Что нужно чтобы устроиться учителем в школу
Преподавание в начальных классах без высшего педобразования
Имеет ли право человек, окончивший юридический институт, преподавать без высшего педагогического образования в начальных классах? Должен ли он пройти дополнительное обучение?
Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно Профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденному приказом Минтруда России от 18.10.2013 N 544н, к образованию учителя предъявляются следующие требования: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В письме Минпросвещения России от 28.03.2019 N ТС-817/08 отмечается, что требование профстандарта о наличии высшего образования или среднего профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету, является достаточным основанием для осуществления образовательной деятельности в должности «учитель» как для работающих учителей, так и для работников, которые будут приняты на эту должность. Условие о получении этой категорией лиц дополнительного профессионального образования является избыточным и не соответствует требованиям профстандарта.
Вместе с тем требование о получении дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации предусмотрено в отношении лиц, не имеющих высшего образования или среднего профессионального образования по направлению «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету.
Таким образом, лицо, не имеющее педагогического образования, вправе преподавать, если его основное образование относится к области, соответствующей преподаваемому предмету, либо при наличии дополнительного профессионального образования по направлению деятельности в образовательной организации.
Как устроиться на работу в школе в 2021 году
Время на прочтение: 4 минут(ы)
С учетом последних тенденций все больше молодых выпускников педвузов нацелены на трудоустройство по профессии. Это связано со многими факторами, в частности, с поддержкой государства, в том числе финансовой, молодых специалистов. Таким образом, работа в школе становится все более привлекательной.
[flat_ab >
Способы поиска работы в 2021 году
Успешное окончание высшего учебного заведения не всегда гарантия быстрого трудоустройства по специальности. Работодатель заинтересован в сотрудничестве с молодым, но уже получившим определенный опыт, специалистом. Это необязательно оформление в штат. Увеличат шансы на получение работы молодого педагога даже успешная стажировка вожатым в пришкольном лагере. Вакансии в школах Москвы без опыта работы появляются, как правило, в начале весны.
Как устроиться на работу в школу
Способов трудоустройства много. Главное — не останавливаться после первых неудачных попыток поиска.
Порядок приема на работу
Первое впечатление на собеседовании самое важное. Но, получив работу, нужно подкреплять практически все сказанное на встрече с руководством.
Требования к претендентам
В 2013 году был установлен профессиональный стандарт педагога (Приказ Минтруда России № 544н). До начала действия этой правовой нормы, с учетом явного дефицита кадров, преподавателем в школе мог работать человек без профильного образования. Сегодня ситуация иная.
Чтобы стать учителем, нужно пройти обучение по программам высшего либо среднего педагогического учебного заведения. Можно ли работать учителем без педагогического образования? Да, но при определенных условиях. У претендента должно быть профильное образование по предмету. И нужно учитывать то, что понадобится пройти дополнительные курсы переквалификации конкретно на учителя. Они могут быть как очными, так и дистанционными. Продолжительность такого курса — от 3 до 6 месяцев.
Долгое время спорной являлась профессия «учитель труда», было непонятно, какое нужно образование, чтобы преподавать этот предмет. До указанного Приказа Минтруда России педагогом могли принять любого человека без профильного и непрофильного образования, но с большим опытом практической работы. В настоящее время все учителя труда также прошли профессиональную краткосрочную подготовку либо получают образование в высших учебных заведениях по специальности «Учитель технологии».
Видео: Как я работал классным руководителем
Обязанности учителя
Рабочий функционал прописан официально в Трудовом кодексе РФ, ФЗ № 273. На основании этого источника, составляются все должностные инструкции. В обязанности педагога входит следующее.
Перечислены только базовые обязанности педагога. С полным функционалом необходимо ознакомиться в приеме на работу, в отделе кадров.
Размеры заработных плат
Учительская заработная плата зависит от нескольких факторов. В частности, в какого вида школе работает педагог. В муниципальном и частных заведениях зарплаты также отличаются, даже по одним специальностям.
По специальностям
[flat_ab /> Зарплата в муниципальной школе довольно прозрачна. Базируется на минимальном размере оплаты труда на одну ставку, как и у всех работников, получающих выплаты из муниципального бюджета. Но у специалистов, преподающих один предмет, зарплата может значительно разниться. Это связано с введением разноуровневой оплаты труда, в которую включаются такие показатели, как стимулирующие выплаты по итогам работы за год, уровень квалификации педагога, количества нагрузки, наличия классного руководства.
Если обратиться в частные учебные заведения, зарплата в которых выше (разница может быть от 10 тысяч), то уровень выплат зависит от предмета, насколько он востребован для изучения.
По регионам
Стоит обратить внимание на условия, предлагаемые в разных частях нашей страны. Сколько получают учителя в Москве и регионах, рассмотрим в таблице.
Регион, город | Размер средней зарплаты |
---|---|
Ямало-Ненецкий авт. окр. | 77 000 р. |
Чукотский авт. окр. | 75 400 р. |
Немецкий нац. район | 65 370 р. |
Ханты-Мансийский авт. окр. | 56 900 р. |
Камчатка край | 52 300 р. |
г. Магадан | 58 800 р. |
Якутия обл. | 49 140 р. |
г. Москва | 58 800 р. |
Сахалин обл. | 53 300 р. |
Коми респ. | 39 460 р. |
г. Хабаровск | 34 900 р. |
г. Тюмень | 33 700 р. |
г. Красноярск | 33 500 р. |
г. Санкт-Петербург | 39 000 р. |
г. Архангельск | 32 600 р. |
г. Екатеринбург | 29 000 р. |
Карелия обл. | 29 000 р. |
г. Иркутск | 30 700 р. |
Татарстан респ. | 27 200 р. |
Бурятия респ. | 27 000 р. |
г. Нижний Новгород | 24 800 р. |
г. Ярославль | 24 300 р. |
г. Тыва | 27 400 р. |
г. Вологда | 26 000 р. |
г. Омск | 25 580 р. |
г. Кемерово | 26 140 р. |
г. Пермь | 26 230 р. |
г. Томск | 31 400 р. |
г. Рязань | 23 000 р. |
г. Самара | 24 930 р. |
г. Новосибирск | 26 120 р. |
г. Ростов | 22 600 р. |
г. Челябинск | 27 000 р. |
г. Калининград | 26 000 р. |
г. Липецк | 22 300 р. |
г. Смоленск | 21 600 р. |
г. Калуга | 27 000 р. |
г. Ставрополь | 21 500 р. |
г. Владимир | 21 800 р. |
Алтай и Алтайский край | 22 000 р. |
г. Оренбург | 22 900 р. |
г. Воронеж | 23 000 р. |
г. Волгоград | 22 900 р. |
г. Астрахань | 23 600 р. |
г. Тверь | 23 820 р. |
г. Ульяновск | 20 300 р. |
Ингушетия респ. | 21 170 р. |
г. Новгород | 24 280 р. |
Адыгея респ. | 20 170 р. |
г. Псков | 20 300 р. |
Башкортостан респ. | 23 500 р. |
г. Орел | 20 000 р. |
г. Тамбов | 19 600 р. |
г. Брянск | 20 200 р. |
г. Белгород | 22 900 р. |
Установленный режим работы для учителей
Рабочая неделя педагога составляет 18 часов на одну ставку (недельная нагрузка). Больше чем на две ставки сотрудник работать не может. Чтобы качественно осуществлять подготовку к урокам, должен выделяться методический день в неделю, который учитель может проводить в библиотеке, в школе или за ее пределами (на усмотрение педагога).
Дополнительная нагрузка (дежурства, сопровождение) компенсируется отгулами, что должно быть отражено во внутренних приказах школы.
Как стать учителем начальных классов
Это ответственное звено в школьном обучении, его основа. Как стать учителем начальных классов в 2019 году? Достаточно получить диплом по программам высшего или среднего педагогического образования. Если есть базовое высшее образование, допускается пройти переквалификацию (в этом случае получить работу сложнее, если есть конкуренция) либо поступить на обучение в ВУЗ уже на специальность по профилю желаемой работы.
Преимущества и недостатки работы педагога
Выпускникам педагогических учебных заведений интересно, что дает работа учителя, какие есть подводные камни профессии.
[flat_ab /> Достоинства:
В целом, чтобы работать учителем, нужно быть крайне стрессоустойчивым. Ситуации, требующие немедленного адекватного реагирования, в школе вполне обычное явление.
Работа и зарплата воспитателя детского сада
Долгое время считалось, что воспитатели работают чуть ли не за идею, когда педагоги в школе получали вполне неплохую зарплату. Но в последние года ситуация изменилась. Сколько выплат у воспитателя в детском саду, зависит от базовой, утвержденной по всей России, ставки, стимулирующих баллов и других факторов. Сколько получают воспитатели в детском саду? От 20 тысяч рублей.
Видео: Престиж профессии учителя в России
Заключение
Работа учителем всегда признавалась одной из самых сложных, т.к. она связана с обучением и воспитанием детей, постоянным самосовершенствованием, ответственностью перед обществом. Кроме того, она долгое время не получала отклика в виде достойной зарплаты. Ситуация начала постепенно меняться, когда на педагогов и их требования обратили внимание на госуровне.
☎️ Остались вопросы после прочтения статьи?
Получите бесплатную консультацию квалифицированного юриста.
Звоните прямо сейчас! +7 800 302-76-57
Карьера: уволиться из университета, открыть онлайн-школу и зарабатывать 250 000 ₽
В рубрике «Карьеры» читатели Т—Ж рассказывают, какие события и решения повлияли на их профессиональный путь.
Героиня этого выпуска, получив диплом, начала преподавать историю в своем же университете. Потом попробовала себя в сфере продаж, но вернулась к преподаванию, несмотря на мизерную зарплату. Но в один момент решила все изменить, уволилась, стала работать только на себя и сумела монетизировать свои знания.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Профессиональный путь
Соврала о возрасте, чтобы получить первую работу. Я училась на первом курсе исторического факультета в Магнитогорске. Мне было 17 лет, и совсем не было денег. Я не из бедной семьи, но все равно хотелось начинать опираться на себя. Вариантов работы в небольшом городе было немного: однокурсники подрабатывали официантами, диджеями.
Но я была домашней девочкой, и ночная работа не для меня. Поэтому я открыла газету с объявлениями и стала искать вакансию няни или секретаря на неполный рабочий день. Второе нравилось больше, потому что я люблю работать с бумагами. Но все собеседования заканчивались предложениями интимных услуг. Поэтому я сосредоточилась на няне. Детство прошло в компании младших двоюродных братьев, поэтому я вообще не переживала за свою квалификацию.
Позвонила по первому же объявлению, соврала, что совершеннолетняя, договорилась о встрече. Одинокая мама искала няню, чтобы забирать трехлетнего сына из детского сада и сидеть с ним пару часов дома, пока она не придет с работы.
платили за 3 часа работы няней
Я опрятно выглядела, вежливо и приветливо разговаривала, но главное — понравилась ребенку. Поэтому, когда собеседование дошло до «а покажите паспорт», я призналась, что 18 мне еще нет, но очень хочется получить эту работу. Маме мальчика я, похоже, тоже понравилась, а может, она просто устала от поисков и поэтому согласилась меня взять.
Я работала по три часа пару раз в неделю, за каждый выход получала 50 рублей и была счастлива. Через месяц мама мальчика посоветовала меня подруге, у которой была трехлетняя девочка. Так у меня уже стало два клиента. Потом я отказалась от этой работы, так как уехала в этнографическую экспедицию от университета.
Устроилась методистом и научилась быстро печатать. Летом мне исполнилось 18, и моя школьная учительница предложила подработку на полдня в центре дополнительного образования. С 09:00 работа, после 13:00 — универ, я училась во вторую смену.
была зарплата методиста на полставки
Это была официальная работа с трудовой книжкой. Я работала с бумагами, много читала, составляла программы экскурсий для нашего небольшого краеведческого музея. Зарплата была маленькая — не больше 2500 Р в месяц. Но именно тогда я освоила компьютер, офисные программы и научилась быстро печатать.
Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.
Навык быстро набирать тексты стал ключевым. Тогда все учреждения переходили на компьютерную технику, интернет становился нормой, но не все сотрудники могли освоить эту машину и новые технологии. А у меня уже был такой опыт.
Устроилась в родной университет. От старшей подруги, которая работала в университете, я узнала, что на факультете повышения квалификации есть вакансия методиста. На тот момент у меня было неполное высшее — три курса образования. Для методиста вуза этого было недостаточно, но по просьбе декана в отделе кадров сделали исключение.
был общий доход на третьем курсе
С тех пор я стала одновременно работать на полставки и учиться в университете. Учебе это не мешало, даже наоборот. Факультет, на котором я работала, тесно контактировал со всеми факультетами вуза. Вышло так, что теперь я много работала в ректорате с учебными планами, приказами и сметами, меня знали преподаватели и делали поблажки по учебе.
Как победить выгорание
Стала преподавателем истории и защитила диссертацию. Я получила красный диплом, поступила в аспирантуру и устроилась по совместительству преподавателем на кафедре истории. На старте зарабатывала немного — около 10 тысяч, но мне очень нравилось преподавать.
стартовая зарплата преподавателя на кафедре истории
Устраивал достаточно свободный график: лекции по расписанию, в остальном — главное, чтобы работа была сделана вовремя. Преподавание в высшей школе мне всегда казалось статусной работой.
Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.
Самым сложным было защитить диссертацию. Я ездила в командировки по российским городам за свой счет, работала в архивах. Спустя шесть лет я справилась и стала кандидатом исторических наук. Диссертация была посвящена истории Русской православной церкви в 20 веке.
К этому времени высшая школа переживала кризис. По всей стране началось объединение вузов, сокращения преподавателей. Вуз, в котором я работала, присоединили к более крупному. Я попала под сокращение.
Переехала и стала работать менеджером по продажам. Тогда коллега предложила мне работу в Челябинске. Ее муж как раз искал менеджера по продажам оборудования для изготовления пластиковых окон.
и жилье получала, работая несколько месяцев менеджером по продажам
В новом городе обещали платить до 80—90 тысяч рублей и оплачивать съемную квартиру в первые полгода — это еще 12 тысяч. Поэтому я рискнула и согласилась на переезд.
Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.
Мне нечего было терять. Попав под сокращение, я лишилась не только работы, но и жилья. К тому времени я съехала из родительской квартиры в общежитие вуза, а возвращаться домой совсем не хотелось.
Коллектив на новой работе оказался дружелюбным. Коллеги относились с уважением и интересом, задавали вопросы по истории, просили совета, что почитать и что посмотреть. А я с удовольствием рассказывала все, что знала.
Я быстро поняла, что от меня требуется на новом месте: работа в вузе учит систематизировать информацию, отделять главное от второстепенного, правильно задавать вопросы. Как только я все изучила, мне стало скучно и неинтересно.
Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.
Работа с жестким графиком, без творческого аспекта и публичных выступлений была совсем не по душе.
Через два месяца я стала закидывать резюме в разные образовательные учреждения Челябинска и ходить на собеседования. Еще через два месяца мне позвонили из крупного областного университета. Предлагали вакансию заместителя декана востоковедческого факультета. Был большой конкурс, и я его прошла. Обещали платить всего 12—15 тысяч. В 2007 году, да и сейчас, это обычная зарплата в провинциальном вузе.
Я крепко задумалась. Частная фирма мне оплачивала жилье, плюс оклад 20 тысяч. Теперь же квартиру нужно было снимать за свои деньги, а оклад уменьшался. При самых скромных расходах мне требовалось 20 тысяч рублей в месяц: 11—12 тысяч на аренду, 8—9 тысяч на жизнь. Но зато я возвращалась в привычную среду и мне обещали свободный график: главное, сдавать отчеты вовремя и ходить на совещания.
максимум зарабатывала в сумме, когда стала преподавать в университете и заниматься репетиторством
Тогда я заполнила анкету на сайте для репетиторов. Быстро нашла пару учеников, которые готовились сдавать ЕГЭ по истории. Потом еще троих. Потом заработал «сарафан». В университете у меня был свой кабинет. Днем совещания, отчеты, студенты, а после 17:00 ученики приходили ко мне на репетиторство в этот же кабинет.
Как раз в это время познакомилась с будущим мужем. Он из моего родного Магнитогорска, поэтому у нас был роман на два города. В итоге три дня я проводила в Челябинске, а четыре дня жила в Магнитогорске. Ученики были и там, и там. В какой-то момент это стало очень неудобно. Иногда мне не удавалось приехать из-за работы в универе, иногда случались ссоры с будущим мужем и я возвращалась в Челябинск на неопределенный срок. Но ученики не будут ждать, когда я помирюсь с мужем, так что они уходили к другим репетиторам.
Я поняла, что меня достала работа в университете, вечное безденежье и конфликты с начальством. Как таковых ссор с руководителями не было, просто меня на работу брал один человек, а потом началась частая смена начальников, которые смотрели на меня скорее как на конкурента.
Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.
Два года назад мы с мужем попали в аварию. Один человек погиб на наших глазах. Мы чудом спаслись. После этого стало ясно, что что-то менять надо прямо сейчас — завтра может просто не наступить. И я уволилась с работы.
Стала онлайн-репетитором. Я ушла из университета и решила посвятить себя только репетиторству. Идея о том, что можно преподавать онлайн, пришла не сразу.
стоило одно занятие онлайн
Однажды мне позвонила женщина. Сказала, что нашла мое объявление на «Авито» — там я тоже размещала информацию о подготовке к ЕГЭ, — что сама она из Москвы и хочет, чтобы я готовила ее сына к экзамену по «Скайпу». Я ответила, что никогда так не делала и считаю подобные занятия неэффективными. Но она настаивала, просила хотя бы попробовать, и я согласилась.
Мы попробовали. Мальчик оказался ленивым, и мы быстро закончили. Но важнее было мое открытие: онлайн-занятия возможны и по качеству они ничуть не хуже обычных. Но к ним нужно готовиться: подбирать тесты под каждую тему, делать презентацию для наглядности, электронные атласы, внятно формулировать домашнее задание.
Через полгода я всех своих учеников перевела в онлайн. Были те, кто отказался, кому не подошел формат, — с ними попрощалась. Примерно в это же время на сайте для репетиторов появилась возможность брать учеников на онлайн-занятия из любого города. Так у меня расширилась география.
Завела страницу в «Инстаграме». У меня была страничка в «Инстаграме» с 35 000 подписчиков. Наверное, это звучит странно, но мне ее подарила моя студентка четыре года назад. За одну услугу. Нет, я не поставила ей зачет просто так. Я помогла ей перевестись из одного вуза в другой — это муторная процедура, а я оформила все бумаги. Взамен она предложила аккаунт, сказала, что он ей больше не нужен. Тематика страницы была мне не близка — видео и фото милых щенков, поэтому аккаунт долго стоял заброшенным.
Но во время перевода своих учеников в онлайн я о нем вдруг вспомнила. Пришла мысль использовать его для продвижения своих репетиторских услуг. Да, там не целевая аудитория. Ну и что? Я решила рискнуть. Удалила всех щенков, переименовала аккаунт, начала публиковать исторические посты.
За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.
За первые два месяца от меня отписались 15—20 тысяч человек, но я продолжала. Было непросто начать записывать сторис с лицом, вести прямые эфиры, принимать себя в телефоне. Потом я решилась рассказать о своем блоге друзьям, студентам и школьникам, с которыми занимаюсь. Всем было любопытно, на меня подписались. Охваты стали расти, посты комментировали, ставили лайки, писали в директ.
доход от первого вебинара
Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.
Когда ЕГЭ был сдан, пришла мысль провести большой вебинар о поступлении в вуз. Оказалось, что это моя сильная сторона. Репетиторы и учителя хорошо знают предмет, но почти никогда не могут помочь ученику с профориентацией. У меня же за плечами 16 вузовских приемных кампаний. Я знаю об этом все и даже больше.
Вебинар по профориентации принес 20 000 Р за час: я просто рассказывала все то, о чем говорила в вузе на днях открытых дверей. Только универ платит кучу денег, чтобы родители и абитуриенты хотя бы пришли на этот день открытых дверей, а я за это брала деньги и даже начала платные консультации по поступлению в вуз или переводу из одного вуза в другой.
Открыла онлайн-группу по подготовке к ЕГЭ и заработала первый миллион. Я решила больше не вести индивидуальные занятия. Тогда я думала так: будет здорово, если в мою онлайн-группу соберется 10—15 человек. В итоге собралось 30 человек, и в течение года добавилось еще 25.
заработала в первый год занятий с онлайн-группой
Первый год был самым сложным в профессиональном отношении за всю мою жизнь. Я все делала сама. Составляла график занятий на весь год, создавала презентации, делала задания в формате ЕГЭ к каждой теме, комплектовала ответы, проверяла всех учеников. Параллельно вела блог, заказывала рекламу, настраивала таргет.
Часть технической работы мне помогала делать одна из школьниц. Кстати, она в итоге сдала историю на 100 баллов. Вообще школьники, которых я обучаю, показывают очень хорошие результаты. Слабые почти сразу отсеиваются.
К концу учебного года я вымоталась, но заработала свой первый миллион.