Что нужно чтобы выиграть тендер
Первый госзаказ для ИП. Как на самом деле определить, что у вас есть шансы выиграть в тендере
Продолжаем серию статей о подготовке к первым госзакупкам. В этот раз о том, как заранее понять свои шансы на победу.
2. Проверка востребованности ваших товаров и услуг
Как искать тендеры
Предположим, что мы производим шкафы. Есть ли вообще смысл связываться с закупками или нет? Может, шкафы никому не нужны. Или наоборот — это золотая жила.
Проверку удобно проводить на сайте госзакупок. Это агрегатор всех закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Он бесплатный, в отличие от коммерческих агрегаторов. Правда, придется потратить время на поиск и всё делать вручную.
Заходим на сайт. Есть два режима поиска, условно назовем их «простой» и «подробный». Простой доступен сразу при входе на страницу с закупками, а чтобы воспользоваться подробным, нужно нажать на «Все параметры поиска».
Для наших целей мы будем пользоваться простым поиском. Попробуем искать закупки двумя способами: по ключевым словам и по кодам ОКПД2.
Часть параметров у нас будут одинаковые, выставим их сразу:
Для удобства сохраним эти параметры для будущих поисков. Для этого нужно нажать «Сохранить и применить» в конце формы.
Поиск по ключевым словам
Здесь всё как в любом поисковике: вводите ключевые слова в поисковую строку и смотрите результат. Если нужно, чтобы слово не склонялось, поставьте галочку рядом с фразой «Искать точно как в запросе». Проверяем по слову «шкаф»:
Запись и закупка в этом случае одно и то же. Видим результат — 22 закупки. Кажется, неплохо. Но если копнуть глубже, оказывается, в выборку попали закупки, которые нам не подходят. Например, в этой закупке нужны шкафы управления:
Отсматривать каждую закупку вручную долго. Поэтому настраиваем поиск точнее, чтобы он не искал однокоренные слова. Например, можно уточнить, что нас интересует только «шкаф офисный». Теперь в выдаче всего два результата, но зато они больше подходят под наш запрос:
Поиск по кодам ОКПД2
Второй способ — это поиск по кодам ОКПД2. Эта аббревиатура расшифровывается так: «Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», а цифра «2» означает, что раньше был другой классификатор с таким же названием.
В интернете много сервисов, которые помогают найти коды по ключевому слову. Например, сайт «Классификатор кодов ОКПД2». На сайте госзакупок это тоже можно делать, но там не очень удобно.
Возвращаемся на сайт госзакупок и находим параметр ОКПД2. Ставим галочки на оба пункта списка, чтобы система учла все закупки, где встречаются нужные нам коды. После этого нажимаем слово «Выбрать»:
Из списка всех кодов выбираем нужные нам коды. Для более точного поиска лучше также выбрать коды, которые входят в интересующую категорию. Получается так:
У нас один результат. Это означает, что только один потенциальный заказчик указал коды ОКПД2, которые соответствуют нашему товару. В нашем случае можно было и не проводить такой поиск, так как у нас было всего два варианта.
Но иногда с помощью этого параметра можно отсеять лишние запросы, если попадается много нерелевантных. Например, вы поставляете соль. В выдаче вы увидите и соль, и фасоль, и даже город Сольцы. Чтобы поиск был точнее, лучше о таком способе знать.
Поиск в конкретном регионе
Вы можете находиться в Оренбурге, а закупки — в Мурманске. Вряд ли они вам подойдут. Чтобы настроить поиск по своему региону, нужно зайти в «Подробный поиск» и выбрать местоположение заказчика и поставки.
Сначала выбирается федеральный округ, в нашем случае — это Приволжский, а потом регион. Можно выбрать даже район и город, но мы не будем этого делать.
В нашем случае это будет та же самая закупка, которую мы находили раньше. Она — единственная из Оренбургской области в это время.
Изучаем закупки
В итоге мы нашли одну закупку. Самое время узнать подробности. В каждой карточке есть разделы «Сведения» и «Документы». Здесь можно получить больше информации:
В сведениях — более детальная информация о том, что хочет заказчик:
Допустим, у нас есть и шкафы, и столы. Теперь заглянем в документы:
Скачиваем документ, изучаем условия и ищем проект контракта. Все, кто делает закупки по 44-ФЗ, обязаны прикладывать его в комплект документов. В нашем примере есть оглавление, где все указано:
Читаем проект и видим интересную деталь. Оказывается, поставка нужна в 2021 году и оплата за нее будет тогда же. И тут уже вопрос: интересна нам такая закупка на перспективу или не очень. Или это вообще ошибка:
Обычно предприниматели изучают несколько интересных закупок и сразу понимают, подходит ли им цена и готовы ли они сотрудничать на тех условиях, на которых предлагают заказчики. Кому-то для анализа хватает двух карточек, а кто-то смотрит не меньше десяти.
Отслеживать закупки
Еще можно последить за двумя-тремя закупками. Это нужно, чтобы понять, насколько ваши условия конкурентоспособны.
Делается так: сначала вы прикидываете, что можете предложить заказчику. А после проведения аукциона смотрите на предложение победителя и сравниваете его со своим. Чтобы посмотреть эту информацию, не нужно участвовать в закупке, она будет в открытом доступе.
Если времени ждать нет, можно посмотреть на результаты уже прошедших закупок. Для этого в поиске в параметре «Этап закупки» выберите «Закупка завершена». Все остальные параметры те же, что и раньше.
В результате находим закупку, похожую на нашу. Даже заказчик тот же. Только цена контракта меньше и победитель уже определен:
Переходим в «Сведения» и смотрим подробности закупки: что именно нужно, сколько шкафов закупали. Здесь все то же самое, как описано выше. Поэтому не будем на этом останавливаться.
Если мы можем составить конкуренцию этому игроку, тогда есть смысл участвовать в схожей закупке.
Что запомнить
Вот и всё. В следующий раз перейдем к активным действиям — будем оформлять электронную подпись и аккредитовываться на электронных торговых площадках.
В Тинькофф Бизнесе есть все для госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Мы выпускаем квалифицированные электронные подписи, открываем спецсчета и выдаем банковские гарантии. Все оформляется онлайн, вам не нужно ездить в банк.
Автор: Диана Дёмина
Эксперты: Николай Максименко, Павел Стоянов
Первый госзаказ для ИП. Как выбрать тендер, в котором можно победить
Иногда бывает, что предприниматели заходят в первую попавшуюся закупку, на радостях подают заявку, а потом понимают, что условия для них невыгодные. В этой статье рассказываем, как найти нужную закупку и проверить по ней документацию.
5. Поиск подходящего тендера и изучение закупочной документации
Немного теории: с каких тендеров проще начинать
Участники госзакупок со стажем рекомендуют нарабатывать опыт на простых закупках по 44-ФЗ. Этот закон лучше всего проработан, и в нем четко прописаны правила участия, поэтому ясно, что нужно делать и чего ждет заказчик.
Подойдут закупки, в которых нужно поставить заказчику какой-то товар: бумагу, канцелярские товары или что-то еще. В таких закупках понятные требования: редко кому нужны уникальные ручки или карандаши. Обычно это что-то такое:
И лучше выбирать электронные аукционы. В них победителя определяют по цене: кто предложит ниже, тот и выигрывает. Критерий отбора всего один — цена, поэтому выиграть проще. И не придется учитывать другие параметры, например опыт работы на рынке.
Чтобы не было большой конкуренции, выбирайте закупки с небольшими суммами — до 1 млн рублей. В них редко участвуют крупные игроки, победить проще.
Если просто, то схема выбора госзакупки такая:
Поиск закупки
Найти закупку можно на сайте госзакупок или через специализированные агрегаторы. Про первый способ мы рассказывали в другой статье.
Специализированные агрегаторы — платные площадки с расширенным функционалом поиска закупок. На них вы можете подписаться на уведомления о новых закупках, выгружать информацию в Excel, смотреть аналитику по заказчику: сколько он провел тендеров и с кем сотрудничал. Пример таких площадок — СБИС и Контур.Закупки.
Если вы участвуете впервые, мы не советуем сразу пользоваться платными агрегаторами. Достаточно сайта госзакупок. Платные агрегаторы могут понадобиться позже, если будете активно участвовать в тендерах и придется анализировать закупки на многих площадок.
В любом случае при поиске закупки отмечайте в параметрах нужный этап «Подача заявки», иначе в выдачу будут попадать закупки, в которых уже нельзя поучаствовать.
Изучение закупочной документации
Если какая-то закупка показалась интересной, не торопитесь подавать заявку. Сначала внимательно изучите два раздела — «Общая информация» и «Вложения»:
Это нужно, чтобы убедиться, что вы точно соответствуете требованиям и условия вам подходят.
Общая информация о закупке
В этом разделе вы найдете все важные детали о заказчике, поставке, обеспечении, условия подачи заявки и требования к участникам.
Площадка. В самом начале есть информация о том, на какой площадке проходит закупка. Это важно, потому что заявку можно подать только на ней. На сайте госзакупок или на других площадках этого сделать нельзя.
Процедура торгов. Дальше посмотрите информацию о проведении аукциона: дедлайн по подаче заявок, дату и время аукциона.
Если ищете закупки не только в своем регионе, обращайте внимание на часовой пояс. На сайте госзакупок указано местное время заказчика. Если это не учесть, можно опоздать с подачей заявки или пропустить аукцион. Например, в закупке на ремонтные работы в аэропорту Анадыря на Чукотке указано местное время:
?
?А вот эта же информация на электронной торговой площадке. Здесь уже указано московское время:
Если не заметить, что на сайте госзакупок местное время, можно подумать, что заявки принимают до 12 февраля, 10:00 по московскому времени. На самом деле их ждут только до часа ночи.
Лучше подавать заявку заранее, хотя бы за один день до дедлайна. Так не придется следить за часовыми поясами и меньше шансов не успеть вовремя.
Информация об объекте закупки. Здесь подробно описано, что именно закупает заказчик и по какой цене. Например, в этой закупке 1 кг сахара оценили в 48,91 рубля:
Уже на этом этапе можно прикинуть, есть ли у нас возможность найти сахар дешевле и заработать на этой закупке. Победителя определяют с помощью электронного аукциона, а значит, ключевой критерий — низкая цена. Если у нас нет возможности предложить товар по более низкой цене — нет смысла участвовать.
Преимущества и требования к участникам. Самое важное в этом разделе — ограничения и льготы. Внимательно изучите даже ссылки на законы. Они написаны сложным языком, но помогают понять, можете ли вы участвовать в закупке. Если не подходите по каким-то параметрам, бесполезно подавать заявку, все равно отклонят.
Например, в этой закупке у предприятий уголовно-исполнительной системы есть преимущества. Ограничения тоже есть. Из пояснения к закупке мало что ясно, но в самом постановлении написано, что поставщиками сахара могут быть только страны, входящие в Евразийский экономический союз:
Обеспечение. В закупках могут просить обеспечение — страховку для заказчика, если поставщик внезапно откажется от выполнения своих обязательств. Обеспечение может встречаться на трех этапах: заявки, исполнения контракта и выполнения гарантийных обязательств.
Например, в этой закупке сумма маленькая и обеспечения заявки и гарантийных обязательств не требуется. Но обеспечение контракта есть. Победитель должен будет отправить определенную сумму на счет заказчика или предоставить банковскую гарантию:
Вложения
Скачайте все документы из раздела «Вложения». А потом сделайте над собой усилие и прочитайте их все, понимаем, как это может быть сложно. Учитывая, каким языком обычно написаны эти документы. Но иначе есть шанс подписаться на тендер с заведомо невыгодными условиями.
Документы могут обновлять, поэтому всегда ищите действующую редакцию:
По закону в описании любой закупки по 44-ФЗ всегда должна быть инструкция по заполнению заявки и проект контракта. Они помогают лучше понять, чего ждет заказчик, и предложить то, что ему действительно нужно. Если их нет, можно запросить — заказчик обязан добавить.
Проект контракта — это рыба договора, который заказчик готов заключить с поставщиком. В нем прописаны основные условия сотрудничества. Мы рекомендуем обращать внимание на эти моменты:
Если вы прочитаете какой-то пункт невнимательно и подпишите контракт, вам все равно придется его исполнять. Переиграть и отказаться не получится: заказчик добавит такую компанию в Реестр недобросовестных поставщиков.
Инструкция по заполнению заявки помогает разобраться в требованиях заказчика. В ней могут быть очевидные требования, такие как подача полного пакета документов. Но иногда скрываются и важные мелочи. Бывает важно даже то, как заказчик трактует знаки препинания. И если их неправильно расшифровать, можно предложить не то, что нужно.
Например, в этой инструкции к закупке сахара сказано, что если характеристики отделены запятыми, то товар должен соответствовать всему перечисленному. То есть если заказчик просит чистый, кристаллический, сыпучий сахар, нельзя предложить ему только чистый:
Если вы прочитали документ и что-то остается непонятным, уточните эти моменты у заказчика. Для этого в описании закупки на электронной площадке нажмите «Подача запроса на разъяснение конкурсной документации». Заказчик обязан ответить на запрос в течение двух дней, и вы можете отправить ему до трех запросов.
В следующий раз расскажем, как готовить заявку.
Что запомнить
В Тинькофф Бизнесе есть все для госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Мы выпускаем квалифицированные электронные подписи, открываем спецсчета, выдаем банковские гарантии и кредиты. Все оформляется онлайн, вам не нужно ездить в банк.
Автор: Диана Дёмина
Эксперты: Николай Максименко, Павел Стоянов
Как выигрывать госконтракты по 44-ФЗ: инструкция для новичков
Краткая инструкция, как выигрывать тендеры на госзакупках:
Тендер — это конкурсный отбор лучших предложений, удобный государству для контроля бюджетных средств. Победителем признается участник, заявка которого наиболее полно соответствует требованиям заказчика. Главная цель бюджетных структур — купить дешевле. Но помните, что главная стратегия аукциона по госзакупкам — сработать с максимально возможной прибылью, а не одержать победу ради победы. Вот пошаговая инструкция, которая поможет добиться успеха.
Шаг 1. Подготовительный этап
Для начала проанализируйте свою сферу деятельности. Оцените количество госзакупок по вашему профилю за последний год, объем поставок, основные требования к поставщикам и товарам (услугам), выделите основных конкурентов, посмотрите, в каком ценовом диапазоне они работают.
Взвесьте возможности. Сможете ли вы предложить то, что требуется заказчику, и рентабельно ли это для вашего бизнеса. Решили участвовать — начинайте подготовку. Вот что нужно, чтобы выиграть тендер:
Банк выбирайте из перечня, утвержденного правительством:
Шаг 2. Выбор тендера
Выбирая закупку и размышляя, как выиграть аукцион или конкурс, учитывайте не только цену контракта. Обращайте внимание на такие нюансы:
Выбрали закупку — ознакомьтесь с конкурсной документацией компании, проводящей торги.
Стандартные приглашения к участию, которые заказчики размещают на тендерных площадках, обычно содержат следующую информацию:
Приняли решение об участии в торгах и разобрались, как выигрывать тендеры на электронных площадках, — приступайте к подготовке заявки на участие. Готовьте ее тщательно, на основании заявки заказчик сделает выбор в вашу пользу. Малейшая оплошность в ее оформлении способна лишить вас шанса на победу.
Заказчики обычно пишут инструкции по заполнению заявок. Если такой инструкции нет, направьте заказчику запрос о разъяснении.
Шаг 3. Аналитический этап
Вы выбрали госзакупку и видите ее максимальную цену. Теперь определите:
Обращайте пристальное внимание на цифры и каждый пункт условий договора, их вряд ли удастся изменить, вам придется строго следовать требованиям госконтракта. Любой промах обернется убытками для вас.
Шаг 4. Подготовка документов для участия в тендерах
Если условия закупки понятны, вы просчитали, как выиграть тендер на услуги или поставку товаров, оценили его рентабельность и сочли закупку выгодной, — формируйте заявку.
К заявке приложите документы, которые затребовал заказчик:
Шаг 5. Этап участия
Это финишная прямая на пути к победе: заявка рассматривается либо начинается процесс аукциона. Иногда этап снижения цены отсутствует. Вот основные различия видов торгов:
Результаты конкурса публикуются в итоговом протоколе, где указывается, кто выиграл тендер (на строительство, поставку товара или оказание услуг).
Если нет денег для участия в тендере
Если не хватает собственных денежных средств, вот варианты, как выиграть тендер на госзакупках без денег:
Подытожив расчеты, поищите в тендерной документации уловки заказчиков, они нередко используют недобросовестные приемы, чтобы отдать заказ «своему» поставщику.
Чем отличаются государственные и коммерческие тендеры
Основным отличием государственных и коммерческих закупок является источник финансирования — федеральный бюджет или собственные средства. Остальные различия приведены в таблице:
Параметры | Государственный тендер | Коммерческий тендер |
---|---|---|
Нормативная база | № 44-ФЗ, ГК РФ | № 135-ФЗ, ГК РФ |
Способы и порядок проведения закупок | Устанавливаются законом, не меняются | Устанавливаются заказчиком |
Свобода конкуренции | Необходимо предложить требуемый товар | Можно предложить аналог требуемого товара |
Требования к участникам | Жестко регламентированы | Устанавливаются заказчиком |
Принципы оценки заявок | Установлены законодательно | На усмотрение заказчика |
Виды закупок в электронной форме | Аукцион | Устанавливаются заказчиком |
Электронные площадки | Перечень утвержденных электронных площадок | Любые электронные площадки на усмотрение заказчика |
Информация и отчетность по закупкам | Обязательная публикация в ЕИС | Не обязаны отчитываться |
Как выиграть коммерческий тендер
Коммерческие тендеры — это конкурсы на закупки, проводимые юридическими лицами по собственным правилам и с использованием собственных денежных средств.
Их проведение регулируют три документа:
Прежде чем подавать заявку, изучите положение о закупке, проект контракта и техническое задание. Чтобы понять, как побеждать в тендерах коммерческого характера, уделите внимание таким факторам:
Вот какие документы нужны для участия в коммерческих тендерах:
Тендерное сопровождение, как способ выиграть тендер
Основная задача тендерного брокера — помочь своему клиенту участвовать и победить в торгах.
Признаки того, что вам нужна помощь в выигрыше тендера:
Как выиграть тендер в 2021 году
Как выиграть тендер на госзакупках:
Инструкция доработана экспертом Эллой Залужной
В широком смысле тендер является инструментом отбора лучшего контрагента для исполнения обязательств, в том числе и на международной арене. Рассмотрим, как стать лучшим, секреты тендеров на госзакупках и в коммерческой сфере.
Есть специалисты, которые говорят, что выиграть возможно любой тендер, если предложить 1 рубль. В таком случае заработать не получится, но заказ — ваш. В этой статье под победой в торгах мы подразумеваем победу в разрезе получения прибыли от этого проекта.
Подготовительный этап
На этом этапе потенциальный поставщик создает условия для победы. Вот что нужно, чтобы выиграть тендер на госзаказ и заключить контракт:
Сначала выберите подходящий тендер и внимательно изучите документы, которые разместил заказчик. Там — вся необходимая потенциальному поставщику информация.
Не читайте документы по «диагонали». Внимательно изучайте, что разыгрывается при государственных закупках и на каких условиях. В документации заказчик рассказывает все, что он хочет получить. Эти данные есть в проекте будущего контракта. Организаторы торгов публикуют необходимые формы для участия в процедурах. Пользуйтесь ими, так риск совершить ошибку меньше.
Это универсальные инструкции, они подходят под разные задачи. В том числе и если вы хотите знать, кто выиграл тендер на строительство.
Рекомендуем запомнить эти правила по работе с документами:
Рассказываем, какие законы надо знать, чтоб выиграть тендер и заключить сделку:
Если товары, работы, услуги, которые вы продаете, нужны заказчику, получите квалифицированную электронную подпись. Заказчики только в электронной форме проводят все госзакупки в рамках 44-ФЗ и закупки по 223-ФЗ среди субъектов малого предпринимательства. Б ез электронной подписи выиграть тендер не получится. Ее выдают аккредитованные удостоверяющие центры. Только перед тем, как идти в центр, определитесь, в каких закупках планируете участвовать и на каких торговых площадках. Предложения по выпуску ЭЦП разнятся в зависимости от запросов клиентов.
Все центры, у которых есть аккредитация Минкомсвязи, выдают подписи, которые работают на площадках для госзакупок. В то время как по 223-ФЗ торговых платформ значительно больше. И они принимают подписи только тех удостоверяющих центров, которые прошли регистрацию на них в качестве специализированных организаций. Уточняйте в центре, работает ли подпись на площадке, которая вас интересует.
В среднем подпись сделают за 2 дня, цена варьируется от 3000 до 8000 рублей, в зависимости от вида. За дополнительную плату сделают подпись в оперативном порядке за нескольких часов.
После получения электронной подписи зарегистрируйтесь в ЕИС. Эта процедура обязательна для всех участников. А аккредитовываться на каждой торговой площадке нет необходимости, достаточно разместить информацию и документы в так называемом Едином реестре участников закупок. После чего в течение 1 рабочего дня торговые платформы аккредитуют потенциального победителя закупки.
И последний шаг — открытие специального счета для обеспечения заявок. Без него не получится выиграть тендер, если для участия требуют обеспечить заявку. Такой счет открывается в одном из 25 утвержденных банков, допускается использовать расчетный счет как специальный.
Аналитический этап
На этом этапе мы делаем следующее:
На этом этапе определитесь с ценой контракта, ниже которой невыгодно участвовать. Сформируйте конкурентоспособное предложение.
Для решения этой задачи проанализируйте ресурсы, которые у вас есть. Акцентируйте внимание на том, что в закупках нет авансирования. Придется иметь запас оборотных средств и ресурсов на исполнение условий контракта. Не переоценивайте реальные возможности вашей компании. Задавайте вопросы, сможете ли вы поставить продукцию в установленные сроки или перечислить вовремя обеспечение исполнения контракта. Вот инструкция, как выиграть тендер на госзакупках без денег и заполучить контракт:
Если закупка по расчетам получилась экономически привлекательной, то оформляйте заявку.
После расчетов маржинальности просканируйте документацию на наличие ловушек от заказчика. Даже опытные тендерные специалисты не сразу находят их. Иногда заказчик специально «путает следы», чтобы отсеять ненужных ему поставщиков, а иногда случайно, в силу некомпетенции или невнимательности.
Мы записали 2 видео об уловках заказчиков в документации и техническом задании. В первом рассказали, что делать, если столкнулись с ловушками.
Этап участия
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как проводят строительные тендеры. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Тендеры между собой отличаются по критериям выбора победителя. Например, есть заказы, где победитель определяется только по цене. Причем на запросе котировок цена подается только один раз. А на аукционе цена снижается пошагово.
Есть тендеры, где, кроме цены, на выбор победителя влияют другие факторы — так называемые нестоимостные критерии (конкурс, запрос предложений). Например: квалификация персонала, опыт или деловая репутация.
А вот разницу по форме проведения различных процедур мы раскрыли в таблице ниже.
Открытые | Конкурентные | Электронные |
Госзакупки | Коммерческий тендер | |
---|---|---|
Способы и порядок проведения закупок | Все алгоритмы установлены законом о контрактной системе | Устанавливаются заказчиком в регламенте проведения закупок |
Свобода конкуренции | Заказчик обеспечивает возможность поставить аналог товара, который соответствует всем запросам заказчика | Заказчик вправе потребовать конкретный товар |
Требования к участникам | Прописаны в статье 31 44-ФЗ, в Постановлении Правительства №99 от 04.02.2015 | Устанавливаются заказчиком |
Критерии оценки заявок | Установлены в Постановлении №1085 от 28.11.2013 | Устанавливаются заказчиком |
Электронные торговые площадки |