Что нужно чтобы стать диджеем
Что нужно чтобы стать диджеем
Кратко о том, какие виды диджеев бывают.
Клубный диджей — самый распространенный тип диджеев. Именно они миксуют музыку на вечеринках в клубах, барах, ресторанах и прочих развлекательных площадках.
Радиодиджей — диджеи, работающие на радио, отличаются тем, что часто ведут прямые эфиры и общаются с публикой. Поэтому от них требуется не столько разбираться в музыке, сколько уметь красиво и грамотно говорить.
Тернтейбл диджей (тернтейблист) — эти диджеи-виртуозы создают из своей игры шоу. Элементами шоу являются скретч, бит-джаглинг, тон-плей и прочие фишки. Профессиональный тернтейбл диджей уделяет много времени обучению, совершенствованию техники, записи рутин. Еще их называют баттловыми диджеями, поскольку основные площадки их выступлений диджей-баттлы.
Ивент диджей (Event DJ) — как не сложно понять из названия эти диджеи играют музыку на мероприятиях — свадьбах, юбилеях, корпоративах и др. Раньше этих диджеев в шутку за непрофессионализм называли «свадьберами», «банкетниками». Но в последнее время из-за высокой конкуренции вырос и профессионализм данного типа диджеев.
Мобильный диджей — этот тип диджеев сделает вечеринку где угодно. У мобильных диджеев есть свое звуковое, световое и прочее оборудование необходимое для праздника. Часто ивент диджей является и мобильным диджеем в одном лице.
Звукооператор — отвечает за звуковое оформление площадок, событий, мероприятий. В обязанности входит создание музыкальных подборок, включение музыкальных подложек для ведущих, помощь в подключении музыкантов, регулирование уровня громкости и контроль за работоспособностью звукового оборудования. Своего рода низшая каста. Часто работу выполняют неквалифицированные работники.
Данное разделение условно. Клубный диджей может являться и радио диджеем, и ивент диджеем в зависимости от ситуации. Далее поговорим непосредственно о том, как стать диджеем.
1. Диджей школа.
Самый очевидный способ стать диджеем — записаться в диджей школу. В чем подвох? Диджей школ очень много, но реально качественных единицы. Главное не ошибиться с выбором. В основе обучения всех диджей школ лежит обучение сведению. Во многих диджей школах процесс сведения возводят в культ. Выпускники таких школ в момент игры думают не о музыке, танцполе и атмосфере, а о том, как идеально свести треки. Это неверная установка. Диджеинг — это далеко не только сведение. Помимо сведения в базовом курсе часто рассказывают об истории диджеинга, электронной музыки, о диджейских виртуальных программах, контроллерах, проигрывателях, микшерах и др. Редко рассказывают о том, как попасть играть в клуб, по какому принципу строить сеты, не касаются темы психологии танцпола, не рассказывают о реальной практике игры в заведениях, продвижении себя как артиста, маркетинге. Школы дают базовые знания, а как их применить каждый выпускник решает для себя сам. Часто диджей школы по окончанию курса выдают сертификаты, но по факту они бесполезны. Сертификат диджей школы нужен лишь для того, чтобы потешить свое эго или похвастаться перед друзьями, арт-директоров клубов они мало интересуют. Зачастую диджей школы стараются растянуть процесс обучения на максимально длительный период, чтобы получить с ученика больше денег.
Плюсы
+ ускоренный процесс обучения
+ есть программа обучения, вся информация структурирована
+ общение, новые знакомства
+ возможна практика игры в заведениях (зависит от школы)
+ у школ есть свое оборудование и площадка для обучения
+ возможность выбора индивидуального или группового обучения
+ консультация преподавателей
Минусы
— высокая стоимость обучения
— поверхностные знания
— отсутствие практики игры в заведениях (зависит от школы)
— теоретическая информация отстранена от реальной практики
— школы не заинтересованы в успехе обучения
Советы: перед выбором диджей школы внимательно изучите отзывы бывших учеников. Перед подписанием договора на обучение внимательно изучите программу курса. В курсе должны учить не только сведению. Узнайте, есть ли стажировка, где она проходит и как. В идеале это должно быть работающее заведение, где выпускникам предоставляют возможность поиграть. Громкие диджейские имена основателей школы не всегда указывают на результативность обучения, зачастую это просто маркетинговый ход для привлечения учеников.
2. Обучение у действующего диджея.
Данный способ потребует от ученика большей активности. Для начала нужно найти своего гуру, проводника в мир музыки и вечеринок. Хорошо, если у вас или ваших друзей есть такой друг-диджей. Если же такого друга нет, найдите несколько играющих диджеев в своем населенном пункте, свяжитесь с ними через соцсети, уточните занимаются ли они обучением, если да, то на каких условиях. Выберете наиболее подходящий вариант. Опытный диджей-практик расскажет о профессии изнутри: какие бывают вечеринки, что от диджея ждут люди на танцполе, в чем сложности работы диджея, расскажет о реальном диджеинге без иллюзий и прикрас. Так же опытный диджей расскажет о технической стороне диджеинга, о микшерах, проигрывателях, программах, сведении и прочих фишках. Стоит понимать, что большинство диджеев-практиков не заинтересованы в успехе учеников. Во-первых, у действующих диджеев есть площадки для выступлений и обучение для них это всего лишь дополнительный заработок. Во-вторых, любой новый диджей — это конкурент, хоть и неявный. Но есть и такие опытные диджеи, которые целенаправленно ищут учеников, с целью их дальнейшего продвижения и получения процентных отчислений с выступлений, ну или преследуют прочие корыстные цели. Опытный играющий диджей — это не только преподаватель, но и проводник в закрытое диджей комьюнити, в которое не так просто попасть новичкам. Важную роль играют ваши коммуникативные навыки, общность музыкальных вкусов и взглядов.
Плюсы
+ индивидуальное обучение
+ актуальная информация от практика максимально приближена к реальности
+ возможность стажировки и профессионального сотрудничества с преподавателем
+ индивидуальный курс обучения
Минусы
— программа образования не структурирована, часто строится по схеме вопрос-ответ
— не всегда есть площадка и оборудование для обучения
— нет гарантии результата
Советы: выбирайте того учителя на кого хотели бы быть похожим, чей музыкальный вкус и подача вам близки. От этого зависит результативность обучения.
3. Самостоятельное обучение.
С этого начинало большинство известных диджеев. В настоящее время в интернете есть множество статей и видеоуроков по самостоятельному обучению диджеингу. Тема эта обширная и довольно интересная. Более подробно освещу ее в одной из следующих статей. Для самостоятельного обучения необходимо свое оборудование. Его комплект зависит от финансовых возможностей ученика. Самый бюджетный вариант — приобрести дешевый dj-контроллер, наушники, ноутбук, провода для подключения, установить специальный софт.
Какой выбрать контроллер вопрос спорный и сугубо индивидуальный. Лучшим решением для начинающего диджея будет контроллер фирмы Pioneer. Потому что в большинстве заведений стоят диджейские комплекты именно от Pioneer. Расположение основных ручек, кнопок, логика контроллеров начального уровня и полноценных диджей-комплектов совпадают. Научившись играть на дешевом домашнем контроллере, ученик вполне сможет сыграть и на флагманских дорогих моделях. На момент написания статьи (2020 год) самыми лучшими моделями для обучения диджеингу являются Pioneer DDJ-400 (смотреть) и Pioneer DDJ-SB3 ( смотреть). Эти модели подходят для обучения, мобильного диджеинга, и даже для полноценного выступления в клубе. В этих контроллерах есть все, самое необходимое. Будьте осторожны, если приобретаете контроллер бывший в употреблении. Возможна неисправность некоторых функций контроллера или нестабильная работа, что сильно усложнит и омрачит процесс обучения.
Наушники для обучения подойдут самые обычные, главное чтобы в них было комфортно. Это могут быть даже наушники-капли. От ноутбука потребуется высокая производительность, мощный процессор, большой объем памяти, желательно на SSD. Все это нужно, чтобы ноутбук не тормозил во время игры, а объем диска позволял хранить много музыки.
Выбор софта процесс очень индивидуальный, зависит от удобства использования и привычек диджея. Основные программы для игры: Serato, Traktor, Rekordbox, VirtualDJ. Впрочем, сводить в них можно и без dj-контроллера, синхронизируя темп композиций и передвигая ползунок кроссфейдера на дисплее. Но это совсем начальный уровень, когда бюджет сильно ограничен, а в роли диджея попробовать себя хочется. Еще один вариант попробовать себя диджеем — скачать и установить на телефон или планшет приложение для сведения треков.
Главный недостаток самостоятельного обучения в отсутствии опытного наставника, который сможет помочь советом, когда это необходимо. Еще одна из проблем — новичок не знает чему учиться и куда двигаться. Начинайте с основы — сведения. Для начала этого будет вполне достаточно. Информацию о технике сведения композиций можно без труда найти в интернете. Далее можно брать за основу программу обучения любой диджей школы, искать всю информацию в интернете. Обязательно стоит вступить в диджей сообщества в соцсетях. В сообществах можно посоветоваться с профи, посмотреть видео по диджеингу, найти что-то интересное из музыки. Иногда в диджей сообществах предлагают стажировку и работу молодым начинающим диджеям.
Плюсы:
+ самый дешевый вариант
+ знания, полученные самостоятельно более фундаментальны
+ заниматься можно в любое удобное время
Минусы:
— нет выстроенной программы обучения
— обучение может затянуться на неопределенный срок
— нет учителя, который укажет на ошибки и подскажет, как их исправить
— не появляются новые знакомства
— нет практики в заведениях
Советы: старайтесь не затягивать обучение, скорее переходите от теории к практике, ищите любую возможность для стажировки и игры перед аудиторией. Не замыкайтесь только на сведении, ведь диджеев ценят за их музыку, а не сведение. Если столкнулись с какой либо сложностью в обучении — спросите совета у опытных диджеев. Старайтесь больше знакомиться и общаться с другими диджеями. Знакомства необходимы для личного развития и роста, знакомства — ваш пропуск на большую сцену.
Работа диджея. Основы. #1
Всем привет! Пилю этот пост по просьбе подписчиков 🙂
1. Вы решили стать диджеем.
И, ради бога, обходитесь без пафоса, пока не появятся реальные причины для его появления 🙂
2. Изучение составляющих.
Зачастую начинающий диджей сегодня вынужден пользоваться способами, которые вызовут у профессионалов лишь отторжение. Об этом я более детально напишу в отдельном посте, однако стоит выделить одну вещь: не стыдно использовать все, что угодно на самой заре, особенно если вы самоучка. Важно на этой планке не остаться. Это и музыка, скачиваемая из соцсетей и сайтов вроде PDJ, и использование простеньких программ вроде Virtual DJ и Deckadance. Тренируйтесь на чем угодно, изучайте техническую составляющую, подтягивайте знания.
3. Выступления. Букинг.
Давайте представим, что вы уже изучили всю необходимую техническую составляющую. Вы знаете, что такое винил и как он работает, справляетесь с выносными проигрывателями и можете отыграть, в принципе, на чем угодно. Осталось начать выступления.
Обязательно уточняйте, какой уровень у заведения и какая музыка на его площадке наиболее актуальна. Иначе может случиться так, что вы, играющий Big Room House, по ошибке бука или собственной окажетесь в месте, где за такую музыку может прилететь в лицо бутылка. Иногда стоит отказываться даже от больших денег, если заведение оставляет желать лучшего, а ваша безопасность может оказаться под угрозой.
Также обязательно заранее уточнять, какой именно вид аппаратуры вас ждет в заведении. Ситуация, которая может случиться, подробно рассказана в моем предыдущем посте.
Ну, вот и концовка первой части. Описал не все, так как прямо сейчас нахожусь в пути на место выступления. В скором времени появлюсь и выложу вторую часть «основ», посвященную работе с коллекцией музыки и прочим мелочам, после чего сделаю пост о технической составляющей работы.
Спасибо, что вы со мной!
Подскажи подробней как выходил на букинги?
я плохо разбираюсь во всем многообразии стилей и направлений, но есть несколько имен, к выступлениям которых прислушиваюсь, а так же пара альбомов, которые на все времена.
скажи, например, какое отношение к Sasha — Involver (2004)? вообще данный исполнитель котируется среди молодой волны? слушающие его старые вещи автоматически в старперы записываются? )
Книгу «Диджей. Играющий в темноте» еще можно посоветовать начинающим 😉
Привет) А ты не пробовал сам писать треки в секвенсоре?)
Какой у тебя псевдоним, дашь ссылку вк или на Pdj, где можно послушать твои сеты?)
А, это про тех диджеев которые берут 2 трека из вк и подгоняют по скорости чтобы слить в один? А я-то думал там музыку придумывать нужно. Изучать гармонии, арпеджио, ну и музыкальные инструменты там всякие.
Как не платить сотрудникам
Друг работает 3 года диджеем в ночном клубе. Недавно к ним пришла новая управляющая, которая решила ввести новые правила. ЗП 1500 за смену) на первый раз обошёлся выговором за узкие джинсы и толстовку. СПб
Будни диджея. #1
Привет! Едва зарегистрировался на Пикабу и уже решил поделиться с вами парочкой историй.
Вечеринка начинается спустя два часа и я, почувствовав настроение, позволил себе отыграть чуток коммерции, после чего перешел на EDM. Все круто, всем нравится.
На меня налетают его друзья, не знающие ситуации. Из всей этой кучи мне удается вырваться, после чего я звоню не в полицию (знаю, что дурак), а своему агенту, в панике рассказывая ему о происходящем. Тот оказался не таким дураком, как я и вызывает на место полицию, приезжает почти с ними в одно время, пока я прятался на кухне ресторана от ищущих меня людей. В ходе разборки я освобождаюсь от оплаты разбитой аппаратуры, так как на камерах видно, кто это сделал, а мальчика с парой его друзей забирают в отделение. Я же уезжаю домой.
Как выяснилось позже, сынок заказчика оказался плотным кокаиновым наркоманом. В тот вечер парень употребил лишнего, и, не зная, до кого докопаться (в зале были только его друзья), выбрал себе в жертвы невысокого, худенького парня за пультом, решив, что вполне себе причиной будет отказ. Он понимал, что я не могу оторваться от работы и решил использовать принцип «ты меня уважаешь?» без употребления самой этой фразы. Агент, который связывался с заказчиком, в панике, но я уже написал заявление и отзывать его не собирался. Плюс при парне нашли пакетик с «белым веществом».
Но хорошо все то, что хорошо кончается. Папаша этого парня нас топить за это не стал, выплатил полный гонорар, а мне и вообще докинул двести долларов за «неприятности». Но больше заказы у него я не брал, хоть они и были.
А сынуля, конечно, отмазался и сейчас гуляет себе.
Сколько стоит быть диджеем
Полный разбор по оборудованию и расходникам
Как диджей я не состоялся, но много лет подряд я не оставлял попыток. За это время я купил, продал и снова купил все оборудование, которое бывает у диджеев.
Я, как никто, знаю, сколько стоит быть диджеем — особенно несостоявшимся. Если вас манит романтика человека за пультом, читайте дальше и не допускайте моих ошибок.
Зачем нужен диджей
Диджей — это человек, который ставит музыку на вечеринке. Его задача — создавать правильную атмосферу, чтобы гости не скучали и при необходимости плясали. Для этого у диджея должна быть какая-то коллекция музыки и умение с ней работать. Обычно говорят, что диджей должен «миксовать», или «сводить», — ставить следующий трек так, чтобы предыдущий плавно в него перетекал.
Диджеи играют в ночных клубах, на частных вечеринках, свадьбах и банкетах, в ресторанах и барах, на рейвах и танцевальных фестивалях.
На рэп-концертах диджей может ставить фонограмму, делать сбивки и издавать специальные звуки — скретчи. Здесь он уже почти музыкант.
Часто диджей параллельно еще и музыкант: пишет собственную музыку, перерабатывает чужую, занимается озвучкой рекламы, фильмов, пишет саундтреки, сводит и готовит к изданию чужие произведения. Все суперуспешные диджеи известны в первую очередь как музыканты или авторы ремиксов.
Диджей — это работа из сферы услуг. В ней много творческих элементов, но основная задача — чтобы людям было хорошо, а аппаратура не пострадала.
Аппаратура не главное
Сила диджея — не в аппарате, а в музыке и умении работать с гостями. Хороший аппарат — это приятно, удобно и красиво, но не сделает ни из кого хорошего диджея.
Есть успешные диджеи, которые играют готовые миксы с флешки, но люди уходят с их вечеринок счастливыми. И есть ребята, обложенные аппаратурой, но их работы слушают только родители из вежливости. Аппарат помогает, но не решает.
В этой статье будет все об аппарате, но музыка и шоу важнее. Если в какой-то момент вы обнаружили, что уже второй месяц читаете обзоры картриджей, но не занимаетесь самой музыкой, — возможно, вы прокрастинируете.
По минимуму — 2200 Р
Минимальный набор диджея — диски и наушники. Вместо дисков могут быть виниловые пластинки и даже файлы на флешке. Диски надежнее, потому что с дисков можно играть в любом клубе, а с флешек и винила — не в любом.
примерно стоят наушники Invotone H819, они подходят для начинающих диджеев
Мы не звери, поэтому добавим в комплект сумку для дисков.
Играть с дисков на клубном оборудовании — 2190 Р
30 компакт-дисков | Verbatim CD-R 700 MB, 10 шт., 330 Р × 3 |
Наушники | Invotone H819, 900 Р |
Сумка для дисков | Hama, 300 Р |
Компьютер + контроллер: 25—230 тысяч
Десять лет назад стандартом у диджеев считались компакт-диски, а эстеты выбирали винил. Сейчас диджеи все чаще играют с ноутбуков. Это удобнее: на компьютере можно хранить десятки и сотни часов музыки, а между сетами можно поработать на основной работе.
Управлять музыкой с клавиатуры и мышки теоретически можно, но это довольно неудобно. Плюс никто не хочет видеть, что их диджей весь сет тупит в компьютер. Поэтому для игры с ноута диджею нужен контроллер — это устройство, с которого он управляет музыкой: включает, выключает, подгоняет и накладывает эффекты. Контроллеров сейчас много, в большинстве случаев их можно напрямую подключать к колонкам, в итоге контроллер заменяет весь диджейский пульт.
Диджеи старой школы ненавидят контроллеры за кнопку «Синхронизация». Нажимаешь ее — и трек идеально подгоняется, осталось вовремя повернуть ручку смешивания сигналов. Мастера эпохи Ренессанса должны были годами тренироваться, чтобы научиться так четко сводить, а вам все это доступно одной кнопкой. Поэтому если вы пользуетесь этой кнопкой, старики не будут вас считать за человека.
Чем контроллер дороже, качественнее и мощнее, тем удобнее работать диджею. Общее правило: чем больше на контроллере крутилок, ручек, кнопок и экранов, тем удобнее. Чем контроллер больше, тем удобнее на нем работать в клубе, но тем сложнее его перевозить. Контроллер в металлическом корпусе надежнее, чем пластиковая мыльница, но он и тяжелее.
Контроллер не работает сам по себе, ему нужен ноутбук. Сразу покупать отдельный ноутбук для работы диджеем необязательно: большинство современных ноутбуков спокойно потянут любую диджейскую программу. Но учтите, что клуб — это пыль, влажность и брызги шампанского, поэтому лучше не брать на сет свой единственный рабочий ноутбук.
Есть контроллеры, которые работают с Айпадом, например Reloop Mixon 4. Айпад сложнее повредить, чем обычный ноутбук с клавиатурой. Но нужно быть уверенным в Айпаде: я бы не пробовал играть полноценный сет со старого Айпада-мини — все будет тормозить. А покупать специально для этого какой-нибудь Айпад-про кажется странным: дешевле и проще купить полноценный ноутбук.
Играть с компьютера и контроллера
Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%. В этой подборке все программы шли в комплекте
Выбор наушников для диджея — больная и сложная тема, поэтому в расчете я просто покажу представителей нужного ценового сегмента. Но вообще, надо просто сходить в магазин и перемерить все наушники, которые вам по карману.
Наушники и слух
Диджейские наушники должны быть либо складными, либо вообще с одним наушником на палке. Конструкция очень важна: наушники постоянно надеваешь и снимаешь, от этого они быстро ломаются. Хорошо, когда есть съемный провод и заменяемые детали.
Наушники с активным шумоподавлением для диджея бесполезны: нет еще такого шумоподавления, которое переборет звуковое давление клуба. Диджея спасает только пассивное шумоподавление — когда в наушниках как в каске.
Профессиональные диджеи должны бережно относиться к слуху и, по идее, иметь запас затычек-беруш. Беруши не гасят звук полностью, но убирают достаточно, чтобы слушать клуб с комфортной для себя громкостью. За все время общения с диджеями я ни разу не видел, чтобы они ими пользовались, но я и не заглядывал им в уши. Все диджейские школы советуют на работе носить беруши.
Тренироваться дома на дисках: 100 тысяч — 1,1 млн
Несмотря на победу контроллеров и ноутбуков, во всех клубах все еще стоят дисковые проигрыватели. Это не те же, которые стояли у вас дома в детстве: они устроены принципиально иначе и работать с ними надо учиться. Ради любви к искусству можно купить домой дисковые проигрыватели и тренироваться как царь круглосуточно.
42 000 Р
Проигрывает компакт-диски и MP3
70 000 Р
Все то же, только больше и лучше
350 000 Р
Покупать новые «Пионеры» я считаю безрассудством, поэтому для дома советую сразу искать подержанные. Смотрите на потертости и ход кнопок: лучше, чтобы все выглядело новым, а кнопки нажимались с характерным щелчком. Так как проигрыватель во многом механический прибор, износ сильно влияет на качество работы: нет ничего мучительнее, чем играть на ушатанном «Пионере». Поэтому лучше не покупать старые «Пионеры» из клубов, даже очень задешево.
Помимо проигрывателей потребуется пульт: в нем вы смешиваете звук с нескольких проигрывателей. Простые пульты только собирают звук, а на более продвинутых стоят системы записи, эффекты, фильтры и подсветка.
Просто пульт. Собирает два сигнала в один. Непригоден для скретча
33 000 Р
Ровный качественный пульт с эффектами и возможностью записи. Пригоден для скретча
400 000 Р
Твоя жена уйдет к нему. Или муж
Устанавливая проигрыватели или пульты домой, помните, что от них идут провода, много длинных черных проводов — нужно куда-то их прятать и периодически вытирать с них пыль. Каждое устройство идет с собственной вилкой питания, поэтому три устройства потребуют три розетки.
При покупке обращайте внимание на стандарты питания: много диджейского оборудования предназначено для американских сетей 110 В. Чтобы подключить их к российской сети, нужен не просто переходник, а полноценный трансформатор. Новый стоит 500—800 рублей.
может стоить хороший кейс для техники. Если хранить оборудование в кейсе, оно прослужит дольше
Имея дома полноценный набор проигрывателей и пульт, можно собрать их в аккуратный фанерный кейс и таскать с собой на вечеринки, где нет собственного оборудования. Можно сдавать наборы в аренду и немного на этом зарабатывать. Вообще, если держать подобное оборудование в кейсах, то оно прослужит дольше. Хороший кейс будет стоить 20—30 тысяч. Если делать в мастерской на заказ, можно договориться дешевле.
Прежде чем покупать аппарат домой, сравните его стоимость со стоимостью обучения в диджей-школе. В большинстве случаев за сумму примерно впятеро меньше вы получите неограниченный доступ к аппарату профессионального уровня, на котором научитесь и натренируетесь вволю, и в итоге домашний аппарат вам будет просто не нужен. Разве что брать его с собой на гастроли.
Играть дома и в клубе на собственных дисковых проигрывателях
Эконом — 109 000 Р | Средний — 200 000 Р | Шик — 1 163 000 Р | |
---|---|---|---|
Проигрыватель | Pioneer CDJ-350 42 000 Р × 2 | Pioneer CDJ-850 70 000 Р × 2 | Pioneer CDJ-Tour1 350 000 Р × 2 |
Пульт | Numark M101 7000 Р | Pioneer DJM-350 33 000 Р | Pioneer DJM-Tour1 400 000 Р |
Наушники | Reloop RHP-5 3000 Р | Technics RP-DJ 1200 6000 Р | Pioneer HDJ-2000-K 25 000 Р |
Кейс | Сделал знакомый мастер 15 000 Р | Zomo 21 000 Р | Magma Workstation 38 000 Р |
Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%
Играть на виниле: 100 тысяч — 1 миллион
Эстеты, снобы и любители старинной музыки диджеят на виниле. Считается, что у винила мягкий аналоговый звук и больший динамический диапазон, чем у компакт-дисков и компьютера. Спорить с этим бессмысленно и вредно для здоровья. В условиях клуба маловероятно, что ваши гости заметят разницу на слух, но зато диджей за винилом выглядит круто. Сразу ощущение, что вы не просто кнопочки жмете, а заняты каким-то сложным делом.
У винила есть минусы.
Вибрации. От громкого звука будет скакать игла, играть тяжело. Причем вы можете стоять в диджейской будке, вам звучать все будет нормально, но по полу и столу будет передаваться вибрация от басовых колонок в зале, и игла будет прыгать сама. В одном клубе с этой проблемой боролись с помощью надувных подстилок под проигрывателями, это работало. Вообще, прогрессивное человечество почти преодолело проблему вибрации.
Пыль. В клубах бывает пыльно, пыль оседает на пластинках, их приходится чистить, со временем они приходят в негодность. Как и все мы.
Вес и стоимость. Виниловые пластинки тяжелые, на них помещается мало музыки. Если электронный диджей может отыграть сет с одной флешки или компьютера, то виниловому диджею приходится тащить кейс с 50—100 пластинками на 10—15 кг. Отдельно надо подумать, где покупать весь этот винил — сейчас его продают в интернете и специализированных магазинах.
пластинок приходится носить диджею, который играет на виниле
Управление. На виниле не делают петель, не прыгают по треку, не делают живых ремиксов, не барабанят, не пишут новые партии. Просто ставят музыку и иногда скретчат. Причем скретч вышел из моды довольно давно, сейчас им никого не удивишь.
Чтобы играть на виниле дома, нужны проигрыватели, пульт и картридж с иглой. Проигрыватель крутит диск, игла считывает сигнал и передает на пульт. Пульт все усиливает и подает на колонки.
Для диджея подходят только виниловые проигрыватели с прямым приводом: это когда площадку с пластинкой крутит напрямую подведенный электромотор. Бывают проигрыватели с ременным приводом: там кручение передается через специальный ремень. Они стоят заметно дешевле, но ни один диджей в здравом уме не посоветует вам проигрыватель с ремнем. Бывают проигрыватели с USB-выходом — они не только передают сигнал на пульт, но и дают записать виниловый звук на компьютер. Это удобно для дома, но в клубе особо не нужно.
Клубный стандарт проигрывателя — Technics SL-1210 или SL-1200. Когда я писал эту статью, новая пара «Техниксов» стоила 90 тысяч, с рук этих ласточек покупают за 40—60 тысяч за пару.
Проигрыватели других фирм (Stanton, Numark, Reloop и Audio-Technica) принципиально не отличаются от «Техниксов» и часто даже имеют больше возможностей. Проблема только в ремонте и замене деталей: деталей на «Техниксы» в России полно, на остальные — как повезет.
20 000 Р
Просто крутит пластинки, немного регулирует скорость
45 000 Р
Клубный стандарт
280 000 Р
Элитная версия с особым мотором и высокоточными подшипниками. Ваша жена вернется к вам
На проигрыватели неплохо бы надеть акриловые защитные крышки.
Еще на проигрыватель придется нацепить картридж — это деталь, в которую вставлена считывающая игла и магнит для преобразования вибраций в электромагнитный сигнал. Я всегда пользовался картриджами и иглами Ortofon, но у всех нормальных диджеев видел только Shure M44.
Играть дома и в клубе на виниле
Цены за новые аппараты. Б/у — отнимайте 20—30%