Что нужно чтобы стать диктором
Кто такой диктор и где он работает?
С момента возникновения радио и его стремительного развития на первый план стали выходить не только технические специалисты, но и работники средств массовой информации. Радио в начале XX века очень быстро превратилось в систему глобального оповещения и информирования людей, потеснив газеты. Самое важное при этом было найти человека с хорошим тембром голоса и поставленной речью. Так и возникла профессия диктора. Позднее с возникновением телевидения дикторы перешли освоили и эту нишу. Однако на этом развитие профессии и завершилось. В интернете дикторы не востребованы.
Чем конкретно занимается диктор
Под диктором принято представлять сотрудника радиостанции или телевидения, который занимается читкой текстов в прямом эфире или под запись. Характер информации может быть разным: новости, реклама, художественные произведения и т.д.
Долгое время именно диктор был визитной карточной канала или станции, его голос давал четкие ассоциации с определенной компанией. В связи с этим ответственность специалиста была крайне высока. Правда, мало кто это понимает. Если диктор случайно допускал ошибку в прямом эфире, подчас это могло стоить ему карьеры. В наши дни стандарты профессии значительно мягче, но тем не менее ответственность дикторов, особенно на центральных телеканалах, никуда не исчезла.
В работе диктором первостепенное значение имеет его голос, дикция, умение интонационно выражать смысловые точки текста. И после того, как дикторы стали работать еще и телевидении, стало необходимым следить за своим внешним видом, мимикой. Данные специалисты стали в большей степени публичными личностями.
Источник фото prostooleh/freepik
Обязанности диктора
В перечень обязанностей специалиста входит следующее:
читка материалов в записи или прямом эфире;
редактура текстов, а также проведение различной подготовительной работы, вплоть до интервьюирования экспертов-специалистов.
Для того, что работать в качестве диктора необходимо знать:
правила речевой культуры;
работа с камерой, микрофонами, а также звукозаписывающим оборудованием.
Требования к диктору
Самым главным требованием к специалисту в данной области является его голос. Он должен быть приятным и не иметь речевых дефектов. В то же время стоит отметить, что требования по состоянию здоровья к специалистам почти не предъявляют. Так что подобную вакансию с успехом могут занимать и лица, имеющие некоторые ограничения по состоянию здоровья.
Если речь идет о телевизионных дикторах, то еще одним требованием является и располагающий к себе внешний вид. Диктор должен вызывать симпатию и доверие, располагать зрителя к тому, чтобы продолжать просмотр программы и внимательно относиться к предоставляемой информации. Для этого диктор должен знать и основы профессионального мастерства, ораторского искусства.
Место работы и условия труда
У современного диктора достаточно много мест для профессиональной реализации. Основных направлений несколько:
театр и концертные площадки;
компании, имеющие внутреннюю радиосвязь;
предприятия, использующие для информирования клиентов радиосвязь (вокзалы, метрополитен);
разработка аудиотоваров (начитка аудиокниг).
Тем не менее, основными направлениями по-прежнему остаются радио и телевидение.
В связи с этим у диктора есть возможность как заниматься сразу несколькими проектами, так и иметь основное место работы с официальным трудоустройством и четко регламентированным графиком работы.
Где выучиться профессии диктор?
Диктор – это одна из специализаций в области журналистики. Поэтому для ее освоения необходимо поступить в университет с соответствующей специальностью. На сегодняшний день все вузы предлагают обучение в формате бакалавриата, когда его продолжительность в очной форме составляет 4 года. Кроме того, существуют еще и разнообразные школы журналистского мастерства, где обучение длится несколько лет.
Поступить на необходимую специальность возможно после 11 класса при сдаче экзаменов, а также прохождения творческого испытания. Чаще всего на журфак необходимо подготовить эссе на определенную тему. Хотя возможны и другие варианты: например, видеоматериал.
Стоит также отметить, что существуют и регулярно проходят мастер-классы и профессиональные тренинги. Они могут быть как в онлайн, так и оффлайн-режиме.
Но еще одна особенность профессии заключается в том, что для работы по специальности необязательно иметь именно журналистское образование, многие гуманитарные области также готовят специалистов, которые имеют поставленный голос, грамотную речь. Выпускники актерских училищ также могут вполне реализоваться в профессии диктора.
Карьерные перспективы для дикторов
Карьера диктора может развиваться в различных направлениях, все зависит от того, где работает специалист. Самыми яркими примерами являются профессионалы, которые имеют стойкую ассоциацию с голосом иностранного актера или определенной передачей. Зритель не может уже представить себе иное звучание. Поэтому узнаваемость голоса полностью определяет успешность диктора.
Источник фото prostooleh/freepik
Как устроиться на работу диктором, личные качества
Для того, чтобы работать диктором необходимо иметь приятный, правильно поставленный голос, без дефектов произношения. Но это не единственные требования. Большое значение имеют и личные качества. В число необходимых черт характера следует включить следующее:
раскрепощенность и открытость.
Сколько зарабатывают дикторы
Величина оклада зависит от места и условий работы. Так, диктор, который работает в компании и отвечает за внутреннюю радиосвязь, может зарабатывать около 20 000 рублей. Если же специалист находится на фрилансе, то чаще всего он имеет сдельную зарплату – по количеству аудиофайлов. В этом случае цена определяется сложностью и продолжительностью работы. Самые простые и короткие аудиофайлы могут стоить в районе 500 рублей за одну штуку.
Диктор на радиостанции или телеканале чаще всего является штатным сотрудником, который работает полный рабочий день, и получает около 30 000 рублей.
Плюсы и минусы профессии диктор
В число положительных моментов профессии необходимо отнести следующее:
возможность работать удаленно или по проектной системе;
возможности саморазвития и перспективы карьерного роста.
К минусам профессии следует отнести:
Особенности работы диктором: поговорим?
⭐ Особенности работы диктором: поговорим?
Когда речь заходит о профессии диктора, многие представляют себе человека, работающего на радиостанциии. Однако, данная специализация предполагает более широкий спектр применения. Сегодня такие специалисты востребованы во многих сферах, где требуется красиво и четко говорить. Особенно, стоит выделить видеоролики, популярность которых в Сети зашкаливает. Они тоже требуют качественной закадровой озвучки, и как раз диктор с этим отлично справляется.
Нынче данная профессия также активно развивается на фрилансе. Для эффективной удаленной работы такому специалисту требуется звукозаписывающая аппаратура и специализированное программное обеспечение. И обязательно хорошо поставленный голос, и безупречная дикция.
⭐ Особенности работы диктора: навыки, знания
Чтобы стать профессиональным диктором и зарабатывать на этом, мало только красиво говорить. Необходимо мастерски управлять голосом, обладать идеальной грамотностью и дикцией. Этому можно научиться на ораторских курсах. Однако, обучившись, стоит продолжить упражняться и трудиться ежедневно, чтобы оставаться востребованным специалистом.
Чтобы трудиться на freelance, следует быть настоящим профессионалом, который легко начитает любой текст. При работе с ним важно учитывать много нюансов:
А еще диктор-фрилансер обязательно должен владеть техническими аспектами своей профессии. В частности, иметь специальное оборудование и уметь им эффективно пользоваться. При записи важно обращать внимание на:
Кстати, мужские голоса пользуются большим спросом. Но это отнюдь не означает, что женщины не могут построить успешную карьеру на дикторском поприще. Наоборот, среди представительниц прекрасного пола меньше конкуренция, а значит, больше шансов стать востребованным спецом.
⭐ Озвучка удаленная работа: плюсы и минусы профессии
С активным развитием информационных технологий наблюдается повышенный спрос на аудио и видеопродукцию. А вместе с этим популярной и востребованной становится профессия диктора.
Проектов на фриланс сервисе всегда достаточно, и заказчики готовы платить за хорошо проделанную работу. Конечно, новичкам придется начинать с небольшой стоимости за услуги, но не долго. Как только портфолио заполнится удавшимися работами, можно повышать планку.
Еще один плюс дикторского труда связан с необходимостью обрабатывать большие объемы разной информации, а значит, развиваться интеллектуально. Да, и перспективы карьерного роста у тех, кто профессионально начитывает и записывает тексты, весьма обозримы. Люди, идеально владеющие голосом, всегда могут выйти из тени, и начать работать в кадре. А это уже совсем другой уровень профессионализма и финансового достатка.
Озвучивать или не озвучивать?
Все траты быстро окупятся, если вы будете гореть своим делом, и браться за любые проекты для наработки портфолио. Кстати, первые записи следует сделать самостоятельно для демонстрации своего таланта и привлечения работодателей.
Зарабатывать голосом выгодно, и вы можете в этом убедиться. Достаточно только освоить профессию, и не сдаваться на первых этапах поиска заказов. Новичкам всегда трудно, но при желании все реально. И зарабатывать диктором на фрилансе тоже. Попробуйте!
Как стать диктором на телевидении: какие навыки и личные качества вам нужны
Как стать диктором на телевидении? Этим вопросом будущие тележурналисты задаются, еще будучи студентами журфака. Из этой статьи вы узнаете, какими качествами характера и профессиональными навыками должен обладать будущий диктор.
Начать правильнее будет с небольшой исторической ремарки. Дикторы были на советском телевидении, на современном же дикторов в чистом виде нет. Сегодня это ведущие новостей, на телевизионном сленге – новостники. Изменения коснулись не только названия, но и сути профессии.
От дикторов требовалось, прежде всего, умение четко и красиво говорить, быть искусным оратором и владеть основами актерского мастерства, чтобы выразительно читать новости. Поскольку с советских времен существенно изменились технические возможности телестудий, а количество телеканалов выросло в разы, от ведущих новостей требуют гораздо большего. Судите сами: умение редактировать новости, работать в сложных многокамерных студиях, вести прямые включения с места событий, управлять многочисленными гаджетами (компьютерами, телефонами, планшетами, суфлерами), поддерживать связь с режиссером и оператором непосредственно в прямом эфире. При этом никто не отменяет таких требований, как умение естественно держаться перед телекамерой, иметь неплохие актерские навыки и быстро вживаться в новую роль, иметь приятную внешность и поддерживать себя в форме. Ведь телевидение – это, прежде всего, красивая картинка, и хорошей работы одного телевизионного гримера будет явно не достаточно. Если вы думаете о том, как стать диктором на телевидении (или телеведущим), то научитесь еще и носить деловые костюмы и платья (для женщин). Помните, что новостник – это строгий, деловой образ.
А теперь переходим к личным качествам новостника. Давным-давно в памятке американского телеканала BBC для потенциальных ведущих канала значились такие важные черты характера, как хорошее образование, знание жизни и людей, ум и находчивость, чувство юмора, терпение, воображение, скромность, вера в себя, готовность работать в команде. Этот перечень вполне универсален вне зависимости от вашей национальной принадлежности. И продолжать его можно бесконечно, потому что для телевизионного ведущего лишних качеств просто не может быть! Иными словами, чем богаче и разнообразнее ваш жизненный и профессиональный опыт, тем проще вам будет справляться с самыми разными ситуациями, возникающими в процессе работы.
Итак, если вы всерьез решили связать свою жизнь с телевидением, то начать стоит с получения качественного образования. Подготовкой профессиональных телеведущих и тележурналистов занимается Школа телевидения Ольги Спиркиной «Останкино ТВ». Студенты Школы работают на всех телеканалах страны. Основанное исключительно на практических занятиях обучение в Школе даст все необходимые знания для работы на ТВ как в роли новостника, так и любого другого телеформата (ток-шоу, интервью, авторские программы и т.д.). Приходите и вы получите ответ на вопрос, как стать диктором на телевидении!
Как стать диктором: 5 профессионалов делятся опытом
Прежде чем разбираться с вопросом «Как стать диктором для озвучки?», определитесь, в какой сфере вы хотели бы работать. Например, можно дублировать фильмы, записывать аудиокниги или только рекламу — всё это относится к разным навыкам. Я знаю дикторов, которые занимаются всем сразу, но это уже профессионалы. В начале пути лучше сконцентрироваться на чём-то одном.
В этой статье я не будут рассказывать об оборудовании: как мне кажется, это в дикторской работе самое простое. В статье «Микрофоны для записи голоса: модели, обзоры, примеры» я подробно описал на какие модели стоит обратить внимание, так же есть статья «Акустика студий: как подготовить комнату для записи голоса».
Итак, ближе к делу! Как же стать диктором?
Как понять, что у меня дикторский голос?
Помощь эксперта
Лучше всего обратиться к эксперту. Комплименты от знакомых, что у вас красивый голос, мало информативны. Эксперт — это диктор, актёр озвучания, специалист по речи, звукорежиссёр. Эти люди знают, какие существуют требования в дикторской профессии, и подскажут, на что нужно обратить внимание.
Дикция
Я заметил, что у начинающих дикторов одна из проблем — дикция. Плохая дикция — это искажение звуков, проглатывание окончаний, замена одного звука другим и так далее. На этом этапе вам нужно понять, какие дикционные проблемы у вас есть и начать их исправлять.
Благозвучность
Под благозвучностью я имею в виду то, насколько чисто звучит голос, нет ли сипа, хрипа, гнусавости в голосе. Иногда эти качества используют для создания образа персонажа в кино, мультфильмах, но в начале пути лучше, чтобы голос звучал чисто.
Управление голосом
Запишите себя и послушайте: ровно ли звучит голос, умеете ли вы распределять дыхание, не падает ли громкость в конце фразы, управляете ли вы динамикой, скоростью, высотой звука? Редко у кого всё это получается сразу, поэтому нужно учиться. Но сначала узнайте, где у вас проблемы в голосе.
Личный опыт диктора Алексея Никитина
Основные проблемы с которыми я столкнулся.
Никакого ярко выраженного говора у меня изначально не было, однако всё равно пришлось обратить внимание на множество нюансов в своей речи. Это произношение некоторых согласных звуков, например слишком выраженные шипящие звуки (Ш, Щ). Неестественное растягивание слогов: я не думал о том, что бывают предударные, заударные, которые нужно правильно редуцировать. Конечно же, осознал, что многие слова привык говорить с неправильным ударением, пришлось переучиваться.
Много проблемных слов, буквосочетаний, над которыми нужно было работать. Опять же, проблемы с шипящими и свистящими, вырывающийся резкий свист. Помогли упражнения с пробкой, дикционные таблицы, а также много много дублей и перечиток при записи текстов: когда записываешь себя сам, это можно себе позволить. Ещё, как оказалось, у меня малоподвижная верхняя губа, из-за чего возникают проблемы с артикуляцией и, следовательно, дикцией. Чтобы активировать её, нужно почаще брезгливо морщиться, ну и общие упражнения для губ тоже помогают.
3. Развитие эмоционального диапазона, актёрских способностей.
Вот это стало наиболее важной частью, так как мне неинтересно быть диктором, который просто правильно читает тексты красивым голосом. Я часто видел в описании дикторских голосов выражение «универсальный диктор». И меня заинтересовала эта самая универсальность, то есть возможность охватить голосом большое количество задач (игры, фильмы, мультфильмы, разнообразную рекламу и т. д.). Потом я понял, что она характерна для актёров озвучивания. Я не пошёл получать актёрское образование, так как игра на сцене и в кино меня не интересует. Я считаю, что актёр озвучивания — это всё же отдельная профессия, которой у нас пока нигде полноценно не учат. Самообразованием, конечно, заниматься опасно, но так уж получилось, что для меня этот вариант вполне эффективен.
Я стал брать на себя много игрового контента (фанатские озвучки игр, пиратский закадр и дубляж для сериалов, фильмов, мультфильмов), что-то было платно, многое бесплатно. Таким образом, у меня появилось много материала, на котором можно было часами оттачивать актёрские навыки. Свои труды отправлял на оценку опытным коллегам, получал обратную связь, работал над недостатками.
4. Умение понимать поставленную задачу и возможности своего голоса.
Когда сталкиваешься с потоком заказов, нужно научиться понимать, что именно от тебя хотят. Что значит читать «естественно», «как диктор», «динамично», «ярко», «с акцентами» и удовлетворять десятки других пожеланий заказчика. Понимать что хочет клиент, когда присылает, как референс, голос диктора, который гораздо старше и ниже чем я, и просит «так же, но вашим голосом». Тут может помочь только опыт, ну и предыдущий пункт. Чем шире актёрский диапазон, тем больше задач получается охватить.
Диктор Алексей Никитин в своей домашней студии. На фотографии микрофон Neumann TLM 103
Как набираться опыта в озвучке
Наставник
Учиться у мастера — это самый быстрый и эффективный путь. Сложность только в том, чтобы найти такого мастера: опытные дикторы умеют, но не знают, как научить. Поэтому нужен человек, который и владеет профессией, и понимает, как устроен процесс обучения, как передать опыт — а это два разных навыка. Если кто-то стал работать диктором, это не значит, что он сможет научить.
Открыть свой канал
Можно завести канал на YouTube, «Телеграме» и выкладывать туда свои работы. Так у вас появится аудитория, которой интересна тема вашей озвучки, будет стимул развиваться, расти и получать обратную связь от слушателей.
Стучаться в группы озвучки, студии
Можно предлагать свой голос разным студиям по озвучке сериалов, мультфильмов, игр. Правда, не стоит это делать с нулевым опытом — лучше исправить недостатки дикции, голоса и тогда уже предлагать свои услуги. В студии аудиорекламы тоже не имеет смысла писать с дефектами дикции и неокрепшим голосом.
Принцип такой: вы занимаетесь голосом, совершенствуете дикцию, а затем только предлагаете себя. Например, я ежедневно получаю письма от ребят, которые купили микрофон, но ничего не умеют. Естественно, с таким уровнем их я в команду не возьму, хотя у большинства хорошие голоса. Стать диктором без опыта — практически невозможно.
Как стать диктором: опыт Алексея Никитина
В дикторы я пришёл из звукорежиссёров. Я пять лет работал на студии аудиорекламы в городе Смоленске. Сводил ролики, писал для них музыку, чистил и обрабатывал голоса дикторов, в основном иногородних, но иногда забегали на запись и немногочисленные смоленские дикторы. В то время я не видел себя диктором, к микрофону подходил, только чтобы записывать вокал, пел я уже довольно давно и весьма неплохо.
Но как-то раз задумался я о подработке — не диктором, просто захотелось написать музыку для игр. Я зашёл на форум разработчиков игр — там был раздел, где можно разместить резюме, что я и сделал. Мне буквально через час после размещения написал человек: спросил, не могу ли я озвучить голосом его мод для старенькой игры Stronghold. Ему были нужны выкрики различных юнитов (мечников, воинов с лестницей, богатырей и т. д.). Мне стало интересно попробовать, всё необходимое оборудование у меня было. Это и стало моей первой записью.
Денег я, конечно, не просил, так как не считал себя профессионалом. В итоге человеку всё понравилось, мне тоже, хотя сейчас я бы это слушать без слёз не смог. После того как я сделал эту работу, захотелось озвучить что-то ещё. Я нашёл в ВК студию GamesVoice — команду энтузиастов, которые переводили и озвучивали игры, не получившие официальную русскую локализацию. Им я и написал. Отправил в качестве портфолио предыдущую работу и получил несколько ролей в их проектах. Также я стал тренироваться читать рекламу, пока что просто для себя. Получая на монтаж очередной рекламный ролик, я слушал, как читал его диктор, пробовал записать сам, сравнивал, пытался понять, что делаю не так. Через несколько месяцев склеил из подобных записей своё первое демо, разместил его на сайте-агрегаторе и начал получать первые коммерческие заказы на рекламу.
Постепенно я стал углубляться в профессию, получать знания. Читал форум «Радиозвук», смотрел интервью с известными дикторами и актёрами дубляжа, слушал их работы. Потом попал на Слёт дикторов и звукорежиссёров в Москве, где вживую пообщался с коллегами, посетил мастер-классы топовых дикторов, актёров дубляжа.
Если поначалу я скорее подражал своим коллегам, копировал штампы, то получив некоторый массив знаний, я, наконец, стал по-настоящему понимать, что такое текст, как с ним работать, как «включать голову» при чтении. Я записал новое демо, которое звучало уже гораздо более осознанно, и стал рассылать его по более серьёзным студиям, с более высоким порогом входа для диктора. Студии откликались, я постепенно попадал в различные базы, поток заказов увеличился.
Рабочее место диктора Алексея Никитина. Кот спит на микрофонном предусилителе Long Voice Master
Где диктору искать заказы
Биржи
В интернете полно фриланс-бирж, где можно найти работу начинающему диктору: это и «Фриланс. ру», и Kwork и т. п. Минусы таких площадок: высокая конкуренция, низкая стоимость работы. Но если нужен только опыт, цель стать диктором, то и это подойдёт.
Как стать диктором: опыт Григория Конькова
Начинал работать диктором практически бесплатно на «Русском радио» в своём городе. На одном мероприятии, где я выступал в качестве ведущего, на меня обратил внимание программный директор радиостанции и позвал на запись. До сих пор помню, что, записав один ролик, можно было съездить два раза на маршрутке, но тем не менее желание развиваться в этом деле помогало претерпевать постоянный недостаток денег на радости жизни.
Первые три года работы приходилось зарабатывать деньги на «обычной» работе, периодически приезжая в студию и занимаясь тем, что действительно нравится. Постепенно опыта стало больше, за плечами было множество проделанной работы, уже несколько радиостанций я посещал только для того, чтобы записать рекламу, новости, погоду и авторские передачи. Позже принял решение купить недорогой микрофон и микшерный пульт и попробовать записываться дома. С тех пор моя домашняя студия обросла большим количеством поролона, а портфолио — греющими душу пройденными проектами совершенной разной тематики и разного полёта.
Первые заказы я искал на «Фриланс ру»: заполнил аккаунт и стал рассылать везде резюме. В то время фриланс ввёл правило не обмениваться контактами, но мне показалось на фоне юношеского максимализма, что нужно делать всё наоборот (плюс не хватало денег на платную подписку следующего месяца), и я стал рассылать резюме большому количеству людей. Аккаунт мой заблокировали навсегда, но конверсия такой рассылки получилась более чем удачная.
Позже я понял, что существует несметное количество студий, на которые можно отправлять свои демки и получать в ответ регулярные заказы.
С тех пор я особо не продвигался, обрастал постоянными заказчиками, пользуясь всеми благами сарафанного радио.
Самый главный вывод, который ко мне приходил постепенно и последствия которого закрепились в моем сознании очень твёрдо: работать нужно так, чтобы люди тебе доверяли; нужно быть адекватным исполнителем, честным и не мелочным, понимать, что хорошее отношение и доверие — залог и внутреннего комфорта, и материального положения любого успешного человека.
Диктор Григорий Коньков в домашней студии. На фото микрофон Audix CX212B
Соц сети
Неплохой способ показывать своим подписчикам озвученные работы и заявлять о себе как о дикторе. Чтобы вас начали замечать, опять же нужны хорошая дикция, благозвучность, умение управлять голосом, ну и чёртов личный бренд, конечно.
Как стать диктором: опыт Евгения Прохорова
Родился я в Арзамасе и работать начал на местных радиостанциях «Милицейская волна» и «Ретро ФМ» новостным диктором. Спустя год продюсер станции предложил записать рекламу банного комплекса. Час почти потратили на 30 сек, но сделали. Так и началось.
Лет через пять предложили попробоваться для роликов «Джилетт» (имиджевые ролики для прероллов на YouTube). К этому моменту я себя считал уже капец каким профи!
1 сентября в Останкино случилась запись, продюсером был Григорий Шатохин из Fast foxes (они снимают «Вечерний Ургант», «Коммент аут» и клипы). Впервые, наверное, я понял, что ты сам можешь себя считать самым крутым парнем на деревне, однако стоит чуть-чуть изменить условия и всё сыпется, нужно преодолевать себя. Но всё прошло очень удачно, мы отлично отработали. Правда, проект так и не вышел. Мне известно только, что заказчик спросил: «Чо за ноу нейм, где наш обычный голос?», всё переписали известным диктором, но ролики не взлетели.
Первые заказы шли от других региональных станций на обмен. Была такая практика раньше. Потом наши FM-радиостанции стухли, и мы с продюсером ушли. Я начал искать людей в интернете, которые производят рекламу, и отправлял им свои демки. Так и набил базу. Пару-тройку лет работы с 10 до 18 по будням и почти без отпуска, и люди начали искать меня.
Диктор Евгений Прохоров в акустической кабине собственного производства. На фото микрофон Neumann TLM 103
Рассылка
Можно погуглить адреса студий озвучания и рассылать им демозаписи. В письме сразу укажите стоимость, график работы, оборудование, опыт. Подробнее об этом я писал в статье «Как попасть в базу дикторов», прочитайте её, чтобы не наделать ошибок в самом начале.
Как стать диктором: опыт Алены Арбалетовой
Свой первый заказ на рекламу я получила, работая на радио. Текст был для другого города, и я ошиблась в названии улицы: прочитала с неверным ударением. С тех пор перед записью уточняю всю необходимую информацию. Но казусы всё равно случаются, даже если текст записан без ошибок. Например, заказчик может настаивать на неверном ударении, потому что словарная форма ему непривычна и «режет ухо».
В самом начале мне было некомфортно работать в тон-студии: казалось, что закладывает уши и я ничего не слышу, но стоило надеть наушники, и все звуки многократно усиливались. В обычной жизни мы не замечаем щелчки, которые произносим вместе со словами, а в тон-кабине речь словно под микроскопом. Меня это сбивало, я делала множество дублей и сердила звукорежиссёра.
В работе мне очень помогали федеральные рекламные блоки на ТВ и радио, я не пропускала ни одного ролика, пыталась подражать дикторам, сравнивала темп речи, интонации. До сих пор люблю изучать рекламу в разных городах, узнавать голоса коллег, находить новые яркие примеры.
Искать начала уже после ухода с радио, а вначале заказы распределял руководитель отдела продакшн. Помимо прямых эфиров, я вела новости, и ко мне в то время часто попадали заказы, где требовалась серьёзная, деловая подача. Однажды мы в шутку записали, как я изображаю детский голос, дурачились. После этого звукорежиссёр стал предлагать использовать мой голос в игровых роликах.
После ухода из медиахолдинга я продолжаю с ним сотрудничать в качестве диктора и работаю самостоятельно. Для поиска новых заказчиков я подготовила различные демозаписи: IVR, рекламу, закадровую озвучку. Составила письмо с описанием оборудования домашней студии, своим рабочим графиком и стоимостью услуг. Эти письма с демо я рассылала всем известным мне студиям. Параллельно регистрировалась в базах дикторов. Сейчас раз в неделю я продолжаю делать рассылку, нахожу новые компании в поисковике. Демозаписи стараюсь регулярно обновлять.