Что нужно чтобы стать турагентом

Работа в туристической отрасли: с чего начать?

Факторы успеха

Для карьерного роста есть определенные базовые правила, универсальные независимо от того, в какой отрасли бизнеса они применяются.

Основное правило — это формула «Динамика + Интеллект». Чем больше человек активен, настойчив, целеустремлен, тем больше у него шансов с помощью своей энергии добиться успеха и преодолеть свои слабости. Второе качество, которое по большей части врожденное, — это интеллект, который как раз и управляет этой энергией. Таким образом, грамотно направленная энергия позволяет достичь гораздо большего эффекта, чем какая-то хаотичная активность. Помимо этого важно уметь строить отношения со своим окружением, вследствие чего нужно обладать высокими коммуникативными навыками, а также иметь запас знаний в своей сфере работы.

Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть фото Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать турагентом. Картинка про Что нужно чтобы стать турагентом. Фото Что нужно чтобы стать турагентом

Примерно такие же качества востребованны в потенциальном сотруднике компании, работающей в туристическом бизнесе.

Любой человек, приходящий в туристическую компанию, который искренне увлечен своим делом, путешествиями, приключениями и все свои силы отдает этому, выглядит более выигрышно для работодателя и имеет гораздо больше шансов добиться успеха в этой профессионально отрасли.

Туризм это сфера, очень плотно контактирующая с людьми, так как нужно сформировывать интересные маршруты, а это делается в тесном взаимодействии с клиентом, зарубежными компаниями и принимающей стороной. Нужно суметь убедить потенциального клиента и партнеров в своем решении, довести до логического завершения свою деятельность — продать путешествие. Поэтому очень важным качеством является свойство убеждения, аргументированное обоснование своей позиции. Клиент и партнеры должны понимать, что предложение, сформированное сотрудником, выгодно не только вашей компании, но и им. Поэтому еще один фактор успеха для построения карьеры в туристической компании — быть эффективным коммуникатором.

Также для создания и продажи качественного туристического продукта важно обладать хорошим уровнем образования и общей эрудицией. Это позволит создать запоминающийся и увлекательный маршрут, оригинальную программу с посещением интересных мест.

Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть фото Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать турагентом. Картинка про Что нужно чтобы стать турагентом. Фото Что нужно чтобы стать турагентом

Работодатель обязательно оценит соискателя на должность, если кандидат прекрасно знает «материал», если он был в тех местах, которые он продает или очень хорошо информирован о них, и если он сможет ярко и красочно рассказать об этом. Первый ознакомительный рассказ о путешествии клиенту очень сильно влияет на последующую продажу тура.

Существует еще одно специальное качество, необходимое в туристической сфере, — это знание иностранных языков. Крупные туроператоры, специализирующиеся на разных направлениях, работают напрямую с зарубежными поставщиками, поэтому требуется хорошее знание как минимум английского языка, так как на нем говорит весь мир. Дополнительным плюсом будет владение испанским языком, так как он второй по распространенности (за исключением китайского).

В какие компании трудоустраиваться?

Перед построением карьеры в туристическом бизнесе нужно четко понять структуру отрасли, которая делится на туроператоров и агентов-дистрибьюторов.

Преимущество туроператора заключается в том, что он сам занимается разработкой, и для претендента может быть интересным именно это направление деятельности, поскольку оно связанно с созданием туров и путешествий. В компании-туроператоре больше возможностей построить интересную карьеру.

В отличие от туроператоров, агенты занимаются исключительно продажей продукта. Однако для молодых специалистов, делающих первые шаги построения карьеры, целесообразно поработать у агентов, так как у них больше предложений на рынке и можно получить стартовый опыт, который пригодится для поиска работы в крупных сложившихся компаниях.

Где искать работу?

Помимо отлаженных способов поиска вакансий через профильные разделы объявлений, также хорошо работают личные рекомендации и знакомства.

Существуют специализированные компании по подбору туристического персонала, но если говорить о них, то для начинающих специалистов сложно найти работу таким образом, поскольку претендентов много, внимание им уделяется незначительное и поэтому, скорее всего, ваше резюме просто не заметят.

Эффективнее использовать для рассылки мотивационные письма потенциальным работодателям напрямую. Для поиска нужных контактов можно использовать отраслевые выставки, справочники туристических союзов и ассоциаций, профессиональные форумы и социальные сети. Кроме того, очень результативным методом может быть заведение знакомств на всевозможных туристических мероприятиях, например на фотовыставках и конференциях: очень часто их посещают руководители среднего звена и топ-менеджеры. Вполне вероятно, что в дальнейшем, благодаря этим знакомствам, вам предложат хорошую должность.

Если вы определились с компанией и вас пригласили на собеседование, то нужно помнить о следующем моменте. Мало просто обладать вышеперечисленными качествами, их нужно суметь еще правильно продемонстрировать, чтобы у работодателя не сложилось представление о вас как о человеке навязчивом или наоборот замкнутом. Однако если вы действительно увлечены путешествиями, то с этим проблем быть не должно.

Об авторе:

Вячеслав Красько — профессиональный финансист, занимал руководящие должности в банках, работал финансовым директором в структурах Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В 2006 году был включен в список самых успешных молодых людей в мире бизнеса в возрасте до 33 лет («33 перца», журнал «Финанс»). В настоящее время Вячеслав Красько — владелец туроператора экзотических путешествий «Год Весны».
Вячеслав путешественник, член союза кругосветчиков России. Совершил кругосветное путешествие в 2010–2011 году. Создатель проекта «Год весны» и автор одноименной книги, выходящей в издательстве «Постум» в июне 2012 года.

