Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Разобраться с правописанием гласных е, и в суффиксах имен существительных -ек и -ик не получится, если не провести словообразовательный анализ слова. Ведь зачастую морфемы стоят в безударной позиции, значит, слышатся одинаково. А если в один ряд с такими словами поставить существительные, образованные с помощью аффиксов -чик, -ник, то ребенку легко запутаться:

На слух пропущенную гласную в существительных определить невозможно – надо знать правило, регулирующее правописание суффиксов. Слова с суффиксами -ек и -ик пишутся по одному правилу, для морфем -чик, -ник действуют уже другие законы. Чтобы различать словообразовательные морфемы, анализируют состав слова и значение аффикса.

Суффиксы -ек и -ик служат для образования существительных, обозначающих уменьшительно-ласкательные или пренебрежительные названия предметов, лиц, животных. У морфемы -чик то же значение:

А морфема -ник по значению отличается: обозначает людей по их занятию, принадлежности к группе, сфере деятельности:

Анализируемые суффиксы имен существительных подчиняются следующим правилам:

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Алгоритм определения правильного суффикса

Прежде чем склонять слово, определяют, какая морфема стоит после корня. Ведь нет смысла изменять число и падеж, если в существительном -чик или -ник. Чтобы сберечь драгоценные секунды на контрольных работах или экзамене, выбирают гласную в аффиксах, четко следуя алгоритму:

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Примеры применения алгоритма:

Используя алгоритм, вставьте пропущенные буквы во все слова, где вместо гласной стоят точки. Выполнив это задание, вы уже не забудете, как правильно написать уменьшительно-ласкательные существительные.

Источник

Правила русской орфографии и пунктуации (1956 г.)

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

Орфография

VIII. Неударяемые гласные в суффиксах

§ 18. Следует различать суффиксы существительных -ец- и -иц-:

в существительных мужского рода пишется -ец- (с беглым е), например: комсомолец – комсомольца, европеец – европейца;

в существительных женского рода пишется -иц-, например: конница, лестница;

Примечание. От написаний существительных мужского рода с суффиксом -ец- следует отличать написания слов заяц и месяц.

§ 19. Следует различать суффиксы -ечк- и -ичк-. Суффикс -ечк- пишется:

а) в существительных женского и среднего рода, которые образуются от слов, имеющих в род. пад. множ. ч. суффикс -ек- с беглым е, например: нянечка (нянек нянька), леечка (леек лейка), печечка (печек печкa), окошечко (окошек окошко); также в ласкательных собственных именах мужского и женского рода, например: Ванечка, Олечка, Анечка;

б) в существительных среднего рода, образованных от существительных на -мя, например: время – времечко, семя – семечко.

Суффикс -ичк- пишется в существительных женского рода, образованных от слов с суффиксом -иц-, например: лестница – лестничка, пуговица – пуговичка, ножницы – ножнички.

§ 20. Следует различать правописание -инк- и -енк- в существительных:

-инк- пишется в существительных, образованных от слов на -ина, например: проталина – проталинка, скважина – скважинка, соломина – соломинка;

-енк- пишется в существительных уменьшительных женского рода, образующихся от слов с основой на -н- и имеющих в род. пад. множ. ч. беглое е, например: башенка (башня башен), песенка (песня песен), вишенка (вишня вишен), сосенка (сосна сосен).

Пишется -енк- также в существительных женского рода, обозначающих лиц женского пола, например: нищенка, француженка, черкешенка, монашенка; так же пишется слово лесенка.

§ 21. В ласкательных именах существительных на -нька может быть перед н только о или е, например: березонька, липонька, бабонька, Веронька, Лизонька, лисонька (но не «Лизанька», «лисанька»), полосонька (но не «полосынька»); Петенька, Оленька, Марфенька, Сереженька, Зоенька (но не «Петинька», «Зоинька»), душенька, ноченька; также волосоньки (но не «волосыньки»).

Однако в словах заинька, паинька, баиньки пишется -инька (-иньки), а в существительных, образованных от слов на -ыня, пишется -ынька, например: милостынька (от милостыня).

в существительных женского рода пишется -ушка (-юшка), например: бабушка, матушка, коровушка, Аннушка, волюшка;

в существительных мужского рода у имен одушевленных пишется -ушка (-юшка), например: дедушкa, батюшка, соловушка, Ванюшка, Николушка;

в существительных среднего рода пишется -ышко, например: перышко, солнышко, стеклышко, гнездышко.

§ 23. Следует отличать существительные с суффиксом -атай, склоняющиеся как имена существительные мужского рода, от существительных с суффиксом -aт- и окончанием -ый, склоняющихся как полные прилагательные, например: ходатай – ходатая, ходатаи, ходатаев, но: вожатый – вожатого, вожатые, вожатых.

§ 24. От суффикса прилагательных -ев- (соевый, краевой, ключевой; ср. рублёвый) следует отличать суффикс -ив- (милостивый, ср. ленивый) с его производными -лив- и -чив-, например: придирчивый, заносчивый, заботливый, словоохотливый.

§ 25. В прилагательных, образованных от существительных, пишется суффикс -ян- (после шипящих -ан-), если ударение стоит после суффикса, например: землян о й, травян о й, жестян о й, костян о й, нефтян о й, вощан о й, платян о й, дровян о й.

Если же ударение стоит перед суффиксом, то в одних прилагательных пишется -ян- (после шипящих -ан-), в других -енн- (что устанавливается в словарном порядке), например: гл и няный, к о жаный, сер е бряный, в е тряный (ветряная оспа, мельница), м а сляный (масляная краска) при кл ю квенный, сол о менный.

В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основ на -мен- (им. пад. ед. ч. на -мя), пишется -енн-, например: временный (время, времени), пламенный, племенной, семенной, стременной. (В качестве существительного известна в литературе также форма стрем я нный.)

Страдательные причастия от глаголов равнять и ровнять с приставками оканчиваются на -енный: выравненный («сделанный равным») и выровненный («сделанный pовным») и т. п.; от мерять, мучать страдательные причастия оканчиваются, как и от мерить, мучить, на -енный: меренный, мученный (ср. измеренный, измученный и т. п.).

§ 27. В причастиях настоящего времени пишутся суффиксы:

1) -ущ- (-ющ-) (действ.), -ем- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, I спряжения (см. § 44), например: пишущий, борющийся, читающий, читаемый;

2) -ащ- (-ящ-) (действ.), -им- (страд.), если глаголы, от которых они образованы, – II спряжения (см. § 44), например: значащий, дышащий, видящий, стоящий, видимый.

Примечание 1. Причастие движимый пишется с суффиксом -им-.

Примечание 2. Oт глаголa брезжить действительное причастие пишется брезжущий.

§ 28. Прилагательные, оканчивающиеся на -йный, пишутся в краткой форме мужского рода с е перед н, например: спокойныйспокоен, знойныйзноен, буйныйбуен, прямолинейныйпрямолинеен. Но от достойный краткая форма – достоин (достоинство), однако причастие – удостоенный, удостоен (от удостоить, по § 26).

§ 29. Прилагательные, оканчивающиеся на неударяемые -инский или -енский, группируются по написанию следующим образом:

1. Прилагательные оканчиваются на -инский:

а) если от соответствующих существительных употребительно притяжательное прилагательное на -ин, например: с е стринский (сестра – cecтрин), Map и инский (Мария – Мариин), А ннинский (Анна – Аннин), С а ввинский (Савва – Саввин);

6) если они образованы от географических названий (склоняемых и несклоняемых), оканчивающихся на -и (-ы), например: гр я зинский (Грязи), мыт и щинский (Мытищи), х и мкинский (Химки), с о чинский (Сочи), т о пкинский (Топки), т а лсинский (Талсы);

в) если они образованы от географических названий, оканчивающихся на -а (-я), например: ж и здринский (Жиздра), я лтинский (Ялта), о хтинский (Охта), р о нгинский (Ронга), балаш и хинский (Балашиха), е льнинский (Ельня).

Примечание. Некоторые прилагательные, образованные от существительных на -а (-я), в соответствии с прочно установившейся традицией coxpаняют написание с -енский, например: пресненский (Пресня), пензенский (Пенза).

2. Прилагательные оканчиваются на -енский, если они принадлежат к другим словообразовательным типам, например: гр о зненский (Грозный), город и щенский (Городище), зар е ченский (Заречье), Фр у нзенский (Фрунзе), кол о менский (Коломна), пес о ченский (Песочня), горш е ченский (Горшечное). (В последних трех примерах прилагательные содержат в своем составе беглое е и суффикс -ск-.)

§ 30. В прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч пишется е в положении не под ударением, например: стар у шечий, кук у шечий, к о шечий, ляг у шечий, инд ю шечий; но известны и образования на -ачий с ударяемым а, например: кош а чий, лягуш а чий, индюш а чий.

§ 31. В числительных собирательных четверо, пятеро и т. д., а также в образованных от них прилагательных четверичный, пятеричный и т. д. перед р пишется е.

§ 32. В суффиксах степеней сравнения в неударяемом положении всегда пишется е, например: гр о мче, ст а рше, крас и вее (крас и вей), крас и вейший.

§ 33. В глаголах, оканчивающихся в неопределенной форме на -вать, необходимо для правильного написания неударяемого гласного перед в различать следующие типы:

1) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на -ую (-юю) , а в неопределенной форме на -овать (-евать), например: беседуюбеседовать, заведуюзаведовать, горююгоревать;

3) глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице ед. ч. на ударяемое -ваю, а в неопределенной форме на ударяемое -вать; в этих глаголах перед в пишется та же гласная, что и в неопределенной форме соответствующих глаголов без суффикса -ва- (т. е. непосред-ственно перед -ть), например: одолев а юодолев а ть (одол е ть), запив а юзапив а ть (зап и ть), застыв а юзастыв а ть (заст ы ть). Сюда же относятся глаголы, оканчивающиеся в 1-м лице на (без -ва-): застав а тьзаста ю (заст а ть), достав а тьдоста ю (дост а ть).

§ 34. В суффиксах однократных глаголов на -ан у ть пишется а, например: долбан у ть, стеган у ть, садан у ть.

В глаголах колон у ть (ср. колоть), захолон у ть (ср. холод), полосон у ть пишется о.

§ 35. В глаголах, означающих изменение какого-либо состояния, пишется -енеть, например: леденеть, костенеть, деревенеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть; переходные глаголы этого типа оканчиваются соответственно на -енить, например: леденить, окровенить и др.

§ 36. Следует отличать глаголы непереходные с основой на , например: обессилеть, обессилею (стать бессильным, лишиться силы), опостылеть, опостылею (стать постылым), выздороветь, выздоровею (стать здоровым), от соответствующих им переходных глаголов с основой на , например: обессилить, обессилю (сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы), ослабить, ослаблю.

Источник

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

3. Правописание других суффиксов имени существительного.

Беглая гласная – гласные, которые чередуются с нулём звука.

Ладыженская Т. А., Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. // Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. – М.: Просвещение, 2016. – с. 156.

1. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация. – М.: Оникс 21 век, Мир и Образование, 2016 г. – с. 41, п.1.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для разбора правила «Гласные в суффиксах существительных -ек и -ик» обратимся к словообразованию возьмём несколько слов: цветок, билет, календарь, дождь, кружок. Используя уменьшительно-ласкательный суффикс, образуйте новые слова.

Цветок → цветоч..к, билет → билет..к, календарь → календар..к, дождь → дожд..к, кружок → кружоч..к. Во всех словах расставим ударения: цветоч..к, билет..к, календар..к, дожд..к, кружоч..к. Оказалось, что все суффиксы находятся в безударном положении. Это говорит о том, что для правописания суффикса есть какое-то правило. Возьмём первые два слова и просклоняем их.

Какую закономерность мы заметили? С чем она может быть связана?

Во-первых, слово цветоч..к в косвенных падежах (не именительный) теряет гласную, в правописании которой мы не уверены. Такие гласные называются беглыми. Их мы изучали в 5 классе. Это гласные е и о, которые могут чередоваться с нулём звука. Какой вывод мы можем сделать, учитывая эти данные? На месте пропуска в таких словах пишется Е или О.

Правило будет звучать так: если в косвенном падеже гласная исчезает, то там Е, а если звучит, то И. Проверим на практике, а потом по словарю.

Разберём ещё несколько слов: человеч..к – нет человечка (беглая гласная), пишем через Е: человечек. Фонар..к – нет фонарика, суффикс сохранился, пишем через И. Птенч..к – нет птенчика, суффикс сохранился, пишем через И.

Для закрепления результата составим графический алгоритм для правила.

Найдите слово, от которого образовалось. Искомое место – это суффикс?

Источник

Урок 34. Русский язык 6 класс ФГОС

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Сегодня мы найдём ответы на такие вопросы:

Очень часто в упражнениях по русскому языку, да и просто в личной переписке мы сталкиваемся с вот такими словами:

Приветек, пакетек, кусочик, подарочик.

В суффиксах этих слов легко сделать ошибку. Поэтому существует особое правило, которое регулирует написание этих суффиксов.

В нашем сообщении сделано четыре ошибки. Вот как следует писать слова:

Почему же суффиксы с одинаковым написанием пишутся по-разному?

Мы помним, что в одной и той же части слова один звук может заменяться другим звуком. Такая замена называется чередованием. Некоторые чередования отражаются на письме.

Но как же нам выбрать нужный вариант?

Для того, чтобы понять это, давайте отправимся на охоту!

В дебрях грамматического леса мы поохотимся на гласные в уменьшительно-ласкательном суффиксе.

Вооружимся мы косвенными падежами, которые можно применять против букв, которые мы ищем. Вперёд, на охоту!

Эта буква очень пуглива. Под угрозой косвенных падежей она легко оставляет свой суффикс и спасается бегством.

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

О чём мы вспомнили, пока охотились за гласными? О том, что гласные могут чередоваться не только между собой, но и с нулём звука. Такие гласные называются беглыми. Чаще всего беглыми гласными бывают о и е. А вот гласная и беглой бывает редко.

И значит, нужно помнить, что суффиксы по-разному ведут себя в косвенных падежах.

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Рассмотрим это правило подробнее.

Буква е исчезает из суффикса в косвенных падежах.

Например: орешек – орешка, дружочек – дружочка, кружочек – кружочка, ботиночек – ботиночка, мешочек – мешочка. Мы ставили слово каждый раз в форму родительного падежа единственного числа. И е сразу же выпадало из суффикса.

А вот буква и не исчезает из суффикса в косвенных падежах. Например: гвоздик – гвоздика, пакетик – пакетика, самолётик – самолётика, солдатик – солдатика, салатик – салатика. Мы опять ставили слова в форму родительного падежа единственного числа, но на этот раз буква из суффикса никуда не пропадает.

Значит, нам достаточно просклонять слово, которое вызывает у нас вопросы. Вот как будет выглядит склонение слова орешек. Буква е выпадает во всех косвенных падежах, кроме винительного. А вот как выглядит склонение слова тортик в единственном числе. Буква и остаётся на месте во всех падежах.

Так что для проверки мы можем выбрать любой падеж, кроме винительного.

В последнее время в интернете распространились шуточные написания таких суффиксов.

Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Картинка про Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик. Фото Что нужно сделать чтобы правильно написать гласные в суффиксах ек и ик

Нужно помнить, что в таких случаях правила русского языка в шутку именно нарушаются. Ни в коем случае нельзя запоминать такие написания и переносить в нормальную переписку.

Как же мы должны рассуждать? Посмотрим вот на эти слова. Чтобы понять, как правильно написать в них суффиксы, поставим слова в косвенный падеж – например, в родительный.

Разочек – разочка. Гласная в суффиксе выпала, значит, это гласная е.

Мячик – мячика – в суффиксе осталась гласная. Значит, это и.

Платочек – платочка – при изменении слова выпадает гласная. Значит, пишем е.

Денёчек – денёчка. Гласная в суффиксе выпала, значит, это гласная е.

Кузнечик – кузнечика – в суффиксе осталась гласная, значит, нужно писать и.

Шажочек – шажочка – из суффикса исчезла гласная, так что мы пишем и.

Если гласная остаётся при склонении, мы пишем в суффиксе и, а если не остаётся – е.

Итак, мы должны запомнить сегодня следующее.

Гласная е из суффикса выпадает при склонении. А гласная и при склонении остаётся. Значит, чтобы узнать, какую букву следует писать, нам нужно всего лишь изменить существительное, поставить его в форму косвенного падежа.

Источник

Цели урока: познакомиться с правилом правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научится применять его на практике

Задачи урока:

Образовательные: познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах существительных – ек и –ик; учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек и –ик;

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.

Тип урока: изучение нового материала (урок усвоения новых знаний)

Оборудование: фрагмент мультфильма «В стране невыученных уроков», рабочие тетради, учебник для 6 класса под ред. М.Т.Баранова, карточки со словами, лист самоконтроля (один на парте), записи на доске, карточки с тестами или компьютерная сеть с подключением в сеть Internet, информационный модуль.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная работа по модулю.

Необходимое техническое оборудование: персональные компьютеры, проектор, интерактивная доска.

Базовый учебник

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык 6 класс (Просвещение)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *