Что нужно чтобы учиться на пилота
Что нужно чтобы учиться на пилота
При поступлении в Университет стоит один из обязательных экзаменов математика – это математика базовая или профильная?
Во всех Университетах принимается только профильная математика.
При поступлении в Университет один из экзаменов стоит по выбору. Кто осуществляет этот выбор: университет или поступающий? Я могу указать оба предмета?
В заявлении можно указать оба предмета, но в рейтинговом списке будет учитываться только один, имеющий больший результат.
Я хочу стать пилотом гражданской авиации. Имею высшее образование (непрофильное). Подскажите, возможно ли пройти обучение на заочном факультете?
Согласно действующего законодательства, Вы, как лицо имеющее высшее образование, можете поступать только на места с оплатой обучения. И так как вы не имеете свидетельства пилота, необходимое для поступления и обучения на заочном факультете, то Вы можете поступать только на очную форму обучения. Поступление проводится только на 1 курс, только на полный срок обучения (4 года при поступлении на программу бакалавриата или 5 лет на программу специалитета).
Подскажите пожалуйста при подаче документов на обучение (пилот) какие еще вступительные испытания проводятся? Сдают ли абитуриенты физкультуру?
При поступлении на программы высшего образования поступающие не проходят дополнительное тестирование по физкультуре.
Я хочу быть пилотом гражданской авиации, но у меня “такое-то” заболевание. Могу ли я поступать?
Я хочу быть диспетчером воздушного движения, но у меня плохое зрение. Могу ли я поступить после коррекции зрения?
Для поступления на пилота или диспетчера требуется прохождение медицинской комиссии ВЛЭК ГА.
Требования к поступающим регулируются Приказом Минтранса РФ от 22 апреля 2002 г. N 50 “Об утверждении Федеральных авиационных правил “Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации” (ФАП МО ГА-2002)(с изменениями и дополнениями)
Может ли девушка поступать на специальность пилота?
Ограничений по половому признаку нет, необходимо прохождение ВЛЭК ГА (профотобра) и предоставление результатов вступительных испытаний.
Мне “столько-то” лет, могу ли я обучаться по программе пилота?
Ограничений по возрастному признаку нет, необходимо прохождение ВЛЭК ГА (профотобра) и предоставление результатов вступительных испытаний.
Как я могу поступить по целевому приему, где можно заключить договор, список предприятий, сроки заключения договора?
Вопросы поступления на места в рамках целевого приема освещены на нашем сайте.
Отдельного списка предприятий для заключения договора о целевом обучении не существует. В качестве ориентира можно использовать “Перечень организаций-заказчиков целевого обучения в 2020 году”. Отметим, что заказчик целевого приема должен соответствовать требованиям, указанным в статьи 71.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а договор должен соответствовать форме типового договора о целевом обучении. При этом договор должен быть заключен до даты окончания приема документов.
Только при наличии целевого договора вы сможете участвовать в конкурсе на места в пределах целевой квоты.
Какой проходной балл для поступления?
Проходной балл поступления складывается в процессе конкурса и не может быть известен заранее. В первую очередь он зависит от текущей ситуации по баллам среди поступающих абитуриентов. Ориентиром для поступающих могут быть проходные баллы 2020 года:
– специализация “Организация летной работы (ОЛР)”, профиль “Летная эксплуатация гражданских воздушных судов (ЛЭГВС)” (пилоты) – 243 и выше;
– специализация “Организация использования воздушного пространства (ИВП)” – 212 и выше.
Можно ли ВЛЭК ГА проходить за границей (Беларусь), будет ли он действителен при поступлении?
Нет. Для поступления принимаются только заключения, полученные во ВЛЭК ГА Российской Федерации. Перечень соответствующих медицинских организаций размещен на сайте Росавиации.
Когда будет известно количество мест? а именно его разбивка на общий конкурс приёма на бюджетные и целевые места?
Количество бюджетных мест и мест с оплатой обучения на 2021/2022 учебный год уже известно и размещено на сайте.
Выделение целевых мест и опубликование на сайте будет согласно Правил приема, не позднее 1 июня 2021 года.
Я, гражданин Российской Федерации, имею только школьный аттестат, но результаты ЕГЭ меня не устраивают. Могу ли я сдать экзамены в Университете?
Я не записался на ЕГЭ по физике, могу ли сдать его при поступлении в Университете?
Нет. Согласно Порядка приема, введенного в действие приказом Министерства науки и образования, при наличии только среднего общего образования поступление возможно только на основании результатов ЕГЭ.
Какие личные (индивидуальные) достижения учитываются при поступлении? Принимается ли знак ГТО?
Согласно Правил приема (раздел Индивидуальные достижения) учитываются следующие достижения:
Знак ГТО при приеме не учитывается.
В чем отличие и схожесть программ пилота ОЛР и ЛЭГВС? На какую программу рекомендуете поступать?
Схожесть программ:
Основные отличия:
Будет ли осуществляться прием через сайт Госуслуги?
Университет не вошел в число участников суперсервиса “Поступление в вуз онлайн” и приема документов через сайт Госуслуги не будет.
Как стать пилотом? Что нужно для поступления в летное училище? Гражданская авиация
Почти каждый из мальчишек когда-то мечтал стать космонавтом. Это почетно, интересно и нравится девочкам! С возрастом мы перестали мечтать о космосе, мечты стали более приземленными, а век капитализма пропагандирует не ученье и свет, а заработок на YouTube, в Tik Tok, машину подороже, да забор повыше. Мечтающих о космосе становится все меньше: ведь черная бездна она где-то там, далеко, а вот инстаграм и трендовые шмотки совсем рядом. Прибавим сюда колоссальный труд, который необходимо приложить, чтобы выучиться на летчика, потом на летчика-космонавта, пройти отбор и, возможно, попасть в число тех немногих, кто отрывался от Земли на несколько сотен километров (на данный момент таких счастливчиков чуть более 500).
Спустимся немного ближе к земле. На уровень 2-15 км от нее. Это первая ступень всех, кто решил связать свою жизнь с авиацией. Сразу стоит разделить военного летчика и пилота гражданской авиации. Первый — человек военный, летает только на военных самолетах, вертолетах и учится в соответствующих учебных заведениях. Второй — гражданский, кто хочет летать для личных или коммерческих целей. Разделить просто: тот, кто взлетает на истребителе с авианосца — военный летчик (или просто «летчик»), тот, кто гордо шагает по аэропорту в компании красивых бортпроводниц — пилот гражданской авиации. Сегодня поговорим, именно, о нем.
Как же стать пилотом? Два пути: платный и бесплатный, точнее бюджетный. Вы можете пройти обучение в частной школе, в училище или в университете. Отличия — срок и стоимость. В частных школах получить первое свидетельство PPL (Private Pilot License) можно через 2 месяца за 10-15 тысяч долларов. В училище — 2 года 10 месяцев за 3,5-4 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете среднее профессиональное образование впервые. В университете — 4-5 лет за 4-4,5 млн. рублей или за счет бюджета, если прошли по конкурсу и получаете высшее образование впервые. Я выбрал второй путь, поскольку он быстрее, я не получал среднее профессиональное образование за счет бюджета, а высшее имею. После окончания можно работать пилотом в авиакомпаниях или заниматься частными перевозками пассажиров и грузов.
Для начала необходимо соответствовать требованиям к кандидатам летного училища: отменное здоровье, образование не ниже среднего, успешная сдача физ.подготовки и профотбора. Готовиться к поступлению лучше начинать заранее, так как в настоящее время профессия пилота становится востребованной и количество абитуриентов растет с каждым годом. С 1 апреля можно начинать проходить ВЛЭК. Это врачебно-летная экспертная комиссия (подробнее в моей статье), которая проверяет здоровье будущего пилота. Вообще стоит иметь в виду, что ВЛЭК придется проходить часто, поскольку это самая базовая вещь для профессии пилота. Потому лучше заранее изучить требования и оценить свою годность. Проверять будут и в училище, и в авиакомпании. Если у Вас есть заболевание или ограничение, с которым путь в авиацию закрыт, то лучше сэкономить время и деньги. Когда справка ВЛЭК о годности на руках, можно приступить к прохождению профотбора (иногда профотбор проходят в процессе сдачи мед.комиссии). Профессиональный отбор — это ряд тестов, не требующих особых навыков или знаний, его может сдать любой среднестатистический человек, окончивший среднюю школу. Тестирование длится 3-4 часа. Вам подробно объясняют задачу, дают время на ее выполнение. Не лишним будет потренироваться, чтобы не тратить время на осмысление заданий. Например, на этом сайте можно набить руку в прохождении тестирования. Профотбор можно пройти по месту прохождения ВЛЭК, а также непосредственно в летном училище. Задания приблизительно одинаковые везде. Также можно профотбор пересдать, если результат не столь высок. Ходит легенда, будто есть централизованная база со всеми результатами, но это не так: подаете документы в разные училища, можете сдавать в каждом заново. Максимальный бал — 60, проходной — 43. Тест несложный, кстати, интересный. Следующий этап предоставление документов, если Вы это еще не делали. Стандартный пакет: аттестат за 11 класс, справка-выписка ВЛЭК, военный билет, либо приписное свидетельство, заявление на поступление, анкета о себе и родственниках, результаты или заявление на профотбор. У Вас примут документы и поставят в график сдачи вступительных испытаний по физкультуре. В зависимости от училища они могут быть следующими: бег на 100 м на время, бег на 1 км на время, бег на 3 км на время, подтягивание на перекладине (зачет/не зачет), разгибание рук в упоре лежа (зачет/не зачет), поднимание ног к перекладине из виса (зачет/не зачет), подъем туловища из положения лежа (зачет/не зачет) и др. Если не сдан хотя бы один норматив, то претендент выбывает из конкурса. Нормативы несложные для подготовленного, занимающегося спортом человека. Рекомендую потренироваться пару месяцев. После подачи документов и сдачи всех вступительных испытаний остается ждать приказа зачисленных на обучение курсантов.
Что влияет на вероятность поступления за счет бюджетных средств?
Как поступить в училище гражданской авиации?
Профориентация,помогалочки,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Авиация — невероятно интересная, престижная и хорошо оплачиваемая сфера деятельности. Приходя в эту профессию, кандидат делает выбор между военной и гражданской авиацией. В чём разница? Да хотя бы в названии: в военной авиации — это лётчик, в гражданской — пилот. Сегодня поговорим о том, как стать пилотом. Для начала нужно поступить в училище гражданской авиации!
Что такое гражданская авиация и кем в ней можно работать?
Согласно Воздушному Кодексу РФ гражданская авиация — это вид авиации, который используется для коммерческих воздушных перевозок. Она обеспечивает потребности граждан и экономики страны.
Первый в мире полет с пассажирами на борту был совершён в далеком 1911 году. Пассажиры того рейса вылетели из Лондона, пробыли в небе 3,5 часа и прибыли в Париж в целости и сохранности, ознаменовав собой начало эпохи развития воздушного транспорта.
С тех пор гражданская авиация стала не только самым быстрым и надежным видом транспорта, но и популярной среди молодых людей профессией. Стали появляться специализированные учебные заведения, готовившие пилотов гражданской авиации, появилось множество специальностей и направлений подготовки.
Как поступить в лётное училище гражданской авиации после 11 класса?
Авиация требует большого количества квалифицированных специалистов. Чтобы полет прошел успешно и безопасно необходим не только хорошо обученный пилот, но и специалист по телекоммуникационным системам, который следит за безопасностью системы связи, организатор воздушного движения, который планирует время вылета/ прибытия и следит за организацией полета, а также ряд других важных специалистов.
Есть 3 основных места, где проводит обучение пилотированию и выдача лётных свидетельств (лицензии на право управления самолётом/вертолётом). Это лётное училище (высшее или средне-техническое учебное заведение), академия гражданской авиации (вуз) и коммерческие аэроклубы. После обучения в лётном училище или в академии гражданской авиации выпускник получает категорию коммерческого пилота, что даёт ему возможность осуществлять коммерческие полёты.
Расскажем о профилях подготовки в ссузах и вузах (жирным в таблицах выделены направления для пилотов).
Перечень подходящих специальностей среднего профессионального образования (из приказа Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199):
Производство летательных аппаратов
Специалист производства летательных аппаратов
Производство авиационных двигателей
Специалист производства авиационных двигателей
Испытание летательных аппаратов
Специалист по испытаниям летательных аппаратов
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Обслуживание летательных аппаратов горюче-смазочными материалами
Техническая эксплуатация электрифицированных и пилотажно-навигационных комплексов
25.02.04
Летная эксплуатация летательных аппаратов
Пилот
Управление движением воздушного транспорта
Производство и обслуживание авиационной техники
Техник по производству авиационной техники
Техник по обслуживанию авиационной техники
Специалист по производству и обслуживанию авиационной техники
Техническое обслуживание авиационных двигателей
Эксплуатация беспилотных авиационных систем
Оператор беспилотных летательных аппаратов
Перечень подходящих специальностей и направлений подготовки высшего образования (из приказа Министерства образования и науки РФ от 12 сентября 2013 года N 1061):
Двигатели летательных аппаратов
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Двигатели летательных аппаратов
Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей
Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов
Эксплуатация аэропортов и обеспечение полетов воздушных судов
Проектирование авиационных и ракетных двигателей
Испытание летательных аппаратов
Интегрированные системы летательных аппаратов
Системы управления летательными аппаратами
Самолето- и вертолетостроение
Техническая эксплуатация и восстановление боевых летательных аппаратов и двигателей
Инженер по эксплуатации летательных аппаратов
Техническая эксплуатация и восстановление электросистем и пилотажно-навигационных комплексов боевых летательных аппаратов
Инженер по эксплуатации электросистем и электронной автоматики летательных аппаратов
Техническая эксплуатация транспортного радиооборудования
25.05.04
Летная эксплуатация и применение авиационных комплексов
Инженер по летной эксплуатации летательных аппаратов
Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Требования к абитуриентам лётных училищ
Перед тем, как студента допустят к тренажёру-симулятору, а потом в небо, он должен пройти долгий путь подготовки. Первый шаг на этом пути — прохождение конкурса на желаемую специальность и зачисление в училище.
Возрастные ограничения:
Кто не может рассматриваться в качестве кандидата:
Прохождение медкомиссии
Кандидат должен соответствовать требованиям, предъявляемым к состоянию здоровья, в том числе не иметь заболеваний вегетативной нервной системы и сердца.
С требованиями по здоровью, на основании которых медкомиссия делает вывод о годности кандидата, можно ознакомиться в приказе Минтранса России от 22.04.2002 N 50.
Медицинскую комиссию проводит врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК). Для её прохождения необходимо предоставить следующие документы:
Медицинские требования к пилоту различаются в зависимости от его статуса. Условно все требования можно разделить на 3 большие группы:
К первой группе пилотов предъявляются самые жесткие требования, ведь когда их допустят к полетам, на их плечи ляжет ответственность за жизни большого количества людей.
Может ли девушка поступить в лётное училище?
Ограничений для поступления девушки в лётное училище нет. Однако могут отличаться нормативы (у девушек — меньше), поэтому проверяйте их на сайте.
Более того, сейчас в мире насчитывается около 42,7 тысяч гражданских пилотов-женщин. Что составляет от 5,2% до 7% от общего количества пилотов.
Необходимые документы
К моменту поступления в училище должен быть собран пакет документов. Обобщённый список будет выглядеть так:
Важно: училище вправе само устанавливать список документов, поэтому актуальные требования нужно смотреть на сайте конкретного училища.
Вот пример требуемых документов конкретного лётного училища:
Требуемые документы для абитуриентов Бугурусланского летного училища гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова
Топ училищ гражданской авиации
После успешного прохождения медкомиссии, сдачи нормативов и сбора документов важно ответить наглавный вопрос всех абитуриентов «Какое учебное заведение выбрать?». В России существует большое количество специализированных авиационных училищ и вузов.
Мы собрали лучшие авиационные вузы и их филиалы — лётные училища и колледжи:
Как получить лицензию частного пилота в США
За два месяца и десять тысяч долларов
Я пилот легкой авиации.
Почему я решил учиться на пилота
В 30 лет я осознал, что я аэрофоб. Удушье, бешеное сердцебиение, потные ладони, сжимающие ручки кресел — это состояние преследовало меня во время каждого перелета.
Я начал подпитывать свою болезнь через СМИ и интернет. Моим любимым сериалом стала не «Игра престолов» или «Во все тяжкие», а «Расследования авиакатастроф».
Побочным эффектом этого увлечения стали хорошие знания авиации. Я разобрался в устройстве самолета, аэродинамике и влиянии погодных условий. В начале каждой серии «Расследования» мы с женой даже стали делать ставки на возможные причины катастрофы.
стоит получасовой полет на авиатренажере
Переломным моментом стал подарок жены — полет на авиатренажере. Полет стоил 5000 Р за полчаса. Тренажер полностью имитирует полет настоящего самолета, со взлетом и посадкой в любом аэропорту мира, в любых погодных условиях.
Через несколько дней я решил победить аэрофобию и стать пилотом.
Подготовка
Как я выбрал, где учиться на пилота
В России | В США | |
---|---|---|
Стоимость | Около 500 000 Р | Около 350 000 Р |
Время обучения | 6—8 месяцев | 2—3 месяца |
Переезд | Не нужен | Нужен |
Проживание | Живешь дома | Нужно бронировать |
Машина | Ездишь на своей | Нужно бронировать |
Погода | Плохая, летать можно только в редкие солнечные дни | Отличная, летать можно каждый день |
Работа | В обычном режиме | В удаленном режиме |
Логистика | Нужно ездить в Подмосковье | Аэропорт в черте города |
Инфраструктура | Плохая, редкие аэродромы с грунтовыми полосами | Лучшая в мире, тысячи аэродромов с твердым покрытием |
Английский | Базовый уровень | Как минимум Upper Intermediate |
Я делал эту таблицу в феврале 2015 года. Доллары купил еще раньше, в 2014 году. Тогда 1 доллар стоил 35 рублей
Плотный график обучения позволил бы сохранить нужный уровень мотивации, а прекрасная погода и инфраструктура значительно повышала шансы на успех.
Был февраль 2015 года. Мы обсудили все детали с женой и решили, что лучше всего уехать осенью. Значит, у меня есть около полугода, чтобы подготовиться и решить все вопросы.
Я составил табличку со списком дел. Получилось примерно 25 пунктов. Вот главные:
Моя работа связана с интернет-проектами, и я спокойно могу работать удаленно. Разница с восточным побережьем США составляет +7 часов. Мы решили построить мой рабочий процесс так: рано утром я делаю все срочные задачи и ухожу на учебу, а после возвращения решаю оставшиеся вопросы.
Поиск школы
В США лучшими штатами для обучения на пилота считаются Флорида, Калифорния и Техас. Там отличная погода, летать можно 365 дней в году. Еще там много аэродромов и высокая конкуренция школ — поэтому низкие цены на обучение.
Я выбрал Флориду, потому что хотел пожить у теплого Атлантического океана.
Я составил список школ и начал рассылать письма с заранее подготовленными вопросами:
Пока я переписывался со школами, выяснил любопытный нюанс. Правила иммиграционной службы США говорят, что учебная виза M1 требуется, если учебный процесс занимает больше 18 часов в неделю. В этом случае ученик не может менять выбранную школу в процессе обучения.
Туристическая виза B1/B2 позволяет обучаться по сокращенной программе — меньше 18 часов в неделю. Некоторые школы утверждали, что их программы построены именно так, и можно спокойно приехать на обучение по туристической визе.
Подготовка документов
Будущий пилот в США должен пройти проверку TSA — агентства транспортной безопасности. TSA занимается защитой аэропортов и предотвращением захвата самолетов. Чтобы не допустить за штурвал учебного самолета потенциальных террористов, агентство проверяет всех учеников летных школ: собирает отпечатки пальцев и просит заполнить большую анкету с личной информацией.
Андрей объяснил дальнейшую процедуру:
Поиск жилья в США и сдача квартиры в Москве
Школа не смогла предложить нам подходящие варианты жилья, поэтому мы занялись поиском самостоятельно. Самая большая база недвижимости в США — сайт Craigslist.org, но там все сдают только резидентам и на долгий срок.
Сдать квартиру в Москве оказалось сложнее. Мы искали человека, который не только согласится на аренду всего на три месяца, но и сможет ухаживать за нашей кошкой. Я решил сделать хорошую скидку и поставил низкую цену.
Объявление я разместил в группах по недвижимости в соцсетях. К вечеру того же дня получил с десяток сообщений от кошколюбов. Мы провели кастинг, выбрали подходящего, составили договор аренды, где прописали все условия ухода за нашей кошкой, — и ударили по рукам.
Предварительное обучение
Школа не предъявляла никаких дополнительных требований по поводу предварительной подготовки. Но я решил, что будет не лишним подготовиться к занятиям самостоятельно, ведь на месте у меня будет всего два месяца на обучение.
Я установил на компьютер симулятор полетов Microsoft Flight Simulator. В нем есть виртуальный курс пилотирования, практически аналогичный реальному. Я купил специальный джойстик за 3000 Р и каждый вечер занимался. Через месяц сдал виртуальный экзамен.
Потом я решил, что пора от теории перейти к практике и полетать на настоящем самолете. Поехал в Подмосковье в аэроклуб на аэродроме «Ватулино». Полет на самом легком самолете из их авиапарка стоит 5000 Р за полчаса.
В самолете было два места, я занял место справа от пилота. После небольшого инструктажа и проверки бортовых систем мы получили разрешение на взлет и поднялись в воздух. Был май, а весна — время нестабильной атмосферы, когда земля нагревается, а воздушные массы перемешиваются, создавая турбулентные потоки. Из-за турбулентности самолет бросало во все стороны. Пилот был полностью спокоен, а мне было не по себе.
Набрав высоту, пилот передал мне управление. Я выполнил несколько маневров — это немного снизило напряжение. После получаса полетов над полями, лесами и речкой мы приземлились.
Авиационный английский
Я хорошо знаю английский, но одно дело — разговаривать с преподавателем в классе, а совсем другое — вести переговоры по радио с незнакомыми людьми в стрессовом состоянии, когда любое непонимание может привести к неприятным последствиям.
Английский — международный язык коммуникации в авиации. Пилоты и диспетчеры общаются друг с другом по радио не на обычном разговорном языке. Вместо этого они используют специальную фразеологию, так называемый авиационный английский.
Для каждой ситуации — руления по аэродрому, взлета, посадки, прогноза погоды — есть стандартный набор фраз. Каждому воздушную судну присваивается уникальный номер. Его сообщают другой стороне при каждом радиоконтакте, используя «авиационный алфавит».
Я изучал авиационный английский по иллюстрациям военного штурмана, полковника П. В. Искратова. На Ютубе можно найти множество видеороликов с записями радиопереговоров в разных ситуациях, от штатных до катастрофичных. В авиации как нигде действует принцип: лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.
А еще есть сервис трансляции радиоэфира аэропортов в реальном времени — «Радиосканер». Можно открыть приложение Flight Tracker или сайт Flightradar24.com, найти борт, который ведет переговоры, и следить за его действиями на карте. По моему опыту, это оказалось очень полезно для обучения.
Переезд во Флориду
Жизнь в вечном лете
Форт-Лодердейл не такой загруженный, как Майами, но с такими же длинными набережными и водными каналами по всему городу, от чего он даже получил прозвище Американская Венеция.
Общественный транспорт развит очень слабо, поэтому машина жизненно необходима. К счастью, с арендой нет проблем.
С жильем все сложнее. Флорида — богатый штат с прекрасным климатом, сюда едут отдыхать и сами американцы, и туристы со всего мира. Хорошие варианты жилья бронируют на месяцы вперед. Поэтому наш первоначальный план, что мы быстро найдем квартиру, дал сбой.
в месяц мы платили за жилье
Наши хозяева оказались очень приветливыми людьми, мы много общались на разные темы, в том числе политические. Нас даже пригласили на рождественскую вечеринку.
Форт-Лодердейл находится на берегу Атлантического океана, поэтому вечерами после учебы и работы мы приезжали на полупустые пляжи, гуляли и любовались закатами.
Демонстрационный полет
Я приехал в школу и в первый же день совершил демонстрационный полет с шеф-инструктором Скоттом Личем на самолете Цессна-172. Во время демополета студент не принимает участия в пилотировании, а только наблюдает за действиями пилота.
Преподаватель решил показать мне все, на что способен этот старенький самолет. Он делал глубокие развороты, горки — и тут же бросал машину в пике так, что я на несколько секунд чувствовал невесомость. После приземления я был чуть живой — но отступать было поздно.
Подготовка к занятиям
По плану обучения я должен был пройти теоретический курс, налетать необходимые по правилам регулятора 40 часов и сдать теоретический и практический экзамены.
У школы большой офис с несколькими классами для занятий, компьютеры для проверки погоды и сдачи экзаменов и авиатренажер. Занятия вели преподаватели с большим стажем и необходимыми рейтингами для пилотов-инструкторов. Моим пилотом-инструктором стал Грег Фейсс.
Мы с Грегом сразу отправились в авиамагазин и закупили необходимые учебные материалы:
Группа студентов у нас была небольшая — всего 3 человека. По утрам несколько часов шли совместные теоретические занятия, а после обеда — полеты: каждый студент со своим инструктором.
Обучение теории делится на пять больших разделов:
Структура обучения сильно отличается от российской «академической школы». Преподаватели обычно дают только самые базовые знания, оставляя широкий фронт для самоподготовки. Главный акцент на практике.
Аэродром обучения
Нельзя просто так взять и взлететь. Любые взлеты и посадки, даже на маленьких и частных самолетах, разрешены только на аэродромах. Они бывают «контролируемые» — с диспетчерской вышкой, и «неконтролируемые» — только со взлетными полосами и без вышки. На неконтролируемых пилоты сообщают о своих намерениях на специально выделенной общей частоте.
Коммерческий аэродром Форт-Лодердейла — идеальный вариант для обучения. У него две твердые длинные полосы, диспетчерская вышка работает 24 часа в сутки, а авиационный трафик не такой плотный, как в основном аэропорту, куда прилетают гражданские лайнеры.
Первые полеты
Первый учебный полет с инструктором происходит практически сразу после вводных занятий, на которых рассказывают об устройстве самолета. Эти знания необходимы, чтобы провести предполетную проверку.
Пилот проверяет самолет по чек-листу. В нем подробно описаны все шаги: сначала надо проверить внешнее состояние самолета, основные узлы, топливо, масло. После этого пилот садится в кабину, заводит двигатель и проверяет бортовые системы. Потом узнает погоду, связывается с диспетчером на вышке и сообщает свои намерения: куда он собирается лететь.
Пилот получает разрешение на взлет от «вышки», выводит самолет на рулежную дорожку и движется по ней к нужной полосе. Перед полосой останавливается, еще раз делает проверку систем самолета — и снова связывается с диспетчером. Если полоса занята, пилот ждет, пока путь освободится. Наконец разрешение на взлет получено — начинается разгон по полосе аэродрома.
Первые полеты проходят по так называемому аэродромному кругу. Студент взлетает, делает круг вокруг аэродрома, садится и тут же снова взлетает. Взлет и посадка — самые сложные и ответственные этапы полета, поэтому эти элементы во время обучения повторяются много раз.
Параллельно студент ведет радиопереговоры, сообщает о своей позиции и следующем шаге, а диспетчер подтверждает его намерения либо просит их изменить в связи с действиями других самолетов.
Через неделю после начала занятий и 10 часов полетов в таком режиме Грег попросил меня вернуться к ангару после посадки. Внезапно он вышел из самолета и объявил, что настало время моего первого «соло» — самостоятельного полета.
Стараясь унять волнение, я связался с диспетчером и сообщил, что планирую совершить свой первый полет, на что диспетчер пожелал мне удачи. Я штатно совершил три взлета и посадки и вернулся к ангару. Это был потрясающий момент, эмоции меня переполняли.
Чуть позже я прошел обряд посвящения. У студентов, которые совершили свое первое «соло», вырезают часть майки. Эта традиция связана со временами, когда в самолетах еще не было рации. Тогда студент и инструктор в самолете сидели друг за другом, в тандеме. Чтобы давать ученику команды, куда направлять самолет, инструктор тянул его за сторону майки. После успешного первого полета эту часть майки отрезают — теперь пилот может самостоятельно решать, куда ему лететь.
Обучение маневрам
Следующий этап обучения проходит уже в тренировочной зоне над болотами Эверглейдс. Студентов обучают совершать штатные маневры — набор высоты, снижение, развороты, — а еще следить за окружающей обстановкой и позицией самолета, пользоваться приборами для навигации.
Самое сложное — учебная имитация нештатных и аварийных ситуаций, например сваливания, остановки двигателя, пожара на борту. После нескольких таких уроков с инструктором студент совершает такие полеты с нештатными ситуациями самостоятельно.
Полеты на дальние расстояния
Последнее испытание для студента — полеты на дальние расстояния между несколькими точками. Их еще называют полетами кросс-кантри.
Это вершина пилотного мастерства. В них применяются все знания о самолете и его возможностях, навыки пилотирования, навигации, радиопереговоров, анализа погодных условий.
К полету кросс-кантри надо основательно готовиться:
Для своего первого полета кросс-кантри я выбрал живописный путь в сторону Ки-Уэст. Маршрут такого полета проходит на небольшой высоте сначала над пляжами Майами, затем над петляющей дорогой в океане. Во время этого полета я испытал колоссальную радость и понял, что это все не зря.
После первого полета кросс-кантри студент совершает еще несколько аналогичных полетов, в том числе в ночное время.
Экзамен
После 40 часов полетов студента допускают к экзаменам. Обычно обучение занимает 2—2,5 месяца, из-за отличной погоды и ежедневной практики я справился за 42 дня.
Я успешно сдал тест и неплохо держался на устном экзамене, но в полете неудачно зашел на посадку. Экзаменатор взял управление на себя. Это означало, что я провалился.
В тот же день я получил временный сертификат, который позволял мне совершать самостоятельные полеты с пассажирами на борту. Я взял жену, арендовал самолет — и мы отправились в полет над Майами, болотами Эверглейдс и лазурным океаном.
Оглядываясь
С момента моего первого появления в школе до сдачи экзамена прошло чуть больше двух месяцев. Я превысил свой бюджет, так как не смог сдать экзамен с первого раза. Ну и ничего страшного.