Источник

Все о профессии менеджера по туризму: от получения специальности до карьерных перспектив

Только за первые три квартала 2019 года россияне совершили более 37 миллионов зарубежных поездок, что почти на 7% больше, чем за тот же период 2018 года. Рынок внутреннего туризма также растет. Большинство туристов предпочитают организовывать свой отдых через турагентства, поэтому профессия менеджера по туризму становится все более востребованной.

В чем заключается работа менеджера по туризму?

Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть фото Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать турагентом. Картинка про Что нужно чтобы стать турагентом. Фото Что нужно чтобы стать турагентом

Менеджер по туризму – сотрудник туристического агентства или частный специалист, который занимается подготовкой и обеспечением отдыха клиентов. Он может работать только по одному направлению туризма (региону, стране) или по нескольким.

Менеджер по туризму помогает клиентам подбирать и оформлять пакетные туры и приобретать отдельные туристические услуги (бронировать билеты на самолеты и поезда, номера в гостиницах, получать визы, покупать страховые продукты и т. д.). Он оказывает туристам информационную и иную помощь на протяжении всего отдыха, в том числе в чрезвычайных ситуациях (например, когда нужно получить медицинскую помощь в другой стране по туристической страховке). Поэтому специалисту нужно постоянно быть на связи не только с отдыхающими, но и с и представителями отелей и компаний-перевозчиков, гидами-экскурсоводами и другими специалистами, занятыми в сфере туристических услуг.

Работа менеджера по туризму связана с взаимодействием с людьми в режиме 24/7, так как отдыхающие в других городах и странах из-за разницы во времени могут писать или звонить и ночью, и в выходные. Нередко возникают стрессовые и конфликтные ситуации. Но и плюсов у профессии немало. Менеджеры турагентств регулярно ездят в бесплатные промо-туры для знакомства с направлением, которое будут продавать клиентам, с новыми отелями, экскурсиями. Они получают внутрикорпоративные скидки на отдых, могут подбирать лучшие предложения туроператоров для себя, своих близких. Менеджеру по туризму легко набрать базу клиентов, потому что большинство людей ездят в отпуск регулярно и советуют хорошего специалиста родственникам, друзьям, коллегам. Немаловажным плюсом профессии является и возможность работать удаленно, из дома – как частным турагентом, так и сотрудником туристической компании.

Какими профессиональными компетенциями должен обладать менеджер по туризму?

Где учиться на менеджера по туризму и за сколько можно получить образование?

Если у вас есть любое высшее или среднее профессиональное образование или вы учитесь на старших курсах, вы можете поступить на менеджера по туризму в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки». Обучение ведется по программе профессиональной переподготовки. Вы получите новую квалификацию всего за 6 месяцев:

Квалификация: Менеджер по организации и предоставлению туристских услуг

Источник

Как турагенту работать по агентскому договору

Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть фото Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать турагентом. Картинка про Что нужно чтобы стать турагентом. Фото Что нужно чтобы стать турагентом

Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть фото Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать турагентом. Картинка про Что нужно чтобы стать турагентом. Фото Что нужно чтобы стать турагентом

Турагент и туроператор

Агентский договор с туроператором

При заключении агентского договора турфирмы обязаны соблюдать главу 52 ГК РФ и ст. 9 закона «Об основах туристской деятельности».

Агентские договоры бывают двух видов: от своего имени и от имени оператора. В других видах бизнеса при работе от своего имени компания сама несёт ответственность перед потребителем по п. 1 ст. 1005 ГК РФ — но не в туристическом. Ответственность перед туристом всегда несёт туроператор — п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда от 28.06.2012 №17.

Например, у клиента возникли проблемы при заселении в отель. Если он звонит вам — вы можете перенаправить на туроператора. Это стоит проговаривать при заключении сделки — кто знает, может клиент в первый раз обращается в турагентство, будет иметь от вас завышенные ожидания и потом оставит негативный отзыв на вас, а на туроператора.

Вознаграждение турагента

Вознаграждение турагента определяют в процентах от стоимости тура: обычно 6-17%. Часто туроператоры мотивируют продавать больше, повышая процент в зависимости от объёма продаж.

Редко, но бывает, что вознаграждение устанавливают в виде конкретном суммы — например, 500 ₽ за каждый проданный тур. И так же редко турагент сам устанавливает наценку — опять же, в отличие от агентских схем в других видах бизнеса. Обычно цена от туроператора фиксированная, турагент не вправе её снижать или повышать.

1. Турагент удерживает вознаграждение из полученных от клиента денег. Туроператору переводят оставшиеся средства.

2. Туроператора сначала получает всю сумму оплаты от клиента, а потом выплачивает вознаграждение турагенту. Здесь появляется лишний шаг: вознаграждение переводится туда-обратно. Поэтому первый вариант популярнее.

Доходом турагента считается именно вознаграждение, а не все поступления на счёт. Как именно вести учёт на УСН — мы рассказывали в статье про налоги агента.

Отчет о работе

Турагент обязан представлять туроператору отчеты в порядке и сроки, которые предусмотрены агентским договором. Отчет должен содержать информацию о реализованных турах, их стоимости и величине вознаграждения. Если агентским договором предусмотрено возмещение каких-либо расходов турагенту, то информация об этом также включается в отчет.

Если у туроператора есть какие-то возражения по отчету, то он должен сообщить о них в срок, установленный соглашением сторон, а если такой срок не установлен, то в 30-дневный срок со дня получения отчета. В противном случае отчет будет считаться принятым туроператором ― п. 3 ст. 1008 ГК РФ.

Турагент и клиент

С клиентом турагент заключает договор о реализации туристского продукта. Типовая форма договора утверждена приказом Федерального Агентства по туризму от 27.11.2020 № 448-Пр-20.

Турагенты, которые действуют за счет принципала, но от своего имени, должны применять онлайн-кассы. Эта обязанность не зависит от способа уплаты: выдавайте клиентам чеки, если они платят наличными, картой или переводом на расчётный счёт.

В чеке важно однозначно указывать название услуги, в случае турагентов лучше всего будет прописывать «Реализация тура по такому-то договору». При регистрации кассы важно указать, что вы работаете как агент: в чеки будут автоматически проставляться специальные теги. Выделять агентское вознаграждение в чеке не нужно, закон этого не требует.

После подтверждения тура туроператором турагент выдает клиенту туристский ваучер с информацией об отеле и датах поездки.

Как на практике выглядит работа турагента

В каждой фирме есть свои нюансы, но в целом работа турагентов построена примерно одинаково.

После заключения агентского договора туроператор предоставляет турагенту логин и пароль для входа в систему бронирования на сайте туроператора. Если турагент сотрудничает с несколькими туроператорами, то у него есть доступ к системам бронирования нескольких туроператоров, таким образом он может выбрать для клиента лучшее предложение.

При обращении клиента турагент входит в систему бронирования. Выбрав страну, отель, перелет и другие услуги, турагент вносит в систему бронирования данные клиента. С клиентом заключают договор, и он оплачивает тур.

В течение некоторого времени туроператор проверяет наличие мест в отеле, авиабилетов. Если тур не подтвердится, то клиенту обычно предлагают выбрать другой тур или возвращают деньги. Если подтвердится, турагент выдает клиенту туристский ваучер, билеты, страховку.

После подтверждения тура турагент перечисляет туроператору стоимость тура за вычетом агентского вознаграждения. Например, тур стоит 50 тыс. руб., вознаграждение турагенства 10%. Турагент перечислит туроператору 45 тыс. руб.

Статья актуальна на 19.08.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

«Надо просто хорошо делать свою работу, и тогда ее у тебя будет еще больше»

Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть фото Что нужно чтобы стать турагентом. Смотреть картинку Что нужно чтобы стать турагентом. Картинка про Что нужно чтобы стать турагентом. Фото Что нужно чтобы стать турагентом

Туристический бизнес развивается бешеными темпами. Количество предложений отдохнуть снизилось в кризис, однако сейчас рынок восстановился и, по всей видимости, даже несмотря на прогнозы некоторых аналитиков о второй волне экономических неприятностей, продолжит расти.

О том, как построить солнечный туристический бизнес с друзьями, чем привлечь клиентов и как победить конкурентов, СКБ Контур рассказала генеральный директор ООО «ТревелШоп» Лилия Переславцева.

— Как создавался бизнес и как подбирались люди в команду?

— Штат нашей компании состоит всего из четырех человек — генерального, коммерческого и исполнительного директоров и одного менеджера по продажам. Но мы все сейчас работаем в полную силу менеджерами по продажам.

Нашей фирме недавно исполнился год, мы еще только в самом начале пути и еще многое предстоит сделать. Вопреки предубеждениям я начала свой бизнес с друзьями и ничуть не пожалела, мы даже стали еще ближе за это время. Одна голова хорошо, а три лучше. У всех нас высшее профильное образование в сфере туризма, мы работали в известных туроператорских и турагентских компаниях. Набирались опыта, узнавали весь процесс изнутри, от создания турпродукта до особенностей его продажи, побывав в многочисленных командировках по миру. Мы объединили свои знания и силы, выработали собственный подход и принципы обслуживания клиентов. Сегодня мы занимаемся любимым делом и точно знаем, как получить удовольствие от отдыха.

— Что нужно было сделать при открытии такого бизнеса? Сколько времени заняло оформление документов, поиск помещения и прочие технические вещи?

— Для того чтобы открыть турфирму, не требуется больших материальных вложений, но чтобы удержаться на рынке, нужно огромное трудолюбие, самоотдача и преданность профессии. Многим кажется, что каждый может, чего тут сложного. Однако именно сегодня, во времена высокой конкуренции на рынке, в бизнесе остаются только профессионалы.

Оформление документов занимает примерно около месяца, помещение мы смогли найти тоже достаточно быстро и очень удачно, выбор остановили на Центральном округе. Это оказалось удобно и для клиентов, и для нас, так как основные наши партнеры располагаются также в центре Москвы и это позволяет достаточно оперативно с ними взаимодействовать.

— Как и чем привлекаете клиентов?

Мы работаем в сфере услуг, а это значит, что клиент — это главное для нас. Когда мы принимали решение о создании собственного туристического агентства, мы делали ставки на уже имеющихся у нас клиентов.

И первое, что мы сделали, это установили высокий уровень обслуживания. Поскольку мы получаем удовольствие от работы, мы с огромным желанием делимся своим опытом путешествий. И мы всегда в курсе событий, знаем, где и когда лучше всего отдыхать и как туда попасть. Могу сказать, что мы всегда на связи и здесь не бывает исключений, абсолютно в любое время мы готовы общаться с нашими клиентами, дать квалифицированный совет и предложить помощь. Клиент может в полной мере рассчитывать на нас.

На следующем этапе мы создали комфортное пространство для наших туристов. Офис оформили в позитивной, солнечной гамме. Он получился не только красивым и стильным, но и очень уютным, клиенты с удовольствием проводят у нас время.

