Что нужно чтобы стать креативным директором
Обязанности и функции креативного директора
За последние 10 лет появилось много новых профессий. Их названия на слуху, но мы зачастую не знаем, что они из себя представляют. Одна из них – креативный директор. Кто это такой, чем занимается, в каких сферах востребован и как им стать, читайте в этой статье.
История
Профессия креатора сформировалась в ходе развития рекламы. Первые сообщения, привлекающие внимание потенциального покупателя, появились в государствах Древнего мира – Египте, Греции, Риме. Их записывали на папирусе, камнях, стенах и плитах, зачитывали на рыночных площадях. С созданием первого печатного станка в 1450 году наступил новый этап в становлении рекламы. Сначала объявления содержали просто информацию о продаже какого-либо товара. Но вскоре стало ясно, что этого недостаточно и нужны необычные ходы для того, чтобы заинтересовать потребителя. Первые креативные объявления содержали басни, пословицы, поговорки, сюжетные истории, искусно предлагающие товар.
С возникновением фотографии, телеграфа и кинематографа в конце 19 века возможности рекламы значительно расширились. Появились первые агентства, а с ними и люди, придумывающие концепцию продвижения товара на профессиональном уровне. На рубеже 20–21 веков реклама стала главным звеном между производителем и потребителем, средством борьбы с конкурентами и влияния на рынок.
В последние 20 лет над созданием качественного информационного продукта, формирующего и поддерживающего покупательский интерес, работает команда профессионалов. Ее руководителем и вдохновителем является креативный директор.
Описание и характеристика профессии
Креативный директор – создатель уникальной концепции проекта, фирменного стиля, впечатляющих образов, способствующих продвижению продукции. Человек, выбравший эту профессию, должен быть изобретательным, мыслить нестандартно, иметь творческую смелость, развитое воображение и отличный вкус.
Он должен создать продаваемую идею и правильно донести ее до коллектива дизайнеров, копирайтеров, арт-директоров, программистов, проектировщиков, декораторов, художников, находящихся у него в подчинении, для ее разработки и осуществления. Креативный директор отвечает за результат командной работы и за престиж компании в целом.
Современность предъявляет к профессии креативного директора жесткие требования. Он должен быть на волне трендов и технологий, внедрять новые модели коммуникации с потребителями, быть готовым моментально менять концепцию и средства для ее воплощения. Креативный директор должен знать программы Adobe Photoshop, Illustrator, уметь сочинять сценарии рекламных роликов, придумывать слоганы, делать макеты. Скорее всего, лично он не будет все это выполнять, но иметь понимание, как это работает, для этой должности обязательно.
Где учат профессии
На должность креативного директора может претендовать человек, имеющий высше образование, знания в области менеджмента, дизайна, эстетики, этики, психологии, рекламной деятельности. Профессию криэйтера в Российской Федерации нельзя получить ни в одном учебном заведении.
Базовые знания, которые впоследствии нужно будет развивать и дополнять, дают в ходе обучения специальностям:
Для поступления на бюджетные места средний проходной балл колеблется от 50 до 85, на платные – от 32 до 70. Проходные баллы на различных программы примерно такие:
Креативному директору необходимо иметь широкий кругозор, развитое творческое начало, знать несколько языков, быть готовым отслеживать новаторские тенденции в сфере PR, рекламы и СМИ.
Обязанности
Креативный директор – создатель и куратор творческих проектов. В его обязанности входят:
Креативный директор создает команду и мотивирует подчиненных, анализирует и опережает события. Он должен найти квалифицированных специалистов, которые органично впишутся в коллектив, смогут полностью раскрыть свои творческие способности и возможности. Для этой профессии очень важно интуитивное чутье, умение точно реализовать пожелания заказчика и угодить целевой аудитории. Кандидат на эту должность должен иметь опыт работы в креативной команде рекламного агентства, СМИ или в сфере маркетинга. Нередко руководитель такого ранга выращивается внутри компании.
Кому подходит профессия
Креатив всегда востребован, разрушает обыденность и рутину. Это творчество с учетом интересов и запросов обывателей, его цель – реализация продукта или услуги, борьба за конкурентное преимущество. Стать креативным директором, возглавить команду творческих людей может не каждый. Это занятие для людей, которые успешно сочетают творческую смелость и деловую хватку, коммуникабельность и тактичность, умение слушать и убеждать.
Креативный директор должен обладать:
Должности креативных директоров чаще всего занимают мужчины, они прагматичны, больше нацелены на успех, не боятся рисковать. Нужно быть готовым к ненормированному рабочему дню и большой ответственности – все требования заказчика и сроки выполнения должны быть соблюдены.
Заработная плата
Должность креативного директора относится к числу престижных и высокооплачиваемых в России. Наибольшее количество вакансий открыто в Московской, Ленинградской областях и Краснодарском крае. Уровень зарплат зависит от региона, специфики компании и ее внутренней политики в вопросе оплаты труда сотрудников.
Самые высокие оклады предлагают в Ростовской, Московской и Ленинградской областях – от 70 000 до 140 000 рублей, в других регионах – от 25 000 до 60 000.
Как строить карьеру
Креативным директором может стать представитель творческой профессии, обладающий необходимыми знаниями и личностными качествами. Путь к цели начинается в команде креативщиков, где можно приобрести опыт и проявить себя.
Через 2–3 года упорной работы первой ступенью наверх станет должность арт-директора. Недостающие знания можно получить в рамках специальных профессиональных программ обучения. Существуют как краткосрочные курсы, так и длительные, например, «Визуальные технологии» на базе Британской высшей школы дизайна. Арт-директор отвечает за детальную разработку и воплощение идеи творческого проекта.
После нескольких лет успешной работы можно претендовать на должность руководителя креативной группы. Он распределяет обязанности среди подчиненных, следит за бюджетом проекта, представляет результат коллективной работы, фиксирует замечания и вносит коррективы. Высшая ступень – должность креативного директора компании, который отвечает за реализацию всех проектов и деятельность творческих групп.
Перспективы профессии
Должность креативного директора – верхняя ступень карьерной лестницы творческого человека. Выше в иерархии только топ-менеджеры, руководящее звено компании. Многим достаточно достигнутого устойчивого среднего результата, они вполне успешны и довольны уровнем зарплаты. Если есть амбиции, стремление возглавить компанию – все возможно, лишь бы хватило опыта, образования и таланта. После многолетней работы в крупной фирме бывшие креативные директора нередко открывают собственное дело.
Routes to finance
Что должен уметь креативный директор | Дмитрий Прибыш и Сергей Филазапович (Декабрь 2021).
Когда вы начинаете свою карьеру в рекламе, скорее всего, в творческом отделе (хотя некоторые делают это с самых разных направлений), вы будете очень зелеными. Пока вы еще не знаете веревки, и вы будете полагаться почти на всех в отделе, чтобы помочь вам получить землю.
Если вы младший копирайтер, вы будете наставником копирайтеров и ассоциируйте креативных директоров с копирайтом. То же самое касается художественного руководителя и дизайнерских ролей. И хотя у вас могут быть некоторые контакты с креативным директором, он будет ограничен в начале. Вы можете показать свои идеи креативному директору, хотя не удивляйтесь, если вы это сделаете в течение первых нескольких месяцев (или даже лет).
Это не легкое для вас, но больше процесс, который экономит время. Креативные директора в крупных рекламных агентствах должны следить за работой над десятками счетов и будут полагаться на их прямые отчеты для проведения всеобъемлющих кампаний.
Это отсутствие контакта с креативным директором часто может привести к смешению страха и тревоги, когда придет время представить вашу работу. За немногими исключениями (если вы читаете это, вы знаете, кто вы есть), креативные директора вышли в ряды и помнят, каково это быть младшим. Они хотят, чтобы вы преуспели, и хотя они могут быть тупыми, они всегда на вашей стороне.
Если вы преуспеете, агентство преуспевает.
Перемещение лестницы
По прошествии многих лет вы получите больше опыта и потребуете меньше внимания. Вы потеряете титул «младший». Если один раз, девять из десяти идей войдут в корзину, вы начнете получать большую часть своих кампаний через первые несколько сокращений. Вам понадобится меньше письменных и художественных руководств. Вы будете посещать съемки самостоятельно. И вы будете иметь право принимать решения.
По мере того, как вы получаете больше успеха и, без сомнения, переходите от агентства к агентству, вы создадите свою уверенность и начнете развивать свой собственный творческий стиль. Так же, как Билл Бернбах и Дэвид Огилви имели разные подходы, так и вы. Или вы должны, если хотите вырезать свой собственный творческий путь.
По мере того как вы работаете в разных агентствах и на разных учетных записях, вам будет предоставлено множество возможностей оттачивать ваши навыки и ваш подход к работе.Хотя важно обеспечить, чтобы ваш собственный стиль не заслонял бренд или продукт, вы можете принести что-то себе на каждую работу. Просто взгляните на работу Тома Карти и Уолтера Кэмпбелла на примере этого. Они всегда делали клиента блеск, но они делали это так, что это был их собственный стиль.
Как приблизиться к вершине
После того, как вы докажете себя еще на несколько лет, вы в конечном итоге перейдете на старшую роль. Это был бы старший арт-директор, старший копирайтер или старший дизайнер. Уровень опыта, необходимый для заполнения этих ролей, значительно варьируется от страны к стране и от штата к штату. Старшему на Среднем Западе может потребоваться только пять или пять лет под его или ее поясом. В больших городах, таких как Нью-Йорк, Лондон или Париж, вам может понадобиться вдвое больше опыта под вашим поясом.
