Что нужно чтобы стать критиком
Кинокритик
Кинокритик — человек, который специализируется на создании рецензий и видеообзоров на фильмы. Он смотрит фильмы, анализирует их, после чего пишет развернутую рецензию, рекомендуя или критикуя киноленту. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Краткое описание
Чаще всего критики создают объективные рецензии, но известных представителей профессии могут пригласить принимать участие в рекламной кампании. В этом случае критик создает положительные или отрицательные рецензии, чтобы увеличить интерес целевой аудитории к той или иной киноленте.
Свои рецензии критики публикуют в СМИ, в собственных текстовых и видеоблогах, получая прибыль. Наиболее близкая профессия — киновед, но этот специалист рассматривает тему киноискусства более глубоко, может преподавать в вузах, работать на сцене.
Особенности профессии
Работать в этой сфере может каждый, но преимущественно кинокритиками становятся люди, которые имеют глубокие познания о киноискусстве, отличаются эстетическим вкусом, грамотной речью, любознательностью и отличной памятью.
Труд этого творческого человека состоит из нескольких этапов:
Специалист должен честно оценить киноленту, дополняя рецензии аргументами и примерами. Труд критиков непростой, ведь их мнение оказывает огромное влияние на телезрителей. Например, негативная рецензия на киноленту, созданная известным критиком, может повлечь собой срыв проката фильма. Критик должен уметь выбрать «горячую» тему, увидеть нестыковки в киноленте, указать съемочной группе на ошибки в сценарии, неправильно выбранные планы для съемки и т. д.
Специалист может работать удаленно, размещая подготовленный материал в независимых блогах или на сайтах видеохостинговых компаний. Если материал понравится читателям и другим ценителям кино, то кинокритика ожидает успех. Настоящих профессионалов приглашают выступать на ТВ и радио, предлагают им участвовать в разных рекламных и творческих проектах.
Плюсы и минусы профессии
Плюсы
Минусы
Важные качества
Честность — это главное качество, которое должно преобладать в характере профессионального кинокритика. Остальные черты характера, необходимые критику, приводим ниже:
Во время работы этим человеком руководит желание указать на чужие ошибки, поэтому он должен отличаться упорством, педантичностью и хорошей памятью.
Обучение на кинокритика
Эта профессия — зов души, но в сфере киноискусства сложно работать без профессиональных знаний, поэтому стоит закончить вуз, чтобы получить специальность киноведа. Можно выбрать и другое направление, получив диплом режиссера, актера, театроведа, звукорежиссера, журналиста или оператора.
При поступлении абитуриенту придется сдавать следующие экзамены:
Приемная комиссия уделяет творческой работе наибольшее внимание, выбирая действительно талантливых и воодушевленных ребят.
Критик
Формировании собственного мнения большинство опирается на суждения человека, который не только является специалистом в определенной сфере деятельности, но и умеет как ясно и логично высказать свою точку зрения, так и организовать общество. То есть, общественное мнение в большинстве своем зависит от мнения критика.
Не секрет, что общественное мнение формируется при определенных обстоятельствах и зависит от общих тенденций развития общества и других факторов. Формирование же собственных взглядов каждого отдельно взятого человека об окружающем мире происходит, во многом, под влиянием мнения большинства людей. Особенно, если у конкретной личности недостаточно знаний и опыта, чтобы высказать свое мнение о предмете обсуждения. Такое поведение личности в социуме вполне разумно и оправдано.
При этом при формировании собственного мнения большинство опирается на суждения человека, который не только является специалистом в определенной сфере деятельности, но и умеет как ясно и логично высказать свою точку зрения, так и организовать общество. То есть, общественное мнение в большинстве своем зависит от мнения критика.
Кто такой критик?
Критики – специалисты, которые анализируют, оценивают и предоставляют развернутый отзыв относительно того или иного культурного явления. В основном, ими становятся представители периодических изданий, в которых у них есть собственная колонка для написания рецензий. Другими словами, критик – это человек, который обладает знаниями в определенной сфере культуры, умеет дать адекватную оценку творцу и определить гения или бездарность.
Первые упоминания о людях, оценивавших театральные постановки и актеров, появились еще в Древней Греции. Эту роль преимущественно выполняли мыслители, общественные деятели и политики, мнения которых имели большое значение в обществе. Однако это не было их основной сферой деятельности. Выделение работы критиков в отдельную профессию произошло в первой половине 19 столетия. На тот момент их внимание было обращено к театру и литературе, но со временем деятельность охватила и другие направления.
Профессиональная деятельность требует от критиков глубоких знаний в определенной сфере. Наряду с культурными деятелями, они знакомы со всеми историческими реалиями, особенностями и тонкостями заданной области культуры. Их оценка основывается не только на тенденциях современности – они учитывают абсолютно все нюансы: влияние смены эпох на деятельность нынешнего поколения мастеров, работы великих художников прошлых лет и много другое.
Высокие требования к знаниям, так же как и уровень возлагаемой ответственности, делают невозможной работу критика одновременно во всех направлениях. Поэтому в данной профессии выделяют несколько узких специализаций:
В зависимости от специализации, в обязанности критика входит посещение выставок, ресторанов, премьер кинофильмов и спектаклей, чтение новых романов, после чего он делает анализ, проводит собственное небольшое исследование и составляет рецензию, которая публикуется в газете, собственном блоге или специализированном издании.
Основной обязанностью любого критика является освещение предмета суждения, его достоинств и недостатков с целью формирования у общественности мнения и предоставления рекомендаций автору идеи.
Какими личностными качествами должен обладать критик?
Объективность – основное правило профессионального критика. Поэтому для качественного выполнения своих обязанностей критику необходимо быть, прежде всего, честным человеком, который в своих суждениях не будет руководствоваться субъективным отношением к автору, а даст беспристрастную оценку его работе.
Поскольку не все могут воспринимать негативные высказывания в свой адрес адекватно, люди этой профессии должны обладать чувством такта и тщательно продумывать свои отзывы, прежде чем они выйдут в свет.
Критики (рецензенты) должны досконально разбираться в выбранной специализации, поэтому обязательным качеством является хорошая память, которая позволит им хранить большие объемы необходимых знаний. Основываясь на опыте и багаже знаний, им регулярно приходится аргументировано отстаивать собственную точку зрения, и доказывать правильность своих суждений, что требует от них настойчивости, смелости и справедливости.
Наличие вкуса, образного мышления и внимательность к деталям пригодятся в этой деятельности так же, как и память. Именно эти качества отличают простого обывателя от профессионала. Благодаря этим качествам критик сможет не только взглянуть на работы автора сквозь призму веков, но и прочувствовать его виденье мира.
Преимущества профессии критик
Критик – работа по призванию. Только люди, которые имеют склонность к этой профессии, могут оценить все прелести своей работы. Многие среди преимуществ выделяют возможность свободно высказывать собственное мнение. Другим нравится общественное признание и популярность, которую можно приобрести, если смело и правдиво говорить о том или ином событии.
Помимо всеобщего признания, критик с хорошей репутацией может:
Вместе с ростом популярности, критику начинают поступать различные предложения с просьбами об интервью, которые хорошо оплачиваются. Уровень доходов критика также зависит от его узнаваемости широкой общественностью и специфики работы. К примеру, если деятельность рецензента связана со сферой шоу-бизнеса или он сотрудничает с популярными издательствами, то его гонорары могут значительно превышать средний уровень зарплаты. Наиболее ярким представителем этой профессии сегодня можно назвать Сергея Соседова.
Недостатки профессии критик
Отрицательная составляющая профессии связана с тем, что начинающим специалистам приходится прокладывать себе дорогу на вершину успеха самостоятельно. Никому неизвестный критик не востребован, ему недоступны все прелести, связанные с материальным благосостоянием, поэтому пройти весь путь карьерного роста не каждому под силу.
Нередко в профессиональной деятельности критик сталкивается с недовольством и неприязнью со стороны творческих людей, о работе которых он высказался негативно. По этой причине вокруг высказываний критика может разразиться скандал, или он станет нежелательным гостем на некоторых мероприятиях. В некоторых случаях рецензент может понести материальный убыток из-за агрессивно настроенных объектов его нелестных отзывов, которые подали в суд иск с требованием о возмещении морального ущерба.
Где можно получить профессию критик
Способности к написанию рецензий – то, чему нельзя научиться, пройдя специальную подготовку. Может быть, поэтому на сегодняшний день в ВУЗах не представлено отдельной специальности по направлению «Критик».
Тем не менее, люди этой профессии остро нуждаются в базе знаний, которая будет охватывать сферу их деятельности. И высшее образование, полученное в гуманитарных и творческих университетах на факультетах теории и истории искусств, в полной мере обеспечивает их этими знаниями. То есть, в основном, критиками становятся люди с образованием в сфере культуры или журналистики, которое дополняет их талант.
К лучшим ВУЗам с подготовкой по указанным направлениям можно отнести:
Ресторанный критик
Ресторанный критик – журналист, знаток кулинарии и ресторанного бизнеса, пишущий очерки о работе заведений общественного питания. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Особенности профессии
Ресторанный критик ходит по ресторанам, пробует подаваемые там блюда и напитки, а затем описывает свои впечатления в рецензиях.
В первую очередь его интересует качество кухни и винной карты, а также атмосфера заведения и уровень обслуживания. Эти рецензии могут выходить в виде журнальных колонок, радио- и телепередач, а также в специальных справочниках для гурманов – в ресторанных путеводителях.
При всей любви этого профессионала к еде, он отнюдь не обжора. Он – гурман. Его отличает не лишний вес, а утончённый вкус и острый нюх, чувствительность к духу заведения и красоте сервировки. Настоящий ресторанный критик всегдя чувствует, если рецептура блюда грубо нарушена.
Кулинарного критика не стоит путать с кулинарным писателем, который специализируется на описаниях рецептуры. Это с одной стороны. А с другой, нужно отличать критика от рекламиста. Если кто-то пишет о ресторанах, это само по себе ещё не делает его ресторанным критиком.
Ресторанная критика – это настоящий разбор конкретных ресторанов и подаваемых там блюд. В статье ресторанного критика обязательно есть оценка сервиса, винной карты, кухни ресторана и царящей в ней атмосферы. Если в очерке ничего этого нет, а есть только похвалы и восторги, то перед нами – обычная рекламная статья.
Настоящий ресторанный критик неподкупен. Если он нахваливает ресторан, в котором подают вчерашний винегрет и позавчерашние пережаренные котлеты, его статьям не будут доверять. Открытая недоброжелательность и тем более клевета в отношении заведения также не сулят критику ничего хорошего. В странах с хорошо развитой судебной системой подобные повадки жестко наказываются штрафами и крупными выплатами в пользу пострадавшей стороны.
В России труды ресторанного критика актуальны лишь для узкого круга людей. В развитых странах, где посещение кафе или ресторана не является чем-то из ряда вон выходящим, ресторанные рецензии читает широкая публика.
Знаменитый британский ресторанный критик Эгон Рони (1915–2010) говорил, что его цель – сделать вкусную еду доступной для каждого британца, а не только для элиты. Он считал, что добиться этого можно, если подробно рассказывать о том, как отличить по-настоящему изысканное блюдо от посредственного.
О нём говорили, что он помог восстановить богатство традиционного британского обеда после долгих лет военной нищеты. Какое-то время Эгон Рони работал управляющим ресторана, затем открыл своё дело. Ещё немного погодя он стал писать о еде для The Daily Telegraph. А в 1957 году создал справочник Egon Ronay`s Seagram Guide (“Эгон Рони”), первый путеводитель по ресторанам Лондона. Позже география справочника сильно расширилась.
В середине 1990-х она уже охватывала и Восточную Европу. Вот уже 30 лет этот авторитетный независимый путеводитель рекомендует лучшие отели и рестораны. Он выходит в Англии, а распространяется не только в Европе, но и в Америке и Австралии.
Такой успех ресторанного гида оказался возможен исключительно благодаря доверию к тому, что в нём написано. Над справочником работают специалисты, которые проводят свои независимые инспекции в отели и рестораны. Как справедливо считают рестораторы, рекомендации путеводителя не продаются, а стоят дорого.
Сам Эгон Рони, уже будучи главой успешного предприятия, не спешил отходить от дел. В 1993 году он даже застраховал на 350 000 долларов свое нёбо, которое считал своим рабочим инструментом.
Рабочее место
Ресторанный критик может сотрудничать с периодическими печатаными изданиями, интернет-сайтами, публикующимио отзывы о ресторанах, барах и пр. Он может вести тематические передачи на радио или телевидении.
Важные качества
Профессия ресторанного критика предполагает интерес у кулинарии, хорошее обоняние, способности к дегустации, грамотную выразительную речь, доброжелательность в сочетании с честностью, общительность.
Знания и навыки
Ресторанному критику необходимы познания в области кулинарии и ресторанного дела. Он должен быть искушён в дегустации различных блюд. Во всяком случае, он не имеет права перепутать мясной бульон и жидкость с растворённым бульонным кубиком. Он должен также познать толк в сервировке и качественном обслуживании.
И должен уметь описывать свои впечатления в статьях.
Кто такие критики
Умение правильно интерпретировать художественный текст или кинофильм, оценивать значимость произведений искусства доступно далеко не каждому. Для этого нужно обладать энциклопедическими знаниями и тонким вкусом. Все эти качества есть у профессиональных критиков.
Историческая справка
Первые критики, по мнению многих исследователей, появились еще в Древней Греции, где очень ценились театральные постановки. Некоторые известные почитатели театра, независимо от того, политики они или философы, высказывали свое авторитетное суждение, и от этого нередко зависела дальнейшая судьба спектакля или популярность актера.
Профессия критика сформировалась только ближе к середине XIX века. Тогда, как, впрочем, и сейчас, этой деятельностью занимались журналисты, общественные деятели, писатели.
Одним рецензированием просмотренных пьес было трудно прокормиться, поэтому приходилось браться за разную сопутствующую работу.
Описание профессии
Попробуем разобраться, кто такой критик сегодня. Это высококвалифицированный специалист, который в курсе новинок искусства и максимально объективно и взвешенно оценивает события культурной жизни. Это может быть новый альбом музыкальной группы, широко разрекламированный кинофильм, ожидаемый роман известного автора, выставка картин. Причем материал должен быть опубликован быстро и подан в понятной для читателя или слушателя форме.
Критики обычно специализируются на каком-то одном из видов искусства, исключения редки. Это связано с тем, что для этой работы нужно владеть огромным фактическим материалом, что отнимает много времени.
Специализации критиков могут быть разными:
Принято считать, что в отличие от обычного слушателя или зрителя, специалист способен максимально абстрагироваться от своих эмоций и дать именно беспристрастную и объективную экспертную оценку.
На каких специальностях лучше учиться
Отдельной специальности «критик» в российских вузах не преподают. Необходимый для подобной работы набор знаний можно получить на университетских программах бакалавриата и магистратуры, связанных с искусством или литературой:
Как правило, от абитуриентов требуются результаты ЕГЭ по предметам гуманитарного направления: русский и иностранный язык, литература, история, обществознание.
Лучшие вузы для обучения
Возможность стать критиком в основном зависит от личных способностей и качества полученного образования, поэтому лучше выбирать известные вузы с сильным преподавательским составом:
В крупных региональных вузах также можно подобрать специальность, связанную с литературоведением и искусствами, и в рамках программы получить базовые знания, необходимые для того, чтобы стать критиком.
Обязанности на работе
Основная функция критика – постоянно находиться в курсе событий, происходящих в избранном ним направлении культуры.
Для этого необходимо посещать театральные и кинематографические премьеры, книжные и художественные выставки. Чтение книг (от классики до новинок) и просмотр фильмов (от оскароносных картин до массовых сериалов) помогает расширить кругозор и сделать выводы о тенденциях развития соответствующего вида искусства. Не помешает и просматривать рецензии коллег.
После выхода новинки критик пишет на нее отзыв, указывает на сильные и слабые стороны произведения, выявляет несоответствия, делает выводы о художественной ценности картины или книги. Публиковать свои материалы можно в специализированных журналах, в собственных блогах, на тематических интернет-сайтах и страничках в социальных сетях. Те, кто обладает харизмой, привлекательной внешностью и хорошо поставленной речью, размещает видеоролики на сервисе YouTube.
Кому подходит
Профессиональному критику нужно иметь такой набор личных качеств:
Чтобы стать хорошим критиком, необходимо уметь взглянуть на событие под необычным углом, быть способным читать между строк, делать правильные (иногда нестандартные) выводы.
Сколько получают
Доход критика во многом зависит от его специализации. В среднем в России его зарплата колеблется в пределах от 20 до 40 тысяч рублей, но маститые профессионалы в столице могут зарабатывать в разы больше. Знатоки еды получают больше, чем эксперты по картинам или литературе.
Нередко стабильная часть заработка приходится на основную специальность (журналист, репортер, преподаватель), а оплата критических материалов относится к дополнительному доходу.
Перспективы профессии
Профессия критика будет существовать до тех пор, пока люди интересуются искусством. Но войти в этот узкий круг интеллектуалов нелегко. Придется начинать с низов, работать репортером в газете и строчить статьи обо всем на свете за копейки, при этом размещая в сети свои материалы по искусству в надежде, что кто-то из авторитетных людей обратит на них внимание или они станут популярными среди читателей.
Автор: Алексей Кузнецов
Отзывы, комментарии и обсуждения
Ковалева Ольга Владимировна
Психолог, ведущий эксперт центра «Профориентатор».
Многие жалуются, что на работе им мало платят, не дают новых интересных задач и не повышают по карьерной лестнице.
Корни всего этого зарыты еще в нашем подростковом возрасте, когда мы выбирали свою профессию или вуз. Кто-то шел туда, где ближе всего к дому, кто-то по стопам или совету родителей, кто-то за компанию и т.д.
Как стать кинокритиком? Неужели для этого не нужно иметь образование?
Многие люди любят кино. Они его не только смотрят, но и обсуждают. Изучают, пытаются понять скрытые смыслы и контекст. В котором происходят события на экране. Немало людей пишут рецензии в интернете — чаще всего очень плохие и поверхностные. Поэтому и делают это бесплатно. Если же вы действительно разбираетесь в кинематографе, то у вас есть шанс даже зарабатывать на своём хобби. Домовик поговорил с кинокритиком, который рассказал о своем пути и дал советы начинающим специалистам.
Как хорошо вы знаете кинематограф?
Для начала вам нужно убедиться в том, что вы хорошо знаете историю кино. И дело не в том, что вам необходимо пересмотреть все фильмы братьев Люмьер (будем надеяться, что вы уже сделали это).
Например, вы должны знать, что и как снимал Эйзенштейн. Не смотрели его фильмы — проблема, но исправить её легко. Немецкий экспрессионизм — берёте и смотрите примеры.
Ваша задача — понять общий каркас, на котором держится кинематограф. Это и имена отдельных режиссеров, и имена сценаристов. Операторов, отдельные направления и жанры.
Я не хочу сказать, что вы должны идеально знать все. Но лучшие примеры вы посмотреть обязаны.
Сейчас в мейнстриме есть мнение, что пора выкинуть Бергмана и Тарковского на свалку. Так как критики в последнее время, обсуждают только кинокомиксы.
Лично я с этим категорически не согласен. Поэтому если вы хотите писать о гениальности очередного «Бэтмена», то дальше можете не читать.
Как определить список важных фильмов для просмотра?
Не бойтесь опираться на чужие рейтинги. Например, рейтинги Кинопоиска и IMDB позволят посмотреть все те фильмы, которые в народе считаются классическими.
Далее вы можете посмотреть на кинопремии, тот же Оскар. Банально смотрите победителей с 30-х по 80-е годы. То же самое с Каннами, Берлинским кинофестивалем.
Можете посмотреть победителей Санденса. После этого подумайте, какой кинофестиваль вам ближе — не сомневайтесь, что у вас появится фаворит. Погрузитесь в него и начните смотреть победителей отдельных номинаций.
Другой подход — географический. Немецкое, французское и итальянское кино имеют очень мало общих черт, попробуйте посмотреть главных режиссёров этих стран. Английское и американское кино вы уже итак неплохо знаете — маркетинг сделал своё дело, однако всё равно погрузитесь в их классику.
Вы удивитесь, когда узнаете, что некоторые американские фильмы, о которых вы никогда не слышали. Для самих американцев являются максимально культовыми. Постепенно вы можете погружаться в кинематограф других стран, от восточной Европы и Канады до Азии и Ближнего Востока. Постепенно ваша насмотренность будет помогать вам смотреть кино — но об этом дальше.
Что такое насмотренность?
Как можно больше читайте про фильмы, которые смотрите. Никогда не читайте отзывы на Кинопоиске и прочих подобных сайтах — люди воспроизводят рекламные слоганы, а не пишут рецензию.
Вам это не нужно, равняйтесь на настоящих критиков. С их помощью вы не только будете лучше понимать особенности фильмов. Но и сможете понять логику, которой руководствуются другие люди при просмотре.
Если вам кажется, что ваше мнение по какому-либо вопросу совпало с критиком, то найдите другие его статьи. Если совпадение не ушло, то вам повезло — вы нашли своего критика.
Ищите материалы, в которых он советует кино. Ведь вам, вероятно, эти фильмы тоже понравятся. Возможно, его советы вас направят в какую-нибудь сферу. О которой вы пока что знаете очень мало.
Как писать рецензию на фильм?
Попытайтесь написать рецензию на фильм, который хорошо знаете. Не опирайтесь на чужие статьи, пробуйте выстраивать структуру сами. Ориентируйтесь при написании примерно на 6 тысяч знаков, как минимум.
Перечитайте на следующий день, подумайте, что вы упустили и что нужно добавить. После этого прочитайте другие рецензии и сравните.
Если у вас написано по-другому. То это не значит, что вы справились с работой плохо. Просто обратите внимание на детали, которые отличаются. Возможно, вы что-то просто забыли. Поэтому чуть позже, вы сможете дополнить свою рецензию.
В свободное время вы можете писать рецензии на фильмы, которые смотрите. Так вы будете привыкать к работе с текстом. Всё-таки это очень специфическая работа, которая требует особых навыков.
Читайте побольше и обращайте внимание на детали, в первую очередь на структуру текста. С чего начать, чем продолжить, как закончить — все это очень важные детали.
Как найти работу кинокритиком?
Когда вы будете уверены в своих силах, вы сможете предлагать свои услуги различным сайтам и СМИ. Без опыта публикаций вам будет тяжело, но бояться не нужно.
Выберите три лучшие рецензии (на ваш вкус), которые вы написали. Выгрузите их в Гугл Документы и прикрепляйте к своему резюме, которое отсылаете по сайтам. Не говорите про деньги. Говорите, что готовы писать статьи на регулярной основе. А остальное обсудите потом.
В первую очередь отсылайте резюме на сайты, которые посвящены кино или культуре как таковой. Да, там высокая конкуренция. Но это не значит, что вы окажетесь ненужным. Кто-то может и заинтересоваться перспективным работником.
Другой вариант — непрофильные СМИ. Скажем, СМИ пишет обо всём по чуть-чуть. Это не значит, что их не интересует кино — скорее всего, у них просто нет сотрудника. Который может о нём писать. И эту вакансию можете занять вы.
Рассылайте резюме вообще всем. У меня была знакомая, которая писала отличные статьи о литературе для сайта, который предназначался для бизнес-новостей.
Хорошие материалы о культуре нужны всем. Проблема в том, что толковых авторов действительно мало.
Как научиться писать рецензии на сериалы?
Популярность сериалов продолжает расти, поэтому велика вероятность. Что какое-нибудь СМИ предложит вам писать именно про них, а не кино.
Вряд ли для вас это плохо, однако нужно изучить мир сериалов. Хотя после кино, вам будет легче это сделать.
Сценарии, конечно, строятся иначе. Но вы сможете подстроиться, если будет такое желание. При этом о сериалах намного легче писать (говорю это на личном опыте), поэтому попробуйте поработать и с ними.
Что такое “клише”?
Когда вы прочитаете множество рецензий, то возникнет риск привыкания к определенным клише.
Люди воспроизводят одни и те же формулировки и идеи, зачастую даже не зная о том, что просто повторяют за другими. В этом вы можете убедиться на странице любого фильма на сайте Кинопоиска.
Люди пишут абсолютно бредовые рецензии таким же языком, как и критики. Но при малейшем рассмотрении становится ясно, что язык не совсем такой же — скорее это копия копии.
Вам расскажут и про актера, который прожил героя и вошёл в образ. И про невероятную режиссерскую работу, причём её великолепие никто не объяснит.
Также вам расскажут про актуальность фильма (навсегда забудьте эту идиотскую формулировку, кинематографу чуть больше ста лет. И все поднятые им темы априори актуальны в силу времени).
Плохие критики любят говорить про невероятное влияние, оказанное тем или иным фильмом или режиссёром. Зачастую эти вещи говорят даже без особой проверки сказанного.
Если вы не хотите быть таким же плохим критиком. То внимательно изучайте чужие ошибки, чтобы самому их не повторять.
Как развить в себе индивидуальность?
Если вы всё же решили стать настоящим кинокритиком, то вы обязаны стать снобом. В ином случае вы потеряете нервы и возненавидите людей.
Если вы находитесь в большой компании, и кто-то обсуждает кино. Причём делает это с дилетантских позиций, то не вступайте в дискуссии. Просто примите как данность то, что вы разбираетесь в вопросе на другом уровне.
Это как инженер, который встречает двух студентов, рассказывающих про фундамент в здании. Ему нет смысла общаться с этими людьми, и пытаться их переубедить. Ведь его знания находятся на совершенно ином уровне.
Если вы пришли работать в СМИ и у вас заказывают пару материалов в месяц, то боритесь с редакторами за каждую фразу. Отлично, если ваш текст чистят от лишних слов и меняют неудачные формулировки. Но не давайте им менять саму суть текста. Ведь ваши первые публикации — то, чем вы будете махать перед лицом будущих работодателей.
В случае, если кто-то из редакции тоже хочет писать о кино, то не бойтесь поставить человека на место. У меня был период, когда я писал рецензии для маленького регионального СМИ. Я тогда только начинал свой путь, поэтому ко мне относились не лучшим образом. Например, мне постоянно обещали оплатить затраты на билеты, но никогда этого не делали. Редактор со скрипом согласовывал темы, а остальные работники не понимали, кто я и зачем нужен.
А потом я увидел статью на сайте СМИ, где одна из журналисток издания (худшая, на мой взгляд), написала рецензию на фильм «Ирония судьбы…». Я напрягся и стал читать. Вероятно, это был худший текст о кино, который я читал в своей жизни. За 3 тысячи знаков девушка применила все самые идиотские клише, и читать всё это было просто невозможно.
Тогда я понял, что, придя в это СМИ, я дал идею другим журналистам. Они сами не понимали, что о кино можно писать, как ни странно. По этой причине меня стали выжимать, ведь я не давал им писать простые статьи за нормальные деньги.
Со временем я ушёл из этой газеты, однако навсегда запомнил простое правило — большинство людей считают, что писать про кино может кто угодно. Поэтому нужно доказывать свою состоятельность не только качеством статей, но и спором.
Ты просто должен написать редактору и сказать, что текст. Который написала про кино какая-то из его подчинённых, плохой и тупой. В ином случае у вас заберут этот источник заработка.
Какие плюсы от работы кинокритиком
Помимо того, что вы можете зарабатывать деньги благодаря просмотру фильмов, у вас открываются и другие бонусы. Например, при работе в большом СМИ. Вы также сможете общаться с людьми из стриминговых сервисов.
Они будут присылать вам фильмы и сериалы до даты официального релиза. Например, сериалы, которые выходят на HBO. Я иногда смотрю за 2 недели до их выхода. Однажды мне прислали сериал, у которого ещё даже не была утверждена стартовая заставка.
Также вы будете общаться с прокатчиками. Они будут звать вас на премьеры фильмов, причем вы сможете ходить на них бесплатно. Также, как и на различные мероприятия, которые организовывают они же.
Если ваша карьера пойдет в гору, то вы сможете выступать на премьерах. Стоит отметить, что этот бонус доступен только в том случае. Если вы живёте в Москве или Санкт-Петербурге, в других городах с такими практиками всё устроено намного хуже.
Конечно, можно попытаться собрать свой киноклуб. Но это очень сложное и энергозатратное дело, которое не каждый сможет вынести.
Какие минусы от работы кинокритиком
Пожалуй, самое сложное в работе кинокритика в России — поиск заказчика. Вас постоянно будут просить что-то хвалить из-за того, что у СМИ есть договорённости с прокатчиком.
Если соглашаться на всё, что предлагают. То жизнь будет намного более простой, вот только так вы постепенно превратитесь в рекламщика. Если вам это не нужно, то придётся отказываться, но тогда ваша ценность будет снижаться в глазах работодателя.
Можно сказать, что критик находится в постоянной борьбе за то, чтобы быть настоящим критиком. При всей любви к своему делу, ему приходиться тратить много времени буквально на защиту своей территории от пиарщиков разных мастей. Само же написание статей как будто отходит на второй план — а это бьет по качеству материалов.
Постоянный поиск баланса неизбежен. Поэтому никогда не забывайте о том, для чего вы пришли в эту профессию.
Сколько можно зарабатывать кинокритиком?
Если вы хорошо пишете, но ваше имя ничего не говорит простому читателю. То за 10-12 материалов в месяц вы сможете получать 50 тысяч рублей.
В некоторых случаях меньше, иногда больше. Все зависит от того, для кого вы пишете эти статьи.
Бывает, что маленькое региональное СМИ, платит кинокритикам намного больше. Чем высоколобые журналы о культуре.
Всегда ищите новых заказчиков. Причем обращайте внимание не только на гонорары, но и редактуру.
В одном случае вам будут платить две тысячи за статью. А в другом, скажем, пять тысяч. Но в первом СМИ редактура не будет занимать много времени, и вы сможете делать два материала в неделю. А второе, будет выносить вам мозг по две недели.
В итоге вы не только будете меньше зарабатывать в сумме, но и тратить много времени и нервов. Ведь чем больше у вас работодателей, тем легче послать подальше того. Кто вам перестал нравиться (или соответствовать вашим принципам).
Зачем нужно заниматься саморазвитием?
Когда у вас появится два-три постоянных заказчика, которые вам нравятся и даже хорошо платят. Не переставайте и дальше развиваться.
Смотрите еще больше кино, чем раньше. В конце концов, ваше любимое дело не должно превращаться в бизнес. Получайте от него удовольствие. Ведь вместе с наслаждением от искусства вы станете лучше. Как профессионал и специалист, а это всегда хорошо.
Если вы молоды, то вас всё равно некоторое время не будут воспринимать всерьез — воспользуйтесь этим временем. Чтобы уже к 35-40 годам, сместить забронзовевшие фигуры. И самому стать тем человеком, которого аудитория готова слушать.
Не бойтесь провокационных фраз и резких формулировок — будьте собой. Не копируйте других критиков, в ином случае вы окажетесь ненужным (зачем людям читать копию, если у них есть оригинал?).
И, конечно, экспериментируйте с форматом. Возможно, в видео или аудио формате. У вас получится сделать более интересный контент.
Читайте книги киноведов и пытайтесь научиться у них новым подходам к изучению кино. Для того, чтобы работать в российских СМИ, достаточно всё знать поверхностно. И именно поэтому многие критики перестают развиваться.
Это большая проблема для всей индустрии, но одновременно и шанс для вас. Ведь умный и начитанный, действительно настроенный критик. Всегда найдет свою аудиторию, особенно с современными социальными сетями.
Как написать свою первую книгу?
Не забывайте, что если вы умеете хорошо писать, то когда-нибудь вы сможете даже написать книгу о кино.
Если у вас будет много знакомств (а они сами по себе складываются в этой индустрии), то вы без проблем найдете издателя. Которого заинтересует ваша работа.
Ведь в последние годы, такие работы становятся всё более популярными. Вопреки мнению о том, что молодежь глупая. Так как именно люди чуть старше 20 лет, и готовы покупать такие книги.
Хотя это не значит, что молодёжь должна быть вашей целевой аудиторией. Просто не пытайтесь с ней заигрывать через какие-то комиксы и ситкомы — они ждут качественных и серьезных фильмов. А не скучных развлечений. И когда с ними заговорят серьёзно, они будут готовы слушать.
Кинокритика — это не удел скучных и слишком взрослых людей. Это живая сфера, в которой может оказаться кто угодно. Главное — любить своё дело и быть готовым погрузиться в неё с головой.
Почтите короткий страшный комикс с названием «Дерево вампира», перейдя по ссылке здесь