Что нужно чтобы стать конструктором
Как стать высокооплачиваемым инженером в области электроники
В статье рассмотрены практические советы по тому, как инженер может получить более выгодные условия работы в сфере проектирования электроники.
Когда новоиспеченный инженер попадает на предприятие, деятельность которого связана с разработкой электроники, он зачастую обнаруживает, что задачи, которые перед ним ставит начальство, не очень интересны и не вполне соответствуют его ожиданиям. Да и зарплата среднестатистического инженера-конструктора в области электроники в начале карьеры,в особенности на государственных предприятиях, может быть, мягко говоря, “неудовлетворительной”.
Но в любой ситуации существуют возможности улучшить свое положение, и в данной статье приведены простые рекомендации, следуя которым, инженер-конструктор, схемотехник или технолог смогут в достаточно короткий срок заявить о себе как о квалифицированном специалисте.
Как и в любой области человеческой деятельности эффективность в инженерном деле достигается с помощью постоянной практики, в своей и смежных областях знаний. В том числе путем изучения новых инструментов, материалов и технологий.
1. Всегда проявляйте разумную инициативу
Многие молодые специалисты, особенно на первых порах, по разным причинам стараются избегать лишней работы. Иногда причиной этому становится банальная лень, но есть ситуации в которых даже не глупый и не ленивый инженер отказывается браться за какую-либо новую работу, так как боится, что не справится с ней. И это в корне неверный подход. Раз и навсегда нужно понять: “Ошибаться — это нормально”; но при этом: “Ненормально допускать одни и те же ошибки снова и снова”.
Также стоит отметить, что чем больше различных поручений и задач вы выполните вначале, тем быстрее вы освоитесь на новом месте и поймете, как происходит взаимодействие между подразделениями и специалистами.
Помимо всего прочего, инициативность чаще всего приводит к росту заработной платы, так как человек с активной жизненной позицией всегда выигрывает на фоне серой массы людей, которые просто сидят и ждут обеденный перерыв или конец рабочего дня.
2. Постарайтесь адекватно оценить уровень вашей компетенции
Кто-то себя недооценивает, кто-то напротив, считает что знает всё на свете. Чаще всего не правы и те и другие. Если вы не знаете ответ на какой-либо вопрос, всегда можно найти человека или ресурс, которые смогут вам помочь, главное не опускать руки.
И напротив, то в чём вы уверены на 100%, и что вы считаете непоколебимой истиной, в определенной ситуации может принимать иные, не известные вам формы, так как прогресс не стоит на месте, и реальность может значительно отличаться от теории.
3. Старайтесь быть универсальным
Схемотехника, конструирование и технология – это три опорных столба, на которых держится производство электроники любой сложности. Любой инженер в области электроники должен быть и конструктором, и схемотехником, и технологом, или хотя бы понимать, чем занимаются его коллеги. Это наверное наиболее важный момент, потому что большинство инцидентов происходит из-за банального недопонимания между специалистами в различных подразделениях.
Если вы инженер-конструктор, то вам следует как минимум научиться быстро читать и понимать новые для вас электрические схемы и базовые технологические процессы на производстве, чтобы разговаривать на одном языке с теми, с кем вы, по сути, делаете одно дело.
То же самое относится и к инженеру-схемотехнику, и к инженеру-технологу. Для этого нужно установить контакт с коллегами и узнать с чего начинается их работа, с помощью каких инструментов они её выполняют и в какой срок.
4. Постоянно развивайтесь
В инженерном деле всегда есть к чему стремиться и куда расти. Читайте профессиональную литературу (например Джонсон Г. Грэхэм М «Конструирование высокоскоростных цифровых устройств. Начальный курс черной магии» или книги по электронике за авторством Кечиева Л.Н.), отраслевые издания (например soel.ru), проходите курсы повышения квалификации.
Не ждите когда информация дойдет до вас самотеком, ищите её сами (см. 1). Полезными источниками информации для инженера электронщика могут быть не только книги и журналы, а так же сайты (например habr.com) и YouTube-каналы.
5. Будьте “на волне”
Мир не стоит на месте. Появляются новые технологии производства, современные материалы, более эффективные системы автоматизированного проектирования, и чтобы быть “на волне”, нужно хотя бы примерно представлять куда движется ваша отрасль. Необходимо быть гибким и уметь при необходимости перестроиться для работы с новыми проектами, людьми и программным обеспечением.
Ищите людей интересующихся тем же, чем интересуетесь вы, вступайте в сообщества электронщиков (например Altium_and_electronics), иногда можно открыть для себя что-то абсолютно новое, или помочь кому-нибудь решить проблему, решение которой для вас уже стало очевидным.
6. Перенимайте любой полезный опыт
Обращайте внимание на детали, например, ваш коллега может делать работу быстрее чем вы, просто потому, что он использует горячие клавиши и умеет настраивать интерфейс САПР под свои нужды. Ваш начальник может отказываться от ваших светлых идей не просто потому что он вредный и вы ему не нравитесь, а в том числе из-за того что он видит картину целиком, знает сроки и условия изготовления продукции.
Многие поделятся с вами опытом с большим удовольствием, кто-то нет, но для вас не должно быть плохих источников информации, любой человек может вас чему-нибудь научить (в том числе тому как делать не нужно).
7. Выучите английский
Стоит понять, что если вы решили связать свою жизнь с электроникой, то большая часть актуальной информации всегда выходит сначала на “языке наших заграничных партнеров”. Очень малое количество даташитов и отраслевых стандартов качественно переведено на русский язык. И если для того чтобы найти интересующий вас параметр в сопроводительной документации или нужную вам кнопку, вам каждый раз требуются услуги переводчика, то как минимум вам будет сложнее делать работу качественно и в срок.
В современном мире есть очень много способов повысить свой уровень владения английским, практически в игровой форме, например используя приложения для смартфона или участие в онлайн-марафонах и курсах.
Научитесь правильно использовать онлайн-словари (например multitran.com) и переводчики, и ни в коем случае не верьте в то, что они способны выдать вам правильный результат с первого раза, перепроверяйте их работу и сверяйтесь с контекстом.
8. Попробуйте создать устройство своими руками
От идеи до воплощения. Всё зависит от уровня вашей заинтересованности и подготовленности, а наши коллеги из Азии, за “символическую плату” доставят вам всё что угодно, от готового набора для сборки устройства, до мешка с электрорадиоизделиями. И это позволит вам почувствовать на себе, что такое программирование микроконтроллера, разводка платы, пайка компонентов.
От простых мигалок-гуделок до сложных роботизированных систем, в наше время практически любой человек при желании может попробовать сделать что-нибудь сам, да здравствует эра DIY. И помимо всего прочего это позволит вам стать чуть более развитым и универсальным (см. Советы №3 и №4).
9. Любите свою работу
Если вы искренне заинтересованы не только в том, чтобы вам стабильно повышали оклад, но еще и в том, чтобы ваши устройства работали без сбоев, а планы выполнялись своевременно, то разумеется, это не останется без внимания. Помните — “Hard work pays off” (см. 7).
10. Не бойтесь перемен
Всё всегда может измениться само собой, но и вы сами можете изменить большую часть вашей жизни. Если вы пользуетесь всеми советами приведенными выше, но начальство использует весь арсенал отговорок, и отказывается повысить вам зарплату, а вы уверены что заслуживаете этого, то пришло время обновить резюме и выходить на рынок труда.
После пары собеседований вы поймете, чего стоите как специалист, и если новое предложение вас устроит, то при прочих равных, имеет смысл сменить место работы.
На что живут инженеры-конструкторы Сотрудник завода с 20-летним стажем — об утечке мозгов, поиске нестандартных решений и семейном бюджете
The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске — инженер-конструктор. Считается, что уже более 10 лет на российских предприятиях не хватает профессионалов инженерных и технических специальностей. Молодежь профессиям конструктора или чертежника предпочитает, например, более прибыльное программирование. Недавно к подготовке дефицитных кадров подключились «Ростех» и Агентство стратегических инициатив. The Village узнал у инженера-конструктора с 20-летним стажем о зарплатах на заводе, перспективах переезда за рубеж и ежемесячном бюджете его семьи.
Инженер-конструктор
75 000 рублей
Расходы
другие расходы и накопления
Как стать инженером-конструктором
Для меня инженер-конструктор — это та специальность, которой нельзя научиться, это склад ума и характера. Я по натуре железячник, с детства тянулся к технике. Сейчас мне 39 лет, на четвертом курсе института я пришел на завод и до сих пор там работаю. Сначала я попал в конструкторское бюро товаров народного потребления, где мы модернизировали байдарку, параллельно мне доставались работы по проектированию стульев, самокатов, потом был лодочный мотор, мотоблоки, которые, кстати, до сих пор выпускают. Из-за конфликта с руководителем бюро я ушел и несколько месяцев проработал заместителем начальника цеха, но потом опять вернулся в свой отдел.
Человек, который оканчивает институт и приходит на завод, получает должность инженера-конструктора. Если у него четыре курса образования, то он может работать чертежником и создавать простые детали. Через какое-то время он идет на повышение и становится инженером-конструктором третьей, второй, первой категории, ведущим инженером-конструктором. Ведущий конструктор — это, как сейчас модно говорить, менеджер проекта, он работает над станками, зданиями, заводами, большими установками. Ведущий делает основную сборку, а потом спускает ее вниз конструкторам других категорий для проработки отдельных элементов. Это вершина карьерной лестницы, дальше уже начинаются административные должности: заместитель начальника отдела или сектора, начальник конструкторского бюро. В среднем между каждым повышением проходит пять-семь лет. Я считаю, что для того, чтобы стать нормальным конструктором, нужно лет 10, но знаю нескольких уникальных людей, которые смогли добиться этого за пять лет.
Когда я только пришел на работу, с категориями было проще. Мы окончили институт — нам дали третью категорию, пошли в аспирантуру — дали вторую, окончили аспирантуру — дали первую. Сейчас я заместитель начальника конструкторского отдела, но при этом продолжаю проектировать. С начальником мы вместе учились, в институте сидели за одной партой и вот уже 20 лет работаем на заводе. Из нашей институтской группы на завод пришло 14 человек, а через шесть лет осталось только двое. Остальные просто потихоньку уходили на места получше. Я знаю многих людей, которые пришли на завод после института, потом ушли, поработали охранниками, менеджерами, а под пенсию вернулись на должность инженера-конструктора. Формально они числятся конструкторами, делают несложные детали, но они не умеют находить нестандартные решения и не видят, как все будет работать.
Может, я видел мало вузовских дипломов, но ни у одного выпускника я не помню записи, что его специальность — именно инженер-конструктор. Из институтов выходят инженеры-механики, инженеры-технологи. Вчерашние студенты к нам попадают абсолютно пустыми. Что ты из него делаешь, то и получишь. 95 % из них не умеют чертить, на обучение уходит от трех до девяти месяцев. При этом такой студент может иметь красный диплом и рассчитывает на зарплату от 60 тысяч. Ко мне в отдел как-то пришел молодой человек после строительного института. И первая работа, которую я ему дал, был грузоподъемный механизм, довольно сложный. Этот непростой проект молодой человек получил только потому, что ничего не знал и по этой причине ничего не боялся. Тут получилось как в анекдоте: «По законам физики майский жук летать не должен, а летает. А все потому, что он не знает законов физики». Помимо молодого, я посадил за этот проект уже опытного конструктора, и у них произошел рабочий конфликт. Мы решили так: молодой человек задавал концепцию, а прорабатывал ее ведущий конструктор, и через полтора месяца вместе они сдали шикарный проект, который до сих пор работает. Через три года такой фокус уже не прошел: тот самый молодой конструктор знал, что можно и нельзя делать, что будет работать, а что нет.
Молодые люди идут к нам работать, но уровень зарплат не позволяет их удерживать. Обычно молодежь в отделе держится до тех пор, пока учится в институте, далее возникает финансовый вопрос. Человеку после института мы можем предложить зарплату в районе 40 тысяч рублей вместе со всеми премиями, и за эти деньги молодежь не горит желанием работать. У нас надо не просто прийти, посидеть, покурить, поговорить — надо вкалывать, вникать, и 99 % к этому не готовы.
Особенности работы
Инженер-конструктор — это общее название, при этом существуют различные специализации: конструктор электроавтоматики, гидравлики, механики. Есть инженер-конструктор — прочнист, он вообще не рисует, а считает. У каждой специализации есть свои особенности, свои знания и своя цена на рынке труда. Например, электрик всегда ценится дороже, чем механик, и разница составляет примерно 15–20 %. Считается, что у электрика более кропотливая и тонкая работа.
Я специалист широкого профиля, единственное — не лезу в электрику, но, когда была необходимость, приходилось разрабатывать и простейшие схемы. Есть люди с очень узкой специализацией. Знаю одного отличного конструктора по грузоподъемным механизмам, который проектирует только краны. Это уникальный человек, который знает почти все про краны. На отрисовку и установку подъемного механизма в цехе у него уходит три-четыре дня. С этим человеком был комичный случай: пришлось рисовать не кран, а тележку, но дело не пошло. Так что нам выгоднее такого конструктора держать, чтобы он недельку посидел, ничего не делая, и дождаться крана. Кстати, этот специалист — женщина. У нас вообще много грамотных женщин, я видел не только конструкторов, но и токарей, шлифовщиков, фрезеровщиков. В нашем отделе есть пожилая дама инженер-электрик, которая вытаскивает нас всех, и мы все хотим, чтобы она работала как можно дольше.
Проектирование 20 лет назад и сейчас — это небо и земля. Когда я только пришел работать, у нас в отделе было 10 компьютеров на весь отдел из 120 человек, и почти все конструкторы работали на кульманах (чертежный прибор в виде доски. — Прим. ред.). Первые свои работы я тоже делал на кульмане. Компьютеры тогда были редкостью, для работы на них было отдельное конструкторское бюро автоматического проектирования, сейчас его уже нет. Теперь из всего нашего отдела только один человек рисует на кульмане, он уже в возрасте — зачем его переучивать? У нас на заводе используются программы Autodesk Inventor, SolidWorks, AutoCAD, Unigraphics, «Компас». Я с самого начала рисовал в «Автокаде», поэтому он мне кажется самым удобным. Но вообще надо смотреть, для какой задачи нужна программа.
На работу я прихожу к восьми утра, а уже в 08:05 должен быть включен компьютер, загружены программы, открыт файл. По закону у нас есть технологические перерывы каждые два часа по 15 минут, чтобы мозги не закипели. В эти перерывы многие курят или просто выходят подышать свежим воздухом. Рабочий день заканчивается в 17 часов, но все зависит от той задачи, которая поставлена. Было такое, что мы сверхурочно работали до восьми-девяти вечера, приходилось выходить в субботу и воскресенье. Если задачу ставят — выполняем.
Главное в нашей работе — не быть «мертвым» конструктором, не делать проекты, которые вообще никому не нужны, а видеть результаты своего труда. Так уж получилось, что я довольно часто вижу вживую изделия, которые проектировал. В свое время я разработал противотаранное приспособление для остановки транспорта, такие еще есть на железнодорожных переездах. Оно работает уже больше 14 лет, мимо него я проезжаю два раза в день. На моих стойках стоят изделия, которые мы показываем заказчику.
От простой и однообразной работы через какое-то время можно просто отупеть. Я бы не смог долго заниматься одним и тем же, например отрисовкой оконных рам, хоть за это предлагают неплохие деньги. При производстве пластиковых окон меняется только размер и фурнитура. За два месяца собираешь базу данных, автоматизируешь работу, и можно больше не рисовать, а просто доставать из архива необходимое и в течение 20 минут получать проект остекления целого здания. По такому же принципу мы с товарищем делали курсовые по деталям машин. Я знаю, что закон запрещает помогать студентам, но сами они глупые или ленивые. К тому же студенты платят деньги: за курсовой проект можно заработать 3–4 тысячи рублей. Мы с товарищем за два дня сделали 20 проектов, потому что у нас была шикарная база. Достаточно было вбить три параметра от преподавателя — и через 15 минут мы получали готовый проект под распечатку.
Многие мои знакомые специалисты уехали в Германию, Канаду, один даже перебрался в Новую Зеландию. Но я переезд за границу даже не рассматриваю. Я уже врос здесь корнями и не вижу смысла гнаться за длинным рублем. За границей ты будешь нужен, только если ты нобелевский лауреат и у тебя есть идея, и то до тех пор, пока не отдашь права на свое изобретение. Если местному инженеру будут платить 2 тысячи долларов, то ты получишь 800–900 долларов. Для того чтобы встать на один уровень с местными, нужно быть круче них по знаниям и опыту, но своим ты там не станешь никогда. Периодически я списываюсь с ребятами, которые уехали. Кто-то работает программистом, кто-то на крупных авиационных заводах, но они не могут сказать, что всем довольны, все время что-то не так.
В быту я тоже железячник. Дома ремонтирую все — даже то, что нормально работает. У меня могут быть не наточены ножи, но рядом с кроватью будет лежать двигатель. Сейчас мы с товарищами организовали мастерскую и делаем там мотор для мотоцикла. До этого пять лет я проектировал двигатель — сначала один, а потом нашел единомышленников. У нас в команде есть человек, который нашел инвестора, поверившего в наш замысел. Инвестор помог купить необходимые инструменты в рассрочку. В разработку опытного образца двигателя мы вложили 350 тысяч рублей, на эти деньги можно было подержанный мотоцикл BMW купить.
Доходы
В среднем заработная плата на заводе и подработки приносят мне 75–80 тысяч рублей. На основном месте работы 10-го числа каждого месяца я получаю зарплату — 45–47 тысяч рублей. А 25-го числа выплачивают премию, это еще 35–40 % от зарплаты. Всего на руки я получаю около 55–60 тысяч.
Любой инженер-конструктор, кроме работы, делает другие проекты: соседу надо помочь нарисовать станок для гаража, двери, шкаф-купе. Многие работы оплачиваются очень неплохо. Как-то я делал проект конвейера для одной большой конторы и получил за него около 65 тысяч. Потом мы эти конвейеры смонтировали, и нам за это тоже прилично заплатили.
В мастерской, помимо нашего двигателя, занимаемся и другой работой, потому что надо платить за аренду и расходные материалы. Были месяцы, когда мастерская себя полностью оправдывала, но было и такое, что мы вкладывали деньги и не зарабатывали ничего. В среднем мастерская приносит от 8 до 20 тысяч. Но можно получить и 60 тысяч — тут как поработаешь. Для нас это способ самореализации, а не получения денег, поэтому никакую рекламу не даем. Новые клиенты узнают о нас через сарафанное радио. Ремонтируем мотоциклы, автомобили, газонокосилки, лодочные моторы, обычно беремся за то, от чего в других сервисах отказываются или за что заламывают огромные цены.
Расходы
Зарплату я приношу домой и отдаю в семейный бюджет. Им руководит жена, а я в это дело стараюсь не лезть. Жена тоже работает, ее зарплата — около 30 тысяч. Каждый месяц порядка 12–15 тысяч рублей уходит на квартплату и коммунальные платежи.
Еще в районе 8 тысяч идет на детские кружки и секции. Детей двое: сын в четвертом классе, а дочке четыре года. На заводе есть технопарк, а в нем работает кружок LEGO, куда и ходит сын. Раньше мы платили за это 4 тысячи рублей в месяц, но с сентября кружок подорожает на тысячу. Еще мальчик занимается единоборствами за 3 тысячи рублей в месяц. Дочь скоро тоже надо будет отдавать в кружки, а это еще 6–8 тысяч.
На продукты в среднем закладываем 1 000–1 200 рублей на день. Мы не ходим в магазин каждый день, но раз в три дня тратим порядка 3 тысяч. От поездок в большие сетевые супермаркеты мы отказались, так как это невыгодно. В магазине рядом с домом ты берешь по мелочи, но все самое необходимое, а там набираешь кучу всяких не особо нужных вещей и оставляешь 8–10 тысяч. Днем я обедаю на заводе. Сейчас предприятие стало оплачивать часть питания сотрудников, и обед обходится мне в 11 рублей 70 копеек, а раньше он стоил 180–250 рублей.
Мы стараемся откладывать каждый месяц, но получается не всегда, так как дети маленькие и часто болеют, а это дополнительные расходы. Есть планы на большую покупку: уже 10 лет хочу купить новый мотоцикл. Сейчас у меня их семь, пять из которых детские — я спас их от распила на металлолом. Еще старшему ребенку надо купить компьютер, а то сейчас он занимается на моем, а это не всегда удобно.
Все, что я получаю от подработок, идет на мои личные нужды. За аренду помещения под мастерскую мы с товарищем платим 18 тысяч рублей в месяц. Еще 2–3 тысячи мы должны отдать за оборудование, которое взяли в рассрочку. Также нужно покупать запчасти и инструменты. Около 6 тысяч рублей уходит на бензин. На работу я езжу на велосипеде, но иногда приходится пересаживаться на автомобиль. Можно было бы ездить на мотоцикле, но сейчас он сломан.
Часто приходится тратиться на покупку телефонов. Для меня это расходник, поэтому дорогие телефоны никогда не покупаю. Самый дорогой телефон, который у меня был, — это отечественный за 14,5 тысячи рублей. Он у меня прожил две недели, а потом я его разбил. Считается, что самый долговечный и неубиваемый телефон — Nokia 3310, но через полгода на нем не осталось ни одной кнопки. Еще раз в три месяца приходится тратиться на ботинки. Это моя особенность: за это время я протаптываю подошву до асфальта. Сказывается работа на заводе: я часто хожу в цех, а там стружка. Покупаю белорусские ботинки за 3 тысячи рублей — единственные с нормальной подошвой. Бывает так, что ботинки еще хорошие, но с одной стороны воткнулись три гвоздя, с другой — кусок проволоки.
Инженерам-конструкторам положены только куртки конструктора. Их мы получаем раз в два года, но износить такую куртку нереально, поэтому у меня уже скопилось несколько. Это лучшая одежда для работы на даче и не только: она прочная и теплая. Зимой нам еще дают хорошую теплую куртку с натуральным мехом, в ней можно и при минус 20 пойти погулять с ребенком, при этом она выглядит так, что в ней не стыдно хоть на прием в Кремль сходить. Я в ней езжу на велосипеде на работу. Могу и другую куртку купить, но я в этом деле прагматик — главное, чтобы мне было удобно.
Должностная инструкция по специальности «Инженер-конструктор (конструктор)»
Вы можете скачать должностную инструкцию инженера-конструктора (конструктора ) бесплатно. Должностные обязанности инженера-конструктора (конструктора)
_____________________________ (Фамилия, инициалы)
(наименование организации, ее ________________________________
утверждать должностную инструкцию)
Д ОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ИНЖЕНЕРА КОНСТРУКТОРА (КОНСТРУКТОРА)
1.1. Данная должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности инженера-конструктора (конструктора) _________________________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения
1.3. Лицо, назначаемое на должность:
— инженера-конструктора (конструктора) I категории должно иметь высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в д олжнос ти и н же н ера- к о н с т руктора II категори и не ме н ее 3 лет;
1.4. Назначение на должность инженера-конструктора (конструктора) и освобождение от неё осуществляется на основании приказа директора предприятия по представлению
(рук о в одит еля конструктор с кого б юро, и ного должност н ого л иц а)
1.5. Подчиняется инженера-конструктора (конструктора) непосредственно
(рук о в одит елю конструктор с кого б юро, и ному должност н ому л ицу )
1.6. Если инженера-конструктора (конструктора) отсутствует, то временно его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке, которое несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
1.7. В своей деятельности и нженер-конструк т ор (ко нст р укто р) р ук оводств ует ся:
уставом предприятия и настоящей долж н остной инструкцией;
правилами трудового распорядка;
приказами и распоряжениями директора предприятия (непосредственного руководителя);
законодательными и нормативными документами, рассматривающими вопросы конструкторской подготовки производства;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов.
1.8. Инже н ер-ко н с т ру к тор (конс тр уктор) долже н знать:
оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент;
технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
средства автоматизации проектирования;
современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
методы проведения технических расчетов при конструировании;
постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы, касающиеся конструкторской подготовки производства;
системы и методы проектирования; принципы работы, условия монтажа и технической эксплуатации проектируемых конструкций, технологию их производства;
перспективы технического развития предприятия;
оборудование предприятия, применяемую оснастку и инструмент;
технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов изделий, аналогичных проектируемым;
стандарты, методики и инструкции по разработке и оформлению чертежей и другой конструкторской документации;
технические требования, предъявляемые к разрабатываемым конструкциям, порядок их сертификации;
средства автоматизации проектирования;
современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;
методы проведения технических расчетов при конструировании;
применяемые в конструкциях материалы и их свойства;
порядок и методы проведения патентных исследований;
методы анализа технического уровня объектов техники и технологии;
основные требования организации труда при проектировании и конструировании;
основы систем автоматизированного проектирования;
основы экономики, организации труда и управления, законодательства о труде;
п рав и ла и н ормы о х раны труда;
основы технической эстетики и художественного конструирования;
передовой опыт конструирования аналогичной продукции.
На и н женера-конс т рук т ора (ко н стр ук тора) возлаг а ются следующи е функции:
2.2. Оп ределение показателей тех ни че ск ого уровня про екти руемы х изделий.
2.4. Осуществление в заи мо д ейст ви я с представ ит елями сторо нни х орган и за ц ий в п ро ц ессе осуществления должностных обязан н остей.
2.5. Сос т авление техн и ческой до кум е н та ци и к ко н с тр ук ци ям, которые разработаны.
III. Должностные обязанности
Инж енер-ко н стр укт ор (конструктор) исполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Принимает участие:
— в с ос т а в ле н ии з а явок на и зобретения и промышленные обра з цы ;
— в разработке прое кто в ст а нд арт о в и сер ти ф ик ат о в.
3.6. Проводит патентные исследования и занимается определением показателей тех н ического ур овня проектируемых изделий.
Инженер-констр ук тор (к он ст р укто р) имеет право:
4.1. Обращаться к руководству предприятия:
— с требованиями оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав;
— c предложениями по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия по вопросам его деятельности.
4.3. Получать от руководителей структурных подразделений, специалистов информацию и документы по вопросам, входящим в его компетенцию.
4.4. Пр и влекать с п ециалис т о в все х структурных подразделе н ий предприятия для решения вопросов, которые входят в его компетенцию (ес л и это предусмотре н о полож ен иями о структурных подразделения х, в ином случае с разрешен и я руководителя пр е дприятия).
Инженер-констр ук тор (к он ст р укто р) несет ответственность:
5.1. В случае причинения материального ущерба, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, трудовым законодательством РФ.
5.2. В случае совершения в процессе осуществления своей деятельности правонарушения, в пределах, которые определены уголовным, гражданским, административным законодательством РФ.
5.3. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, которые предусмотрены настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных трудовым законодательством РФ.
Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
С инструкцией ознакомлен,
один экземпляр получил: _____________ __________________