Что нужно чтобы стать фрилансером

Как студенту стать фрилансером

Почему студенты и школьники выбирают фриланс?

Прежде всего, это удобно. Без отрыва от учебы можно работать из любой точки мира, в любом часовом поясе. Также фриланс — отличная возможность для путешествий, когда где Wi-Fi, там и офис. Кроме того, на фрилансе можно получить прекрасный опыт работы, пробуя себя в различных нишах. Таким образом вы сможете окончательно понять, с какой профсферой вы хотите связать свою жизнь. А еще это финансово выгодно: человек на фрилансе может влиять на размер заработной платы.

Поэтому попробую объяснить, как стать фрилансером, если вы учитесь в колледже или институте и не хотите зависеть от родителей.

1. Определитесь с нишей

Это самый важный пункт, который поможет запустить все остальные процессы. Подумайте, что вам нравится делать? Обрабатывать видео, редактировать текст, писать тексты для сайтов, вести Instagram-аккаунт? Если вы пока не знаете, где сможете реализовать свои таланты, изучите удаленные вакансии на hh.ru, чтобы понять, какая работа на удаленке востребована у работодателей и какие навыки требуются на приглянувшейся вам позиции. В качестве стартовой работы рекомендую попробовать себя в SMM, работе с видео и текстовой информацией, в создании сайтов и или применить все свои таланты на позиции удаленного помощника. Работа удаленным помощником — отличная возможность быстро получить много полезных практических навыков и овладеть технике тайм-менеджмента. Так что работать в команде с успешными предпринимателями или блогерами — отличная инвестиция в будущее.

2. Пройдите дополнительное обучение

Если вы планируете заниматься набором текста или расшифровками, то критерии профессионализма — это оперативность, грамотность и четкость. Но, если вы хотите развиваться в направлениях, где нужно иметь более глубокие знания, например: разработка мобильных игр, создание продающих текстов, — вам понадобится пройти дополнительное обучение. Необходимые навыки, а также диплом, который станет прекрасным дополнением вашего резюме, можно получить на различных образовательных онлайн-площадках, например, в Академии HeadHunter.

3. Соберите портфолио из 5 первых работ

Если вы уже определились с профессией, которой будете заниматься, нужно оформить портфолио первых работ. Портфолио — это очень важный шаг, иначе как заказчики узнают о ваших талантах? Если у вас еще нет заказчиков, рекомендую обратиться к друзьям или одногруппникам и предложить им свою помощь — бесплатно выполнить небольшое задание за отзыв и кейс. Таким образом вы сможете собрать первое портфолио и отзывы. Кроме того, в соцсетях можно встретить объявления о поиске удаленных сотрудников для получения первого опыта и пополнения портфолио. Задумайтесь, это тоже отличный лайфхак на начальных этапах самостоятельной работы.

4. Зарегистрируйтесь как самозанятый

С 2019 года в 23 регионах РФ действует система специального налога для тех, кто работает как самозанятый. Многие компании предпочитают работать с фрилансерами с оформленной самозанятостью. Для работодателя это выгодно с точки зрения уплаты налогов и сокращения накладных расходов. Фрилансеру тоже выгодно иметь статус самозанятого: можно смело принимать оплату на банковскую карту, а еще это отсутствие проблем с налоговыми органами. Также благодаря статусу самозанятого вы сможете легко получить визу или другой официальный документ, который раньше требовал обязательного официального оформления на работу.

5. Изучите конкурентов

Чтобы понять ситуацию на незнакомом для вас рынке, важно изучить активности других участников. Проанализируйте работу 5–7 фрилансеров, работающих в вашей нише, с помощью социальных сетей. Как они оформляют свои аккаунты? Как упаковывают свой опыт в портфолио? Что пишут с точки зрения коммуникации с клиентами? Постарайтесь научиться на чужом опыте. Именно научиться, а не копировать стиль или заимствовать идеи. Порой многие молодые специалисты боятся становиться фрилансерами, потому что не понимают, как это сделать. Анализ работы опытных специалистов и экспертов поможет вам справиться со страхами.

Источник

Что нужно чтобы стать фрилансером

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером8 МИН

Как стать фрилансером

Фриланс — это удалённый способ заработка без трудоустройства в штат. Можно сидеть на пляже в Таиланде за ноутбуком и получать за это деньги или готовить квартальную отчётность за домашним компьютером. Разбираемся, как работать на фрилансе, искать заказчиков и платить налоги.

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Кто такой фрилансер Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Фрилансер — человек, работающий удалённо с одним или несколькими заказчиками. Фрилансером может стать репетитор, бухгалтер, веб-разработчик, мастер по ремонту, кондитер — кто угодно. Фрилансом заменяют основную работу в штате компании или используют как способ дополнительного заработка.

Фрилансер сам платит налоги. Если у него нет подчинённых и среднегодовой доход не превышает 2,4 млн рублей, подойдёт статус самозанятого — плательщика налога на профессиональный доход. В другом случае можно стать и индивидуальным предпринимателем.

Как найти заказчика Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Чтобы найти заказчика, фрилансер должен знать свою целевую аудиторию. Это могут быть родители школьников, молодожёны, владельцы бизнеса, домохозяйки. Все они ищут исполнителей в разных местах, но есть и общие ресурсы — Profi.ru, например, или YouDo.

Взять задание на сайте или бирже

Ищите специализированные сайты (иногда они называются «биржи») в интернете по запросам типа «найти фрилансера» или более конкретным, с указанием вашей профессии: «найти бухгалтера», «репетитор по английскому языку на фриланс». Заказчики публикуют объявления, а вы можете брать те, что понравились.

На сайтах типа Profi.ru или YouDo высокая конкуренция. Заказчик сначала собирает отклики желающих выполнить его заказ, а потом выбирает исполнителя. Первое время завоевать доверие сложно, если мало опыта или нет отзывов, но постепенно у вас появятся постоянные клиенты.

Дать рекламу

Можно настроить бизнес-аккаунт в Instagram или запустить контекстную рекламу в интернете. Сделайте небольшую промостраницу с примерами своих работ и контактами, чтобы по клику из рекламных объявлений заказчики попадали на неё.

Налоговая служба может провести проверку в отношении любого лица, которое занимается рекламой в интернете. Рекомендуем зарегистрировать свой статус, чтобы вас никто не побеспокоил.

Запустить сарафанное радио

Опубликуйте своё предложение на личной страничке или в профильных группах. Это не привлечёт много клиентов, зато к вам могут обратиться друзья и прорекламировать бесплатно. Новичку лучше попробовать все варианты поиска.

Как могут выглядеть задачи Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Заказчик заинтересован в том, чтобы вы правильно поняли задачу. Поэтому он формулирует техническое задание (сокращённо его называют ТЗ), которое объясняет суть просьбы. Иногда перед тем, как взять заказ, вы можете созвониться или предложить заказчику личную встречу.

Например, для репетитора по английскому клиент напишет: «Подготовить 11-классника к сдаче ЕГЭ по английскому языку за 3 месяца». В заказе будет указана стоимость за час, на которую заказчик рассчитывает, информация об общей подготовленности ученика. К веб-разработчику будут другие требования. Фотографу или организатору свадьбы могут всё рассказать устно на встрече.

Часто фрилансера ищут, когда результат нужен «ещё вчера», поэтому обращайте внимание на указанные сроки работы.

Источник

Путь фрилансера: что ждет тех, кто начал работать удаленно

Я фрилансер уже почти 4 года. Каждый день я захожу в соцсети и вижу кучу рекламы вебинаров и бесплатных курсов о прелестях удаленной работы. Предполагается, что благодаря им я начну зарабатывать много денег через интернет и уеду зимовать на Бали.

О подводных камнях и сложностях в этой рекламе, конечно, ни слова. Так что я решила рассказать о них сама. Точнее показать на примере вымышленного, но вполне реалистичного Васи, что ждет впереди тех, кто всерьез решил стать фрилансером с нуля и без опыта.

Итак, Вася. Недавно он устроился на свою первую работу. Через полгода понял, что короткий отпуск два раза в год, оклад 30 тысяч и рабочий день с 9 до 18 – не совсем то, чего он хочет.

Через неделю интернет-серфинга по запросам «как еще заработать» Вася находит бесплатный вебинар по удаленной работе. Его ведет парень, который живет в Таиланде и настраивает рекламу в Instagram. Это позволяет ему посещать по 20 стран за год и ни в чем себе не отказывать. По крайней мере, так он говорит.

Вася решает, что такой образ жизни ему вполне подходит. Так начинается его увлекательное путешествие в мир фриланса.

Есть ли счастье на фрилансе? О неожиданных сторонах удаленной работы рассказывает Константин Рудов, главред блога TexTerra

1. Выживание

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Вася – полный новичок. Вебинар его вдохновил, но настраивать рекламу и продвигаться в Instagram он, конечно, не научился. А отдавать 15 тысяч за курс непонятному чуваку ему кажется слишком рискованным.

Вместо этого он зарегистрировался на трех биржах фриланса и теперь берется за любые проекты. Но без навыков ему приходится делать самую примитивную работу: транскрибацию аудио, описания товаров для интернет-магазинов, верстку шаблонных сайтов.

Каждый день с утра он мониторит сайты в поисках новых заказов, а вечера тратит на их выполнение. Проекты достаются непросто: на каждый претендует по 10–20 исполнителей.

Раз в пару месяцев ему перепадают прибыльные проекты, но в основном Вася работает много, а зарабатывает мало. Его ежедневная рутина – исполнение заказов и поиск новых. Его голубая мечта – прокачать свой рейтинг на бирже, чтобы заказчики выбирали его чаще. А еще чтобы всегда оставляли положительный отзыв после работы.

Он не знает, сколько денег заказы принесут в этом месяце, поэтому не может бросить основную работу. Из-за этого Вася очень устает, а фриланс его уже немного бесит.

На этой стадии отсеивается больше всего людей: доход небольшой и нестабильный, нагрузка высокая. Быстро выясняется, что сидение под пальмой с ноутбуком в ближайшее время не светит.

Некоторые счастливчики минуют этот этап, если уходят с наемной работы уже квалифицированными и что-то умеющими.

Сколько длится: 1–6 месяцев.

Как пройти дальше:

Результат:

Понимание, в какой сфере хочется развиваться и первое внятное портфолио, которое не стыдно показать людям. Лучше иметь в наличии хотя бы 5 работ. И несколько положительных отзывов от клиентов.

2. Становление

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Вася понял, чем хочет заниматься. Работа с текстами дается ему лучше всего. Он решил стать копирайтером: теперь он целенаправленно ищет только проекты из этой сферы. А еще он наконец решился уволиться и полностью сосредоточиться на новой деятельности.

Это помогло: за последний месяц Вася заработал в 2 раза больше, чем за предыдущий. Это все еще меньше, чем прежняя зарплата, но теперь он чувствует себя на коне. На волне успеха он даже прочитал две книжки по копирайтингу и считает, что стал неплохим профессионалом.

Однако скоро реальность обрушивается на него. Оказывается, что в его нише целая куча подниш, у каждой – своя специфика, в которых он ничего не понимает.

А еще выяснилось, что у него масса конкурентов. У конкурентов есть имя и опыт, которых нет у него. Вася видит их сайты, группы в соцсетях с кучей подписчиков и работы, которые они выполняют для крупных заказчиков и за которые получают хорошие деньги.

Вася понимает, что он не крутой специалист, а все еще лишь безликий исполнитель на бирже. Он приунывает и хочет все бросить.

На этом этапе приходят первые успехи: постоянные клиенты, рост дохода, больше заказов. Многие фрилансеры приходят к стабильному, но небольшому заработку, и здесь и останавливаются. Дальше все пойдет медленнее и сложнее.

Сколько длится: 6–12 месяцев и больше.

Как пройти дальше:

Результат:

Стабильный доход, поток клиентов и стратегия, куда двигаться дальше. На этом этапе придется совмещать работу с прокачкой навыков. Доход еще небольшой, а выполнение заказов отнимает много времени. Так что до нового рубежа идти может быть тяжело и не всегда быстро.

3. Рост

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Вася решил не бросать фриланс, а составить себе план развития. Он выбрал, чем хочет заниматься, накопил денег и прошел два обучающих курса за полгода. Нашел первых сложных клиентов и добавил пару крутых работ в портфолио.

Он убедился, что может получать за свою работу в 3–5 раз больше, чем раньше. Теперь у него есть деньги, чтобы съездить отдохнуть и купить себе новый телефон.

Требования новых заказчиков выше, так что Вася не всегда справляется. У него нет системы привлечения клиентов – он делает все наугад и часто сидит без заказов. Вася уже почувствовал вкус денег и интересных проектов, так что возвращаться к старым заказам с биржи ему уже не хочется, но с новыми получается плоховато.

Новые знания уже позволяют браться за более сложные проекты, но их непросто получить, ведь на них претендуют другие, более известные и профессиональные специалисты.

Новые навыки развиваются не так быстро, как бы хотелось – недостаточно заказов, чтобы их прокачать. Исполнитель проседает в переговорах, самопрезентации и других важных вещах.

Часто появляется фрустрация, когда новые сложные и дорогие проекты получить не удается, а старые делать уже не хочется.

Сколько длится: 12 месяцев и больше.

Как пройти дальше:

Результат:

Значительный рост доходов и профессионализма. Клиенты начнут узнавать и хорошо платить. Отчасти уже за имя.

Как и предыдущий, этот этап небыстрый. Где-то можно запутаться, заинтересоваться смежной сферой. Какие-то навыки могут потребовать более длительной работы, чем ожидалось.

4. Стабилизация

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Вася знает, для чего писать статью в «Текстерру», как настраивать таргетинг VK и какой пост он завтра выложит в группу. Он даже примерно представляет, сколько клиентов это ему приведет. У него есть сайт на «Тильде», блог и соцсети с пятью тысячами подписчиков.

Вася, может, и не звезда, но взгляни он на себя 3 года назад – он бы себе позавидовал. В его портфолио несколько проектов для компаний федерального уровня, он может выбирать из клиентов и уже давно не боится сказать, сколько стоят его услуги.

Теперь он даже может не делать все сам – когда ему лень, он нанимает таргетолога, чтобы настроить рекламу, и находит фрилансеров с биржи, чтобы перепоручить им мелкую работу.

Он научился не только делать, но и управлять – если нужно, он может собрать команду авторов, создать и запустить с нуля блог, а не просто написать туда текст.

Уже вторую зиму он проводит не в России, а на Шри-Ланке, и теперь именно он – тот парень из вебинара трехлетней давности, со свободным графиком и стабильным доходом. Конечно, с некоторой поправкой на реальность, но в целом Вася доволен – у него все хорошо.

В какой-то момент человек достигает того, о чем мечтал на заре карьеры. Доход в 50, 80 или 100 тысяч вызывает восторг, но со временем перестает казаться чем-то запредельным.

Хаотичные процессы наконец выстраиваются в понятную систему. Специалист находит подходящие маркетинговые инструменты, которые приводят ему клиентов и знает, как закрыть их на сделку. Нередко потенциальных клиентов переизбыток, так что можно время от времени поднимать ценник.

Личный бренд окреп – появляются «фанаты», которые хотят получить услугу именно у него. Доход стабильный и достаточный для комфортной жизни.

Сколько длится: от 12 месяцев до бесконечности

5. Обнуление

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Последние два года жизнь Васи похожа на колесо: доходы не падают, но и не растут, зимовки в теплых странах превратились в рутину. Теперь он даже не понимает, почему бывшие одноклассники ему завидуют – зимы в Воронеже кажутся ненамного хуже, чем на Самуи.

Да, он может себе позволить жить в теплых странах хоть круглый год. Но неужели это – его потолок? Вася чувствует, что остановился в развитии и хочет встряхнуться.

Он вспомнил, как его самого пять лет назад вдохновил бесплатный вебинар об удаленной работе, и подумал: почему бы не запустить свой проект? Он мало что понимает в инфобизнесе, но не прочь разобраться. К тому же это, похоже, прибыльно.

С другой стороны, Васе нравится его работа, он хочет расти как профессионал и понимает, что фриланс во многом его ограничивает. Ему было бы интересно поработать с каким-нибудь действительно крупным проектом. Но для этого, вероятно, придется вернуться в Россию или даже переехать в Москву.

Правда, с наемной работой воспоминания у Васи не самые приятные, так что он думает: не открыть ли свое агентство? Это дало бы возможность вести долгосрочные проекты и продолжать работать на себя.

А может плюнуть на все, переехать на Шри-Ланку с концами и открыть хостел для удаленщиков? За три зимы Вася неплохо здесь освоился и вполне понимает, что понравится новоприбывшим.

Как мы видим, вариантов, как дальше жить, у Васи масса, и многие из них связаны с фрилансом лишь частично.

В какой-то момент человек понимает, что достиг желаемого уровня. Чтобы не снижать обороты, лучше не застревать на этом этапе, а подумать о масштабировании или даже смене деятельности.

Может быть, Вася действительно откроет хостел. А мы сможем с нуля проследить, как он идет к очередному успеху. Но это, как говорится, уже совсем другая история.

Итак, чтобы обуздать фриланс и пройти все этапы, как Вася, среднему человеку потребуется около 5 лет. Новость получше: стабильно и неплохо начинаешь зарабатывать через 2–3 года работы. Если сделать все правильно, нигде не затупить и не передумать.

Источник

Мнение предпринимателей: как работать с фрилансерами

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Работа с фрилансерами, с одной стороны, может быть выгодна бизнесу, а с другой стороны, часто влечет за собой риски.

Люди, которых нанимают на разовые проекты, могут пропускать дедлайны, бросать дело на середине или не совпадать с бизнесом по видению и ценностям.

Мы поговорили с представителями пяти разных бизнесов и узнали, как они находят профессиональных исполнителей, проверяют их работу и выстраивают процессы так, чтобы не было больно за результат и сорванные сроки.

«Нужно всегда быть готовым к срыву сроков»

Мы привлекаем фрилансеров к трем этапам издания книги. Сначала нужны переводчики, затем текст отправляется литературному редактору. На финальном этапе произведение читает научный редактор, он ищет ошибки и противоречия, опираясь на свою экспертизу.

Обращаться к фрилансерам приходится из-за разнообразия тематик книг, которые мы издаем. Нам нужны переводчики и редакторы, которые разбираются в конкретной области. Если это историческая книжка, мы привлекаем по крайней мере гуманитария, если книга по биологии, очень желательно, чтобы у человека за спиной был биофак МГУ.

Запросы слишком разные, мы не можем держать в штате биолога с английским языком и космолога с итальянским. Поэтому работа с фрилансерами в издательском бизнесе — традиция.

В штате у нас есть три редактора, но это другие специалисты. Как правило, они получают больше и берут на себя сразу несколько задач — ведут самые сложные проекты, контролируют и проверяют работу фрилансеров, помогают отбирать новых исполнителей, а также участвуют в редакционных советах, где мы решаем, какие книги будем издавать. Кроме того, через них проходят все рекламные тексты для книг. На штатных редакторах всегда самая актуальная, сложная и срочная работа. Повседневные задачи ложатся на внештатников.

Процесс работы с фрилансерами отработанный. В основном мы привлекаем людей, с которыми уже сотрудничали, но время от времени просим наш эйчар-отдел разместить вакансии. Тогда в наших соцсетях появляется призыв о поиске редакторов и переводчиков.

Если со специалистом-переводчиком мы работаем первый раз, он обязательно получает тест: 5—10 книжных страниц из случайного места материала, над которым предстоит работать. Для нового редактора тест больше, 20—30 страниц. По результатам мы понимаем, подходит нам специалист или нет. Эта работа не оплачивается.

Если человек прошел книгу, то он получает в работу текст. Если тест плох, то мы пишем отказ и предлагаем, по желанию, выслать замечания и комментарии от наших штатных редакторов. Получить обратную связь хотят не все.

Мы ведем свою базу исполнителей — туда попадают и те, кого мы только тестируем. Напротив каждого имени мы вносим комментарии по поводу слабых/сильных сторон внештатников. А также знание языков и образования. Тех, с кем мы решили не работать, мы тоже отмечаем и пишем почему, чтобы потом, когда пройдет время и все забудется, не выяснять заново, что было не так.

Есть и черный список, но он невелик. Там оказываются люди, сотрудничать с которыми мы больше не станем ни при каких обстоятельствах: это те, кто не просто плохо справился с работой, но явно схалтурил сознательно.

Для научной редактуры найти исполнителя сложнее — подходят только узкие специалисты с научными степенями. Сперва мы ищем по знакомым, можем позвонить в институты и исследовательские сообщества. Иногда смотрим на похожие книги на рынке, узнаем, кто их делал, и можем обратиться к тем же людям.

Главный критерий при выборе специалиста на проект — соответствие текста возможностям и научным интересам человека. Мы не отдадим культурологу хардкорную книжку по математике.

Сроки срывают довольно регулярно. Это в целом проблема фриланса — человек, который находится не внутри компании, каким бы замечательным специалистом он ни был, порой не выдерживает дедлайны. Со штатными специалистами таких проблем, как правило, нет. Но и отбираем в штат мы тщательнее.

Мы не штрафуем за срыв сроков, за выполненную работу все равно платим. Но еще на старте предупреждаем исполнителя, что если он подведет, мы не будем с ним больше работать. Свое слово мы держим.

Из-за проблем со срывом сроков приходится перезаказывать другому исполнителю 10% от всех заказанных работ.

Чтобы подстраховаться и снизить риски, перед заказом у фрилансера мы закладываем дополнительное время на редактуру.

Люди срывают сроки по разным причинам. Что-то идет не так, нет настроения, прокрастинация. Иногда человеку просто нужно вдохновение, которое не появляется по расписанию в 11 часов дня. Может быть, это зависит от специфики работы, потому что и в переводе, и в редактуре большая доля творческого труда. А творческий человек не всегда умеет выстроить свой день так, чтобы все успеть.

В такой ситуации важно, чтобы менеджер наладил человеческие отношения с исполнителями, первым узнавал о том, что в проекте что-то идет не так. Поэтому наши штатные редакторы регулярно общаются с фрилансерами, спрашивают, как дела, есть ли проблемы, получается ли со сроками. Иногда мы останавливаем работу в середине или даже в самом начале, если видим, что почти сразу что-то пошло не так.

Работа над книгой занимает несколько месяцев, поэтому мы стараемся разделить проект и общую сумму гонорара на несколько этапов, платим по мере сдачи. Обычно считаем количество готовых страниц — мы заранее понимаем, сколько их примерно должно быть в итоге. Если работу остановили, платим за выполненный объем.

С фрилансерами мы работаем по договорам ГПХ, если есть самозанятость — прекрасно, такое мы только приветствуем, ведь для нас это значительно выгоднее по налогам.

Хотя люди из команды более включены в процесс и закрывают несколько задач, работать с фрилансерами выгоднее. Приглашенный редактор получает фиксировано 160—200 Р за «условную страницу» текста. Оплата работы научных редакторов зависит от того, насколько сложная книга. В среднем получается от 20 000 до 50 000 Р за весь проект.

В месяц мы тратим около 1,5 млн рублей на выплату гонораров фрилансерам. Кроме того, у нас есть сервисный договор с холдингом «Альпина»: мы используем некоторые общие ресурсы и частично оплачиваем работу фрилансеров через холдинг.

Курс о больших делах

«Формировать пул лояльных исполнителей и вкладываться в них»

Наша компания занимается видеопроизводством. Мы делаем проекты сами и помогаем снимать тем, кто приезжает в Екатеринбург, а также создаем шоу и крупномасштабные проекты.

Исполнителей на проекты мы набираем по гонорарной системе, оформляем с ними договоры как с ИП или самозанятыми. Когда заказов много, к работе привлекаем больше сорока человек, а гонорарный фонд фрилансерам может составить до 1 миллиона рублей в месяц.

Обычно мы приглашаем работать проверенных специалистов, людей из нашего постоянного пула.

Чтобы фрилансеры были заинтересованы в работе с нами, мы не только платим гонорары, но и выстраиваем для них полноценную корпоративную культуру. Специалисты на аутсорсе не получают регулярную зарплату, у них нет рутинных задач или строгого графика, но они приходят в офис и пользуются всем, что там есть: спортивной зоной, местом для отдыха или сна, игровой приставкой, образовательными курсами, лицензионными программами, техникой, которая пригодится и для их сторонних проектов.

в год тратят на развитие команды и офиса

Войти в постоянную команду может только человек, с которым мы уже работали. Взамен мы получаем обратную лояльность: люди развиваются и работают с нами, хотя могли бы работать где угодно.

Получается гибкий штат: такая модель управления выручает в кризисные месяцы, когда нет заказов.

Несколько раз мы проводили эксперимент, пытались брать людей в штат с постоянной зарплатой. И каждый раз мы приходим к тому, что это несправедливо и не подходит ни нам, ни исполнителям.

Например, был у нас технический директор на зарплате, который совмещал работу с должностью продюсера, и в итоге отчетность и рутинные офисные обязанности отвлекали его от проектов и творчества.

Бизнес — это не благотворительная организация. Если мы берем кого-то сотрудником, то, пока нет творческих проектов, их время будут занимать технические, рутинные задачи. Эта работа может занимать большую часть рабочего времени, и времени на творчество уже почти не остается. Не каждому такое понравится.

Обычно в проектах мы работаем с операторами, графиками, дизайнерами, монтажерами, режиссерами и продюсерами. Большинство специалистов есть среди нашего пула ребят, и этими мощностями мы закрываем основную часть проектов.

Новых людей привлекаем в двух случаях:

Когда таких нет, ищем вручную: смотрим федеральные и региональные чаты и сообщества кинопроизводителей, анализируем список участников в похожих работах, просматриваем соцсети и каталоги с работами — например, шоурилы операторов в Reelsource и профили дизайнеров на Behance.

Есть и такой способ: искать не исполнителей, а приглашенного продюсера, то есть человека, который знает всех в индустрии и может контролировать съемочный процесс. На время проекта его контакты — наши контакты.

Приглашенный специалист для нас — это возможность чему-то научиться. Чтобы понять, подойдет нам человек или нет, мы смотрим не только на компетенции, но и на его коммуникативные навыки. Как он общается, так он и думает. Обычно по первым контактам понятны уровень мотивации и отдачи человека, ответственность и зрелость. Часто на рынке работают наивные, капризные и безответственные дети со взрослыми лицами.

Когда студия только выходила на рынок, я понимал, что у команды не хватает экспертизы и опыта. Поэтому ввел правило «команда + 1»: всегда нанимал кого-то опытного извне, чтобы человек помог поднять наш уровень. Например, мы приглашали известных продюсеров, операторов, звукорежиссеров и других специалистов, которые работали вместе с нашей командой над проектом и подтягивали скиллы в команде. Так нам удалось поднять общий уровень штатных сотрудников по всем направлениям. И сейчас большинство задач мы закрываем сами.

Исключение — обладатель какого-то узкого профессионального навыка, ему платим столько, сколько он попросит, даже если цена выше рынка. Нам может быть просто некем его заменить.

Мы работаем в творческой отрасли, поэтому для нас особенно важны предварительные договоренности. Нам важно итоговое качество, то есть совпадение ожиданий. Перед началом работ мы показываем специалисту референсы, объясняем, что хотим получить. Поэтому работать со знакомыми специалистами проще, ты можешь быть уверен, что тебя поймут и услышат. Мы ставим промежуточные дедлайны, чтобы не пускать все на самотек, вовремя вмешиваться и предлагать идеи.

Ошибки ребята допускают редко, но негативные ситуации были. Если результат не соответствует нашим ожиданиям и понятно, что правки его не изменят, значит, произошла ошибка в цепочке найма. То есть мы подобрали не того специалиста, или, возможно, ошиблись в брифе. Либо не распознали, что человек завысил ожидания от себя.

Когда исполнитель не справляется, проще всего оплатить работу и больше не сотрудничать с человеком. Как-то раз мы наняли актера для съемки. Человек приехал на смену, мы отсняли часть ролика, но клиент попросил закончить работу в другой день. Актер понял, что проект не будет реализован без его участия, решил позволить себе хамство и объявил: «Ребят, смена была тяжелой, я не ожидал, поэтому гонорар будет в 4 раза выше». Я ему благодарен: проявив себя таким образом, он навсегда закрыл для нас взаимодействие и мы не облажались в будущем, позвав его на какой-то более сложный проект.

Еще он нас научил работать с технологией, которая заменяет голову: еще до всяких дипфейков мы сняли дублера, и просто графически наложили на него лицо этого актера. Вышел хороший ролик, а графики приобрели отличный опыт. Актеру мы заплатили за первый день съемок гонорар, о котором договорились. И большим с ним не работали.

«Искать фрилансеров в регионах»

У нас креативное агентство и видеопродакшен, мы занимаемся созданием рекламы для разных бизнесов. В нашей сфере такая специфика, что в штате обычно работают всего несколько продюсеров. Это такие «диджитал-прорабы», которые управляют процессами. Всех остальных нанимаем под конкретный проект.

Работать с фрилансерами довольно выгодно — не приходится содержать людей в штате, платить большие страховые взносы и тратиться на зарплаты. Сотрудничаем мы обычно с ИП — самозанятость в нашей индустрии не очень распространена. Перед подписанием договора обговариваем все нюансы, ожидаемый результат, тайминг и бюджет. Мы тратим примерно 500 000 Р в месяц на оплату работ фрилансеров, и столько же уходит на оплату труда сотрудников в штате.

У нас есть пул проверенных ребят, стараемся работать только с ними. Если кого-то не хватает, запускаем сарафанное радио. Совсем редко хожу на биржи фрилансеров вроде fl.ru. Я не люблю такой формат работы, сотрудничать с совсем незнакомыми людьми опасно, вдруг человек тебя подведет. Хотя искать на биржах получается выгоднее, чем работать со знакомыми.

Работать с фрилансерами не всегда выгодно. Например, день работы хорошего оператора может стоить 150 000 Р в Москве и 25 000 Р в Казани. Это специфика кинорынка — как фрилансер, ты зарабатываешь за один день много, но зато и трудишься не каждый день.

Я почти не знаю профессионалов, про которых можно сказать: «Он, конечно, своенравный, но свое дело знает».

Несмотря на осторожность, не все можно учесть, случаются и ошибки. Договор у нас типовой, какие-то особенные риски и нюансы мы не прописываем каждый раз.

Как-то раз мы снимали ролик, важная часть которого была построена на реквизите. Мы заранее обозначили исполнителю все, что нам нужно, но результат получили только к началу съемок. Вышло плохо, переделывать было поздно. В итоге ролик сняли, но мы остались недовольны. Пришлось писать исполнителю, что задачу он не выполнил как нужно, поэтому предлагаем снизить стоимость работ на такую-то сумму. Человек отреагировал адекватно.

По нашему опыту, если люди делают что-то не так, как вам хочется, они могут понять и принять ваше объяснение и согласятся на снижение. Главное аргументировать, за какие именно функции и почему именно в таком размере.

«Работать с людьми с бизнесовым мышлением»

Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть фото Что нужно чтобы стать фрилансером. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать фрилансером. Картинка про Что нужно чтобы стать фрилансером. Фото Что нужно чтобы стать фрилансером

Наше агентство существует уже шесть лет. Чаще всего мы берем фрилансеров на контентные задачи. Хотя у нас есть свой штат из 180 человек, людей всегда не хватает: фотографов, видеографов, копирайтеров. Логика простая: если это разовая задача, то привлекаем человека на подряд. Если понимаем, что таких заказов у нас будет много, то ищем человека в штат.

Фрилансеры — это возможность для экспериментов без больших затрат.

Например, так мы можем позволить себе привлечь на проект фотографа, который работает в редкой технике, и посмотреть, какой результат это принесет. В итоге мы можем тестировать разные методики и более творчески подходить к решению задач.

Специалисты, которых мы берем в команду, должны быть более широкого профиля, например фотограф должен уметь делать студийную съемку и репортаж. Такой человек возьмет в работу сразу несколько задач и будет всегда при деле, а мы не будем нести убытки.

База — это гугл-таблица, в которой указано имя специалиста, есть портфолио, ссылка на резюме, контакты. А также кратко описан опыт совместной работы: «Снимал ролик X, супероткрытый, работает в срок». Или, например, комментарий: «Работает в Москве и Питере, нужно связываться, чтобы узнать, где он сейчас находится». Таблицы доступны для всех, кто работает в компании.

Когда рассматриваем портфолио новых фрилансеров, обращаем внимание на «бизнесовое мышление». Это умение показать не только красивую картинку, но еще метрики, процессы и эффективность работы. Нам важно, чтобы человек не просто показал результат своей работы, но и продемонстрировал контекст. То есть рассказал, какая перед ним ставилась задача, как он ее решал, с помощью каких инструментов и почему.

Новых исполнителей перед стартом работ мы приглашаем в офис, чтобы познакомиться лично, или созваниваемся. На встрече рассказываем в целом про агентство и наши принципы, стараемся максимально погрузить исполнителя в среду: рассказываем про заказчика, описываем его цели, поясняем, почему мы решили пойти именно таким путем и какую роль в этом процессе занимает работа исполнителя. Это помогает на выходе не получить мем «ожидание/реальность».

Недавно мы заказывали копирайтинг для одного из наших новых образовательных продуктов. Мы добавили исполнительницу в общий документ, в котором велись все работы над лендингом — наполнение, видео, тексты. Девушка могла посмотреть не только на свою конкретную задачу, но и чем заняты другие специалисты.

Так внештатный исполнитель понимает, что он не просто сделал что-то небольшое и потом забыл. Он чувствует, что на время проекта он — часть большой команды.

Коммуникация у нас обычно происходит по почте, потому что сообщения в мессенджерах можно удалить. Если обсуждаем что-то в других каналах связи, все равно стараемся резюмировать все в письме на почту. Как правило, это деньги и сроки.

Ценообразование по всем направлениям разное, но мы стараемся быть гибкими в этом вопросе. Например, наш переводчик получает за символы, другие специалисты оплачиваются по часам, некоторые могут повышать ценник за срочность. Работаем с фрилансерами по договорам ГПХ, по самозанятости и заключаем договоры с ИП, если у кого есть — все зависит от исполнителя.

Если на стадии переговоров становится понятно, что исполнитель хочет больше денег, чем мы планировали, мы стараемся договориться. Может быть, фотограф возьмет на себя ретуширование? Тогда мы заплатим больше. Но если задача сверхважная, мы скорее сделаем ее своими силами, без фрилансеров.

«Обращать внимание на отношение к правкам»

Мы занимаемся разработкой сайтов 12 лет, офисы есть в Москве и Чебоксарах. В основном наши клиенты — представители промышленной отрасли. Металлургия, производство автомобилей, логистика.

К фрилансерам мы обращаемся в двух случаях:

У нас есть база проверенных исполнителей, с которыми мы уже успели поработать. Это около десятка дизайнеров, причем некоторые — наши бывшие сотрудники. Раз в один-два месяца мы ищем новых специалистов на разовые задачи, как правило, на Behance — это такая площадка, на которой дизайнеры показывают свое портфолио.

Поиск новичков — всегда подбор вручную. Сначала нужно найти хорошее портфолио, потом провести онлайн-встречу и познакомиться. Исполнители обычно работают в разных городах: Москва, Екатеринбург, Чебоксары. На созвоне нам важно понять, готовы ли мы работать вместе или нет, наконец, нравится ли проект самому исполнителю.

Нужно понимать, что в портфолио дизайнер обычно размещает идеальную картинку.

Это витрина, в которой лежат лучшие проекты. В реальной работе дизайнер может не показать такой же уровень.

Поэтому в процессе поиска и переговоров с потенциальным исполнителем я стараюсь выяснить несколько нюансов:

Если цена дизайнера меня не устраивает, ищу способы ее снизить. Например, можно сократить количество уникальных страниц сайта. Или постараться снять опасения, связанные с проектом, которые фрилансер обычно закладывает в стоимость. Например, многие боятся, что дизайн не согласуют или что будет много итераций правок. Мы сразу договариваемся, что правки будут, и на это нужно закладывать время.

Если проект короткий, на две-четыре недели, то его выгодно сделать с помощью фрилансеров. Если проект длинный и приоритетный, проще сделать своими силами. Дело не только в деньгах: внутри компании процессы налажены и отработаны, я, как руководитель, трачу намного меньше сил, потому что ребята сами знают, как и что делать.

При работе с фрилансером требуется намного больше личного времени: нужно объяснять, для каких разрешений мы делаем макеты, как работаем с компонентами, оптимизируем графику и как организовываем рабочее пространство в «Фигме», чтобы всем участникам процесса было удобно. Нюансов много, время уходит, и все это может стать не так рентабельно.

Мы работаем по договорам ГПХ. Чтобы не срывать сроки, сразу договариваемся на промежуточные дедлайны: фрилансер получает план-график с контрольными точками проекта, по которым работаем. Всего у нас работает 74 человека в штате и 25 на фрилансе.

Я могу вспомнить один проект, в котором дизайнер показал крайне слабые результаты, несмотря на хорошее портфолио. Было так плохо, что я не смог принять результат. Ситуация осложнилась тем, что человек был убежден: доделывать ничего не нужно. Мои комментарии он встречал с сильным сопротивлением. Пришлось убеждать человека сделать свою работу, уговаривать, продавливать свои замечания. В итоге стало понятно, что принципиальных изменений от человека не добиться. Мы забрали проект, оплатили труд фрилансера и сделали всю работу заново, за свой счет. К счастью, это редкая история.

Конечно, у нас был договор, но в нем не пропишешь совсем детальное ТЗ: дизайн это слишком субъективно, нельзя заранее предусмотреть все нюансы. Поэтому мы делаем ставку на тщательный отбор людей, которые сами работают на результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *