Что нужно чтобы устроиться на работу официантом
Как пройти собеседование на официанта: что нужно знать соискателю, какие вопросы задают и что нужно говорить?
Официант – не халдей.
Официант – лицо заведения, человек, который напрямую общается с клиентом и формирует его мнение-впечатление о кафе-ресторане.
От умений и профессионализма официанта, во многом, зависит, вернется ли клиент, да и сама репутация заведения.
А значит, кандидата для этой должности нужно подбирать тщательно.
О том, какие вопросы задают на собеседовании официанту, что ему нужно знать и уметь, поговорим в этой статье.
Официант – не фудранер
Профессиональных официантов, как ни банально это прозвучит, надо воспитывать и учить, а значит, собеседование официанта – это очень и очень важно.
Можно, конечно, попытаться получить готовый продукт, обладающий набором навыков и качеств прекрасного официанта.
Но будьте готовы, что и платить нужно будет соответственно его умениям и талантам.
Для начала, определимся, какими качествами должен обладать официант. Не путать с фудранером!
К слову, «фудранер» – человек, который выносит в зал тарелки с едой и убирает со столиков грязную посуду.
10 качеств идеального работника
5 необходимых навыков
Подход к столику с улыбкой. Улыбка до приветствия посетителей, вместо него, после него. Ею встречается и провожается гость заведения.
Не надо сверлить взглядом. Зрительный контакт с клиентом необходим, но не нужно его пристально рассматривать.
Внимательность, но не навязчивость. Хочет клиент поговорить, расспросить про блюдо дня? Ответьте на его вопросы. Не настроен гость на общение? Не настаивайте.
Заказ по часовой стрелке. Первый заказ – у сидящего за столиком рядом слева от вас и дальше по часовой стрелке.
Также необходим постоянный контроль ситуации: «Желаете что-нибудь еще?», «Как вам наш ростбиф?», «Могу я забрать это?»…
Инструментарий
Что должен знать сотрудник?
Ни одному работодателю не хочется, чтобы его официанты менялись каждый месяц. Одна стажировка с изучением меню ресторана займет, как минимум, две недели. А если человек через месяц ушел? Все сначала? Вот почему важно понимать, какие вопросы задавать на собеседовании официанту.
Хочется, чтобы пришли серьезно и надолго, а потому для собеседования нужно подготовить ряд вопросов, отсеивающих случайных людей.
Топ общих вопросов для официанта
От того, что спрашивают на собеседовании официантом, зависит и общий результат.
Разумно, когда владелец бара, набирая себе персонал, делает акцент на проверку знаний форм и видов посуды для напитков: что, для чего и какой формы? Как называется?
В таких случаях уместны вопросы, типа: «Что такое флюте?» или «Чем отличаются бокалы для белого и красного вина?» Уровень профессиональной компетенции подобные вопросы выявят с точностью рентгена.
Практические навыки позволяют выявить ситуационные задания-тесты. Например, описывают ситуацию: Вы пролили на своего клиента бокал красного вина. Ваши действия?
Будете извиняться и просить пощады? Не верно!
От профи ждут деятельной помощи – нужно срочно спасать остатки внешнего вида клиента всеми возможными способами – салфетками, походом в туалетную комнату, вызовом такси, чтобы клиент смог съездить домой и сменить костюм. И только потом – «Как я могу загладить свою вину?»
От варианта решения задачи зависит, насколько соискатель инициативен, быстр в реакциях, стрессоустойчив, наконец.
Как вариант, в качестве задания могут попросить описать овощ на выбор. Проверяется красноречие. Ведь официант должен уметь вкусно подать блюдо ресторана, так расписать его, чтобы клиент сделал заказ.
Затем овощи все перемешиваются и предлагается командой придумать из них блюдо и его презентацию клиенту. Бармену могут предложить пожонглировать бутылками, официанту – открыть вино штопором.
А теперь перейдем к теме: как проходить собеседование на официанта?
Правила успешного интервью
Что нужно знать официанту на собеседовании?
На вопрос, что говорить на собеседовании официантом, можно порекомендовать: отвечайте на поставленные вопросы, стараясь максимально продемонстрировать свой профессионализм. Ответы на самые часто задаваемые на собеседованиях вопросы можно найти здесь.
Любознательность – хорошее качество. Оно идет об руку с обучаемостью и сулит профессиональный рост. А какой официант не мечтает стать менеджером зала? Только плохой. Но не о них сегодня была речь. Ну а вы теперь точно знаете, как пройти собеседование на официанта.
Как оформить сотрудника в общепит
Мы уже писали, как нанять сотрудника в ИП и какой договор заключить с курьером. Теперь — как оформить работника в ресторан, кофейню или фургончик с шаурмой. Главная особенность — оформление медкнижки и медосмотр. В остальном всё похоже.
Еще статьи о сотрудниках:
Кому нужен медосмотр и медкнижка
Работники общепита должны проходить раз в год медосмотр и оформлять медицинскую книжку. Медкнижка — это документ, куда записывают результаты медосмотров, отмечают противопоказания к некоторым видам работы.
Сложность с тем, кому вообще нужна книжка. Медосмотры и книжку регулируют два документа — приказ Роспотребнадзора и письмо Минздрава. В них нет перечня должностей, для которых обязательна медкнижка, только описания сфер и учреждений. Вот часть из них:
По перечню нельзя точно сказать, нужна ли медкнижка, например, маркетологу ресторана, который проводит съемки на кухне и за баром: он не работает с пищевыми продуктами напрямую, но имеет к ним доступ.
Другое дело — медосмотры. Про бухгалтеров в кафе закон ничего не говорит, но по судебным делам можно сделать вывод, что вообще все, кто работает в общепите, должны проходить медосмотры.
Госинспекция труда оштрафовала компанию, которая занимается оптовой торговлей машинами и оборудованием в Мурманске. Инспектор обнаружил, что региональный менеджер, специалист и начальник отдела логистики не прошли медосмотр.
Компания обратилась в районный и областной суд, но проиграла. Верховный суд также посчитал штраф обоснованным. По 213 статье Трудового кодекса сотрудники в организациях пищевой промышленности, общественного питания и торговли обязаны проходить медицинские осмотры.
Компания пыталась доказать, что речь идет только о сотрудниках, которые напрямую работают с продуктами питания. Суд не согласился: проходить медосмотр должны все без исключения работники.
Компания заплатила штраф 120 000 рублей.
Мы советуем делать так: оформлять медкнижки всем, кто работает в общепите.
Есть кафе и рестораны, которые не оформляют медкнижки официантам — особенно студентам и подросткам. Они приходят подзаработать на каникулах, редко остаются работать в штате, поэтому владельцы экономят на медосмотрах. Если в ресторан придет проверка, она будет смотреть медкнижки. За их отсутствие штрафы такие:
Из всех санитарных нарушений 80% — это нарушения, связанные с медицинскими книжками. Роспотребнадзор по Москве регулярно проверяет пекарни, рестораны, школы, кофейни и магазины, поэтому лучше заранее позаботиться о медкнижках.
Кроме того, административный штраф в 20 000 рублей — это не самое страшное. Если посетители кафе серьезно заболеют из-за инфекции повара или мойщика посуды, может дойти до уголовного дела.
Можно ли нанимать несовершеннолетних
Подростки от 14 до 17 лет могут работать в общепите при трех условиях:
Вот выдержка из постановления правительства о том, какую работу не могут делать несовершеннолетние в кафе и ресторанах:
Зато несовершеннолетний может работать официантом, сммщиком, уборщиком, помощником на кухне, промоутером у входа или озеленителем территории.
Работа с несовершеннолетними сотрудниками
Шаг 1. Оформить медкнижку
Медкомиссию и книжку должен оплачивать сам работодатель. Для этого он заключает договор с одним из учреждений:
Чтобы отправить сотрудника на медосмотр, работодатель выдает ему направление. Есть готовая форма, но можно сделать свою, главное — указать реквизиты:
Вот как может выглядеть направление:
Чтобы не возиться с подготовкой формы, можно скачать готовую по ссылке.
После медосмотра работник слушает лекции о санитарных требованиях и сдает тест. Если сдал — ему оформляют медкнижку.
Шаг 2. Разобраться с рабочим графиком и штатным расписанием
Перед тем как заключить трудовой договор, нужно составить штатное расписание. Это документ, в котором описано, как устроена компания: сколько сотрудников работает, оклад, должность. Выглядит оно так:
Теперь про рабочий график — его нужно будет указать в трудовом договоре. Бармены, официанты, повара и бариста работают по гибкому графику. Мы написали отдельно большую статью, как такой составить и что для этого нужно.
Вот главное, что нужно знать:
Как оформить гибкий график
Шаг 3. Заключить трудовой договор
Договор в общепите ничем не отличается от обычного трудового договора. В нем так же прописывают условия работы: зарплату, график, должность, особенности труда. Обязательно должны быть существенные условия, это:
Еще могут быть пункты, которые четко определяют обязанности сотрудника. Например, вот обязанности повара:
Обязанности повара обычно зависят от квалификации: у шеф-повара это могут быть сложные блюда и составление меню, а у младшего повара — отваривание картофеля и курицы на бульон.
Назначать или не назначать материальную ответственность, решает работодатель. Сотрудник может отказаться и не устраиваться на работу на таких условиях. Но если он согласен, то подписывает договор о материальной ответственности.
Материальная ответственность сотрудников
Шаг 4. Оформить приказ, заполнить трудовую и личную карточку
Остались формальности: выпустить приказ о приеме на работу, заполнить трудовую книжку и сделать личную карточку.
Приказ о приеме на работу. Для него уже есть утвержденная форма, выглядеть он будет так:
Трудовая книжка. Если сотрудник в первый раз выходит на работу, работодатель сам выдает трудовую книжку. В ней записывают дату, должность и номер приказа о приеме на работу.
Еще понадобится книга учета трудовых книжек и вкладышей в них.
Как учитывать и хранить трудовые книжки
Как оформить личную карточку сотрудника
Личная карточка сотрудника. В личной карточке пишут всю информацию о работнике компании: номер приказа, данные паспорта, трудовой книжки, диплома, СНИЛСа и военного билета.
Вот как выглядит первая страница личной карточки:
Если кафе только открывается, потребуется еще регистрация в Пенсионном фонде и Фонде социального страхования. Обычно это делает налоговая сразу после регистрации юрлица. Если кафе открывается как отдельное подразделение организации, директор пишет заявление в соцстрахование, в пенсионный отдельно обращаться не надо.
Как оформить сотрудника в штат ИП
Счет для ИП и ООО в Модульбанке
Удобный сервис, недорогие тарифы, защита от блокировок по 115ФЗ
Как без опыта работы устроиться официантом – 4 эффективных способа
Есть ли шанс у официанта-новичка попасть в хороший ресторан, обучиться профессии официанта и зарабатывать хорошие суммы денег?
Давайте про это сегодня и побеседуем.
Как найти работу официанту без опыта
Я ради примера провёл небольшой эксперимент и попытался найти объявления, в которых можно найти работу официантом без опыта работы.
Мне работа в данный момент не нужна, я с 2005 года работаю в одном ресторане, да и опыта у меня за 17 лет хватает, чтобы устроиться в популярный ресторан.
Поскольку заходил я с Днепропетровского ip, то и Яндекс выдал мне результаты каcательно моего региона:
Как видите, таких объявлений достаточно, но, не факт, что надпись “ресторанному комплексу” не окажется “липой” и вместо ресторана вы увидите обычный фаст-фуд ))
Факт в том, что такие объявления есть, но, честно говоря, далеко не каждый успешный ресторан сможет взять человека “с улицы” да еще и без рекомендаций и опыта работы.
Как найти работу официанту без опыта
Скажу сразу, что если вы решили найти работу подобным образом, то придется хорошо поискать и уделить этому много времени и сил. Главное быть упорным и не опускать руки, кто ищет, тот обязательно найдёт, это не просто слова.
Ниже я опишу вам некоторые рекомендации и методы, которые помогут найти работу.
1. Устроиться в новое заведение
Как известно, в крупных городах ежемесячно открывается несколько новых заведений, это обычная конкуренция, как и в других отраслях. Так вот довольно часто руководители предпочитают набирать персонал, который ранее не был “испорчен” в других заведениях и полностью обучить их по своей схеме, по своим правилам игры.
Ведь зачастую сейчас создаются целые сети из заведений общепита по всей стране, а порою и в нескольких странах. У них свои ценности, требования к работникам, дисциплина, система штрафов, критерии к внешности и так далее.
Существует большая вероятность, что вас могут взять в такое заведение даже без опыта работы, поскольку обучение входит в планы работодателя.
Дальше вам придется тяжелее других, но, при желании вы сможете научится науке обслуживания гостей в ресторане. В последствии и опыт появится, ведь когда-то все начинали с нуля.
В дальнейшем, если вас даже и уволят через годик, то у вас уже будет определенный опыт и вы сможете найти работу прилагая меньше усилий.
2. Начать с самого низа
Как многие начинали, чтобы стать опытным работником в ресторане?
Начинали с уборщиков, посудомойщиков, помощников официанта или повара и постепенно становились профессионалами.
Этот путь самый длительный, но надёжный 🙂 Если у вас есть конечная цель и упорство для её достижения, обаяние и умение общаться с различными людьми, то всё обязательно получится.
В каждом ресторане есть работники, которые пришли после училища, или начинали с боев и через время их руководство допустило для обслуживания гостей.
3. Закончить курсы, изучить видео-курс для официантов
В каждом городе можно увидеть объявления про курсы, которые научат вас любой профессии: от мастера парикмахерского искусства до лучшего певца или танцора, там и курсы для официантов присутствуют непременно))
Только сначала почитайте о них отзывы, расспросите про их эффективность, узнайте подробней, потом уже записывайтесь.
Как вариант, можно и мой курс для официантов купить и изучить, тем более, что стоит он относительно дёшево ( узнать подробней), там я всё подробно рассказываю и делюсь секретами.
Можно подписаться на рассылку новостей блога и получить один урок курса абсолютно бесплатно, а после просмотра решите, покупать вам курс или нет.
Как вариант, можно училище закончить по профессии официант, но это уже длительный срок, за месяц не получится выучиться 🙂
4. Устроиться по рекомендации
Всем, кто только учится профессии официант я рекомендую выезжать на выездные банкеты для того, чтобы:
Да, много вам не заплатят, если опыта маловато, но, вам сначала нужно заработать себе имя. Уже после знакомства с другими коллегами вам можно у них расспросить про их место работы, наверняка, им требуются работники в кафе.
Так постепенно методом проб и ошибок вы обязательно сможете найти то место работы и коллектив, который вам полностью подойдёт.
Если вы захотите получить работу в престижном ресторане и на собеседование придёте по объявлению, это одно. А вот если вас порекомендуют руководству перед приёмом на работу, то и отношение к вам будет совершенно другое.
Так что используйте этот метод, как очень эффективный.
Помните, что на собеседовании с руководством нужно показать, что вам нужна эта работы и вы будете стараться, чтобы скорей всё выучить. Если не будет искры в глазах и усердия, то новая работа вам не достанется.
А какие методы для того, чтобы устроиться работать в ресторан, если у вас нет опыта, вы знаете или уже использовали? Порою очень помогает простая случайность. Я вот попал работать в ночной клуб официантом просто по объявлению, прошел там обучение месячное и начал работать.
А как вы начали работать официантом? Поделитесь в комментариях пожалуйста своими мыслями.
С уважением, Николай
Читайте по теме:
Оцените пожалуйста мой пост
Кликните на звезду от 1 до 5 для оценки поста
Средний рейтинг 4.4 / 5. Количество оценок 16
Будь первым, кто оценит статью
С 1996 года приобрел огромный опыт работая официантом, барменом, администратором в кафе, ночных клубах и ресторанах. Имею опыт работы на банкетах, фуршетах, выездных мероприятиях, знаком со многими коллегами в сфере общепита, являюсь автором видео-курса для официантов. Пишу о своей работе, новшествах в сфере общепита, открыт к общению с коллегами.
Основные правила обслуживания гостей
Банкет подготовка стола к обслуживанию
Я тоже попала в ресторан просто по объявлению, и при этом без опыта работы) работаю уже 1 мес
А набравшись опыта можно попробовать себя в заведении классом выше и так постепенно накопить опыт.
Опыт, опыт и еще раз опыт – это однозначно. Я начинала с кафешки возле дома, где работала официанткой, а потом баристой. Через полгода сменила заведение. И так двигалась по карьерной лестнице, пока не наткнулась на отличное предложение с авито. Вакансия ресторатора мне очень нравилась и я подумала, что у меня может получиться. Надоело в официантках бегать. Резюме у меня было немного сухое, но шанс все равно дали. Это круто! До сих пор работаю, а по началу и не надеялась))
Лиза, спасибо за пример!
Каждый сам творец своего счастья, к чему стремишься, там и окажешься.
Однако в любом деле необходимо получить фундаментальные знания, без которых постоянно будешь чувствовать себя не в своей тарелке и рано или поздно их придется изучить.
Удачи вам!
Курсы, благо, есть сейчас. Для заведений среднего уровня их достаточно, а дальше дело за стажем, желанием и способностью учиться. Сейчас работаю официантом в ресторане гостиничного комплекса. Перебрала десятки объявлений – везде в принципе без опыта требовались, но зп и условия низкие. На авито увидела вакансию с обучением, но входными требованиями повыше. Сказала, что работала в кафе (когда мелкие, они даже не спрашивают названия, потому что бессмысленно, общий уровень понимают), почитала в инете инфу – это была вся моя подготовка.
Ваш комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Должностная инструкция официанта
Должностная инструкция официанта используется для раскрытия положений трудового договора. Хотя обязанность составлять инструкцию и не упоминается в законодательстве, письма Роструда и зарубежная практика её применения стимулируют работодателей включать должностную инструкцию в стандартный пакет трудовой документации.
Образец должностной инструкции официанта
1. Общие положения
2. Трудовые обязанности
В список обязанностей сотрудника на этой позиции входит:
3. Ответственность
Официант может привлекаться к ответственности в следующих случаях:
4. Права
Официант на работе имеет следующие права:
5. Условия работы
Зачем требуется должностная инструкция
Компания-наниматель применяет инструкцию как средство формализации своих взаимодействий с сотрудником. Особенно это важно для крупных компаний, с сотнями и тысячами служащих, выполняющих самую разную работу. Чтобы не тратить время менеджеров и самих сотрудников на консультации и пререкания по поводу их прав, обязанностей и сфер ответственности, и применяется должностная инструкция, в которой как можно более детально расписываются данные моменты.
Для работника этот документ тоже важен, так как позволяет спокойно заниматься своей работой, не отвлекаясь на второстепенные обязанности, не обозначенные в инструкции.
Важно! Должностная инструкция не должна противоречить трудовому договору, а также описывать те обязанности, которые выходят за границы описанной в нем трудовой функции работника.
Что нужно помнить при написании инструкции
В трудовом законодательстве пока не прописаны положения, которые регулируют составление должностной инструкции. Пользуясь этим, рестораторы могут адаптировать её содержимое под свои потребности. Что касается формата, то обычно применяется стандартный план инструкции, который включает:
Работодатель может добавить к этим разделам ещё несколько пунктов, если хочет более подробно конкретизировать какие-то моменты. Особо популярны следующие дополнительные разделы:
Дополнительные части к инструкции обычно добавляют крупные организации, стремящиеся формализовать возможно большую часть своих отношений с сотрудниками.
Вводная часть
Раздел отведен под формулировку базовых параметров взаимодействия сотрудника с его нанимателем. Здесь дано описание, кто нанимает сотрудника, кому он подчиняется и других основных рабочих моментов.
Особое значение имеет список знаний, которыми должен обладать сотрудник. Они должны соотноситься с перечнем функций, перечисленных в следующем разделе. Также значительную роль играют и требования к уровню образования и опыту работы сотрудника. В премиум-сегменте они могут значительно превосходить общепринятый уровень для данной позиции. Так, от официанта может потребоваться знание разговорного английского или тонкостей работы с винами.
Важно! Официанты по функционалу и другим параметрам могут довольно сильно отличаться у разных работодателей. Элитный ресторан, винный бар или корпоративная столовая — все имеют свою специфику, которая должна учитываться в данном разделе, в том числе при перечислении требуемых навыков.
Обязанности
Эта часть отводится под перечень трудовых обязанностей сотрудника. Обычно здесь перечисляют набор типовых функций, который может быть дополнен несколькими пунктами, связанными со спецификой деятельности работодателя. Так, в некоторых ресторанах официант участвует в уборке зала после окончания работы, в других — помогает оформлять интерьер для праздничных мероприятий.
Ответственность
В данной части приведен список действий, за которые работник может быть наказан в соответствии с документацией работодателя и законодательством. Меры наказания прописывают в общей форме, поскольку конкретная степень ответственности может быть определена лишь путем административных и судебных споров.
Права
Заключительный типовой раздел, в котором перечислены права служащего. Для рядовых сотрудников, к которым относятся официанты, права довольно стандартны, но могут быть расширены при желании работодателя.
Условия труда
Один из дополнительных разделов, отведенных нанимателем под описание льгот и специфических моментов. В данном разделе обычно упоминается предоставление работодателем официанту фирменной рабочей одежды, а также его привлечение к обслуживанию на выезде.
После первоначального составления должностной инструкции она должна быть утверждена соответствующими специалистами. Обычно для этого привлекают юриста и HR-менеджера. После учета их правок документ утверждается руководителем организации. Далее документ распечатывается с соблюдением всей официальной атрибутики: даты, данных об организации и других параметров. После этого в процессе приема на работу с ним знакомится сам сотрудник. Окончательным этапом ввода документа в действие является проставление подписей задействованными лицами: самим работником, руководителем организации и другими сотрудниками, если их подписи нужны по действующим нормам документооборота.