Что нужно чтобы стать журналистом в россии
Как стать журналистом без образования? Подробная инструкция для новичков
Журналистика — одна из отраслей, которая окутана тайнами. Люди, никогда не работавшие в этой сфере, довольно плохо понимают её специфику, однако это никак не снижает количество тех, кто всё же хочет попробовать себя в качестве репортёра или корреспондента. Домовик разрушает мифы об этой профессии вместе с журналистом, который за несколько лет сумел пройти путь от отказов в локальных СМИ до работы в федеральных журналах.
С чего начать?
Для начала нужно понять, что именно вы хотите делать. Телевидение или радио? Или тексты? А если тексты — то какие? Многие принципиально не берут интервью (не получается), другие же, наоборот, только ими и занимаются. В самом начале пути нужно обозначить ваш путь, хотя бы очень размыто. Можете выделить несколько СМИ, в которых вам хотелось бы поработать. После этого нужно начинать писать.
Одна из главных проблем людей, которые решают заняться этой профессией — страх из-за отсутствие опыта. Некоторые даже боятся из-за отсутствия высшего образования. Так вот, отвечаем не по порядку — высшее образование по специальности журналистика вам не нужно. Можно даже предположить, что оно несёт вред (об этом тезисе мы поговорим ниже). Что касается опыта, то для его получения у вас есть два варианта.
Идти туда, где берут без опыта.
Если в вашем городе нет СМИ, которые берут людей без опыта, то поищите в интернете — возможно, сможете найти удаленную подработку, что тоже неплохо для старта.
Начать работать без СМИ
Итак, вы захотели стать журналистом, но быть новостником не хочется. Можете написать во все СМИ вашего города и предложить им свои материалы. Тут многое зависит от того, чем именно вы хотите заниматься — интервью, кинообзоры, большие статьи о социальных проблемах и так далее нужны не в каждом СМИ. Параллельно вы можете писать в стол, чтобы набить руку.
Хотите быть кинокритиком? Смотрите много кино и пишите о просмотренном. Да, и не забывайте читать других критиков, так вы расширите своё представление о профессии.
Есть трюк, который, пожалуй, не очень честен, но работает. Допустим, вы пишете редактору СМИ под названием «Домовик» письмо, в котором предлагаете интервью с тремя людьми (например, популярный певец, немного известный актёр и политик). Редактор может сказать: «Знаете, а с вот этим певцом мы бы купили интервью». После этого вы ищете контакты того самого певца или его менеджера и предлагаете интервью — не забудьте добавить, что вы специальный корреспондент журнала «Домовик». Если человек согласится на интервью, то он никогда не узнает, что он является частью вашего первого материала для этого СМИ.
Совмещение работы — большой плюс
Прекрасно, если у вас есть возможно входить в журналистику постепенно. Например, есть постоянная работа с адекватным доходом, а также время для написания статей. Так вы сможете писать материалы в СМИ без страха, что статью не примут и вам будет нечего есть. Полгода или год совмещения — прекрасная возможность начать карьеру и не вляпаться в плохую историю.
Не стесняйтесь отсутствия опыта и высшего образования
Он устроился на новую работу, но редакторы его постоянно ругали за плохие тексты. Критиковали всё — от умения собирать фактуру до языка. Он попросил меня написать за него один текст чтобы узнать, проблема в нём или же редакторы просто так ругают нового сотрудника.
Я сходил на выставку, о которой нужно было писать текст, после чего на коленке написал статью за час. О чудо, редакторы даже не внесли правки. И дело не в том, что я какой-то талантливый, просто человека никто не научил писать, а сам он учиться не стал (итак «вышка» ведь есть, куда учиться). В дальнейшем я лишь убедился в том, что профильное образование скорее вредит.
Один из редакторов, с которым я работал, однажды объяснил мне идеальное устройство СМИ. В команде была девушка, журналист по образованию, которая писала про рынок недвижимости. Её постоянно нужно было править, она много ошибалась. И тогда редактор сказал, что в идеале на эту работу нужно нанимать риэлтора. И это действительно логично — взрослого человека легче научить складно писать, чем разбираться в сложной для него отрасли.
