриат и магистратура
Это стандартный, классический вариант получения педагогического образования с нуля.
Где учат. Любой педагогический вуз.
По закону после бакалавриата можно подать документы в магистратуру другого вуза по другой специальности или получить второе высшее. В некоторых случаях — даже бесплатно.
Один из самых известных педвузов страны — Московский педагогический государственный университет — предлагает программы второго высшего образования для бакалавриата и магистратуры.
К примеру, стать учителем географии и экологии можно по программе второго высшего за пять лет. Магистратура сократит время на обучение и затраты — ведь учиться всего два года, к тому же можно выбрать и заочное отделение. В таком случае можно попробовать сразу устроиться работать в школу, предоставив справку об учёбе.
Кто имеет право работать учителем в школе?
Для того, чтобы заниматься педагогической деятельностью, нужно иметь среднее профессиональное или высшее образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо высшее/среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
Например, специалист с высшим образованием по направлению подготовки «Образование и педагогика» и специалист, получивший высшее образование по специальности «История», независимо от наличия у них стажа работы, могут на равных основаниях работать учителем истории. Выпускник консерватории имеет право работать учителем музыки.
Те, у кого нет специального педагогического образования или профильного образования по преподаваемому предмету, смогут работать в школе учителем по определенному предмету, если продут программу профессиональной переподготовки, необходимую для преподавания этого предмета в объеме не менее 250 часов.
Перечнями специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденными Приказом Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 г. N 1061, определены следующие направления подготовки «Образования и педагогические науки»:
44.03.01 — Педагогическое образование
44.03.02 — Психолого-педагогическое образование
44.03.03 — Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 — Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 — Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Законодательство дает работодателю право при разработке должностных инструкций устанавливать дополнительные требования к необходимой специальной подготовке работников. Также работодатель обязан обеспечить регулярное прохождение повышения квалификации работников.
Из этого общего правила есть исключения
Работодатель имеет право снижать планку требований к образованию и принимать решение о допуске к работе на основании решения аттестационной комиссии на основании оценки фактической профессиональной деятельности. Комиссию администрация школы формирует самостоятельно.
В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»
— лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Кто не имеет права работать в школе?
В соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога к педагогической деятельности не допускаются лица:
Как устроиться на работу в школе
Учитель – весьма благородная и престижная профессия в РФ. Но, к сожалению, работа учителем в школе не высоко оплачивается. Из-за низких заработных плат работа учителя стала не только престижной, но и весьма востребованной на просторах РФ. Многие педагоги предпочитают уезжать работать в другие страны и лишь малое количество учителей остаются работать на территории своей родной страны.
В рейтинге средних зарплат в России по регионам зарплата учителя остаётся в хвосте.
Стать учителем дано не каждому. Это сложная профессия, требующая терпения, выдержки и любви к детям. Поэтому основная часть учителей РФ работают не из-за финансовой выгоды, а по призванию. Они получают моральное удовольствие от общения и работы с детьми.
Особенность работы учителя заключается в том, что педагог должен найти общий язык с детьми, постараться сплотить класс, сделать их дружней, и при этом успеваемость школьников должна расти.
Многие выпускники педагогических вузов после завершения обучения изъявляют желание работать в школе. Существует несколько способов, как можно устроиться учителем на работу в школе:
Одним из самых известных порталов в России по поиску работы является сайт Trudvsem.ru. На сайте представлена общероссийская база вакансий. Нужно ввести требования будущего педагога по зарплате, региону и графику работы и после этого стоит выбрать сферу деятельности «Образование, наука».
Главная страница сайта “Труд всем”
Многих амбициозных людей, желающих посвятить свою жизнь преподавательской деятельности, интересует вопрос, а можно ли устроиться на работу в школе учителем, не имея профильного образования. К сожалению, это невозможно. Человеку потребуется закончить хотя бы педагогический колледж или лицей. Но с таким образованием он сможет стать лишь учителем начальных классов. Для того чтобы преподавать в старших классах, потребуется закончить высшее учебное учреждение с педагогической направленностью.
В редких случаях устроиться на работу в школу можно без профильного образования. Но для этого человек должен досконально владеть знаниями, которым он желает обучать детей. Решение о приеме на работу принимается администрацией школы.
Для того чтобы устроиться на работу в школе, вовсе не обязательно обладать опытом работы. Специалисты без опыта работы принимаются как в муниципальные, так и в частные школы.
Для увеличения шансов на трудоустройство стоит искать работу в областях, где процент востребованности педагогов выше. В 2020-2021 годах наиболее остро в учителях нуждаются такие области:
Очень важное значение при приёме на работу играет правильно составленное резюме. В резюме указывается такая информация, как:
Если у человека уже имелся опыт работы в школе, то в резюме дополнительно вписываются обязанности, выполняемые на прошлом месте трудоустройства.
Данная информация поможет администрации школы понять, насколько квалифицированный сотрудник и какие обязательства на него можно возложить.
Приём на работу
Если администрацию школы удовлетворяет кандидатура педагога, то издаётся приказ о приёме на работу. Приказ составляется работником кадровой службы. Если на работу принимается один человек, то составляется приказ по форме № Т-1. Если же устраиваются на работу два и более человека, то кадровый сотрудник составляет приказ по форме № Т-1а.
В приказе указывается такая информация:
Приказ подписывается директором школы и педагогом.
Если основанием для приёма на работу является не трудовой договор, то учитель обязан написать и подписать заявление о приёме на работу.
Заявление о приёме на работу
Для заключения трудового договора педагог обязан предоставить администрации школы пакет документов:
Стоит отметить, что первый год работы в школе не даётся легко. В этот период педагог знакомится с детьми, обменивается опытом и формами работы с другими молодыми учителями.
Адаптация работы в школе в среднем занимает от 6 месяцев до 2 лет.
Требования к учителям
Основное требование к учителям различных специальностей – это соблюдение стандартов ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт).
В ФГОС чётко прописаны личные качества школьников, помочь которые сформировать должен именно учитель. В ФГОС указывается основная образовательная программа, загруженность по тем или иным предметам. Также именно в ФГОС указываются основные для изучения дисциплины.
Согласно ФГОС учитель начальной школы и старших классов должен обладать такими способностями:
Обязанности учителя
Основные обязанности учителя в школе:
Преимущества и недостатки работы учителя
Как и каждая профессия, специальность учителя обладает своими преимуществами и недостатками:
Для сравнения приведём видео о работе в школе США. Система образования в США кардинально отличается от нашей.
Заработная плата по специальностям
Стоит отметить, что заработок учителя зависит не только от количества отработанных часов и квалификации, но и от специализации по предмету:
Заработная плата по регионам
Уровень средней заработной платы учителя напрямую зависит от региона, в котором он осуществляет свою трудовую деятельность.
Город или округ | Средняя заработная плата (выражено в рублях) |
Ямало-Ненецкий | 77 000 |
Чукотский | 75 400 |
Немецкий | 65 370 |
Ханты-Мансийский | 56 900 |
Камчатка | 52 300 |
Магадан | 58 800 |
Якутия | 49 140 |
Москва | 58 800 |
Сахалин | 53 300 |
Коми | 39 460 |
Хабаровск | 34 900 |
Тюмень | 33 700 |
Красноярск | 33 500 |
Санкт-Петербург | 39 000 |
Архангельск | 32 600 |
Свердловск | 29 000 |
Карелия | 29 000 |
Иркутск | 30 700 |
Татарстан | 27 200 |
Бурятия | 27 000 |
Нижний Новгород | 24 800 |
Ярославль | 24 300 |
Тыва | 27 400 |
Вологда | 26 000 |
Омск | 25 580 |
Кемерово | 26 140 |
Пермь | 26 230 |
Томск | 31 400 |
Рязань | 23 000 |
Самара | 24 930 |
Новосибирск | 26 120 |
Ростов | 22 600 |
Челябинск | 27 000 |
Калининград | 26 000 |
Липецк | 22 300 |
Смоленск | 21 600 |
Калуга | 27 000 |
Ставрополь | 21 500 |
Владимир | 21 800 |
Алтай | 22 000 |
Оренбург | 22 900 |
Воронеж | 23 000 |
Волгоград | 22 900 |
Астрахань | 23 600 |
Тверь | 23 820 |
Ульяновск | 20 300 |
Ингушетия | 21 170 |
Новгород | 24 280 |
Адыгея | 20 170 |
Псков | 20 300 |
Башкортостан | 23 500 |
Орёл | 20 000 |
Тамбов | 19 600 |
Брянск | 20 200 |
Белгород | 22 900 |
Калмыкия | 19 000 |
Киров | 20 260 |
Курган | 20 180 |
Курск | 22 000 |
Пенза | 21 450 |
Саратов | 21 280 |
Осетия | 19 800 |
Костром | 20 260 |
Мордовия | 18 700 |
Дагестан | 18 500 |
График работы учителя
Согласно установленному порядку режим работы педагога не может быть менее 36 часов в неделю. Основная рабочая ставка составляет всего 18 часов. Вторая половина подразумевает под собой время, потраченное на индивидуальную работу с детьми, проверку тетрадей и участие в школьных мероприятиях.
В режиме работы учителя должен обязательно присутствовать методичный день, который необходим педагогу для повышения квалификации, посещения курсов, подготовки к урокам и т. п.
Формы работы в начальных классах
Формы работы применяются для лучшего усваивания материала школьниками. Но если в более взрослом возрасте, школьник уже самостоятельно конспектирует информацию и изучает её, то для учеников 1-3 классов учителя начальных классов применяют такие формы работы: