Что нужно чтобы стать монашкой
Каким женщинам в старые времена и сейчас отказывают в монашестве
Иногда в жизни человека бывают ситуации, когда единственным способом избавиться от груза проблем и суеты становится уход в монастырь. Как правило, такой вариант выбирают те, кто устал от переживаний и хочет обрести тихую гавань вдалеке от шумного города. Некоторые идут в монастырь с целью обрести душевную гармонию. Женщины более склонны к таким эмоциональным решениям. Однако, ни в коем случае не стоит идти на подобные меры из-за эмоций. Лучше все хорошенько обдумать и решить, что для вас лучше. А в данном обзоре мы рассмотрим, как происходит постриг в монахини и в каком случае женщине, желающей принять монашеские обеты, могут отказать в постриге сегодня.
Что такое монашество?
Под монашеством подразумевается целый образ жизни, посвященный Богу. У священнослужителей постриг в монахи считается своеобразным крещением, которое помогает человеку переродится заново и обновить свою душу. При совершении пострига человек должен отказаться от своего земного мира и перейти в свой святой ангельский образ. Сама процедура проведения этого священного действия очень символична. Человек должен дать Богу пожизненные обеты. А Бог должен помочь ему справиться со своими душевными переживаниями.
Основные этапы
Как происходит постриг в монахини? Прежде необходимо пройти целый период испытаний. Существует три основных этапа перехода в монашество:
Трудник
Любой верующий христианин, который хочет выполнять какую-то работу в монастыре, может стать трудником. Такие люди совершенно не обязаны потом становиться монахами. Им разрешено иметь семью и заводить детей. Кроме того, они могут официально заключить трудовой договор с монастырем и даже получать заработную плату. Если трудник проживает в монастыре, он должен соблюдать устав и чтить традиции.
Кандидатки в монахини
Женщина, которая хочет стать монахиней, после поступление в монастырь считается кандидаткой в послушницы. Она проходит подготовку к постригу, знакомится с уставом и принимает окончательное решение о том, подходит ли ей такая жизнь. Длительность периода подготовки определяется для каждого человека индивидуально настоятельницей и старшими сестрами. Если после испытательного срока желание остаться в обители у женщины остается, она становится послушницей. Настоятельница должна подготовить прошение на имя архиерея. Как только будет получено благословение епархиального начальства, на сестру одевают подрясник и полуаполстольник. После этого она официально считается послушницей монастыря.
Типы пострига
В современной православной церкви выделяют три типа пострига в монахи:
Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше типов.
Рясофор
При постриге в рясофор кандидатка в монахини должна не менее трех лет прожить в обители. В случае, если кандидатка страдает неизлечимым заболеванием, срок может быть уменьшен. В этом случае настоятельница может подать ходатайство о постриге раньше положенного времени. Священнодействие включает в себя чтение молитв, пострижение волос крестом, переменой или оставлением имени, отсутствием обетов и облачением в рясу. Хотя обеты во время пострига не произносятся, выступление на ионический путь считается обязательством чистого жития перед Богом. Можно считать, что рясофор – это своеобразная подготовка к монашескому постригу. Женщина после него может зваться инокиней, рясофорной послушнице или рясофорной монахиней.
Малая схима или мантия
Пострижение в мантию или малую схиму можно считать началом монашества. Именно на этом этапе кандидат дает обеты Богу. Он полностью отрекается от внешнего мира, получает новое имя и облачается в монашеские одежды. Обычно пострижение в малую схиму осуществляется после рясофора. Но на практике встречаются различные варианты. Иногда рясофор пропускают и сразу проводят малую схиму. Есть случаи, когда верующий сразу принимает великую схиму без получения предшествующих знаний. Здесь все строго индивидуально, и подбирается в зависимости от личных качеств и предрасположенностей человека.
Великая схима
Пострижение в великую схиму представляет собой очень торжественную и серьезную процедуру. Послушнику снова дается новое имя. В одеянии кандидатки появляются куколь с аналавом и великий параман. После пострижения монахиню называют схимницей. Обычно в православной церкви в великую схиму постригают тяжелобольных и престарелых людей. Совершать таинство может правящий архиерей или высшие чины духовенства с его благословения.
Особенности монашеского пострига
Пострижение в монахини считается символом послушания Богу. Это таинство официально не входит в перечень семи таинств, которые современные священники считают вторым крещением. Считается, что настоящее монашество зарождается с момента пострига в малую схиму. Данное священнодействие должно производится торжественно и занимает достаточно много времени. Начинается оно исполнение тропаря из недели о блудном сыне. Кандидатка в послушницы должна проползти на животе в длинной белой рубахе из притвора храма в его центр. Там она должна остаться лежать с распростертыми руками. Это действо должно символизировать монашество как путь плача и покаяния. После этого игумен обращается к кандидаткам с речью и подает им знак встать. Он должен задать ряд вопросов и предупредить о том, что данные ими обеты будут приняты Христом и Божьей Матерью.
Обеты
Во время пострига послушницы дают следующие обеты:
После принятия этих обетов, игумен произносит поучение о сути монашеской жизни. После этого на голову постригаемой кладется книга и читается молитва о наставлении и вразумлении. Лицо, производящее постриг, считается духовником монахини. После обетов послушница должна трижды подать ножницы игумену, которые он намеренно бросает на пол. Эта процедура символизирует добровольность пострига. После этого послушнице крестообразно стригут волосы. В этот момент она впервые слышит свое новое имя.
Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?
Существует ряд формальностей, о которых следует знать кандидаткам в послушницы. Прежде, чем принять обеты, необходимо решить все семейные, имущественные и юридические формальности. Женатых мужчин и замужних женщин не принимают в монашество. Если человек состоит в благополучных семейных отношениях и при этом желает уйти в монастырь, любой священнослужитель во время разговора скажет ему, что делать этого не стоит. Одиноким женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, также лучше отложить постриг в монахини. Вести детей за собой в монастырь неправильно, поскольку монашество является исключительно добровольным выбором каждого человека. Постриг обычно разрешается женщинам только после достижения возраста 30 лет. При этом если она все-таки решает оставить миру несовершеннолетних детей, необходимо предоставить свидетельство об опеке.
Вступление в монашество и выход из него. Часть 1
Наверное, нет ни одного человека, который бы не знал или не видел монахов, не сталкивался бы с ними в храмах, в монастырях или в быту. Многие имеют родственниками монахов, а еще больше людей имеют среди монашествующих духовников или просто знакомых. Внешняя сторона деятельности монахов, благодаря средствам массовой информации, достаточно известна, но какая-то сторона их жизни остается абсолютно неведомой в миру. От этого рождаются или загадки, или расхожие домыслы, или неправдоподобные истории.
Открытие многих новых монастырей и подворий на территории России на протяжении последних 20 лет привели к тому, что эти монастыри стали быстро наполняться иноками и инокинями, что само по себе очень отрадно. Но, с другой стороны, скороспелые постриги, необдуманный приход в монашество, реальные трудности возрождения обителей и острый дефицит опытных духовников привели к тому, что иноческие обители стали быстро наполняться насельниками случайными и малоподготовленными. Многие принимали постриг необдуманно, не рассчитав свои силы, не проверив себя, без рассуждения, доверившись мимолетным чувствам или уговорам посторонних лиц и в общем, как оказалось, по ошибке. Что не замедлило сказаться на духовном уровне современных российских монастырей.
Такие упущения не прошли даром. Многие из насельников стали покидать стены обителей и возвращаться в мир, совершенно пренебрегая прежде данными обетами. К сожалению, этот процесс продолжается и поныне. Вот почему цель данной работы, кроме ее исторического и канонического аспектов, состоит еще и в том, чтобы помочь вступающим в иночество определиться в своем жизненном пути, а всем принимающим в монашество напомнить о той высокой ответственности, которую они берут на себя.
Формирование монашеской традиции
Монастырь св. мц. Екатерины в Египте |
Что такое монашество, монах, монастырь? С этими вопросами приходится сталкиваться каждому человеку. Но у разных людей формируются совершенно разные, иногда противоположные мнения о монашестве. Эти представления зависят от многих факторов: от религиозных убеждений и от положения в обществе, от образования и воспитания, от житейского и религиозного опыта и т.д. На фотографиях, со страниц журналов и газет, с экранов телевизоров и кинотеатров то и дело мелькают лица монахов, в Интернете можно найти сайты, посвященные монастырям и монашествующим, и, наконец, существует богатейшая святоотеческая письменность, где о монашестве сказано практически все, но беда в том, что времени на глубокие исследования у большинства людей катастрофически не хватает.
Простой обыватель, конечно же, довольствуется тем, что ему предлагают СМИ, и порой считает, что уже все или почти все знает о монашестве. Гораздо реже встречаются люди вдумчивые, которые начинают читать книги и специальную литературу по монашеству. А еще реже встречаются те, кто исследует тему до конца, до первоисточников, до самых азов. Обычно этими людьми бывают или сами монахи, или специалисты в области монашеской письменности, церковной истории и культуры.
Святые отцы называют монашество наукой из наук. Значит ли это, что монашество есть некое сокровенное знание, то есть особого рода наука, которой обучают в монастырях? Или это выражение надо понимать иносказательно? Все зависит от того, кто будет говорить. Если о монашестве будет вещать протестантский богослов, совершенно отрицающий его ценность, то мы услышим одно суждение, а если о нем будет говорить человек, сам прошедший путь монаха, то мы услышим совершенно другое.
Приравнивая монашеское делание к высшему творчеству или к науке особого рода, святые отцы не ошибались. Потому что монашеское делание относится к самому сокровенному, самому важному и прекрасному, что есть в человеке, – к его душе. Да и не только к душе, но и ко всему составу человека: воспитанию духа, очищению души и аскетике тела. Одним словом, к преображению всего человека, или, как говорили святые отцы, к его «обожению».
Здесь всего лишь аллегории, а в жизни все гораздо проще и незаметней, но одновременно и сложней. Реальная монашеская жизнь может очень сильно отличаться от той, о которой можно прочитать в книгах, и об этом надо обязательно знать всем желающим идти этим тернистым путем.
Данная работа призвана, скорее, к тому, чтобы отрезвить легкомысленную часть молодежи, стремящейся в монашестве найти простой выход своих проблем, или ту ее часть, которая, не найдя себе применения в миру, думает найти его в монастыре. Для подлинного монашества необходимо призвание. Ибо только «могущий вместить, да вместит».
Основания монашеского образа жизни
Митрополит Московский Филарет в «Правилах благоустройства монашеских братств московских ставропигиальных монастырей» указывает на Священное Писание как на единственное и абсолютное основание монашеских обетов:
1. дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 26: 24.);
2. дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Могий вместити да вместит» (Мф. 19: 12.) – и слову апостольскому: «Не оженивыйся печется о Господних, како угодити Господеви». (1 Кор. 7: 32);
К родоначальникам монашества Предание Православной Церкви относит святого Предтечу Господня Иоанна, святого пророка Божия Илию, святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Саму Пречистую Деву Богородицу. Они для христиан были и будут образцами всецелого посвящения себя Богу.
Причины возникновения монашества
Но главным толчком к возникновению и развитию такого странного и необычного сообщества, каким стало монашество, послужили не гонения, а как раз напротив – внезапный мир и благоденствие Церкви. Массовое монашеское движение возникло как реакция на секуляризацию Церкви и церковного общества.
Киновия – идеальное христианское общежитие
Идеи возникновения таких сообществ, как «первохристианская община» и как «строгий общежительный монастырь», были абсолютно одинаковы, потому что жизнь всех членов сообщества была построена исключительно на евангельских заповедях, но вот историческое зарождение киновий было несколько другим, чем первохристианской общины. Однако можно считать, что и то и другое было следствием Промысла Божия.
Основатели монашества восточного и западного
На Запад уставы монашеской жизни попали благодаря деятельности преподобного Бенедикта Нурсийского, который основал вблизи Неаполя общежительный монастырь с уставом, похожим на устав преподобного Пахомия Великого. Он адаптировал для итальянского монашества уставы египетских киновий. Монашество нашло здесь благоприятную почву и стало быстро развиваться. От главного монастыря преподобного Бенедикта отпочковались еще несколько дочерних монастырей [25] . Монастыри, возникшие в Западных провинциях Римской империи, образцом для себя брали уставы, принесенные в Рим преподорбным Иоанном Кассианом, а это были знаменитые уставы пахомианских монастырей.
Появление первых монашеских уставов
Первоначально сами монашествующие стали вырабатывать определенные правила, которые они считали необходимыми для поддержания порядка в своих все более увеличивающихся рядах.
Монашеские одежды мог надевать на себя каждый, кто хотел жить по-монашески по собственному усмотрению, применяясь в выборе одежды, в покрое и цвете к тем одеждам, которые были приняты в том или ином монастыре. И это неудивительно для монашества отшельнического, потому что оно признает значительную степень свободы подвижника от внешних форм и ограничений. Однако свободу следует понимать только в сторону большего аскетизма, а не в сторону излишеств и поблажек плоти.
Одними из первых, кто составил письменные правила монашеской жизни, были преподобный Пахомий Великий и святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской. Эти правила легли в основу почти всех последующих монашеских уставов. Они дошли и до нашего времени. И уже в них мы видим, как решаются вопросы вступления в монашество и как резко осуждается выход из него.
Что нужно чтобы стать монашкой
6.1. Трудничество
Тому, кто почувствовал в себе призвание к монашеству, не может воспрепятствовать «никакой прежний образ жизни, ибо монашеское житие изображает нам жизнь покаяния»[32]. Вместе с тем этот путь требует от человека сугубого самоотречения, и потому стремящийся стать монахом должен тщательно испытать, способен ли он идти этим путем. Желающий вступить на монашеский путь посещает монастырь как паломник, постепенно знакомится с жизнью братства и монашескими традициями. Решаясь остаться в обители, он обращается к игумену с просьбой о принятии в монастырь.
Перед тем, как дать благословение человеку на проживание при монастыре в качестве трудника, игумен проводит с ним собеседование, выясняет у него обстоятельства его жизни. При этому игумен следует обратить внимание на возможное наличие внешних препятствий к поступлению в монастырь. Такими препятствиями являются, в частности, несовершеннолетие, брачное состояние, наличие несовершеннолетних детей, требующих опеки (игумену должна быть представлена справка о семейном положении), нахождение под судом или следствием, обремененность долговыми обязательствами или обязательствами по выплате алиментов, состояние физического или психического здоровья, делающее человека неспособным к нахождению в общежитии. Желающий быть принятым в обитель должен представить удостоверение личности и документы об образовании и квалификации, военный билет (для мужчин). По возможности ему следует заручиться рекомендациями священнослужителей.
Трудники проживают отдельно от братства. Период трудничества продолжается не менее одного года. В это время игумен внимательно наблюдает за душевным расположением новопоступившего, заботится о его духовном окормлении, следит за тем, чтобы он имел возможность вести правильную духовную жизнь, прилежал не только к монастырским трудам, но и к чтению и молитве, имел возможность посещать богослужения, принимать участие в таинствах. Сам трудник за это время присматривается к порядкам обители, испытывает свою решимостьвстать на монашеский путь.
Если трудник в течение испытательного срока показывает твердость своего намерения вести монашескую жизнь, он может быть принят в число послушников.
Препятствиями к оставлению трудника при монастыре в качестве послушника могут быть душевный недуг или неуступчивый характер, который не позволяет ему безропотно принимать правила монастыря, побуждает требовать для себя особых условий и отказ утесняя самолюбие служить братии. Не полезно оставлять в монастыре тех, кто обнаруживает склонность к разногласиям и ссорам, постоянно поддается ропоту и унынию и, несмотря на советы и увещания, не показывает намерения к исправлению. Подобные люди будут нарушать внутренний строй жизни обители и могут оказывать неблагоприятное воздействие на братию.
Трудник, покидающий монастырь по собственному желанию или согласно решению монастырского руководства, не вправе требовать платы за труды, которые исполнял в обители, потому что они рассматриваются как добровольная жертва в ее пользу.
Студенты духовных учебных заведений, а также лица, имеющие опыт церковных послушаний на приходах или в других обителях, по благоусмотрению игумена могут быть сразу приняты в число послушников.
6.2. Послушничество
Послушничество, будучи следующей после трудничества подготовительной ступенью к монашескому образу жизни, является важным этапом в жизни желающего вступить на монашеский путь. По святоотеческому замечанию «первоначальное направление, полученное при вступлении в монастырь, остается в подвижнике, в большей или меньшей степени, на всю жизнь»[33].
Причисление желающего того к послушникам осуществляется в ответ на его письменное прошение и на основании решения духовного собора, который должен испытать кандидата в знании и понимании монастырского устава.
При прохождении послушнического искуса новоначальный должен прилагать усилия к внимательному изучению Священного Писания и основных аскетических творений святых отцов. По наставлению святителя Игнатия (Брянчанинова), «сперва надо читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея, оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 (предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам и потому мало соответствуют новоначальным), Слова святого Иоанна Лествичника, Творения преподобного Ефрема Сирского, бщежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина.
Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные отцами для безмолвников, как-то: Добротолюбие, Патерик Скитский, Слова преподобного Исайи тшельника, Слова святого Исаака Сирского, Слова Марка Подвижника, Слова и Беседы преподобного Макария Великого, сочинения преподобного Симеона, Нового Богослова, и другие подобные сим деятельные писания отцов»[34]. Живя в обители, послушник старается тщательно исполнять положения монастырского Устава и традиции обители, вместе с другими насельниками участвует в богослужениях и общей трапезе, трудится на монастырских послушаниях.
За время послушнического искуса тщательно испытывается готовность человека к монашескому образу жизни, желание с любовью следовать традициям и уставу монастыря, готовность к добровольному послушанию игумену и братству. Игумену следует убедиться, что послушник осознаёт ответственность за свой выбор монашеского пути, имеет решимость следовать ему всю жизнь. Иначе говоря, необходимо испытать, готов ли послушник терпеть все «тесноты жития иноческого» [35], как внешние, так и внутренние.
По истечении испытательного срока, длительность которого остается на усмотрение игумена, последний принимает решение о представлении послушника к иноческому или монашескому постригу, либо об его удалении из монастыря, либо о продлении испытательного срока.
Таким образом, трудники и послушники живут в обители по благословению игумена, при этом одной из особенностей их статуса является то, что при оставлении монастыря по каким-либо причинам они не подлежат каноническим прещениям.
Все вопросы, связанные с их пребыванием в монастыре, находятся в ведении игумена и духовного собора и не выносятся на рассмотрение епархиального архиерея.
6.3. Иночество (рясофор)
6.3.1. Общие положения
В современной монастырской практике иноческий постриг именуется также постригом в рясофор, а получившие его именуются иноками, рясофорными монахами или просто «рясофорами» (досл. с греч. – носящими рясу). Иночество (рясофор) является первой степенью монашества, хотя в некоторых обителях традиция постригов в рясофор отсутствует.
Постриг в рясофор совершается над послушниками, прожившими в обители не менее 3 лет. Для выпускников духовных семинарий этот срок может быть сокращен.
По истечении испытательного срока духовный собор во главе с игуменом рассматривает вопрос о представлении послушника к постригу в рясофор. В случае положительного решения игумен письменно испрашивает благословения на постриг у епархиального архиерея. Последование пострига в рясофор предписывает игумену тщательно расспросить постригаемого, добровольно ли он принимает пострижение, хорошо ли обдумал свое решение и готов ли нести за него ответственность. В уставных предписаниях, содержащихся непосредственно перед чином пострижения, указано, что до самого пострига готовящийся к нему послушник должен засвидетельствовать свою готовность вступить в ангельский чин и решимость пребыть в монастыре: «Хотяй прияти рясу приходит ко игумену и сотворь обычное пред ним поклонение, вопросимь бывает от него, аще со всяким усердием ко иноческому приходит житию, и аще многодневным усмотрением сие предложение неизменное имать. Обещавшу же ся ему невозвратно пребыти в монастыри в посте и молитвах, и тщание творити помощию Божиею, еже день и нощь преуспевати в добродетелех и во всех повеленных ему службах, прежде всех повелевает ему чинно прежде изчитати согрешения своя» [36]. Кандидат к постригу должен быть знаком с основными аскетическими творениями святых отцов и уставом обители.
При постриге игумен, как духовный отец братства, становится восприемником новопостриженного. При многочисленности братства игумен может поручить духовное окормление постриженного одному из опытных старших братий, при этом оставаясь ответственным за духовное руководство иноком.
Инок может быть рукоположен в диаконский сан, к хиротонии же во пресвитера желательно представлять мантийных монахов.
Необходимо различать иноков, принявших рясофорный постриг, и послушников, получивших только благословение носить некоторые монашеские одежды (подрясник, пояс и скуфью для послушников; подрясник, пояс, апостольник и скуфью — для послушниц) и по своему каноническому статусу являющихся мирянами. Если во время прохождения послушничества такой человек пожелает оставить монастырь, он не подвергается каноническим прещениям.
6.3.2. Статус иноческого пострига как первой степени монашества
Настоящим Положением определяется, что в Русской Православной Церкви иноческий постриг является вступлением в монашеский чин, со всеми соответствующими каноническими последствиями.
Вопрос о том, какой статус – мирянина или монашествующего – имеют получившие иноческий постриг, поднимался на протяжении многих столетий, в том числе в России. Причисление рясофоров к монашествующим основано на следующих свидетельствах.
Литургические свидетельства. Хотя постригаемый в рясофор не произносит монашеских обетов, но приведенное выше обещание «невозвратно» пребывать в монастыре указывает на причисление его к монашествующим. Кроме того, молитвы на пострижение в рясофор содержат в себе выражения, говорящие именно о восприятии монашеского образа: «Благодарим Тя, Господи Боже наш, Иже по мнозей милости Твоей избавил еси раба Твоего от суетнаго мирскаго жития, и призвал еси его на честное сие обещание, сподоби убо его пожити достойно во ангельстем сем житии». Эти молитвы свидетельствуют о переходе от мирской жизни к иной, монашеской жизни: «Благодарю Тя, Господи Боже наш, Иже по многой милости Твоей избавил еси рабу Твою от суетныя мирския жизни и призвал еси ее на честное сие обещание: сподоби убо ее пожити достойно в ангельском сем жительстве и сохрани ее от сетей диавольских, и чисту душу ея и тело соблюди даже до смерти. »[37]. На это же указывает пострижение влас, как видимый знак посвящения Богу, о чем, к примеру, пишет блаженный Симеон Солунский истолковывает так: «Чрез отнятие же и пострижение волос [постригаемый] приносит Господу, как жертву, начатки от тела: ибо всего себя приносит и посвящает Христу, и отверг всё излишнее и мирское»[38].
Канонические свидетельства. Каноны не выносят определений о рясофоре в силу того, что формирование особого чина пострижения в рясофор начало складываться, по замечанию известного литургиста Н. Пальмова [39] лишь в XII веке. Вместе с тем, указания на статус рясофора содержатся в творениях авторитетных толкователей канонов — патриарха Феодора Вальсамона и преподобного Никодима Святогорца. Так, Вальсамон пишет: «То, чтобы принявшим рясофор была дана свобода до истечения этого [трехлетнего] срока, если им не понравится суровость уединенной жизни, отложить монашеские одежды, а облечься в мирские, мне не кажется ни каноничным, ни достойным нашего жительства и обещания»[40].Он же, в толковании на 19-е правило святого Василия Великого отмечает: «Не скажи, что те монахи, которые не дали такого обета, должны быть признаны неповинными; ибо хотя бы кто и не был пострижен, нонаденет рясу, не может уже снять (монашеского) образа и вступить в брак»[41]. О том же пишет преподобный Никодим Святогорец: «Рясофорные уже не могут сбросить рясу и вступить в брак – да не будет! Как они дерзнут на это, в то время как и власы на голове их пострижены, а это означает, что они отверглись всякого мирского мудрования и посвятили свою жизнь Богу? Как они дерзнут на это, когда с благословения носили монашескую рясу и камилавку, поменяли имя и над ними были прочитаны иереем две молитвы, в которых иерей благодарит Бога за то, что н “избавил их от суетнаго мирскаго жития и призвал на честное обещание монашеское”, и просит Его принять их “во иго Его спасительное”?»[42]
Святоотеческие свидетельства. О причислении рясофоров к монашеству говорят великие русские святые. К примеру, святитель Феофан Затворник — «Бог благословит и монашескую одежду (рясофор) принять. И старайтесь с этого же раза явить в себе настоящую монахиню» [43]; преподобный Макарий Оптинский: «Монашества три степени: рясофор, мантия и схима; первый – новоначальных, второй – средних, а третий – совершенных» [44]; преподобный Амвросий Оптинский: «Поздравляю тебя с получением первого видимого монашескаго образа, т.е. пострижением в рясофор»[45] и другие.
6.4. Монашество (мантия, малая схима)
Вопрос о пострижении послушника или рясофорного инока в мантию (малую схиму) рассматривается духовным собором во главе с игуменом. При положительном отзыве духовного собора игумен письменно испрашивает благословения на постриг у епархиального архиерея.
Кандидат к принятию пострига в мантию должен осознавать важность монашеских обетов. От него ожидаются свободное волеизъявление и твердая решимость исполнять эти обеты. 40-е правило Трулльского Собора гласит: «Понеже присоединяться Богу, чрез удаление от молвы житейския, весьма спасительно, то мы должны не без испытания безвременно принимать избирающих житие монашеское, но и в отношении к ним соблюдать переданное нам от отцев постановление: и сего ради должно принимать обет жизни по Богу, яко уже твердый и происходящий от ведения и рассуждения, после полнаго раскрытия разума». Игумен должен разъяснять кандидатам к постригу смысл и значение монашеского пострижения: «Егда же прииде время пострижения, настоятель, призвав хотящих пострищися, объясняет им обеты монашеские в пострижении; и по пострижении – какие брани и скорби от навета вражия будут, и како противостояти им и побеждати я. И они да приуготовляют себя к пострижению в посте, молитве и истинном смирении, яко хотящии сподобитися ангельского образа»[46]. Принимающему малую схиму следует сознавать, что постриг предполагает сугубое смирение и покаяние, признание себя в монастыре наименьшим и «всем рабом» (Мк. 10, 44), и не приводит к привилегированному положению в обители. Помимо обетов послушания, нестяжания и целомудрия каждый монах приносит обеты отречения от мира, пребывания в монастыре и в постничестве до последнего издыхания, соблюдения монастырского устава, терпения всех скорбей «Царствия ради Небесного»[47]. Таким образом, принимая постриг, монах приуготовляется к жизни подвижнической, ко всегдашнему отсечению своей воли и смиренному приятию всего, что попускается от Бога.
Согласно определению Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2000 года, «для улучшения духовной подготовки к постригу и повышения ответственности лиц, его принимающих, признано необходимым перейти к практике пострижения в мантию только по достижении тридцати лет, за исключением студентов духовных школ и священнослужителей» (определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», п.14).
В церковной традиции постриг получил имя «второго крещения». Подобно тому, как при крещении присутствует восприемник, так и при постриге присутствует духовный отец (игумен), который берет на себя обязательство научить новопостриженного монашеской жизни. «Номоканон» прямо предписывает постригаемому обязательно иметь восприемника: «Аще кто дерзнет пострищи монаха без приимца, сиречь без старца, да извержется»[