Вам будут даны люди, которые будут контролировать, и возьмут на себя все проекты и счета. Это не большой прыжок от этой роли до роли ассоциированного креативного директора или ACD. Вы по-прежнему будете специализироваться на выбранной вами поданной, но теперь у вас будет целая команда людей, работающих под вас. Креативный директор будет доверять вам принимать важные решения по этим счетам, часто без его одобрения.
Вы отправитесь на все больше собраний клиентов и будете иметь достаточное количество «не-творческих» работ. Это тот момент, когда многие креативные люди предпочитают оставаться. Это дает им правильный баланс управленческих обязанностей и творческой свободы. Но после этого ситуация изменилась.
Наконец-то. Вы креативный директор.
«Здесь останавливаются доллары» идет с названием задания. Теперь, в роли креативного директора, вы должны отложить много времени, потраченное на творчество. Это ваша работа, чтобы направить других, а не выталкивать работу самостоятельно. Это видение, которое вы оттачивали годами, станет для вас очень важным. Наступит многолетний опыт работы с людьми, интерпретация инструкций и презентация клиентов. Вы не управляете кораблем, а младшие креативы будут смотреть на вас как на человека, которого они больше всего хотят.
Все прошло полным кругом. На это ушло тысячи и тысячи часов напряженной работы и самоотверженности. Это зависит от вас, какой CD вы хотите быть, но помните, откуда вы пришли, и быть лучше, чем компакт-диски, которые вы тренировали. Это может показаться невозможным, но если вы стремитесь быть лучше лучших, индустрия будет процветать.
Ты в горячем месте. Вы помогаете формировать будущее рекламы. Мы гордимся.
Как стать арт-директором
, Если у вас есть дизайн и художественный талант, работа как искусство директор может быть для вас прав. Узнайте больше о том, что делают арт-режиссеры.
Эффективность рекламы привязана к 6 креативным методам
Рекламные объявления с наградами обычно показывают один или несколько методов из шесть универсальных и знакомых категорий творчества.
Путь карьеры к тому, чтобы стать генеральным директором Rock Rock Star
Карьерный путь к тому, чтобы стать розничной торговлей Генеральный директор не всегда является устойчивым восхождением на корпоративную лестницу. Вот посмотрите, как там работали несколько видных руководителей.
Профессия креативный директор
Это человек, который управляет творческими процессами в рекламном агентстве. Часто должность получают копирайтеры, для которых рост до Creative director является закономерным развитием карьеры. В интернете мало информации об этой профессии. Мы собрали самые интересные данные о ней. В том числе: где учиться на эту специальность.
Содержание статьи:
Кто такой креативный директор и что он делает?
Это руководитель креативного отдела в рекламном агентстве или студии. Обычно под началом КД работают копирайтеры, сценаристы и другие творческие работники, которые придумывают идеи для рекламы, пишут тексты, составляют сценарии роликов.
Помимо управленческой работы, в обязанности креативного директора в рекламном агентстве может входить разработка стратегий для брендов, идей и концепций кампаний, написание текстов, подготовка сценариев, правка работ сотрудников.
Он играет роль фильтра, через который проходят творческие идеи. Creative director должен повышать качество работы подчиненных. Может составлять для них инструкции, руководства.
В должностные обязанности креативного директора обычно входят:
Формирование творческой команды: поиск и найм кадров, мотивация.
Если агентство участвует в конкурсе или фестивале, обычно на нем его представляет креативный директор. Он часто выполняет представительские функции, является лицом студии и частью её бренда.
Это интересная профессия для активных творческих людей, которым нравится постоянно быть в гуще событий, заниматься несколькими проектами параллельно, руководить.
Чем креативный директор отличается от арт-директора?
Часто эти профессии путают, но между ними есть существенная разница. Она представлена в таблице ниже:
Управляет процессом разработки идей в агентстве (креативов).
Отвечает на визуальную реализацию креативов. Например, идея плаката – изобразить на нем определенные предметы и сопроводить их слоганом. Арт-директор отвечает за то, чтобы сделанный плакат был красивым и визуально привлекательным.
Чаще в иерархии стоит выше арт-директора.
Обычно подчиняется КД.
Обычно вырастает из копирайтера, но также эту должность может получить дизайнер, сценарист, иной творческий работник.
Обычно вырастает из дизайнера.
Плюсы и минусы профессии
Сколько платят за эту работу?
Зарплата креативного директора начинается от 80000 рублей в месяц, но обычно она больше:
На то, сколько зарабатывает креативный директор, может влиять уровень работодателя, опыт соискателя и наличие в портфолио известных клиентов, город проживания. Например, зарплаты в Москве и Санкт-Петербурге обычно больше, чем в регионах.
Часто компании не уточняют в вакансиях уровень оклада. Возможно, считают это коммерческой тайной. Поэтому не исключено, что в топовых агентствах руководители творческих отделов могут зарабатывать намного больше.
Что должен знать и уметь креативный директор?
Профессиональные знания и навыки
Как стать креативным директором и где на него учиться?
Вначале необходимо стать копирайтером, получить опыт работы в рекламных агентствах. Затем освоить навыки менеджмента. Научиться руководить людьми.
Ускорить карьерный рост можно, если после обучения копирайтингу пойти работать в крупные агентства. Они организуют рекламные кампании для известных компаний, что позволит быстро набрать опыт, участвовать в конкурсах и фестивалях. Все это ценится и позволит в будущем занять должность креативного директора.
Получить необходимые навыки и знания для начала работы в рекламе можно на онлайн-курсах. В таблице ниже собраны некоторые из них.
Название курса и ссылка на него
Базовый курс для освоения профессии копирайтера. Вы научитесь писать рекламные тексты, оформлять их, презентовать заказчику. После курса можно работать в ИТ-компаниях, Digital-агентствах, веб-студиях или предлагать свои услуги в качестве фрилансера.
На курсе учат формировать креативные стратегии, придумывать идеи рекламных кампаний и презентовать их. Он позволит развить творческие навыки. Хорошо дополняет любые курсы по копирайтингу.
Расширенное обучение созданию креатива. Здесь научат придумывать и «упаковывать» идеи, чтобы продавать их клиентам. Вы узнаете, как писать сценарии для роликов. Если вы хотите работать в креативном агентстве, данный курс поможет приблизиться к цели.
Если вы уже работаете копирайтером и хотите стать креативным директором, данный курс поможет получить необходимые для этого управленческие навыки.
Бесплатный курс в Нетологии. Поможет понять, какие личные навыки необходимо развивать, чтобы стать хорошим руководителем.
В крупных агентствах путь от младшего копирайтера до креативного директора занимает от 6 лет. В небольших агентствах можно построить карьеру быстрее. Многое зависит от готовности учиться, брать сложные проекты и справляться с ними.
Где искать работу?
В социальных сетях. Подпишитесь на группы, где общаются специалисты по рекламе. Там периодически размещаются вакансии.
Как найти специалиста?
Разместите вакансии в профильных сообществах о рекламе, креативе. Попробуйте найти сотрудника через LinkedIn, Facebook.
Мы рассказали, чем занимается креативный директор и что нужно знать и уметь, чтобы им стать. Профессия подойдет творческим людям, которые обладают талантом руководить. Умеют организовать других людей и налаживать бизнес-процессы. Работа не простая, но если вы готовы учиться и постоянно развиваться – то она может вам подойти.
Как стать креативным лидером. И зачем?
В статье раскрывается ответ на вопросы: кто такие креативные лидеры и что такое творческий менеджмент. Вы управляете бензоколонкой на трассе Р-504? Да, вам тоже нужен креативный менеджмент. Ещё как!
А давайте разберемся: с чем едят креативный менеджмент и/или творческое лидерство? Кому-то данный стиль управления видится лишь романтической вариацией обыденного управления людьми. Кому-то кажется, что так можно работать только с коллективами креативных студий. Как обычно, правы / не правы и те, и другие, и невидимые третьи.
Чтобы было понятнее и интереснее, можно я начну с одного «заморского» термина?
Много, очень много лет назад я попал на работу в консалтинговую компанию основанную женой американца — Ольгой. Бизнес был простой, как и всё в то время: продаём компаниям западный софт, а потом они нам платят за его настройку. Сто долларов в час, например. Как адвокатам в США. Каждое утро я заходил в офис и не с пиететом, а с ужасом обнаруживал на доске расписание визитов: Bosch, General Electric, Nutricia… Случалось презентовать им тот или иной программный модуль в условиях, когда стартовый экран этого самого модуля мы с клиентом ОБА видели впервые. Так вот, Ольга мне говорила всё время, что и я и все на свете люди должны быть hands-on. Дескать, только так у нас получится прожить достойную жизнь. Переводов своим разухабистым англицизмам она не давала. Те, кто робко спрашивали «а что сие значит», бывали не просто уволены, а стёрты в порошок и развеяны над пропастью тупости. Да и вообще… Ольга ведь в принципе знала только две не совпадающие друг с другом половинки двух языков.
Итак, мы были hands-on. Что это значит? В бытность работы «под Ольгой» сижу я как-то бок о бок с CFO Мариотта. Настраиваем на его компьютере в четыре руки план счетов по российскому стандарту. Вечером он мне и говорит: «На завтра я вызываю вас на настройку GAAP-а [Википедия]!» Вместо того, чтобы радоваться, я бегу в Дом Книги и покупаю там увесистый «GAAP ваше всё» и мчусь с ним в обнимку по слякотной Москве домой. И тут у меня отваливается на ботинке подошва. Ну совсем отваливается, понимаете? Носок смешивается с мартовской мостовой, а до метро еще далеко. Звоню жене, чтобы встретила меня с какими-нибудь другими ботинками. И знаете что мне ответила благоверная? «С какими другими, Дим?! У тебя нет другой зимней обуви!»
На следующее утро в 8:00, не поспав ни минутки, я сидел у стола CFO в полной готовности настраивать GAAP. А он, зараза, опоздал на целых 15 минут, в течение которых я чуть не отрубился от усталости и первой волны ОРЗ.
Если вам всё еще не понятно значение слова Hands-on, я скажу вам, что ВСЕ Ольгины консультанты так или иначе преуспели в жизни и сейчас они управляют чуть ли не третью ИТ-экономики Москвы, Канады и Кремниевой Долины.
На тот момент ни в одном словаре такого словосочетания я не нашел. Поэтому, по мере набивания шишек, начал переводить для себя эту характеристику так: если у тебя проблемы с управленческим учетом, не нужно сразу орать на бухгалтера. Сначала открой финансовый софт, поковыряйся в нём сам и только потом можешь заслуженно обматерить и главбуха, и ИТ-шника, и своих родителей за то, что воспитали тебя таким тугим, в плане технологий, недоумком.
Другой русский американец – Давид Ян — так сформулировал аналогичное требование к преуспевающему индивиду:
«Хочешь стать хорошим ресторатором, поработай официантом и помощником повара».
Creative Director на личном опыте
На курсе Creative Director Дима Втулкин учит не столько придумывать (хотя и это тоже), сколько менеджерить это креативное безумие — и доводить его до мощного ad-продукта.
Студенты первого потока SKVOT-курса Димы рассказали, как шло обучение и что получилось апгрейднуть — в себе и своих рабочих процессах.
«Клиент приходит в агентство за успокоением»
Миша Глебов — 28 лет — диджитал-креатор
Расскажи о своем бэкграунде.
Я работал копирайтером в рекламных агентствах DDB, Leo Burnett, Instinct, Saatchi & Saatchi, Mullen Lowe. А сейчас работаю диджитал-креатором в небольшом агентстве, которое создает активации на основе дополненной реальности.
Почему решил прокачаться на Creative Director?
Курсов и вообще возможностей обучиться креативу много. Есть и рекламные школы с годичным обучением, и интенсивы на пару недель.
Но все это посвящено придумыванию идей, а эта тема мне достаточно хорошо знакома. А вот образовательных вещей, посвященных креативу с точки зрения менеджмента и бизнеса, я раньше не встречал. Мне было интересно лучше узнать именно эту сторону.
Расскажи о самом сложном задании.
Никаких сложностей у меня не было. Если это можно назвать сложностью, то пару раз я не успевал делать задания в срок. Не потому, что они были тяжелыми — просто не хватало свободного времени, и тогда я продлевал дедлайн.
Одно из заданий — написание продакшн-брифа ролика — я сделал не полностью. Причина классическая: мне просто было очень лень, потому что задание было для меня чисто техническим, а не творческим.
Я не раз писал продакшн-брифы для роликов в агентствах, и тема мне более чем знакома. Но я все-таки раскачался и все написал — только борды для ролика не добавил, оставил пустой слайд. Не хотелось заморачиваться и искать картинки.
Думал, Дима поймет, что я в курсе, как все это делается. Но он решил, что я забыл о мудборде, и снизил мне балл за это упущение.
Что было самым крутым на курсе?
Мне понравилась структурированность подачи материала и охват тем. Все темы, что так или иначе могли бы быть затронутыми, были на курсе.
К каждой лекции были дополнительные материалы, и можно было задавать вопросы — на лекции, в отдельной форме в гугл-доке или телеграм-чате (и там еще можно было обсудить что-то с сокурсниками).
Главные takeaways курса.
Клиент приходит в агентство за успокоением. Эта мысль очень хорошо объясняет многие вещи в рекламе — место креативной команды и креативного директора в «пищевой цепочке» и их задачи перед клиентом.
Отталкиваясь от этой мысли, можно, например, понять, как презентовать идеи, особенно дерзкие и прорывные. Как сделать, чтобы в глазах клиента такая идея не выглядела опасной, а представлялась хорошим бизнес-инструментом.
Что после курса изменилось в твоей работе?
У нас очень маленькое агентство и своеобразная специализация. Что-то менять тут или неактуально, или не получится из-за недостатка человеческого ресурса.
Но вообще курс помог мне структурировать разрозненные знания и опыт, которые накопились за годы работы в больших агентствах, в более целостную картину рекламного мира.
«Нет плохих идей»
Денис Дилбарян — 29 лет — музыкант
Расскажи о своем бэкграунде.
Я — звукорежиссер, музыкант и промоутер вечеринок. Недавно у меня с друзьями возникла идея открыть в своем городе, Витебске, творческую мастерскую. Она должна стать пространством, где людей можно было бы объединить, вселить в них желание что-то создавать и развивать творческую среду. Идея — живая, но из-за карантина мы пока не открылись.
Почему решил прокачаться на Creative Director?
Я даже не знаю, чего мне не хватало, потому что я не особо знал, что нужно. Я понимал, что вряд ли людей в креативной среде можно замотивировать только зарплатой — и было интересно узнать, как объединять их, используя что-то другое.
Я увидел рекламу SKVOT и подумал: «О, креативный директор — наверное, это может быть полезным для нашей творческой мастерской». До этого мы, конечно, делали афиши и проморолики, но вот прямо чтобы делать все «по правилам» (искать инсайты, готовить раскадровки) — такого не было.
Расскажи о самом сложном задании.
Самым непростым (и самым прикольным) заданием для меня была раскадровка ролика. Возможно, и не надо было так дотошно делать, но хотелось, чтобы получилось максимально круто. Я не особо шарю в рекламной теме, но вот хорошо все собрать, сверстать — это я мог, и хотелось, чтобы Дима как профессионал оценил мою работу.
Задания делал с подругой — брейнштормить интересней вдвоем, особенно когда нужно придумать больше десятка идей. В основном все делали за день-два до дедлайна — потому что параллельно еще и работали. Наверное, это и есть самое тяжелое — уметь «выдавливать из себя креатив» быстро.
Что было самым крутым на курсе?
Честность. Преподаватель выкладывал все. Мне нравилось, что было много прямоты, рефлексии преподавателя. Конечно, некоторые вещи Дима рассказать не мог — но это все касалось NDA-моментов. Тем, кто уже в этой сфере, узнать такие секретики было бы интересно, но мне — нет.
Главные takeaways курса
Нет инструкции, как креативить. Как чувствуешь, так и делаешь. Дима не один раз говорил: даже если и получится вывести какую-то формулу, работать она будет только конкретно в твоем случае. А если человек будет придерживаться твоих шагов, то упустит личный поток, в котором ему было бы намного удобнее.
Нет плохих идей. Каждой идее есть свое место — просто руководитель творческой команды должен знать, где ее использовать.
Без применения знания бесполезны. На курсе я точно сделал гораздо больше шагов, чем получилось бы сделать самому — но если не буду эти знания внедрять, они рассеются.
Я в рекламной среде не то чтобы проездом, но постоянной работы в ней у меня точно нет. Но использовать навыки управления креативной командой я буду.
Что после курса изменилось в твоей работе?
Я окончательно понял, что нужно грамотно подбирать людей в свою команду. А после того, как набрал, суметь найти в них положительное, а не выискивать отрицательное.
Если человек не справляется с чем-то, нужно найти в нем то, что поможет вовлечь его больше — чтобы он понял, что важен и что его идеи используют. Не нужно делать из членов команды рабов — нужно строить идею так, чтобы каждый привносил в нее что-то свое и чувствовал с ней связь. Тогда он начнет видеть в работе часть себя — и не будет сливаться или лениться.
Это сложно. Иногда человек не совсем понимает твою идею — и тогда его дополнения вообще не в кассу. И тут важно не подавить его энтузиазм придумывать дальше, но остаться преданным своей идее — не погубить ее своей излишней мягкостью.
«Нельзя подпитывать свой синдром самозванца»
Мина Азарян — 33 года — креативный директор
Расскажи о своем бэкграунде.
В рекламе я больше пяти лет. Сначала занималась партнерствами в медиахолдинге SUP (сейчас Rambler&Co), потом работала в агентствах холдинга WWP и доросла до Digital Creative Lead в Havas Arena. А недавно стала креативным директором в независимом агентстве Kislorod.
Почему решила прокачаться на Creative Director?
Придумывать идеи — это одно, а вот строить долгосрочные отношения с клиентами и командой креативного отдела — совсем другое. Как только я поняла, что выхожу на новый уровень, захотелось глубже вникнуть в то, как выстраивать команду и ею управлять.
Я почувствовала, что мне нужно дополнительное образование. И даже не просто знания, а чтобы кто-то более погруженный в тему рассказал мне о своем опыте, о своих ошибках и успехах. Вот этот experience share — то, что реально нужно.
В 2019 году я окончила курс по копирайтингу в школе Wordshop. И с Димой я познакомилась тоже там — он был одним из тех, кто жюрил наши дипломные проекты.
Мне понравилось, как он дает обратную связь — ты понимаешь, над чем еще нужно поработать, в каком направлении развиваться. Когда увидела, что Дима ведет курс Creative Director на SKVOT, поняла: нужно идти.
Расскажи о самом сложном задании.
Больше всего мне понравилось работать с продакшн-брифом. Я немного умею работать с тритментами, но опыта в ATL у меня маловато. Поэтому эта задача для меня была и челленджем, и чем-то суперинтересным.
Нам нужно было сделать бриф — визуализировать идею ролика так, чтобы продакшену она была понятна. Дима дал нам универсальную структуру презентации, которая поэтапно (на иллюстрациях, референсах, с указанием монтажных склеек) объясняет продакшену идею креатора.
Я очень люблю Nike и делала продакшн-бриф на ролик для их кроссовок. В жизни редко бывает, чтобы можно было выбирать брифы, за исключением работы на фрилансе. Так что я прямо оторвалась — написала от души, что хотела бы видеть.
Мне все время хотелось что-то добавить, и я даже продлевала дедлайн. Но все-таки уяснила: правки можно вносить бесконечно, так что better done than perfect.
Что понравилось на курсе?
Крутой материал и кейсы. Ты понимаешь, что не можешь себе позволить опуститься ниже той планки, которая установлена теми, кто придумал рекламу мирового уровня.
Плюс мне очень понравилась структура, по которой преподавал Дима. Все было очень четко: от простого к сложному, от структуры в агентствах до процедуры подачи фестивальных работ. В моей работе это все применимо.
Самым сложным было спланировать время. Чем задача комплексней, интересней, тем больше мне хочется с ней возиться, придумывать, докручивать. Поэтому важно грамотно распределять силы на все дистанции. Это как в спорте: есть марафонец и есть спринтер. Надо понять, кто из них ты, — и грамотно выстроить тактику для этой пробежки.
Главные takeaways курса
Возглавить шторминг. Очень важно собирать всех ребят на шторминги — вытаскивать из них креативность, помогать им сколлаборироваться и выдать результат, который нужен клиенту.
Не нужно просто объявлять задачу, а через три дня говорить: «Ну что, показывайте ваш результат». Есть риск, что ребята — если им дать много-много свободы — придут не с тем материалом и решениями. Нужно управлять процессом. Сразу подсказывать, какие идеи отсечь, а с какими пойти дальше. Так не тратим лишнее время.
Не подпитывать свой синдром самозванца. Как и у многих других, у меня бывало ощущение, что я чего-то не понимаю, делаю что-то не так. Каждый раз, когда сдаешь проект, появляется мысль: «А вдруг не понравится? Вдруг будет не то?».
Но! Каждый на своем месте не случайно. Если ты сейчас занимаешься тем, чем ты занимаешься, значит — все на своих местах. Другой вопрос, что всегда есть куда развиваться. Даже опытному специалисту нельзя останавливаться на достигнутом. Мир вокруг меняется очень быстро, и надо держать нос по ветру.
Нужно гнать от себя мысли о том, что твой успех — незаслуженный или что-то ты делаешь не так. Очень важно иметь внутреннюю уверенность в команде, в своих решениях. Только так получится убедить клиента, что ваша идея — классная, и ее нужно реализовать. Главное — не сдаваться, а продолжать делать своё дело, когда получаешь в ответ НЕТ или не можешь попасть в ожидания с первого раза.
Что после курса изменилось в твоей работе?
Главная сложность, с которой я сталкиваюсь, — управление. Когда работаешь с творческими людьми, нужно к каждому найти подход. Нельзя сказать дизайнеру: «У тебя 2 часа на key visual, начинай». Иногда ему нужно день-два просто погулять, заняться другими делами — и потом он выдаст качественно другой результат. Люди часто перегорают из-за сжатых сроков и давления в процессе работы.
Над этим подходом я сейчас и работаю. Больше спрашиваю у моей команды, как у них дела, что получается, что не получается. Вовремя фиксирую моменты, где нужно докрутить какую-то идею. Возможно, сама включаюсь, когда понимаю, что от клиента приходит уже десятый комментарий, и ребята выгорели — забираю какую-то задачу у копирайтера, чтобы она не перегружалась.
«Задача креативного директора — правильно рулить всем этим хаосом»
Марк Афанасьев — 27 лет — копирайтер
Расскажи о своем бэкграунде.
Я работаю копирайтером в бутиковом агентстве примерно два года. Сейчас большую часть времени занимаюсь бренд-стратегией и коммуникационной стратегией.
Почему решил прокачаться на Creative Director?
Все просто. Из меня захотели сделать КД — и отправили на курс. Это все потому, что я хорошо справлялся с работой в паре. Ребята решили эту фичу во мне усилить — чтобы у меня получалось работать не только со своей творческой парой, но и со всеми остальными. Ну, и просто, чтобы разыграть во мне аппетит.
Ожидания были, конечно, безумные. Думал: «Вот сейчас пройду курс, ворвусь с левой ноги, вышибу дверь, типа крутой креативный директор». Но, слава богу, эту спесь сбивают уже на первом занятии.
Дима очень хорошо объясняет, что креативный директор — это чувак, который помогает развиваться другим и встревает в креативный процесс только в самом конце, когда ну уж совсем ничего не идет. Твоя задача — правильно рулить всем этим хаосом, чтобы из него стабильно и ожидаемо что-то получалось.
Креативный директор работает на два фронта — на клиента и внутри команды. Говорят, это одна из самых неблагодарных ролей. Но быть КД прикольно.
Расскажи о самом сложном задании.
Самая сложная задача — придумать для существующих кампаний грамотную адаптацию активации в диджитале.
Дима дал нам список из 42 победителей «Каннских львов», и чаще всего там был просто ролик. Нужно было не просто сделать из него сторис, а придумать механику, набросить ее сверху — сделать так, чтобы кампания жила дальше.
Предварительно нужно было в каждый кейс залезть, вытащить основное сообщение, инсайт и проблему, которую они решали, — всё то, на чем строились эти кампании. То есть понять маркетинговую логику.
Я влюбился в рекламу Pringles. Они интегрировали в свой ролик героев «Рика и Морти» — персонажи этого мультсериала поняли, что находятся во власти Pringles, и всё вокруг — Pringles, немножко такой треш. Ролик выпустили в рамках кампейна на сочетание вкусов. Я придумывал, как адаптировать героев или второстепенных персонажей под каждый из этих вкусов — в принте, стикерпаке или чем-то еще.
Был еще один очень хороший кейс. Основатель Ice Bucket Challenge Пэт Куинн привлекал внимание к БАС (боковому амиотрофическому склерозу) и сам боролся с этой болезнью. Когда он потерял голос, появился Project Revoice — этот инструмент помог Куинну собрать свой голос из аудиокусочков его же выступлений. Это прекрасная история. И я захотел продолжить ее в интернете, привлечь внимание людей к этой проблеме.
Голос очень важен для (само)идентификации любого человека. И я решил задействовать умные колонки, которые могут прочитать историю Пэта Куинна «компьютерным» голосом. Когда рассказ доходит до переломной точки, голос становится «нормальным» — как будто бы с нами говорит живой человек. Но мы понимаем, что это все-таки не настоящий, а клонированный голос, созданный в Project Revoice.
Дима похвалил эту идею. Потрясающие ощущения, знаете ли.
Что было самым крутым на курсе?
Думаешь, что урок будет идти час — и состоять из выжатой информации, а по факту все идет два часа. Потому что Дима не просто выкладывает информацию по теме, а еще и выдает полунаблюдения — объясняет, как всё работает в топ-агентствах.
И оп — ты уже в индустрии. Многомиллионные бюджеты, челленджи, провалы. Ты сидишь слушаешь это маленькое приключение в офисах агентства, которые сталкивались с большими задачами, сложными брифами или какими-то очень хитрыми клиентами.
Отдельная польза этого курса — чат. В нем все сливки. И информация, и люди, с которыми можно завязать знакомство. На SKVOT я проходил два курса — Creative Director и «Рекламные ролики» — и на каждом встретил пару человек, с которыми завязал общение. Мы поделились полезными материалами без задней мысли о конкуренции. Это еще одно открытие для меня: никакой внутренней конкуренции нет.
Главные takeaways курса
Дима давал много полезного по инструментам, документам, шаблонам. Например, показал продакшн-бриф — я теперь им пользуюсь. Он очень круто закрывает много потребностей клиента — и вопросов с продакшеном больше не возникает.
Еще очень полезным был урок про фестивали и тендеры. Мы как раз участвовали в фестивале White Square. В том числе и благодаря хорошим советам Димы по подаче кейса мы попали в шорт-лист.
Нашей дипломной работой была презентация идеи для реальной задачи, где нужно было создать четкую ассоциацию: Lay’s — это для просмотра кино. А мы любим ассоциировать себя с героями кино. И большинство крутых героев… курят. И я решил заменить сигареты в знаменитых кинообразах и сценах кино на чипсы Lay’s.
Мне подсказали, что эту идею не понесут заказчику, но с таким креативом я могу попытать себя на Young Glory — международном контесте для молодых специалистов. В принципе, мне это очень хорошо дало понять, что в профессии я еще джуниор и самое время двигаться дальше.
Что изменилось в тебе после курса?
Самое полезное, что со мной случилось на курсе, — то, что я перестал остерегаться других рекламщиков. У меня реально был страх перед другими креативными чуваками — и просто рвался-рвался, чтобы кому-то что-то доказать. Теперь все это прошло.
На финальной презентации было предложение устроить публичную защиту. Я пошел первым — и это был факап, я очень нервничал. Но меня сразу успокоили: «Ты же с нами — так что все норм». Делаешь не гуд — тебе подскажут, где не гуд, и ты все равно сделаешь гуд потом. Фидбек на таких курсах решает все — за это и стоит платить.