Что нужно сделать чтобы проголосовать
Что нужно сделать чтобы проголосовать
Общероссийское голосование по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации, а также за ее пределами в соответствии с Порядком, утвержденным ЦИК России. Голосование назначено на 1 июля 2020 года, время его проведения – с 8:00 до 20:00 по местному времени.
Принять участие в голосовании смогут все граждане России, достигшие на день проведения голосования возраста 18 лет, за исключением лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда либо признанных судом недееспособными.
Списки участников голосования составляются на основании сведений, содержащихся в ГАС «Выборы», в порядке, установленном ЦИК России. В них включаются все граждане Российской Федерации, обладающие правом на участие в общероссийском голосовании.
Участник голосования вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением об отсутствии сведений о нем в списке участников голосования, о любой ошибке или неточности в этих сведениях.
Для граждан, которые 1 июля 2020 года не смогут прибыть на участок голосования, на котором они включены в список участников голосования, предусмотрены дополнительные возможности:
голосование до дня голосования;
дистанционное электронное голосование;
голосование по месту нахождения;
голосование вне помещения для голосования;
голосование за рубежом.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации при проведении общероссийского голосования потребуется принятие дополнительных мер, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, голосование может быть организовано в специально выделенных местах вне здания, в котором размещается помещение для голосования, перед входом или в непосредственной близости от него, которые будут оборудованы в соответствии с требованиями, установленными для помещения для голосования.
а) на территории Российской Федерации:
военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);
временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
документ, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет въезд в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации);
справка установленной формы, выдаваемая гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
б) за пределами территории Российской Федерации – документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, по которым граждане Российской Федерации осуществляют въезд в Российскую Федерацию, а также иные документы, по которым граждане Российской Федерации вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации.
При проведении общероссийского голосования, в том числе вне помещения для голосования и при проведении голосования до дня голосования, при подсчете голосов и установлении итогов голосования вправе присутствовать наблюдатели, порядок назначения которых определяет Общественная палата Российской Федерации, а также аккредитованные представители средств массовой информации.
Результаты общероссийского голосования определит ЦИК России на основании протоколов об итогах голосования нижестоящих избирательных комиссий. Решение о результатах общероссийского голосования будет принято не позднее чем через 5 дней после дня голосования.
Ответственность за нарушения
Плакат «Ответственность за нарушения при подготовке и проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации (извлечения из уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях)»
Санитарно-эпидемиологическое благополучие
Брошюра «Памятка о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия участников голосования»
Порядок заполнения бюллетеня
Плакат «Порядок заполнения бюллетеня для голосования»
Что нужно сделать чтобы проголосовать
Голосование в течение нескольких дней
17, 18 и 19 сентября будет проводиться голосование по выборам депутатов Государственной Думы и муниципальным выборам.
Все три дня избирательные участки будут работать с 8.00 до 20.00 часов.
Избиратель сможет проголосовать на избирательном участке по месту регистрации или по месту его нахождения, если заранее подаст такое заявление.
Заявление подается с 2 августа по 13 сентября через портал «Госуслуги» (до 00.00 часов по московскому времени 13 сентября), или в любой МФЦ (в рабочие часы), или в любую территориальную избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов); а такжес 8 по 13 сентября – в любую участковую избирательную комиссию (по будням – с 16.00 до 20.00 часов, в выходные– с 10.00 до 14.00 часов).
Голосование вне помещения («на дому»)
Предусмотрена возможность голосования вне помещения для тех избирателей, которые по уважительной причине не смогут прибыть в помещение для голосования.
Уважительные причины: состояние здоровья, инвалидность, уход за больным человеком, маленьким ребенком, иные уважительные причины.
Для того, чтобы проголосовать «на дому» избирателю нужно подать письменное заявление (устное обращение) о голосовании «на дому» с 9 сентября до14.00 часов 19 сентября в участковую избирательную комиссиюпо месту регистрации, или с 9 по 14 сентября(до 00.00 часов по московскому времени) через портал «Госуслуги».
Члены участковой комиссии 17, 18 или 19 сентября придут к избирателю, который подал такое заявление, для голосования.
Как зарегистрироваться для участия на онлайн-выборах в Госдуму РФ 2021 года
С 17 по 19 сентября пройдут всероссийские выборы в Государственную Думу. Решением ЦИК РФ граждане РФ, проживающие в ЛНР, смогут проголосовать на выборах ОНЛАЙН. До 13 сентября (23:59) граждане, желающие принять участие в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), должны подать заявку на портале Госуслуги и Мос.ру.
Кто может проголосовать онлайн
Выборы в 2021 году состоятся с 17 по 19 сентября. В Москве выбирать будут депутатов Госдумы восьмого созыва, а также депутатов Мосгордумы (для некоторых округов) и муниципальных депутатов (в районе Щукино).
Принять участие в электронном голосовании смогут россияне, обладающие активным избирательным правом (то есть совершеннолетние, дееспособные и не отбывающие наказание в местах лишения свободы по судебному решению), зарегистрированные по месту жительства в Москве, Севастополе, Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской или Ярославской областях. Подать заявление на дистанционное голосование можно со 2 августа до 23:59 13 сентября.
Проголосовать можно будет с компьютера, ноутбука, планшета или мобильного телефона, подключенного к Интернету. Соединение с сетью должно быть стабильным.
Регионы, где будет электронное голосование на выборах 2021 года
Онлайн-голосование на выборах в 2021 году пройдет в семи российских субъектах, включая Москву. Список регионов, где будет применяться система ДЭГ в 2021 году:
Как и когда можно подать заявления на голосовании
Предусмотрен следующий порядок подачи заявления в том случае, если гражданин находится не по месту регистрации в дни голосования и желает реализовать свое прав по месту фактического нахождения:
Регистрация на электронное онлайн-голосование
Чтобы отдать свой голос онлайн, необходимо зарегистрироваться. Сделать это можно до 23:59 13 сентября. Принять участие в электронном голосовании смогут зарегистрированные в РФ граждане, обладающие активным избирательным правом, которым на день голосования исполнилось 18 лет. Также потребуется полная учетная запись на порталах Госуслуги и mos.ru.
Чтобы зарегистрироваться на онлайн-голосование через приложение Госуслуги и «Госуслуги Москвы», необходимо открыть сайт или приложение, перейти в раздел «Услуги» и выбрать услугу «Подача заявления на дистанционное электронное голосование».
Для москвичей самый простой способ подать заявление через приложение «Моя Москва» — нажать на баннер на главной странице приложения.
После обработки поданного заявления в личном кабинете можно ознакомится с подробной инструкцией по ДЭГ 2021.
Как проголосовать онлайн на выборах 2021 года
Чтобы проголосовать на выборах 19 сентября 2021 года онлайн, без посещения избирательного участка, нужно:
Проголосовать дистанционно можно с 08:00 17 сентября до 20:00 19 сентября (по московскому времени) на портале голосования vybory.gov.ru.
При начале процедуры электронного голосования избиратель проходит процедуру идентификации и ознакамливается с техническими условиями голосования. Далее на номер телефона, привязанный к порталу госуслуг, придет смс-сообщение с пятизначным кодом подтверждения. Его нужно будет ввести в форму.
После подтверждения личности система направит избирателя к бюллетеню, где отобразится информация о кандидатах. Как и в обычном бюллетене, нужно проставить галочку напротив фамилии кандидата, в соответствии со своим выбором.
Голосование из дома
Если у вас нет возможности прибыть на участок, вы сможете проголосовать, находясь у себя дома. Для этого нужно письменно или по телефону обратиться в УИК с 9 сентября до 14 часов по местному времени 19 сентября. Вместо вас передать заявление в комиссию могут родственники или другие лица.
Также можно оставить заявку через портал госуслуг с 9 по 14 сентября.
В день выборов к вам приедут члены УИК и наблюдатели, предварительно позвонив по телефону. Стоит учитывать, что если вы оставили устное обращение, то по прибытии членов УИК вам все равно придется заполнить письменное заявление о возможности проголосовать вне избирательного пункта. Вас также попросят указать номер и серию своего паспорта и поставить подпись о получении бюллетеня.
С вашего согласия серию и номер документа могут внести члены УИК.
