Что нужно чтобы участвовать в выборах

Что нужно чтобы участвовать в выборах

Статья 4. Всеобщее избирательное право и право на участие в референдуме

(в ред. Федеральных законов от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Гражданин Российской Федерации имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права избирать, быть избранными, осуществлять другие избирательные действия, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

(в ред. Федерального закона от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Положения п. 3.1 ст. 4 (в ред. ФЗ от 25.07.2006 N 128-ФЗ) применяются при замещении вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу.

3.1. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Указанные граждане вправе быть избранными в органы местного самоуправления, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 25.07.2006 N 128-ФЗ)

3.2. Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации:

а) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления;

(пп. «а» в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. «а.1» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(пп. «а.2» введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, если на таких лиц не распространяется действие подпунктов «а.1» и «а.2» настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Ст. 4 (в ред. ФЗ от 23.05.2020 N 153-ФЗ) применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 23.05.2020.

(пп. «б.1» введен Федеральным законом от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

в) подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию;

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения действий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 7 и подпунктом «ж» пункта 8 статьи 76 настоящего Федерального закона, если указанные нарушения либо действия совершены до дня голосования на выборах в течение установленного законом срока полномочий органа государственной власти или органа местного самоуправления, в которые назначены выборы, либо должностного лица, для избрания которого назначены выборы.

(п. 3.2 введен Федеральным законом от 05.12.2006 N 225-ФЗ)

3.3. Если срок действия ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а.1», «а.2» и «б.1» пункта 3.2 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании до дня голосования на выборах, гражданин, пассивное избирательное право которого было ограничено, вправе в установленном законом порядке быть выдвинутым кандидатом на этих выборах.

(п. 3.3 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ; в ред. Федерального закона от 23.05.2020 N 153-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. Если деяние, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничений пассивного избирательного права, предусмотренных подпунктами «а», «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

(п. 3.4 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

3.5. Если тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается особо тяжким преступлением или если особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, в соответствии с новым уголовным законом признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права, предусмотренные подпунктами «а.1» и «а.2» пункта 3.2 настоящей статьи, действуют до истечения десяти лет со дня снятия или погашения судимости.

(п. 3.5 введен Федеральным законом от 21.02.2014 N 19-ФЗ)

П. 3.6 ст. 4 применяется к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после 04.06.2021 (ФЗ от 04.06.2021 N 157-ФЗ).

Положения настоящего пункта распространяются на участников, членов, работников экстремистской или террористической организации и иных лиц, в действиях которых вступившим в законную силу решением суда установлена причастность к деятельности экстремистской или террористической организации: непосредственная реализация целей и (или) форм деятельности (в том числе отдельных мероприятий), в связи с которыми соответствующая организация была признана экстремистской или террористической, и (или) выражение поддержки высказываниями, включая высказывания в сети «Интернет», либо иными действиями (предоставление денежных средств, имущественной, организационно-методической, консультативной или иной помощи) тем целям и (или) формам деятельности (в том числе отдельным мероприятиям) соответствующей организации, в связи с которыми она была признана экстремистской или террористической.

Лица, являвшиеся учредителем, членом коллегиального руководящего органа, руководителем, заместителем руководителя, руководителем регионального или другого структурного подразделения, заместителем руководителя регионального или другого структурного подразделения экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

Лица, являвшиеся участником, членом, работником экстремистской или террористической организации или иным лицом, причастным к деятельности экстремистской или террористической организации, не могут быть избраны до истечения трех лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности экстремистской или террористической организации.

(п. 3.6 введен Федеральным законом от 04.06.2021 N 157-ФЗ)

4. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

4.1. Активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, правом голосовать на референдуме субъекта Российской Федерации обладает также гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, не имеющий регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации, зарегистрированный по месту пребывания на территории соответствующего избирательного округа, округа референдума не менее чем за три месяца до дня голосования, в случае подачи им заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения в соответствии с пунктом 16 статьи 64 настоящего Федерального закона для голосования в пределах избирательного округа, округа референдума, где он зарегистрирован по месту пребывания.

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 29.05.2019 N 104-ФЗ)

5. Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

6. Федеральным законом, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать одну и ту же выборную должность более установленного количества сроков подряд. Уставом муниципального образования могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, не позволяющие одному и тому же лицу занимать должность главы муниципального образования более установленного количества сроков подряд.

7. При наличии в отношении гражданина Российской Федерации вступившего в силу решения суда о лишении его права занимать государственные и (или) муниципальные должности в течение определенного срока этот гражданин не может быть зарегистрирован в качестве кандидата, если голосование на выборах в органы государственной власти, органы местного самоуправления состоится до истечения указанного срока.

8. Кандидатом на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть выдвинут гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 30 лет. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права, связанные с достижением гражданином определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 год на день голосования на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и выборного должностного лица местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

(в ред. Федеральных законов от 11.12.2004 N 159-ФЗ, от 09.11.2009 N 250-ФЗ, от 02.05.2012 N 40-ФЗ, от 09.03.2016 N 66-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 05.04.2021 N 89-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. На основании международных договоров Российской Федерации и в порядке, установленном законом, иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях на указанных выборах, а также участвовать в местном референдуме на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

Положения ст. 4 (в ред. ФЗ от 31.07.2020 N 267-ФЗ) применяются к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после 31.07.2020.

11. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации активного избирательного права, права на участие в предусмотренных законом избирательных действиях, права на участие в референдуме Российской Федерации, других действиях по подготовке и проведению референдума, связанные с достижением возраста 18 лет, определяются исходя из последнего возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 11 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

12. В случае принятия комиссией решений, предусмотренных пунктом 1 или 2 статьи 63.1 настоящего Федерального закона, установленные настоящим Федеральным законом условия реализации гражданами Российской Федерации права быть избранными определяются исходя из первого возможного дня голосования на соответствующих выборах, референдумах.

(п. 12 введен Федеральным законом от 31.07.2020 N 267-ФЗ)

Источник

Методические рекомендации по выдвижению и регистрации кандидатов

Когда кандидат будет видеть оставленные в его поддержку электронные подписи (ФИО, адреса, паспортные данные), чтобы убедиться, что их нет в бумажных подписных листах?

Незамедлительно, после того как избиратель поставит свою подпись в поддержку кандидата, избирательного объединения и эта подпись окажется в личном кабинете кандидата, избирательного объединения.

Видит ли в личном кабинете кандидат номер телефона избирателя? Возможно ли задавать избирателю вопрос, разрешает ли он системе передать его номер телефона кандидату?

Сбор подписей через ЕПГУ повторяет сбор подписей в бумажном виде в подписном листе, в котором не предусмотрено указание номера телефона избирателя, соответственно через ЕПГУ номер телефона также не передается кандидату, избирательному объединению.

Будет ли избирателю приходить уведомление по SMS о проставлении электронной подписи в поддержку выдвижения кандидата?

Избирателю при проставлении подписи приходит уведомление. Статус отправки подписи кандидату отображается в личном кабинете избирателя, при наличии у избирателя мобильного приложения «Госуслуги» ему приходит уведомление.

Будет ли приходить регулярный отчет кандидату, например на электронную почту, о проставленных в его поддержку подписях избирателей? Возможно ли настроить параметры такого отчета?

В личном кабинете кандидата, избирательного объединения все подписи, которые поставили избиратели, учитываются и отображаются. Соответственно их можно сортировать и исключать в случае необходимости.
Кандидат оповещается о достижении максимально возможного количества подписей. При желании кандидат или партия может регулярно отслеживать процесс сбора подписей в своем личном кабинете.

Сможет ли избиратель проставлять электронные подписи за несколько кандидатов на одних выборах? Установлены ли какие-либо ограничения в этой части?

Никаких ограничений не установлено. Возможно поставить подпись как за одного кандидата, так и за нескольких кандидатов, но только один раз в отношении каждого (программа не примет повторную подпись избирателя в поддержку одного и того же кандидата).

Предусмотрена ли возможность отзыва проставленной электронной подписи?

Такой возможности не предусмотрено (при этом кандидат имеет возможность исключить подпись избирателя в случае, если ему эта подпись «не нравится»).

Куда обращаться избирателю и кандидату в случае возникновения технических проблем в работе сервиса? Какие установлены нормативные сроки для ответа?

Обращаться по телефону на линию технической поддержки портала Госуслуг 8(800)100-70-10. Отвечать должны максимально быстро, непосредственно в момент обращения, если это не просто стандартная ошибка, то ответ может занимать до суток.
Планируется организовать отдельный адрес электронной почты, на который можно прислать свои вопросы, которые будут зарегистрированы и отработаны как обращения на горячую линию, адрес будет сообщен дополнительно.

Какие предусмотрены основания для «выбраковки» электронных подписей?

В соответствии с нормами Федерального закона № 67-ФЗ и порядком ЦИК России избиратель проставляет свою подпись с использованием ЕПГУ лично. В соответствии с п. 6 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ не допускается принуждение избирателя в процессе сбора подписей, их вознаграждение за внесение подписи, сбор подписей на рабочих местах, в местах выдачи зарплат, пенсий и т.д. Подписи, собранные с нарушениями, являются недействительными.

Должен ли сбор подписей через ЕПГУ оплачиваться из избирательного фонда по аналогии с печатью бланков подписных листов из средств избирательного фонда?

Нет. Не нужно. Государство берет на себя затраты на создание программно-технического комплекса, удобного для избирателей. Государство не перекладывает эти расходы ни на кандидатов, ни на партии.

Можно ли принимать в сервис неограниченное количество подписей, но на выбор кандидата сдавать только те, которые захочет в рамках установленного лимита?

Программа принимает только то количество подписей, которое определено организующей выборы избирательной комиссией на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации, и дальше сервис прекращает сбор подписей в поддержку того или иного кандидата. Если кандидат отказывается от каких-либо подписей, то в период сбора подписей выбракованные кандидатом подписи можно восполнить до предельного количества подписей, установленного организующей выборы комиссией.

Необходима ли усиленная электронная подпись дополнительным представителям партии (добавленным, подключенным позднее) для работы в личном кабинете?

Только если они будут направлять в адрес избирательной комиссии сформированные списки. Для работы в цифровом кабинете усиленная цифровая подпись не нужна.

Для создания личного кабинета партии усиленная квалифицированная электронная подпись необходима и физическому лицу, имеющим право действовать без доверенности, и юридическим лицам – партии и региональным отделениям?

Да, но при этом в получении 2 подписей нет необходимости, достаточно электронной подписи, выданной юридическому лицу, в сертификате которой указано физическое лицо, имеющее право действовать от имени юридического лица без доверенности.

При смене руководителя регионального отделения, которое является юридическим лицом, как новому руководителю получить доступ к личному кабинету отделения и что будет со старым?

Если у юридического лица произошла смена руководителя, то для отражения этого в учетной записи в ЕСИА (ЕПГУ) необходимо выполнить следующие действия:
1) дождаться обновления данных в ЕГРЮЛ (добавление нового руководителя и исключение прежнего);
2) новому руководителю присоединиться к учетной записи организации в качестве руководителя;
3) отсоединить прежнего руководителя от учетной записи организации (он вновь не сможет присоединиться, так как был исключен из перечня руководителей в ЕГРЮЛ).
Как присоединиться новому руководителю?
Если руководитель утратил доступ к учетной записи организации или у организации есть несколько руководителей, имеется возможность присоединения нового руководителя без использования механизма приглашений.
Для этого присоединяемый руководитель:
4) должен иметь сертификат ключа проверки электронной подписи, выданной ему как руководителю (лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени юридического лица);
5) должен фигурировать среди руководителей организации в записи ЕГРЮЛ о данной организации;
6) должен иметь подтвержденную учетную запись в ЕСИА.
При выполнении этих условий пользователь, желающий присоединиться к организации, должен из своей подтвержденной учетной записи инициировать (в разделе «Организации») регистрацию новой учетной записи организации.
После подключения сертификата ключа проверки электронной подписи система проинформирует пользователя, что данная организация уже зарегистрирована, и предложит ему присоединиться в качестве руководителя.
Отсоединить прежнего руководителя может новый руководитель на вкладке «сотрудники».
Выполнить указанные действия можно только с портала Госуслуг. В мобильном приложении функция пока недоступна.
Ссылка на методические рекомендации (раздел 3.5.2.5):
https://digital.gov.ru/uploaded/presentations/rpesia-220.pdf

Местные отделения партии не являются юридическим лицом. Но может выдвигать кандидатов на муниципальных выборах. Смогут ли местные отделения создавать кабинеты?
На портале Госуслуг личные кабинеты избирательных объединений могут создать только зарегистрированные юридические лица.
При регистрации личного кабинета проводится две проверки:

Соответственно, отделения партий, которые не являются юридическими лицами, не смогут зарегистрировать личный кабинет.
При этом региональное отделение партии может добавить в свой личный кабинет сотрудника местного отделения.
В этом случае сотрудник местного отделения партии получит доступ к сервисам информирования (от лица регионального отделения партии, с возможностью поиска сведений о своем уровне с использованием фильтров).
Для того чтобы добавить в личный кабинет сотрудника, нужно отправить ему приглашение на действующий адрес электронной почты.
Приглашать новых сотрудников в личный кабинет может только руководитель избирательного объединения или сотрудник с ролью «администратор» (роль «администратор» может назначить руководитель избирательного объединения). Приглашение отправляется со страницы со списком сотрудников.
Сотрудник получит письмо с пригласительной ссылкой на действующий адрес электронной почты.
Чтобы присоединиться к организации, ему нужно перейти по ссылке и авторизоваться на портале Госуслуг. Пригласительная ссылка действует 60 дней.
Присоединиться к личному кабинету регионального отделения партии может пользователь с подтвержденной учетной записью на портале Госуслуг.
При этом приглашение можно отправить пользователям и без профиля на «Госуслугах». Эти пользователи смогут воспользоваться ссылкой после регистрации и подтверждения учетной записи.
Отправить пригласительную ссылку можно только с портала Госуслуг. В мобильном приложении функция пока недоступна.
Как назначить сотруднику роль «администратор»?
1. При отправке приглашения присоединиться к личному кабинету избирательного объединения нажмите на странице со списком сотрудников кнопку «Пригласить сотрудника». Появляется страница приглашения сотрудника. Заполните указанные поля и нажмите на квадрат, напротив поля «Администраторы профиля организации». Отправьте приглашение.
2. Перейдите на вкладку «Сотрудники». Выберите уже присоединенного к личному кабинету сотрудника. На вкладке «Полномочия» добавьте сотрудника в группу «Администраторы профиля организации.

Может ли региональное отделение партии получить информацию в личном кабинете о регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых местным отделением партии?
Да. На вкладке «Выборы и референдумы» предусмотрена возможность информирования регионального отделения партии о регистрации кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых местным отделением этой партии.

С какого момента разрешен сбор подписей через портал Госуслуг? Привязано ли к оплате изготовление подписных листов на бумаге с оплатой из избирательного фонда?
Возможность приступить к сбору подписей избирателей появляется после дня, следующего за днем после того, как кандидат представляет в избирательную комиссию документы на выдвижение, а избирательное объединение может приступить после того, как комиссия принимает решение о заверении списка кандидатов.
К открытию избирательного фонда либо оплаты подписных листов на бумаге эти действия не привязаны.

Предусмотрена ли возможность избирательной комиссии, организующей выборы, согласовывать начало сбора подписей за кандидата, список кандидата после завершения приема документов о выдвижении кандидата, списка кандидатов? Возможно ли нажать кнопку «сбор подписей» до момента предоставления документов о выдвижении в избирательную комиссию, что может являться нарушением избирательного процесса?

Сбор подписей избирателей с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (ЕПГУ) осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 4 июня 2020 года № 251/1852-7 (Порядок), разработанным на основании пунктов 16 1 –16 9 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Сбор подписей избирателей кандидатами, избирательными объединениями с использованием ЕПГУ (в тех субъектах Российской Федерации, законодательство которых предусматривает такую возможность) может начинаться после дня, следующего за днем представления кандидатом документов для уведомления о своем выдвижении в избирательную комиссию, заверения списка кандидатов избирательной комиссией и заканчивается в установленный законом субъекта Российской Федерации последний день, когда кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения может представить в избирательную комиссию документы для регистрации кандидата, списка кандидатов, что установлено пунктом 1.7 указанного Порядка.
Сведения о выдвинутых кандидатах, списках кандидатов доступны для отображения в сервисах на ЕПГУ (с учетом технологических сроков обновления сведений из базы данных ГАС «Выборы») только после представления кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения соответствующих документов в избирательную комиссию.

Осуществляется ли сверка данных до момента подачи списка избирателей, поддержавших выдвижение через ЕПГУ кандидатом, представителем объединения, выдвинувшего список кандидатов, или после сдачи данного списка в избирательную комиссию, организующую выборы?

Поддержать выдвижение кандидата, списка кандидатов путем проставления подписи с использованием ЕПГУ может гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на соответствующих выборах, зарегистрированный на ЕПГУ, имеющий подтвержденную учетную запись, сведения о котором сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума ГАС «Выборы».
В соответствии с пунктом 2.10 Порядка при проставлении подписи избирателя с использованием ЕПГУ обеспечивается уточнение актуальности паспортных данных избирателя с использованием сервисов МВД России и направлением соответствующего статуса в личный кабинет избирателя.

Таким образом, только сопоставленные с регистром избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» и уточненные с использованием сервисов МВД России сведения об избирателях, проставивших подписи с использованием ЕПГУ, направляются в личный кабинет кандидата, избирательного объединения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *