Что нужно чтобы сделать интернет

Как подключить интернет в селе

И заработать на этом

В 2013 мы с мужем переехали в село Бараново в 20 км от города Старый Оскол Белгородской области.

На пенсии я подрабатываю — разрабатываю стандарты и методы контроля качества продукции в небольших компаниях. Для работы мне необходим интернет. Еще я привыкла через интернет оплачивать счета, записываться к врачу и общаться с друзьями.

Качество мобильного интернета в моем селе ужасное: у «Мегафона», МТС и «Билайна» сеть то появляется, то пропадает. Я два года мирилась с ситуацией и ездила в город, чтобы проверить электронную почту и отправить документы.

Чтобы не лишаться работы и привычного бытового комфорта, я нашла способ провести интернет в деревню. В статье расскажу о вариантах подключения, их стоимости и трудностях, с которыми предстоит столкнуться.

Что с интернетом в сельской местности России

В России интернет проведен в каждый второй сельский дом — такие цифры приводит Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Но в моем селе к интернету подключены только 69 домовладений из 265, а в соседней деревне — 12 из 80.

Статистический сборник «Информационное общество в Российской Федерации. 2018»PDF, 8,9 МБ

Качество связи в отчете не учитывается. Если мобильный оператор декларирует покрытие, село считается подключенным к интернету. На практике моего мобильного интернета от «Билайна» не хватает, чтобы работать в гугл-документе или зайти на страницу соцсети.

Отчет оптимистичен, но разбивается о реальность: только 7,9% домохозяйств не подключены к интернету из-за отсутствия технической возможности, а в 65% случаев людям якобы просто не нужен интернет. На деле все наоборот: желание есть, а технической возможности нет.

На карте покрытия сотовых операторов в нашем селе должен работать 3G от «Билайна». На практике телефоны его просто не находят. Если в радиусе 6 км от села нет вышки сотовой связи, как в моем случае, то сигнал будет слабым.

Вышка мобильной связи находится в 10 км от села по пересеченной местности, поэтому связь неустойчивая Администрация Баранова пользовалась флеш-модемом для выхода в интернет, сейчас — телефонией. От сотрудницы администрации я узнала, что скорости в 3 Мбит/с властям для работы хватает

Какой вид подключения выбрать

Я два года искала оптимальный вариант подключения. Попробовала использовать флеш-модемы разных операторов и спутниковый интернет. Флеш-модемы давали скорость не более 256 Кбит/с при стоимости 700 Р в месяц в рамках тарифа до 5 ГБ. Односторонний спутниковый интернет «Радуга» был безлимитным, но выдавал скорость до 512 Кбит/с — при такой даже веб-страницы загружаются долго. За такое удовольствие я платила 1000 Р в месяц, но решила отказаться от дорогого и неэффективного варианта.

Точки доступа от «Ростелекома» — самый выгодный по цене вариант, но их радиус действия ограничивается 100 метрами. Даже если в вашем селе есть такая точка, еще не факт, что ваш дом попадет в ее зону покрытия. Точка доступа устанавливается одна на все село.

стоит подключить точку доступа вайфая

Варианты подключения интернета в селе

Программа устранения цифрового неравенства

По программе УЦН с 2014 года компания «Ростелеком» устанавливает специальное оборудование для доступа в интернет. Оно называется точкой доступа и представляет собой железобетонную опору в несколько метров высотой, на которую крепится специальный шкаф с коммутатором, вайфай-роутером и антеннами. Они обеспечивают круговое покрытие зоны доступа в радиусе 100 метров.

Если ваше село входит в перечень поселений по программе УЦН, то за подключение платить не нужно. Если ваша деревня есть в перечне точек доступа «Ростелекома», напишите заявку на подключение через официальный сайт «Ростелекома» или посетите филиал компании лично. По закону заявку рассмотрят в течение 30 дней.

Дальше по адресу из заявки приедет техник, определит уровень и качество сигнала на месте вероятной установки антенны и подключит оборудование. Если ваш дом не попадает в радиус действия точки доступа, то вам предложат проложить линии связи к дому и купить оборудование для подключения. Всего на это уйдет 7500 Р — это фиксированная сумма за оборудование в нашем регионе.

Если ваш дом расположен в 100-метровой зоне действия точки, то за интернет ничего платить не надо. А за пределами этого радиуса интернета просто нет.

В моем селе точки доступа нет. В «Ростелекоме» в райцентре Горшечном мне предложили подключить интернет через телефонию. При таком варианте будущий абонент оплачивает подготовительные работы из своего кармана.

Для нашего дома сумма установки составила бы 38 600 Р :

стоит подключить проводной интернет с помощью телефонии к нашему дому

Почему сложно провести интернет в деревню

На пути к вожделенному интернету я прошла через несколько видов пыток: пробовала разные способы подключения, сражалась с бездействием сельского муниципалитета, вела безрезультатные переговоры с крупными провайдерами области и лично общалась с каждым соседом в надежде уговорить его участвовать в решении проблемы. На все у меня ушло 3,5 года — надеюсь, вам повезет, и удастся сделать это быстрее.

Пассивность администрации. Администрация сельсоветов редко проявляет инициативу — для выхода в интернет они используют телефонию через служебные телефоны. Жителям проблему выхода в интернет приходится решать самостоятельно. У администраций нет для этого ни средств, ни рычагов управления. В лучшем случае выделят площадку для вышки интернет-провайдера или направят запрос в «Ростелеком» о подключении села.

Чтобы решить проблему с помощью государства, я пришла на прием к главе администрации села. Личная встреча помогает выяснить отношение местных властей к подключению интернета. На приеме я узнала, что мне хотя бы мешать не станут. Но устное обращение не поможет провести интернет в деревню — чиновникам нужны письменные обращения жителей.

