Что нужно чтобы стать продюсером
Продюсер: как стать востребованным специалистом на рынке онлайн-образования
⏱ Время прочтения — 6 минут
Одни из самых востребованных таких специалистов — продюсеры онлайн-курсов. В статье директор по маркетингу и продюсер онлайн-курсов инкубатора специалистов в образовании EdMarket Анна Чащина рассказывает, чем занимаются продюсеры, какими компетенциями обладают и кому подходит эта профессия.
Анна Чащина, директор по маркетингу и продюсер онлайн-курсов инкубатора специалистов в образовании EdMarket
Пять причин начать карьеру в онлайн-образовании
Продюсеры онлайн-курсов — профессия новая. Еще несколько лет назад о них мало кто слышал. Однако сейчас всё больше специалистов выбирают это направление, проходят обучение и становятся профессионалами рынка онлайн-образования. И вот пять причин начать карьеру продюсера:
На hh.ru сейчас 400+ вакансий продюсеров. Спрос на таких специалистов будет только расти, поскольку на рынке открывается всё больше образовательных проектов. Только на одной платформе Getcourse, которая занимает 70% рынка, размещено 13 000 онлайн-школ, и это число растет год от года.
Это означает географическую свободу для соискателей как в плане места проживания, так и в плане поиска работодателей. Вы можете не ограничивать себя поиском работы лишь в своем городе и сотрудничать с образовательными компаниями по всему миру.
Обучение профессии занимает 3−4 месяца (для сравнения, на маркетолога или программиста учатся от 1 года). При этом выпускники курсов могут претендовать на зарплату выше средней по стране — от 50 000 руб.
Так как сфера онлайн-образования — быстроразвивающийся рынок, он дает возможности для карьерного и финансового роста. Например, начинающий продюсер может за полгода вырасти в доходе до 100 000 руб. и выше.
Онлайн-школы развиваются быстро, и их сотрудники осваивают множество задач и стремительно продвигаются по карьерной лестнице. Например, продюсер может в сжатые сроки вырасти в руководителя онлайн-школы или запустить собственный образовательный проект.
Кроме того, сфера онлайн-образования привлекает людей, которым интересно экспериментировать в развивающейся отрасли, искать подходы, форматы, которые помогут людям быстрее осваивать нужные знания и навыки и добиваться успеха.
Продюсер онлайн-курсов: чем он занимается и кому подойдет эта профессия
Продюсер онлайн-курсов занимается созданием и масштабированием онлайн-школ. Онлайн-школа — это образовательный бизнес-проект. Для того чтобы бизнес приносил доход, нужно придумать идею и продукт, который компания будет производить, настроить огромное количество процессов, которые являются основными задачами продюсера онлайн-курсов:
На рынке продюсер может работать в нескольких качествах:
Он нанимает на работу команду из эксперта, методиста, технического специалиста, чтобы вместе разработать и запустить онлайн-курс. В этом случае продюсер вкладывает в проект собственные средства. Чаще всего такой путь выбирают продюсеры с опытом ведения самостоятельного бизнеса. Или те, кто уже получил разнообразный опыт работы в найме и теперь готов к работе над собственным проектом.
Очень часто партнерами становятся продюсер и эксперт онлайн-курсов, которые вместе вкладываются в создание проекта и делят обязанности, прибыль и расходы. Например, эксперт может брать на себя создание образовательного продукта, проведение занятий, а продюсер — анализ рынка, продвижение, управление командой и т. д.
В этом случае онлайн-школа или эксперт нанимают продюсера на определенных условиях сотрудничества (фиксированная оплата, процент от прибыли, бартер).
Чаще всего продюсеры начинают карьеру с работы в найме, поэтому в статье мы подробнее остановимся именно на этой роли.
Чем занимается продюсер: его компетенции, знания и навыки
Если говорить о задачах, которые берет на себя продюсер онлайн-курсов, то чаще всего в их список входят следующие:
1. Исследование рынка и поиск перспективных направлений для создания образовательных продуктов. Продюсер изучает рынок, предложения конкурентов, спрос на образовательные услуги и делает вывод, какие онлайн-курсы востребованы на рынке, где спрос на обучение не удовлетворен и есть смысл запустить собственный курс.
2. Анализ целевой аудитории. Продюсер создает портрет целевой аудитории, изучает запрос на обучение, проводит глубинные интервью с пользователями (Customer Development). Цель этих задач — как можно лучше изучить потребности клиентов, чтобы предложить образовательный продукт, который им максимально соответствует.
3. Финансово-управленческий учет и планирование. Продюсер составляет финансовый план и бюджет, анализирует доходы и расходы онлайн-школы, следит, чтобы проект получил прибыль, выбирает бизнес-модель, при необходимости предлагает финансовые инструменты, с помощью которых можно сократить расходы или увеличить доходы.
4. Наём команды и управление ею. Продюсер нанимает специалистов в команду онлайн-школы или на проектные задачи, назначает финансовую мотивацию, выстраивает совместную работу, следит за эффективностью работы каждого сотрудника. В небольших проектах продюсер может брать на себя задачи HR-специалиста и самостоятельно искать сотрудников. В компаниях побольше продюсер действует в паре с HR-менеджером: участвует в собеседованиях, описывает для кадровой службы функционал нового специалиста.
5. Продвижение образовательного продукта (маркетинг). Продюсер онлайн-курсов решает, какие маркетинговые мероприятия помогут привлечь на обучение как можно больше слушателей: вебинары, марафоны, серии писем или сообщений в мессенджерах, партнерские рассылки, акции. Часто продюсер участвует в промомероприятиях в качестве ведущего или основного спикера, берет на себя рассказ о преимуществах продукта и специальных предложениях.
Кому подходит профессия продюсера
Суть работы продюсера заключает в себе три в одном: организатор, стратег и коммуникатор.
Он организатор, так как строит процессы в онлайн-школе и следит, чтобы они работали как часы. Также продюсеру важно продумывать стратегию развития онлайн-школы как образовательного бизнеса, анализировать рынок, успевать за трендами. Навыки коммуникации также важны, так как многие задачи продюсера связаны с общением: с поиском экспертов и других членов команды, со способностью вести переговоры и договариваться, обсуждать условия, приходить к компромиссу. Кроме того, у продюсера много творческих задач, связанных с разработкой идей для новых образовательных продуктов.
Образование
Чтобы работать продюсером, нужно либо иметь маркетинговое образование с опытом руководства и построения стратегии, а также специфические знания про устройство школы, либо пройти системное обучение этой специальности. В онлайн-школах можно получить профессию продюсера за 3−5 месяцев.
Hard skills
Работодатели ждут от продюсера следующих профессиональных навыков:
Soft skills
Не менее важны личные качества продюсера: навык ведения переговоров и деловой переписки, умение находить общий язык с разными людьми, лидерские качества, умение вдохновлять команду.
Если смотреть на этот портрет продюсера, становится понятно, что эта профессия подходит людям:
Безусловно, профессия требует начального опыта работы, умений, навыков. Общего понимания маркетинга, продаж, продукта. Но это не значит, что, если у вас не хватает, например, опыта работы с финансами или навыков организатора, о профессии продюсера можно забыть. Все желающие могут пройти специальное обучение, где готовят продюсеров, чтобы получить недостающие знания. А дальше выйти на рынок начинающим специалистом и оттачивать полученные знания на практике.
Профессия продюсер: Как им стать? Что входит в обязанности специалиста? Какие навыки нужны для освоения профессии?
Профессия продюсер очень востребована на рынке труда. Специалисты, которые обладают хорошими навыками, имеют высокую заработную плату. Которая исчисляется не сотнями тысяч, а целыми миллионами рублей в месяц.
Мы расскажем о том, как подростку стать продюсером. Что нужно для освоения этой профессии. А также поведаем о ее особенностях.
О профессии продюсер
Продюсер создает фильм с нуля
Виды продюсеров
Выделяют три основных вида продюсеров. Давайте рассмотрим их.
Продюсер (без приставок)
Исполнительный продюсер
Линейный продюсер
Линейный продюсер занимается технической частью процесса. Следит за тем, чтобы:
При этом, линейный продюсер ни коим образом не влияет на творческую составляющую фильма. Он занимается исключительно техническими вопросами.
Творчеством в классическом его понимании продюсер не занимается
Подросток должен понимать, что творческая составляющая (в классическом понимании этого слова) в профессии продюсера отсутствует. Он не пишет сценарий фильма. Не придумывает, как его снять. Какие планы выбрать. И так далее.
Однако, творчеством продюсеру все равно предстоит заниматься. В его прямые обязанности входит контроль за тем, чтобы фильм получился качественным. Интересным. И прибыльным.
Освоив профессию, подросток сможет быть продюсером не только фильмов. Он сможет заниматься организацией вечеринок, мероприятий и многого другого. Например, у новогоднего «Голубого огонька» тоже есть продюсеры. Они следят за тем, чтобы все певцы выступали вовремя. Чтобы передача получилась интересной. И чтобы она подняла зрителям настроение.
Как стать продюсером?
Чтобы стать продюсером, подростку предстоит проделать несколько шагов. Давайте рассмотрим их.
Подростку нужно получить образование
Существует два способа того, как можно стать продюсером через образование. Подростку предстоит либо пройти обучение на специализированных курсах, либо окончить университет по соответствующей специальности. Мы рекомендуем присмотреться к последнему варианту.
Благодаря университету, подросток сможет обрести первые связи для старта карьеры. Получит необходимые знания в области создания кино. И даже сможет пройти практику у гуру в этой сфере.
В специализированных университетах и киношколах тинейджеру покажут, как сфера кино работает изнутри. Он поймет, какие навыки должен иметь продюсер. И, по окончании обучения, будет понимать, как организовывать съемки.
Если тинейджер не хочет учиться на кинопродюсера несколько лет, то может заняться освоением специализированной литературы. В ней есть весь необходимый материал для работы в этой области.
После обучения подросток должен набраться опыта
После того, как тинейджер закончит обучение, он должен набраться опыта. Поработать на съемочной площадке. В любой должности. Для того, чтобы освоить то, как организовываются съемки.
Кстати, на съемочную площадку намного легче попасть из университета. Студентов отправляют туда на практику.
Набираться опыта можно и на общественных началах. В университете подросток наверняка подружится с режиссерами. Он может предложить им организовать съемки малобюджетного короткометражного фильма. Где будет отвечать за все технические моменты. Планирование бюджета, подбор места для съемки, работу с командой и так далее.
Если тинейджер сможет успешно спродюсировать фильм, то это станет для него отличным опытом. И первой работой в портфолио. После этого он сможет начать постепенно подниматься по карьерной лестнице.
Подростку нужно нарабатывать связи
Связи понадобятся тинейджеру в любых ситуациях. Как при организации съемок, так и при подборе места для их проведения. Поэтому очень важно отправляться учиться на продюсера именно в университет. Там подросток сформирует начальную базу полезных знакомств. Которые в дальнейшем будут необходимы ему для того, чтобы стать успешным продюсером.
Подростку нужно учиться работать с деньгами
Подросток должен изучить основы финансовой грамотности. Узнать, какие сейчас рыночные цены на разные виды услуг по съемке фильмов. А также на оборудование. Эта информация понадобится подростку для того, чтобы подрядчики не смогли ввести его в заблуждение. И продать оборудование по завышенной цене.
Также, подросток должен научиться быть убедительным. Ему предстоит вести переговоры с инвесторами. Убеждать их в том, что ему можно доверять большие деньги. Что он не растратит их впустую. И принесет инвесторам высокую прибыль.
С чего начать продвижение по карьерной лестнице в продюсировании?
Рекомендуем подростку устроиться в кинокомпанию на должность сотрудника младшего звена. Постепенно он будет набираться опыта. И подниматься по карьерной лестнице. За два-три года сможет наработать мощное портфолио. И претендовать на более высокую должность.
Первой работой подростка может стать должность ассоциированного продюсера. Также, он может устроиться продюсером эпизодов:
При этом, на обе должности можно попасть практически без опыта. Зарплату сотрудникам младшего звена платят хорошую. Также, их очень часто повышают за заслуги перед компанией.
Заключение
Как стать музыкальным продюсером
Соавтор(ы): Timothy Linetsky. Тимоти Линецки — диджей, продюсер и преподаватель, сочиняющий музыку уже более 15 лет. Делает обучающие видео для YouTube, посвященные созданию электронной музыки, и имеет более 90 000 подписчиков.
Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 53 665.
У вас есть какое-то представление о том, как иначе могли бы звучать песни на радио? Мечтаете о том, чтобы ваша композиция покорила вершины хит-парадов? Хотите признания? Из этой статьи вы узнаете о том, как стать музыкальным продюсером.
Музыкальный продюсер и преподаватель
История нашего эксперта: «Я начал собирать виниловые пластинки, когда мне было 14 или 15 лет. Как раз тогда я начал делать из них биты. Затем, просматривая обучающие ролики на YouTube, я научился пользоваться профессиональным программным обеспечением. В основном я просто бездельничал. На то, чтобы овладеть технологиями и научиться создавать музыку, требуются время, усилия и практика. Но если вам действительно это интересно и вы готовы учиться, вы сможете это сделать!»
Кто такой продюсер и чем он занимается
Продюсер – это организатор. Он управляет музыкальными, телевизионными, театральными и прочими творческими проектами. Где выучиться этой профессии и какими качествами надо обладать – об этом читайте в статье.
Экскурс в историю
Профессия «продюсер» оформилась в 1910-е годы на американской «фабрике грез» – в Голливуде. В этот период кинематограф уже представлял собой серьезную и доходную индустрию. Однако прежде чем получать прибыль, нужно было инвестировать, модернизировать технику, внедрять массовую съемку, искать талантливых актеров и так далее. Возникла необходимость в особом специалисте, который был бы коммерсантом, хорошо ориентирующимся в искусстве, или творческим человеком с задатками бизнесмена.
Развитие телевидения стало толчком к появлению профессии телепродюсера. Функции ее представителя мало чем отличаются от тех, которые выполняет его киношный коллега. Разница заключается лишь в продукте. Он занимается созданием телепрограмм. Параллельно с телевидением сегодня стремительно развивается онлайн-индустрия. В ней тоже не обойтись без талантливых организаторов и руководителей проектов. Таким образом, прогресс послужил толчком к формированию еще одной разновидности профессии – интернет-продюсер.
А что же в России? Первые в современном понимании продюсеры появились еще… в 19 столетии. Прежде всего, это театральный деятель Владимир Немирович-Данченко, который был автором идеи нового театра. Также к славной когорте «людей-локомотивов искусства» относят Сергея Дягилева, организовавшего «Русские сезоны» в Париже. С того времени специфика деятельности и круг обязанностей продюсера не особенно изменились.
Описание профессии
Кто такой продюсер и чем он занимается? В кинематографической сфере это специалист, который полностью организовывает процесс съемки. Он участвует в разработке идеи кинофильма, ищет финансы, технику. В его задачи также входят отбор и утверждение кандидатур режиссера, сценариста, других работников, которые будут задействованы в реализации проекта (консультантов, звукорежиссера, операторов, техперсонала), кастинг актеров. Кроме того, он должен заниматься рекламой и продвигать готовый продукт в прокате.
Эта профессия требует сильных лидерских качеств и способностей к коммерции гораздо больше, чем творческой составляющей. Вместе с тем некоторым удается совмещать продюсерскую и режиссерскую или даже актерскую работу. Правда, таких универсалов очень мало, и они – на вес золота. Самые яркие представители «на все руки мастеров» – Стивен Спилберг, Квентин Тарантино, Роберт Земекис, Никита Михалков, Федор Бондарчук.
Что делает продюсер, который занимается раскруткой певцов, актеров и прочих представителей мира искусства? В принципе, все то же самое, что и в кинематографе. Он решает технические и коммерческие вопросы, помогая своему подопечному продвигаться по творческому пути.
Рассмотрим, в чем заключается работа продюсера в зависимости от конкретного направления его деятельности.
Музыкальный
Главная задача такого продюсера – организация и раскрутка музыкальных проектов. Подготовительный этап работы сводится к подробному анализу рынка, созданию на его основе концепции и выбору наиболее подходящего формата. Специалист также продумывает стиль, в котором будет готовиться материал (к примеру, альбом), определяет оптимальное количество необходимых для работы над сотрудников, контролирует подготовку текстов, ищет исполнителей и так далее.
Следующий этап – финансовый. Реализация любого проекта без денег невозможна, а их еще предстоит найти. Как правило, инвестор соглашается спонсировать в обмен на оговоренный процент от прибыли. Поэтому крайне важно уметь договариваться, чтобы получить максимально выгодные условия.
Организационная часть работы предполагает выбор звукозаписывающей студии, наем звукоинженеров, контроль процесса записи. Кроме того, музыкальный продюсер раскручивает артиста, тщательно продумывает его имидж, руководит фотографами, имиджмейкерами, стилистами, визажистами и прочими работниками. В его обязанности входит обеспечение ротации песен на радиостанциях и подбор творческой команды для создания видеоклипов. Вдобавок он организовывает гастроли и концерты. Как видите, это очень ответственная и напряженная работа практически нон-стоп.
Театральный
Деятельность продюсера в театре предусматривает организацию постановок. Творческая часть его работы заключается в создании сюжета с нуля или выборе уже готовой пьесы для спектакля, а также определением общей концепции представления.
Кроме того, театральный продюсер занимается решением административно-хозяйственных задач. Прежде всего, ему необходимо искать финансовые средства для постановки. Для этого он обычно обращается за помощью к инвесторам или берет кредит в банке. Он также отслеживает расходование денег, чтобы избежать нецелевых трат. Если нужно помещение, находит его и договаривается об аренде. Продюсер самостоятельно назначает стоимость билетов, общее количество и расписание показов. В его же обязанности входит реклама и продвижение.
Как и музыкальный, театральный продюсер проводит кастинг. Он выбирает не только актеров, но и всех остальных членов команды: директора постановки, режиссера и других.
Телепродюсер
Продюсер телеканала несет ответственность за его бесперебойное функционирование в целом и, конечно же, за рейтинг. Задач у него очень много: начиная от создания идеи телевизионного шоу до найма работников. Огромный масштаб работы привел к тому, что телепродюсеров поделили на две категории. Одни занимаются творческой концепцией канала, финансовыми вопросами и заключают выгодные контракты с партнерами. Представителями второй, «реализаторской», группы руководит главный продюсер. В основном они отвечают за конкретные передачи.
Большинство телевизионных проектов снимают независимые телестудии. Они продают каналу уже готовый продукт. Каждой такой студией тоже руководит продюсер. Если она совсем небольшая, специалист совмещает функции управляющего и исполнителя.
Кинопродюсер
Работа продюсера кинофильма заключается в организации финансирования, производства и проката готового продукта. Если кратко, это тот человек, который создает все условия, чтобы кино появилось и массовый зритель смог его увидеть.
Сначала кинопродюсер подбирает сценарий. Затем он ищет деньги, привлекая частных спонсоров или пользуясь поддержкой государства. Следующий этап – решение кадровых вопросов. Он проводит кастинг на должности режиссера, директора, набирает актеров и техперсонал. В обязанности представителя этой профессии также входят организация съемочного процесса и монтажа, разработка стратегии продвижения кинопродукта, заключение договоров с дистрибьюторами на прокат.
Обучение
Решая, где учиться на продюсера, надо выбирать творческий вуз определенной направленности (в зависимости от собственных предпочтений) и поступать на специальность «продюсерство» или смежные с ней (менеджмент проектов, управление и т. д.). Несколько примеров высших учебных заведений в качестве ориентира:
Продюсерский факультет представлен в таких вузах:
Для поступления нужно сдать ЕГЭ по русскому языку, литературе, иногда вузы требуют обществознание или историю/ иностранный язык. Кроме того, проводится профессиональное или творческое испытание (например, собеседование или устное представление работы – фоторепортажа, как в ОИТиР).
Что делают продюсеры
Обязанности продюсера зависят от направления его деятельности. Выше мы рассматривали некоторые из них. Поэтому кратко подытожим. Независимо от места работы, этот специалист отвечает за финансирование проекта. Широко распространено мнение, что представители профессии – богачи, которые все делают за личные средства. Оно ошибочно. Бюджет любого проекта наполняют спонсоры и рекламодатели. Определенный процент составляют деньги, вырученные от продажи дисков, билетов на концерты и собранные на гастролях. Собственные средства продюсер, как правило, не вкладывает.
Грамотно подбирать кадры – вторая по важности обязанность любого продюсера. Имея продуманную концепцию проекта, он занимается поиском для него солиста или музыкального коллектива, авторов песен, музыкантов, танцовщиков, актеров. Он также отвечает за наем технических работников. К таковым относятся операторы, стилисты, специалисты по монтажу и так далее.
Помимо этого, каждый продюсер обязан:
Знания, умения и личностные качества
Для успешной работы продюсеру надо:
Представитель этой профессии должен быть генератором идей, поэтому превосходная фантазия не помешает. Среди множества необходимых для работы черт характера самыми важными являются оригинальность и нестандартность мышления, а также креативность. Без этого выдвигать сногсшибательные идеи будет крайне сложно.
Кроме того, продюсеру нужно обладать развитой интуицией. Ему надо уметь с первого взгляда определять, талантлив артист или нет. Высший пилотаж – разглядеть огромный потенциал во внешне неказистом актере или коллективе, предугадать его успех.
Продюсер – это в первую очередь хороший организатор с менеджерскими способностями. Он должен быть пунктуальным, коммуникабельным, стрессоустойчивым. Только при наличии этих качеств команда, которая работает над проектом, будет трудиться слаженно и эффективно.
Зарплата
Оплата труда продюсера считается достаточно высокой. Уровень его заработной платы колеблется от 30 тысяч до 150 тысяч рублей. В среднем по России этот показатель составляет порядка 60 тысяч рублей. Размер зарплаты зависит, в частности, от наличия опыта и величины компании.
Приведем пару примеров. Помощник исполнительного продюсера, который работает на канале кабельного телевидения, зарабатывает от 400 до 600 долларов. А вот генеральный продюсер на крупном телеканале может получать 10 тысяч долларов – и это не предел. В шоу-бизнесе, театре и кинематографе доход продюсера прямо пропорционален успешности проекта, продвижением которого он занимается. Соответственно, чем больше денег «заработали» фильм, спектакль, музыкальная группа, тем выше заработок представителя этой профессии.
Место работы и карьерный рост
Продюсеры работают в киностудии, на телеканале, а также в продюсерском центре. Вместе с тем никто не запрещает самостоятельную деятельность. Тут уже каждый выбирает сам, что ему ближе: труд по найму или собственный бизнес.
Залог успеха в карьере – работа 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Если специалист готов на такие подвиги, ему удастся достичь профессиональных высот. Продвижение по карьерной лестнице обычно начинают, устроившись помощником администратора (к примеру, на телеканал), при должном усердии и амбициозности дорасти можно до исполнительного и даже главного продюсера проекта.
Перспективность профессии
Сегодня продюсер – одна из наиболее перспективных профессий. Он востребован в разных сферах. Без него мы вряд ли смогли бы увидеть и глянцевые журналы, и полюбившиеся телевизионные шоу. Любому проекту, предназначенному для зрителя, требуется непосредственное участие и контроль успешного организатора и менеджера.
И в заключение несколько слов о новой профессии, которая появится в ближайшем будущем. Называется она «продюсер новых медиа». Основная задача такого специалиста – создание качественного видеоконтента для различных заказчиков: от интернет-кинотеатров и средств массовой информации до операторов спутниковой связи. Его обязанностями станут разработка сценария, понимание сути сторителлинга, производство и продвижение контента, а также монетизация и юридическое сопровождение проекта. Новый продюсер будет визионером. Именно он придумает совершенно новые форматы и спрогнозирует развитие рынка, который будет намного свободнее, чем традиционные медиа.
Автор: Юлия Заблоцкая