Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Подготовка к причастию

про­то­и­е­рей Димит­рий Кар­пенко

доклад на XX съезде духо­вен­ства Бел­го­род­ской и Ста­ро­ос­коль­ской епар­хии

…если не будете есть Плоти Сына Чело­ве­че­ского и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день ( Ин. 6:53-54 )

Ваше Высо­ко­прео­свя­щен­ство! Все­чест­ные отцы, братья и сестры!

Еван­гель­ская запо­ведь, данная нам Хри­стом Спа­си­те­лем о необ­хо­ди­мо­сти вку­ше­ния Его Тела и Крови, явля­ется тем осно­ва­нием, на кото­ром сози­ждется Цер­ковь. Для пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина это утвер­жде­ние пред­став­ля­ется настолько оче­вид­ным, что, каза­лось бы, оно не тре­бует какого-то спе­ци­аль­ного дока­за­тель­ства, ведь дей­стви­тельно, без таин­ства при­ча­ще­ния невоз­можна истин­ная духов­ная жизнь. В то же время, в цер­ков­ной среде до сих пор нет одно­знач­ного мнения по поводу того, как часто сле­дует веру­ю­щему пра­во­слав­ному народу при­сту­пать к таин­ству при­ча­стия и какова должна быть под­го­товка к этому таин­ству.

Для начала хоте­лось бы при­ве­сти несколько цитат: Всех верных, вхо­дя­щих в цер­ковь и писа­ния слу­ша­ю­щих, но не пре­бы­ва­ю­щих на молитве и святом при­ча­ще­нии до конца, яко без­чи­ние в церкви про­из­во­дя­щих, отлу­чати подо­бает от обще­ния цер­ков­ного (9 Апо­столь­ское пра­вило). По объ­яс­не­нию круп­ней­шего тол­ко­ва­теля кано­нов пат­ри­арха Фео­дора Валь­са­мона «опре­де­ле­ние насто­я­щего пра­вила весьма строго. Ибо отлу­чает быва­ю­щих в церкви, но не оста­ю­щихся до конца и не при­ча­ща­ю­щихся. И другие пра­вила (80 пра­вило VI Все­лен­ского Собора, и 11 пра­вило Сар­ди­кий­ского Собора) подоб­ным обра­зом опре­де­ляют, чтобы все были готовы и достойны при­ча­ще­ния, и под­вер­гают отлу­че­нию не при­ча­ща­ю­щихся в три вос­крес­ных дня».

Таким обра­зом, мы видим, что при­ча­стие пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина, совесть кото­рого не отя­го­щена смерт­ными гре­хами, за каждой литур­гией явля­ется кано­ни­че­ской нормой Церкви, отступ­ле­ние от кото­рой чре­вато отпа­де­нием от Церкви.

Сего­дня мы можем наблю­дать, что все боль­шее коли­че­ство наших при­хо­жан стре­мятся к тому, чтобы при­сту­пать к свя­тому при­ча­стию не от случая к случаю (раз в посту), а регу­лярно. Неред­кими ста­но­вятся случаи, когда миряне выска­зы­вают жела­ние при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье. Вместе с этим воз­ни­кают вполне закон­ные вопросы о том, какова должна быть норма под­го­товки к таин­ству при­ча­ще­ния.

Сло­жив­ша­яся цер­ков­ная прак­тика гово­рит нам о необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния трех-днев­ного поста перед при­ча­стием, вычи­ты­ва­ния после­до­ва­ния состо­я­щего из трех кано­нов и пра­вила к свя­тому при­ча­ще­нию, вечер­них и утрен­них молитв, обя­за­тель­ной испо­веди нака­нуне, либо в сам день при­ча­стия. Разу­ме­ется, при­ча­щаться воз­можно лишь нато­щак. Данная прак­тика, кото­рая стала почти что цер­ков­ным пра­ви­лом, стала нормой для боль­шин­ства при­хо­дов Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви. При этом мы должны пони­мать, что данная прак­тика не явля­ется древ­ней и не имеет ста­туса собор­ного поста­нов­ле­ния.

С кано­ни­че­ской точки зрения прак­тика под­го­товки ко При­ча­ще­нию регу­ли­ру­ется сле­ду­ю­щими пра­ви­лами: Кар­фа­ген­ского Собора 47 (58)-е и Трулль­ского Собора 29‑е; свт. Ники­фора Испо­вед­ника 9‑е; Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского 5‑е и I Все­лен­ского Собора 13‑е. Согласно пра­ви­лам Кар­фа­ген­ского и Трулль­ского собо­ров при­ча­щаться можно только нато­щак, 9 пра­вило свя­ти­теля Ники­фора Испо­вед­ника гово­рит о воз­мож­но­сти при­ча­ще­ния уми­ра­ю­щего даже после вку­ше­ния им пищи. Пра­вило Тимо­фея Алек­сан­дрий­ского опре­де­ляет необ­хо­ди­мость супру­же­ского воз­дер­жа­ния нака­нуне при­ча­ще­ния.

Под­водя итог можно ска­зать, что согласно кано­нам Церкви пра­во­слав­ный хри­сти­а­нин может при­сту­пать к при­ча­стию нато­щак (не вкушая пищи с полу­ночи), для тех пра­во­слав­ных хри­стиан, кто состоит в браке, нака­нуне при­ча­стия необ­хо­димо супру­же­ское воз­дер­жа­ние. Объем молит­вен­ного пра­вила, необ­хо­ди­мость соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ная испо­ведь перед при­ча­стием кано­нами Церкви не регла­мен­ти­ру­ются.

Все это, конечно, не гово­рит о том, что молит­вен­ное пра­вило, пост­ные дни и испо­ведь должны отсут­ство­вать в жизни пра­во­слав­ных хри­стиан. Суще­ству­ю­щая в Рус­ской Церкви прак­тика под­го­товки к при­ча­стию, в том случае, если чело­век при­ча­ща­ется лишь несколько раз в году, совер­шенно понятна и оправ­данна для тех, кто при­ча­ща­ется редко. Дей­стви­тельно, если чело­век боль­шую часть цер­ков­ного года не живет цер­ков­ной жизнью, не соблю­дает посты уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью, не имеет опыта домаш­ней келей­ной молитвы, для него будет полез­ным про­ве­сти опре­де­лен­ную духов­ную работу над собой, перед тем как при­ча­ститься. Вопросы воз­ни­кают тогда, когда миряне, живу­щие пол­но­цен­ной цер­ков­ной жизнью, посе­ща­ю­щие регу­лярно бого­слу­же­ния, соблю­да­ю­щие все уста­нов­лен­ные Цер­ко­вью мно­го­днев­ные и одно­днев­ные посты, изъ­яв­ляют жела­ние при­ча­щаться на каждой вос­крес­ной литур­гии. Как быть в этом случае с обя­за­тель­ным трех-днев­ным постом, учи­ты­вая, что пост в суб­боту вос­пре­ща­ется 64 Апо­столь­ским пра­ви­лом (Аще кто из клира усмот­рен будет постя­щимся в день Гос­по­день, или в суб­боту, кроме единые токмо (Вели­кия суб­боты): да будет извер­жен. Аще же миря­нин: да будет отлу­чен)?

Не думаю, что будет боль­шим сек­ре­том ска­зать о том, что гото­вя­щийся к совер­ше­нию литур­гии свя­щен­но­слу­жи­тель не соблю­дает допол­ни­тель­ных пост­ных дней перед при­ча­стием, кроме тех постов, кото­рые уста­нов­лены Цер­ко­вью. На это можно услы­шать воз­ра­же­ние о том, что свя­щен­ник не может совер­шать литур­гию не при­ча­стив­шись, но ведь именно об этом гово­рят каноны и в отно­ше­нии мирян. 9 Апо­столь­ское пра­вило мы уже при­во­дили. Что каса­ется под­го­товки к при­ча­стию, то свя­щен­ники не имеют какого-либо осо­бого при­ви­ле­ги­ро­ван­ного поло­же­ния, о чем и пишет свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Но есть случаи, когда свя­щен­ник не отли­ча­ется от под­на­чаль­ного, напри­мер, когда нужно при­ча­щаться Св. Тайн. Мы все оди­на­ково удо­ста­и­ва­емся их, не так, как в Ветхом Завете, где иное вкушал свя­щен­ник, иное народ и где не поз­во­лено было народу при­об­щаться того, чего при­об­щался свя­щен­ник, людям запре­ща­лось соучаст­во­вать в том, что было для свя­щен­ни­ков. Ныне не так — но всем пред­ла­га­ется одно Тело и одна Чаша…».

Таким обра­зом, мы видим, что воз­ни­кает опре­де­лен­ная кол­ли­зия – свя­щен­ник совер­ша­ю­щий литур­гию осво­бож­да­ется от необ­хо­ди­мо­сти соблю­де­ния допол­ни­тель­ных пост­ных дней и обя­за­тель­ной испо­веди перед при­ча­стием, миря­нин, изъ­явив­ший жела­ние при­ча­щаться каждый вос­крес­ный день вынуж­ден помимо прочих постов соблю­дать трех­днев­ный пост перед при­ча­стием, нару­шая при этом 64 Апо­столь­ское пра­вило, запре­ща­ю­щее пост в суб­боту.

Как обстоит дело в других Помест­ных Церк­вах? Сразу сле­дует ска­зать, что нам не уда­лось про­ве­сти все­объ­ем­лю­щего иссле­до­ва­ния в отно­ше­нии прак­тик всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей. В миро­вом пра­во­сла­вии нами условно были опре­де­лены две основ­ные тра­ди­ции – условно гре­че­ская и условно рус­ская. Гре­че­ская прак­тика, к кото­рой мы отно­сим при­ходы Кон­стан­ти­но­поль­ской, Алек­сан­дрий­ской, Антио­хий­ской, Иеру­са­лим­ской, Эллад­ской, Кипр­ской Церк­вей пред­по­ла­гает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян за литур­гией без обя­за­тель­ной испо­веди. При­хо­жане ста­ра­ются при­ча­щаться каждое вос­кре­се­нье, при этом испо­ведь совер­ша­ется в отдель­ное от литур­гии время и никак не свя­зана с при­ча­стием. Более того, испо­ве­до­вать может не всякий свя­щен­но­слу­жи­тель, а только тот, кто полу­чил спе­ци­аль­ную гра­моту от архи­ерея, кото­рая дает право на совер­ше­ние испо­веди. Обычно подоб­ное раз­ре­ше­ние выда­ется свя­щен­но­слу­жи­телю, кото­рый уже имеет доста­точ­ный пас­тыр­ский опыт. Сам факт руко­по­ло­же­ния в свя­щен­ники в гре­че­ской тра­ди­ции еще не озна­чает, что ново­ру­ко­по­ло­жен­ный батюшка сразу полу­чает власть «вязать и решить».

В Серб­ской Церкви нет еди­но­об­ра­зия: все зави­сит от того, где «батюшка учился». Выпуск­ники гре­че­ских духов­ных школ пере­ни­мают тра­ди­ции Эллад­ской Церкви, а свя­щен­ники рус­ской школы счи­тают испо­ведь непре­мен­ным пред­две­рием при­ча­ще­ния, а во вне­пост­ное время многие из них при­ча­щаться не сове­туют.

Самая моло­дая Помест­ная Цер­ковь – Пра­во­слав­ная Цер­ковь в Аме­рике, кото­рая еще в про­шлом веке имела те же самые про­блемы, кото­рыми мы зада­емся в данном выступ­ле­нии, в насто­я­щий момент явля­ется одной из наи­бо­лее дина­мично раз­ви­ва­ю­щихся Церк­вей в Север­ной Аме­рики. Под­го­тов­кой к при­ча­стию явля­ется сама Литур­гия по слову свя­того Нико­лая Кава­силы: «псалмы и чтения Писа­ний преду­го­тов­ляют нас к освя­ще­нию Свя­тыми Тай­нами». Каждый верный при­ча­ща­ется за каждой Литур­гией. Канон ко свя­тому при­ча­ще­нию и молитвы ко при­ча­ще­нию входят в домаш­нее молит­вен­ное пра­вило.

Допол­ни­тель­ного поста не тре­бу­ется. Соблю­де­ние поста по средам и пят­ни­цам, а также боль­ших постов явля­ется доста­точ­ным. Т.е. к верным предъ­яв­ля­ются те же тре­бо­ва­ния, кото­рые выпол­няют сами свя­щен­ники (цитату из Свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста на этот счет мы уже при­во­дили).

Испо­ведь тре­бу­ется регу­ляр­ная (по совету свя­щен­ника – раз в один-два месяца), по соб­ствен­ному жела­нию веру­ю­щего (в боль­шин­стве храмов всегда можно поис­по­ве­ды­ваться до начала литур­гии или после вечерни), в случае если верный впал в смерт­ный грех (убий­ство, пре­лю­бо­де­я­ние, идо­ло­по­клон­ство – вклю­чая уход из церкви на дли­тель­ный период). В Вели­ком Посту испо­ведь обя­за­тельна для всех.

Еще в 70‑х годах про­шлого сто­ле­тия пра­во­слав­ные хри­сти­ане Аме­рики жили в тра­ди­ции «неча­стого» при­ча­стия. Бла­го­даря уси­лиям таких про­слав­лен­ных пас­ты­рей как про­то­пре­сви­тер Алек­сандр Шмеман и про­то­пре­сви­тер Иоанн Мей­ен­дорф сего­дня посе­ща­е­мость вос­крес­ных литур­гий и празд­ни­ков в Пра­во­слав­ной Церкви в Аме­рике (кото­рая не имеет ника­ких других ресур­сов кроме, соб­ственно, цер­ков­ных) – самая высо­кая среди всех пра­во­слав­ных юрис­дик­ций США.

Увы, не во всех Помест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вах ситу­а­ция столь бла­го­при­ят­ная. Многим из нас зна­кома совре­мен­ная прак­тика Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церкви, в кото­рой после­до­ва­ние литур­гии почти повсе­местно исклю­чает воз­мож­ность при­ча­ще­ния мирян, т. к. предъ­яв­ля­е­мые тре­бо­ва­ния для при­ча­ще­ния неоправ­данно строги – месяц поста перед при­ча­стием. След­ствием этого стали полу­пу­стые храмы Бол­га­рии.

Хочет ли Рус­ская Цер­ковь пойти по стопам пра­во­слав­ных Бол­га­рии или нет – зави­сит от той пози­ции, кото­рую будет отста­и­вать духо­вен­ство нашей Церкви. Нам пред­став­ля­ется, что суще­ству­ю­щее раз­но­об­ра­зие бого­слу­жеб­ных тра­ди­ций в раз­лич­ных Помест­ных Церк­вах есть совер­шенно нор­маль­ное и объ­яс­ни­мое явле­ние. Но отно­ше­ние к таин­ствам не может быть тра­ди­цией той или иной Церкви. В этом вопросе мы можем гово­рить лишь о том, кто более, а кто менее соот­вет­ствует тому, что назы­ва­ется Пре­да­нием Церкви.

Разу­ме­ется, речь не идет о том, чтобы снять все воз­мож­ные огра­ни­че­ния и при­ча­щать всех подряд без раз­бора. Как мы уже и гово­рили, для людей при­ча­ща­ю­щихся редко суще­ству­ю­щая прак­тика явля­ется вполне оправ­дан­ной. Но задача пас­тыря в том, чтобы вдох­нов­лять верных для посто­ян­ного уча­стия в Таин­ствах и помочь выра­бо­тать разум­ное и посиль­ное пра­вило под­го­товки. В том случае, если сам верный хочет более пол­ного уча­стия в Таин­ствах, мы должны вся­че­ски под­дер­жи­вать такое стрем­ле­ние и выра­бо­тать разум­ные пас­тыр­ские под­ходы. В этом вопросе нам весьма необ­хо­димо то, что в пра­во­слав­ном бого­сло­вии назы­ва­ется consensus patrum, т.е. «согла­сием отцов». И если свя­то­оте­че­ский consensus patrum по данной про­бле­ма­тике одно­зна­чен, согла­сие отцов ныне здрав­ству­ю­щих не всегда оче­видно.

Пред­став­ля­ется целе­со­об­раз­ным, опи­ра­ясь на каноны Церкви, опре­де­лить инди­ви­ду­аль­ный подход для каж­дого при­хо­жа­нина, учи­ты­вая име­ю­щийся у него опыт цер­ков­ной жизни. В том случае, если чело­век изъ­яв­ляет жела­ние регу­ляр­ного при­ча­стия за каждой вос­крес­ной литур­гией (что идеале должно стать нормой для всех при­хо­жан) воз­можно пре­по­да­ние бла­го­слов­ле­ния на при­ча­ще­ние без допол­ни­тель­ного трех-днев­ного поста (разу­ме­ется, с обя­за­тель­ным соблю­де­нием име­ю­щихся в Церкви постов). Объем молит­вен­ного пра­вила должен быть не меньше име­ю­ще­гося в наших молит­во­сло­вах Пра­вила ко свя­тому при­ча­ще­нию, вклю­ча­ю­щее в себя три псалма, канон и молитвы перед при­ча­ще­нием. Чтение трех кано­нов должно быть остав­лено на усмот­ре­ние гото­вя­ще­гося к при­ча­стию.

Вопрос об обя­за­тель­ной испо­веди, конечно, один из наи­бо­лее дели­кат­ных. Испо­ведь не явля­ется слу­жеб­ным таин­ством по отно­ше­нию к при­ча­ще­нию, и осо­бенно печально, когда испо­ведь мно­гими при­хо­жа­нами по мет­кому заме­ча­нию о. Алек­сандра Шме­мана вос­при­ни­ма­ется как «билет на при­ча­стие». Разу­ме­ется, что и здесь воз­мо­жен инди­ви­ду­аль­ный подход, осо­бенно в тех слу­чаях, если при­хо­жане (согласно 66 пра­вилу VI Все­лен­ского собора) желают при­ча­щаться во все дни Свет­лой сед­мицы. Пыта­ясь огра­дить мирян от фор­ма­ли­за­ции таин­ства при­ча­стия мы, по сути, фор­ма­ли­зуем таин­ство испо­веди, кото­рое из таин­ства «вто­рого кре­ще­ния» ста­но­вится одним из усло­вий для при­ча­стия.

В любом случае пас­тырь всегда должен пом­нить, что он не имеет права тре­бо­вать от пасо­мых того, что он сам не испол­няет. Не лишним для нас было бы пом­нить слова Христа: «…Вам, закон­ни­кам, горе, что нала­га­ете на людей бре­мена неудо­бо­но­си­мые, а сами и одним пер­стом своим не дотра­ги­ва­е­тесь до них» ( Лк. 11:46 ).

И завер­шить свое выступ­ле­ние хоте­лось бы сло­вами архи­манд­рита Ефрема, игу­мена Вато­пед­ского мона­стыря, ска­зан­ные им во время при­не­се­ния в Россию Пояса Пре­свя­той Бого­ро­дицы:

«Я знаю, что в России неко­то­рые свя­щен­ники гово­рят, что перед При­ча­стием надо поститься три дня, а неко­то­рые – пять дней. На самом деле нет ника­кого обя­за­тель­ного закона, сколько дней поститься перед Святым При­ча­стием. Дока­за­тель­ством этому служит то, что свя­щен­ники не постятся в обя­за­тель­ном порядке, а потом не только при­ча­ща­ются на сле­ду­ю­щий день, но и служат Литур­гию. Мы ведь соблю­даем посты опре­де­лен­ные – четыре поста в году и посты в среду и пят­ницу, думаю, что этих постов доста­точно. Если кто-то хочет поститься перед При­ча­стием даже целую неделю ради аскезы, ради бла­го­го­ве­ния, пожа­луй­ста, но чтобы это уза­ко­ни­вали духов­ники – об этом мы нигде и нико­гда не слы­шали. Если бы это было обя­за­тель­ным усло­вием для При­ча­стия, во-первых, свя­щен­ники должны были бы поститься всегда. Иногда гово­рят, что хри­сти­а­нам надо только раз в два-три месяца при­ча­щаться, – такого закона тоже нет. Когда у хри­сти­а­нина нет смер­тель­ных грехов, он вправе при­ча­щаться зна­чи­тельно чаще».

Источник

Причастие в церкви: что это такое, как подготовиться, как проходит таинство

Смыслом жизни православного христианина является соединение с Господом Иисусом Христом. В полной мере это соединение достигается в таинстве причастия (или Евхаристии). Это таинство является самым главным Церковным таинством, так же как Пасха является самым главным праздником.

Таинство — это не просто внешний обряд и не магия. Поклонение только внешней стороне церковной жизни, без внимания к своей душе и без работы над собой, ничего человеку не даст.

Господь хочет, чтобы мы отдали Ему свое сердце и поставили Его в центре своей жизни.

Как правильно исповедоваться перед причастием читайте в предыдущей статье.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Причастие в церкви — что это такое?

Причастие в православной Церкви — это таинство, в котором христианам подается для вкушения истинные Тело и Кровь Христа в виде хлеба и вина. Приобщающиеся таинственно соединяются с Господом Иисусом и делаются участниками вечной жизни. «Тело Христово примите, источника бессмертного вкусите» — так поют в церкви во время святой Трапезы.

Таинство евхаристии установил Иисус Христос накануне своих крестных страданий, во время Пасхальной Тайной Вечери со своими учениками. Здесь Господь совершил Сам это таинство: Взял хлеб, благословил, преломил и раздал ученикам со словами: «Примите, ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается. Сие творите в мое воспоминание».

Потом взял чашу с вином и, благодарив, подал ученикам своим, говоря : «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание». (Мф.26;26-28, 1Кор.11;23-25).

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Единожды установив таинство причастия, Иисус Христос заповедал ученикам-апостолам совершать его всегда: сие творите в Мое воспоминание. Поэтому это таинство постоянно совершается и будет совершаться (до окончания времен) в Церкви Христовой за Божественной литургией (иначе называемой Евхаристией). И христиане, участвующие в литургии, становятся участниками той самой Тайной Вечери, которая совершается вне времени, в вечности.

Прообразом таинства Евхаристии является евангельское чудо, где Христос взял пять хлебов, благословил, преломил и накормил ими пять тысяч человек. А несколько дней спустя семью хлебами накормил четыре тысячи человек, не считая женщин и детей.

Во время литургии действием Святого Духа хлеб и вино прелагаются в истинные Тело и Кровь Христовы (святые Дары).

Святые отцы под словом прелагаются понимают таинственное соединение Божества Христа с хлебом и вином; материальных изменений хлеба и вина не происходит. Католическая церковь толкует иначе.

Для Евхаристии употребляется один хлеб, потому что все христиане составляют одно Тело Христово — Церковь, глава которой есть Христос: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10;17). Приобщившиеся Христа являются единотелесными и единокровными (родными) Христу и также между собою являются братьями и сестрами. Это надо понимать духовно, а не в смысле физического изменения нашего тела.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Христос является для христиан Отцом, родив их свыше через святое крещение. Он является для них и Матерью, питая их не только своею Кровью вместо молока, как грудных младенцев, но и Телом своим и Духом. Так как через таинство приобщения Христос соединяется с верующими в одну плоть, то Он является и Женихом для своей Церкви, становясь с Ней не только одним Телом, но и одним Духом.

Как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?

В таинстве Евхаристии Христос своей Божественной Благодатью входит в сердце человека, как будто сходит во ад, и наводит там порядок, очищает от грехов. Но для участия в этом таинстве христианин должен очистить себя покаянием и исповедью.

Своим покаянием человек не сам себя очищает, но просит об этом Господа, который преображает недостойное в достойное. Главное — это осознать свои грехи, иметь желание очиститься и обратиться к Спасителю за помощью и прощением.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Как говорит апостол Павел: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (1Кор.11;27-28). Но так как для человека невозможно стать достойным принятия Святых Даров Христа, то «достоинство» здесь определяется сознанием своего недостоинства, своей греховности. То есть степень достоинства определяется степенью смирения.

В феврале 2015 года Архиерейское совещание Русской православной церкви приняло новый документ «Об участии верных в Евхаристии», где говорится о подготовке верных к великому таинству.

Целью подготовки к причастию должно быть не формальное выполнение правила, а обретение покаянного и благоговейного состояния души. Надо со всеми примириться и всех простить. Посильный пост и внимательная молитва помогают человеку в обретении такого внутреннего устроения. Ведь христианство — это религия обновленного внутреннего человека.

Пастырям предлагают не подменять любовь ко Христу законничеством. Каждому человеку надо предлагать такие подвиги, которые соотносятся с его духовным возрастом, опытностью, состоянием здоровья, внешними попечениями и др.

Если человек приобщается каждую неделю и соблюдает все церковные посты (многодневные и однодневные), то духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед таинством. А необходимое правило — Последование ко святому причащению. По желанию можно прочитать и другие каноны. Исповедоваться можно по необходимости, но благословение на участие в таинстве нужно брать у духовника.

Если человек приобщается редко, то ему нужно соблюсти телесный и духовный пост (говение) несколько дней (1 — 4 дня). Ум не должен развлекаться и рассеиваться. Каждый день можно читать по одному канону: Покаянный, к Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние правила можно читать полностью. Ходить на все Богослужения. Хорошо почитать или послушать (в записи) Евангелие, святых отцов, псалтирь.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Вечером можно почитать канон из последования ко святому причащению, а утром — остальную часть последования. А можно прочитать все вместе вечером или утром перед службой. Обязательно надо поисповедоваться в таинстве исповеди (покаяния), лучше на вечерне. Как готовиться к исповеди, см. статью «Исповедь».

Обязательным для всех остается евхаристический пост: после полуночи перед Богослужением ничего не пить, не есть, не курить; супружеское ложе необходимо освятить воздержанием. В женской нечистоте (и в мужской тоже) в таинстве участвовать нельзя (кроме предсмертных или болезненных состояний). Нужно побывать на вечерней службе и не опаздывать на литургию. Сама литургия является хорошей подготовкой к причастию, если внимательно все слушать и молиться.

Частота причащения

Частота у каждого человека может быть индивидуальной. Святитель Феофан Затворник говорил: один раз или два раза в месяц, но и против более частого приобщения ничего не имел.

Преп. Никон Оптинский говорил: что лучше — часто или редко причащаться Тела и Крови Христа, трудно сказать. Мытарь Закхей принял с радостью в свой дом дорогого Гостя и хорошо сделал. Сотник сознавал себя недостойным и, по смирению, не решился принять Господа в свой дом, и тоже хорошо поступил. Хотя поступки их противоположны, но по своему побуждению одинаковы. И в глазах Иисуса Христа они оказались равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовиться к этому великому таинству.

Притча о брачном пире

Евангельским аналогом Евхаристии является притча о брачном пире (Мф.22;1-14). Царь (Бог Отец) устроил брачный пир для своего сына (Иисуса) и позвал званных гостей (иудейских первосвященников и фарисеев).

Тогда царь распорядился позвать всех, найденных на дорогах и распутьях (язычников), и злых, и добрых: «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (Христос своими страданиями, смертью и воскресением приготовил нам вечные обители). И пир наполнился возлежащими. (Так же и нас Господь примет всех, кто откликнулся на Его зов, лишь бы мы хотели быть со Христом).

Но царь захотел посмотреть на гостей и увидел человека не в брачной одежде и говорит: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но тот молчал. Тогда царь велел связать его и бросить во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Ибо много званных, но мало избранных.

Раньше, на востоке, когда царь созывал гостей на пир, он готовил для них праздничные одежды. А если кто не соглашался надеть эту одежду, то этим оскорблял царя. Это значит, что мы, нищие и калеки, не сможем сами соткать себе брачную одежду, достойную Небесной трапезы. Поэтому будем верить и просить Спасителя, чтобы Он помог нам совлечь с себя ветхую одежду и облачиться в праздничную, чтобы нас не прогнали с царской трапезы и не бросили во тьму.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Званные — это все крещенные. А избранные — спасаемые, то есть считающие себя погибающими (или тонущими), которым нужен Спаситель. Погибающие взывают к Христу о спасении: молятся, смиряются, каются. Христос очищает их сердце, обновляет их дух и надевает на них брачные одежды. А потом угощает их своими Святыми Дарами.

Как проходит евхаристия в православной церкви

Святое таинство причащения совершается на Богослужении, которое называется Евхаристией (в переводе с греческого — Благодарение), или Литургией (в переводе с греческого — общее дело, то есть дело Бога и людей).

В 4-м веке, после гонения на христиан, свят. Василий Великий написал для всех церквей чин Литургии, а свят. Иоанн Златоуст немного сократил его. В основу этого чина была положена Литургия ап. Иакова, брата Господня (первого епископа Иерусалимского). 10 раз в году служат Литургию Василия Великого, в среду и пятницу Великого поста — Литургию преждеосвященных Даров свят. Григория Двоеслова, в остальное время служат Литургию Иоанна Златоуста.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церквиВасилий Великий и Иоанн Златоуст

В Евхаристическом действии, которое происходит в вечности, Христос одновременно является Богом (которому приносится Жертва), самой Жертвой — Агнцем (Он Сам Себя приносит в жертву за грехи всего мира) и Архиереем-Жрецом (который приносит Жертву).

Св. Дионисий Ареопагит говорил, что это особое вневременное воспоминание о жизни Христа на Литургии не подчиняется логике бытия. Здесь вспоминают прошлое, настоящее и будущее как уже бывшее и вечно длящееся.

В тексте Литургии содержится воспоминание о воплощении, жизни, смерти, погребении, воскресении Христа, о всей истории мира от сотворения до второго пришествия. Литургия делится на три части:

1) Проскомидия

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Проскомидия в переводе с греческого — принесение. Древние христиане приносили хлеб и вино для совершения Таинства. В настоящее время церковные служители на пожертвования прихожан покупают вино и пекут просфоры из квасного теста (просфора — в переводе: приношение). На Агничной просфоре ставят печать с крестом и буквами «ИС ХР» и «НИ КА», что значит Иисус Христос побеждает (Христос — победитель греха, смерти и диавола).

В алтаре на специальном столе — жертвеннике совершается проскомидия из пяти просфор по числу евангельских пяти хлебов, которыми Господь насытил пять тысяч человек (Мк.6;38-44). Вино берут виноградное красное, напоминающее кровь, и смешивают с водой, в воспоминание того, что на Кресте из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Непосредственно для святой трапезы употребляется одна просфора (Агничная), так как «один хлеб и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10.417).

Благословив начало проскомидии, священник подходит к жертвеннику. На первой (агничной) просфоре он три раза изображает крест со словами: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием срединную кубическую часть и произносит слова пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен…» ( Ис.53;7-8).

Кубическую часть просфоры называют Агнцем по слову Иоанна Крестителя: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грех мира» (Ин.1;29). Священник кладет Агнец на дискос, крестообразно надрезает Его с нижней стороны и произносит слова: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение» (Приносится в жертву Агнец Божий, взявший на себя грех мира, за жизнь и спасение мира), и прободает копием правую сторону Агнца с произнесением слов (в переводе на русский):

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал и истинно свидетельство его» (Ин.19;34). И с этими словами священник вливает в потир (чашу) вино с водой.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Частица, вынутая из второй просфоры, посвящена Богородице. Ее кладут справа от Агнца: предстает Царица Небесная одесную Сына Своего и Царя Христа.

Из третьей просфоры вынимают девять частиц в воспоминание девяти ликов святых: в честь Иоанна Предтечи, ветхозаветных пророков и праведников, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, Богоотец Иоакима и Анны, святителя, имени которого служится Литургия. Эти девять частей кладут на дискос слева от Агнца. В этом таинстве святые больше прославляются через Причастие Спасительной Жертве. А через них и мы больше освящаемся.

Из четвертой просфоры вынимают частицы за живых членов Церкви и кладут ниже Агнца. Из пятой — за усопших членов Церкви и кладут ниже частиц за живых.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Затем священник вынимает частицы из малых просфор, которые верующие подают вместе с записками о здравии или упокоении своих близких, и кладет их вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Одновременно служители прочитывают имена поминаемых в записках.

И вот рядом с Агнцем выросла гора частиц — Церковь Небесная и земная, святые и грешные, живые и усопшие, заблудшие и болящие. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов (святых). Здесь — будущее Царство и откровение Вечной Жизни.

Оканчивая проскомидию, священник исповедует Христа Небесным Хлебом, данным в пищу всему миру. Он молится Богу о всех предстоящих на Литургии и молящихся о данном приношении.

Во время проскомидии на клиросе читают часы: 3-й час (9 час утра) — вспоминаются события (произошедшие в это время суток) — суд Пилата, и позднее — сошествие на апостолов Святого Духа. 6-й час (полдень) — грехопадение Адама и Евы, и позднее — пригвождение Господа ко Кресту.

2) Литургия оглашенных

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Этот первый возглас священника переносит верующих из земной реальности к реальности Небесного мира, к Царству Святой Троицы, напоминая нам, что Литургия — это время присутствия Неба на земле.

«Миром Господу помолимся» — так начинается великая мирная ектения, то есть усердное моление в мире, тишине и спокойствии духа, примирившись со всеми, в единомыслии и взаимной любви. Верующие просят Бога о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей, о церковных и светских властях, о храме этом, о городе этом, о стране, о хорошей погоде, о спасении всех людей, о спасении плавающих, путешествующих, больных, страждущих, плененных, об избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды, о христианской кончине и др.

После великой ектении хор поет три антифона: псалом 102 «Благослови, душе моя Господа…», псалом 145 «Хвали, душе моя, Господа…» и евангельские блаженства (Мф.5;3-12). Эти антифоны разделяются на три части (в честь пресвятой Троицы) малыми ектениями: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…». Церковь следует завету ап. Павла (Кол.3;16): поет псалмы, славословит, благодарит Господа за все его благодеяния и попечение о нас.

В конце пения «блаженств» царские врата открываются, и священнослужитель выходит через северные врата из алтаря на амвон с высоко поднятым Евангелием в руках. Этот малый вход символизирует первый выход Христа на свою проповедь. Смотря на Евангелие, как на самого Христа, верующие поют: «Придите, поклонимся и припадем ко Христу…»

Священник молится, чтобы вместе с ним в алтарь вошли Ангелы, которые помогут оглашенным и всем верным видеть мир в обратной перспективе: то, что мирским людям кажется слабостью (нищета духа, смирение, кротость, милосердие…), на самом деле необходимы для достижения Небесного Царства.

После входа поют тропари и кондаки, отражающие священные события праздника. Затем поют трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Потом читают Апостол и Евангелие. После Евангелия следует усиленная ектения о всех живых и усопших православных христианах. В это время христиане должны усиленно молиться за своих близких, за которых они подали записки на проскомидию.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, открыл им Евангелие правды и удостоил святого крещения. Затем оглашенных просят выйти из храма: «Елицы (только) оглашенные изыдите». Эти слова и верным должны быть предупреждением: и мы должны подумать о своем недостоинстве, внимать себе и просить у Господа прощения.

3) Литургия верных

Так как Литургия — это общее дело, то все прихожане сослужат священнику в таинстве Евхаристии молитвой и благодарением. Литургия верных, то есть крещеных, подразделяется на шесть частей.

1.Перенесение честных Даров с жертвенника на престол

После двух кратких ектений открываются царские врата, священник тайно молится, диакон совершает каждение, и хор поет протяжно херувимскую песнь: «Иже Херувимы тайно образующе, и животворящей Троице трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». И мы, Херувимов тайно изображающие, воспеваем песнь животворящей Троице.

Священник с диаконом берут с жертвенника честные Дары, выходят из алтаря северными дверями, останавливаются на амвоне лицом к верным и молятся за патриарха и всех иерархов, священство, монашество, за присутствующих православных христиан. Затем возвращаются в алтарь через царские врата, ставят Дары на престол на развернутом антиминсе и накрывают «воздухом». Это перенесение Даров называется великим входом и символизирует шествие Спасителя на вольные страдания.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Царские врата затворяют, и певчие заканчивают Херувимскую песнь: «Яко да Царя всех подымем, Ангельскими невидимо дориносима чинми. Аллилуия (три раза)». И мы прославляем Царя всех, Которого Ангельские чины невидимо прославляют. Раньше царей и полководцев-победителей носили на щитах, а щиты поддерживали копьями. Дориносима — в переводе с греч. копьеносимого.

2.Приготовление верных к освящению честных Даров

После молитвы о святых Дарах и просительной ектении звучит возглас диакона «Двери, двери! премудростию вонмем». Раньше в это время закрывали двери храма, а сейчас мы должны затворить двери своей души от посторонних помыслов. На царских вратах отодвигается завеса, и с честных Даров снимают воздух. Весь народ в церкви поет православный Символ веры, составленный святыми отцами на первом (325г.) и втором (381г.) Вселенских соборах.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Священник призывает верных обратить сердца горе, то есть ввысь, и хор отвечает «имамы ко Господу», это значит, мы уже имеем устремление к Богу.

3.Освящение (преложение) Даров

«Благодарим Господа», — эти слова священника символизируют то, как Христос на Тайной вечере благодарил Бога Отца. И верующие благодарят и поклоняются: «Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной и нераздельной».

Священник творит тайные Евхаристические (благодарственные) молитвы, вспоминая Тайную Вечерю, и вслух восклицает: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя Нового Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов».

Священник вслух произносит: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся». Хор поет протяжно: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молимтися, Боже наш». Священник тайно просит Господа ниспослать Святого Духа на прихожан и предложенные Дары.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Благословляя святой Агнец и вино в чаше, предстоятель говорит: «И сотвори убо хлеб сей — честное Тело Христа Твоего. А еже в чаше сей — честную Кровь Христа Твоего. Преложив Духом Твоим Святым. Аминь, аминь, аминь.»

Священнослужители делают земной поклон перед святыми Дарами, как самому Богу. С этого момента на престоле уже не хлеб и вино, а истинные Тело и Кровь Христовы. Это самый важный момент Евхаристии.

В тайных молитвах священник благодарственно вспоминает всех святых и особенно Богородицу, и хор поет: «Достойно есть, яко воистину блажити тя, Богородицу…»

4.Приготовление верных к причащению

После просительной ектении священник просит Владыку, чтобы Он удостоил нас призвать Небесного Бога Отца, и все верные поют молитву Господню «Отче наш…» (Мф.6;9-13). Под словами «хлеб наш насущный даждь нам днесь» мы понимаем, что хлеб — это сам Христос — Хлеб жизни.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Возглас священника «Святая — святым!» означает, что к святым Дарам могут приступать только святые, то есть те, которые стремятся к совершенству и которые освятили себя молитвой, постом и таинством исповеди. Певчие поют «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь».

5.Причащение

Священник преломляет Святой Хлеб и говорит: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий…» При этом исповедуется тайна, что Тело Христово остается целым (раздробляемым и неразделяемым) и в каждой частице содержится вся полнота таинства.

Сначала в алтаре при закрытой завесе приобщаются священнослужители, наподобие того, как апостолы вкушали на Тайной Вечери: сначала принимают Тело Христа, а потом Кровь Его из чаши. На клиросе поют какое-нибудь песнопение и читают молитвы ко святому причащению.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Для приобщения мирян части Агнца опускают в чашу с Кровью Христовой. Открываются царские врата (как-будто открывается гроб Спасителя), и священник выносит святую Чашу для причащения мирян (это напоминает явление Христа по воскресении) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите». А хор поет: «Благословен грядый во имя Господне. Бог Господь явился нам».

Священник читает молитву перед таинством: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго (это исповедание ап.Петра), пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз (это исповедание ап. Павла). Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя… и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную. Аминь.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда (не предам Тебя иудиным поцелуем), но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во царствии Твоем (как разбойник, сознаю свое недостоинство). Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, но во исцеление души и тела. Аминь».

Хор поет: «Тело Христово примите, Источника бессмертного вкусите». Христиане складывают руки на груди крестообразно (кротко, как ягнята) и с благоговением подходят к чаше, называют свое имя и вкушают Святые Таины. Целуют ребро Чаши (как прободенное ребро Господа) и отходят к столику принять теплоту. Сначала положено приобщаться детям, потом мужчинам и затем женщинам. Соблюдайте чинную очередь и не старайтесь подойти первыми, ибо Христос сказал, что первые будут последними, и последние первыми (Мф.19;30).

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

После причастия священник в алтаре опускает в святую Чашу все частицы, вынутые на проскомидии из служебных 4-й и 5-й и принесенных просфор, с молитвой, чтобы Господь отмыл Своей Кровью грехи всех поминавшихся. Все члены церкви, за которых возносится молитва, и живые, и усопшие, таинственно участвуют в Евхаристии, даже если они не присутствуют в храме.

Последнее благословение молящихся Чашей со словами «Всегда ныне и присно и во веки веков» напоминает вознесение Спасителя на Небо и Его обещание «Я с вами во все дни до скончания века».

6.Благодарение за причащение и отпуст

Верные благодарят Господа за приобщение бессмертных и животворящих Таин и просят соблюсти их в Его святыне весь день и поучаться правде Его. Священник благословляет народ и славит Христа Бога. После отпуста верующие целуют Крест во свидетельство своей верности Христу.

Что можно, что нельзя делать после причастия

Сразу после причастия нужно поцеловать ребро Чаши со Святыми Дарами; креститься нельзя, чтобы не толкнуть Чашу, и к иконам прикладываться нельзя. А надо подойти к столу, где служители подают приобщившимся теплоту (вино с водой или теплую воду), чтобы прополоскать уста и проглотить эту теплоту, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно целовать крест и прикладываться к иконам.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Нужно прослушать благодарственные молитвы после причастия и горячо поблагодарить Господа за Его Дар. Если в храме эти молитвы не читают, то прочитать их дома. В день принятия святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты. Читать духовную литературу. Постараться как можно дольше сохранить в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.

Св. Иоанн Кронштадский говорил: Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати.

Св. Никодим Святогорец советует после приобщения и благодарения побеседовать с Господом со смирением: «Господи, ты видишь мою немощь и видишь, как легко я впадаю в грех и не могу побороть страсть; помоги мне ее побороть или сам вместо меня порази моего врага».

Для чего нужно причащаться, как это влияет на человека

В любом церковном таинстве христианину Господь подает вспомоществующую благодать. А так как причастие Тела и Крови Христовых является самым главным таинством, то и благодатная помощь, подаваемая в нем, самая большая. Господь совершает за нас тяжелую работу борьбы со страстями, пороками, вредными привычками; очищает нас, готовя к вечной жизни. Очищает наше сердце, чтобы в нем мог жить Он Сам.

В православии действует принцип синергии. Это значит, что Господь действует вместе с человеком. Бог не может нарушать нашу свободу. Он помогает только в том случае, если мы искренне и ревностно намерены исправиться и быть с Богом. Для этого нужна внимательная и искренняя молитва к Господу. Будем учиться молиться, каяться и причащаться, и Господь нам, немощным, будет подавать Свою помощь.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Святое причащение Христовых Таин попаляет грехи, в которых человек покаялся, исцеляет и освящает того, кто подвизается, кто хочет очиститься от страстей. Входя в наше сердце таинственно, Христос выгоняет оттуда лукавых духов и освобождает нас от прежде бывших грехов.

Если будем к себе внимательны, то в следующий раз после великого таинства Христос еще больше просветит ум наш и победит другие наши раскаянные грехи. Сами со своими страстями мы справиться не сможем, потому что Христос сказал: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15;5). Для того Христос и пришел на землю, чтобы взять на себя грехи мира.

Преп. Антоний Оптинский говорил: Очень спасительно питать свою душу нетленным святым Хлебом. Если человеку случится умереть в тот день, в который он приобщился Христовых Таин, то ради Тела и Крови Христа святые Ангелы берут его душу и благополучно проносят через все воздушные мытарства.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Если мы будем иметь в своем сердце печать Крови Агнца, то Ангелы смерти пройдут мимо нас и поразят только тех, которые не имеют этой печати. Так же, как и древних евреев спасла кровь агнца на косяках их дверей, и Ангел смерти прошел мимо их домов, поразив только египетских первенцев. (См. Пасха)

Христос говорит:» Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем, и он имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6;48-58). После этих слов многие ученики отошли от Христа, потому что не могли вместить в себя эти слова.

Как учат святые отцы Церкви, покаянием омываются наши греховные раны, а благодатью приобщения они заживляются, как целебным бальзамом, врачующим лекарством.

Причастие детей до 7 лет: правила, можно ли есть, как происходит

Если родители первый раз хотят причастить своего ребенка, крещеного в православной церкви, они должны проконсультироваться с духовником (священником). Подготовка ребенка к таинству имеет свои особенности и должна учитывать возраст, степень воцерковленности, здоровье. На ребенке обязательно должен быть крестик.

Детям до 3-х лет перед приобщением поститься необязательно. Начиная с 3-летнего возраста по традиции детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья в день святого причастия. Обычно, малыши легко привыкают к этому. К 7-ми годам ребенок уже должен привыкнуть соблюдать евхаристический пост (полное воздержание в день приобщения, начиная с полуночи).

Сначала подходят к Чаше дети, потом — взрослые. Грудных младенцев кладут на правую руку лежа, чтобы батюшке было сподручнее кормить правой рукой. Малышей после года сажают на правую руку. Малыши после 3-х лет складывают ручки на груди крестообразно, правая поверх левой (это символ кротости, как ягнята). Когда батюшка говорит «Причащается раб божий», ребенок должен назвать свое имя в крещении (или родитель за него называет).

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

Надо приучать ребенка подходить к Чаше с благоговением (страхом Божиим), не разговаривать и не крутиться по сторонам. За неблагоговение Господь может наказать ребенка. В нашем храме был такой случай: три девочки лет 11 стояли перед Чашей, ожидая своей очереди, и болтали, смеялись и крутились возле подсвечника; и у одной девочки загорелись волосы (у нее был пышный хвост сзади). Хорошо, что учительница подбежала и потушила.

Приобщившись, ребенок должен поцеловать край чаши (как прободенное ребро Спасителя), а на головку грудничка батюшка сам прикладывает Чашу. Главное, не креститься, не делать резких движений, чтобы не толкнуть Чашу. Частичку таинства ребенок должен проглотить и подойти к столу, где дают водичку для запивания и кусочек просфорки.

Если вещество таинства случайно попадет на одежду, или если ребенок срыгнул причастие, то надо обязательно сказать об этом батюшке и сделать так, как он скажет. Обычно этот кусок одежды вырезают и сжигают.

Грудных младенцев можно приносить на службу непосредственно к причастию. Мамам, которые сами готовились к таинству, батюшки обычно благословляют приобщаться вместе с детьми, хотя на службе они не стояли.

Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Картинка про Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви. Фото Что нужно сделать чтобы причаститься в церкви

К молитве на Литургии ребенка надо приучать постепенно, сколько он сможет выстоять, чтобы и его не утомить, и молящимся в храме не доставлять беспокойства. Лучше выйти во двор и там погулять до начала Святой Трапезы.

Приобщая своих детей, родители и сами должны стараться приступать к Святым Таинам, показывая этим пример своим чадам. Семья — это малая церковь, где люди вместе идут к Богу и приобщаются от одной Чаши.

Видео о том, как проходит причастие в церкви:

Посмотрите видео о причастии. Из него узнаете, что такое таинство Евхаристии, увидите, как оно проходит в церкви.

Целью и смыслом нашего земного бытия является ликвидация последствий первородного греха — тленности и смертности. С помощью веры в нашего Спасителя и принятия Его Плоти и Крови мы восстанавливаем в себе первозданного человека, преобразуемся и уподобляемся Христу Богу. «Бренный причащаюся и нетленный сотворяюся» (из последования к святому таинству).

Евхаристия может быть не только «лекарством жизни» и «лекарством бессмертия» для христиан, но и «ядом» для недостойно причащающихся.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *