Что нужно чтобы стать хорошим читателем
Тайны успешного читателя
Каждый день мы сталкиваемся с огромным количеством данных: кто-то предлагает овладеть определенным навыком, кто-то – освоить новую профессию, прочитать книги, бросить себе вызов и изменить свою жизнь. Все это предполагает изучение новых материалов, в том числе, большое количество чтения. Как угнаться за всеми знаниями, которые нужны, да еще успеть почитать для удовольствия?
Постичь премудрости всего мира, конечно, не удастся (да и не нужно), но увеличить скорость своего чтения можно. И сегодня мы расскажем о том, как читать быстрее, эффективнее и как правильно работать с материалами из книг.
📊 Некоторые цифры
🎬 Конкретно и по делу
Как много книг и статей, которые так и хочется прочитать. И если вы думаете, когда же взять на всё это время, то наверняка вам будут интересны техники, которые помогают читать быстрее. В этом видео я расскажу про приёмы и принципы скорочтения, многие из которых я опробовал на себе. Я постараюсь поделиться своим опытом и честным мнением, естественно, с опорой на разные исследования и методики.
✅ Тест на скорочтение
Пройдите тест и узнайте свою скорость чтения и качество усвоения информации.
📚 Полезные материалы
На самом деле, важно не то, сколько вы читаете, а то, как вы это делаете. Ведь прочитанное количество книг, равное крупной городской библиотеке, не гарантирует вам успех в жизни. К успеху приводит то, как вы применяете знания и навыки, почерпнутые из литературы. В общем, в этом блоке мы собрали материалы о том, как же читать правильно, какие существуют способы, подходы и методы, которые вы можете использовать уже сейчас:
🙃 Для любознательных
Большинство людей уверены, что умеют читать, поскольку овладели алфавитом. Но грамотность не равна «умению читать», т. е. быстро и правильно понять содержание печатного текста и составить о нем собственное мнение.
В этом блоке разбираемся с секретами чтения, которые помогут лучше усваивать и прорабатывать прочитанное, чтобы вы могли легко рассказывать и использовать полученные знания для своей жизни:
📖 Упражнение
Эффективное чтение включает себя несколько составляющих. Самыми важными среди них являются скорость чтения и степень понимания и усвоения прочитанной информации. Мы подготовили для вас небольшое задание, которое покажет, удается ли вам в полной мере осваивать то, что вы читаете. Прочитайте текст ниже:
Рассказ «Два пирожных», Юрий Ермолаев
Мама вошла в комнату и сказала:
— Помогите-ка мне, дочки, вымыть посуду.
В это время старшая сестра, Наташа, читала книгу о путешествиях по Африке, а младшая, Оля, лепила из пластилина булочки и крендельки. Мыть посуду им не хотелось. Но Оля решила так: «Сначала помогу, а потом весь вечер лепить буду». И пошла на кухню.
— Я тоже сейчас приду, только главу дочитаю, – сказала ей вдогонку Наташа и добавила:
— Такая интересная книга прямо не оторвешься!
Немного погодя, Оля вернулась в комнату за Наташей:
— Что же ты не идешь, мы с мамой почти всю посуду перемыли.
— А меня здесь нет, – не отрываясь от книги, проговорила Наташа, — я путешествую сейчас в долине реки Конго. Вокруг меня пальмы, тропические лианы, попугаи. – И она перевернула страницу.
Постояла Оля около сестры, вздохнула и опять ушла. Минут через двадцать она убрала чистые тарелки и принялась за лепку.
— Ну, вот я и дома, – закрывая книгу, проговорила Наташа и вдруг рассмеялась:
— Чем это ты губы вымазала?
— Кремом, – похвасталась Оля, — я два пирожных съела. Одно за тебя.
— Зачем же за меня? – спросила Наташа.
— Мама велела. Она сказала, что еще неизвестно, когда ты вернешься из Африки, а пирожное с кремом может испортиться.
А теперь ответьте на несколько вопросов по тексту:
Несмотря на то, что это задание для учеников начальных классов, не каждый взрослый может с точностью ответить на поставленные вопросы. Если и вам не удалось полностью справиться с заданием, советуем работать над своей техникой чтения, а также улучшать уровень усвоения прочитанного.
Это полезно
На онлайн-курсе «Быстрое чтение» вы получите индивидуальный план обучения, чтобы можно было подтянуть именно свои слабые места. Эта программа для вас, если:
Воскресный промокод KNIGOLUB даст дополнительную скидку 50% на этот курс.
Как стать хорошим читателем
Каждый, кто занимается саморазвитием, хочет извлекать максимальную пользу из каждой прочитанной книги. По данным Google в современной истории опубликовано около 130 миллионов книг. Излишне говорить, что это громадное количество. И если доступно так много книг, то какие из них вы должны прочитать?
Каждый разумный человек постоянно задается такими вопросами:
Кроме этого, перед каждым человеком становится еще один вопрос: каким образом удержать прочитанное в долговременной памяти? Марелиса Фабрега пытается найти ответы почти на все эти вопросы.
Что было бы хорошо прочесть?
Первый вопрос, который люди обычно задают себе, когда они решили, что они хотят много и разумно читать, таков: что мне читать?
К счастью, это вопрос, на который многие пытались ответить, поэтому вы можете просмотреть их рекомендации, чтобы сделать свои собственные выводы.
Список Томаса Джефферсона
На протяжении всей своей жизни несколько человек писали Джефферсону с просьбой рекомендовать список книг, которые они должны прочитать. Джефферсон отвечал на эти письма. Вот список обязательных для прочтения книг от него.
1001 книга, которую вы должны прочесть перед смертью
Этот литературный справочник был составлен более чем 100 литературными критиками и был отредактирован Питером Боксаулом. Он включает в себя как романы, так и рассказы, и каждый заголовок сопровождается кратким описанием и объяснением того, почему он был выбран. С другой стороны, есть несколько подобных списков (включающих то же число книг), так что выбирать есть из чего.
Книги западной цивилизации
Это один сборник книг, который призван дать читателю гуманитарное образование в соответствии с Гарвардской классикой. Данный список придумал небезызвестный Мортимер Адлер. Он содержит те книги, которые известны как западный канон.
Список Стивена Кинга
Стивен Кинг рекомендует 96 книг, которые должны прочесть как начинающие писатели, так и все люди, которые ценят литературу.
Генеральные принципы
В дополнении к чтению хороших книг, вы должны научиться хорошо читать. Вот общие принципы.
Читайте обдуманно и избирательно
Как было сказано выше, вместо того, чтобы каждый раз задаваться вопросом «что читать», создайте план для чтения на всю жизнь. Подбирайте книги внимательно и преднамеренно. В конце концов, как однажды сказал Генри Торо: «Сначала прочтите хорошие книги, иначе у вас не будет возможности прочитать их вообще».
Читайте для удовольствия
Вы никогда не сможете найти время для чтения, если не нашли книги, которые, по вашему мнению, вам понравятся. То есть, читать надо для удовольствия, а не из обязательств. Жизнь слишком коротка, чтобы заставлять себя читать книги, которые вы не хотите читать.
Выделите время
Чтобы читать больше, вам нужно выделить на это время в своем расписании. Когда вы собираетесь читать? Первым делом с утра? Перед сном? Отведите на чтение конкретное время в своем расписании.
Уберите все отвлекающие факторы
Относитесь к своему времени, выделенному на чтение, как к священному. Найдите тихое место, закройте дверь, выключите телефон и сделайте все, что вам нужно, чтобы полностью сосредоточиться на чтении.
Будьте терпеливы
Сначала ваш «интернет-мозг» не захочет оставаться неподвижным в течение времени, которое вы выделили для чтения книг. Вместо этого он будет жаждать постоянной стимуляции, которую получает из интернета. Однако если вы имеете терпение, то обнаружите, что через некоторое время снова обрели способность полностью погрузиться в то, что читаете.
Перемещайтесь между разными уровнями сложности
Не следует пытаться заставлять себя читать книги, но вы должны добавить сложные книги в свой список чтения. Те, которые в настоящее время превышают ваш уровень понимания. В конце концов, именно так и происходит личностный рост.
Отличный способ заставить себя читать трудные книги — чередовать различные уровни сложности чтения. Выполните следующие действия:
Активно думайте о том, что читаете
Как однажды сказал Денис Парсонс Буркит: «Лучше немного почитать и задуматься, чем много читать и немного мыслить». В конце каждого абзаца, каждой страницы или каждой главы книги, которую вы читаете, остановитесь на мгновение и подумайте о том, что вы только что прочитали. Вспомните школу, когда учитель просил вас прочесть отрывок из книги, а затем объяснить всему классу, что же вы только что прочли.
Делайте заметки на полях
Сделайте книгу своей собственной, опишите свои мысли на полях и выделите фрагменты, которые считаете особенно важными. Кроме того, вы держите разговор с автором, когда читаете и записываете, где вы согласны с автором и где не согласны. Как однажды сказал Мортимер Адлер: «Запись в книге указывает на интеллектуальную собственность».
Заведите журнал
Это один из самых лучших способов стать хорошим читателем. Вот формат, который вы можете использовать:
Как стать продвинутым читателем: 7 советов
Признайтесь, уже дали в этом году обещание — читать больше? Может быть, даже представили себя в обнимку с бестселлером, которые давно обсуждают все, кроме вас. В этой статье делимся советами от Грегори Коулса, главного редактора раздела The Books desk в The New York Times.
Исследование за исследованием доказывают пользу чтения: от него повышается эмпатия, снижается уровень стресса и сохраняется память. Но несмотря на бесспорную пользу, чтение — это в первую очередь хобби, способ получить удовольствие.
Найдите время на чтение
Как и любой досуг чтение требует свободного времени, которого, как правило, не хватает. Не стоит судорожно выискивать время на чтение, его нужно выделить, то есть поставить чтение в приоритет над другими активностями.
Для некоторых людей лучшее время для чтения — в поездке на работу; для других — перед сном. Вы лучше, чем кто‑либо другой, знаете свой распорядок дня и можете выделить в нём время на книгу или статью.
Есть только 2 обязательных условия, при соблюдении которых чтение будет наиболее продуктивным:
Только при обязательном соблюдении обоих условий вы сможете полностью погрузиться в текст.
Как читать больше
Вы сохраняете кучу ссылок, покупаете горы книг — и всё это томится, пока вы заняты более важными делами. Но бывает и такое, что с утра вы планировали взяться за новый текст, но день прошёл, а книга и не была открыта. Погружаясь в водоворот повседневных забот, мелких отвлечений и развлечений, мы часто забываем отводить время на саморазвитие. Ниже вас ждут несколько советов, которые подтолкнут к тому, чтобы одолеть все отложенные тексты.
Поставьте цель. Не всем нравится такой способ мотивации, но он работает. Книга за месяц, книга за неделю — ставьте планку, повышайте её и обязательно отмечайте свои успехи.
Держите тексты поблизости. Сейчас это сделать не так сложно, так как в любое устройство можно установить приложение для чтения, все книги будут под рукой и вы сможете скоротать за чтением время по дороге домой или во время обеденного перерыва.
Не забывайте и про бумажные книги: они идеальны для вдумчивого домашнего чтения, так как не напичканы десятками отвлекающих приложений. Также чтение на бумаге сбережёт ваш сон, так как вред синего излучения от экранов для засыпания уже не вызывает сомнений.
Отложите гаджеты и выключите телевизор. С первым будет непросто, особенно если вы читаете на планшете или смартфоне. В этом случае поставьте режим «не беспокоить», который заблокирует все оповещения, и тренируйте силу воли, дабы не открывать лишние приложения. Если же воля ваша слаба, возьмитесь за бумажные книги и спрячьте все гаджеты подальше.
Вспомните про библиотеку. Наверное, вы уже и забыли о такой возможности. Но хороша она тем, что, во‑первых, у вас будет чётко обозначен срок, до которого вы должны будете вернуть книгу, и, соответственно, прочесть её. Во‑вторых, многие бумажные книги стоят недёшево — библиотека позволит сэкономить деньги и при этом воспользоваться бонусами от чтения бумажных книг. В‑третьих, вы можете остаться в библиотеке, её атмосфера точно расположит к чтению: многие библиотеки обновляются и превращают в комфортные места досуга, в которых приятно находиться.
Присоединитесь к книжному клубу. Да, они всё ещё существуют, как и библиотеки. Поищите книжных энтузиастов в своём городе через соцсети или создайте свой книжный клуб. Его правила работы просты: выбираете книгу, читаете, а затем обсуждаете за чашечкой чая или кофе на собрании.
Найдите источник рекомендаций
Обратите внимание на книжные проекты, специальные рубрики в СМИ, странички критиков и блогеров в соцсетях.
Например, просматривайте колонки Галины Юзефович в «Медузе» или подпишитесь на неё же в Facebook, слушайте выпуски подкаста «Книжный базар».
Следите за литературными проектами: например, «Полка» позволит узнать больше о 108 самых важных русских книг в вопросах и ответах. В подкасте «Чтение» от радио «Маяк» можно познакомиться с рассказами и короткими повестями известных авторов. На сайте «Горький» — познакомиться с рецензиями, почитать фрагменты из книг и заглянуть на виртуальную книжную полку.
Определите, какой вы читатель
Чтобы понять, что конкретно и где искать, выясните, какие книги вам нравятся. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Ответив на эти вопросы, вы поймёте, к какому виду чтения вас тянет и сможете подобрать каналы рекомендаций в соответствии с вашими интересами.
Ориентируйтесь только на свои потребности и интересы
Чтение для удовольствия — это в принципе первая ступень к чтению как постоянной привычке. Прежде всего ориентируйтесь на свои вкусы, а не на мнение знакомых, учителей, критиков. Кому‑то кажется, что в вашем возрасте поздновато читать «Гарри Поттера», не слушайте, а просто наслаждайтесь.
Удивите себя
Читать то, что нравится — это только первый шаг. Следующий заключается в том, чтобы постепенно открывать для себя новых авторов и жанры.
Читайте то, что вам неизвестно! Благодаря книгам вы получаете уникальную возможность: взглянуть на мир глазами другого человека. В чтении, как и в жизни, чем сильнее вы открываетесь миру, тем шире ваш кругозор и полнее картина мира.
Даже в пределах любимого жанра, читайте авторов, чей опыт сильно отличается от вашего: например, авторов другой нации, социального класса, пола.
Также не ограничивайтесь одним жанром. Если вы уже выделили время для чтения, нашли хорошие источники рекомендаций и уже читаете для своего удовольствия, почему бы не обратить внимание на книги, которые вы избегали ранее?
Например, если вы приверженец научно‑популярной литературы, попробуйте прочесть небольшой роман, на который вы видели большое количество положительных отзывов. Но если книга не понравится, позвольте себе бросить её, не мучайтесь и не дочитывайте до конца. Помните, вы делаете это удовольствия ради, а не только пользы для.
Не только читайте, но и вчитывайтесь
Чтение кажется пассивным процессом: автор излагает мысли, а читатели внимают им. Но необязательно соблюдать заведённый порядок: начните взаимодействовать с текстом, и вы поймёте что‑то новое про произведение и, возможно, про себя.
Есть несколько способов вовлечь себя в процесс чтения, они напоминают книжный клуб для одного:
Все эти пункты помогут вам начать общаться с текстом.
Повторим условия, которые помогут стать продвинутым читателем:
А чтобы читать ещё быстрее и вдумчивей рекомендуем курсы по скорочтению и эффективному чтению на TeachMePlease!
С книгой в обнимку: как стать хорошим читателем
В эссе о литературе нобелевский лауреат Герман Гессе пишет: «Жизнь коротка, в горнем мире не спросится, сколько книг ты осилил в своём земном бытии. Поэтому неумно и вредно тратить время на бесполезное чтение». И тут же уточняет: бесполезным его делает не выбор плохих книг, а качество самого чтения.
Человек, пролиставший томик Пруста или Набокова ради очередной галочки в чек-листе, получит от гениального текста гораздо меньше пользы, чем въедливый читатель незамысловатого жанрового романа. Чем больше внимания и сил мы вкладываем в текст, тем большую отдачу получаем. Даже тогда, когда проводим вечер не с проверенной временем классикой, а с непритязательной беллетристикой.
В то время, как журналы и блоги полнятся советами, как читать больше и чаще, мы предлагаем подумать о том, как вывести чтение на качественно новый уровень. Стать читателем осознанным, включённым и пытливым. Ведь хорошая книга может быть не только приятным времяпрепровождением, но и важным опытом, формирующим наше мировоззрение, развивающим эрудицию и раскрывающим новые грани нашей личности.
Как выбирать книги
Не существует универсальных книг, которые нравятся всем и всегда. Следовать популярным спискам в стиле «100 лучших романов всех времён», выбирая, что почитать на выходных, не более рационально, чем подкидывать монетку. Главное правило выбора материала для вдумчивого чтения звучит так: книгу надо именно выбирать, а не полагаться на случай (или красивую обложку).
Чтобы произведение не разочаровало, необходимо понимать, что вы хотите от него получить. Не браться за «Маленькую жизнь», если вам хочется чего-то лёгкого и весёлого. Отказаться от Кафки, если именно сейчас требуется чтение тёплое, уютное и утешительное. Аннотация редко даёт полное представление о том, что скрывается под обложкой. Другое дело — профессиональные рецензии. Критик Галина Юзефович советует найти своего «гуру» в мире литературы, чей вкус совпадает с вашим, и следить за его публикациями.
Хорошая литература — это сад расходящихся тропок, так что присмотритесь повнимательнее не только к критике, но и к текстам своих любимых авторов. Современный нонфикшн изобилует книжными рекомендациями, но и эссе старых мастеров могут хранить в себе настоящие жемчужины. Осталось только выбрать, чьему вкусу вы доверяете и внимательнее приглядеться к его прозе. Кафка, например, безумно любил «Братьев Карамазовых», а Фолкнер благоговел перед творчеством Джойса и Манна.
Как читать книги
Узнавайте больше
Каждая книга — не отдельный остров, а часть большого литературного архипелага. В любом большом романе отражается эпоха, традиция и современный ему контекст. Знание условий, в которых был написан текст, биографии автора, особенностей его поэтики открывает новые грани и смыслы, которые невозможно заметить при поверхностном прочтении.
Тот же Герман Гессе утверждал, что «читать книгу — для хорошего читателя это значит постигать существо другого человека» и советовал не упускать возможности познакомиться со всем, что выходило из-под пера любимого автора. Однако не стоит впадать в крайности. Начинать знакомство с творчеством Льва Николаевича с покупки полного собрания сочинений в 90 томах — это трюк для настоящих профессионалов. Но хороший читатель всегда готов узнать о прочитанной книге чуть больше, чем спрятано под обложкой. Хотите посмотреть на любимый роман свежим взглядом? Почитайте профессиональную критику, интервью автора или, как минимум, предисловие к ней.
Творите вместе с писателем
Чтение — это не пассивный процесс потребления контента, а сотворчество. По словам канадского писателя Альберто Мангеля, чтение — это «мастерство, которое обогащает текст, придуманный автором, углубляет его… и расширяет до самых дальних границ читательской вселенной». Учитесь быть активным и творческим читателем: снимать поверхностный слой повествования, чтобы добраться до идейной основы произведения, и критически переосмысливать прочитанное.
Владимир Набоков, к примеру, был уверен, что «Анну Каренину» невозможно понять, не нарисовав схему спального вагона, в котором Анна возвращается из Москвы в Петербург. Такое чтение потребует больше внимания и времени, но и удовольствия принесёт больше, чем простое следование за сюжетом.
Читайте сосредоточенно
Не стоит упускать из виду и чисто практический аспект: как, где и в каких условиях вы планируете читать. Всё это оказывает непосредственное влияние на ваше восприятие и уровень вовлечённости. Двадцать минут сосредоточенного чтения перед сном дадут несравнимо больше, чем попытки урвать по паре страничек в течение всего дня. Когда вы сфокусированы только на тексте и не отвлекаетесь на посторонние дела и уведомления из соцсетей, вы можете полностью «погрузиться» в историю, чтобы прочувствовать атмосферу, созданную автором.
А что потом?
Сформулируйте свое впечатление
Вдумчивое чтение требует не только сосредоточенности в процессе, но и подведения некоторых итогов. Не пожалейте времени на то, чтобы, закончив роман, сделать паузу и отрефлексировать полученный опыт. Если вы читаете две или больше книг в месяц, будет полезно завести блокнот для заметок, чтобы сохранять в нём свои размышления о прочитанном. Даже чиркнуть пару строк в Instagram полезнее, чем, закрыв одну книгу, тут же приступить к новой.
Перечитывайте книги
Владимир Набоков был убеждён, что книги нельзя читать — их можно только перечитывать. «Хороший читатель, — писал он в своих лекциях, — читатель отборный, соучаствующий и созидающий, — это перечитыватель». Читая книгу в первый раз, мы знакомимся лишь с её общей формой, словно окидываем беглым взглядом картину. Увлекшись сюжетными перипетиями, упускаем из виду важные нюансы, которые открываются лишь при втором, третьем прочтении, когда сюжет уже известен и можно внимательно присмотреться к технике исполнения. К тому же, многие детали раскрываются лишь ретроспективно. Зная развязку, мы способны разглядеть в характере и поведении персонажей то, что раньше было незаметно или непонятно.
Даже если филологические тонкости вас не интересуют, перечитывать книги всё равно полезно. Ведь восприятие одних и тех же сюжетов по прошествии времени может серьёзно измениться. Как известно, «Анна Каренина», прочитанная в 20 и в 40 лет — это два совершенно разных произведения. Вот почему иногда литературе, которая «не зашла» при первом прочтении, стоит дать второй шанс.
И напоследок
Любой литературный текст открыт к миллионам различных толкований. Не существует одного-единственного верного способа прочитать и понять книгу. Так что доверяйте своему чутью, а не мнению критиков и литературоведов. Да, тысячестраничный том комментариев к «Дару» позволит разгадать набоковские шарады и реконструировать культурный контекст романа. Но как говорит сам его составитель, Александр Долинин, «мой комментарий рассчитан прежде всего на людей, уже прочитавших «Дар» и получивших удовольствие от первого чтения».
Со временем любое великое произведение обрастает исследованиями и интерпретациями, но не позволяйте им затмевать первоисточник. В конце концов, литература создается не для учёных, а для читателей.
Конспект брошюры «Как правильно читать книги?»
Предисловие
Я считаю, что мой конспект может быть полезен людям, которые хотели бы прочитать данную книгу, но им сложно это сделать по той или иной причине.
В конспекте наверняка найдутся проблемы, и внимательный читатель обратит на них внимание, поэтому прошу такого читателя сообщить мне о них в критическом комментарии, чтобы я научился писать лучше.
Задача самой книги, равно как и конспекта – в том, чтобы открыть рядовому читателю глаза на то, что читать книги нужно учиться, и что читать их надо правильно, а не «как получается».
Если вы считаете, что вещи в книге очевидны, то спешу сообщить, что по крайней мере часть тезисов очевидна не всем.
Мною «актуализирована» некоторая часть советов, всё-таки XXI век на дворе.
I. Общие советы
Общие советы по выбору книг:
Читайте немного книг, но выбирайте лучшие, не самые лёгкие, но и не самые сложные, а такие, для чтения которых нужно прикладывать усилие. Из них выбирайте самое нужное и необходимое.
Плохое чтение может навредить:
Если некритически читать книги, способствующие деградации ума, поведения или мышления. Если «читать запоем», доводя себя до неврозов, головной боли, переутомления. Можете стать любителем говорить «громкие слова» попусту, став так называемым «фразёром». Если ваши знания будут бессистемно надёрганы отовсюду, вы можете стать плодом ложной начитанности, зубрёжки и отсутствия логической выучки, так называемым «человеком с кашей в голове». У таких отсутствует сколь-нибудь стройное мировоззрение, и разговор с ними – мука.
В дополнение к этому следует напомнить дурные привычки при чтении:
Или другие, которые проявляются в ослаблении внимания. Эти привычки образуют дурные навыки. Но необходимо бороться с этим, необходимо постепенно поддерживать в себе навык к полному, углублённому чтению хороших, нужных, глубоких книг.
Образованный от необразованного отличается не количеством сведений: важно не только наполнять память, но и главным образом – дисциплинировать и упражнять ум, приобретать навык к систематическому отчётливому мышлению.
Используйте воображение, пуская его «вовсю» где надо, даже если придётся перечитать отрывок несколько раз. Воображение – крайне полезный инструмент для чтения.
Чтение в коллективе – хороший инструмент для проработки материала, однако коллектив должен исключительно обсуждать материал на равных со всеми, когда каждый участник заранее проработал материал самостоятельно, только тогда коллективное обсуждение будет эффективным инструментом самообразования – будить интерес, рождать новые мысли и развивать идеи, а иначе – только навредит.
Необходимые условия для правильного чтения:
1) Наличие известных способностей.
2) Отсутствие дурных навыков в чтении.
Первое и главное условие – способность сосредоточивать и удерживать внимание на читаемом.
Нередко приходится слышать жалобы на ослабление памяти: «прочту две-три строки или маленький отрывок, перехожу к следующему – а первое уже забыл; не помню даже, о чем была речь». Здесь чаще всего две причины:
1) нервная болезнь – психастения, неврастения и т. д., и таких случаях надо, не мешкая, обратиться к врачу;
2) ослабление внимания.
Мы не запоминаем потому, что не можем, как следует, сосредоточить внимание на читаемом. Мысль постоянно отвлекается от него. Иногда можно заметить, что параллельно смутно сознаваемым мыслям книги идут свои мысли, с ней ничего общего не имеющие. Причины этому тоже по большей части две: или также болезнь, или дурной навык.
Борьба с дурным навыком и, отчасти, с болезненным ослаблением и недостатком внимания сводится главным образом к упражнению внимания, усиленной тренировке его.
Например, берут сперва отрывок в две-три строчки и стараются прочесть его с полным сосредоточением внимания так, чтобы мысль его стала для читающего совершенно отчетлива, прозрачно ясна. Для этого приходится иногда перечитать её несколько раз подряд. Когда это достигнуто с двумя-тремя строчками, начинают увеличивать с каждым днем число строчек.
Упражнение должно проделываться каждый день. Если ослабление внимания не так сильно, нужно, конечно, начать с более длинного отрывка.
II. Чтение
Придерживайтесь плана чтения, особенно в начале изучения науки: сперва краткий учебник, затем более глубокий, и так далее.
Некоторые книги служат вам источником вдохновения, надежд и бодрости, их стоит читать и перечитывать пассивным чтением. Задача – впитать мысли и настроения, пережить их, заразиться ими. Отмечайте в таких книгах впечатляющие места, чтобы снова и снова их перечитывать. Если не переводить возникшие идеи и мысли в действие, то рискуете остаться всего лишь мечтателем.
Произведением искусства сперва наслаждаются пассивным чтением, затем сознательно изучают с проработкой, это разные виды деятельности.
Проработав одну книгу, можно закрепить, а то и углубить полученные знания, проработав противоположную по направлению книгу, изучив с проработкой те места, где она конфликтует с прочитанной. Можно научиться читать такие книги параллельно.
Как бороться с этой помехой? – Постоянно помните, что надо преодолевать лень, и каждый раз прилагать усилие. Нам нужна привычка, а она создаётся рядом повторных действий.
Для глубокого изучения сложной книги совершенно недостаточно прочитать её один раз.
Главные группы целей чтения:
«низшая группа» целей:
«высшая группа» целей:
А) Для осведомления, пополнения сведений о чём-нибудь; Б) Чтение для нравственного, «волевого» воздействия на душу – «воодушевляющее». Они вливают новые силы, поднимают настроение, мотивируют. В) Чтение крупных произведений искусства, это не развлечение, это важное и необходимое средство для расширения кругозора и опыта для углубления мировоззрения, мыслей, чувства. Г) Чтение для изучения какой-нибудь книги, какого-нибудь вопроса. Д) Чтение для самообразования.
Искусный читатель должен: А) Если потребуется, выжать из книги максимум. Б) Приспособлять способ чтения к цели чтения. Один из главных недостатков безыскусного чтения – тот, что мы читаем приблизительно одинаково. Разница не особенно велика. Кто привык читать быстро, просматривая, тот одинаково «просмотрим» и развлекательную, и научную литературу. Кто привык читать медленно так же внимательно читает развлекательный пост, как учебное пособие.
Основное правило искусства чтения такое: Способ чтения зависит от цели чтения и всецело ею обусловливается.
Способы чтения распадаются на группы, главные из них:
«Пролистать книгу». «Просмотреть», «пробежать» её. При этом умелый читатель схватывает только наиболее существенные вообще или наиболее важные для него: главные мысли, факты и т.д. Медленное, неполное чтение, «выборочное»: читают не бегло, основательно, но с пропусками. Например, пропускают ненужные вставки. Полное, без пропусков, но и без особой работы над материалом. «С проработкой» её содержания. Этот способ – лучшая школа чтения. Кто не читал и не умеет читать с проработкой, тот никогда не достигнет той цели умения читать вообще и хорошо просматривать книгу, какая доступна ему по его способностям.
Вторая группа. (названия не совсем точные)
Пассивное чтение. Просто отдаёмся на волю автора, не критикуем текст, не даём ему оценки, просто переживаем его мысли, чувствования, образы, сливаемся с его личностью, смотрим его глазами, живём в его мире, забываем о себе и т.д. Активное чтение. Всегда осознаём себя, оцениваем мысли автора, соглашаемся с ними, критикуем их, перерабатываем по-своему, делая выводы и т.д.
Поверхностное чтение. Углублённое чтение.
Трудно кратко выяснить различие и его сущность, поэтому автор даёт сравнение. Мне оно не понравилось, я дам своё объяснение: когда читаем углублённо, то прорабатываем весь материал книги, соглашаясь или оспаривая его, тем самым вся книга нами переработана, нет опущенных, отложенных на потом деталей или частей книги.
III. Проработка и отработка книги
Работа над книгой состоит:
А. Прежде всего в том, чтобы хорошо понять книгу. Нередко спросишь человека, прочитавшего книгу, в чём суть её – и окажется, что он совершенно не понял её или понял (ещё чаще) самым превратным образом. Можно не только понять книгу, но и «пережить» её содержание.
Б. Помимо вопросов и задач, которые ставит автор, у нас возникают собственные – на фоне согласия или несогласия с автором. Критикуем, стараемся опровергнуть и т.д. Вся эта в высшей степени полезная работа углубляет и чтение, и нашу мысль. А кто работы этой не производит – тот плохо читает.
В. Правильно читая хорошую научную книгу, мы следим за ходом мысли выдающихся мыслителей, прорабатываем их рассуждения, усваиваем их методы, их способы исследовать вопрос, доказывать, объяснять. Прорабатывая всё это, мы учимся на практике у великих мастеров мысли. Это имеет огромное значение для дисциплинирования и развития мышления.
Добиваясь этих трёх целей, нам неизбежно придётся выработать много полезных навыков, а именно:
1) сосредоточиваться на том, что читаешь;
2) «выжимать» самую сущность читаемого, отбрасывая мелочи;
3) «охватывать мысль» автора вполне ясно и отчетливо: это помогает выработке ясности и отчетливости собственных мыслей;
4) мыслить последовательно и осторожно – целое богатство, ничем не заменимое; кто обладает им, тот обладает самой основой настоящей образованности и не может не обладать знаниями; он обладает ключом к глубокому чтению, а вместе с тем и к более глубокому пониманию жизни:
5) наконец, воображать ярко и отчетливо, как бы переживая то, что читаешь, – дар, о важности которого многие и не подозревают.
Вся работа над книгой, нужная для отмеченных нами задач, вместе со вспомогательными приемами, о которых будет речь ниже, и называется – проработкой книги. Она необходима при изучении книги или отдельного вопроса и при чтении книг для самообразования.
Для такой работы, как уже сказано, не должно щадить ни времени, ни сил. Вкладывайте в нее все силы, это оплатится с избытком.
Два основных пути к проработке книги.
1. Прямо начать чтение и проработку с первой страницы, и затем двигаться по частям далее. К прочитанному не возвращаются.
Одна из основных задач чтения с проработкой – отчётливое понимание всей книги. Первый путь при этом недостаточно удобен.
2. Предварительное ознакомление с книгой перед настоящим чтением и проработкой ее дает обычно большое сбережение времени и труда и лучшие результаты.
В предварительном ознакомлении с книгой, особенно когда нужно отсеять часть книг, помогут часто пропускаемые части:
Предисловие и введение позволят понять какие цели и задачи ставит автор, на что обратить внимание.
Оглавление покажет общий план содержания книги, с него надо начинать и им заканчивать чтение.
Заключение объясняет к чему книга подводит, какие задачи выполняет.
Главных задач проработки научной книги (а вместе с тем и всякого настоящего, серьезного чтения её) три:
1) книга должна быть правильно и отчётливо понята;
2) мысли и сведения, содержащиеся в ней, должны «отработать» в нашем уме, в нашей психике;
3) во многих случаях должна быть произведена оценка её содержания.
Первое условие понимания книги – достаточная подготовка. Каждая книга кроме «популярных» требует известные знания. Если их нет, то читатель её не поймёт.
Второе условие – понимание иностранных слов и терминологии книги. Не брезгуйте гуглить незнакомые термины и слова – это важно!
Третье условие – умение «вникать» в читаемое, а не «пробегать глазами». Для того, чтобы глубже «вникнуть» в мысль, нужно уметь ее задерживать и всю силу внимания сосредоточивать на ней. Для этого требуется особое характерное усилие, известное, вероятно, каждому и столь неприятное «ленивому» уму. Кто не умеет или ленился «вникать» в читаемое, для того настоящее знание закрыто.
«Отработку» можно свести к двум главным типам.
Первый тип. Содержание книги может быть «усвоено» нами, т.е. мы перенимаем мысли из книги. Мы обычно не можем сами создать великую мысль: но мы можем сделать ее «нашей», если она станет определяющей силой в нашей жизни и в нашем миросозерцании. На вопрос «что вы думаете о том-то?» мы отвечаем в большинстве случаев заимствованными мыслями.
Второй тип «отработки» – противоположный. Мы не признаем содержания книги истинным. Наоборот. Мы «отвергаем» его, так как оно кажется ошибочным или несовместимым с нашими взглядами. Здесь производится работа, часто не менее ценная, чем при усвоении. Если мы хорошо поняли чужие мысли и хорошо вникли в них, кое-что в наших мыслях будет дополнено, исправлено. Они приобретут большую отчетливость и углубятся, станут более определенными и обоснованными.
Чем больше собственных мыслей, знаний, эмоций сопоставляется, сравнивается, исправляет ошибки и оценивается относительно тех, что содержатся в книге, в ходе изучения содержания книги – тем больше и глубже результаты «продумывания» книги. Тем полезнее это для самообразования и для умственного развития.
Необходимо создать привычку сознательного и намеренного продумывания.
Для этого есть два условия – не читать без передышек, и уметь некоторое время поддерживать внимание на одном и том же вопросе.
Мысли, которые приходят при проработке книги, нередко очень ценны, и их следует записывать – да хоть в твиттер – но не чтобы забыть, а чтобы чётко и коротко её сформулировать, «отработав» её лучше, чем просто продумав «в голове», рискуя оставить её неясной, туманной.
Тем более следует научиться записывать чужие мысли, которые могут пригодиться. Сохраните их для себя.
При чтении для самообразования выбираются лучшие произведения лучших авторов, так как их критиковать, когда мы только учимся?
Не бойтесь этого. Только знайте цену этой критике. Это – критика для развития нашей мысли, чтобы научиться критике. Мы имеем право сомневаться и быть несогласными, поставить знак вопроса и стараться решить, так это или нет? Без этого нет самодеятельности мысли.
Нужно добросовестно и тщательно работать над решением вопроса, по мере сил. Если не можем – оставляем вопросом. Вместо «автор глуп» спрашиваем «не показалось ли мне, что здесь ошибка? Не сам ли я ошибаюсь?»
Критика – палка о двух концах. Иногда показывает проблемы книги, иногда – легкомыслие и невежество критика. Настоящая критика требует не только смелости, но и знания, и труда. Критиковать, – не значит только находить ошибки и недочеты, но и находить достоинства, вообще оценивать.
Оценивать сложные многогранные труды гораздо сложнее, чем простые и плоские. В первом может быть много ошибок, зато найдётся настоящее сокровище, а во втором порядочно, аккуратно, но и только.
Критика при чтении с проработкой заключается не только в отметке ошибочного и сомнительного, но и особо выдающегося. Важно после своей критики прочитать критику крупного специалиста, тоже с проработкой, сопоставлениями, проверкой. Это очень углубляет и усвоение книги, и мысль, и критические навыки.
При прочтении соблюдайте основной принцип: от общего впечатления идти к частям, к подробностям. Полезно предварительно пробежать главу до её прочтения.
После предварительного ознакомления советуем разделить её на главные части по смыслу и прорабатывать их по очереди.
Проверочные вопросы очень полезны, читайте их не раньше проработки всей главы.
IV. Освоение книги
Условия освоения параграфа: первое – отчётливо понять его. Отчетливо понять – значит уметь точно и ясно определить его тему и кратко изложить ответ на нее. Этот «самоэкзамен» – лучшее средство самоконтроля при чтении. Если не можем – значит плохо вникли, плохо поняли. Если не получается – отметьте это место, и читайте далее, возможно позже автор даст не хватающие сведения для понимания пропущенных глав.
Доказательства. В каждом есть три части:
1) Тезис – та мысль, которая доказывается.
2) Аргументы – основания в поддержку тезиса.
3) Демонстрация, способ доказательства – связь между аргументами и тезисом.
Если нарушена связь между ними – доказательство неубедительно.
Понять доказательство – понять связь этих частей.
Критиковать доказательство – доказать неприемлемость аргументов или отсутствие связи с тезисом.
Для овладения книги нужно:
А) кратко сформулировать главную мысль книги. Затем поделиться ей с кем-то – через реферат или беседу о книге.
Б) после прочтения восстановите в общих чертах в памяти общее содержание, план книги.
В) если велись конспекты по главам или по отделам, чрезвычайно полезно переработать их в один цельный конспект всей книги.
Г) Если приложен предметный указатель, то полезно взять из него наиболее важное и задать себе как вопрос, что оно значит.
Изучайте чертежи и рисунки в книге, это полезно.
При прочтении книги полезно оставлять в ней отметки: подчёркивания, символы. Одним они позволяют внимательнее читать книгу, когда она просто «пробегают» её, но лучше всего другим – они отмечают важные или интересные места, делают указания для себя.
Следует подчеркнуть, что выписки – это вспомогательное средство при чтении, а не его цель. Выписки нужно в первую очередь не коллекционировать, а постоянно применять к делу. Некоторые думают, что такими выписками можно заменить свой ум – это совсем плохо. Выписки это не «готовые мысли», которые нужно просто правильно подобрать под ситуацию и бездумно пересказать.
Свои мысли и заметки можно также хранить в виде выписок, но если они касаются цитат – то следует писать их в выписке с цитатой.
Для написания конспекта надо:
1) Выделить из неё всё существенное, основное. 2) Связно изложить.
Как это будет сделано – зависит от условий:
а) Самой книги; б) наших целей; в) нашего опыта и уменья;
Для краткого конспекта придётся признать несущественным многое, что важно для подробного.
Конспект в целях самообразования пишется иначе, чем обычный.
Работа над конспектом имеет две стороны.
1. Надо дать «схематическое», сжатое изложение всего существенного, притом в наиболее удобной, легко обозримой форме. Цель тут – получить возможность в несколько минут восстановить в памяти основное содержание книги. 2. Надо для этого проделать сложную работу над читаемым. Постоянно производить анализ и синтез читаемого: постоянно выделять существенное из несущественного, основное из менее важного; надо устанавливать отчётливо связь между отдельными частями главы, отдела, книги; надо наиболее существенное выделить на первый план, менее существенное, вошедшее в конспект, отдалить на второй план, так чтобы «перспектива» была сразу видна при чтении конспекта, и т.д.
Если конспект пишется в целях самообразования, то на вторую сторону нужно налечь особенно. Тут не столько важно получить пособие для восстановления в памяти книги, сколько важна сама работа над конспектом. На неё не надо жалеть ни времени, ни сил, потому что это не только лучшее средство для наиболее полного понимания и восприятия книги, но и превосходная школа для развития и упражнения ума и для выработки искусства овладевать материалом и методами чужого мышления. Конечно, для этого нужно брать только достойные книги, и из которых лучше всего можно познакомиться с данной наукой и её методами.
Но при таком подходе возникает недоразумение: мы попадаем в т.н. «ложный круг»:
1. Чтобы лучше понять главу, нужно её законспектировать. 2. Хорошо конспектировать можно, только прочитав и хорошо поняв всю книгу.
Наиболее удобный выход из этого круга такой: делать предварительные наброски конспекта каждой главы при чтении, исправлять их, если потребуется, при чтении последующих глав и переработать в настоящий, окончательный конспект по прочтении книги. Кто добросовестно, тщательно выполнит эту работу, тот почувствует, какую огромную пользу она принесла ему.
При чтении полезно вести так называемый журнал чтения. Суть:
Если в какой-то день мы что-то читали (книга, статья), то отмечаем день и то, что именно читали. Делаем выписки (выписки или выдержки в виде сжатого изложения какого-нибудь места книги: они очень полезны, особенно касаемо нашей специальности, связанные с выработкой мировоззрения или с интересующим нас серьёзным вопросом. Это превосходный источник справок и «вдохновений», главное, чтобы можно было легко их найти) по необходимости, вписываем по поводу прочитанного: мысли, вопросы, недоумения и др. Иначе говоря, ведётся «запись чтений и проработки книг в течение дня».
По прочтении книги сюда вносятся её «резюме», общая оценка и т.д.
К такому журналу нужно параллельно вести алфавитный указатель тем, иначе трудно будет разобраться. С ним это будет не только дневник чтения, но и средство, помогающее изучению книги, ведь он неоценим для справок, освежения прошлых работ, знаний, мыслей. Кроме указателя тем, может попутно вестись и указатель авторов.
Указатель имеет цели более общие, чем изучение книги. Указатель нужен для лучшего изучения вопроса по специальности или т.п. Суть:
Заводим документ, куда в алфавитном порядке вносим темы, связанные с вопросом (специальностью или т.п.), встреченные в прочитанных книгах, статьях и т.д., с указанием, где они встречались.
При каждой теме – указание книг и страниц, где они встречались вам. Таким образом, у вас составляется постепенно подробный указатель всех тем по вопросу, встречавшихся вам при чтении, и тех мест в книгах и журналах, где эти темы рассматривались.
Самый просмотр тем иногда бывает очень полезен.
Заповеди читателя.
1. Не читай все книги на один лад. Способ чтения должен соответствовать цели чтения.
Б. При чтении для образования:
1. Помни, что чтение – одна из самых важных, нужных, серьезных работ, не «между прочим», не «ничегонеделание».
2. Хотя бы одну из читаемых тобою книг читай с проработкой.
3. Не жалей на это чтение ни времени, ни сил: оплатится с лихвой. Вкладывай все силы в чтение.
4. Неослабно борись с ленью мышления и воображения: это злейшие враги.
5. Добивайся, чтобы каждое место книги было совершенно и отчетливо понято.
6. Не пропускай ничего без очень серьезных причин.
7. Не бросай книги недочитанной без самых серьезных причин.
8. Не зови других на помощь без самой крайней необходимости, напрягай все силы, чтобы обойтись без чужой помощи. Самодеятельность – прежде всего.
9. Где надо – заставляй воображение работать «вовсю».
10. Хочешь хорошо читать с проработкой – читай «с пером в руке»; делай конспект, заметки, выписки.
11. Научись пользоваться оглавлением. Читай не только «слева направо», но и все время «справа налево» – возвращайся к прочитанному.
12. Прежде старайся хорошо понять, а потом критикуй.
13. Чужую критику на книгу читай после книги.
14. Прочитав книгу, уясни сущность ее и запиши в кратких словах.
В. О выборе книг для самообразования:
1. Читай хотя бы немного, но основательно.
2. Читай необходимое, хотя бы неинтересное.
3. Читай самое лучшее, что можно достать.
4. Читай не слишком легкое, не слишком трудное.
5. Руководись каким-нибудь планом чтения (по программам или совету специалиста).
Послесловие
Это моя первая попытка в создании полезных статей, и в планах публиковать ещё другие конспекты. Прошу предоставить вежливую критику: что плохо в такой статье, что следует исправить, и на что исправить.