Что нужно чтобы заниматься эпоксидной смолой
Работа с эпоксидной смолой для начинающих и профессионалов
Внешне большинство эпоксидных смол, выпускаемых для работы в быту, похожи на лаки разной степени густоты. Только, в отличие от лаков, банку с компонентом А можно оставить открытой на длительное время, но густеть или вообще засыхать смола от этого не станет – в этом и есть главное отличие эпоксидок от лаков, таких, например, как ХВ, НЦ, ГФ или ПФ. У тех засыхание или застывание происходит за счет активного испарения глинфталиевых, пентафталиевых или нитро-составляющих, из-за чего пленка после этого испарения значительно уменьшается в объеме, происходит усадка лака.
У эпоксидных материалов другой принцип застывания: в компонент А добавляется компонент Б, который запускает экзотермическую (с активным выделением тепла) реакцию полимеризации. Испаряться там нечему, а если какое-то, под воздействием повышения температуры, испарение веществ происходит, то им можно пренебречь: доля массы молекул, унесенных таким испарением, не превышает 0,001%.
На практике это означает, что если на ровную горизонтальную поверхность вылито небольшое количество смеси компонентов эпоксидки А и Б, то после застывания образуется не пленка, как от лаков, а выпуклая «линза».
Этапы работы с эпоксидным материалами
Первое, что потребуется для работы – емкость для смешивания компонентов, два шприца со снятыми иглами, сами компоненты А (эпоксидный компаунд) и Б (отвердитель, запускающий реакцию полимеризации и сам активно в ней участвующий, то есть это не катализатор — катализаторы в реакциях не участвуют). Понадобится также палочка-весло с плоским кончиком, такой кончик при перемешивании компонентов вызывает меньше пузырьков, которые нежелательны.
Из компонентов А и Б наиболее химически активным, а также, обычно, и более токсичным, является компонент Б, то есть отвердитель. Кроме того, он не такой густой, как смола (некоторые виды вообще жидкие, как вода). Поэтому, отмеривая для смешивания, из шприца его выдавливать очень плавно, чтобы брызги не попали на кожу или одежду. Не следует отмеривать компаунд и отвердитель одним и тем же шприцем – промаркируйте их, чтобы потом не перепутать функционально.
Пропорции смешивания отвердителя и смолы отличаются у разных производителей, поэтому экспериментировать с ними лучше не надо: недостаток отвердителя вызовет неполную полимеризацию смолы, а его избыток может вызвать резкое повышение температуры смеси, ее закипание, задымление и даже, возможно, самовозгорание.
Далее смешивают компоненты. Смешивание нужно делать, не прилагая энергичных усилий, чтобы избежать образования пузырьков. Дело в том, что консистенция смешиваемого состава напоминает мед, и воздушным пузырькам нужно время, чтобы покинуть толщу смеси. Это не всегда возможно, из-за того, что смесь может очень быстро густеть. Если наличие пузырьков воздуха критично – отливка может быть испорчена. Некритично наличие воздушных пузырьков только в массе эпоксидного клея, где эстетические критерии не нужны.
Так как полимеризация состава происходит на протяжении какого-то отрезка времени, с постепенно густеющим составом можно проделать некоторые манипуляции, если они нужны. Давайте рассмотрим стадии отверждения, чтобы понять, как и когда можно вмешаться в процесс:
Реакцию полимеризации эпоксидной смолы можно только затормозить. Обратить вспять ее невозможно: раз запущенный, процесс идет до конца, до полного застывания и превращения смолы в твердую отливку, если это нужно по условиям задачи и по заданным заводским свойствам.
Время до полного застывания разное у разных производителей. Это связано с разным способами производства смолы, разными компонентами, из которых ее синтезируют, но в основном время полной полимеризации зависит от состава отвердителя. Существуют такие, которые работают при комнатной температуре, и время полного отверждения для них 24-48 часов, а окончательного – до недели или даже более.
Термины «полное» и «окончательное» означают, что в первом случае смола внешне на первый взгляд прекратила реакцию внутри себя, но на самом деле процесс продолжается, только крайне медленно, и уже почти без выделения тепла. Застывшая эпоксидка еще не получила все свои свойства, особенно прочность, еще не сформировалась окончательно.
На практике же, например, при заливке полов, 48-часового срока достаточно для начала эксплуатации объекта заливки.
Существуют и другие отвердители, так называемые «горячие». Смола, процесс полимеризации которой запускается с помощью таких отвердителей, максимум своих свойств проявит, если для отверждения применяют повышенную температуру, до 100°C и даже до 200°C градусов. При таких отвердителях и при таких температурах во время полимеризации создаются очень тесные и разветвленные полимерные цепи, а это означает, что застывшая отливка будет обладать повышенной прочностью, притом по всем параметрам: твердости, упругости, износо- и термостойкости. Только, конечно, в домашних условиях создать такие условия для отверждения смолы задача малореальная. Это прерогатива промышленных способов использования эпоксидных смол.
Но продолжим описание работы.Заливка эпоксидки в том виде, как это было запланировано: изготовляем линзу, заливаем форму, заливаем полы или заготовку.
К застывающей эпоксидной смоле просто притягивается висящая в воздухе пыль, поэтому нужно максимально защитить поверхности смолы, какого бы размера и формы у вас ни была отливка или заливка. Если же речь идет о залитых полах, то перед применением смолы сделайте влажную уборку, везде вытрите пыль, где это можно, и обеспечьте отсутствие сквозняков.
Далее следует дождаться полного отверждения смолы. Если она использовалась для заливки полов, то выждите еще 12 часов сверх рекомендованного для полного застывания времени: по таком застывшему покрытию уже можно будет двигать мебель. Подложив под части мебели, имеющие контакт с полом, суконные или войлочные прокладки.
Некоторые особенности
Рассмотрим некоторые нюансы и тонкости работы с полимерным составом.
Небольшие, до 2,5 см в диаметре, линзы, тем более окрашенные с помощью пигментов, часто используют как элемент декора при наклеивании на стекло межкомнатных дверей. В отличие от стеклянных «камешков», они в 2 с половиной раза легче.
В целом эпоксидная смола — это великолепный материал для всевозможных поделок и для использования в быту. Делать из нее дизайнерскую мебель все-таки накладно, для этого нужно иметь хорошо оборудованную мастерскую, с нагнетательно-вытяжной вентиляцией, возможностью для повышения общей температуры воздуха вплоть до 60°C градусов, места для размещения больших форм для отливок. Но вот залить дома хорошо подготовленные для этого полы, вполне по силам, или сделать дизайнерские столешницы для кухонного гарнитура, а также кухонный фартук. Правда, смолу для этого нужно будет покупать высокого качества.
Эпоксидная смола: практические советы начинающим для экономии денег и нервов. Часть 1
Сегодня в магазинах для хобби и творчества продаются готовые наборы для изготовления панно с морским берегом иди абстракцией. Стоимость таких наборов начинается от 2 тысяч рублей, в них входит как правило 300 грамм эпоксидки, расходники, красители и наполнители. В качестве развлечения на один раз это неплохой вариант, но познакомиться с эпоксидкой во всем ее великолепии они не позволят. Если вы задумываетесь о том, чтобы заняться эпоксидным творчеством всерьез, будет полезно узнать о некоторых тонкостях и нюансах этого творческого процесса.
В этом блоге вы найдете небольшой самоучитель для начинающих, который поможет вам начать свой творческий путь и освоить мастерство изготовления поделок из эпоксидной смолы. В первых публикациях мы рассмотрим важные теоретические и организационные вопросы, такие как стоимость материалов, выбор техники, основные ошибки новичков и способы их избежать. Далее вашему вниманию будут представлены несколько мастер-классов по изготовлению поделок в разных техниках.
Делать отливки из эпоксидной смолы – удовольствие не из дешевых. Тем, кто хотел бы достичь определенных успехов в этом виде творчества, следует с самого начала оптимизировать затраты и материалы. Для этого полезно учесть некоторые практические рекомендации. В интернете множество общих статей на эту тему, но их практическая полезность иногда условна, а порой минимальна, поскольку все они повторяют одни и те же общие моменты, не затрагивая большинство важных вопросов, с которыми сталкивается новичок.
Первый вопрос, который часто мучает новичков, читающих отзывы в интернете, — а может быть такое, что моя поделка не застынет? На сегодняшний день я перепробовала более 15 видов эпоксидки. Все они двухкомпонентные. Все они застывали в установленный срок. Если срок прошел, а поделка не застыла, значит скорее всего были нарушены пропорции или другие тонкости технологии.
Что же делать? Ждать и надеяться. Как ускорить процесс застывания? Никак. Если не повезет, изделие так и останется пластичным или липким. Бывает. Бояться этого не стоит, но тем не менее нужно внимательно читать инструкцию перед смешиванием и подбирать правильную смолу.
Шаг 1. Определитесь, что именно вы хотите делать из эпоксидки.
Самое простое — мелкая ювелирка с сухоцветами/блестками/поталью. Она требует мало материала и не доставит много хлопот. Однако, такие украшения — штука на любителя, к тому же это занятие довольно быстро надоедает.
Более продвинутые варианты — это Резин Арт, Петри Арт и объемные заливки. Изделия в этих техниках могут быть очень красивыми, но чтобы добиться хорошего результата порой приходится сотворить несколько «блинов комом».
Резин Арт — рисование подкрашенной смолой морских волн или абстрактных панно. Преимуществом этого занятия является относительно малый расход эпоксидки.
Петри Арт — добавление в жидкую смолу алкогольных чернил без перемешивания для создания своеобразного причудливого узора. Расход здесь будет чуть выше, поскольку чернилам для создания узора нужен объем.
Объемные заливки — создание объемных фигур, заполненных декоративными элементами. Здесь выше всего шанс все испортить, но возможности создавать маленькие застывшие миры, которые открывает это творчество, завораживают.
Отдельной статьей можно также выделить мебель, такую, например, как прекрасные столики-реки. Но для начинающих эпоксидчиков это занятие неподходящее, поскольку себестоимость такой поделки с учетом даже небольшого слэба и необходимого количества смолы и аппаратуры составит десятки тысяч рублей, а вероятность получить качественный результат критически низка. Поэтому, если вы хотите в будущем сделать стол-реку, настоятельно рекомендую для начала потренироваться «на кошках» и приобрести базовый набор навыков работы с эпоксидкой на более мелких объектах объемной заливки.
В зависимости от вашего бюджета и мотивации, вы можете выбрать для себя какое-то одно направление, но ничто не мешает пробовать и совмещать разные техники. Важнейший этап — это выбор подходящих материалов. Этому вопросу мы посвятим следующую статью, в которой также рассмотрим вопрос затрат и примерной стоимости изготовления изделий из эпоксидки.
Что нужно для работы с эпоксидной смолой для начинающих список
(2 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Список материалов для работы с эпоксидной смолой
А знаете ли вы что нужно для работы с эпоксидной смолой для начинающих список минимального необходимого набора, вы узнаете из этой статьи. И так. Создание великолепных изделий из эпоксидного клея – это очень увлекательный, прибыльный способ изготовления разных подделок в творчестве, украшений и при строительстве. Выбор материала, список необходимых инструментов дело не такое уж и простое, поэтому в данном вопросе нужно иметь не только опыт, но и прислушиваться к советам других.
Содержание статьи:
Если у вас появилось желание, попробовать свои силы в творчестве, которое связано с работой, а именно с ювелирной смолой, но в данном деле нет никаких знаний и малейшего опыта, мы подробно разберем то, без чего начинающему новичку не обойтись. Составим список необходимых материалов и расскажем о минимальном наборе инструментов.
Что нужно самое основное
Что нужно для работы с эпоксидной смолой для начинающих список
Если вы надумали заниматься творчество, но никак не строительно-отделочными работами связанные с эпоксидной смолой, то вам потребуется минимальный набор следующих вещей, указанных в списки ниже.
Важно! Прежде чем начать изучать список, вы должны знать, что в зависимости от вашей конечной цели, необходимые материалы для работы с эпоксидкой и инструменты могут изменяться. В целом по ходу работ знайте, требуется множество разных мелочей.
Список необходимого для начинающих
Минимальный набор для начинающего
Опытные специалисты в этом деле отмечают, что заранее распланированный перечень материалов и инструментов, этапы работ – это в первую очередь высокий показатель самоорганизации, поэтому с него вам и нужно начинать.
Что может понадобиться еще?
Начинающему желательно подготовить заранее весь список необходимых материалов, инструментов и подручных средств:
Если вы конкретно хотите заняться созданием бижутерии из клея, то у нас на сайте уже есть полный список того, что нужно для украшений из эпоксидной смолы, поэтому рекомендую данную статью к прочтению.
Список индивидуальных средств защиты
Каким бы именно направлением в эпоксидной смоле вы не занялись, в первую очередь необходимо позаботиться о своей безопасности, потому что эпоксидный клей – токсичен и работать с ним, нужно с большой осторожностью.
Многие опытные мастера, хоть говорят на каждом шагу, что современная эпоксидная смола безопасна, но лучше в этом деле проявить свою бдительность и по максимуму обезопасить себя при заливочных работах. Из средств индивидуальной защиты обязательно нужно:
Важно! Эпоксидка в открытом жидком виде очень опасна, потому что выделяет невидимые для глаз токсичные вещества, особенно когда вы ее разбавляете с отвердителем. Я не думаю, а уверен на 100%, что современные смолы не безопасны, хотя, скорее всего опасность сведена к нулю. Защитные средства потребуются вам при непредвиденной, нештатной ситуации, в тот момент, когда смола попадет вам на кожу, капнет случайно на область лица и т.д. В большинстве случаев, смолу растворяют в ацетоне, толуоле они 100% вредны, их попадание на кожу не допустимо. По этой причине пренебрегать индивидуальными средствами защиты, мы не рекомендуем.
Подробнее о списке необходимого
Эпоксидная смола
От качества клея и будет зависеть конечный итог вашего творчества. Смола – это главная основа, поэтому к ее выбору стоит подойти со всей ответственностью. На нашем сайте, также есть список производителей самых лучших эпоксидных смол, поэтому узнать о них для вас будет не лишним.
Стаканчик силиконовый
Он необходим вам как мерный стаканчик. Используется для размешивания эпоксидной смолы с красителями и другими составляющими. Как правило, силиконовый стакан многоразовый, потому что к нему не липнет приготовленный эпоксидный материал. Если вы собираетесь заниматься творчеством, то силиконовый стаканчик должен быть объемом не менее 100 мл и желательно с делениями.
Пигмент сухой
Применение сухого пигмента необходимо для подкрашивания эпоксидки. Самыми лучшими считаются порошкообразные пигменты, потому что они отличаются стабильностью и насыщенностью цвета, хорошей стойкостью. С помощью них, можно создавать металлизированный или перламутровый эффекты.
Молды силиконовые
Молды, простыми словами говоря – это формы, куда и будет заливаться приготовленная эпоксидная смола. После заливки и настаивания, смола затвердевает, принимая форму и рельеф молда, вашей емкости. Для создания неповторимых украшений можно приобрести специальные силиконовые молды (формы) в виде серег, колец и прочего.
Бумага наждачная
Она необходима и используется только после полного высыхания смолы. С помощью наждачной бумаги, можно подправить рабочие изъяны: швы, небольшие шероховатости, наплывы, а также сгладить углы и многое другое. Для новичков мы рекомендуем начать с наждачной бумаги абразивностью: P600, Р1500 и Р2500.
Эпоксидная смола: Практические советы начинающим. Оцениваем расходы. Часть 2
В сегодняшней статье мы рассмотрим насущные вопросы: какие материалы нужны на поделки из эпоксидки, где их взять и сколько это будет стоить?
Первым делом составим список всего необходимого, что понадобится для работы.
1) Собственно эпоксидка. Подробнее о разновидностях эпоксидки мы поговорим в следующей публикации, сейчас же нам важно знать, что их бывает несколько видов и доступный объем начинается от 300 грамм. Если вы намереваетесь серьезно подойти к эпоксидному творчеству, то 300 грамм вам на один зуб не хватит, при этом такая упаковка самая дорогая по стоимости на грамм смолы. Удобно покупать смолу по 1 килограмму. Она не занимает много места и по стоимости получается более выгодна. Упаковка материала такого объема стоит 1200-1500 рублей в зависимости от марки.
Итого: 1200 руб.
2) Расходники. Чтобы смешивать смолу нужна соответствующая тара. Мерные и силиконовые стаканы конечно можно использовать, но это совершенно бессмысленно. Для этой цели наиболее бюджетный и удобный вариант — одноразовые пластиковые стаканы. Причем при работе с разными цветами расход стаканчиков за раз может достигать 10 штук. Стоимость комплекта из 100 стаканов составляет в среднем 100 рублей. Далее нам потребуется нечто, чем можно размешивать эпоксидку. Начитавшись отзывов и страшилок в интернете я для этих целей купила даже капучинатор. Не повторяйте моих ошибок! Эпоксидка в стаканчиках отлично размешивается палочками для мороженого или одноразовыми пластиковыми ножами, стоимость комплекта тоже примерно 100-150 рублей. Далее вам понадобится клеенка или газета, чтобы защитить стол. Это можно достать бесплатно) Для смешивания также необходимы электронные весы. Если у вас их нет, нужно обязательно приобрести. Самые простые модели стоят от 300 рублей. И, наконец, перчатки и респиратор вам не понадобятся совсем, поскольку смола для творчества не пахнет и при попадании на кожу не нанесет вам вреда. Удалить ее можно спиртом или спиртовым антисептиком.
Итого 500 руб.
3) Пигменты/чернила/красители. Этих материалов бесконечное множество, приобрести их можно в онлайн-магазинах для творчества. Принципиальное различие заключается в их прозрачности/непрозрачности и разных эффектах — металлик, пена, хамелеон, перламутр, флуоресценция и так далее. Для наглядности приведу примеры работ в разных техниках из предыдущего поста с указанием использованных красителей.
Важный момент: спиртовые чернила могут заменить вам прозрачный колер. То есть если вы хотите пробовать разные техники, вам не нужно покупать вместе колер и чернила, на первое время достаточно только чернил. Одна баночка таких чернил стоит от 170 рублей. Для того чтобы создавать разноцветные поделки, вам понадобится минимум 3 цветных и 1 белая баночка (как правило, стоит подороже), а также очень востребованы металлики, например, золото. Есть также вариант купить набор чернил где-нибудь на алиэкспресс. По цене это получается намного дешевле, но… Рекомендовать не могу, ибо мой набор вот уже 4 месяца как «скоро будет доставлен, мэм». У нас покупать дороже, но надежнее. Кроме того, у нас в магазинах продаются неплохие наборы колеров (не чернил!) по 10 цветов, стоимостью от 700-800 рублей. Это тоже хороший вариант. Правда, для тех, кто хочет пробовать себя в Петри арт он не подойдет, так как колер не заменяет чернила.
Итого 850 руб.
Для всех, кто хочет заняться Резин Арт, то есть созданием панно с океаном или абстракций из эпоксидки, потребуются именно непрозрачные колеры. Они бывают нескольких видов — пасты, порошки, жидкие. Сразу хочу предостеречь от использования паст. Они сильно пахнут и могут быстро засохнуть. Именно такие пасты, кстати, входят в готовые наборы с эпоксидными панно. У меня таких паст не много, примерно ¼ из них начали засыхать в течение первого месяца использования. По этой причине рекомендую приобретать порошки. Они представляют собой примерно то же что тени для век — не пахнут, не токсичны, бывают разных цветов. Кстати, если вам удастся перемолоть ненужные старые тени для век в однородный порошок без комочков, эту субстанцию также можно использовать как пигмент для эпоксидки. Стоимость одной баночки пигмента начинается примерно от 200 рублей. Для работы вам обязательно потребуется белый, также часто используется золотой всплывающий металлик, а также 3 вида цветных пигментов. Белый порошок можно заменить на порошок с эффектом пены. Он также белый, но создает своеобразный узор в рисунке (или не создает — такое тоже бывает).
Итого 1000 руб.
4) Дополнительные материалы для декора.
Для декора можно использовать огромное количество материалов: дерево, камни, песок, мох, ветви, цветы итд. На начальном этапе рекомендую использовать подручные материалы, не приобретать ничего дополнительно. По мере того, как вы приобретете навык, у вас появятся идеи поделок и вы сможете со знанием дела выбрать и купить подходящий декор. Подробнее о том, как с ним работать мы поговорим в отдельном посте.
5) Молд или артборд (он же фанерка)
Что бы вы ни собирались делать, какую бы технику ни выбрали, вам нужна основа для поделки, либо «опалубка», в которую вы будете ее заливать. Для плоских картин Резин Арт можно использовать деревянные заготовки, стоимость которых составляет примерно от 120 рублей за 1 штуку. Для всех остальных техник вам потребуется молд, так как там важна прозрачность и глубина композиции. Молд также освобождает вас от необходимости приобретать заготовки из дерева, так как в него можно лить сразу, без основы. Найти хороший молд — большая проблема. Изготовить его самостоятельно в принципе не сложно (продаются силиконовые смеси для этих целей), но он может получиться кривым. Также опалубку можно сделать из плексигласа/пластика, скрепив скотчем или клеевым пистолетом. Но скорее всего герметично и ровно закрепить края не получится, я бы не рекомендовала такой вариант.
Для начинающих, пожалуй, универсальным для всех трех техник эпоксидного творчества будет круглый молд глубиной 3 см, диаметром 18-20 см. Это может быть силиконовая форма для выпечки или специальный молд для эпоксидки, или форма самостоятельно изготовленная. Вне зависимости от этого, стоимость составит от 1000 рублей. Молд многоразовый и при бережном отношении качественное изделие прослужит вам долго, его хватит на много поделок.
Итого 1000 руб.
Если сложить все полученные итоги, получим, что начинающий эпоксидчик потратит на материалы по меньшей мере 4 550 рублей. Данный набор позволит вам сделать 5-10 поделок (в зависимости от техники и размеров изделий). Утешает также то, что многие материалы, такие как молды и красители, очень экономичны в расходе и их хватит на долгое время.
Особая сложность для начинающих состоит в том, чтобы выбрать эпоксидную смолу из вариантов, представленных на рынке. Судя по отзывам на сайтах, многие выбирают неподходящие варианты и результат приносит им разочарование. чтобы найти «свою» смолу, безусловно, нужно пробовать разные продукты. О том, как выбрать оптимальные по цене и свойствам материалы для начала работы, чтобы не разочароваться, расскажем в следующем посте.