Что нужно чтобы создать музыкальную группу
Что нужно чтобы создать музыкальную группу
Создать группу — дело не из легких, ведь нужно не только найти людей, которые неплохо играют и хотят сочинять музыку в тех же стилях, что и ты, но и подобрать такой состав, который сможет быть семьей, ведь вы проводите вместе много времени, репетируете, выступаете, путешествуете. Вы знаете друг о друге достаточно много, чтобы называться друзьями, и можете легко все испортить одним махом, поскольку становитесь ближе и уязвимее друг перед другом. Поэтому есть моменты, которые нужно учитывать, собирая группу. Если ты, конечно, хочешь, чтобы она жила долго и была дружной.
Важно понимать, что уровень вокалиста, который согласится остаться в твоей группе, зависит от уровня всех остальных музыкантов. Если песни разучиваются музыкантами очень медленно, а свои вообще не сочиняются, удержать хорошего вокалиста будет практически невозможно. Что входит в понятие «хороший вокалист»? Умение управлять своим голосом и попадать в ноты, хороший диапазон, который позволяет вам играть как можно в большем количестве тональностей, интересный тембр голоса, запоминающаяся манера исполнения, способность петь достаточно громко (но так, чтобы у вас не болела от этого голова) и талант к сочинению текстов. Самый лучший способ выбрать себе вокалиста – устроить прослушивание, на котором все пришедшие исполняли бы одну и ту же песню, а лучше две: медленную и динамичную. Если тебе сложно сразу понять фальшивит вокалист или нет, попробуй записать пение на диктофон, а потом сравнить с оригиналом. Если разница неприятно режет слух, продолжать прослушивать в ожидании, что ужас вот-вот закончится, не стоит. Выбрав того, чей голос по душе всем участникам группы, стоит обратить внимание на его поведение и качества характера. Чаще всего, вокалист – это ребенок, который ничего не смыслит в нотной грамоте, считает, что песню сочинить можно за 5-10 минут. Существует мнение, что все вокалисты – самовлюбленные и эгоцентричные, ведь все внимание публики достается в первую очередь именно им. Если вам попался такой экземпляр – подумайте 10 раз, прежде чем брать его в группу. Если у него прекрасный голос и он действительно талантлив – терпите и нянчите его. Или ищите вокалиста с другой крайностью – комплексом неполноценности, потому что адекватного вы все равно не найдете. Как правило, чем талантливее ваш соловей, тем сильнее он себя выедает изнутри за малейший промах. Безжалостная самокритика, пожалуй, один из главных индикаторов таланта. Если вокалист выглядит самоуверенным и раскованным на сцене, а на репетициях готов пахать пока не упадет и способен раскритиковать себя – это то, что вам нужно.
Гитара – это очень популярный инструмент, поэтому количество гитаристов на метр квадратный может зашкаливать, но найти того единственного, который своим соло заставит сердце стучать быстрее, почти невозможно. Как определить хорош ли гитарист? Очень просто – пусть он поиграет с барабанщиком и с бас-гитаристом. Если он не лажает и не забывает о ритме даже запиливая получасовое соло, с ним будет легко. Стоит обратить внимание на его способность играть драйвово, заставлять гитару петь, играть быстро, при этом не нагромождая ноты друг на друга. Музыкальная многословность – болезнь большинства гитаристов. Выбирайте такого, который умеет вовремя остановиться и дать возможность другим проявить себя. Как определить талантливого гитариста? Попросите его сыграть что-нибудь грустное, веселое, задумчивое, злое.Талант гитариста в том, чтобы уметь передавать эмоции через инструмент. Если вокалисту это сделать легко, то гитаристу для этого нужно как минимум срастись со своим инструментом. Чаще всего именно гитарист – душа группы и композитор, который пишет для всей группы, поэтому если уже нашли то, что искали, то не отпускайте.
Их мало. а тех, которые играют хорошо, нужно искать, как алмазы. И даже, если вы найдете бас-гитариста, придется еще долго убеждать его, что он должен играть именно с вами. Зато если убедить все-таки удалось, этот человек может стать цементом вашей группы. Без бас-гитары вы не «качнете» и не заставите слушателей танцевать. Кроме того, заполучив в свою команду талантливого бас-гитариста, вы сможете удивлять своей музыкой. Ждать каких-то «заскоков» от бас-гитариста вам не придется.
Без барабанов никакой музыки не получится, да и вообще музыка начинается с ритма! Поэтому барабанщик – незаменимый человек в любой группе. Он должен быть ритмичным и уметь играть с грувом, и самое главное – не злоупотреблять сбивками и не заглушать громкостью всех остальных участников коллектива, особенно вокалиста. Главное для барабанщика – не плавать в ритме и в силе атаки. В остальном, найти общий язык с барабанщиками очень просто, а вот найти свободных барабанщиков – сложно. Очень часто один драммер играет в 2-х или даже в 3-х группах. А происходит это потому, что мало кто учится играть на ударной установке, ведь никто не жаждет сидеть позади всей группы и получать меньше внимания от публики. Хотя на деле барабанщик чуть ли не самый важный участник группы и может страдать такой звездной болезнью, которая не снилась ни одному вокалисту. Но это такая же редкость, как бас-гитарист, который на сцене не дает никому и ноты вставить.
Нужно понимать, что клавишник – это человек, который выдержал 7(8) лет в музыкальной школе и после этого не утратил желание заниматься музыкой. Если вы нашли его и он готов играть в вашей группе – это настоящий подарок. Главное для клавишника – это поладить с гитаристом, потому что они могут конкурировать между собой чуть ли не в каждой песне. И еще, смотрите, чтобы клавишник с вокалистом не ушли в свой отдельный проект, поскольку вдвоем они могут чувствовать себя прекрасно и без других участников коллектива.
Ну и, конечно же, при выборе музыкантов для своей группы, слушай свое сердце.
Репетировать в первое время стоит часто, очень часто! Да, еще, самое важное, репетировать должны не в одиночку, а все вместе, что бы привыкать к друг другу, учиться слышать друг друга и вокалист должен учится петь и развиваться под игру своих музыкантов.
И на конец, маленький совет, больше играйте, выступайте, практикуйтесь, не бойтесь допускать ошибок, ведь плохой опыт – это тоже опыт!
Создание музыкальной группы с нуля
Ну, собственно сам процесс всегда очень сложный, т.к. иногда на себя самого положиться иногда не можешь, а тут надо создать коллектив из 4х и более человек. Ну, всё ниже накаляканное написанное мной не обязательно к исполнению, а просто как рекомендация и моё видение, как должно быть, и от части было.
Я расскажу в первом посте именно о музыке собственного сочинения. Но на которой мы тоже хотим хоть немного подзаработать и стать «широко известными в узких кругах».
Если вам крупно повезло, то во время репетиций ваши коллеги будут предлагать идеи, как улучшить песни.
1. Манагер — один в поле не воин. Если вам только крупно не свезло и у него связей настолько много, что завтра вы будете играть на инаугурации президента. В нашем же случае только на посвящении в студенты получится. А значит по первости помогаем манагеру.
2. Ищем всевозможные фестивали в вашем городе и в районе 800-1000 км от вашего города.
500км). Ездили 4 раза, 4 года, на 3 дня. Первый год жили в палатке, готовили на костре, а потом нам апартаменты представляли и кормили. Но первый год показался лучшим, всё-таки я больше люблю в палатке на природе и готовку на костре. Так вот, первый год мы писали заявку, а потом нас уже звали.
4. На фестивали берём (из репертуара) всё самое красивое, вкусное и зажигательное.
5. Кроме фестов надо соваться на всё, что только можно, что делает рекламу=прибыль
А дальше пойдёт всё лучше, уже начнут звать в бары, наши мо́лодцы и ты наберётесь опыта. Ну, и денег постепенно начнёт почти хватать.
Отдыхаем от монитора: как собрать группу и играть музыку
IT-технологии, конечно, хорошая и увлекательная штука. Но чем можно заняться, чтобы хоть изредка отдыхать от монитора? Спортивные пробежки, езда на велосипеде, бассейн — спорт помогает держать тело в форме. А для души? Можно рисовать картины, лепить из пластики, писать стихи. А можно играть музыку.
Сегодня я поделюсь личным опытом, на накопление которого у меня ушло некоторое время, но знай я все тонкости с самого начала — успел бы сделать больше и добиться лучших результатов за тот же отрывок времени. Преодоление подводных камней, порою, забирает ресурсов не меньше, чем сам путь.
Итак, что мы имеем: желание играть с группой и хотя бы небольшой источник денег для начала (подойдет даже приближающийся день рождения, если вы всё ещё учитесь в школе и родители имеют возможность немного расщедриться).
Играть вы можете самую разнообразную музыку, но для удобства и по специфическим причинам я опишу создание рок-группы.
Собираем минимальный аппарат
Сразу оговорюсь, если вы планируете продвигать это дело серьезно, не смотря ни на что — желательно, чтобы большая часть аппарата была ваша. Можно, конечно, собрать всё вскладчину с членами группы — но тут есть небольшой нюанс, о котором позже.
Желательный минимум для комфортной игры: электро-гитара(1 штуку), бас-гитара(1 штука), примочка к гитаре(1 штука), микрофон, провода-джеки(3 для гитар и 1 для микрофона), комбики(3 штуки), барабанная установка. По сути, если не размахиваться на особо крутые инструменты и найти довольно подержанную ударку, то этот минимум выльется вам в
Не надо расстраиваться, что ваши музыкальные инструменты дешевые\подержанные. В своё время мы не могли мечтать и о самых разбитых барабанах — поэтому импровизировали и делали их из кастрюль\сковородок. Ничего — получалось довольно сносно. После такого грех жаловаться на облупленную бочку или царапину на тарелке.
При выборе гитары же, особенно покупая с рук — возьмите с собой разбирающегося в электронных гитарах человека, если сами в этом деле не очень хорошо понимаете. Это существенно снизит ваши шансы купить гитары, которые не строят или имеют внешне ничем не выделяющийся дефект. И постарайтесь договориться с человеком, у которого берете инструмент, на неделю(хотя бы пару дней) тестовой игры. Пригласите знакомых музыкантов, если они есть — пусть немного поиграют на гитаре и скажут свои ощущение. Самое главное — чтобы ваш инструмент нравился и был удобен лично вам. Даже по внешнему виду. Если инструмент привлекает ваше внимание — вы постоянно будете брать его в руки хотя бы на пару минут, проходя мимо. А неприглядный для вас аппарат простаивать будет чаще.
Место для репетиций
А теперь важная деталь: существует мнение, что с появлением в группе барабанов репетиции просто необходимо переносить из квартиры на отдельную репетиционную точку. Опровергну небольшим хинтом: ткани и куски тряпок, запиханные в барабаны, существенно смягчают долбежку по соседским головам и принижают громкость звука. На деле же таким образом нам удавалось вполне удачно репетировать, не слушаю ежеминутные удары шваброй по потолку от соседей снизу и гулкую перкуссию других соседей металлическими предметами по трубам отопления.
Идеальным вариантом был бы гараж с проведенным в него электричеством. Плюсы: нет соседей\домочадцев. Минусы: если гараж не отапливаемый, то зимой могут возникать проблемы — отмороженными пальцами очень неудобно играть на струнах, палочки барабанщика вечно будут вылетать в басиста(не спрашивайте, почему именно в него — сам удивляюсь :).
Двери гаража должны иметь возможность закрываться изнутри. Это просто необходимость, и закрываться они должны в обязательном порядке каждый раз, когда вы оказываетесь внутри. Дело в том, что ни одна подвыпившая компания, проходя мимо, не остается равнодушной от нежных мелодий гитариста(выкрутившего дисторшн чуть сильнее, чем полностью), соловьиных трелей вокалиста(тащемто неудачно пытающегося перепеть паука например) и заглядывает на огонек. Уж очень нервируют и отвлекают красные лица, заглядывающие в дверь. Срывают игру своими вопросами, замечаниями. Постоянно клянчат «дать сыграть». Никогда не давайте играть подобного рода прохожим!
Четверо же первых, кому мы любезно разрешили сыграть «владимирский централ» и подобное восхитительное творчество начинали с видом маэстро-знатоков цокать языком, изрекать «да у вас же гитара расстроена» и с умным видом крутить колки. На идеально отстроенной электро-тюнером 15 минут назад гитаре. Вообщем, это все отвлекает и само по себе неприятно. Тем более — зачем светить своей аппаратурой перед всякими компаниями, любящими шансончик, особенно если вы оставляете все инструменты после репетиции в гараже?
Если нет гаража — не беда. Можно узнать в местных ДК\школах — они зачастую содержат места под подобные репетиционные точки(а то и готовые) — нужно лишь договориться.
В конце-концов, если совсем уж лень думать над всем этим — просто-напросто найдите через знакомых или локальные городские форумы репетиционные точки, сдаваемые почасово. Стоимость за 1-2 часа может варьироваться в среднем пределе 200-600 рублей, в зависимости от уровня аппаратуры и помещения. Вы же, в свою очередь, собрав свою реп. точку сами можете зарабатывать деньги, сдавая её другим группам, тем самым окупаю аппаратуру.
Немного о расстановке комбиков
Тут всё зависит от помещения, но у нас себя в хорошем свете зарекомендовала следующая система: басовый комбик стоит по левую руку от барабанов, гитарный — по правую. Вокальная линия стоит напротив барабанщика поодаль. Все комбики должны быть приподняты над полом(хотя бы поставлены на стул), нормально держаться и не дребезжать. Вообще, со всеми дребезжащими вещами нужно что-то сделать(обернуть тканью или поставить более устойчиво). Звук настраиваем по барабанщику, но выкручивать на максимум не стоит.
Самая важная часть: люди
Людей нужно набирать тех, кто хорошо умеет играть — это заблуждение ошибочно. Да, умение важное, но на самом деле важнее набирать людей, близких по идее и горящих тем же желанием. Пускай даже они очень плохо играют — мастерство приходит со временем, а идейная составляющая и отношения в группе является главным скелетом коллектива.
Вы можете узнать у друзей — не горят ли они тем же желанием, либо на ресурсах вашего города оставить предложение о совместном музыцировании. Сложнее всего найти барабанщика. Наличие у вас барабанной установки в десятки раз упрощает дело, но немаловажное требование к драммеру — умение держаться строго ритма и не сбиваться с него. У всех коллективов по разному — где-то ритм держится на басисте, где-то на барабанщике и на вокалисте, где-то совмещено. Попробуйте разные вариации и выберете удобную себе. Даже возложив эту ведущую роль на басиста, нужно уделить много внимания барабанщику — пусть он приобретет метроном и со временем научится сам вести ритм музыки.
Как показала практика — даже никогда не игравший на барабанах человек довольно быстро схватывает простейший навык настукивать ритм и держать его(если медведь руки не отдавил, конечно).
Несколько первых репетиций уделите сыгрыванию команды. Играйте простейшие ритмичные рисунки, учитесь попадать друг под друга и не сбиваться, импровизировать на ходу. Когда с этим перестанут возникать большие проблемы — не спешите придумывать свои песни. Поиграйте песни других групп(очень хорошо зарекомендовали себя The Beatles — их музыка удивительно сложна и проста одновременно). Сделайте несколько каверов, отработайте технику и сыгранность — после чего можете начинать привносить свою лепту в мир музыки.
Некоторые коллективы не уделяют внимания тому моменту, что музыканты встречаются и общаются только на репетициях. Это неправильно, постарайтесь чаще собираться за пределами стен репетиционной точки, обсуждайте свои идеи.
Хорошие люди помогут взять определенные высоты быстрее, плохие — вполне способны полностью развалить весь коллектив.
И да. Если уж так странно вышло, что вокалист курит — отберите в начале репетиции у него сигареты(можно на всякий случай привязать вокалиста к какому-нибудь тяжелому объекту и поставить рядом микрофон — курящие вокалисты любят делать заначки 😉
Басист же… Ну что тут сказать. За всем не уследишь — особенно за басистами(анекдоты конечно, но иногда личный опыт подтверждает это. Гхм, сам на басу играл). Если он постоянно, шатаясь, не задевает грифом по лицу гитариста или вокалиста, а так же сумел сам надеть правильной стороной гитару — то это хороший, годный басист 🙂
Лидерство, репетиции
Роль лидера в группе очень важна. Лидер должен быть обязательно, кроме того, он должен уметь быть твердым и решительным. Именно лидер орет на лодырей, собирает репетиции, руководит проектом, зачастую так же оставляет за собой последнее слово(но мнение любого участника коллектива он должен учитывать и воспринимать серьезно). Именно лидер, впоследствии(и при желании) будет договариваться о концертных выступлениях, решать проблемы группы и вопросы с членами группы. Лидер должен пресекать попытки халявы(что-то мне лень сегодня идти) и воодушевлять участников. Да что там говорить — посмотрите значение слова «Лидер» и вам всё станет ясно самим без объяснений.
Многие группы приносят на репетиции, помимо инструментов, баночки(бутылочки, боченочки) пива и другого алкогольного и спиртного добра. Будьте твердыми и откладывайте все эти дела на время после репетиции. Распитие алкоголя во время репетиций — очень большая проблема многих начинающих групп. В конце-концов, что вам стоит два часа не пить, а лишь потом с удовольствием от проделанной работы с участниками коллектива обсудить сегодняшние успехи за баночкой холодного пива?
То же самое и насчет посторонних людей. Не надо тащить на репетицию разных девушек\друзей\бабушек\кошек. Они будут отвлекать вашу концентрацию(о, о, о! сейчас крутой финт гитарой сделал при переходе на соляк, интересно, все видели?)
На будущее
Имея этот добротный минимум, вы можете при желании и возможности добавить, например, клавишника, второго ритм-гитариста, сэмплера. Если с барабанами и барабанщиками совсем туго — вам поможет драм-машинка. Но это уже не то, теряется вся атмосферность музыцирования, а ведь ради этого все и затевалось?
Если вам понравится материал — я могу продолжите этот небольшой цикл статей, поведав вам о дальнейших продвижениях и технических нюансах, заострив внимание на домашней записи вашего творчества и путей к возможности выступления на сцене(даже маленького городишки в 50k-100k человек).
Благодарю за внимание и от души желаю Вам успехов в подобных творческих начинаниях.
как создать свою музыкальную группу? с чего начать?
Информация в данной статье представлена для тех, кто только планирует освоиться в музыкальном мире, то есть для начинающих, кто желает или задумывается о том как создать музыкальную группу.
Итак, с чего же следует начать? А начать нужно с того, что вы должны четко для себя решить – нужна ли вам эта головная боль, имеется в виду музыкальная группа и ее создание, конечно. Поверьте, следует очень многое для этого сделать. Это только на первый взгляд, кажется, что это легко, но это лишь звучит красиво. Работы на самом деле будет очень и очень много. Чтобы знать как создать музыкальную группу, нужно будет найти помещение для репетиций, купить необходимое оборудование, и что самое главное – выбрать того, кто будет вашим продюсером и спонсировать вас. Очень хорошо, если у вас уже есть готовый состав, ну а если нет, то ещё и это прибавится в копилку ваших хлопот. Плюс ко всему, вы должны будете определиться, каким именно будет стиль у вашей группы. И опять же – отлично, если тексты песен и музыку будет писать кто-то из вас, ну а в противном случае. в общем, решать все равно вам. Но помните, что вы должны быть на сто процентов уверены в своих силах, так как, если вы настроены серьезно, то вам ведь ещё и на концертах выступать.
Если после этого у вас до сих пор не отпало желание и вопрос «Как создать музыкальную группу» не пугает вас, тогда далее будет приведен некого рода инструктаж.
1. Состав музыкальной группы.
Рекомендуется брать проверенных людей, желательно, если это будут ваши друзья или хорошие знакомые. Для чего это нужно? Для того, чтобы кто-то внезапно не покинул вас, тем самым не подведя вас в какой-то определенный момент, да и споров меньше будет.
2. Музыкальное оборудование для создания музыкальной группы.
Можно спросить у ваших знакомых, что они знают о том, что и где можно достать. Полистайте музыкальные форумы в интернете. В конце концов, можно спросить о том, что вас интересует в специализированных магазинах. Следует понимать, что нужно все познавать, сравнивая. Поэтому посмотрите то, что вам нужно в очень дорогом варианте, и далее старайтесь найти то же самое, но уже подешевле.
3. Помещение для создания музыкальной группы.
Критерии по выбору помещения таковы: оно должно быть достаточно просторным, чтобы вся ваша аппаратура туда поместилась; сухим и теплым, чтобы эта же аппаратура не испортилась. Наверно, самым приемлемым вариантом будет, если кто-то из участников выделит для репетиций пустующую комнату или гараж.
4. Отношения к вопросу «Как создать музыкальную группу».
Не зазнавайтесь и не ведите себя, как попало, чтобы ваши отношения с коллективом не подпортились с самого начала, ведь никто не любит неуважительного к себе отношения. Прислушивайтесь к мнению каждого. Если же вас что-то не устраивает, то выясните проблему корректным путем. Если в группе есть девушка, и она вам нравится, то, конечно, встречайтесь, но помните, что, вдруг вы разойдетесь, а как на такой ноте можно хорошо спеться?
5. Правила поведения при создании группы.
Ни в коем случае нельзя приглашать на репетиции абсолютно посторонних людей. Если уж вам так хочется, то на здоровье, устроите потом концерт. Помните, что музыкальная репетиция – ваше личное дело. Помогать друг другу – ваша прямая обязанность, поэтому не запрягайте только одного человека, пусть даже он будет самым главным.
6. Собственные альбомы.
Достаточное количество молодых, незнающих как создать музыкальную группу записывают альбомы дома. Звучит это, скажем, средне. Поэтому, если вы хотите быть на высоком уровне – специальные студии к вашим услугам. Но следует понимать, что за это будет и цена на таком же уровне, так что, выбор, как всегда, только за вами.
а тебе есть, что сказать? или ты играешь, как эти шведы?
Личный опыт: сколько стоит создать музыкальную группу
Популярные музыканты с мировым именем зарабатывают сотни миллионов долларов в год. А как обстоят дела с доходом и тратами у начинающих исполнителей? Менеджер музыкальной группы «Вопрос» Анастасия Дорофеева рассказала Сравни.ру, сколько стоит записать песню в студии, можно ли бесплатно попасть на радио, как привлечь новую аудиторию и организовать собственный концерт.
Группа «Вопрос» — это четверо музыкантов из подмосковного Фрязино: вокалист Олег Жихарев, гитарист Александр Аксёнов, бас-гитарист Владислав Бендер и ударник Павел Попов. В ноябре 2017 года группа записала первый мини-альбом — с этого момента началась серьёзная история проекта.
Сегодня на счету «Вопроса» два мини-альбома, несколько синглов и два полноценных клипа. Группа регулярно выступает на различных музыкальных мероприятиях и организует собственные концерты. В прошлом году мы провели первый концертный тур по шести городам России, не считая Москвы. Но несмотря на растущую аудиторию и популярность группы, заработать на музыке у нас — как и у большинства начинающих исполнителей в России — пока не получается. И вот почему.
Где взять деньги на музыку?
Если человек задумал стать артистом, ему сразу нужно выбрать: хочет ли он заниматься музыкой как творчеством или музыкой как бизнесом. Если первое — пусть забудет о деньгах по крайней мере на ближайшие N лет. Если второе — пусть готовится играть каверы на корпоративах или просчитывать, какой жанр популярен и какая ниша свободна, чтобы «выстрелить».
Сколько стоят инструменты?
Общая стоимость инструментов «Вопроса» — около 500 тысяч ₽. Но это примерные цифры : всё зависит от амбиций музыканта.
Чтобы сэкономить, на начальном этапе можно выбрать б/у инструменты. Наш гитарист до сих пор покупает педали к гитаре с рук по 6 тысяч ₽ за каждую (новые стоят порядка 10 – 20 тысяч ₽ в зависимости от эффекта ). Большой выбор инструментов — на «Музторге», но он довольно дорогой. Комплект хороших тарелок для барабана (и это только «железо») стоит от 40 тысяч ₽. Электрогитара Ibanez Gio (не самого хорошего качества) стоит 21 тысячу ₽, гитара Fender — совсем дешёвая — 13 тысяч ₽.
Помимо инструментов музыкантам требуется коммутация (провода) и всякие «мелочи», которые иногда могут стоить совсем недёшево. Например, ушной мониторинг — наушник, с помощью которого можно слышать звучание всех инструментов вживую во время выступления. Довольно дорогая штука.
Каких регулярных вложений требует музыка?
Репетиции
9 тысяч ₽ в месяц
Расценки средней репетиционной базы в Москве: 1000 ₽ за 3 часа в будни и 1400 ₽ — в выходные. Можно найти дешевле: в подмосковном Фрязино, например, то же время обойдётся в 500 ₽ (но и звук оставит желать лучшего). Ребята из «Вопроса» репетируют дважды в неделю. Итого на репетиции уходит 9000 ₽ в месяц.
Реклама в соцсетях
20 тысяч ₽ в месяц
В соцсети нужно вкладываться регулярно. Платить нужно даже за продвижение внутри своего же паблика. В нашей группе «ВКонтакте» 8 тысяч подписчиков. Обычно соцсеть показывает посты в лучшем случае половине аудитории, за остальных приходится платить 100 – 150 ₽. Важные объявления (например, анонс концерта или релиза) нужно «разгонять» обязательно. Инструменты для поиска релевантной аудитории — платные, реклама, конечно, тоже. Всего на соцсети у нас уходит около 20 тысяч ₽ в месяц.
Покупка аксессуаров
3–6 тысяч ₽ в месяц
Постоянно приходится что-то докупать из необходимых аксессуаров: медиаторы, струны и т. д. На это в среднем у каждого из музыкантов уходит по 3 – 6 тысяч ₽ в месяц.
Сколько стоит записать песню?
Музыку записывают в студии — с помощью звукорежиссёра. Каждый музыкант играет свою партию отдельно, всех вместе записывают только на плёнку, но это сложный процесс: кто-то всё равно залажает. Более того — маленькая тайна — большинство партий, например соло гитары, записываются буквально по 3 – 4 ноты, чтобы мелодия точно была хорошо сыграна.
На каждый основной инструмент (у нас их пять: две гитары, голос, бас и ударные) приходится по 4 часа записи — это в лучшем случае, если вы приходите с готовой партией, которая нравится звукорежиссёру. К основным добавляются синтезатор, запись бэк-вокала, перкуссии. Ещё мы любим вводить «странные» инструменты вроде виолончели, трубы или гобоя (музыкантов ищем по знакомым, платим в среднем по 2 тысячи ₽). Общее время записи одной песни — около 24 часов. Конечно, это время разбивается на дни, иногда — на недели.
Расценки зависят от студии звукозаписи. Наши ребята по совету барабанщика выбрали Hendrix Studio в Центральном Телеграфе : там хорошее оборудование и звукорежиссёр, который может выступить в качестве саундпродюсера и посоветовать, как должны звучать инструменты, что лучше добавить или убрать в треке. Час записи в этой студии стоит 1500 ₽ (в принципе, средняя стоимость по Москве). Работа над одной песней в студии нам обходится примерно в 36 тысяч ₽.
Дальше идут следующие траты. Около 2 тысяч ₽ стоит выровнять «ударку» в студии. Вокалист записывает партии по строчке, какие-то ноты физически не может взять подряд, чтобы они звучали в записи идеально. Тюн вокала — ещё 2 тысячи ₽. Сведение и мастеринг — 10 тысяч ₽ за трек.
В общей сложности запись одной песни обходится нам примерно в 50 тысяч ₽. Это, в частности, ответ на вопрос, который мучает большинство фанатов: почему любимые группы так редко выпускают альбомы. Потому что запись альбома — 10 песен — стоит 500 тысяч ₽. Дорогое удовольствие.
Как группе попасть на радио?
У меня есть принцип: я не плачу за публикации и ротации. Но я знаю, сколько это стоит. Одна публикация в интернет-издании или печатном тематическом журнале — около 2 тысяч ₽. Ротация или живое выступление в эфире на популярной интернет-радиостанции — 15 тысяч ₽. Мы стараемся договариваться о бесплатной информационной поддержке или просто не лезем туда, где просят деньги.
Попасть в ротацию на эфирное радио можно двумя способами. Первый — с помощью сервиса TopHit. Это платформа, на которую подписано большинство радиостанций. Музыканты могут выложить туда 20 – 30-секундный отрезок песни (эта услуга стоит 6 тысяч ₽) — и за неё будет идти голосование среди подписчиков — радиостанций. Если у демоверсии будет хороший рейтинг, сервис предложит разместить песню в полном объёме, чтобы радиостанции могли свободно её скачать и поставить в эфир (в зависимости от рейтинга, за это придётся заплатить от 6 до 18 тысяч ₽). Мы протестировали две песни — у них были хорошие рейтинги, но такой вариант показался нам слишком дорогим.
Второй способ попасть на радио — это запастись терпением, включить голову, найти в сети контакты музыкальных редакторов различных радиостанций и писать им в личку. Советую начинать с интернет- и региональных станций, потому что они более лояльны, чем федеральные. Главное, чтобы песня была в формате: хеви-метал на радио «Лучший поп Краснодара» зайдёт не очень. И ещё нужно обратить внимание на технические характеристики трека: хорошая запись (50 тысяч ₽ на студии тратятся не зря) и длина трека (в пределах 2,5 – 4 минут).
Этот вариант работает на ура — и бесплатно. Наши песни таким образом попали в эфир ко многим радиостанциям. Даже в Берлине, например, звучат треки группы — на русскоязычном FM-радио «Русский Берлин». Сейчас договариваемся с федеральными радио вроде Like FM и «Нового радио», чтобы запустить к ним свежий трек.
Может показаться странным, но ротация на радио — не лучший способ для группы привлечь новую аудиторию. Например, одна из наших песен была в проекте «Нашего радио» «Наше 2.0» и играла в эфире на их интернет-канале. После этого её искали через Shazam около 500 раз, но особого притока аудитории не наблюдалось. По моему опыту, больше всего новых поклонников приходит из «ВКонтакте». Там пользователям удобно: видишь песню, слушаешь, перешёл по ссылке в том же посте, понравилось — подписался, нет — ушёл навсегда.
Какие бывают концерты?
Любая группа мечтает собрать свой собственный стадион. Но до этого ей, скорее всего, придётся пройти несколько этапов.
Сборный концерт . Это выступления нескольких — чаще всего малоизвестных — исполнителей. Сейчас мы отказываемся от таких «солянок», потому что это бесперспективная история. Но они хороши для начинающих групп: попробовать себя на сцене, привыкнуть, послушать своё звучание со стороны и посмотреть, нравится ли ваша музыка людям. На таких концертах группа обычно не зарабатывает ни рубля.
Фестиваль . Начинающие группы на фестивалях обычно выступают бесплатно — во всех смыслах: добирайся сам, делай, что хочешь, денег никто не возьмёт и не заплатит. Это больше имиджевая история. Во-первых, можно показать своё творчество новой аудитории и поснимать контент для «ВКонтакте» и Instagram. А во-вторых, это лёгкий способ довезти группу в тот город, где ты не можешь организовать площадку. Мы так ездили в Тверь: там всего три площадки, одна из которых слишком большая, а две другие не устраивают по цене. Но в Твери есть прекрасный фестиваль «Наш гараж». Мы выступили на нём и сэкономили на площадке — а люди, которым мы обещали привезти музыку, остались довольны.
Как организовать свой концерт?
Главное в этом деле — найти подходящую площадку с достойными условиями. Тут есть несколько опций.
Бесплатный вариант : музыкант может выступить бесплатно, иногда даже забрать все деньги с билетов (за вычетом пары тысяч ₽ — оплаты звукорежиссёра). В таком случае площадка зарабатывает только на напитках и еде, которую закажут посетители. Подвох: часто на таких условиях работают не очень хорошие площадки.
Потенциально выгодный вариант : договориться с площадкой о том, что она заберёт процент с проданных билетов (обычно это 20 – 30%). При этом площадки часто устанавливают лимит — например, заплатить не меньше 10 тысяч ₽ (но такого условия может и не быть). Подвох: клубы не любят сотрудничество за процент, если не знают, сколько людей может собрать группа и какой минимум билетов продать — это проблема для начинающих исполнителей.
Основной вариант : аренда площадки. Средние расценки на небольшие клубы на сто-двести человек в Москве — 10 – 20 тысяч ₽. В аренду входит технический райдер (усилители, свет, микшерный пульт, ударная установка) и работа звукорежиссёра. Удивительно, но снять площадку в столице обычно легче и дешевле, чем в регионах. Например, одинаковые по райдеру и вместимости клубы в Москве и Казани будут стоить 20 тысяч ₽ и 50 тысяч ₽ соответственно. Потому что в Москве и Петербурге куча площадок, заточенных под самые разные выступления, а в остальных городах — либо малюсенькие клубы для дискотек, либо огромные залы, подходящие для коммерческих артистов. Плюс в столице выше зарплаты — и люди больше тратят в баре, а это едва ли не основной доход клуба.
Как продавать свою музыку?
Второй способ — заключить контракт с лейблом. Это нужно, прежде всего, для размещения музыки в соцсетях. «ВКонтакте» не работает напрямую с музыкантами, официально загрузить свою музыку можно только с помощью лейбла — чтобы у исполнителя была своя «карточка музыканта» с обложкой и возможность попасть в плейлисты и рекомендации слушателям. Монетизация во «ВКонтакте» просто смешная: одно прослушивание в Boom стоит 9,4 копейки, одна реклама, «вшитая» в трек (это для тех, кто слушает музыку без подписки на Boom — например, через браузер), стоит 1,4 копейки.
И лейблы, и агрегаторы обычно берут себе процент от дохода с продажи музыки, иногда — фиксированную плату. Чтобы заключить с ними контракт, нужно подтвердить свои авторские права. Это делается довольно просто: автор слов и музыки пишет от руки письмо о том, что произведение — действительно его авторский материал и претензий третьих лиц не будет. С лейблом также нужно подписать договор о передаче смежных авторских прав. Тут нужно быть внимательным: некоторые лейблы просят исключительную лицензию — это означает, что артист не сможет использовать музыку самостоятельно, например, отправить её в ротацию на радио. Такие договоры лучше не подписывать.
Сколько стоит снять клип?
Клипы — полезная штука по нескольким причинам. Во-первых, для имиджа: «Мы — серьёзная группа и снимаем клипы на свои песни». Во-вторых, это возможность пробиться на телеканалы. «Муз-ТВ», Ru.Tv, Bridge TV предоставляют на конкурсной основе возможность ротации: есть специальные программы с клипами молодых групп. В-третьих (и это, пожалуй, основной момент), большинство людей — визуалы, они реагируют на картинку лучше, чем на аудио. И есть ещё одна маленькая хитрость, связанная с «ВКонтакте»: аудиозаписи нужно включать самостоятельно, а видео по умолчанию воспроизводится автоматически. Человек увидел видео в новостях — картинка зацепила взгляд — всё, он уже посмотрел часть клипа и познакомился с новой песней.
Год назад мы сняли для группы «Вопрос» первый клип. Он оказался не самым бюджетным: съёмки стоили примерно в 260 тысяч ₽. Эти деньги ушли на аренду студии в «Москва-Сити» (6 тысяч ₽ в час), наём съёмочной группы, аренду оборудования, свет (10 тысяч ₽ на шесть дней), реквизит, монтаж (самая дорогая часть — 70 тысяч ₽). Плюс траты на продвижение.