Не идите по скользкому пути
С самого начала обозначьте темы, о которых не будете писать. Это не значит, что от них надо отказываться насовсем — ради эксперимента можно и поиграть с дьяволом. Когда я приходил в СМИ, я не хотел писать статьи в поддержку политиков. Однажды мне предложили написать заметку о том, как строятся мосты возле моего города — мне сказали «Посмотришь, как там, опишешь». Я согласился, поскольку не понял, что именно предстоит делать. А вышло так — администрация города организовала поездку для журналистов, то есть нас буквально повезли смотреть на мосты. Очевидно, что подобный материал не мог быть наполнен критикой. Когда нас привезли к месту строительства, я испытал шок — за 7 месяцев работы люди выкопали яму, и это было перед зимой, когда строить что-то почти невозможно (такая погода в моём регионе).
Опытные журналисты улыбались, так как понимали специфику этой работы. Я написал редактору, сказал, что ничего не построено. Он ответил: «Ну ты слова этого мужика напечатай, добавь, что строительство идёт полным ходом». Это был первый и последний раз, когда я влез в политические дела. Не нужно делать то, за что становится стыдно в тот же день.
Не бойтесь правок!
С самого начала вам может показаться, что редакторы обходятся с вами слишком грубо. Постоянно ругаются, что-то правят, просят удалить куски текста, которые вам очень нравятся… Что поделать, с этим нужно мириться. Во-первых, в самом начале пути вы ещё недостаточно понимаете специфику работы с текстом, так что можете воспринимать правки как советы.
Во-вторых, у каждого СМИ есть свой язык, который формируется как естественным образом, так и предпочтениями редактора. Если вы пришлёте один и тот же текст в два СМИ, то после публикации вы увидите просто два разных материала (это теоретически, делать так не надо).
Также СМИ по-разному относятся к ошибкам. В одном никто вам ничего не скажет (ведь у них работает хороший корректор), а в другом вам будут предъявлять за каждую запятую — с этим нужно смириться.
Штат или нет?
С самого начала работы я решил, что не хочу работать в штате. Если вы пишете для СМИ, скажем, статьи о кино, и совсем не хотите писать о политике, то лучше не идти в штат. Вы сами будете придумывать темы для статей, а стабильного заработка не будет — зато совесть будет чиста.
Идти в штат стоит в случае, если вам полностью нравится СМИ, в которое вы пишете. Также внештатная работа позволяет постоянно искать что-то новое. Лично я раз в месяц рассылаю своё резюме чуть ли не во все существующие СМИ, а потом смотрю, кто и что мне может предложить. Раз в несколько месяцев это приводит к интересным проектам, так что трата времени оправдана.
«Не знаю, о чём писать»
Это очень важная проблема, особенно если вы не работаете в штате. Если у вас есть сфера, о которой вы пишете, то нужно погружаться в неё полностью.
Пишете статьи о личной жизни звёзд? Будьте добры подписаться на миллион аккаунтов в Инстаграме. Пишете о спорте? Читайте все спортивные новости. Социальные сети помогают найти темы для материалов, паблики и маленькие Telegram-каналы регулярно вытаскивают из глубин какие-то интересные темы, которые можно развить в большом материале.
Учитесь выстраивать структуру
Чтобы материал было легче писать, делайте план. В 99% случаев вы нарушите запланированный порядок действий, но в этом нет ничего страшного. Можете использовать несколько «костылей», который вам помогут. Ваш материал (в большинстве случаев) должен отвечать на вопросы:
Далее вы смотрите, кто может ответить на каждый из вопросов. Например, произошла отставка мэра. Вам нужно узнать, что было перед этим — если сам экс-мэр не хочет давать комментарии, то попытайтесь что-то узнать у его помощников. Узнайте у местных экспертов, что они знают о событии и позвольте им сделать прогноз. Поищите информацию в интернете — что говорили о мэре его коллеги в последнее время. Главное — использовать как можно больше источников информации, лишнюю вы всегда сможете удалить при написании текста.
На первом этапе работы вам нужно научиться писать текст с хорошей структурой — это повысит ваши шансы на получение работы или заказов от редакторов. Никто не хочет возиться с вами и объяснять азы, так что старайтесь писать схематично и понятно. Уже потом, когда ваша квалификация не будет вызывать сомнений, вы сможете экспериментировать.
Знайте себе цену
Но главное, что нужно помнить — никогда не позволяйте вас унижать. Если редактор считает вас идиотом, который плохо пишет, то посылайте редактора подальше и ищите другое место работы. Для таких людей вы всегда будете выглядеть как самозванец, так что даже не старайтесь поменять мнение о себе. Очень часто работодатели ценят тех, кто с ними соглашается и подчиняется во всём, а не специалистов.
Помните, что вы приходите работать и совершенствоваться, а не заводить друзей, так что постоянные изменения места работы не должны вас пугать. В ином случае вы рискуете превратиться в скучного человека с мёртвыми глазами, которые составляет 70% практически любой редакции.
Постарайтесь избежать такой грустной судьбы, ведь журналистика может быть творческой работой, если к ней найти подход.
Узнайте как не быть обманутым выбирая платные курсы в интернете, перейдя по ссылке здесь
Профессия: журналист
В чём заключается работа журналиста, где готовят лучших специалистов и сколько журналист зарабатывает.
Обозревать культурные события или делать расследования? Стать корреспондентом и писать репортажи или работать с большими данными? Всё это могут делать (и делают) — журналисты. Разбираемся в сути этой профессии, в её актуальных направлениях и в том, кому стоит попробовать себя в этом деле.
Суть профессии журналиста
Журналист собирает информацию и распространяет её в средствах массовой информации — СМИ. Он пишет тексты, создаёт аудио- и визуальные программы: репортажи, статьи, интервью.
Понятие «журналист» — достаточно широкое. Это и репортёры, выходящие на улицу для сбора и комментирования новостей, и редакторы новостей на интернет-порталах, и дикторы на радио или телевидении. Журналисты — авторы серьёзных публицистических статей в газетах, журналах, сетевых изданиях.
Отличительные черты журналистики
Журналист всегда опирается на реальные события. В отличие от писателей, журналисты не должны ничего выдумывать. Они обязаны брать сюжеты из жизни, рассказывать о реальных людях и конкретных обстоятельствах. По этому признаку, например, нельзя отнести к журналистике постановочные телешоу.
Журналист всегда создаёт информационное послание, устное или письменное. Это может быть объёмная статья, новостная заметка, видеорепортаж или видеоролик продолжительностью от одной минуты до нескольких часов.
Журналисты, как правило, работают с актуальной информацией. Если журналист обращается к прошлому, он выступает как историк, биограф, публицист, однако грань между этими ипостасями довольно тонка. Часто к событиям прошлого необходимо обращаться, чтобы глубже проанализировать текущие события. Если материал так или иначе привязан к современности, его обычно относят к журналистике.
Какие бывают журналисты
По типу создаваемых материалов журналисты делятся на такие категории:
По направлению деятельности различают:
В последние годы активно развивается новый вид журналистики — дата-журналистика. Она подразумевает работу с большими объёмами информации, доступной через интернет и СМИ, её изучение, обработку и создание на её основе новых материалов. Дата-журналист работает с данными статистики, обрабатывает и анализирует базы данных, визуализирует информацию, создавая презентации и инфографику.
Дата-журналисты работают с любой тематикой: политика, экономика, экология, образование, культура. Например, в 2009 году газета The New York Times реализовала масштабный проект «Токсичные воды». Журналисты проанализировали множество документов и исследований об уровне загрязнения питьевой воды в США и представили свои выводы в виде инфографики и интерактивных карт.
Какие качества необходимы журналисту
❤️ Любовь к людям. Журналисту очень часто приходится работать с людьми, взаимодействовать с ними, писать о них. Чтобы делать это уважительно, он должен относиться к ним с сочувствием и симпатией. Равнодушие к чужой боли и цинизм в журналистике считаются признаками эмоционального выгорания.
💬 Общительность и коммуникабельность. Журналист должен уметь расположить к себе людей, разговорить их. Кроме того, для успешной работы ему необходимо поддерживать большое количество контактов, а для этого необходимы хорошие коммуникативные навыки.
🗣️ Умение связно излагать свои мысли устно и письменно.
✍️ Грамотность. Журналист, работающий в печатных изданиях, должен грамотно писать, то есть соблюдать все правила грамматики и синтаксиса. Корреспонденту на телевидении или радио, диктору, видеоблогеру необходимо помнить и правила орфоэпии, то есть постановки ударений.
🎤 Хорошая дикция. Актуальна не только для сотрудников аудиовизуальных СМИ, но и для журналистов, которые общаются с людьми, например, собирают информацию или берут интервью.
💻 Умение получать информацию. Это значит — находить источники информации, получать к ним доступ, задавать правильные вопросы.
🤓 Умение анализировать информацию, то есть отличать достоверные данные от недостоверных, обобщать, выделять главное, выстраивать сведения в логическую последовательность и делать выводы.
🔥 Выносливость и стрессоустойчивость. Эти качества особенно актуальны для репортёров, работающих на месте происшествия, редакторов новостных лент, военных корреспондентов. Однако и «мирные» журналисты нередко сталкиваются с необходимостью много времени проводить на ногах или в поездках.
🧠 Широкий кругозор. Журналист должен ориентироваться в самых разных сферах человеческой деятельности, хорошо знать историю и культуру, на базовом уровне разбираться в политике, экономике, юриспруденции.
Где учиться и какие предметы сдавать на журналистику
В 2018 году Министерство связи и массовых коммуникаций РФ провело опрос среди работодателей. Были опрошены эксперты более 100 московских и региональных компаний, работающих в сфере массовых коммуникаций. По итогам опроса составили рейтинг лучших вузов России, где готовят журналистов. В топ-10 вошли:
Как правило, для поступления на факультет журналистики необходимо сдавать русский язык, литературу, английский язык, а также пройти дополнительное творческое испытание (творческий конкурс).
Поступающие на направление «реклама и связи с общественностью» вместо литературы и творческого конкурса часто сдают историю и обществознание. Конкретный набор экзаменов зависит от вуза и выбранного направления.
Востребованность профессии журналиста
🪜 Карьерная лестница
Основные ступеньки — корреспондент, редактор рубрики, начальник отдела, выпускающий редактор, главный редактор СМИ.
Возможный вариант карьеры — работа в качестве корреспондента, автора статей, а потом эксперта по той или иной теме в разных СМИ.
⌛ График работы
Зависит от направления, в котором специализируется журналист, конкретного места работы или должности. Это может быть:
💸 Зарплата журналиста
Зависит от места работы, направления, в котором он специализируется, его известности и опыта. Если журналист официально оформлен в качестве сотрудника издания, он получает фиксированную зарплату. В Москве она составляет в среднем от 40 до 60 тысяч рублей. Редактор отдела или главный редактор получает 80–100 тысяч рублей.
В зависимости от условий трудового договора журналист дополнительно получает гонорары за опубликованные статьи или вышедшие репортажи.
Журналист, который сотрудничает с редакцией внештатно, получает только гонорары за подготовленные материалы. Размер гонорара зависит от издания и опыта работы: известному автору статей в крупном столичном СМИ заплатят больше, чем начинающему корреспонденту небольшой местной газеты. Суммы гонораров варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей за материал.
Плюсы и минусы профессии журналиста
➕ Это интересно. Журналист постоянно узнаёт что-то новое, у него есть возможность попадать в такие места, куда «простым смертным» нет доступа. Профессия позволяет путешествовать и обеспечивает постоянную смену впечатлений. Опытные журналисты неплохо ориентируются во многих областях знаний.
➕ Это возможность выразить себя. Журналист — творческая профессия. Создавая авторский материал, журналист самостоятельно выбирает форму изложения: стиль, иллюстрации, ракурс, пропускает информацию через себя и доносит до читателя или зрителя собственную позицию.
➕ Это возможность прославиться. Для авторов статей, документальных фильмов и фотожурналистов проводятся профессиональные конкурсы и выставки работ, во многих странах ежегодно вручаются национальные премии в области журналистики. Актуальные сообщения и репортажи способны в одночасье сделать корреспондента знаменитым. Публика знает в лицо авторов «горячих» политических и криминальных обзоров, скандальных светских журналистов или известных блогеров.
➕ Это возможность изменить мир. Журналисты раскрывают тайны, проводят расследования, добиваются справедливости. В истории немало примеров, когда благодаря работе журналистов в буквальном смысле слова менялся ход истории. Журналисты имеют возможность формировать и изменять общественное мнение, влиять на людей, подталкивать их к тем или иным решениям и поступкам.
➖ Среди минусов профессии обычно говорят про высокий уровень стресса, ненормированный график, большую конкуренцию, эмоциональную перегрузку, психологическое напряжение, а так же ответственность за любые слова.
Изображение на обложке: Taryn Oshiro-Wachi / Dribbble
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
В журналистику не через журфак: как начать путь в профессию и не сойти с ума
План действий для начинающих
У тебя в руках диплом, но чувства удовлетворения нет. После четырех лет университета ты понимаешь, что профессия, которой тебя обучали четыре года тебя совсем не привлекает, и на самом деле ты хочешь стать журналистом и писать о быте африканских племен, психологии отношений или новейших открытиях в области астрономии. Этот план поможет сдвинуться с мертвой точки и начать писать.
О чем писать статьи, чтобы их читали?
Решение стать журналистом принято, но через пару секунд ты в недоумении зависаешь перед пустой страницей Word, беспомощно думая: «И с чего же мне начать?». Написание текстов приносит много удовольствия, но основная задача состоит в том, чтобы найти своего читателя. Для этого в первую очередь стоит найти нишу, которая сделает твой контент узнаваемым. Определиться поможет универсальная формула «хочу-могу-надо». Ответь на следующие вопросы:
1) О чем ты хочешь писать? То, о чем ты пишешь, должно приносить тебе удовольствие. Нет смысла писать о путешествиях, если ты домосед, и за дверь выходишь только за продуктами. Вспомни, на какие темы ты можешь говорить часами, какие вопросы вызывают самые жаркие споры. Это именно то, о чем тебе стоит начать писать. Если же ты выберешь тему, которая тебя нисколько не заботит, то скорость написания статьи будет пара предложений в день. К тому же читатель не глуп, он почувствует, если текст написан холодно, без страсти.
2) О чем ты можешь писать? Любить свою тему недостаточно. Если ты не будешь разбираться в своей нише, то твои статьи так и останутся на уровне мыслеизлияний и предположений. Развивайся в своей теме: читай книги, лекции, смотри видео на YouTube и проходи курсы. И не забывай о своем образовании! Ты уже специалист в какой-то области. Даже если ты не хочешь работать по профессии, ты всегда можешь начать писать о ней. Главное, чтобы это не противоречило пункту под номером 1.
3) О чем нужно писать? Проигнорировав этот пункт ты рискуешь не найти своего читателя. Твои статьи должны быть информативны и полезны. Проанализируй ситуацию: какие статьи больше всего привлекают внимание читателей, какие блоги находят больше всего откликов и вызывают дискуссии в комментариях.
Держи свои ответы в памяти, они помогут тебе перестать «распыляться» и начать развиваться в своей теме.
Где и как публиковать первые статьи?
Идеальная ниша найдена, и может показаться, что теперь можно начать писать первую статью. Однако не стоит так сразу бросаться в омут. Может произойти так, что ты напишешь текст, вложишь в него много времени и сил, а желающих опубликовать ее так и не найдется. Поэтому для начала реши, где ты хочешь публиковаться и составь базу релевантных СМИ со ссылками на сайт, именами редакторов и их контактами.
Вот некоторые универсальные онлайн-ресурсы, куда ты можешь отправить запрос:
• Моноклер — наука, психология, культура;
• Porusski.me — все о России: путешествиях, культуре, жизни;
• Colta — кино, литература, музыка, общество;
• Сигма — психология, философия, искусство.
Что же написать редактору, чтобы тебе ответили? Расскажи немного о себе: кто ты, какая у тебя специальность, почему хочешь писать статьи именно для этого издания. Затем предложи пару-тройку тем, которые будут соответствовать специфике этого портала. Если даже у тебя нет пока никаких идей — не отчаивайся и все равно отправляй письма. Честно признайся, что никак не можешь найти интересную тему для статьи, и попроси помочь тебе. Это правда работает: бывает так, что редактору пришла какая-то идея, но ни времени, ни авторов нет, чтобы ее написать. А тут такой амбициозный, желающий получить опыт начинающий автор!
Вот пара хитростей, чтобы повысить свои шансы на обратную связь:
• Прежде чем писать на общую почту сайта, поищи контакты конкретных редакторов именно тех рубрик, тематика которых тебе подходит;
• Найди страницы редакторов в соцсетях, особенно в Facebook, именно там происходит профессиональное общение представителей СМИ;
• Подружись с ними, задавай вопросы в комментариях, в общем — создай шум, чтобы тебя заметили.
Наконец, тебе пришел долгожданный ответ и вы с редактором обсудили все условия. «Теперь можно приступить к самому интересному — написанию статьи?». Нет! Теперь необходимо составить план статьи и отправить его на согласование редактору. План должен включать в себя название; введение, в котором нужно коротко дать понять, о чем будет статья; ключевые тезисы статьи; заключение. План позволит редактору внести правки по содержанию еще до начала непосредственной работы над статьей и исключит возможность того, что тебе придется ее переписывать.
В конце концов можно приступать к написанию статьи. Здесь все просто, ты уже знаешь, о чем писать, осталось только разобраться, как писать. Чтобы редактор тебя не проклял еще до прочтения, постарайся облегчить ему жизнь. Вот как это сделать:
• Заранее узнай о редакционной политике издания. Какова манера общения автора с читателем; как строятся отношения между автором и редакцией: дедлайны, редактирование, сроки публикации; язык текстов: какими должны быть кавычки, списки нумерованные или маркированные, ставятся ли точки над «ё». Все это и не только нужно узнать до начала работы над текстом. Посмотри, как строятся тексты в издании или запроси у редактора редполитику и постарайся эти правила соблюдать. Редактор скажет тебе спасибо.
• Пиши в Google Docs. Там редакторы могут без проблем править текст и без пересохранений отправлять его на доработку.
• Используй программы для анализа текста. Все правки, касающиеся грамотности, читабельности, уникальности статьи можно избежать, используя специальные программы: text.ru, главред, fresh eye (дополнение для Google Docs) и так далее.
Самое сложное позади. Осталось только терпеливо отвечать на комментарии редактора, вносить правки и ждать публикации.
Как создать портфолио, которое заинтересует потенциального работодателя?
Вне зависимости от того, хочешь ли ты стать журналистом-фрилансером или начать карьеру в каком-то печатном издании, тебе необходимо портфолио, которое продемонстрирует твой профессионализм. Эти советы помогут тем, кто только начинает создавать свое портфолио:
• Пиши много. Каждый день посвящай хотя бы час своего времени на написание текстов. Это не обязательно должны быть статьи в какие-то СМИ, но публикации в соцсети, рецензии на недавно прочитанные книги, посты в личном блоге. Конечно, не стоит включать буквально каждый, написанный текст в портфолио, но такая ежедневная тренировка поможет набить руку.
• Проходи онлайн-курсы. Благодаря интернету можно освоить много профессий не выходя из дома. Практически каждая платформа для онлайн-обучения имеет курсы по журналистике. Вот некоторые из них: открытое образование, универсариум, coursera, futurelearn, Edx.
• Изучай смежные специальности. Фотография, SEO, SMM, диктор. Попробуй самостоятельно сделать фотографии для одной из своих статей, запиши подкаст, пройди курс по SMM и SEO. Это улучшит мнение потенциального работодателя о тебе.
• Оформи портфолио правильно. «Я творческий, способный интересно преподнести любую идею человек», — читает работодатель в резюме, а открыв документ с гордым названием «портфолио», видит список ссылок на публикации. Портфолио нужно оформить так, чтобы его вид не вызывал желания закрыть и больше никогда не открывать. Конечно, можно аккуратно оформить презентацию, со всеми своими достижениями, но лучшим вариантом будет создать свой собственный сайт-портфолио. Такой сайт сразу покажет твой профессионализм и серьезный настрой. Это не так сложно, как может показаться: существует множество сервисов для создания сайта-портфолио. Один из самых удобных конструкторов сайта — myportfolio. Он бесплатный, если у тебя есть подписка на Adobe Creative Cloud. Также могут помочь простые в использовании wix и squarespace.
Теперь ты знаешь, какие шаги стоит предпринять в первую очередь, чтобы начать свой путь в журналистике. Главное, будь активным: не стесняйся писать редакторам, предлагать свои идеи; заводи новые интересные знакомства; читай как можно больше, пиши как можно чаще и в конце концов увидишь свое имя под статьей в журнале, который читает весь мир.