Что нужно сделать чтобы стать личностью толстой
Как стать личностью?
Содержимое разработки
Как стать личностью?
Предметные: создать условия для ознакомления обучающихся с высокими духовно-нравственным и моральным смыслами понятия «Личность».
Метапредметные: способствовать формированию навыков смыслового чтения, самоконтроля, умения определять понятия и оценивать правильность выполнения учебной задачи. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
— способствовать формированию: осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению.
Познакомить учащихся с понятием «личность» в социуме.
Способствовать понимаю различий таких понятий как: личность, индивид, индивидуальность.
Способствовать пониманию, как природа и общество влияют на становление личности.
Развивать умение работать в группе, с документами, сравнивать, оценивать, использовать знания, полученные на уроках обществознания.
Развивать умение решать проблемные задания.
Развивать умение выражать свою точку зрения, обосновывать ответ, создавать высказывания в устном виде.
Развивать умение оценивать изученный материал (с позиции значимости) и свои достижения.
Способствовать воспитанию терпимого отношения к личности.
Формировать познавательный интерес к предмету.
Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность.
— Умение выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции.
Предметные: формирование представления о понятиях: «личность», «индивид», «мировоззрение», «социализация» и др.
Метапредметные: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию. Умение планировать свою деятельность.
человек, индивид, личность, мировоззрение, социализация
Учебник под ред. Боголюбова, рабочая тетрадь, презентация к уроку.
Формы учебной работы:
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Дидактическая структура урока
Задания для учащихся
I. Организационный этап
1. Приветствие, активизация учебной деятельности учащихся.
2. Тест по теме прошлого урока «Развитие общества»
1. Подготовка к уроку, приветствие учителя.
Знание основных понятий по пройденной ранее теме, умение ориентироваться в информации.
Личностные: проявление эмоционального отношения к учебно-познавательной деятельности.
Познавательные: закрепление и углубление знаний полученных на прошлом уроке.
Регулятивные: умение оценивать свои знания и адекватно воспринимать оценку других.
III. Актуализация знаний.
1. Учитель начинает урок с притчи: «Знаменитый древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажёг фонарь и стал ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он отвечал «Ищу человека!». Хотя он встречал и торговцев, и богатых и бедных, и стариков и женщин и мужчин.
Как вы думаете, кого он искал?
В каком значении Диоген употреблял слово «человек»? Почему?
В то время еще не было определения личность!
Как вы думаете, что такое личность?
-Учитель со слайда диктует понятие «Личность».
2. Предлагает учащимся сформулировать тему урока. Запись темы.
1.Слушают притчу, отвечают на вопросы.
2.Определяют и записывают тему урока «Как стать личностью?»
1.Проанализировать притчу и ответить на вопросы учителя.
2.Сформулировать тему урока
— Умение формулировать свои мысли, отвечать на вопросы по теме.
Принятие социальной роли обучающегося.
Познавательные: актуализация своего жизненного опыта; выделение проблемы.
Коммуникативные: умение слушать собеседника;
умение давать ответы на вопросы.
IV. Изучение новой темы
Итак, вы человек! Личность!
«Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»? Обоснуйте свой ответ.
-Учитель предлагает вспомнить, чем человек отличается от животного?
2. Перед каждым человеком встает философский вопрос, кто я?
Давайте подумаем, а кто вы? Какие признаки вы выделяете?
Каким отдаете предпочтение, ставя их на первое место, какие менее важны для вас?
Педагог дает минутку чтобы каждый из учеников написал, пару предложений ответив на вопрос: кто я? в тетради (как энциклопедическая справка) и затем обсуждение.
3. Учитель: «признаки, характеризующие человека как одного из многих себе подобных, принято называть индивидными. Человек как один из людей – индивид».
— Предлагает дать определение понятию «индивид». Запись в тетрадь.
— Объясняет понятие «индивидуальность».
4. Говорит о том, что еще один признак, присущий человеку,- быть личностью.
-Дает задание создать графическую модель личности (Личность: 1.Социальный компонент; 2. Духовный компонент;
3. Биологический компонент.)
Как вы думаете, чем можно наполнить эти компоненты?
— Сравнивает варианты учащихся с представленным им.
5. Задает классу вопросы: представьте, у вас в руках зеркало, вы смотрите в него и что вы видите? Представьте, что вы уже взрослые, кто я? Зачем Я? Вот тут и возникает вопрос о смысле жизни.
-О важности этого момента просит прочесть текст из учебника(стр.36), затем показ ролика «Что ты можешь рассказать о себе за 2 минуты?»
6. Учитель подводит разговор к теме профессионального выбора; ставит перед учащимися вопросы: Какую бы профессию каждый из вас хотел выбрать в будущем? Что вы ждете от будущей профессии?
7.Учитель дает задание обратиться к параграфу учебника, и ответить на вопрос: что нужно сделать, если вы не знаете, какую профессию выбрать?
8. Организация обсуждения что такое «мировоззрение»? Запись понятия.
9. Как же проходит становление личности? Стр. 39 учебника абзац после документа, как происходит становление личности? Дает задание прочесть и выполнить в рабочей тетради упр. 4 стр. 17.
10. Учитель повествует: «становление личности происходит только в обществе. В этом процессе человеку помогает множество факторов. Ученые называют эти факторы агентами социализации, а сам процесс становления личности – социализацией». Объясняет данные понятия.
1.Рассуждают над проблемным уроком, отвечают на вопрос.
2.Отвечают на поставленные вопросы, в тетради пишут ответ на вопрос «Кто я?».
3.Записывают в тетрадь понятия «индивид» и «индивидуальность».
4.Создают графическую модель личности, заполняют компоненты, сравнивают свои варианты с вариантом учителя.
5. Читают текст, смотрят ролик, отвечают на поставленные вопросы.
6. Отвечают на вопросы.
7.Читают учебник, отвечают на вопросы.
8. Участие в обсуждении, запись понятия.
9. Читают абзац учебника, выполняют упражнение в рабочей тетради.
10. Записывают понятия.
11. Работают в группах. Читают дополнительные документы.
1.Ответить на вопросы учителя.
2.Ответить в тетради на вопрос «Кто я?»
3. Ведение записей в тетради.
4. Создать графическую модель личности (Личность: 1.Социальный компонент; 2. Духовный компонент;
3. Биологический компонент.)
5. Прочесть текст на стр.36; посмотреть ролик и ответить на вопросы: Счастлив ли герой фильма? Почему? Какой вопрос, может поставить его в тупик в преклонном возрасте? Какими качествами обладает (положительные и отрицательные)? Является ли он ответственным человеком? Можем ли мы назвать его личностью? Почему он стал таким?
6. Ответить на вопросы: Какую бы профессию каждый из вас хотел выбрать в будущем? Что вы ждете от будущей профессии?
7.Обратиться к параграфу учебника, стр. 37, абзац после «фактов» и ответить на вопрос: что нужно сделать, если вы не знаете, какую профессию выбрать?
8.Что такое «мировоззрение»? Записать определение.
9. Стр. 39 учебника абзац после документа, как происходит становление личности? Прочесть и выполнить в рабочей тетради упр. 4 стр. 17.
10. Запись в тетрадь понятий «Социализация» и «агенты социализации».
11. Прочесть документы (приложение) обсудить в группах и ответить на вопрос: Можно ли назвать этого человека личностью? Аргументировать свой ответ. Из набора карточек с чертами характера, выбрать для данной личности положительные и отрицательные. Свой ответ аргументировать.
Определение главных в теме понятий; умение работать с текстовым материалом и делать выводы.
Личностные: понимают значение знаний
для человека.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Личностные: понимают значение знаний
для человека.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Личностные: понимают значение знаний
для человека.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
информации из текста;
выделение проблемы; умение аргументировать свои мысли.
Умение формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.
— организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками,
сверстниками в разных учебных ситуациях.
Формирование готовности к
V. Закрепление и рефлексия
1. Предлагает вспомнить основные моменты урока, используя небольшой тест (в рамках подготовки к ГИА).
2. Обсуждение проблемного вопроса: Можно ли поставить знак равенства между понятиями «личность», «человек», «индивидуальность»?
3. Оцени работу на уроке от 1 до 10.
Понял (а) ли ты проблему в начале урока?___
Смог (ла) ли ты, разобраться с ней в итоге?___
Понятна ли тебе была работа на уроке?___
Понравилось ли тебе работать на уроке?____
Оцени уровень своей активности на уроке?___
2.Выражение своих мыслей по проблемному вопросу урока, обсуждение.
-Человек стремится найти лучшее применение своим индивидуальным свойствам в фазе…….(интеграция).
-Система взглядов на мир, на место человека в нем, на смысл жизни и деятельности называется …(мировоззрением).
-Самой общей характеристикой человека является термин…… (индивид).
-Человек от животного отличается:
Теплокровной системой кровообращения
Навыками ориентации в пространстве. (членораздельной речью)
-Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «личность».
Темперамент, характер, способности, мотивация, физиология. (физиология)
-Как называется процесс становления личности ….(социализацией).
-К основным фазам становления личности не относится: адаптация, социализация, интеграция, индивидуализация. (социализация).
-Какая из названных профессий не относится к сфере экономики? Бухгалтер, экономист, аналитик, инфекционист. (инфекционист)
2. Решить проблемный вопрос.
2. Заполнить листки рефлексии.
умение структурировать знания
установление причинно-следственных связей
построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные: владение устной и письменной речью.
VI. Домашнее задание
Стр. 43 прочесть выводы по главе и ответить на вопросы после них.
Записывают домашнее задание
№ 1. Иоа́нн IV Васи́льевич (прозвание Иван Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское[2] под Москвой — 18 марта 1584, Москва) — великий князь Московский и всея Руси с 1533, первый царь всея Руси (с 1547) (кроме 1575—1576, когда «великим князем всея Руси» номинально был Симеон Бекбулатович).
Личность царя всегда притягивала к себе, что называется отрицательным обаянием. Это была яркая личность, индивидуальность, а не посредственность. Иван Грозный остался в истории олицетворением деспотизма и тирании российского самодержавия. Воспитанный в годы боярского правления, с 8-ми лет лишенный матери, он испытывал на себе ужасы боярских распрей и боярского разгула. Он видел кровь и лесть, очень рано начал задумываться о власти, о том, что он государь Московский и Всея Руси.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ
№ 2. Цыденжапов, Алдар Баторович
Алда́р Баторович Цыденжа́пов (1991—2010) — матрос Тихоокеанского Флота России, погибший во время несения службы на эсминце «Быстрый». Предотвратив ценой своей жизни крупную аварию на военном корабле, он спас от возможной гибели сам корабль и экипаж в составе примерно 300 человек. Герой Российской Федерации (16.11.2010, посмертно).
Алдар родился 4 августа 1991 года в посёлке Агинское Агинского Бурятского АО (ныне Агинского района Забайкальского края). Он был младшим в семье вместе с сестрой-близнецом Арюной. Старшего брата зовут Булат, а сестру — Ирина. Его отец Батор Цыденжапов — пенсионер МВД, мать Билигма — медсестра детского сада.. В ноябре 2009 года был призван на службу, получил определение в войсковую часть № 40074 Тихоокеанского флота, город Фокино Приморского края.
Утром 24 сентября, когда весь экипаж эсминца находился на борту и готовился к боевому походу из Фокино на Камчатку, в машинном отделении корабля вспыхнул пожар из-за замыкания проводки в момент прорыва топливного трубопровода. Алдар, заступивший на дежурство в качестве машиниста котельной команды, сразу кинулся перекрывать утечку топлива. Около девяти секунд он находился в центре пожара, после устранения утечки он смог самостоятельно выбраться из охваченного пламенем отсека, получив сильнейшие ожоги. Оперативные действия Алдара и его сослуживцев привели к своевременному отключению энергоустановки корабля, которая в противном случае могла взорваться и нанести мощный урон эсминцу, на котором было около 300 человек.
Алдар в тяжелейшем состоянии был доставлен в госпиталь Тихоокеанского флота во Владивостоке. Врачи четыре дня боролись за его жизнь, но 28 сентября его не стало. Алдару оставалось служить меньше месяца.
5 октября гроб с телом 19-летнего Алдара был доставлен в сопровождении офицеров и матросов Тихоокеанского флота в Агинское. 6 октября по бурятской традиции лама провёл в доме погибшего обряд перерождения души. 7 октября прошла церемония похорон.
Указом Президента России № 1431 от 16 ноября 2010 года Алдару присвоено звание Героя Российской Федерации.
№ 3. Ю́рий Алексе́евич Гага́рин (9 марта 1934, Клушино, Гжатский район, Западная область — 27 марта 1968, около города Киржач, Владимирская область) — первый человек планеты Земля, побывавший в космосе, советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство[1][2]. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут пребывания в космосе Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.
Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. По приглашениям зарубежных правительств и общественных организаций он посетил около 30 стран. Много у первого космонавта было поездок и внутри Советского Союза. В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил академию им. Жуковского, работал в ЦПК и готовился к новому полёту в космос.
27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина. Причины и обстоятельства авиакатастрофы остаются не вполне выясненными и на сегодняшний день.
В связи с гибелью Гагарина в Советском Союзе был объявлен общенациональный траур (впервые в истории СССР в память о человеке, не являвшемся главой государства). В честь первого космонавта Земли были переименованы ряд населённых пунктов (включая его родной город — Гнатик), названы улицы и проспекты. В разных городах мира было установлено множество памятников Гагарину.
11 советов, как стать независимой личностью и начать создавать себя самому
1. Используй только внутреннюю мотивацию
Самое главное, что ты должен научиться делать, — самостоятельно мотивировать себя. Обретение внутренней мотивации — необходимое условие для того, чтобы перестать зависеть от внешнего мира. Ты должен приложить все возможные усилия для того, чтобы открыть в себе таланты; понять, что тебе действительно интересно, и начать совершенствовать свои навыки. Перед тем, как браться за воплощение чего-либо, реализацию своих идей, смену сферы деятельности, переезд в новое место, — ты должен понять, хочешь ли ты этого, а если хочешь, то для чего. Это знание поможет тебе найти в себе силы действовать независимо от того, сколько времени, уверенности или опыта у тебя есть.
2. Воспитывай в себе уверенность
Если ты хочешь быть независимой личностью и самостоятельно создавать себя — тебе не обойтись без уверенности в себе. Если ты человек с низкой самооценкой или твоя самооценка зависит от одобрения со стороны окружающих — тебе просто необходимо начать работать над правильным самовосприятием.
Именно уверенность в себе помогает человеку добиться успеха даже тогда, когда шанс на это ничтожный. Уверенность подталкивает бороться со своими страхами, вкладывать все ресурсы в воплощение задуманного, не сдаваться после первой же неудачи и не слушать тех, кто пытается отговорить от новых попыток. Вера в себя помогает бороться с многочисленными проблемами, которые непременно возникают на пути к поставленной цели. Уверенность в себе — залог счастья и внутренней гармонии с самим собой. Всегда помни об этом.
3. Придерживайся собственных принципов
Здорово, если рядом с тобой есть человек, на которого ты можешь равняться и с кого хочешь брать пример. Но это не значит, что ты должен пытаться повторять чужой успех. У тебя есть особенные — твои — черты характера, достоинства, уникальный опыт, ценности и убеждения. Ты должен понять и признать это и вместо того, чтобы копировать кого-то другого, направить все силы на собственное развитие.
Самое опасное, что ты можешь сделать, — начать придерживаться чужих стандартов. Когда кто-то говорит тебе, что ты должен делать, — ты просто обязан взять передышку и подумать, не противоречит ли это твоим собственным принципам. Никогда не иди против себя — иначе в будущем тебя неизбежно ждёт разочарование.
4. Принимай решения, полагаясь только на себя
У каждого есть круг близких людей, в которые входят члены семьи, друзья любимый человек, коллеги. Порой они берут на себя слишком большую ответственность: дают тебе советы, давят на тебя, критикуют твои действия без твоей просьбы и прочими способами попытаются сбить тебя с намеченного пути. Они могут делать это из благих побуждений — считая, что у тебя недостаточно опыта, или пытаясь избавить тебя от ненужного, по их мнению, риска. Но факт остаётся фактом: никто лучше тебя не знает, какое решение тебе нужно принять в конкретной ситуации.
Прислушиваясь к друзьям и родным, ты можешь забыть о самом главном — о том, что думаешь ты сам. Если ты стремишься стать независимой личностью — принимай все важные решения в одиночку. Ответственность за свою жизнь несёшь только ты сам.
5. Будь добрым по отношению к самому себе
Почему-то многие считают, что необходимо жить в жёстких рамках и соблюдать определённые требования, чтобы жизнь стала лучше. Да, самодисциплина — это хорошо, но важнее оставаться добрым по отношению к самому себе. Если ты будешь заставлять себя работать, общаться, заниматься чем-либо, когда тебе этого совсем не хочется, — твоя психика не оставит это без ответа. Ты обязан отдыхать и делать это регулярно, а не раз в месяц. В противном случае ты можешь погрузиться в состояние апатии, тревожности, а в худшем случае совсем потерять работоспособность из-за депрессивного расстройства.
Прислушивайся к себе: бери больничный, ходи к врачу, позволяй себе ничего не делать вечером, заказывай еду на дом, если ты не хочешь выходить из дома в магазин или стоять у плиты. Ты — самый важный человек в своей жизни, так постарайся как-то подтверждать это действиями.
6. Создай позитивное окружение
Если ты хочешь быть независимой личностью — пора избавиться от людей, которые привносят в твою жизнь лишь негатив. Такие люди лишают тебя вдохновения, затуманивают твой взгляд на жизнь, мешают тебе быть объективным. Единственное, что они умеют идеально, — жаловаться на жизнь и искать виноватых. Вполне возможно, когда-нибудь в будущем одним из таких виноватых окажешься и ты сам.
Позитивное окружение крайне важно для того, кто хочет изменить свою жизнь к лучшему и всерьёз взяться за саморазвитие. Секрет в том, что ты должен чувствовать себя комфортно в компании людей, которых считаешь близкими. У вас должны быть похожие цели и взгляды на жизнь, вы должны дарить друг другу положительные эмоции. Ты не обретёшь свободу и независимость, если тебя будут окружать люди, которые понятия не имеют, что делать с этой самой свободой и критикуют твоё желание двигаться вперёд.
7. Обрети финансовую независимость
Сложно назвать независимой личностью человека, который не может или не хочет себя обеспечивать. Пока ты финансово зависим от родителей или от кого-то ещё, пока ты не можешь позволить себе снимать квартиру, оплачивать коммунальные счета, покупать нормальные продукты, одежду, обувь — тебя нельзя назвать по-настоящему взрослым. Когда ты пройдёшь этап сепарации и начнёшь самостоятельно зарабатывать себе на жизнь — ты осознаешь, какая материальная и финансовая ответственность лежит на твоих плечах.
8. Научись принимать себя таким, какой ты есть
У каждого человека есть свои недостатки и достоинства. Важно уметь принимать их без стеснения и самобичевания. Принятие себя — это здоровое отношение к себе и главное условие счастливой жизни.
Если тебя не устраивает какая-то черта твоего характера или особенность твоей внешности и ты знаешь, что это можно изменить, — не сиди сложа руки и не оправдывай свое бездействие.
9. Делай только то, что тебе хочется
Это важнейшее правило для того, кто хочет обрести свободу и начать создавать себя сам. Когда ты начнёшь делать только то, чего тебе по-настоящему хочется, вне зависимости от мнения окружающих, возможных рисков, прибыльности и т. д., — ты станешь счастливым человеком. Подъём в 7 утра на работу больше не будет вызывать у тебя приступ паники, понедельник не будет ассоциироваться с началом адской недели, а рассказ о себе и своих увлечениях не будет очередным мучением. Делая только то, что тебе хочется и что тебе интересно, ты наконец станешь самим собой.
10. Говори о том, что тебя не устраивает
Ты должен прямо говорить окружающим о том, что тебя не устраивает в ваших отношениях. Если кто-то пытается тебя обидеть, задеть, унизить — вместо того чтобы держать все эмоции в себе, начни выстраивать с собеседником диалог, в котором чётко дай понять, какое поведение в отношении себя ты не будешь терпеть. Таким образом человек будет предупреждён, и если он повторит те же самые действия вновь — ты сможешь со спокойной душой разорвать ваше общение, не предаваясь лишним объяснением.
11. Не позволяй окружающим нарушать твои личные границы
О необходимости выстраивать личные границы психологами написано уже сотни тысяч статей. Но большинство всё ещё позволяет окружающим переходить эту границу: влезать в интимные вопросы, нарушать право личной переписки и лишать их возможности умалчивать о каких-либо событиях. Нужно понять одно: то, как относятся к тебе другие люди, — результат твоих действий. Ты можешь пресекать вопросы о личной жизни, размере заработной платы, переживаниях, показывая всем, что ты не готов обсуждать эти темы. А можешь вестись на манипуляцию и позволять людям вторжение в свою жизнь. Выбор за тобой.
Сильная личность: черты, примеры, теории
«Как жаль, что у меня нет такой силы духа, как у него!» – мысль, периодически посещающая тех, кто не может справиться с какими-либо трудностями. Бывает, смотришь на человека и поражаешься его психологической устойчивости, выносливости, терпению, думая, что мать-природа одарила его невероятной силой.
В чем же заключается сила личности? Каждый понимает ее по-своему: кто-то оценивает силу по поступкам и действиям, кто-то уверен, что даже движения выдают волевой характер, а другие отождествляют с житейской мудростью, способностью правильно воспринимать окружающий мир и подстраиваться под его изменения, и все они правы.
В этой статье мы расскажем, какими качествами обладает сильная личность, приведем несколько интересных примеров и дадим пару советов, как стать сильным человеком.
Сила = стойкость?
Сильная личность, в первую очередь, характеризуется устойчивой психикой в стрессовых ситуациях. Такой человек воспринимает выход из зоны комфорта, как стимул к развитию, а не как повод для переживаний. Он отличается выносливостью, стойкостью и зрелостью. Эти качества, по мнению ученых, формируются еще в детстве.
Психологи считают, что определить наверняка, стойкий ли человек, по каким-либо тестам нельзя. Стойкость формируется только у тех, кто сталкивался с препятствиями в своей жизни.
Норман Гармези, психолог Университета Миннесоты, проводил много исследований на эту тему. Он наблюдал за детьми, но один мальчик произвел на него особенное впечатление: он рос в неблагополучной семье и в школу всегда приносил бутерброд, который состоял только из двух кусочков хлеба. Но мальчик настолько не хотел, чтобы его жалели и плохо думали о его матери, что не подавал виду и всегда приходил на учебу с улыбкой. Таких детей Гармези называет преуспевающими, ведь у них есть особая черта личности – устойчивость.
Эмми Вернер, специалист по возрастной психологии, провела эксперимент, который длился тридцать два года. Она наблюдала за группой примерно из семисот детей, начиная с момента, когда мамы вынашивали их в утробе, и до тридцати лет жизни. Эмми изучала влияние стресса на формирование личности каждого из них. Две трети исследуемых выросли в стабильных условиях, что нельзя сказать об остальных.
В итоге выяснилось, что дети из зоны риска по-разному реагировали на стресс, который происходил в их жизни: у одних к десяти годам начали появляться проблемы в поведении, к совершеннолетию многие из детей стали правонарушителями и душевно нездоровыми, а из других выросли уверенные в себе, заботливые молодые люди, которые использовали любые возможности для развития.
Стойкость детей объяснялась сильной поддержкой родителей, опекунов, но в большинстве случаев развитие устойчивости напрямую зависело от реакции на окружение. Выносливые дети с малых лет охотно взаимодействовали с миром, проявляли независимость и позитивно смотрели на вещи. Они были уверены, что сами формируют свою жизнь.
Но при этом Эмми Вернер обнаружила, что с течением времени стойкость может ослабевать, если человек столкнется с более сильным стрессом, который перевесит его уровень выносливости.
Джордж Бонанно, клинический психолог университета в Колумбии, посвятил изучению стойкости почти двадцать пять лет. Он пытался выяснить, почему кто-то справляется с препятствиями легко, а кто-то нет. Одним из влияющих факторов, по его мнению, является восприятие: человек может считать стрессовую ситуацию травмой или возможностью для роста.
Например, уход близкого человека из жизни – это, безусловно, стресс. Но если найти в этом печальном событии какой-то особый смысл, который приведет к пониманию болезни или религии, то событие не будет столь травмирующим. Кстати, стойкие люди чаще остальных говорят о религиозной поддержке.
По мнению Джорджа Бонанно, положительной реакции на происходящее можно научиться, но природа человека настолько удивительна, что он может своими руками добиться противоположного эффекта: усилить свою реакцию на стрессовые факторы [М. Конникова, 2016].
Какие они – сильные стороны личности?
Что отличает между собой сильную и слабую личность хорошо описала Эми Морин, практикующий психотерапевт, в своей книге «13 вещей, которые не делают сильные духом люди».
По мнению автора, личность может разрушить жалость к себе, которой она поддается в случае невезения. Также развитие сильно тормозят желание держать все под контролем, постоянное самокопание и рассуждения о том, чего человек так и не смог достичь. Такой фокус внимания на негативные стороны отнимает много сил и снижает продуктивность.
Часто люди заботятся о том, что же о них подумают окружающие, тем самым делая себя уязвимыми и позволяя манипулировать собой. Получается, человек забывает о себе и поступает так, как хотели бы другие.
Сильная личность умеет признавать наличие своих слабых сторон и постоянно работает над ними. Если говорить кратко, то такие люди не делают следующего:
Универсальной трактовки, что представляет собой сильная личность, нет, но, безусловно, когда мы говорим о силе характера, мы автоматически подразумеваем уверенность в себе, умение брать на себя ответственность и подстраиваться под любые изменения.
Какие же еще черты присущи сильным людям?
Психологи выделяют следующие признаки сильных людей:
Безусловно, этот список можно продолжать до бесконечности, ведь для каждого свои критерии силы. Главное, что отличает сильных людей от слабых духом, – способность идти до конца, какие бы препятствия ни встречались на пути. И в этом им как раз помогают уверенность в себе, целеустремленность и другие качества и умения, перечисленные ранее.
А что бы еще вы включили в список характерных признаков сильной личности?
При чем здесь Раскольников?
Вопрос классификации личностей на сильных и слабых часто поднимался в произведениях классиков и современных писателей. Федор Михайлович Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» уделил этому особое внимание и осветил на тот момент актуальную проблему современного общества.
Теория Раскольникова – это теория о сильной личности. Главный герой романа поделил человечество на две категории: «тварей дрожащих» и «имеющих право». Проще говоря, по его мнению, одни люди – избранные: они могут совершать великие дела, вершить судьбы и, подобно Наполеону, совершать преступления ради своей цели, т.е. жизнь и идеи лидера стоят жизни людей; другие же созданы только для продолжения рода.
Писатель на примере Раскольникова хотел показать, как социальное неравенство толкало людей на такие противозаконные поступки, и что не право на убийство делает личность сильной, а ее способность оставаться доброй и милосердной вопреки различным обстоятельствам [В. Кироптин, 1986].
А теперь рассмотрим на примерах
Давайте познакомимся с примерами сильных людей, которые уже вошли в историю или только начинают свой путь, мотивируя на успех других.
Петр I
Петр I – выдающийся правитель, который внес весомый вклад в развитие государства. Он был четырнадцатым ребенком своего отца и первенцем для матери. Отец Петра I ушел из жизни, когда будущему царю не было и четырех лет.
Будучи царем, Петр I поставил перед собой цель поднять Россию до уровня преуспевающих стран. Правитель поделил страну на десять губерний, подчинил церковь государству, основал армию и флот, а также реформировал сферу образования и культуры: стали открываться новые учебные заведения, появилась возможность обучаться за границей. Благодаря нововведениям Петра I Россия стала империей, а правитель получил звание «Великого императора».
Несколько интересных фактов: рост Петра I был чуть больше двух метров, но при этом у него был небольшой размер ноги. Чтобы скорректировать эту разницу, он носил обувь на несколько размеров больше. Император был против пьянства и боролся с ним с помощью чугунной медали: ее вешали на тех, кто злоупотреблял спиртным, так, чтобы было невозможно снять, и ходить с ней нужно было семь дней. Петр I разбирался в различных ремеслах, он владел мастерством каменщика, плотника и т.д.
Царь имел суровый характер, на формирование которого, вероятно, повлияла трагическая ситуация в детстве: на глазах у маленького мальчика бунтовщики расправились с его родственниками. Личность Петра I до сих пор вызывает интерес, но то, что он определил ход развития России на много лет вперед, сделало его одной из великих личностей, которая наделила силой государство.
Юрий Гагарин
Мог ли однажды мальчик из простой семьи подумать, что он станет первым человеком, который покорит космос? Наверное, нет.
Юрий Гагарин жил в деревне Клушино. В 1941 году маленький Юра готовился пойти в школу, но вместо счастливых дней за партой он был вынужден бороться за жизнь, встретившись лицом к лицу с войной. Немцы выгнали его семью из дома, в котором в дальнейшем развернули мастерскую. Он прожил в землянке вместе со своими родными полтора года без возможности встать в полный рост и свободно передвигаться.
Несмотря на все беды, Юрий Гагарин смог преуспеть в учебе, окончил училище, индустриальный техникум и поступил в спортивный аэроклуб, где совершил свой первый полет. Однажды его чуть не отчислили с училища из-за того, что ему никак не удавалось совершить правильную посадку самолета. В итоге выяснилось, что виной всему его маленький рост. Проблему решили, положив на кресло толстую подкладку.
В 1961 году он попал в группу из шести кандидатов на полет в космос. Юрий Алексеевич успешно прошел все испытания и подготовку, не оставив никаких сомнений, что именно он должен стать избранным.
Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе, причина которой до сих пор вызывает споры. В своей записке, которую он написал жене перед полетом в космос, было следующее: «Когда-то еще в детстве прочитал слова Валерия Чкалова: “Если быть, то быть первым”. Вот я и стараюсь им быть и буду до конца». Записку супруга получила только после смерти летчика [Anews.com, 2020].
Илон Маск
Это имя, пожалуй, у всех на слуху, но мало кто знает, что в детстве сегодняшний американский предприниматель, инженер и миллиардер был замкнутым ребенком и даже подвергался насилию со стороны сверстников, а однажды после очередного избиения ему пришлось восстанавливать сломанный нос.
Родители Илона развелись, и мальчик решил жить с отцом, у которого был непростой характер. Будучи ребенком, Илон Маск помогал отцу на работе, которая была связана со строительством. В десять лет Маску подарили компьютер, а в двенадцать лет он продал свою первую программу – видеоигру, за пятьсот долларов. В 1995 году он поступил в Стэнфорд, который покинул ровно через два дня, чтобы основать свою первую компанию.
Сегодня Илон Маск является основателем нескольких компаний, таких как X.com и PayPal (персональные денежные переводы), SpaceX (разработка ракет-носителей), Tesla (производство электромобилей) и т.д. Он удостоен звания лучшего предпринимателя года и включен в список наиболее влиятельных людей двадцать первого века, а также награжден премией Хайнлайна за достижения в коммерциализации космоса [Biography.com, 2021].
Еще несколько вдохновляющих историй
Ник Вуйчич с рождения не имеет рук, а маленькая ступня с двумя пальцами выступает прямо из бедра. Несмотря на свою редкую болезнь, Ник ведет полноценную жизнь, которой могут позавидовать те, кто полностью здоров. Он занимается плаванием, серфингом, играет в футбол и гольф. Более того, он окончил колледж и получил диплом по двум специализациям.
Ник Вуйчич проводит лекции, на которых своим примером мотивирует людей не опускать руки и верить в себя. Кстати, он женат и воспитывает четверых детей, которые родились абсолютно здоровыми [Stories of success, 2020]. Это ли не счастье?
Джессика Кокс не просто женщина-пилот, а пилот без рук. У нее врожденный дефект. Самое интересное, что матери Джессики во время беременности все анализы указывали на то, что малышка развивается без патологий.
Несмотря на свою особенность, девушка водит машину и сама себе расчесывает волосы, все это она делает при помощи ног. Также она выучилась на психолога, занимается танцами и имеет двойной черный пояс по тхэквандо.
Чтобы выучиться на пилота, девушка прошла трехлетние курсы по вождению самолета, где ее обучали три инструктора [Jessica Cox, 2020]. Вот что значит сила воли и целеустремленность!
Несмотря на это, он получил музыкальное образование и смог привлечь к себе внимание: его стали приглашать на различные выступления. Андреа Бочелли стал одним из первых, кто смог сочетать оперную музыку с эстрадным стилем [Stories of success, 2020].
Как видите, сила личности, в первую очередь, проявляется в несгибаемости перед трудностями, стойкости характера, мощной самомотивации и силе духа. Такие разные истории, но все они доказывают, что каждый из нас сам творец своей судьбы.
Как стать сильной личностью
Все чаще вокруг твердят, что нужно быть сильным. Об этом говорят еще со школьной скамьи, ведь даже ученикам часто дают задание написать сочинение на тему сильной личности.
Итак, что же дает внутренняя сила:
И это только малая часть того, что дает человеку внутренняя сила. Если вы прочитали нашу статью и поняли, что далеко не все черты сильной личности относятся к вам, не расстраивайтесь. Во-первых, ваша сила уже заключается в том, что вы признали свои слабые стороны, а во-вторых, есть множество методик, которые помогут закалить характер самостоятельно.
Вот несколько советов, как стать сильной личностью:
Сильная личность формируется благодаря ежедневной работе над собой. Да, природа нам дарит определенные задатки характера при рождении, у каждого из нас есть сильные и слабые стороны, а это значит, что у всех есть равные шансы стать тем, чьи волевой характер и крепость духа приведут к заветным целям, несмотря на преграды.
Подведем итог
Реалии сегодняшней жизни таковы, что волей-неволей человеку приходится воспитывать в себе сильную личность. Оно и понятно: тот, кто обладает твердым характером, стойкостью и умеет постоять за себя, легче достигает результатов и быстрее приспосабливается к обстоятельствам, чем тот, кто постоянно сетует на жизнь, перекладывая ответственность за свои поступки на других, и подвержен страху любых изменений.
Человек по своей природе – уникальное творение. У каждого из нас есть свои плюсы и минусы, черты характера, убеждения. Не стоит думать, что сильные люди не имеют недостатков, у них тоже есть слабые стороны, но они умеют над ними работать.
Помните, вам подвластно все. Вы можете пройти через любые препятствия, воплотить в жизнь самые заветные мечты, главное – ежедневно работать над собой, прокачивать свои преимущества, превращать недостатки в достоинства, уважать себя и свое мнение и не бояться идти вперед. Дерево не становится крепким сразу, оно тоже когда-то было тонким стеблем со слабой корневой системой, как и все мы. Мы не рождаемся с внутренней силой. Мы сами зарождаем эту силу внутри себя.