Что нужно чтобы стать президентом сша
46-м президентом США станет Джо Байден
Согласно предварительным результатам президентских выборов в США, республиканец Дональд Трамп не удержался на своем посту. Джо Байден, кандидат демократов, набрал 290 голосов коллегии выборщиков при необходимых для победы 270. Трамп набрал 214 голосов выборщиков.
Борьба за победу
Как сообщает симпатизирующий Трампу телеканал Fox News, подсчет голосов еще не завершен в Джорджии и Северной Каролине. Тем не менее, даже если Трамп победит в обоих этих штатах, он не сможет набрать 270 голосов выборщиков – от этих штатов в коллегии заседают 6 и 20 выборщиков соответственно. Поэтому 7 ноября телеканалы CNN, NBC и Fox News уже объявили о победе Байдена. СNN назвал его «избранным президентом США». В тот же день Байден сообщил о своей победе в Twitter. Однако президент Трамп пока отказался признать свое поражение. Его штаб 7 ноября распространил заявление, в котором Байден и демократы обвиняются в сокрытии правды. Байден, по словам действующего президента, «спешит ложно выдать себя победителем», в чем ему помогают СМИ.
По мнению Трампа, выборы далеки от завершения. «Джо Байден не был [официально] утвержден победителем в каком-либо из штатов и уж тем более в каком-либо из крайне спорных штатов, где дело идет к принудительному пересчету, или же в штатах, где наша кампания начала обоснованные и легитимные судебные разбирательства», – сообщается в заявлении республиканцев. Трамп также подчеркнул, что с 9 ноября его штаб будет отстаивать честность выборов в суде – по мнению президента, нужно «подсчитать все законные бюллетени и не считать все незаконные». Штаб Байдена, по мнению Трампа, «хочет учитывать фальсифицированные, сфабрикованные, поданные не имеющими право голосовать или умершими избирателями бюллетени». Как сообщал Fox News, родные действующего президента призывают его «продолжать борьбу» и оспаривать результаты подсчета голосов. Окружение Трампа также надеется на разбирательство, которое закончится в Верховном суде.
Правая рука Байдена
В случае окончательной победы Байдена вице-президентом станет 56-летняя Камала Харрис – сенатор от Калифорнии и бывший генеральный прокурор этого штата. Ее отец родом с Ямайки, мать – из Индии, поэтому Харрис может стать первой темнокожей американкой и первым политиком азиатского происхождения на столь высоком посту. А в случае, если президент не сможет исполнять свои обязанности, высший государственный пост перейдет ей. Как пишет The Bell, на назначение Харрис частично повлияли протесты Black Lives Matter. Изначально Байден сам хотел видеть своим вице-президентом женщину, но на фоне августовских протестов окружение демократа настояло на темнокожей кандидатке. В 2003 г. Харрис была избрана окружным прокурором Сан-Франциско, а в 2011 г. стала первой женщиной и афроамериканкой, назначенной прокурором штата Калифорния. Себя она называла «прогрессивным прокурором», но противники Харрис критиковали ее за ряд жестких решений. Как пишет ABC News, в 2014 г. она обжаловала решение о неконституционности смертной казни. При этом ранее выступила против смертной казни члена банды, убившего полицейского. В то же время Харрис на своему посту отметилась лоббированием прогрессивных инициатив вроде однополых браков и борьбы с глобальным потеплением. Также она выступала за создание доступного здравоохранения – равно как и экс-президент США Барак Обама, «женской версией» которого называли Харрис.
В 2016 г. Харрис избрали сенатором, а в 2019 г. она объявила о своем желании баллотироваться в президенты от демократов. Во время избирательной кампании Харрис критиковала Байдена, однако стать кандидатом от демократов ей не удалось: за три месяца до старта праймериз демократов рейтинг Харрис составил всего 3%.
Оба кандидата в президенты еще 7 ноября сообщили о своей победе в Twitter. «71 млн законных голосов. Больше, чем когда-либо за действующего президента!» – написал Трамп. «Америка, для меня честь, что меня избрали руководить этой великой страной. Впереди тяжелая работа, но я обещаю, что стану президентом для всех американцев, голосовали вы за меня или нет», – сообщил Байден.
Но в отличие от Трампа Байден в тот же вечер выступил еще и с речью на митинге в Уилмингтоне. Этот город расположен в штате Делавэр, сенатором от которого и является демократ. По словам кандидата, он набрал рекордные 74 млн голосов. Байден обрисовал главные задачи своего президентства. Он пообещал восстановить «основу страны» – средний класс и объединить общество, сделав Америку ориентиром для всего мира. Также Байден призвал бороться с расизмом и изменением климата, а сторонников попросил «прекратить жесткую риторику». Выступление демократ закончил словами из католического гимна. Байден – католик по вероисповеданию, после инаугурации 20 января он станет вторым после демократа Джона Кеннеди католическим президентом США. И самым возрастным за всю их современную историю.
Смена курса
На своем посту Байден намерен отказаться от некоторых решений, принятых Трампом. Как сообщает газета The Washington Post, демократ хочет снова присоединиться к Парижскому соглашению по климату, а также отменить выход США из Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
Парижское соглашение было заключено в 2015 г. Его участники договорились до 2100 г. не допустить повышения средней температуры на планете более чем на два градуса по Цельсию, предполагалось сократить выбросы парниковых газов. В 2017 г. США объявили о своем желании выйти из соглашения.
Самые молодые и самые возрастные президенты США с 1900 г.
Самый молодой президент США за последнее столетие – это Теодор Рузвельт (годы правления 1901–1909), он был впервые избран в возрасте 42 лет, в 1908 г. отказался баллотироваться на третий срок, однако в 1912 г., недовольный политикой Уильяма Тафта, выставил свою кандидатуру от Прогрессивной партии. Во время предвыборной кампании пережил покушение, выступая перед избирателями в Милуоки, – был ранен в грудь, однако произнес речь до конца. Вместе с Вашингтоном, Джефферсоном и Линкольном его профиль высечен на горе Рашмор в Южной Дакоте.
Покушение не пережил еще один президент – Джон Кеннеди, избранный в 43 года (1961–1963): он был убит 22 ноября 1963 г. во время визита в Даллас из снайперской винтовки. Билл Клинтон стал президентом в 46 лет (1993–2001), после отставки основал благотворительный Фонд Клинтона, в 2009 г. Клинтон сменил экс-президента Джорджа Буша-старшего на посту председателя Национального центра конституции, назначен специальным посланником ООН на Гаити. В президенты баллотировалась его супруга, бывший госсекретарь США Хиллари Клинтон.
До Байдена (77 лет) и Трампа (70 лет) самым возрастным президентом США был Рональд Рейган (1981–1989), которого избрали в 69 лет. Именно он был самым пожилым президентом США на посту (77 лет на момент отставки). Джордж Буш-старший был избран в возрасте 64 года (1989–1993), после этого занимался другой деятельностью. Снимался в серии телевизионных рекламных роликов по сбору средств для жертв цунами в Индийском океане (2004) и урагана «Катрина» (2005), был назначен специальным посланником ООН по катастрофе, вызванной цунами. Дуайт Эйзенхауэр (1953–1961) стал президентом в возрасте 62 лет, после отставки работал в основном над мемуарами.
Это намерение Трамп объяснял «драконовским финансовым и экономическим бременем», которое соглашение накладывало на Америку, а также перспективой потери 2,7 млн рабочих мест к 2025 г. Однако согласно условиям договора выйти из него Америка смогла только 4 ноября 2020 г. – на следующий день после президентских выборов.
С ВОЗ Трамп рассорился весной, на фоне эпидемии коронавируса. В апреле президент объявил о приостановке финансирования ВОЗ, заявив, что организация не справляется со своими обязанностями. При этом США являются крупнейшим спонсором организации – так, в период 2020–2021 гг., согласно распределению финансирования ВОЗ, Вашингтон должен был обеспечить 22% ее бюджета. Окончательный разрыв с ВОЗ произошел в конце мая. Причиной этого Трамп назвал нежелание организации проводить необходимые реформы, и якобы сильную зависимость ВОЗ от Китая.
Ближайшие перспективы
Как отмечает руководитель российского Центра прикладных исследований Института США и Канады Павел Шариков, демократы рассчитывали на больший успех на этих выборах. «Они ожидали, что будет blue wave, демократическая волна. Но этой волны не случилось, в палате представителей они невыразительно выступили, победа Байдена была тяжелой», – говорит он. Нежелание Трампа признавать результаты выборов было вполне ожидаемым, но вряд ли его попытка опротестовать их будет успешной. По мнению эксперта, у действующего президента остается две возможности сохранить свой пост. Первая – добиться судебного решения о выборах в свою пользу. По его словам, пересчет голосов не гарантирует победу Трампу. Вторая возможность – это недобросовестное голосование выборщиков, которые нарушат свои обязательства перед гражданами и проголосуют за Трампа. «Такое тоже иногда случается, но, учитывая перевес Байдена по выборщикам на 20 человек, вероятность этого совсем невелика», – отмечает эксперт.
Интересное положение складывается в сенате, где у обеих партий сейчас по 48 мест. Как замечает Шариков, в традиционно республиканском штате Джорджия два сенаторских места могут уйти демократам. В этом штате пройдет второй тур сенатских выборов, так как ни один кандидат не набрал 50% плюс один голос. Места от Аляски и Северной Каролины с большей вероятностью достанутся республиканцам, там еще проводится подсчет голосов. При этом, как отмечает эксперт, вероятность второго тура в Северной Каролине тоже существует. По мнению Шарикова, может сложиться ситуация, когда каждая партия будет иметь по 50 мест в сенате из 100. «51-й, решающий голос, будет у вице-президента, который по своей должности является председателем сената. Учитывая, что вице-президентом при Байдене станет демократка Камала Харрис, большинство будет у демократов», – резюмирует эксперт.
Избирательная система США | Как стать президентом
Система выборов в Штатах довольно сложная и запутанная, а порой и вовсе непонятная даже самим американцам, не то что русскоязычным переселенцам. Сегодня наша задача — разобраться, как избирают президента США и как подсчитывают голоса.
Начнем с основных требований к кандидатам, баллотирующимся на пост президента страны.
Основные требования
Согласно Конституции США, президентом может стать гражданин страны возрастом от 35 лет, родившийся и проживший на ее территории не менее 14 последних лет. Президент избирается раз в 4 года и может быть переизбран на второй срок.
Задумывались ли вы, почему президентские выборы в Америке всегда проходят именно во вторник, следующий за первым понедельником ноября? Традиции вторничных выборов следуют с 1845 года. Если копнуть в глубь истории, то выбор дня станет совершенно понятен. Суббота считалась рабочим днем, воскресенье отдавали Богу, посещая церковь, а среда была базарным днем. Вот так и стал днем голосования вторник.
Выборы президента США проходят на 3 уровнях:
Вместе с президентом страны избираются свыше 18 тыс. руководящих чиновников — от вице-президента до шерифов сельских общин.
В стране действует двухступенчатая система выборов. Так сложилось исторически, с момента основания США как независимого государства в 1789 году и по сей день выборы президента и вице-президента имеют непрямой, многоступенчатый характер и проходят в несколько этапов.
Первый этап
С 1 февраля по 31 июня проходят первичные выборы кандидатов в президенты США — праймериз (организуются и оплачиваются правительством, длятся весь день) и кокусы (длятся кокусы несколько часов и оплачиваются из бюджета партий), в ходе которых американцы определяют кандидатов — республиканца и демократа, которые и будут бороться за президентский пост.
Второй этап
Проведение национальных конвенций. Так называют национальные съезды демократов и республиканцев, в ходе которых руководство партий утверждает 2 кандидатов-конкурентов (по одному от каждой) для основной предвыборной гонки.
Третий — главный — этап
Граждане США голосуют за президента и выборщиков — представителей своего штата, которые впоследствии отдадут свои голоса за одного из кандидатов на пост президента.
Столь запутанная система уходит корнями в историю становления независимой Америки, когда встал вопрос о централизованном управлении молодым государством.
Будучи противниками монархической системы правления, основатели нового государства скептически отнеслись и к системе прямой демократии, ведь плотность населения в штатах была неоднородная и в каждом — собственная законодательная система. Чтобы не допустить охлократии в объединении штатов-государств, было решено:
Четвертый этап
На арену выходит коллегия выборщиков. У каждого штата свое количество голосов выборщиков, пропорциональное количеству избирателей. Чем больше население штата, тем больше у него электоральных голосов: к примеру, у Калифорнии — 55, у Флориды — 29. Общая численность коллегии выборщиков — 538 человек. Для победы на выборах кандидату в президенты достаточно набрать 270 голосов.
Итак, жители штата определились с выбором, отдав голоса за понравившегося кандидата и определив список выборщиков его партии. Как распределятся их голоса дальше? Все штаты, кроме Мэна и Небраски, следуют принципу «победитель получает все». Это значит, что паре «президент + вице-президент», набравшей большинство голосов избирателей в том или ином штате, в результате достаются все электоральные голоса выборщиков от этого штата. То есть если жители штата отдали свои голоса за республиканцев, то выбирать президента будут выборщики-республиканцы, а демократы останутся не у дел и наоборот.
Как избираются достойные выборщики в том или ином штате
Чаще всего выборщики избираются на партийных конференциях штата. Такой практики придерживаются 36 штатов. Еще в 10 штатах выборщиков определяют комитеты партийных организаций штата, предлагая свой список от каждой партии.
Кто может претендовать на должность выборщика:
Кто не имеет права быть выборщиком:
Коллегия выборщиков должна избирать нового президента страны независимо и объективно.
По результатам выборов 2016 года голоса выборщиков распределились так:
республиканец Дональд Трамп получил 290 электоральных голосов;демократ Хиллари Клинтон — 228 электоральных голосов.
При этом за Клинтон проголосовало большее количество избирателей по стране (60 839 922), чем за Трампа (60 265 858). (Данные на 23.34 12.11.2016 года.) Однако по электоральным голосам выиграл республиканец Трамп, своей победой дав возможность Республиканской партии занять большинство мест в парламенте (Конгрессе) США.
Окончательные результаты выборов утверждаются обеими палатами Конгресса. После этого проводится инаугурация нового президента США.
Весь наш рассказ о сложной избирательной системе США можно представить в наглядной пошаговой инструкции.
Право немногих: как выбирают президента США
Совсем скоро в США состоятся выборы президента, которым едва ли не все эксперты пророчат историческое значение. Американское общество на фоне пандемии, экономического кризиса и протестов как никогда расколото по линии традиционного размежевания между партиями-гагатами — республиканцами и демократами.
Система выборов в США — одна из самых сложных и запутанных в мире. Чтобы это понять, достаточно сказать, что одна только предвыборная кампания длится, как минимум, полтора года, а победителем в этих выборах может стать даже тот кандидат, который суммарно получил чуть больше 16% голосов.
Многие американцы критикуют свою избирательную систему за архаичность и недемократичность и предлагают ее реформировать. Согласно недавнему опросу Pew Research Center за это выступает почти 60% американцев, тогда как 40% настаивают на недопустимости реформы этого института, опирающегося на двухвековые политические традиции США, оставленные стране «отцами основателями».
Действительно, американская избирательная система пронизана пафосом триумфальной борьбы за независимость от британской короны и идеалами тогда еще живого просвещенческого мышления. И в каком-то смысле она стала заложником этого исторического наследия, став непрозрачной и, быть может, самой парадоксальной электоральной машиной современности.
Кто за кого голосует
Стоит сказать сразу: американцы напрямую никогда не избирают президента США. Более того, согласно действующей конституции, у американцев даже нет такого права. Именно поэтому выборы главы американского государства имеют трехступенчатую структуру.
На первой ступени, которая, традиционно, приходится на вторник после первого понедельника ноября (в 2020 году это будет 3 ноября), жители штатов, хоть и голосуют за конкретных кандидатов, представленных в бюллетене, но де-факто лишь выбирают представителей от своего штата. В США их называют выборщиками. Это 538 человек, которые составляют так называемую Коллегию выборщиков (Electoral College).
Каждый штат имеет право выставить на президентские выборы столько выборщиков, сколько конгрессменов и сенаторов он посылает в Конгресс. Согласно Первой Статье Конституции США, количество представителей в Сенате США от каждого штата всегда равняется двум. А вот количество конгрессменов от каждого штата определяется пропорционально по количеству людей, проживающих в этом штате. Для этого в стране каждые десять лет проводится перепись населения, по которой и определяется количество выборщиков из логики — чем больше людей, тем больше выборщиков.
Например, самый густонаселенный штат Калифорния (больше 39 млн человек), имеет 53 представителя в Палате представителей, а значит, с учетом двух сенаторов, выставляет 55 выборщиков. В то время как штаты с наименьшим количеством населения отправляют в Конгресс США по одному представителю, а значит, если учитывать двух обязательных сенаторов, выставляют по три выборщика.
Сама схема выборов в данном случае работает так. К примеру, если в штате 48% голосов получит кандидат от республиканской партии, 40% — от демократической, а остальные голоса разойдутся по кандидатам от малых партий (коих в США очень много), то все выборщики от этого штата без исключения должны будут голосовать за кандидата-республиканца. Эта система, при которой, как говорят, «победитель получает все».
После этого, как только по всем штатам определились выборщики, наступает второй этап выборов, когда уже сами выборщики отдают свой голос за одного из двух кандидатов. День их голосования также известен заранее: оно проходит в понедельник, следующий за второй средой декабря, то есть, если говорить о ближайших выборах 2020 года, 14 декабря.
Наконец, третья ступень выборов приходится на середину января, когда проходит голосование Конгресса США, на котором эти результаты утверждаются, после чего проводится инаугурация нового президента. Но если ясного результата голосование выборщиков не дало — для победы необходимо получить 270 голосов, — конституция предусматривает возможность голосования Палаты представителей. Здесь для победы нужно получить поддержку от 26 штатов из 50.
Позволить голосовать лучшим
Сама эта столь непривычная система выборов для стран, привыкших к процедуре прямой демократии, уходит к истокам американской истории, а именно — к Конституционному собранию, которое прошло в 1787 году в Филадельфии после окончания войны за независимость.
Тогда основные принципы избирательной системы были изложены во Второй статье конституции США. Позднее, в 1804 году, конституция претерпела модификацию и была принята так называемая Двенадцатая Поправка. Основная идея этой системы, заложенная отцами-основателями, заключалась в том, чтобы отразить федеративное устройство страны как можно полнее.
Тут стоит сказать, что если, к примеру, Россия еще со времен царя Алексея Михайловича — это довольно жесткое унитарное государство, которое исторически выстраивалось вокруг единого центра, то США наоборот выстраивались как «договорная федерация» — это и отражено в расшифровке аббревиатуры. Здесь в каждом штате, как в мини-государстве, существует собственные конституции, законодательство и институты власти.
Именно поэтому американская конституция не отражает в себе права конкретного американца напрямую избирать президента — такое право закреплено за каждым штатом. Именно штат, как замечает Родион Белькович, доцент Факультета права НИУ ВШЭ, является субъектом президентских выборов:
«Более того, конституция США даже делегирует право выбирать ту процедуру формирования выборщиков, которая кажется штату наиболее приемлемой. То есть формально каждый штат как хочет, так и назначает выборщиков. Например, некоторые штаты какое-то время вообще просто выдвигали выборщиков от своих легислатур, то есть законодательных собраний, полностью элиминировав из этого процесса само население».
Однако помимо строго институциональных соображений у отцов-основателей были причины и другого порядка. «Нужно понимать, что главная цель отцов-основателей была создать не демократию, а республику, то есть такое политическое устройство, где правил бы не человек, а закон. Поэтому они крайне скептически относились к прямой демократии или охлократии, то есть к «власти народа», опасаясь, что она может привести страну к хаосу и анархии», — рассказывает Юрий Рогулев, доцент, заместитель заведующего кафедрой новой и новейшей истории стран Европы и Америки исторического факультета МГУ.
Иными словами, основатели американского государства посчитали, что выборы президента — ответственная задача, достойная «немногих лучших», то есть тех, кто не только умудрен жизненным опытом, но и осведомлен, хотя бы в общих чертах, о том, что вообще происходит в других штатах.
Кроме того, избирать выборщиков тоже могли не все жители штатов — изначально на избирательное право был наложен имущественный ценз. Например, в 1800 году избирательным правом пользовались только 150 тыс. человек, то есть один избиратель на 35 жителей. Обоснование этой меры также было связано с ценностями той эпохи, когда считалось, что только тот человек может голосовать свободно и разумно, кто обладает материальной независимостью.
Всеобщее избирательное право и партийный триумф
Итак, в изначальном конституционном дизайне право голоса в США было отдано штату, а не конкретному избирателю, отчего и сама система голосования была разбита на три ступени. Сделано это было из двух соображений: отразить федеративное устройство страны и «обезопасить» столь важную процедуру выборов президента от стихийных и деструктивных элементов.
Важно подчеркнуть, что изначально выборщики были абсолютно свободны в том, за кого отдавать свой голос и при этом формировались в каждом штате по-своему. Где-то они избирались путем прямого голосования жителями штата, а где-то — просто выдвигались местными легистратурами. Однако в течение XIX века избирательная система в стране столкнулась сразу с двумя глобальными и во многом параллельными процессами.
С одной стороны, стали постепенно ослабевать различные цензы, ограничивающие избирательное право, так что к концу столетия практически все белое мужское население страны получило право голоса. С другой стороны, все большую роль в политическом процессе страны стали играть две политические партии — Республиканская и Демократическая. С течением времени они полностью монополизировали процесс выборов президента США.
Во-первых, стянув вокруг себя массированный электорат, они закрепили за собой право выдвигать двух основных кандидатов в президенты от своих партий. Сегодня этот процесс выдвижения имеет несколько ступеней. На первом этапе, который традиционно начинается в начале февраля и завершатся к концу июня, во всех штатах проходят праймериз или кокусы — первичные выборы кандидатов в президенты от двух партий.
Разница между праймериз и кокусом заключается в том, что, если первое — это обычное голосование, то второе — скорее оживленная многочасовая дискуссия, по итогам которой выявляется победитель. Таким образом кандидаты от республиканской и демократической партий назначаются не партийным руководством, а самими избирателями. И уже на втором этапе, по итогам праймериз или кокусов каждая партия на съезде выдвигает своего кандидата на пост главы государства.
Во-вторых, партии взяли на себя организацию и всей процедуры выборов. Дело в том, что выборы в США организуются исключительно на добровольной основе. В стране нет никаких назначенных «сверху» комиссий, которые получают зарплату и занимаются как организацией выборов, так и подсчетом голосов. Всеми этими процессами в США занимаются именно партии.
Они ищут добровольцев, договариваются со своими сторонниками, формируют штабы с активистами, которые проводят регистрацию избирателей, разносят агитационные материалы. Они же участвуют затем в работе избирательных участков. Таким образом, вся инфраструктура избирательной системы оказалась в руках двух партий, что постепенно изменило избирательную систему и незаметно породило в нем одно противоречие.
Фантомные выборщики
Стоит оговориться, что в действительности партий в США куда больше, чем две. «В Америке на протяжении всей истории избирательных кампаний участвовало свыше 3 тыс. различных партий. Их и сейчас довольно много, однако их влияние сильно ограничено. Ведь на федеральный уровень пробиться им практически невозможно ввиду мажоритарной избирательной системы, которая подталкивает всю партийную систему в стране к двухпартийности», — рассказывает Юрий Рогулев.
Конечно, если рассуждать теоретически, любая партия в США может потеснить одного из двух «гигантов», выдвинуть своего кандидата и, получив относительное большинство, обязать выборщиков голосовать за этого кандидата.
Однако, во-первых, для этого нужно обладать мощнейшей сетью партийных ячеек во всех американских штатах, каковая есть только у республиканцев и демократов. Это необходимо для того, чтобы получить необходимое количество выборщиков — минимум 270, — которое обеспечит кандидату победу. И если на уровне одного штата это гипотетически возможно, хотя и крайне маловероятно, то в масштабах всей страны просто невозможно.
Во-вторых, эта партия должна выступить не с радикальной политической программой, а центристской — то есть каким-то образом потеснить повестку умеренных правых (республиканцев) или умеренных левых (демократов). Ведь суть мажоритарной избирательной системы заключается в том, что она создает такую партийную конструкцию, которая исключает любой политический радикализм, обеспечивая представленность только стабильным и умеренным.
В итоге, введение всеобщего избирательного права и монополия двух партий на выдвижение кандидатов в президенты привели к тому, что фигура выборщиков превратилась в анахронизм из прошлого. «Нужно понимать, что теперь на уровне штатов выборщики приобретают не свободный мандат, как это было раньше, а императивный. Иначе говоря, избирая людей в коллегию выборщиков, население штата даем им прямое указание, за кого они должны голосовать, так что выборщик превращается в условную фигуру», — замечает Родион Белькович.
При этом, по сути, сложилось противоречие, ведь конституция не предполагает выдвижения императивного мандата по отношению к выборщикам, однако сложившаяся за минувшее столетие избирательная практика — предполагает. И потому иногда некоторые выборщики, пользуясь этим противоречием, голосуют не так, как им было наказано в штате.
Так, например, случилось в 2000 году, когда один из выборщиков, который должен был голосовать за кандидата от Демократической партии отпустил пустой бюллетень. Или на выборах в 1976 году, выборщик от Республиканской партии проголосовал не за выдвинутого от партии Джеральда Форда, а за Рональда Рейгана — тоже республиканца, но который не был выдвинут от партии.
И хотя на уровне законодательства штатов с такими «вероломными» выборщиками (faithless electors) пытаются бороться, от их неповиновения никто не застрахован. Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что на итоги выборов они пока существенно не влияли.
За что критикуют избирательную систему США
Конечно, столь сложная и странная система выборов президента США вызывала критику чуть ли не с самого начала. И как правило, все выпады критиков были сконцентрированы на фигуре выборщика, который в нынешней Америке выглядит как старинная декорация, а также на самой процедуре косвенных выборов, которая рассматривается многими как недемократическая.
Последнее обсуждается особенно болезненно, если вспомнить один любопытный подсчет. Профессор НИУ ВШЭ Александр Беленький, проанализировав выборы за период между 1948 по 2004 годами, посчитал, что, например, в 1948 году президентом США мог стать даже тот кандидат, который получил 16,072% поддержки всех избирателей в стране.
Такое возможно благодаря системе выборщиков, чье количество, как мы помним, зависит от населенности штата и где, соответственно, наименее населенные штаты имеют некоторое преимущество за счет того, что всегда выставляют, как минимум, трех выборщиков (из расчета: один конгрессмен + два сенатора). Таким образом, в случае абсолютно успешной кампании в наименее заселенных штатах кандидат в теории может получить большее количество голосов выборщиков пусть и при меньшей суммарной поддержке американских избирателей.
В истории американских выборах нечто похожее уже случалось. Например, на выборах в 2000 году кандидат от демократов Альберт Гор определил кандидата от республиканцев Джорджа Буша — младшего более, чем на 500 тыс. голосов. Однако республиканец в итоге получил 271 голос в Коллегии выборщиков и был объявлен победителем. То же самое случилось и четыре года назад, когда Дональд Трамп получил почти на 2 млн голосов меньше, чем кандидат от демократов Хиллари Клинтон, однако при этом его поддержало 304 выборщика.
Кроме того, противники выборщиков указывает на то, что такая избирательная система высушивает явку избирателей в стабильных штатах. «У каждого избирателя должен быть одинаковый стимул голосовать — но в США это не так. Подавляющее большинство людей живет в штатах, которые считаются «стабильными», где у республиканцев или демократов есть надежная поддержка выборщиков президента от штатов. Две трети штатов, таким образом, превратились в территорию, куда кандидаты редко заглядывают, ибо сосредоточивают свои усилия на «колеблющихся» штатах, число которых незначительно», — пишет, например, политик Джейми Раскин.
Считается, что, скажем, в Техасе живут традиционные сторонники Республиканской партии, а в Калифорнии — сторонники Демократической. Получается, что вся предвыборная агитация проходит мимо этих штатов, ведь заранее известно за кого здесь проголосуют. Почему и жители этих «забытых штатов», как правило, не то, чтобы охотно ходят и на выборы.
Однако апологеты сложившейся избирательной системы напоминают, что в случае отмены института выборщиков произойдет то же самое, только наоборот: кандидаты забудут о малонаселенных штатах и всю свою кампанию сконцентрируют на наиболее густонаселенных. Ведь теперь победить можно будет в случае успешной компании всего лишь в 12 штатах.
Кроме того, напоминают они, именно выборщики позволяют обеспечивать механизмы федеративного устройства США, где каждый штат обладает своим политическим и избирательным весом. Отмени процедуру косвенных выборов и страна сразу же скатиться в унитаризм.
Как отмечает профессор Росс Бейкер: «Критики коллегии выборщиков опираются исключительно на количество голосов, защитники системы указывают на распределение этих голосов и на то, что они представляют «поперечный срез» штатов и регионов страны». Наконец, отказ от двухпартийной системы будет означать отказ от важнейшего стабилизирующего фактора в политической конструкции США, который отрезает крайности и поддерживает в стране баланс сил.
Подписывайтесь также на Telegram-канал РБК Тренды и будьте в курсе актуальных тенденций и прогнозов о будущем технологий, эко-номики, образования и инноваций.