Госорган рассматривает письменное обращение граждан в течение 30 дней. Через форму обратной связи на сайте Минкомсвязи я попросила установить точку доступа в моем селе. Получила размытый ответ, в котором мне предложили самостоятельно подключиться к интернету через «Ростелеком» или другого провайдера. Причина отказа может быть и другой: нет точки доступа, провайдера или бюджета.

После такого ответа я написала на прямую линию премьер-министра Дмитрия Медведева во Вконтакте. Меня попросили написать официальный запрос, но я этого делать не стала: решила не терять время, а самостоятельно найти провайдера и заполучить долгожданный интернет.

Отказы провайдеров. Я последовала совету Минкомсвязи и обратилась к частным провайдерам. В ближайшем городе Старый Оскол три крупных провайдера — «Реинфоком», «Нетбайнет», «Осколтелеком». В телефонной беседе я узнала, что ни одной компании не интересен частный сектор даже в городе.

Менеджер одной из компаний поделился, что крупному провайдеру выгоднее подключить один подъезд многоквартирного дома, а не село за городом.

Тогда я стала искать компанию, которая подключает дома из частного сектора через точки радиодоступа. Нашла четыре и устроила среди них кастинг. У одного ИП отозвали лицензию на предоставление услуг — его я исключила первым делом. Другой ИП принимал оплату только наличными в городском офисе — было бы неудобно оплачивать счета. После телефонного разговора с руководителями двух других компаний я проверила информацию о них на сайте ФНС и сайте отзывов. Выбрала компанию, у которой было больше положительных отзывов.

Нет желающих подключить интернет. Мелкие провайдеры готовы установить точку радиодоступа в село, когда наберется минимум 15 желающих. Иначе затраты на установку и работу не окупятся. Убедите главу сельской администрации помочь вам рассказать жителям села о возможности подключить интернет. Так глава села помог мне подключить еще деревню Ржавец нашего сельсовета. Наверное, потому, что у него скоро перевыборы.

Я обращалась к соседям и часто слышала стандартные ответы: «Сейчас нет денег», «Пусть другие подключатся, а мы посмотрим, какое будет качество связи», «Вдруг я отдам деньги мошенникам». Я поясняла, что другой возможности подключиться нет. В качестве аргументов упоминала, что и сама собираюсь подключиться к интернету через выбранного провайдера, а информацию о нем проверила на сайте налоговой.

С частью односельчан мне было сложно вести телефонные переговоры. Одни требовали гарантий, другие сразу просили скидку, а третьи звонили мне среди ночи с вопросами.

Как я искала желающих подключить интернет

Приготовьтесь много пояснять и повторять, когда ищете желающих подключить интернет среди соседей. Я заранее узнала у провайдера информацию о способе подключения, месте установки основного оборудования и его стоимости, тарифах и услугах.

Затем я составила список возможных вопросов и попросила системного администратора фирмы ответить на них простым языком, чтобы было понятно неподготовленному человеку.

Типичные вопросы от потенциальных клиентов и возможные ответы

Типичные вопросы от потенциальных клиентов и возможные ответы

Когда будете подключать интернет? Как только наберем минимальное необходимое количество потенциальных абонентов — 20 человек. Затем оформим документы и установим оборудование.

Не получится ли так, что мы подключимся, а компания развалится? В наше время возможно все, но если компания работает на этом рынке 10 лет, есть надежда, что проработает еще столько же.

Сперва я обошла соседей и узнала, хотят ли они подключить интернет. Сразу же набрала 4 клиентов. Завела тетрадь для записей потенциальных клиентов. Никакой предоплаты или расписок. Если человеку нужен интернет — он его подключит.

Кроме личного общения с соседями я написала объявление, распечатала его и расклеила в наиболее посещаемых местах: у почтового отделения, на доске объявлений у сельской администрации, у магазинов, на автобусных остановках. Я указала в объявлении свой номер телефона и ждала звонков.

Оказалось, что создать понятное объявление не так просто. Свое объявление я проверяла на восьмидесятилетней соседке: давала прочесть и переделывала до тех пор, пока у нее не закончились вопросы.

Звонки по объявлению начались в этот же день. Потенциальным абонентам я честно объясняла ситуацию: сейчас идет предварительная запись, нужно собрать 20 желающих. Вдобавок сроки подключения зависят от сельской администрации — когда они выделят место под установку вышки и оборудования. Телефон и тетрадь для записи я всегда носила с собой. Информацию о желающих вечером вносила в эксель — мне так удобнее вести учет. Через две недели я собрала нужный минимум клиентов, созвонилась с директором компании и договорилась о встрече.

Поиск провайдера

Большинство городских провайдеров отказываются работать в сельской местности, потому что для них это нерентабельно. Советую рассматривать компании не только соседнего города, но и всей области.

Провайдеров из соседних областей можно рассматривать в том случае, если у них есть разрешение на работу в вашей. Я целенаправленно искала компании, которые предлагают подключить к интернету частные дома. Звонила только тем, у кого на сайте была информация о подключении интернета в частном секторе.

В реестре предприятий России я проверяла провайдеров по нескольким критериям: наличию лицензии на оказание услуг телематической связи, месту действия лицензии и отсутствии пометки о ликвидации компании. Если нет арбитражных производств и срок регистрации более 3 лет, сохраняла контакт провайдера.

Затем я проверяла отзывы в соцсетях выбранного провайдера и на сайте отзывов. Еще я обращала внимание на способ оплаты: из села неудобно каждый месяц ездить в город, чтобы оплатить интернет. Мне подходила только оплата услуг через интернет.

Отзывы об интернет-провайдерах на сайте «2ип-ру»

По всем параметрам я выбрала провайдера «Интерсити». Компания работает 10 лет, а по отзывам техники выезжают на вызовы очень быстро.

Чтобы провести интернет в мое село, нужно было минимум 20 домов. Провайдеры готовы делегировать процесс переговоров с будущими клиентами. Мне предложили вознаграждение в 250 Р за каждого подключенного абонента. Обычно провайдеры готовы платить от 200 Р до 500 Р — такие цифры мне называли сотрудники компаний, с которыми я вела переговоры.

День Х — подключение интернета

Директор компании с техником приехали в село и выбрали самое высокое место для вышки. От высоты зависит, удастся ли охватить радиосигналом все дома.

Я заранее договорилась с главой администрации сельского поселения о встрече с провайдером. Стороны договорились и подписали договор аренды площадок, чтобы разместить вышки и оборудование в нашем селе и окрестных деревнях.

В течение недели на старом доме культуры установили вышку с оборудованием. Глава села помог решить проблему с подключением к электричеству: договорился с местным жителем, живущим рядом с ДК, о подключении питания станции к его дому. Самым длительным этапом оказалось выделение полосы радиочастоты от «Ростелекома» — на это ушло полтора месяца.

Как только техники стали устанавливать вышку для оборудования, новость об интернете облетела все село. Мне продолжали поступать звонки, а я продолжала записывать потенциальных клиентов в тетрадь.

Маленькая приемная антенна направлена в сторону передающей станции от ИТ-провайдера. От нее провод проходит в дом для подключения к компьютеру или роутеру Если деревья мешают передавать сигнал от станции к радиоточке, их приходится спиливать

Подключение соседних сел

Жители соседних сел тоже захотели подключиться к интернету. Они узнали мой номер телефона от знакомых и родственников из нашего села. Я согласовала с провайдером, что займусь записью желающих из соседних сел.

Радиус действия устойчивого сигнала — не более 6 км, в него попадало три села. В таком случае каждый населенный пункт подключают к отдельной базовой станции с помощью виртуально протянутого от основной базы моста. В моем случае основное оборудование было в Баранове, а окрестные села подключались по виртуальному мосту.

Чтобы поскорее набрать минимум по 20 абонентов, я объехала на машине села и деревни, расклеила объявления, поговорила с местными жителями. Дальше — по отработанному плану.

Источник

Создание веб-сайта. Курс молодого бойца

Как-то меня попросили провести небольшой семинар в лицее, где я когда-то учился, по созданию веб-сайта. В процессе написания речи я подумал, что она может вылиться в материал, который, возможно, будет полезен многим начинающим в области веб-дизайна, вёрстки веб-страниц и пр. Я не претендую на истину в первой инстанции и всё изложенное носит чисто личностный взгляд на работу с дизайном и кодом. Статья даёт поверхностный взгляд на понятия и средства, которые, на мой взгляд, могут стать неплохим стартом для того, кто готов идти дальше.

Условно процесс создания сайта (web-проекта) можно разделить на 3 этапа:

Планирование

Данный этап можно разделить на несколько подэтапов:

Создание идеи

На данном этапе нам необходимо определиться с тематикой проекта (сайта, сервиса). Далее, в соответствии с выбранной темой, необходимо собрать соответствующие материалы: текстовые, графические.

Разработка структуры проекта

Когда мы определились с темой проекта, подобрали необходимый материал, следующим этапом будет разработка структуры проекта. Структура проекта подразумевает под собой разделы сайта, в соответствии с которыми будет формироваться навигационное меню и строиться дизайн проекта. На данном этапе можно классифицировать материал по темам и разделам.

Проработка макета проекта

После того, как мы определились со структурой проекта можно составить макет проекта (схематично).

Для отрисовки наброска можно использовать бумагу и ручку, Photoshop, любой другой редактор графики (раньше часто использовали Adobe Fireworks). Важно отметить, что данный этап – это не отрисовка готового дизайн-макета, а всего лишь схематичный набросок, выполненный для понимания того, как на сайте будут располагаться основные информационные блоки, графика и прочие элементы дизайна.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Основные элементы страницы

Зачастую основными элементами страницы являются: содержащий блок (wrapper, container), логотип, навигация, контент, футер (нижний колонтитул), свободное пространство (по сути свободное пространство — это не элемент дизайна, но понятие, помня о котором при составлении макета страницы, наш проект не будет выглядеть как нагромождение блоков).

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Содержащий блок (контейнер)

Роль контейнера на странице может выполнять непосредственно элемент body или же div. Ширина содержащего блока может быть резиновой (fluid), а может быть фиксированной (fixed).

Логотип

Текстовая или графическая составляющая проекта и выделяющая его среди других. Логотип чаще всего располагается в верхнем левом углу страницы или же посередине (в зависимости от идеи, макета).

Навигация

Основная навигационная панель содержит ссылки на основные разделы сайта. Навигационная панель часто располагается в верхней части страницы (в независимости от того вертикально или горизонтально располагаются элементы навигации).

Контент

Контент – это основная составляющая веб-страницы. Он занимает главенствующую роль в дизайне страницы, поэтому занимает большее пространство, подкреплён, помимо текста, графикой.

Нижний колонтитул (footer)

Данный элемент располагается внизу страницы и обычно содержит информацию о правообладателе, контактные и юридические данные, ссылки на основные разделы сайта (зачастую дублирует основную навигацию), ссылки на социальные сети, форму обратной связи и пр.

Резиновый и фиксированный макет

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Фиксированный макет

Фиксированный макет подразумевает под собой, что в независимости от разрешения экрана пользователя ваш сайт всегда будет занимать одинаковую ширину.

Резиновый макет

«Резиновый» макет подразумевает, что страница сайта будет стараться занять всё доступное ей пространство на экране пользователя, подстраиваясь под разрешение.

В данном контексте стоит уяснить такие понятия, как отзывчивый веб-дизайн (Responsive Web Design aka. RWD) и адаптивный веб-дизайн (Adaptive Web Desing aka. AWD). Первое понятие укладывается в концепцию «резинового» и означает, что при изменении размера экрана ваш сайт подстраивается под него, второе понятие подразумевает, что при разработке вы определяете основные разрешения (размеры экрана), под которые будет подстраиваться (адаптироваться) ваш контент. В обоих случаях следует разрабатывать не один, а несколько макетов, которые будут соответствовать разным разрешениям экрана. Часто создаётся 3 макета под разрешения iPhone (Android Phone), iPad (Android Tablet) и Desktop.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

На данном изображении показаны оба подхода. Сверху блок «отзывается» на любые изменения размера контейнера, снизу «адаптируется» под определённую ширину

Полезные ссылки по теме:

Почему при «резиновом» дизайне создаётся несколько макетов, а не используется один?

При разработке макета мобильной версии сайта стараются на первый план выносить основной контент, поэтому навигационное меню часто прячется, скрываются большие баннеры и декоративные элементы, блоки контента обычно располагают друг под другом. На заранее составленном макете как раз можно определиться какие элементы мы оставляем на мобильном, а какие прячем.

Модульная сетка

Перед составлением схемы проекта так же необходимо уяснить понятие модульной сетки. Модульная сетка подразумевает под собой разделение страницы на отдельные колонки по вертикали и выстраивание контента, при разработке дизайн макета, именно по этой сетке.

Наиболее популярной системой является модульная сетка 960 Grid System (http://960.gs), которая максимально делит страницу на 12, 16 и 24 колонки. Максимум в ширине сетка имеет 960 пикселей. Данное решение основано на том, что большинство современных мониторов, на момент создания сетки, имели разрешение не меньше 1024 на 768 пикселей. Создание макета на основе данной сетки, в дальнейшем, поможет ускорить процесс разработки (вёрстки).

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Так же стоит отметить, что при разработке «резинового» макета страницы существует понятие максимальной ширины. Данное утверждение основывается на удобстве восприятия информации. Если предположить, что наш сайт не имеет максимального значения по ширине, то на больших мониторах информация будет сильно растягиваться и её неудобно будет читать. Чаще всего ограничиваются шириной в 1280 пикселей.

Модульная сетка 960GS отвечает концепции «фиксированного» дизайна, для «резинового» дизайна можно обратить внимание на адаптацию этой же сетки на сайте http://www.designinfluences.com/fluid960gs/ или воспользоваться сеткой, которую предлагает фрэймворк Bootstrap (http://getbootstrap.com/css/#grid).

Благодаря модульной сетке блоки контента и элементы будут располагаться на определённом расстоянии друг от друга, будут иметь удобоваримую ширину, что в дальнейшем визуально будет приятно пользователю и не будет вызывать у него какие-либо неудобства в восприятии сайта.

Модульная сетка, по сути, – это некая визуальная абстракция, визуальное деление страницы на равные по ширине столбцы с равными отступами между ними. Визуализировать данную модель можно посредствам направляющих или отдельного слоя, на котором будут изображены эти столбцы. Именно такое решение вы найдёте в шаблонах сетки 960gs.

Полезные ссылки и материалы:

Макеты веб-страниц

Среди всего многообразия составления макета веб-страницы можно выделить четыре наиболее распространённых:

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Но данный список типов макетов нельзя назвать исчерпывающим, поэтому перед разработкой макета и дизайна страницы так же можно погулять по различным сайтам с примерами других работ, а так же по сайтам схожей с вашей тематикой:

Mobile First

С учётом тенденций последних лет данный подход плотно занимает свою нишу в разработке и дизайне сайтов. Тенденция такова, что практически около 60% пользователей интернета используют для доступа в сеть мобильные устройства, поэтому правилом хорошего тона становится разработка не только десктопной версии сайта, но и мобильной версии. При использовании данного подхода разработка макета сайта, дизайна и вёрстки начинается с мобильной версии, а затем уже прорабатываются макеты для других разрешений: добавляются блоки, баннеры, дополнительные элементы дизайна и пр.

Данный подход учитывает практически весь цикл разработки, поэтому мы ещё к нему вернёмся.

Усвоив всё вышесказанное можно переходить к следующему этапу – Дизайн.

Дизайн

После создания макета проекта можно переходить непосредственно к созданию дизайн-макета. На данном этапе начать стоит с определения цветовой гаммы проекта.

Один из способов определения основного цвета в проекте – это составление mood board. Для этого необходимо выписать себе все синонимы, связанные с темой проекта, а затем каждый синоним набрать в поиске по картинкам Google или Yandex. На основе найденных изображений выписать себе цвета, которые чаще всего встречаются на них (каких цветов больше). Найденные цвета будут составлять визуальное восприятие нашего проекта и вызывать у пользователя соответствующие чувства.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Для работы с выбранным цветом и составлением палитры цветов нашего сайта можно использовать следующие инструменты:

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

При работе над дизайном главной и внутренних страниц стоит помнить о некоторых основных принципах.

Элементы Call to Action

Понятие призыва к действию относится к интерактивным элементам сайта: кнопки, баннеры и пр. Данные элементы оформляются таким образом, что пользователю должно хотеться непременно на них нажать. Например, это может быть кнопка с призывом к действию (Нажми, Купи, Сэкономь), яркий баннер с заманчивым предложением, яркой картинкой и пр.

Данное понятие хорошо вписывается в принцип AIDA (Attraction Interest Desire Action).

Данное понятие применяется чаще при дизайне главных страниц, страниц акций и пр., где необходимо подтолкнуть пользователя к тому или иному действию: подписка, покупка и пр. Если перевести данный акроним на русский, то мы получим следующие понятия:

Таким образом становится понятен принцип построения дизайна, опирающегося на данное понятие: например, яркая картинка, баннер должны привлечь внимание пользователя, сопутствующий посыл в тексте должен вызвать в нём интерес и желание, а завершающим аккордом должна стать, например, кнопка с призывом к действию.

Но и данный принцип не работает сам по себе без некоторых других: схема просмотра страницы (наиболее, естественный путь движения глаз по странице), визуальные направляющие.

Схема просмотра страницы

Довольно часто встречается Z-схема просмотра страницы. В соответствии с этим элементы страницы обычно располагают следующим образом: логотип слева вверху, меню справа вверху, информационные блоки, картинки слева внизу, кнопка с призывом к действию справа внизу.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Визуальные направляющие

Визуальными направляющими называют декоративные элементы страницы, которые перенаправляют взгляд пользователя на те или иные элементы дизайна, формы, кнопки и пр. В качестве визуальных направляющих могут выступать стрелка, направление взгляда человека на изображении, направление указательного пальца, в общем всё, что может как-то указывать в ту или иную сторону.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

На первом изображении взгляд невольно следует за указательным пальцем мужчины, а его прямой взгляд невольно привлекает внимание к себе при первом взгляде на страницу.

Тот же эффект продемонстрирован на втором изображении с наложенной тепловой картой: в первом случае нас привлекает в основном прямой взгляд ребенка (прямо в глаза), во втором случае направление взгляда ребенка и его поза невольно обращают взгляд пользователя на блок справа.

Фрэймворки

Стоит так же отметить, что иногда, при разработке дизайна страницы, используют фрэймворки Bootstrap, Foundation, Material Design Lite, которые, помимо готовых элементов дизайна (кнопки, формы ввода и пр.), предлагают свою модульную сетку, CSS сниппеты (часть кода, разметки, которая может неоднократно использоваться) для вставки элементов в страницу (тех же кнопок, элементов форм и пр.) и классы разметки, а так же JS скрипты для соответствующих интерактивных элементов.

Использование данных библиотек может в значительной мере сэкономить время при разработке проекта (дизайне, вёрстке), правда в то же время может сделать ваш сайт похожим на другие, если использовать элементы дизайна фрэймворков как есть. На основе каждого фрэймворка можно найти огромное количество платных и бесплатных тем и страниц, а так же разработать свои.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет
Готовые элементы дизайна из Bootstrap, Foundation и Material Design Lite (MDL)

Трэнды

Нельзя не упомянуть о некоторых наметившихся трендах последнего времени в качестве компоновки и дизайна страниц.

Во-первых, стоит упомянуть о так называемых лэндинговых страницах, которые подразумевают под собой длинную страницу, разделённую на соответствующие секции и знакомящие пользователя с основным контентом сайта. Часто лэндинг является единственной страницей, на которой сразу удаётся показать всю необходимую информацию, не заставляя пользователя переходить по страницам. Лэндингам обычно сопутствует хороший дизайн, выверенная и продуманная подача информации, элементы call-to-action, интерактивность (счётчики, анимация и пр.).

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Стоит так же сказать о внешнем виде страниц и вспомнить такие понятия как скевоморфизм и плоский дизайн.

Скевоморфизм

Скевоморфизм уже продолжительное время уступает свои позиции плоскому дизайну. Данное понятие означает наделение интерактивных элементов качествами реальных. Например, оформление страницы с книгами в виде книжной полки, оформление кнопки на подобии настоящей с соответствующей имитацией нажатия, использование реальных текстур и пр. Данный принцип активно использовался при создании страниц буквально пару лет назад, но затем тенденции сменились и на первый план вышел плоский дизайн (Flat, Material).

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Плоский дизайн

Плоский дизайн использует минимум текстур и оформление, создание дизайна базируется на понятиях контраста, соотношения цветов и размеров.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Не маловажную роль на тренды в веб-дизайне оказало развитие мобильных операционных систем. Чаще всего двигателем прогресса становятся решения от компании Apple, которая в своих дизайн-решениях iOS сначала использовала имитацию реальных объектов, а затем всё упростила до плоского дизайна (Flat UI). Сейчас в вебе главенствует Flat дизайн и Material дизайн, который активно развивает Google.

Неплохой сайт-сравнение двух концепций: http://www.flatvsrealism.com/

По основам веб-дизайна и прототипированию неплохим подспорьем может стать данная книга: Джейсон Берд: Веб-дизайн. Руководство разработчика.

Разработка

Итак, процесс дизайна макета страницы плавно перетекает в процесс «оживления» сделанного на предыдущих этапах. Прежде чем сразу начинать писать HTML, CSS и JS стоит немного поговорить о редакторах кода и структуре проекта.

Редакторы кода

Из наиболее популярных редакторов кода на сегодня можно выделить три:

От части, все эти редакторы похожи по принципу работы, когда при установке мы получаем редактор, в который затем можем «доставить» необходимые модули и плагины, так сказать, «редакторы на стероидах». Разница лишь в технологиях, которые были использованы при написании редакторов, если Sublime Text написан при помощи C++ и Python, то 2 других используют JavaScript, HTML, CSS (Less). За счёт этой разницы Sublime Text может работать чуть быстрее своих коллег.

Существуют так же более продвинутые IDE (студии) такие, как Web Storm, PHP Storm и пр., но для вёрстки проекта вполне подойдёт редактор кода, а не целая студия (IDE).

Чтобы определиться, что подходит лично вам для разработки, стоит самим покопаться в многообразии средств и выбрать то, что больше всего удовлетворяет вашим потребностям.

Обзоры текстовых редакторов:

Структура проекта

Под структурой проекта понимается хранение файлов проекта в его директории. Часто приходится видеть, когда все файлы «свалены» вместе, названия файлам даны «капсом», цифрами или русскими буквами и пр. Во-первых, это банальное неуважение к тому, кто будет работать с вашим проектом далее, во-вторых, чем больше будет ваш проект, тем больше будет становиться файлов и, в конце концов, вы просто запутаетесь, что к чему относится и что нужно, а что нет.

Лучше всего отдельные категории файлов помещать в свои папки: картинки в папку images или img, css в папку css, javascript в папку js. В корне будет лежать только index.html и страницы сайта, либо только index.html, а страницы в отдельной папке pages. Соблюдая эти правила вы никогда не запутаетесь в проекте.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Работа над проектом

Итак, определившись с редактором кода, структурой мы можем приступать к разработке. Прежде всего стоит отметить, что вёрстка страницы делается поэтапно: сначала пишется HTML-структура (HTML-код), затем добавляются стили, а после, если необходимо, пишутся скрипты (JS), добавляются необходимые плагины и библиотеки.

Учитывая вышесказанное, мы можем условно разделить работу над проектом на следующие этапы:

Написание HTML

Сейчас при написании HTML кода уже смело можно использовать тэги и элементы разметки, которые появились вместе с стандартом HTML5, если вам необходимо поддерживать старые браузеры, то можно использовать, например, плагин html5shiv (https://github.com/afarkas/html5shiv), который обеспечивает поддержку новых стандартов в старых браузерах или библиотеку Modernizr (https://modernizr.com/) (html5shiv входит в сборку Modernizr), которая определяет возможности браузера, с помощью которого просматривается сайт.

При вёрстке сайтов в настоящее время, априори, используется блочный подход, никаких таблиц, iframe’ов и пр. Таблицы выполняют только свою прямую роль – представление информации в виде таблицы. В вёрстке таблицы используются лишь при работе с электронными письмами.

На этапе написания HTML мы, как бы, создаём скелет страницы, её абстрактную модель при помощи тэгов (языка разметки HTML). Стоит отметить, что структуру может быть проще написать, если у нас есть прототип, составленный на первом этапе или же, если мы сами, глядя на дизайн-макет, на бумаге схематично разрисовали себе все блоки страницы.

При написании разметки мы так же сразу можем прописывать элементам классы и идентификаторы.

Правила именования классов

На сегодняшний день есть один популярный подход, который касается принципов построения проекта в целом, но на данном этапе нас интересует именно именование классов. Подход называется БЭМ и расшифровывается, как Блок Элемент Модификатор.

Вкратце можно описать данный подход, как некое соглашение по именованию классов и представлению разметки страницы. Каждый элемент страницы являет собой сущность, которая может существовать независимо от контекста, тогда мы говорим о Блоке (.block) или же только в контексте другой сущности, тогда мы говорим об Элементе (.block__element). Каждый Блок или Элемент могут иметь различные модели представления: цвет, форму, прозрачность и пр. За подобные свойства будет отвечать Модификатор (.block__element_mod).

Таким образом мы представляем наш код, как композицию блоков, элементов и их модификаций.

Более полная информация о методологии: https://ru.bem.info/

SMACSS

Так же существует подход SMACSS (расшифровывается данный акроним как Scalable and Modular Architecture for CSS – Масштабируемая и Модульная Архитерктура для CSS), который разделяет понятие о классах и разметке на несколько уровней: базовый, макет, модуль, состояние, тема.

Информация о методологии и онлайн книга: https://smacss.com/
Русскоязычный перевод книги по SMACSS: https://github.com/andrew—r/smacss

Важно помнить, что любое соглашение по именованию призвано создать определённый уровень абстракции, благодаря которому работать с проектом будет удобно и он не будет перегружен излишним кодом и прочими артефактами.

Небольшой курс по основам HTML: Смотреть

Написание CSS

Правила именования классов подводят нас к следующему этапу. Когда написана html структура проекта, определены классы можно переходить к написанию CSS стилей и нарезке макета.

Стоит упомянуть о 2-х CSS файлах-дополнениях: normalize.css и reset.css.

Reset.css

Изначально в проектах повсеместно использовался reset.css, написанный Эриком Мейером. Цель данного свода правил – сбросить стили браузера, которые он по умолчанию использует для отображения элементов разметки. Таким образом при использовании reset.css нам не нужно переписывать стили браузера, по сути мы работаем с «чистым листом» и можем сосредоточиться на написании собственных стилей с нуля.

Normalize.css

Normalize.css наоборот, не сбрасывает все стили «в ноль», а нормализует их, приводит отображение стилей проекта к более-менее однообразию во всех современных браузерах.

У обоих сводов правил есть свои плюсы и минусы, на данный момент популярен normalize.css. Популярность данного свода правил обусловлена ещё и тем, что вам не приходится при разработке заново прописывать основные свойства для базовых элементов страниц, а лишь модифицировать их по необходимости.

Так же стоит упомянуть о, так называемом, «быстром сбросе», когда мы абсолютно для всех элементов страницы с помощью селектора * прописываем свойства . Таким образом мы сбрасываем все внутренние и внешние отступы для всех элементов страницы. Но данную технику не рекомендуется использовать, так как она замедляет процесс отрисовки страницы, да и по сути имеет мало смыла (на мой взгляд).

Так же стоит отметить, что все размеры и отступы берутся непосредственно из дизайн-макета. Для получения данных значений нам необходимо использовать инструмент «линейка» и направляющие (речь про инcтрументарий Adobe Photoshop), а затем переносить полученные значения в код. Если мы работаем с фиксированным макетом, то значения переносятся в пикселях как есть, если же у нас «резиновый», то значения нужно переводить в проценты. Основная формула – это ширина элемента, делённая на ширину контекста (ширина содержащего блока). Например, если блок, содержащий текст и картинку имеет на макете ширину 400px, а блок с текстом в нём должен иметь ширину 340px, то в процентном выражении это будет (340 / 400) * 100%, то есть 85% будет занимать блок с текстом.

Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть фото Что нужно чтобы сделать интернет. Смотреть картинку Что нужно чтобы сделать интернет. Картинка про Что нужно чтобы сделать интернет. Фото Что нужно чтобы сделать интернет

Не стоит перегружать ваши стили чрезмерной специфичностью, например, если мы хотим, чтобы ссылка внутри списка имела красный цвет, то не обязательно записывать всю линейку классов и тэгов: .main –nav ul li a, достаточно просто указать .main-nav a. Слишком «специфичные» правила делают правила контекстно зависимым и заставляют вас писать лишний код, а так же влияют на скорость отрисовки страницы, так как при разборе правил CSS парсер читает их справа налево и ему сначала, если брать описанный выше пример, нужно взять все ссылки (a), затем отбросить все ссылки, которые не лежат в li и т.д. пока он не доберётся до содержащего класса.

Ещё один пример контекстной зависимости кода – это использование имен тэгов вместе с именами классов, например, div.block . Если мы захотим тот же класс применить к span, то нам придётся написать опять span.block или span.block, div.block , что в любом случае приведёт к увеличению кода на лишнюю строчку.

Почему это важно? Во-первых, вы не делаете лишнюю работу, во-вторых, вам не нужно потом среди 10000 строк искать нужное правило и, наконец, чем больше строк кода, тем больше размер файла, а большие по объему файлы медленнее передаются по сети, что в свою очередь может быть причиной долгой загрузки, а излишняя специфичность причиной долгой отрисовки вашей страницы.

Если, вы используете правила, относящиеся к спецификации CSS3, то не поленитесь проверить необходимость использования браузерных префиксов на сайте http://caniuse.com.

Возвращаясь к Mobile First, стоит сказать, что при работе в данной концепции написание стилей стоит начинать с мобильной версии, а затем с помощью медиа запросов добавлять правила, которые будут работать на других разрешениях. Зачастую, при расширении правил от мобильной версии к десктопной, приходится писать гораздо меньше кода, чем при работе наоборот: от десктопной версии к мобильной.

Полезные ссылки и материалы:

Написание JS

Итак, заключительным этапом является написание JS скриптов. При создании веб страниц стало, практически, стандартом использование библиотеки jQuery, которая позволяет с лёгкостью манипулировать элементами web-страницы (DOM узлами), навешивать прослушку событий, отправлять запросы на сервер, обрабатывать результат выполнения и пр. Но не стоит слепо доверять трендам, на сегодняшний день нативный JavaScript достиг такого уровня, что вам возможно уже не нужен jQuery. Поэтому, прежде чем слепо прикреплять jQuery, стоит задуматься, так ли он нужен для ваших задач и не достаточно ли встроенных возможностей языка JavaScript.

Есть неплохой ресурс, который приводит альтернативы одних и тех же манипуляций на языке JavaScript и с помощью библиотеки jQuery: http://youmightnotneedjquery.com/, так же неплохим подспорьем является сайт https://developer.mozilla.org/ru/, на котором, помимо описания методов и свойств JavaScript, можно найти полифиллы для тех или иных методов (библиотека или часть кода, которая добавляет в старые браузеры поддержку возможностей современных функций и методов JavaScript).

Важно отметить, что не рекомендуется использовать JavaScript для стилизации, то есть не стоит для того или иного объекта DOM (элемента страницы) добавлять портянку CSS свойств с помощью JavaScript, чтобы выделить его состояние и пр. Рекомендуется использовать классы, то есть заранее в CSS определить классы-состояния (активный, не активный, скрытый, использованный и пр.) и при манипуляции элементами просто добавлять или убирать соответствующие классы.

Например, у нас есть элемент списка с классом .list__item, для того, чтобы показать активный элемент в данный момент (выбран пользователем) или нет, можно просто добавить класс (.list__item—active), а не прописывать все стили, присущие этому классу в JS:
и т.д.
Небольшой пример с возможными способами присваивания класса (присвоение модификатора происходит при нажатии на зелёный квадрат): http://jsbin.com/.

Не рекомендуется решать задачи, которые явно относятся к уровню CSS с помощью JavaScript, пытаясь как-то выровнять объект или добавить ему стили при наведении и пр.

Опять-таки, возвращаясь к теме Mobile First, нельзя не упомянуть о 2-х концепциях, которые коррелируют с данной техникой. Progressive Enhacement и Graceful Degradation, что переводится как прогрессивное улучшение и последовательное ухудшение. Данные принципы описывают 2 разных подхода к разработке: в первом случае мы разрабатываем наш сайт, пишем скрипты с учётом старых браузеров и систем или же определяем поведение при невозможности запуска скриптов, а затем постепенно улучшаем скрипт, вводя современные функции и методы, таким образом мы получаем сайт, который будет одинаково хорошо работать в старых и новых браузерах и средах (то же касается и css).

При Graceful Degradation подход противоположный – мы разрабатываем для современных браузеров и, лишь, потом начинаем вносить доработки и изменения с учётом старых версий.

Подход Mobile First чем-то схож с Progressive Enhacement.

Проверка кода

После написания html, css и js для нашей страницы необходимо проверить всё ли сделано верно. Для этого можно использовать online средства:

Статьи с рекомендациями по написанию JS, HTML и CSS:

Средства автоматизации

На сегодняшний день практически все рутинные процессы разработки (за исключением дизайна) можно в той или иной степени автоматизировать.

960GS

Мы уже говорили об этом средстве разработки в разделе про модульные сетки и дизайн. Нужно сказать, что 960GS предлагает не только макеты для создания дизайна, но и свою систему именования классов. Используя предлагаемые классы при вёрстке и при подключении css файла системы в проект, блоки сайта будут выстроены по этой сетке, что сэкономит время на написании практически того же самого самостоятельно.

Emmet

Emmet – это средство работы с html и css (http://emmet.io/). Плагин для работы с данным средством можно установить, например, в Sublime Text, тогда у вас появляется возможность не писать громоздкие куски кода на html и css, а записывать их в строчку, раскрывая затем в полноценную разметку. Например, строка .block>ul.list>li.list__item*3, может быть раскрыта в полноценный код:

Затем вам просто необходимо вписать текстовые значения в элементы списка. То же касается и css: строка w:100px+h:150px+bgc:#ff0 раскрывается в:

Благодаря данным средствам писать код становится быстрее и приятнее, так как вы меньше времени тратите на написания закрывающих блоков, переходам по строчкам, а так же уменьшается возможность, касательно html, не закрыть тот или иной элемент разметки. В плане CSS, например, становится легче работать с браузерными префиксами, так как одна строчка с CSS3 свойством может быть раскрыта в несколько с добавлением необходимых префиксов.

Далее стоит упомянуть и о таком языке работе с шаблонами, как jade (http://jade-lang.com/). Опять-таки, с помощью jade писать html становится быстрее и удобнее, а так же появляется возможность создания переиспользуемых блоков кода и миксинов, передавая которым на вход те или иные параметры мы будет получать нужную нам разметку. Благодаря jade в проекте, касательно разметки и написания страниц, может поддерживаться модульность, а часто используемые названия и блоки кода могут выноситься в качестве переменных (названия, имена страниц и пр.) или миксинов в отдельные файлы настроек и файлы, соответственно. Для работы с jade, а точнее для преобразования написанного кода из jade в html, необходимо использовать командную строку, а так же установить на ваш компьютер платформу nodejs (https://nodejs.org/en/, http://nodejs.ru/).

Командная строка

Работа в командной строке так же может ускорить некоторые этапы работы над проектом, например, создание папок и файлов. Запустив консоль в директории проекта и набрав в ней всего лишь одну строку:

После нажатия enter мы получим папку project в которой будут находиться папки css, images, js, в папках css и js файлы styles.css и app.js, соответственно, а в корне project лежать файл index.html. Таким образом мы сэкономили время на создание папки, написание её названия, создание файлов и пр. Так же командная строка используется для работы с остальными средствами автоматизации.

Далее стоит поговорить о таком языке как Sass (http://sass-lang.com/). Данный язык упрощает работу с css. Благодаря Sass можно записывать вложенные классы, проводить математические вычисления прямо в коде, выносить переиспользуемые величины в качестве переменных в отдельные файлы или в начало файла, что в значительной степени упрощает дальнейшую работу со стилями и упрощает изменение тех или иных величин, так как они все будут храниться в одном месте и не нужно будет «ходить» по всему проекту и вносить соответствующие правки. Так же, благодаря Sass в проекте можно придерживаться принципа модульности, храня части разметки в соответствующих файлах и подключать их все в основной, затем с помощью консольной команды можно собрать весь код в один css файл, так же поддерживается сборка результирующего файла на лету по мере написания стилей. Опять-таки для работы с Sass потребуется командная строка. Процесс установки пакета можно изучить здесь: http://sass-lang.com/install.

HTML5Boilerplate

HTML5Boilerplate (https://html5boilerplate.com/) представляет собой заранее скомпонованный проект, в котором уже есть index.html, normalize.css и пр. В index.html, например, уже заранее прописаны основные куски кода, которые необходимы при написании html страницы. Проект позволяет скачать архив со всеми файлами как есть или же использовать кастомную сборку: http://www.initializr.com/. Опять-таки, принцип прост: зачем тратить время на написание одних и тех же строк или на проделывание одних и тех же манипуляций, если мы сразу можем сосредоточиться непосредственно на работе с проектом.

Gulp и Grunt

Gulp (http://gulpjs.com/) и Grunt (http://gruntjs.com/) представляют собой сервисы запуска задач, которые описываются в основных файлах данных сервисов, выполняются с помощью совместимых модулей и запускаются на выполнение с помощью консоли.

Данные сервисы помогают использовать в разработке, например, вышеописанные средства Jade и Sass, автоматически преобразовывать их в соответствующие файлы html и css, сжимать их, если необходимо, а так же проверять, например css свойства, на необходимость использования браузерных префиксов и подставлять их в автоматическом режиме.

Оба сервиса используют различный подход в описании выполнения задач, но суть их работы одинакова. Полезным будет данное сравнение: http://frontender.info/gulp-grunt-whatever/

Так же многие сервисы вроде autoprefixer (автоматическая простановка браузерных префиксов), jshint (проверка JS кода на валидность) могут быть установлены как сторонние плагины в текстовом редакторе (Sumblime Text, Atom, Brackets) и инициализированы при нажатии определённого сочетания клавиш.

Bootrstrap, Foundation, Material Design Lite

Данные фрэймворки уже упоминались в разделе про дизайн. Но стоит опять вспомнить о них, так как они, в определённой степени, помогают автоматизировать процесс разметки веб-страницы и работы с ней.

При подключении файлов фрэймворков в проекте мы можем использовать определённые в них классы и сниппеты разметки, которые будут работать по уже описанным правилам и иметь установленный внешний вид (например, кнопки, поля ввода, таблицы и пр.). Таким образом мы экономим время, например, на описание расположения блоков дизайна, их размеров в зависимости от разрешения, внешний вид полей формы, кнопок и их состояния.

Со всеми возможностями и примерами можно ознакомиться на соответствующих сайтах:

Надеюсь, что все описанные вещи будут полезны вам в изучении темы веб-дизайна и фронтенд разработки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *