Что нужно чтобы жить с умом
Что нужно чтобы жить с умом
Александр Трифонович Твардовский
Стихотворения и поэмы
© Твардовский А. Т., наследники, 1964
© Турков А. М., составление, вступительная статья, 1998
© Верейский О. Г., иллюстрации, наследники, 1946
© Оформление серии. «Издательство «Детская литература», 2001
«Я прошел такую даль…»
Нет, жизнь меня не обделила,
Добром своим не обошла.
Всего с лихвой дано мне было
В дорогу – света и тепла.
И ранней горечи и боли,
И детской мстительной мечты…
Чтоб жил и был всегда с народом,
Чтоб ведал все, что станет с ним,
Не обошла тридцатым годом.
Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году и провел свои ранние годы на Смоленщине. «Простецкое», как он однажды выразился, деревенское детство поэта пришлось на время, когда, по его словам, крестьянство было охвачено жизнедеятельным порывом. Одни, как отец Твардовского, Трифон Гордеевич, стремились к большему достатку; другие, в особенности молодежь, тянулись к газетам, книгам, участвовали в самодеятельных спектаклях и других разнообразных культурных и общественных начинаниях. Еще подростком Твардовский стал селькором – сельским корреспондентом смоленских газет, где появились и его первые стихи.
Трифон Гордеевич сам прививал детям интерес к чтению, однако никак не предполагал, что у одного из сыновей тяга к литературе достигнет такой огромной силы и помешает отцовским расчетам сделать и его своим подручным, как это уже произошло со старшим – Константином.
В пылу споров с отцом, приведших юношу к форменному побегу из дома и началу самостоятельного трудного, полуголодного существования, Твардовский даже видел в Трифоне Гордеевиче противника всей новой, изменяющейся жизни. «Отцу-богатею» – запальчиво и несправедливо озаглавлено одно из ранних стихотворений молодого поэта, а в поэме «Вступление» даже фигурирует кулак Гордеич, занимающийся, как и отец автора, кузнечным ремеслом.
В дальнейшем, в пору коллективизации, уход из семьи избавил Твардовского от обрушившихся на нее, как и на другие мнимые «кулацкие гнезда», репрессий, однако случившееся не только надолго разлучило его с высланными родными, но и позволило завистникам и недоброжелателям обрушиться на него как на «кулацкого подголоска» и «классового врага».
Поэт оказался в трагической ситуации. Почти тридцать лет спустя, в 1957 году, набрасывая план пьесы о раскулачивании, он припомнил слова, сказанные в ту давнюю пору секретарем Смоленского обкома партии: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». В тех же набросках запечатлена и дилемма, вставшая перед «младшим братом», в котором легко угадывается сам автор: «Он должен порвать с семьей, отказаться от нее, проклясть ее – тогда, может быть, он еще останется „на этом берегу “…»
Происшедшее оставило в душе Твардовского тяжелейшую, незаживающую рану и в то же время положило начало долгому, мучительному, противоречивому процессу отрезвления от прежних наивных иллюзий. Это сказалось уже в поэме «Страна Муравия» (1934–1936), которая по тону заметно отличалась от тогдашней литературы с ее упрощенной и приукрашенной трактовкой «великого перелома» – коллективизации. В описании скитаний Никиты Моргунка, который «бросил… семью и дом», не желая вступать в колхоз (так поступил и отец поэта), в его тревожных раздумьях и разнообразных дорожных встречах прорываются явственные отголоски трагических событий. Выразительна, например, услышанная Моргунком сказка про деда и бабу, которые «жили век в своей избе», покуда «небывало высокая» вешняя вода не «подняла… избушку» и «как кораблик, понесла» совсем на другое место: «так и стой». Сам автор впоследствии ценил в своей поэме именно драматизм, в черновых вариантах достигавший особой силы:
Что нужно чтобы жить с умом
Василий Теркин. Стихотворения. Поэмы
Последнее воспоминание о нем: сидит, страшно исхудавший, возле большого дачного окна…
Незадолго до этого, в феврале 1970 года, многолетнее грубое давление всевозможных «руководящих инстанций» – ЦК КПСС, Главлита (а попросту сказать – цензуры), секретариата Союза писателей – вынудило Александра Твардовского покинуть журнал «Новый мир», главным редактором которого он был больше десяти лет и который за это время приобрел огромную популярность в нашей стране и даже за ее пределами.
В прошлом веке, испытав потерю такого же своего любимого детища – журнала «Отечественные записки», закрытого правительством, Салтыков-Щедрин горестно писал, что отныне «лишился употребления языка». Но то, что для великого сатирика было метафорой, гиперболой, для Твардовского стало реальностью. Лишившись журнала, не сумев опубликовать свою последнюю поэму «По праву памяти», он смертельно заболел и почти потерял речь.
Его окружали родные, навещали друзья, и все же на долгие часы он оставался наедине со смотрящей в окно поздней осенью, безлистыми деревьями, пожухлой травой, покуда в стекло не застучались, не заскреблись первые метели. (И не звучали ли в памяти последней декабрьской ночью строки из трагической главы «Василия Теркина»: «Смерть склонилась к изголовью: – Ну, солдат, пойдем со мной»?)
Вся жизнь, наверное, проходила в те дни перед глазами Твардовского, и он мог сказать о себе словами своего любимого героя:
…Ах, каким простым все казалось подростку, росшему на Смоленщине, как он напишет позже: «в захолустье, потрясенном всемирным чудом новых дней». Немало обязанный отцу, сельскому кузнецу, первыми задатками любви к книге, к чтению, он, став комсомольцем, теперь судил об «отсталых» взглядах Трифона Гордеевича со всей страстью и категоричностью юности.
Среди стихов «поэта-селькора», как именовали своего юного сотрудника смоленские газеты, были и такие, как «Отцу-богатею», а в одной из его первых поэм «отрицательным» персонажем был… кузнец Гордеич!
Много лет пройдет, прежде чем отцовская судьба предстанет перед Твардовским во всей сложности. Долгие годы он вынашивал замысел романа об отце, который, к сожалению, так и не удалось осуществить. Он и название придумал – «Пан». Так прозвали Трифона Гордеевича земляки за то, что тот всячески, весьма наивно и недальновидно подчеркивал свою особость, независимость, отличный от обычного деревенского склад жизни.
Но уже в поэме «За далью – даль» будут запечатлены и реальная картина «скудного выручкою» трудового дня мифического «богатея», и беглые портреты его бедных «клиентов». А в очерке «Заметки с Ангары», рассказывая о повстречавшемся выходце со Смоленщины, Твардовский писал, что, глядя на него, «невольно вспомнил затылок покойного отца, такой знакомый до последней морщинки и черточки…». При всем лаконизме этого упоминания за ним ощутимо сильное душевное движение, всколыхнувшаяся память о человеке, с которым в юности шла такая непримиримая война.
На первых жизненных верстах отцовский образ сделался воплощением того обихода и уклада, от которых начинающий поэт стремился оттолкнуться, как отталкиваются от берега, отправляясь в плавание. Этот конфликт завершился уходом юноши из дома и началом самостоятельного существования как газетчика и литератора.
Как жить по уму, а не по глупости
Мы все хотим быть счастливыми, здоровыми и успешными, но не всегда знаем, как это правильно сделать. Качество жизни, на самом деле, не зависит от статуса, денег или страны проживания. Качество жизни зависит от твоего порядка в голове и от твоего представления о счастье. Что мешает нашему счастью? Только мы сами. В особенности наши страхи и окружающий мир, который эти страхи с удовольствием питает. Но мы нашли способы борьбы со всем этим, чтобы твоя жизнь вышла на качественно иной уровень.
Люди часто стремятся жить так, будто они будут жить вечно. Они погружаются в бесконечное «завтра», за которым наступает другое «завтра», а следом еще одно «завтра». В итоге, если ты оглянешься назад, то увидишь массу упущенных возможностей. Проблема в том, что ты не попробовал понять свои желания. Что ты хочешь от жизни? Что ты хочешь изучить, узнать? Кем ты хочешь стать? Запиши всё это на листок бумаги. Возьми хотя бы ближайший год и составь список достижимых целей. Например, года вполне достаточно, чтобы подготовиться к поездке в другую страну — это осуществимо. И если ты хочешь куда-то поехать, то самое время выбрать, куда.
В большинстве случаев СМИ делает из тебя овоща, который только и может, что бояться самого себя и окружающего мира. На этом держатся все новостные газеты или какие-нибудь желтые издания. О реалити-шоу мы даже говорить не будем. Лучше ограничить чтение новостей до минимума. Ты ничего от этого не потеряешь — напротив, приобретешь массу положительных эмоций, которые придут на смену негативным впечатлениям, что появляются из-за очередных «добрых» новостей. Зачем тебе расстраиваться зря? Жизнь гораздо лучше, чем нам ее показывают.
Только так можно выбраться за пределы своего страха, а это делать нужно, если ты хочешь жить полноценной, а не картонной жизнью. Иногда мужчине необходимо делать что-то радикальное, что-то сумасшедшее, что-то не укладывающееся в его привычный образ. Если ты начнешь бороться со своими страхами, то скоро поймешь, что проблема не в страхах, а в самом ожидании, которое предшествует объекту ужаса. Нет ничего лучше, чем открыться своему страху, чтобы победить его.
Ты занят, мы заняты, все заняты. Это всё понятно, но это не спасает тебя от ответственности перед самим собой. Если ты думаешь, что твоей активности в виде основной работы и поглощения пищи достаточно, то ты ошибаешься. Сильная личность должна выбираться за рамки своих ежедневных потребностей и обязанностей. Только в таком случае она оставит после себя что-то еще, кроме пепла.
Начни с гардероба. У тебя там полно одежды, которая тебе не нужна. Оставь только то, что носишь. Если есть свитера, брюки, майки, которые ты не надевал уже несколько лет, то лучше сдай всё это куда-нибудь на переработку. То же самое сделай с остальными вещами у себя в квартире. Исключением могут быть вещи, которые потенциально способны стать ценными, либо вещи, которые ценны с точки зрения воспоминаний. Всё остальное барахло лучше выбросить — жизнь станет сразу чище.
Мы об этом уже говорили, но хорошее можно повторить: мания контроля не доведет тебя до добра. Мы уверены, что есть события в жизни, которые невозможно предсказать или правильно проанализировать. Они просто случаются. Некоторые из этих событий довольно трагичны, но их следует принять. При этом не стоит сосредотачиваться на негативном опыте. Ты всё равно ничего не изменишь, если событие уже произошло. Лучше контролируй то, что находится непосредственно в твоей власти. В этом ключе нам нравится один рыцарский девиз: «Делай что должен, и будь что будет».
Банальный совет, но его нужно вбить себе в голову. Даже самые умные и успешные люди в мире чувствуют потребность к знаниям, поэтому они и читают что-то новое каждую неделю. Мы скептически относимся к скорочтению, но одной недели достаточно, чтобы прочитать среднюю книжку. Любая книга дает тебе возможность взглянуть на мир по-другому, особенно если речь идет о художественной литературе. Научно-популярная литература тоже хороша, но не нужно читать только ее. Постарайся разнообразить спектр своего чтения, и тогда ты сам не заметишь, как стал гораздо умнее.
Что нужно чтобы жить с умом
Василий Теркин. Стихотворения. Поэмы
Последнее воспоминание о нем: сидит, страшно исхудавший, возле большого дачного окна…
Незадолго до этого, в феврале 1970 года, многолетнее грубое давление всевозможных «руководящих инстанций» – ЦК КПСС, Главлита (а попросту сказать – цензуры), секретариата Союза писателей – вынудило Александра Твардовского покинуть журнал «Новый мир», главным редактором которого он был больше десяти лет и который за это время приобрел огромную популярность в нашей стране и даже за ее пределами.
В прошлом веке, испытав потерю такого же своего любимого детища – журнала «Отечественные записки», закрытого правительством, Салтыков-Щедрин горестно писал, что отныне «лишился употребления языка». Но то, что для великого сатирика было метафорой, гиперболой, для Твардовского стало реальностью. Лишившись журнала, не сумев опубликовать свою последнюю поэму «По праву памяти», он смертельно заболел и почти потерял речь.
Его окружали родные, навещали друзья, и все же на долгие часы он оставался наедине со смотрящей в окно поздней осенью, безлистыми деревьями, пожухлой травой, покуда в стекло не застучались, не заскреблись первые метели. (И не звучали ли в памяти последней декабрьской ночью строки из трагической главы «Василия Теркина»: «Смерть склонилась к изголовью: – Ну, солдат, пойдем со мной»?)
Вся жизнь, наверное, проходила в те дни перед глазами Твардовского, и он мог сказать о себе словами своего любимого героя:
…Ах, каким простым все казалось подростку, росшему на Смоленщине, как он напишет позже: «в захолустье, потрясенном всемирным чудом новых дней». Немало обязанный отцу, сельскому кузнецу, первыми задатками любви к книге, к чтению, он, став комсомольцем, теперь судил об «отсталых» взглядах Трифона Гордеевича со всей страстью и категоричностью юности.
Среди стихов «поэта-селькора», как именовали своего юного сотрудника смоленские газеты, были и такие, как «Отцу-богатею», а в одной из его первых поэм «отрицательным» персонажем был… кузнец Гордеич!
Много лет пройдет, прежде чем отцовская судьба предстанет перед Твардовским во всей сложности. Долгие годы он вынашивал замысел романа об отце, который, к сожалению, так и не удалось осуществить. Он и название придумал – «Пан». Так прозвали Трифона Гордеевича земляки за то, что тот всячески, весьма наивно и недальновидно подчеркивал свою особость, независимость, отличный от обычного деревенского склад жизни.
Но уже в поэме «За далью – даль» будут запечатлены и реальная картина «скудного выручкою» трудового дня мифического «богатея», и беглые портреты его бедных «клиентов». А в очерке «Заметки с Ангары», рассказывая о повстречавшемся выходце со Смоленщины, Твардовский писал, что, глядя на него, «невольно вспомнил затылок покойного отца, такой знакомый до последней морщинки и черточки…». При всем лаконизме этого упоминания за ним ощутимо сильное душевное движение, всколыхнувшаяся память о человеке, с которым в юности шла такая непримиримая война.
На первых жизненных верстах отцовский образ сделался воплощением того обихода и уклада, от которых начинающий поэт стремился оттолкнуться, как отталкиваются от берега, отправляясь в плавание. Этот конфликт завершился уходом юноши из дома и началом самостоятельного существования как газетчика и литератора.
8 принципов, которые помогут тебе проживать свою жизнь осознанно
Хоть мы все и соглашаемся с утверждением, что нужно стараться жить осознанно, не каждый из нас понимает, что на самом деле скрывается за этим словосочетанием. Да, важно быть «здесь и сейчас» и принимать себя таким, какой ты есть, но никто не дает нам инструкции, как воплотить это в реальность. Есть несколько принципов, которые помогут тебе приблизиться к «осознанному образу жизни».
1. Не предъявляй претензий
Человек, живущий осознанно, понимает, что ему никто ничего не должен. Существуют только взаимные договоренности и решения, принятые без давления или обязательств. Если человек не выполняет договоренностей, нужно подумать, как в дальнейшем взаимодействовать с ним и стоит ли вообще продолжать общение. А еще в таких ситуациях не мешало бы разбираться, почему так произошло и чему ты можешь научиться благодаря этому.
2. Не предавай себя и свои ценности
Окружающие люди ждут от нас следования шаблонным стандартам поведения, и если мы соглашаемся с этим утверждением и действуем в рамках общепринятого, то мы предаем самих себя. Конечно, есть исключения — вещи, которые попадают в категорию «надо», — но все-таки следует понять для чего. Нельзя заниматься самообманом, пытаясь соответствовать ожиданиям окружающих людей. Если ты постоянно чувствуешь себя измотанным, не испытываешь удовлетворения от достижения цели, то, вероятнее всего, ты делаешь что-то не так.
3. Бери ответственность за свою жизнь
И за всё, что в ней происходит. Любая ситуация, с которой ты сталкиваешься, является всего лишь результатом твоих мыслей, решений и действий в прошлом. Неприятные эпизоды твоей жизни случаются вовсе не по вине внешних обстоятельств, сверхъестественных сил или злого рока. Нет. Наш путь ничем и никем не предопределен, а значит, всё в наших руках. Мы можем быть как жертвой обстоятельств, так и творцами собственной жизни. Выбор всегда только за нами.
4. Признавай, что за всё в жизни приходится платить
Каждый из нас разрабатывает в своей голове грандиозные планы, но не берется за их осуществление просто потому, что не хочет или боится преодолевать трудности. Но разве путь к масштабной цели и исполнению мечты может быть простым? Тебе придется карабкаться наверх, иногда оступаясь, совершая ошибки, переживая провалы и поражения. Вытерпеть всё это легче, если цель действительно стоит твоих стараний (а иногда и страданий). Если таких целей у тебя нет, то выйти за рамки привычного «родился, пожил немного и умер» у тебя вряд ли получится, как бы печально это ни звучало.
5. Ищи ответы внутри себя
Как? Да очень просто. Прежде чем обращаться с вопросом к другим людям, осознанный человек прислушивается к себе — к своему сердцу, голосу разума и интуиции. Пойти путем сбора советов, конечно, намного легче: у тебя будет готовый план действий. Но задумайся: разве есть кто-то, кроме тебя, кто знает, как тебе будет лучше?
6. Не пытайся держать под контролем всё
Чем раньше ты поймешь, что не в силах держать под контролем всё, что происходит в твоей жизни, тем скорее у тебя получится расслабиться и начать наслаждаться происходящим. Есть вещи, которые от тебя не зависят, и как бы ты ни старался — исход будет один и тот же. Нужно ли тебе зря тратить время, энергию и душевное спокойствие? Решение принимай сам. Но мы не советуем.
7. Живи моментом
Ты живешь здесь и сейчас, и на то, чтобы предпринять что-либо, у тебя есть всего лишь эта самая минута. Нет смысла вспоминать, какие ошибки были допущены тобой в прошлом, или строить планы на далекое будущее. Слишком часто оглядываясь назад или, напротив, забегая вперед, ты теряешь возможность наслаждаться тем самым моментом, который проживаешь. Думай о том, что ты можешь сделать сейчас, а не когда-либо еще.
8. Не жди оценок других людей
У осознанного человека есть свой взгляд на окружающий мир и самого себя. Поэтому его не заботит то, что о нём думают другие. Все многочисленные обсуждения и осуждения он оставляет на совести тех, кто этим занимается. Тем более это их мысли, которые дают характеристику им самим, а не объекту их внимания.
Человек, живущий осознанной жизнью, не старается добиться чьего-то расположения. Он смотрит в глубь себя и ищет состояние спокойствия и комфорта.