Голосование по месту нахождения
Если в дни выборов вы находитесь в отъезде, отпуске или командировке, ничего не мешает проголосовать по месту фактического нахождения, в том числе и без посещения участка. Поможет в этом система «Мобильный избиратель».
Избирателю нужно лично подать заявление о включении его в список по месту нахождения. Это можно сделать через любую территориальную или участковую избирательную комиссию (ТИК и УИК), через центр «Мои документы», а также через портал госуслуг.
Подать заявление через УИК можно с 8 по 13 сентября, остальными способами — с 2 августа по 13 сентября.
Если у избирателя поменялись планы, он может аннулировать заявление. При этом он не будет исключен из списка избирателей по месту своего жительства.
Если по уважительной причине вы не можете прибыть в пункты для подачи заявления, обратитесь в ТИК или УИК по телефону или письменно, в том числе при содействии социального работника. В этом случае не позднее 13 сентября вас посетит уполномоченное лицо (член УИК). Во время посещения вы можете устно или письменно заявить о своем желании проголосовать на дому.
Какие партии участвуют в выборах в Госдуму в 2021 году
В ЦИК прошла жеребьевка по определению мест партий в избирательном бюллетене на предстоящих выборах в Госдуму. Сами выборы в нижнюю палата парламента пройдут в Единый день голосования — 19 сентября, помимо депутатов Госдумы россияне также выберут глав ряда регионов, представителей региональных парламентов и местных органов самоуправления. Всего пройдет более 4,4 тыс. избирательных кампаний во всех 85 регионах.
В жеребьевке Центризбиркома участвовали 14 партий, федеральные списки кандидатов которых зарегистрированы на предстоящих выборах в Госдуму.
Партии в избирательных бюллетенях будут представлены в следующей последовательности:
Снятые кандидаты с выборов в сентябре 2021 года
По данным ВЦИОМ, на данном этапе в Госдуму точно проходят четыре ставшие уже традиционными для нижней палаты парламента партии — «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». Преодоление порога в 5% голосов другими партиями — пока под вопросом, говорит «Газете.Ru» социолог Денис Волков.
«Возможно, в каких-то округах кто-то пройдет из других партий, кроме этих четырех, хотя это маловероятно. Может, это будут два-три человека. Картина статичная, предпочтения почти не меняются. Скорее всего, будет похоже на то, что есть сейчас», — отметил эксперт.
Интерес со стороны общества привлекает массовое снятие кандидатов какой-либо партии с предвыборного пробега. При этом говорить, что это каким-либо образом заметно скажется на рейтингах этой партии на долгую перспективу, вряд ли приходится, говорит директор ЭАЦ «Северо-Запад», политолог Екатерина Колесникова.
«Электоральная память избирателей в таких случаях весьма короткая. В лучшем случае процент в «минус» или в «плюс» будет заметен в ближайшем будущем и, пожалуй, все», — отметила она.
Снятие кандидатов в этой избирательной кампании стало одним из привлекающих к себе внимание инфоповодов. В участии в выборах в Госдуму, в частности, было отказано директору «Совхоза имени Ленина» Павлу Грудинину. По решению Мосгорсуда, избираться в Госдуму в этом году не сможет лидер псковского отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг. В регистрации отказали еще нескольким «яблочникам». Например, выдвигавшемуся кандидатом в депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга действующему члену парламента Борису Вишневскому.
Порядок оспаривания решений избиркомов
В случае обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата или списка кандидатов исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия вышестоящим избиркомом решения оставить жалобу без удовлетворения. Срок подачи в избирком жалобы на решение, действие или бездействие нижестоящей комиссии составляет пять дней. Рассмотреть такую жалобу нужно будет в течение семи дней вместо десяти. Если решение останется в силе, оно может быть обжаловано в суде. Суд не может отменить решение комиссии о регистрации кандидата, оформленное с нарушением требований законодательства, если избирком ранее не известил кандидата об этих нарушениях. Согласно прежним нормам, срок оспаривания отказа в регистрации в вышестоящем избиркоме исчислялся со дня вынесения первоначального решения об отказе. Это зачастую не оставляло истцу достаточного количества времени для обращения в суд. На это, в частности, было указано в постановлении Конституционного суда РФ от 24 марта 2020 года. Соответствующие поправки в избирательное законодательство и Кодекс административного производства РФ приняты 30 апреля 2021 года.
Условия акции «Миллион призов» для голосующих онлайн
На портале ag-vmeste.ru уже появились условия розыгрыша «Миллион призов» за голосование онлайн. Как стать участником:
Стать победителем и получить призовые баллы или один из суперпризов», — поясняется на главной странице сайта.
Программа «Миллион призов» впервые была запущена перед общероссийским голосованием по вопросу одобрения изменений к Конституции РФ по инициативе предпринимательского сообщества, сертификаты по ней получили более 2 млн москвичей. В мае 2021 года стартовала программа «#ПобедимCOVIDВместе», в которой участвовали москвичи старше 60 лет, прошедшие вакцинацию. В программе приняли участие более 400 тыс. москвичей, которые получили подарочные сертификаты от компаний-партнеров.
Что нужно сделать чтобы проголосовать
Для того, чтобы проголосовать на другом избирательном участке, дистанционно или на дому необходимо подать заявление через портал mos.ru или gosuslugi.ru.
Важно! Если вы хотите подать заявление через портал mos.ru, то у вас должна быть подтверждена учетная запись на портале, и, если голосуете на дому или дистанционно, данные должны быть сопоставлены с регистром избирателей, участников референдума ЦИК России.
Для участия в выборах 17 — 19 сентября нужны:
✔ Активное избирательное право
Вы можете участвовать, если на момент голосования вам исполнилось 18 лет, и у вас есть российское гражданство
✔ Постоянная регистрация в Москве
✔ Полная учетная запись на mos.ru
Проверьте статус учетной записи в личном кабинете. Если у вас нет полной учетной записи, заполните все поля анкеты и подтвердите личность
Кому удобно голосовать онлайн?
✔ Есть полная учетная запись на mos.ru
✔ Живете не там, где прописаны
Например снимаете квартиру в центре, а зарегистрированы в Бирюлеве
✔ На выходные уезжаете с семьей на дачу
✔ Реже ходите в людные места из-за опасности коронавируса
Как проголосовать онлайн
1. Заявка на включение в список участников голосования онлайн
До 23:59 13 сентября отправьте заявку на включение в список участников электронного голосования.
Для участия нужна полная учетная запись на mos.ru. Ее можно оформить онлайн или в центрах «Мои документы».
2. Подтверждение личности для доступа к бюллетеню
Зайдите в личный кабинет на mos.ru, чтобы проголосовать. Перед загрузкой электронного бюллетеня вы получите СМС c цифровым кодом. Введите этот код в специальное поле, и бюллетень откроется. Получить бюллетень можно с 08:00 17 сентября до 19:59 19 сентября.
3. Голосование
Поставьте галочку и нажмите кнопку «Проголосовать».
Если вы не смогли завершить голосование и хотите загрузить бюллетень заново
В этом году на онлайн-голосовании есть функция «Отложенное решение». Это возможность заново загрузить бюллетень если, например, случился перебой с интернетом или гаджетом. При подсчете результата система учтет только ваш последний выбор.
Система выдает электронные бюллетени до 19:59 19 сентября. Если вы получили бюллетень в последнюю минуту, есть дополнительное время, чтобы сделать выбор.
Как я организовал общее собрание собственников онлайн
И почему мне это не понравилось
В 2020 году в моем доме прошло первое в Челябинской области общее онлайн-собрание собственников. Его организовал я.
Я участвую в организации общих собраний собственников жилья в своем доме уже четвертый год. Те, кто хотя бы раз это делал, знают, как это сложно и долго: собственники не понимают вопросов повестки, не приносят протоколы, а иногда их вообще заполняют посторонние люди.
Я решил попробовать автоматизировать процесс и провести собрание через ГИС ЖКХ. Сотрудник жилищной инспекции, куда мы обратились за консультацией, описал этот сервис меткой фразой: «Сами себе нажили проблем».
В статье я расскажу, как все прошло, с какими сложностями я столкнулся и почему не уверен, что захочу повторить этот опыт.
Почему я занимаюсь общими собраниями собственников своего дома
В многоквартирном доме, о котором пойдет речь, я родился и провел большую часть жизни, поэтому мне небезразлична его судьба. Я предприниматель, сооснователь одного из сервисов бронирования жилья. С 2018 года участвую в жизни дома, вхожу в совет дома, организую общие собрания собственников. Это важно для меня, потому что я вижу многоквартирный дом как минимальную ячейку общества. Считаю, что без умения договариваться хотя бы с соседями никакой демократии в стране быть не может.
Наш дом был построен в 1979 году. В нем 344 квартиры на семь подъездов, два крупных магазина и 500 собственников. Дом обслуживает управляющая компания.
Первое общее собрание в доме провели в 2013 году. Тогда я в этом еще не участвовал, его организовали две активные жительницы. На первом собрании выбрали совет дома и его председателя, уполномочили совет принимать решения по текущему ремонту.
Отремонтировав таким образом один подъезд, совет добился от УК ремонта остальных подъездов по такой же стоимости. Денег со взносов на текущий ремонт, правда, не хватило. Поэтому вместе с УК совет решил поднять плату за текущий ремонт с жильцов на 1 Р с квадратного метра в месяц сроком на полгода. Со скрипом, но большинство жителей согласились с таким повышением. Подъезды стали чистыми и красивыми.
На собраниях решаются и другие вопросы. Однажды наш совет обратился в фонд капремонта за информацией, когда планируются работы в доме. Фонд сказал, что только в 2035 году. Совет решил копить деньги на капремонт не у регионального оператора, а на специальном счете в банке, чтобы самостоятельно выбирать сроки и работы, которые будут выполнены в доме.
С тех пор почти каждый год наш дом проводит собрания по капремонту, на которых определяет перечень работ и подрядчиков. К 2021 году мы успели отремонтировать кровлю, заменить трубы водоснабжения и отопления. Если бы взносы копились у регионального оператора, нам пришлось бы ждать ремонта еще 15 лет.
Как победить выгорание
Что такое общее собрание собственников
Общее собрание собственников, ОСС — это орган управления многоквартирным домом. Собственники квартир в таких домах владеют не только своими квартирами, но и целым комплексом общего имущества: лестничными клетками, крышей, подвалом, чердаком, земельным участком около дома. Этим имуществом собственники распоряжаются совместно с соседями. Все решения собственники принимают на общих собраниях и фиксируют в протоколе.
Чтобы заменить перегоревшую лампочку, собрание не нужно — достаточно составить заявку в управляющую компанию. Чтобы сделать косметический ремонт подъезда, собрание тоже не понадобится, если у вас выбраны совет дома и его председатель и они уполномочены принимать решения о текущем ремонте. А вот чтобы выбрать такой совет и уполномочить его или сменить УК, которая никак не вкрутит лампочку, как раз и нужно ОСС.
Еще общее собрание собственников потребуется, чтобы благоустроить двор за счет государства, установить ограждение двора или шлагбаум, заработать на общедомовом имуществе. На ОСС можно изменить порядок выполнения капитального ремонта в вашем доме. Жители будут собирать взносы на счете дома, решать, что ремонтировать и кто это будет делать. Если захотите сменить управляющую компанию или перейти на ТСЖ, без общего собрания также не обойтись.
Как проводятся общие собрания собственников
У ОСС есть три формы проведения:
Очная и очно-заочная формы — это полноценное собрание людей. Собственники встречаются в определенном месте, как правило во дворе дома, и обсуждают вопросы. Заочная форма — это, по сути, не собрание, а голосование. А заочное ОСС через информационную систему — это онлайн-голосование.
Дальше расскажу, как проводили собрания в нашем доме, как пытались их упростить. И как на этом пути дошли до государственной информационной системы.
Как в нашем доме проводили собрания изначально
Я уже писал, что присоединился к организации собраний в нашем доме в 2018 году. К тому моменту весь процесс уже был налажен — собрания проходили в очно-заочной форме. Вот что делали инициаторы собрания, чтобы его провести:
За одно собрание старались решить как можно больше вопросов, чтобы проводить их как можно реже, потому что каждое собрание занимало много времени.
Перечень и формулировки вопросов согласовывали с юристами УК, чтобы итоговый протокол был корректен и принят организациями, для которых он предназначался. Например, протокол голосования о заказе и оплате работ по капремонту должен принять банк, в котором открыт специальный счет для накопления взносов на капремонт.
Жителей оповещали о собрании через доски объявлений у входа в подъезды или внутри подъездов. На одном из первых собраний был принят такой вариант, и теперь он допустим для всех последующих ОСС.
На досках — распечатки с сайта ГИС ЖКХ о результатах последнего голосования
Жители, которые не боялись объема повестки, приходили на очное собрание. Как правило, это были человек 50 из 500 собственников. Для кворума и тем более для принятия решений этого недостаточно. Решение на собрании считается принятым, если за него проголосовало более половины или более двух третей собственников, смотря какой вопрос.
Поэтому основное значение имеет заочная часть собрания — голосование на бумаге.
Для этого нужно распечатать бланки решений — бюллетени. Их совет дома готовил на всех 500 собственников. Бланк для голосования по нескольким вопросам мог занимать 2—3 страницы — на весь дом уходило три стандартные пачки бумаги. Это была первая проблема.
Вторая проблема заключалась в оформлении бюллетеней. По закону в решении собственника должны быть указаны его ФИО, номер и площадь квартиры, доля собственности и сведения о документе, подтверждающем право собственности. Сначала для всех этих сведений в бланке оставляли пустые поля, чтобы собственники вписали данные сами. Из-за этого было много ошибок: кто-то не помнил площадь, некоторым не хотелось искать номер документа о собственности. Из-за ошибок не все голоса собственников получалось засчитать.
Тогда старшие по подъездам сами стали заполнять данные вместо жителей. По закону УК обязана представить реестр собственников с данными о долях и собственности инициатору собрания. Но заполнение 500 листов вручную — сомнительное удовольствие. Тут я и подумал, что нам надо автоматизировать этот процесс.
Автоматические именные бюллетени через сервис «Собиратьлегко-рф»
Для создания именных бюллетеней нужно загрузить в сервис реестр собственников и заполнить вопросы собрания. Реестр загружается целиком, в виде эксель-таблицы с заданным порядком столбцов.
В итоге сервис создает документ в формате ПДФ с именными бюллетенями. Остается только разнести решения по квартирам, а потом собрать подписанные.
У именных решений есть еще одно преимущество перед пустыми бланками: они помогают не забыть и не перепутать собственников, если их в квартире несколько. Проводить собрания стало легче.
Считать голоса нам оказалось удобнее в обычной эксель-таблице, чем в сервисе. Члены совета дома вручную заносили информацию из бюллетеней в таблицу и считали с помощью формул. Просто посчитать голоса за и против было нельзя, потому что количество голосов у собственника пропорционально количеству квадратных метров, которые ему принадлежат. Чтобы посчитать голосующую долю собственника, нужно умножить площадь помещения на долю собственника и разделить на общую площадь дома.
Позже для оповещения жителей о начале и ходе собрания мы создали группу во «Вконтакте» и чат дома в «Вотсапе». Опыт показал, что группа работает плохо, а вот чат — на ура. Чтобы привлечь в него жителей, мы разместили листовку с приглашением и QR-кодом на досках объявлений.
Но главная проблема — по заполнению, доставке и сбору бумажных бюллетеней — оставалась. Этим занимались члены совета дома и старшие по подъездам на общественных началах.
Не все собственники открывали двери, не все проживали в своих квартирах, не все вовремя сдавали заполненные решения. Хотелось, чтобы собственники сами голосовали онлайн в какой-то системе, а результаты считались автоматически.
Оказалось, что такая система тоже есть.
Общие собрания собственников через ГИС ЖКХ
С 2018 года общие собрания собственников можно проводить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства — ГИС ЖКХ. Существуют и региональные системы, например «Электронный дом» в Москве. Но в Челябинской области таких нет.
ГИС ЖКХ — это информационный портал, на котором можно создавать электронные голосования по любым вопросам, касающимся управления домом. Еще через систему можно направлять обращения в организации и контролирующие органы, вносить показания счетчиков, оплачивать выставленные счета, контролировать работы по дому.
В голосовании через ГИС ЖКХ я видел много плюсов. Чтобы проголосовать, собственнику нужно иметь только аккаунт на госуслугах, а он есть почти у всех. Голосовать можно и через сайт, и через мобильное приложение. Если собственник не может проголосовать онлайн, можно передать решение на бумаге через администратора. Еще плюсами были отсутствие формальных вопросов в голосовании и автоматический подсчет результатов. Это то, что нам было нужно.
В мае 2020 года в жилищный кодекс внесены изменения, которые еще больше облегчили процедуру голосования:
Все это выглядело заманчиво, и мы решили попробовать. Как раз накопились вопросы: ограждение двора от чужих автомобилей и замена лифтов, у которых подходил к концу срок службы.
Мы осознавали, что в старом доме с большим количеством пенсионеров полный переход в онлайн невозможен и для части собственников все равно придется печатать бюллетени. Но даже частичный переход помогал снизить объем бумаги и беготни. В нашем чате в «Вотсапе» было 110 участников. Мы наметили, что онлайн проголосует 100—150 человек.
Особенно меня радовала мысль, что можно будет убрать из голосования формальные вопросы. В каждом бумажном голосовании есть обязательны пункты, например: «Выбрать секретаря Иванова», «Выбрать состав счетной комиссии: Петрова, Сидорова». Иногда таких вопросов было больше, чем вопросов по существу собрания. Собственники голосовали с недоумением, не знали этих людей и не понимали, зачем вообще это нужно. Акценты терялись, а важные вопросы, ради которых все затевалось, было сложно понять. Собственники раздражались. В голосовании через ГИС ЖКХ все эти секретари и счетные комиссии уходили в прошлое, бюллетень становился короче и понятнее.
Как мы готовились к голосованию в ГИС ЖКХ
Инициатором и администратором первого собрания может быть любой собственник жилого или нежилого помещения. В нашем случае это был председатель совета дома. Для получения статуса администратора собственник должен отправить заявку в государственную жилищную инспекцию через личный кабинет на сайте ГИС ЖКХ.
Уже на этом этапе появилось первое препятствие: такой функции у председателя в личном кабинете не оказалось. После обращения в поддержку и разбирательств выяснилось, что в системе не привязана информация о его собственности в нашем доме. Эту информацию должна привязать УК. Более того, такая информация должна быть привязана у всех собственников, иначе они не увидят кнопки голосования.
УК заинтересовалась голосованием через ГИС не меньше, чем мы. Поэтому они оперативно заполнили данные, и мы наконец отправили заявку на статус администратора.
Тут стоит отметить, что внесение данных о собственности со стороны УК не всегда дает результат. Вообще данные о собственности — главная проблема ГИС ЖКХ. Дальше я расскажу об этом подробнее.
За 10 дней до начала голосования мы опубликовали его в системе. Собственникам, чья информация о собственности привязана к ГИС и кто зарегистрирован на госуслугах, на электронную почту пришло письмо с уведомлением.
В день начала голосования мы провели подготовительную встречу с собственниками. Эта встреча не имела юридической силы, но для оповещения жителей была полезна.
Проблемы голосования в ГИС ЖКХ
После начала голосования быстро выяснилось, что онлайн голосует меньше собственников, чем мы рассчитывали. В первые несколько дней в системе появились голоса всего 30 человек. Еще 8 человек написали нам, что не видят кнопки голосования. Так получилось потому, что в системе не было данных о собственности этих людей. Мы попросили УК добавить данные. В итоге после добавления данных о собственности смогли проголосовать еще несколько жильцов.
Параллельно мы начали готовить голосование на бумаге для остальных собственников.
Здесь тоже были проблемы. По закону нет никаких требований к тому, в каком виде администратору должно быть передано на бумаге решение собственника, который не голосует онлайн.
Некоторые коллеги принимали даже скриншоты из сообщений в «Вотсапе». Мы решили перестраховаться и использовать бумажные бюллетени из обычного голосования. Но возник неприятный сюрприз: чтобы внести решение собственника в систему, нужно указать его паспортные данные или СНИЛС. Что-то одно должно быть обязательно.
Причем закон не обязывает администратора размещать эти данные. Нужны только «сведения о лице, участвующем в голосовании». Но ГИС почему-то эти данные все же требует.
У нас паспортных данных собственников не было. Эти данные есть в УК, но она, конечно, не могла их нам предоставить. Оставалось только взять их у самих собственников, а для этого нужно было включать графу с паспортными данными в бланк решения собственника. Абсурд в том, что при бумажном голосовании мы паспортные данные не просили, а при онлайн-голосовании стали просить.
На удивление, большинство собственников предоставили СНИЛС либо номер паспорта. Но возникли новые проблемы. Вот самые распространенные из них:
Даже с паспортными данными не получалось легко добавить информацию в систему.
Чтобы ввести решение собственника, нужно напечатать его ФИО в три разных поля, потом еще указать СНИЛС или номер паспорта. Затем добавить сведения о собственности. Система ищет их секунд десять, после чего в 30% случаях говорит, что ничего не нашлось, а потом предлагает продолжить заполнение вручную.
Почему данные не находятся, я понять не могу. Возможно, часть собственников приватизировали, купили или еще как-то получили квартиру до создания Росреестра в 1998 году, и данных об их собственности в федеральных базах просто нет. Но большая часть из них находилась в реестре управляющей компании.
Если данные о собственности по номеру и дате нашлись — а так было в 70% случаев, — оставалось только выбрать «за», «против» или «воздержался» около каждого из вопросов голосования. Или закачать фотографию бумажного решения. Если собственность не нашлась, нужно было сначала дополнить номер и дату государственной регистрации собственности номером квартиры, ее площадью и долей собственности голосующего. Система такой голос примет. Но что делать с теми, у кого нет номера государственной регистрации, а есть только номер, скажем, договора приватизации, непонятно.
Онлайн проголосовали всего 34 собственника. Чтобы ввести в систему 190 решений на бумаге, мы потратили 35—40 часов. Работали две группы по два человека: один за компьютером, другой помогал. Мы вводили результаты несколько вечеров на неделе голосования и всю субботу с утра до часа ночи.
Еще один недостаток системы: нет наглядной статистики, показывающей, какие собственники проголосовали, а какие еще нет. Есть только постраничная выдача списка отдельных голосов по каждому вопросу. Например, так: Иван Иванович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 2, Петр Петрович проголосовал по вопросу № 1, Иван Иванович проголосовал по вопросу № 3 — все вперемешку. Для контроля за ходом голосования и понимания, кого еще не внесли, приходилось опять использовать таблицы.
Итог голосования. Мы набрали кворум, голосование прошло успешно. Но уйти от кипы бумаги у нас не получилось. От беготни по подъездам тоже. Мы потратили больше времени на внесение голосов в систему, чем на внесение заочных бумажных голосов в таблицу и подсчет по формулам в таблице. Автоматизация получилась так себе.
В довершение ко всем недостаткам есть еще один: при следующем голосовании данные собственников нужно будет вводить заново. То, что мы ввели, относилось к конкретным решениям. А в следующий раз все нужно будет начинать сначала.
Какие же собрания собственников удобнее: онлайн или офлайн
Попробую выделить плюсы и минусы собрания через ГИС ЖКХ по сравнению с очно-заочным, бумажным собранием с использованием вспомогательных сервисов.
Пока что голосование через ГИС ЖКХ я могу рекомендовать только новым домам со свежими данными о собственности и преимущественно молодыми собственниками, которые смогут голосовать самостоятельно.
Мы же всерьез подумаем, стоит нам проводить следующее голосование в таком псевдоонлайне или все-таки выбрать отработанную годами очно-заочную форму.
Что хотелось бы исправить в системе
Надеюсь, эту статью прочитает кто-то из чиновников, ответственных за развитие ГИС ЖКХ.
А вот что действительно нужно изменить в ГИС ЖКХ, чтобы голосовать через систему стало удобно:
- Что нужно сделать чтобы проголосовать через госуслуги
- Что нужно сделать чтобы продлить инвалидность