Что нужно чтобы стать арбитражным управляющим
Что нужно чтобы стать арбитражным управляющим
Прием теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих (далее – теоретический экзамен) осуществляется комиссией, формируемой на условиях равного представительства Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и образовательного учреждения, проводившего подготовку арбитражного управляющего.
Состав комиссий формируется по каждому образовательному учреждению, направившему в Росреестр заявление о проведении теоретических экзаменов.
Комиссии в образовательных учреждениях, заключивших соглашения с Росреестром, работают в течение срока действия соглашения, а в образовательных учреждениях, не заключивших соглашения, комиссии создаются по мере поступления заявок.
К сдаче теоретического экзамена допускается лицо, прошедшее полный курс обучения по единой программе подготовки арбитражных управляющих (далее – Программа) либо изучившее Программу самостоятельно (экстерном) и имеющее высшее образование экономическое, юридическое или по специальности «антикризисное управление» либо исполнявшее обязанности арбитражного управляющего не менее одного года в совокупности, за исключением времени исполнения таких обязанностей в отношении отсутствующего должника.
Лица, самостоятельно (экстерном) изучившие Программу, допускаются к сдаче теоретического экзамена на основании личного заявления, поданного
в экзаменационную комиссию не позднее чем за один месяц до начала работы комиссии, подлинника или нотариально заверенной копии диплома, подтверждающего наличие высшего образования – экономического, юридического или по специальности «антикризисное управление», либо документов, подтверждающих исполнение этим лицом обязанностей арбитражного управляющего.
Лицам, успешно сдавшим теоретический экзамен, выдается свидетельство установленного Росреестром образца.
В случае неудовлетворительной сдачи теоретического экзамена, а также неявки на теоретический экзамен по неуважительной причине допускается повторная сдача теоретического экзамена не ранее, чем через два месяца
с момента подписания протокола о сдаче теоретического экзамена на основании письменного заявления экзаменуемого.
Повторная сдача теоретического экзамена лицом, самостоятельно (экстерном) изучившим Программу, допускается после прохождения им полного курса обучения по Программе.
Комиссии по приему теоретического экзамена для лиц, самостоятельно (экстерном) изучивших Программу, формируются в центрах федеральных округов на условиях равного представительства работников Росреестра
и образовательных учреждений, обучающих арбитражных управляющих на территории соответствующего федерального округа
В настоящее время указанные комиссии действуют на территориях Центрального (г. Москва), Северо-Западного (г. Санкт-Петербург), Приволжского (г. Нижний Новгород), Южного (г. Ростов-на-Дону), Крымского (г. Севастополь), Уральского (г. Екатеринбург), Сибирского (г. Новосибирск) и Дальневосточного (г. Хабаровск) федеральных округов.
Лицо, самостоятельно (экстерном) изучившие Программу вправе обратиться заявлением о допуске к сдаче теоретического экзамена в одно из управлений Росреестра, расположенных на территориях указанных федеральных округов, а также в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, находящееся на территории Крымского федерального округа.
Для сдачи теоретического экзамена экстерном на территории Северо-Кавказского федерального округа (г. Пятигорск) необходимо обратиться с соответствующим заявлением в центральный аппарат Росреестра по адресу: 101000 г. Москва, Чистопрудный бульвар д. 6/19
Как стать арбитражным управляющим по банкротству юридических и физических лиц?
Достоинствами работы в качестве арбитражного управляющего является достойная оплата труда и перспективы профессионального роста. Именно это стимулирует новых кандидатов к получению образования в указанной отрасли.
Но нужно понимать, что обладает такая работа и недостатками: ненормированный график, частые командировки, высокие требования к квалификации, стрессовые ситуации, зависимость от решений кредиторов. К тому же стать профессиональным управляющим весьма непросто из-за повышенных требований к нему.
Какие требования предъявляются к будущему арбитражному управляющему
Ключевые задачи управляющего в процессе банкротства – осуществление контролирующих и наблюдательных функций. Требования к арбитражным управляющим не зависят от того, на каком этапе банкротства он участвует, хотя и спектр решаемых им задач варьируется в зависимости от этапа. На этапе конкурсного производства в задачи управляющего входят дополнительные полномочия в виде описи и оценки имущества, организации торгов, ведения кадровой политики и пр. Это накладывает дополнительные требования к профессиональной компетенции управляющего на этапе конкурсного производства.
Основное требование к управляющему – наличие российского гражданства и высшего образования. Для такой должности подойдет высшее образование в экономическом и юридическом направлениях. Например, высоко ценятся в данной сфере специалисты в области антикризисного управления, гражданского или корпоративного права, профессиональные оценщики и пр.
Помимо прочего, управляющему следует пройти специализированную стажировку в качестве помощника управляющего. Для прохождения стажировки на базе саморегулируемой организации не примут специалистов, которые имеют судимость по экономическим преступлениям, статус банкрота или дисквалификацию на определенные должности.
Под руководящей должностью понимается работа в качестве руководителя юрлица, опыт госслужбы в качестве руководителя, опыт руководства в органах местного самоуправления, занятие высших или руководящих должностей в коммерческих компаниях и пр.
Какие этапы нужно пройти, чтобы стать арбитражным управляющим
Стать арбитражным управляющим сможет далеко не каждый желающий. Для этого он должен пройти следующие стадии:
Таким образом, обучение управляющего предполагает прохождение теоретического и практического курсов.
Подготовка
Обычно профильные курсы подготовки управляющих организуются на базе университетов на базе кафедры по специальности «Антикризисное управление». Обучение по этой специальности занимает до 2-3 месяцев, а стоимость прохождения подготовки обычно составляет 30-40 тыс. р.
Для того чтобы попасть на обучающие курсы, нужно собрать следующие документы:
Программа обучения управляющих структурно подразделяется на 5 основных блоков:
Для оценки ответа управляющего используются критерии «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Для того чтобы результаты экзамена были оценены положительно, управляющий должен дать 80% ответов правильно (на один ответ можно ответить неправильно).
При успешной сдаче экзамена через месяц управляющий может получить свидетельство о профильной подготовке в Росреестре. При неудачной первой попытке сдачи экзамена можно попробовать пересдать его, но не ранее, чем через 2 месяца.
Стажировка
Стажировка является обязательным этапом после прохождения обучения. Это первый практический опыт работы для кандидата на должность управляющего. Стажировка длится как минимум 2 года. Только для бывших руководителей предусмотрена возможность сокращения указанного срока до 6 месяцев.
После сдачи теоретического экзамена управляющий может приступать к поиску подходящей СРО арбитражных управляющих. Перед прохождением стажировки управляющему следует собрать определенный комплект документов. Это:
К предоставленному комплекту документов прилагается заявление на прохождение стажировки в выбранной СРО. Сама организация обязана предоставить ответ на поступивший запрос в течение 14 дней после поступления заявления.
После одобрения заявления разрабатывается план стажировки. Сущность стажировки состоит в том, что стажера прикрепляют к профессиональному управляющему. В ходе стажировки управляющий познакомит ученика с разными этапами банкротства. В частности, с наблюдением, внешним управлением, оздоровлением и конкурсным производством. В подчинении руководителя должно быть не более 3 человек, иначе степень контроля за качеством выполнения ими своих обязанностей снижается.
Потенциальный управляющий должен будет оказывать содействие профессиональному участнику процесса банкротства в подсчете кредиторских требований и подготовке реестра, в организации собраний кредиторов, в анализе финансового состояния банкрота в проведении оценки и инвентаризации имущества должника; в управленческом и бухгалтерском учете; в приеме и рассмотрении возражений и ходатайств кредиторов и пр.
Лицо вправе в любой момент прекратить стажировку. Об этом решении оно должно уведомить СРО за 7 дней до прекращения. При этом нужно подготовит промежуточный отчет по результатам неполной стажировки.
В качестве причин для досрочного отчисления стажера могут выступать:
По результатам прохождения стажировки управляющий представляет в СРО отчет о проделанной работе за определенный временной промежуток. В отчетности указывается ФИО управляющего, название СРО, период прохождения стажировки и перечень выполненных работ, в отношении каких компании стажер участвовал в процессе банкротства и на каких этапах был задействован.
Руководитель стажировки должен дать отзыв на стажера и оценить результаты его работы. В своем заключении управляющий отображает профессиональные качества стажера и полученные им навыки. Если руководитель решит, что стажер не заслуживает назначения на должность управляющего, то руководителю стажировки предстоит грамотно мотивировать такой отрицательный отзыв. В свою очередь, стажер вправе обжаловать в судебном порядке поступивший отрицательный отзыв на его работу.
При возникновении разногласий между стажером и управляющим они рассматриваются специальной комиссией СРО по разрешению споров. По результатам стажера могут перевести к другому руководителю.
Страхование гражданской ответственности
Страхование профессиональной ответственности на предмет причинения убытков из-за некачественно оказанных услуг или неисполнения обязанностей – обязательное условие для того, чтобы управляющий мог работать в сфере банкротств физических и юридических лиц.
Такая страховая сумма при необходимости покроет убытки и имущественный ущерб, которые были нанесены деятельностью или бездействием управляющего в деле о банкротстве.
Наиболее распространенными страховыми случаями являются:
Отнести тот или иной случай к страховым может только арбитражный суд.
Вступление в СРО
Ранее законодательно было предусмотрено требование для всех управляющих оформить регистрацию в качестве ИП. Но сегодня статус управляющего был изменен с «субъекта, который занимается частной практикой» на «субъекта профессиональной деятельности». В результате требование об оформлении ИП было упразднено и управляющему достаточно вступить в одну из СРО. В России сегодня работает около 50 таких организаций. Наличие действующего членства в СРО является обязательным условием для работы управляющим.
Для вступления в СРО управляющему нужно собрать определенный комплект документов, включая:
В некоторых организациях предъявляются дополнительные требования к составу предъявляемых документов. Например, расширенный пакет документов понадобится в случае участия в банкротстве стратегических компаний, наукоемких организаций или кредитных учреждений. Иногда от управляющего требуется наличие допуска к работе с государственной тайной.
Документы рассматриваются на предмет достоверности и полноты в течение месяца. За это время саморегулируемая организация проводит оценку соответствия управляющего требованиям, и, если он им не соответствует, то может отказать в приеме нового члена в свои ряды.
В СРО может действовать собственный регламент приема новых кандидатов на должность управляющего. После приема управляющего его кандидатуру должны внести в реестр в течение 3 дней и выдать свидетельство о членстве СРО. Оно оформляется в течение 30 дней.
При этом гарантированный размер ежемесячного вознаграждения в виде оклада у управляющего отсутствует. Он состоит из определенной фиксированной суммы в деле о банкротстве и определенного процента от исполненных кредиторских требований.
В отдельных случаях величина оплаты труда управляющего составляет 25-45 тыс. р. ежемесячно при банкротстве юрлиц или за весь этап при банкротстве граждан. Величина вознаграждения в виде процентов может достигать нескольких миллионов. Банкротство физлица в среднем длится 6-8 месяцев, юрлица – 1-2 года.
В процессе работы управляющий будет контролироваться со стороны арбитражного суда и СРО. Он назначается на основании заявления кредиторов или банкрота или по выбору СРО.
Таким образом, к арбитражному управляющему в деле о банкротстве предъявляются серьезные требования. Он должен пройти специализированные курсы, стажировку на базе СРО и сдать экзамен по результатам ее окончания, вступить в СРО и застраховать свою ответственность. Без окончания специализированных курсов арбитражного управляющего не допустят к работе. Но перед тем как пройти обучение, ему необходимо доказать факты отсутствия судимости, статуса банкрота, наличие высшего образования и в отдельных случаях – опыта руководящей работы.
Что нужно чтобы стать арбитражным управляющим
Статья 20. Арбитражные управляющие
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 20
1. Арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую настоящим Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом. Арбитражный управляющий вправе быть членом только одной саморегулируемой организации.
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2010 N 429-ФЗ, от 22.12.2014 N 432-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:
наличие высшего образования;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 360-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;
отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;
отсутствие судимости за совершение умышленного преступления;
отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.
(абзац введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
3. Условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих являются также наличие у члена саморегулируемой организации договора обязательного страхования ответственности, отвечающего установленным статьей 24.1 настоящего Федерального закона требованиям, внесение членом саморегулируемой организации установленных ею взносов, в том числе взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
4. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих в качестве условий членства в ней наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 2 и 3 настоящей статьи, вправе устанавливать иные требования к компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего.
Член саморегулируемой организации, не соответствующий условиям членства в саморегулируемой организации, исключается из ее членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия.
6. В целях настоящего Федерального закона работой на руководящих должностях признается работа в качестве руководителя юридического лица или его заместителя, замещение высших и главных должностей государственной гражданской службы Российской Федерации, работа в качестве руководителя органа местного самоуправления или его заместителя, а также деятельность в качестве арбитражного управляющего при условии исполнения обязанностей руководителя должника, за исключением случаев участия в процедурах, применяемых в деле о банкротстве к отсутствующему должнику.
7. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих на основании установленных условий членства в ней определяет перечень документов, которые должны представляться лицами при приеме в члены саморегулируемой организации, а также требования к оформлению этих документов. В течение тридцати дней с даты представления лицом заявления о приеме в члены саморегулируемой организации с приложением всех документов, предусмотренных указанным перечнем, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации рассматривает представленные таким лицом документы и в случае соответствия такого лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации, принимает решение о приеме такого лица в ее члены.
8. Решение о приеме лица в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих вступает в силу с даты представления таким лицом в саморегулируемую организацию документов, подтверждающих исполнение всех условий членства в этой организации, установленных в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В случае неисполнения лицом, в отношении которого принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, указанных условий членства в саморегулируемой организации в течение двух месяцев с даты принятия такого решения оно признается аннулированным.
9. Сведения о лице, принятом в члены саморегулируемой организации арбитражных управляющих, включаются в реестр членов саморегулируемой организации в течение трех рабочих дней с даты вступления в силу решения о приеме такого лица в члены саморегулируемой организации. Лицо, в отношении которого вступило в силу решение о приеме в члены саморегулируемой организации, может быть утверждено арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего для проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В течение десяти рабочих дней с даты включения сведений о таком лице в реестр членов саморегулируемой организации арбитражных управляющих ему выдается документ о членстве в саморегулируемой организации.
10. В случае несоответствия лица требованиям, установленным условиями членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, постоянно действующий коллегиальный орган управления саморегулируемой организации принимает решение об отказе в приеме такого лица в члены саморегулируемой организации с указанием причин отказа.
Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации направляется такому лицу в течение десяти рабочих дней с даты принятия этого решения.
Решение об отказе в приеме лица в члены саморегулируемой организации или уклонение саморегулируемой организации от принятия решения о приеме или об отказе в приеме в члены данной организации может быть обжаловано в арбитражный суд в течение шести месяцев с даты принятия этого решения или даты, когда это решение должно было быть принято.
11. Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается по решению постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации в случае подачи арбитражным управляющим в саморегулируемую организацию заявления о выходе из этой саморегулируемой организации или в случае исключения арбитражного управляющего из саморегулируемой организации в связи с:
нарушением арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации;
нарушением арбитражным управляющим требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности, не устраненным в установленный саморегулируемой организацией срок или носящим неустранимый характер.
Членство арбитражного управляющего в саморегулируемой организации арбитражных управляющих прекращается с даты включения в реестр членов саморегулируемой организации записи о прекращении членства арбитражного управляющего.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Споры, связанные с профессиональной деятельностью арбитражного управляющего (в том числе о возмещении причиненных им убытков), его отношениями с саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, разрешаются арбитражным судом.
(п. 12 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. В случае, если в отношении арбитражного управляющего, подавшего в саморегулируемую организацию заявление о выходе из этой саморегулируемой организации, возбуждено дело о применении к нему мер дисциплинарного воздействия, решение постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации о прекращении членства такого арбитражного управляющего принимается после завершения рассмотрения возбужденного в отношении такого арбитражного управляющего дела о применении к нему мер дисциплинарного воздействия.
(п. 13 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ)
Требования к арбитражным управляющим предлагается ужесточить
Как ранее писала «АГ», Минэкономразвития доработало законопроект о внесении изменений в Закон о банкротстве. В частности, его ст. 5 планируется дополнить п. 5, предусматривающим размещение на сайте арбитражного суда информации по делу о банкротстве в разрезе учета требований по текущим платежам. Право на формирование и актуализацию указанной информации может быть предоставлено арбитражным управляющим.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено новой редакцией ст. 16 Закона в части размещения реестра требований кредиторов на сайте арбитражного суда.
По всей видимости, предполагается, что указанная информация должна размещаться в Картотеке арбитражных дел, однако считаю нецелесообразным утяжелять данный сайт информацией, не интересующей участников «небанкротных» споров. Рациональнее, на мой взгляд, публиковать такие сведения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ), поскольку именно там размещена основная часть информации, касающейся дел указанной категории. Полагаю, что и без того нагруженный «КАД.арбитр» может не выдержать дополнительного и весьма значительного функционала.
Статья 12, регулирующая создание и функционирование собрания кредиторов, также может претерпеть существенные изменения.
Так, проект поправок содержит указание, что кредиторы, являющиеся заинтересованными по отношению к должнику лицами, не имеют права голоса на собрании кредиторов. Кроме того, в законопроекте используется новый термин – «заинтересованный кредитор», которым является кредитная организация, получившая корпоративный контроль над должником в целях увеличения шансов на возврат выданного ему кредита.
При этом, исходя из буквального толкования законопроекта, термины «кредиторы, являющиеся заинтересованными лицами по отношению к должнику» и «заинтересованный кредитор» не идентичны. Остается загадкой, для чего потребовалось отдельно выделять кредитные организации как заинтересованных кредиторов. Кроме того, неясно, можно ли будет применять норму об отсутствии права на участие в собрании такого рода кредиторов ретроспективно – когда, к примеру, за счет голосов аффилированного кредитора на собрании было принято решение, противоречащее интересам независимых кредиторов, хотя сам факт заинтересованности стал известен после его проведения?
Предусмотрено дополнение ст. 15 Закона новым п. 2.1. Интерес, на мой взгляд, здесь представляет то, что решение по вопросу об утверждении порядка реализации имущества должника должно приниматься с обязательным одобрением присутствующих на собрании кредиторов, являющихся заинтересованными по отношению к должнику лицами, если количество голосов таких кредиторов составляет не менее 50% от общего числа присутствующих на собрании кредиторов (как заинтересованных, так и независимых).
Остается непонятным, для чего разработчик предложил именно такую модель, ведь известно, что аффилированные с должником кредиторы смогут либо воспрепятствовать утверждению порядка, либо предложить более приемлемый для них вариант. И это в условиях, когда, как указывалось ранее, кредиторов, являющихся заинтересованными по отношению к должнику, предлагается лишить на собрании права голоса.
Существенно скорректирована ст. 16 Закона о банкротстве. Из действующей редакции, регулирующей вопросы формирования реестра требований кредиторов, планируется исключить указание на то, что требование включается в реестр только на основании вступившего в силу судебного акта арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве. Как следует из содержания данной статьи, включение в реестр – прерогатива арбитражного управляющего, в адрес которого кредитор должен будет направлять соответствующее заявление. При этом арбитражный суд будет рассматривать лишь вопросы исключения из реестра.
Кроме того, в решении арбитражного управляющего о включении требований в реестр указываются сведения об их размере и составе, а также очередности удовлетворения. То есть арбитражный управляющий сможет не мотивировать свое решение о включении в реестр – и это с учетом того, что кредитор или лицо, возражающее против включения требования в реестр, смогут обратиться в арбитражный суд лишь в течение 15 рабочих дней с даты опубликования арбитражным управляющим решения по результатам рассмотрения заявления кредитора.
На мой взгляд, это очень критичное изменение: даже сейчас между должниками, аффилированными с ними кредиторами и заинтересованными арбитражными управляющими, с одной стороны, и независимыми кредиторами – с другой фактически идет «процессуальная война» относительно включения (исключения) тех или иных требований, поскольку, как известно, от большинства голосов (в том числе) зависит ход банкротства.
Интересные дополнения предлагаются в ст. 20, регулирующую, в частности, получение статуса арбитражного управляющего. Из законопроекта следует, что в течение двух лет лицо не сможет вновь стать арбитражным управляющим, если ранее являлось членом исключенной из реестра СРО, которую в течение года до момента исключения покинули более 10% управляющих.
То есть помимо выполнения непосредственных обязанностей арбитражный управляющий, как следует из законопроекта, должен контролировать количественный состав СРО, членом которой является. Понятно, что законодатель, скорее всего, хочет вывести с рынка недобросовестные, «бросовые» СРО, однако делать это в ущерб интересам управляющих представляется нецелесообразным.
Планируется также дополнить Закон о банкротстве ст. 20.3-1, в которой сформулированы основы законодательного регулирования государственной регистрации арбитражных управляющих. Новая норма предусматривает создание единого регистра, отображающего существенную информацию об арбитражном управляющем и его деятельности.
Трудно сказать, насколько это усложнит жизнь арбитражным управляющим, но то, что не облегчит, – факт. При этом процедурные моменты регистрации разработчик попытался вместить именно в эту статью. По всей видимости, Закон о банкротстве перестает быть просто законом, а приобретает определенный кодифицированный характер, регламентируя не только непосредственно вопросы несостоятельности.
В Закон о банкротстве предлагается ввести ст. 44.1 и 44.2, регулирующие порядок формирования регистра арбитражных управляющих и, самое интересное, – порядок присвоения им баллов, которые будут учитываться при назначении арбитражного управляющего на проведение процедуры банкротства. Столь «сложносочиненный» описываемый в изменяемой ст. 45 порядок определения, судя по всему, – попытка исключения корыстного усмотрения должника и заинтересованных кредиторов, которым теперь будет сложнее (но не невозможно) найти лояльного арбитражного управляющего.
Кстати, в ст. 45 планируется установить градацию должников по трем категориям:
Самое, на мой взгляд, примечательное, что в законопроекте практически не затронуты нормы об оспаривании сделок должника. Полагаю, это связано с тем, что сейчас этот институт более-менее отвечает задачам банкротных процедур, и менять его либо существенно дополнять нецелесообразно. Есть еще одно объяснение: реформировать существующий порядок оспаривания либо вводить новые критерии – значит, менять или исправлять и без того огромный пласт только складывающейся судебной практики – к чему разработчик, похоже, не готов.
Уходит в небытие процедура «наблюдения», на смену ей приходит реструктуризация долгов. При этом особое внимание уделено попытке сохранить status quo должника путем запрета предоставившему должнику имущество в аренду контрагенту права одностороннего расторжения договора, а также предоставления должнику права одностороннего расторжения договоров, которые, по мнению антикризисного управляющего, причиняют ущерб имущественным интересам должника.
Весьма интересные возможности предлагаются в отношении реструктуризации долгов.
Так, согласно законопроекту, кредиторы вправе конвертировать их требования в акции или долю в уставном капитале хозяйственного общества. С одной стороны, это один из цивилизованных способов обеспечения кредиторами их имущественных интересов. Но, к сожалению, сама процедура банкротства нередко используется именно в этих целях, равно как и для получения корпоративного контроля над обществом вопреки волеизъявлению его акционеров (участников). С другой – если организация «пустая», то и указанный механизм теряет смысл.
Кроме того, новой редакцией ст. 71 предусмотрена возможность снижения размера уставного капитала до 1 руб. Как это согласуется с требованием о минимальном размере уставного капитала ООО и как будет осуществляться на практике, остается непонятным.
Статьи Закона о банкротстве, регулирующие порядок введения и проведения процедуры внешнего управления, предлагается заменить положениями о продаже имущества должника. Видимо, разработчик посчитал, что процедура внешнего управления, очень редко используемая в делах о банкротстве, подлежит полному исключению из действующего правового регулирования как не нашедшая должного применения.
В законопроекте нашел отражение способ прекращения обязательств должника перед кредиторами в виде передачи имущества в качестве отступного. Полагаю, это очень неплохое дополнение, которое легализует данную форму погашения задолженности. Более того, вводится новый механизм погашения задолженности путем продажи кредиторам долей в уставном капитале общества-должника с выделением обязательств и их передачей выделенному из должника юридическому лицу либо с прекращением процедуры банкротства и одновременным прекращением прав кредиторов в отношении должника. Очень интересный с точки зрения юридической техники инструмент, эффективность которого (в случае принятия поправок) покажет практика.
Планируется также ввести в Закон о банкротстве новую ст. 137.1. То, что ранее мы видели лишь в обзорах судебной практики Верховного Суда РФ, регулирующих вопросы субординации требований кредиторов, предлагается урегулировать законодательно.
Таким образом, общая направленность предлагаемых поправок – это, во-первых, ужесточение требований к арбитражным управляющим (видимо, для искоренения практики назначения лояльных к должникам и заинтересованным кредиторам арбитражных управляющих), а во-вторых, – попытка законодателя расширить правовой инструментарий для более полного удовлетворения требований кредиторов.