— Как отстраиваетесь от конкурентов, ведь их наверняка очень много?

— Что касается конкуренции, я считаю, что выделиться чем-то неординарным в турагентском бизнесе очень сложно, так как мы являемся продавцами уже готовых туристических услуг. Самым большим преимуществом здесь является человеческий фактор. Ни один раскрученный бренд и скидка в размере всей агентской комиссии не отберут у тебя клиента, если ты с ним построил доверительные отношения. Если ты умеешь слышать своего туриста, искать выгодные и интересные варианты для его предстоящего отдыха, если ты энергичен и жизнерадостен, способен его вдохновлять и готов ему помочь, то он навсегда будет твоим постоянным клиентом. Надо просто хорошо делать свою работу, и тогда ее у тебя будет еще больше.

— Какие планы на развитие бизнеса ставит «ТревелШоп»?

— Все наши усилия не проходят даром, наши туристы отлично проводят отпуска, а в качестве благодарности советуют нас своим родственникам, друзьям и знакомым. За год наша клиентская база увеличилась в разы, и мы, конечно же, задумываемся о расширении. В планах собрать команду исключительно профессиональных менеджеров, которые смогли бы оправдывать ожидания наших клиентов. Открою вам секрет: самая большая ошибка работодателя — это жадность и нежелание платить профессионалам. Когда-то я сама с этим столкнулась в качестве сотрудника. Здесь моя позиция очень однозначна: хороший менеджер должен хорошо зарабатывать, тогда он будет намного эффективнее. Мы хотим, чтобы было как можно больше довольных клиентов. Это самая лучшая реклама для нашего бизнеса.

Наши клиенты получают от нас намного больше, чем просто отдых:)

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

«Смысла в турфирмах уже нет»: как я шесть лет занимался турбизнесом и прогорел

Не помог собственный офис в центре города и большой опыт в путешествиях

Летом 2013 года я открыл турфирму в Таганроге.

У меня были идеальные стартовые условия — профильное образование, опыт работы, опыт путешествий и свой офис в центре города. Фирма продержалась шесть лет.

За это время я наработал постоянную базу клиентов, научился рекламе и продажам, пережил два кризиса, но в итоге все равно закрыл компанию. Расскажу, какие ошибки я совершил и чего не советую делать начинающим предпринимателям в этой сфере.

Почему я пришел в туристический бизнес

Я из небольшого города на юге России — Таганрога. В 2006 году мы с мамой начали много летать по миру — она занимается металлургическим бизнесом, доход и недорогая валюта позволили нам посетить много стран.

Всего я побывал в 21 стране, включая экзотические Кению, Австралию, Кубу и Бразилию. Путешествия для меня — это возможность видеть тот мир, о котором я мечтал с детства, погрузиться в мир других народов.

В 2007 году я окончил Институт иностранных языков и вообще не имел представления, чем буду заниматься. Разве что понимал, что трудиться учителем в школе точно не хочу, неинтересно. Мама предложила получить еще одно образование, заняться туристическим бизнесом. Мне показалось это любопытным, ведь мы часто летали на курорты в Египет, Турцию, Грецию, и там я видел много туристов. Мне казалось, что спрос на пакетные туры будет только расти — ведь люди всегда хотят хорошо отдохнуть.

Я поступил в местный вуз на туристическое направление — за второе образование пришлось платить по 60 000 Р за курс, учился пять лет.

Знания мне потом пригодились: например, на географии туризма я узнал специфику курортов — на Эгейское побережье Греции лучше ехать в июле и августе, когда прохладное море прогревается так, что в нем можно купаться. Или что весной не стоит ехать в Таиланд, потому что там будут ливни и вряд ли туристы смогут искупаться в море.

Еще был курс английского языка для специалистов по туризму, где я, несмотря на обучение в инязе, узнал много нового. Нам преподавали термины сферы туризма, мы разыгрывали ситуации, связанные с аэропортами, гостиницами, ресторанами, арендой машины.

О слабых сторонах бизнеса я тогда не думал — о том, что на деле много конкурентов, в мире бывают скачки валют, меняется политическая ситуация, случаются катастрофы и экономические кризисы. Тогда мне казалось, что сытые годы в туризме будут всегда, бизнес будет только процветать.

Параллельно получал практический опыт — на летних каникулах работал в местном турагентстве «Синьор Робинзон». Устроился туда по знакомству, знакомая семьи, Юля, работала там старшим менеджером. Она была все время рядом, обучала, подсказывала, помогала проводить сделки, поэтому мне казалось, что все легко.

Я даже думал, что когда открою свою турфирму, то смогу переманить ее, а она перетянет своих клиентов. Не вышло — думаю, тогда она не хотела менять работу, ведь у нее было хорошее место, клиенты, отличное отношение начальства, да и просто она порядочный человек.

В турагентстве я сопровождал людей, которые ехали на автобусе на Черное море, и несколько раз подбирал клиентам туры, продавал путевки в Питер и Турцию. Зарабатывал 4000—7000 Р в месяц.

Все это время часто путешествовал, с мамой и один. Побывал в Италии, Испании, на Бали, Канарских и Мальдивских островах, в Рио-де-Жанейро. Считаю все это подготовкой к туристическому бизнесу — мне кажется, когда человек продает путевки туда, где был сам, клиенты ему больше доверяют.

Например, я знаю, что на Золотых песках Болгарии не нужно ходить в кафе на набережной, иначе обед выйдет дороже. Вместо этого стоит свернуть на улицу за отелем «Адмирал» и пройти к отелю «Шипка», там будет стейк-хаус, где можно поесть вкуснее и в два раза дешевле. Такие нюансы делают турагента экспертом в глазах клиентов.

Как открывал турагентство

Офис мне подарила мама. Она давно управляет своим бизнесом и посчитала это выгодным вложением — подвальное помещение в центре города всегда можно дорого сдать или открыть другой бизнес, если вдруг не пойдет с турфирмой.

Помещение было довольно дешевым — за 90,8 м² заплатили 4,5 млн рублей, в нем была электрика и сантехника. Аналогичные варианты рядом продавались за 5 млн рублей. Помещение нашла моя знакомая, которая работала в агентстве недвижимости — начали поиски в мае 2011 года, оформили сделку в конце июня.

стоило подвальное помещение для турфирмы

Мы решили, что офис в центре города сыграет на пользу будущей фирме, убедит клиентов в надежности компании. Ведь если директор купил помещение и сделал там дорогой ремонт, вряд ли он заберет несколько сотен тысяч и убежит с ними.

После покупки помещение больше года простаивало, потому что я учился на пятом курсе и защищал диплом. В конце 2012 года взялись за ремонт и к июню 2013 года закончили. Мама наняла дизайнера, купила мебель, компьютеры, украсила стены постерами.

Офис позволял разместить пять человек, у меня, как директора, был отдельный кабинет. Но мы решили для начала ограничиться двумя столами в большом зале, а работал я сам — пока фирма не раскрутится. Еще сделали детский уголок — я видел, что в турфирмы часто приходят туристы с детьми. Клиенты могли бы выбирать тур, пока малыши играют. Всего на ремонт офиса потратили 1 млн рублей.

Еще повесили вывеску. Сложностей с ней не было — в 2013 году мы не получали на это разрешения властей. Разместили ее на опорах, которые принадлежали мне и соседу — владельцу кафе «Гарибальди». Мы договорились, что я отдам ему небольшой коридор за стенкой офиса, чтобы он мог заносить продукты в кафе с другого входа, а он не будет возражать против вывески.

В центре Таганрога хороший поток людей — рядом с офисом находились дорогой супермаркет «Иванка», несколько банков. Плюс строились жилые дома, то есть население микрорайона росло. Я думал, что люди будут проходить мимо и увидят вывеску. А когда захотят в путешествие, вспомнят мою фирму и придут в офис. Забегая вперед, скажу, что идея сработала плохо — клиентами действительно становились даже прохожие, но основной поток был из соцсетей.

В 2011 году я был очень наивным. Мне казалось, что все получится — был офис, диплом факультета туризма, опыт путешествий. Я грезил большими и легкими деньгами, которые буду совмещать с яркими путешествиями.

Для новой компании я зарегистрировал ООО, чтобы в случае банкротства отвечать перед клиентами только 10 000 Р уставного капитала, а не всем имуществом — помещение и оборудование были записаны на меня как на физлицо, а не на компанию.

Оформил заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, чтобы платить 6% дохода. Бывали периоды, когда фирма простаивала и не приносила денег, этот период мы с бухгалтером отмечали в отчетности как отсутствие деятельности.

Сам я стал учредителем и одновременно устроился в собственную фирму гендиректором. Чтобы не стоять в очередях в налоговой, обратился в бухгалтерскую компанию — за 7000 Р они собрали все документы и зарегистрировали компанию.

Название придумали вместе с друзьями, одногруппниками и университетскими преподавателями — «Мастер путешествий», по аналогии с мастером Йодой.

Расходы на открытие турагентства в 2013 году

Покупка помещения под офис в центре города4 500 000 Р
Отделка и ремонт офиса700 000 Р
Мебель, техника и оснащение300 000 Р
Уставной капитал для открытия ООО10 000 Р
Оформление документов через бухгалтерскую фирму7000 Р
Печать и оснастка для ООО1500 Р
Итого5 518 500 Р

Как я начал продавать туры

Несколько месяцев я изучал условия и заключал договоры с туроператорами. В Таганроге их офисов не было, поэтому приходилось ездить в ближайший крупный город — Ростов-на-Дону.

Операторы формируют туры — выкупают места в гостиницах и самолетах, отвечают за трансфер туристов, предлагают экскурсионные программы. У них есть финансовое обеспечение — деньги, которые компания должна вернуть туристам в случае банкротства или отмены тура.

Как турагент, я мог только продавать их туры и получать комиссию 7—12% — тогда это казалось мне неплохим заработком. Бизнес-план или финансовую модель я не рассчитывал, просто открыл офис фирмы в августе 2013 года.

Конкурентами у меня были не только другие турагентства, но и сами операторы — люди могли купить поездку и без посредников у них на сайте либо на агрегаторах, которые собирают туры от нескольких операторов. Но я был уверен, что в 2013 году в Таганроге люди покупают туры у проверенных турагентов, а не на сайтах. Плюс как турагентство я мог конкурировать с оператором ценой — мы вычитали из своей комиссии небольшую часть и продавали тур со скидкой. Но тогда я о конкуренции особо не думал — рынок был достаточно большим, мне казалось, денег на всех хватит.

На старте я решил не придумывать чего-то нового и стал продавать путевки в уже популярные места — в Турцию, Египет, Грецию, Испанию, Чехию, Таиланд, Вьетнам. Это были популярные места у наших туристов, в эти страны можно было улететь из ближайшего к Таганрогу аэропорта, из Ростова-на-Дону.

Конечно, можно было попробовать организовывать свои туры, но для этого нужно было получить лицензию туроператора. Для этого нужны финансовые гарантии — я не узнавал точные суммы, но у ведущих операторов это были десятки миллионов рублей. Не говоря уже о десятках сотрудников — чтобы сделать свои туры, нужно заключить договоры с отелями и перевозчиками. Таких денег у нас не было.

В 2013 году стать турагентом могла любая компания — туроператор спросил у меня свидетельство о регистрации ООО, налоговую выписку, банковские реквизиты, письма из Росстата и заявление о применении УСН. Никто даже не требовал свидетельство о собственности на офис. Проверок тоже не было — представил документы, заключил договор, получил логин-пароль для системы, где можно бронировать и покупать туры.

Заключив договор, я получил доступ в личные кабинеты для агентов на сайте операторов. Там можно выбрать тур, забронировать его, внести данные туристов. Там же видно, сколько оператор заплатит мне за продажу. Система похожа на современные сервисы поиска агрегаторов туров — можно выбрать страну, конкретный курорт, количество звезд у отеля, тип питания и дополнительные опции, например отель с аквапарком или отель для пожилых людей.

Еще я заключил договоры с местным туроператором «Судаков-тревел» и федеральным «Алеан-тур». Через них можно купить автобусные туры на Черное море или поездки-экскурсии в Москву, Питер, Карелию или в тур по Золотому кольцу.

Первые клиенты и ошибки

Сначала заходите в личный кабинет агента к тому оператору, который продает подходящие туры. Для Абхазии и Сочи это «Алеан». Там выбираете гостиницу. Потом нужно занести данные клиента в систему бронирования и распечатать договор. Сделать пометку, если нужна виза и страховка. Если клиента все устраивает, подписать договор и получить у него деньги. В течение суток оператор уточнит, свободен ли номер в гостинице и все ли в порядке, а затем подтвердит заявку на бронирование. А вы переведете деньги оператору. Остается только распечатать туристам ваучер на проживание.

Если клиентам была нужна виза, я собирал у них заграничные паспорта, копии российских паспортов, фотографии, деньги за визу и справки о доходе. Потом отвозил документы в визовый отдел туроператора — они сотрудничают с консульствами и всю работу делали сами.

Обычно турагенты не используют свои деньги в бизнесе. Договор был составлен так, что если оператор не подтверждал тур и заявка аннулировалась, то платить неустойку было не нужно — предлагали или выбрать другое направление, или сделать возврат.

Еще на старте я подпортил репутацию компании. Ко мне зашел мужчина за недорогим туром в Абхазию. Когда мы подбирали отель, в офис зашла компания богато одетых молодых людей. Они хотели улететь в Египет и их было 15 человек. Тогда я работал один, без помощников, и только учился общаться с клиентами.

Конечно, мне следовало предложить им присесть и подождать, пока я не закончу с мужчиной. Но я сразу переключил внимание на более денежных туристов. В итоге без покупки из офиса ушли все — мужчина сразу, а компания чуть позже, потому что увидела, как я сразу переключил внимание с него на них. И вечером ребята из компании написали на городском форуме, что не рекомендуют обращаться в «Мастер путешествий», потому что «директор турфирмы думает только о деньгах». Не знаю, как это повлияло на поток клиентов, но думаю, что форумчане точно не пришли ко мне за путевкой.

Один раз я продал тур без договора. Мои клиенты хотели улететь на горнолыжный курорт Улудаг. Обычно такие туры стоят дорого, но у туроператора «Анекс» была акция, можно было взять поездку по стоимости пляжной Турции.

Обычно такие ситуации решаются просто — в договоре с турфирмой есть штраф за неустойку. Но здесь я пошел людям навстречу и не оформил договор. С тех пор — только договор, а уже потом заявки у туроператора.

Как я искал первых клиентов

Опыта в маркетинге у меня никогда не было. Нам рассказывали немного теории в вузе, но специально продвижению нигде не учился. В 2013 году такого количества информации в открытом доступе, как сейчас, не было.

Рекламировать турфирму я решил через соцсети. Выбрал «Одноклассники» — там уже было много турагентств, казалось, что в этой соцсети сидят взрослые, а значит, платежеспособные люди. Создавать профиль во «Вконтакте» я не стал, думал, что там сидят в основном школьники и студенты.

Сам я тогда пользовался «Одноклассниками», «Вконтакте» и «Моим миром». Но продвигаться через друзей в соцсетях не хотел — я считаю, что не стоит смешивать дружбу и бизнес. Если у друзей были для меня клиенты, они и так их приводили. Хотя это было редко, среди близких людей активно путешествовали только мы с мамой.

В «Одноклассниках» я оформил профиль турагентства, рассказал, что занимаюсь продажей туров, и начал добавлять в друзья всех подряд — тогда это был популярный способ продвижения. Чаще всего люди ставили лайки под красивыми фото, задавали вопросы по стоимости тура и обещали «подумать». Через полгода администрация соцсети заблокировала мой профиль за навязчивую рекламу, и набранные 2000 друзей пропали.

Я завел новый аккаунт, но добавлял не более 5—10 друзей в день, так набралось еще около 3000 человек. Особого толку от этого не было, но несколько постоянных клиентов из этой соцсети все-таки появилось — людям понравилось, как я подробно консультировал их в чате.

стоила реклама на двух баннерах в городе

Основные клиенты пришли по сарафанному радио — сначала по советам друзей и знакомых, а потом от тех, кто уже купил и кому понравилась поездка.

Конечно, без дополнительных доходов все это было бы невыгодным предприятием, но я мог себе это позволить — были еще проценты по депозитам, которые не связаны с туристическим бизнесом.

Первый кризис — банкротство туроператоров

В 2014 года на фоне колебаний валют началась волна банкротств туристических агентств и операторов. Мне повезло — первым из тех, с кем я работал, отменил все туры «Лабиринт». Этот оператор возил людей в Грецию.

Несостоявшиеся клиенты «Лабиринта» подали в суд на мою фирму, но в возврате денег им отказали. Я предложил пойти на мировую и, чтобы не рушить свою репутацию, отдал им 7000 Р комиссии за бронь и 10 000 Р компенсации от моего турагентства.

После «Лабиринта» начали банкротиться и другие компании — «Солвекс», «Южный крест», «Роза ветров». Все они были застрахованы в компании «Возрождение», которая закрылась осенью 2014 году, и туристы остались без денег и поездок. Мне повезло, на тот момент у меня было около десяти клиентов, но они летели в Турцию, Грецию, Испанию через надежных операторов «Анекс», «Пегас», «Санмар», поэтому дальше проблем не было.

На рынке началась паника, и я решил сделать перерыв — закрыл офис на два месяца. Вернулся на работу в октябре, когда открылись зимние направления — Таиланд, Вьетнам и Арабские Эмираты.

После «черного вторника» и евро за 98 Р я хотел закрыть компанию, но отговорила мама — она посоветовала продолжить ходить на работу и изучать экзотические направления и «фишки», которыми может отличиться мое турагентство. Она считала, что мне стоит попробовать сосредоточиться на Европе и экзотике, ведь мало кто в Таганроге добирался до Кении, Бразилии и Австралии.

В итоге я положился на ее интуицию и решил продолжить работу. Мы даже слетали в самостоятельное путешествие в Африку, в Кению, потратили на это 200 000—300 000 Р из маминых денег.

В Кении довольно своеобразный туризм. Там красиво и интересно, можно съездить на сафари и посмотреть на львов, гепардов, жирафов и бегемотов. Но все-таки это не та страна, в которую я бы влюбился.

Если вы снимаете отель, надо искать минимум 4 звезды, а это довольно дорого. Но тогда будет кондиционер и хорошее питание. Или есть кемпинги, в них придется засыпать под топот слонов, а от жары спасает только вентилятор. А еще там малярия.

Продавать туры в Кению я так и не стал — все туроператоры, которые тогда могли предложить тур, были сомнительными. Рисковать не хотелось.

Снижение дохода из-за комиссии операторов

Чтобы привлечь клиентов, туроператоры ввели промопредложения — скидки на отели, тур для клиента получался дешевле. За продажу таких промо давали единую комиссию в 7%. Из этой комиссии я, как турагент, еще давал скидку клиентам, чтобы они пришли именно ко мне, а не взяли у оператора напрямую или у другого турагентства.

Отступал кризис долго. Основной поток туристов вернулся в середине 2017 года — постоянные клиенты, а вместе с ними и их знакомые захотели на море. Работа в горячий сезон стала приносить около 30 000 Р в месяц. Но клиентов было мало, максимум 10 человек в месяц, надеяться на сарафанное радио больше не хотелось, а «Одноклассники» так и не раскрутились.

Продвижение, обучение и продажи

Полноценным продвижением я начал заниматься в конце 2017 года. Стал изучать СММ и продажи, читал много статей, смотрел группы маркетологов в соцсетях и тренинги на «Ютубе», окончил курс по туристическому маркетингу.

Бизнесу сайт ничего не дал, кроме 75 000 Р расходов с моего депозита. По нему не пришло ни одного человека, да и я не знал, как продвигать сайт в поисковиках. В Таганроге были компании, которые предлагали за сотню тысяч рублей раскрутить его, но эти ребята не вызывали у меня доверия.

На курсах и в блогах специалисты рассказывали, что основная аудитория путешественников сейчас сидит в «Инстаграме» и во «Вконтакте» — и я сделал там страницы турфирмы. Перестал тратить время на «Одноклассники» — понял, что аудитория там интересовалась красивыми картинками в моем профиле, а не путешествиями.

Страницу в «Инстаграме» вела знакомая за 3000 Р в месяц. За эти деньги она придумывала и публиковала посты — около 20—30 в месяц, мы старались делать больше красочных фотографий из мест, куда продавали туры, писали подборки лайфхаков для путешественников и пытались ненавязчиво продвигать турагентство.

Придумали название для паблика — «Свалить на недельку из Таганрога». Я осознал, что людям неинтересна постоянная реклама, поэтому определился с форматом — как можно больше развлекательного контента.

я потратил на рекламу во «Вконтакте»

После таких результатов я ограничил расходы — не больше 5000 Р на соцсети в месяц. Рекламу показывал девушкам 25—40 лет — по моему опыту именно они обычно занимаются организацией отдыха и выбирают поездки для близких.

Инстаграм я не успел как следует развить, подписчиков было меньше 1000 человек, да и лайкали посты довольно вяло. На рекламу тоже особо не реагировали Это рекламный пост, в нем я старался сначала привлечь людей акцией или скидкой, а потом коротко описать само путешествие Я проводил опрос, чтобы узнать, куда хотят поехать мои подписчики. Потом позвонил им и предложил подобрать тур — оказалось, что они только мечтали о Грузии, Италии и Доминикане. Но не были готовы туда ехать Реклама из моего сообщества во «Вконтакте» похожа на те, что я сначала постил в «Одноклассниках». Подводка, красивое фото, цена и описание, что входит в тур

Поэтому стал много читать о скриптах продаж, которые помогают закрывать сделки даже с очень жадными клиентами. Нашел образовательный проект для моей отрасли, заплатил 36 000 Р за обучение в двух программах, по продажам и по получению заявок из соцсетей. Научился говорить «нет» клиентам, которые хотели огромные скидки, рассказывал понятным языком о своей работе и возможных сложностях и нюансах, которые ждут клиентов, если они сами купят тур. Например, им придется самим проверять время вылета на чартерных рейсах, а это не сделать просто по онлайн-табло, как в регулярных рейсах. Или проверять отель, чтобы достался именно тот номер, который купили. Все это в теории человек может сделать и сам, но к турагенту обращаются, если на это не хочется тратить время и ресурсы.

После обучения я стал задавать больше вопросов клиентам, стал внимательнее. Например, приходят ко мне люди с запросом на отель в Турции около моря. Я спрашиваю, где они отдыхали до этого, что тогда понравилось, а что нет. И по ответам понимаю, что им, скорее, подойдут тусовочные Кемер или Мармарис, а не тихие пригороды Алании с бюджетными отелями для семей с детьми или пенсионеров. Раньше я даже не думал об этом — просто интересовался, сколько будет человек, куда хотят ехать и сколько денег готовы отдать. Так я постепенно начал наращивать репутацию эксперта. Люди стали чаще обращаться второй раз, советовать меня друзьям.

Чем все закончилось

Постепенно доход стал расти, и летом 2018 года я зарабатывал уже 40 000 Р в месяц. Казалось, что все будет неплохо, но в конце года клиенты вдруг снова перестали приходить в офис.

В этот же день я позвонил знакомой из агентства недвижимости и попросил сдать мой офис. Через несколько дней пришли люди из морских перевозок и мы подписали долгосрочный договор на 27 000 Р в месяц. На этом мой туристический бизнес закончился.

Почему я закрыл турфирму

Основных ошибок я вижу несколько.

Поздно пришел в туристический бизнес. В 2013 году люди летали по разным курортам и были готовы платить за хорошо организованный тур. Самостоятельно бронировали гостиницы и покупали билеты только продвинутые туристы. Я шел в этот бизнес за легкими деньгами. Но продлилось это время недолго — в 2014 году произошел скачок курса валют и люди начали сильно экономить. Теперь люди шли туда, где дадут больше скидку. Соответственно, стали покупать у туроператора, чтобы сэкономить на комиссии турагента.

В 2018 году я спрашивал у знакомых директоров и менеджеров крупных таганрогских компаний про их путешествия. Они охотно ответили, что давно путешествуют без помощи турагентств. А если и летают турами, то покупают их не в агентствах, а у операторов напрямую.

Столкнулся с несправедливыми условиями. Есть большие туристические агентства, у которых отличные договоренности с туроператорами. Например, им давали комиссию 15% с тура, а новичку — 8%. Соответственно, большое агентство могло снизить цену на 10%, дать цену меньше, чем новичок, и все равно заработать свои 5%. На этом рынке маленьким компаниям работать просто невыгодно.

Решил быть как все. Я начал с массовых направлений, вместо того, чтобы придумать фишку, которая выделяла бы мою турфирму среди других.

Не знаю, как повернулась бы ситуация, если бы я делал упор на помощь людям, которые собираются в Европу или экзотические страны. В 2014 году у меня были контакты частных гидов по Италии, Франции, Кубе, Бразилии, Великобритании и острову Бали. Через экскурсоводов я вышел на гидов из Аргентины, Перу, Испании. У этих людей были хорошие рекомендации.

Возможно, пока люди путешествовали, такая услуга стала бы востребованной, ведь никто в Таганроге не додумался до этого. Но я решил, что это будет очень сложно, и стал работать на массовом рынке, отстраивался от конкурентов лишь размером скидки и работал себе в убыток. А после сытые годы закончились, люди все меньше путешествовали и не искали такого дорогого разнообразия.

Не умел продавать. Тогда я думал, что достаточно много поездить и подробно знать плюсы и минусы того, что предлагаешь. Сейчас мне кажется, что важно именно хорошо продавать — уметь понимать, чего ждут люди от путешествий, и предлагать им те варианты, которые их устроят.

Доходы становились еще меньше. В 2018 году перед закрытием бизнеса я узнал, что туроператоры собираются еще раз снижать комиссию. Думаю, они просто хотели «задавить» небольшие фирмы и освободить рынок.

Я просто устал. Безусловно, у меня появился опыт, обо мне знало много людей. Но фирма не приносила тех денег, как турфирмы в сытые нулевые. И я устал от самого туризма. Вложил довольно много души и труда в эту компанию, и это было несоизмеримо доходу, который я получал. Мне было выгоднее сдать офис за 27 000 Р и искать что-то новое для себя, живя на эти деньги.

Я никому не советую открывать турагентство в 2021 году. Из-за пандемии большинство направлений закрыто. Туроператоры платят минимальные комиссии, туры продаются в основном только по промоценам. Похоже, продавать самим, онлайн, им выгоднее, чем выделять комиссии на турфирмы.

Я не верю, что турагентство — это перспективный бизнес. Даже когда направления откроются, люди будут путешествовать сами — нанимать частных гидов, пользоваться мобильными приложениями для экскурсий, бронировать перелеты и отели через сервисы-агрегаторы, даже покупать туры у туроператоров напрямую. Смысла в турфирмах уже нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *