Что нужно сделать чтобы стать маркетологом

Чему меня научили 18 лет в маркетинге: советы начинающим специалистам

Касякин Александр, директор по развитию ООО НЭЛИТ-СК, специально для блога Нетологии написал колонку о том, что такое маркетинг на самом деле — из реального опыта.

Статья в первую очередь предназначена тем, кто делает первые шаги в этом увлекательном, непростом мире маркетинга. Ни в коем случае не претендую на роль гуру или пророка, глаголящего истину в последней инстанции. Просто делюсь своим практическим опытом работы, ошибками, возможно, находками.

Что такое маркетинг на самом деле

Примерно лет 20 тому назад в нашей стране стала зарождаться, а к настоящему времени более или менее оформилась такая профессия, как маркетолог. Маркет — рынок, логос — наука, учение. Маркетолог — «изучающий рынок».

Зачастую те специалисты, которых сейчас называют маркетологами, таковыми не являются по сути выполняемой работы. У нас вообще произошла какая-то подмена понятий.

Человек, чья профессиональная обязанность — выписывать счета на оплату, проверять оплату счетов, формировать документы для отгрузки или отпуска товара покупателю, почему-то называется «менеджер по продаже». Пардон, господа, какой это менеджер? Чем этот «менеджер» управляет?

Так и с «маркетологами». Молодые мальчишки и девчонки, пишущие статьи в блоги или социальные сети, покупающие или продающие клики и переходы Яндекс.Директ, размещающие заказы на печать рекламных материалов в прессе или на билбордах, почему-то называются маркетологами или менеджерами отдела маркетинга. Маркетолог в первую очередь — это специалист, занимающийся изучением рынка, знающий рынок, знающий тенденции рынка, умеющий найти свой путь в той рыночной нише, в которой он работает или продвигает продукт. А менеджер отдела маркетинга — это управляющий отделом, управляющий каким-либо бизнес-процессом.

Несомненно, блоги, социальные сети, Яндекс.Директ, Google Adwords, билборды, выставки — все это очень важно! И этими направлениями должны заниматься специалисты, понимающие, что они делают и для чего. Но у меня не всегда получается назвать этих специалистов действительно маркетологами.

Так кто же такой маркетолог, что это за фигура, какую позицию в корпоративной иерархии он должен занимать (и на самом деле занимает), зачем он нужен вообще?

Определений маркетинга много. Мой же опыт говорит, что маркетинг — важнейшая составляющая успеха компании на рынке.

Кто такой настоящий маркетолог

Маркетинг — это прежде всего знание и понимание того сегмента рынка, на котором работает компания, или на котором она продвигает продуктовую линейку. Это знание конкурентов сверху, из более высокого ценового сегмента. Это знание конкурентов снизу, из более низкого ценового сегмента. Это знание, как я их называю, «конкурентов сбоку», т. е. тех, кто работает в той же ценовой нише. Причём знание — это не просто знание перечня торговых марок или названий корпораций. Это знание их методов продвижения продукта, знание их ценовой политики, знание их политики продвижения продукта. Это в том числе знание преимуществ и недостатков конкурирующих и замещающих продуктов.

Есть много разных механизмов, помогающих структурировать таковое знание. Простейшим и доступнейшим лично для меня пока что остаётся SWOT-анализ: простейшая 2-мерная матрица 2 х 2, где каждый квадрант определяет strengths — сильные стороны продукта или компании, weaknesses — слабые стороны продукта или компании, opportunities — возможности компании или продукта, threats — угрозы. Первые два квадранта — факторы внутренней среды, вторые — внешней. Об этом много где написано, не буду занимать время описанием известного и разжёванного.

Таким образом, человек, который занимается маркетингом, — это специалист, в профессиональные обязанности которого входит знание рыночного окружения, тенденций и умение анализировать собранную информацию. А для чего этот анализ нужен? Для чего знать, что происходит на рынке? Для чего знать конкурентов со всех сторон, ведь ваша компания производит такой важный и нужный продукт! Только вот с продажами как-то не ладится…

Чтобы продукт продавался, он должен быть востребован, на него должен быть спрос. Желательно, постоянно высокий. Хороший продукт продаёт себя сам.

Анализ продуктов конкурентов, анализ замещающих продуктов, плюс анализ потребностей целевой аудитории (ЦА) в сумме дают набор востребованных потребительских качеств продукта. Остаётся только понять: будут ли этот продукт покупать в действительности? Как это сделать?

Понимание позиции компании или продукта на рынке — вот ключ к успеху. Зная, где вы находитесь, и зная ваши цели, вы можете построить маршрут, по которому вам предстоит пройти, чтобы достичь поставленных целей. И это понимание даёт не кто иной, как маркетолог. Правда для этого компания должна понимать и знать, что она делает и зачем.

К сожалению, далеко не всегда руководство компании вообще задаётся вопросом: что делает компания, для кого она это делает, как сделать так, чтобы компания стабильно росла? И здесь мы подходим к реалиям нашего рынка, когда единственным маркетологом в компании является её владелец или руководитель, который вместо того, чтобы заниматься стратегическим планированием, отладкой бизнес-процессов, занимается несвойственными руководителю функциями рыночного аналитика, дизайнера продукта, менеджера продукта и не понимает, почему его персонал все делает не так, как оно должно быть.

Все дело в том, что внутренние связи в компании — это тоже дело маркетолога, т. к. неотлаженный механизм не может работать хорошо, не может выдавать стабильно позитивный результат.

Из всего этого следует, что маркетолог — ключевая фигура в компании. И от того, понимает ли это руководство компании или нет, зависит успех.

В наших реалиях зачастую маркетолог — это нахлебник, который не пойми чем занимается, требует каких-то денег на маркетинговую активность, на рекламу, а о выхлопе не говорит. Вот так воспринимается маркетолог фактически в 90% российских частных предприятиях, где он вообще есть. А там, где его нет в штате, всё равно этой работой приходится кому-то заниматься, при этом зачастую в отдел маркетинга набираются «девочки», единственной задачей которых является техническая организация выступлений, конференций, публикаций, поддержка и наполнение сайта, и никакого творчества.

Понятное дело, что ни о каком рыночном позиционировании в этом случае речи нет. И спроси руководителя такой компании: «А чем ваша компания отличается от такой же, находящейся в соседнем здании?», он и не знает, что сказать. Потому что по факту — ничем. И единственным критерием выбора такой компании может быть только цена. А покупателю далеко не всегда нужна низкая цена. Низкая цена, конечно же, душу греет, как же: сэкономил! А во что обходится такая экономия?

В результате на рынке огромная серая масса одинаковых компаний типа «купи-продай», «стройзаготмонтажсбытснабконтора» и т. д. Поэтому мы видим рекламные вывески, где зубное протезирование соседствует с услугами починки обуви.

Что важно сделать в первую очередь: план действий для молодых специалистов

Если вы действительно уверены, что хотите заниматься маркетингом, вот небольшой и не полный перечень действий в порядке, который в общем случае довольно корректный:​

Зафиксируйте все это на бумаге. Рассчитайте потребность в маркетинговом бюджете. Составьте приблизительный график платежей подрядчикам (дизайн-бюро, агентства, СМИ и прочие носители, сайт или лендинг).

А теперь действуйте!

Всё, перечисленное выше, — далеко не полный спектр того, что нужно сделать. И не надо всё это воспринимать, как отдельные пункты из списка дел «to do». Многие перечисленные действия весьма тесно связаны одно с другим. Разделение порой условно. Ну как можно определить ЦА для продукта, если не определить его концепцию? Равно, как и невозможно определить концепцию продукта без определения ЦА, состава потребительских качеств, важных для ЦА.

Ну и самое важное, найдите «вишенку на торте» — найдите ту изюминку, ту приманку, на которую вы будете ловить потребителя. Она должна быть вкусная, желанная. Обладание этой вишенкой должно дарить потенциальному покупателю несравненное удовольствие или удовлетворение. Поверьте, опыт показывает, что эта «вишенка» есть у каждого продукта. Даже, казалось бы, откуда она возьмётся на рынке В2В? Но она и там есть! Я это знаю! Искусство маркетолога и состоит в том, чтобы её увидеть, а потом преподнести так, чтобы все ахнули.

Рынок В2С. Продажа укрытий-тентов для автотранспорта. Производитель-разработчик попросил что-то сделать для увеличения продаж.

На момент обращения в отделе продаж работало пять девушек, в неделю продавалось максимум пять укрытий. Завод изготавливал 10−15 укрытий в день. Необходимо было ликвидировать этот разрыв.

Что сделали? Так как на тот момент времени я делал только первые шаги в маркетинге, то способностей хватило на сбор ассоциаций, которые вызывала демонстрация фотографий этого укрытия. В качестве фокус-группы выступили как раз девушки-продавщицы. В результате исследования, продолжавшегося минут 40, первая ассоциация — «гроб», вторая ассоциация — «бегемот». Понятно, что первую ассоциацию использовать в рекламной кампании было невозможно. Поэтому стали работать со второй ассоциацией. Методом мозгового штурма, в тот же день, родилась квази-торговая марка «Сторожевые бегемоты».

В качестве канала распространения была выбрана массовая расклейка объявлений формата А4 по подъездам и столбам (тогда в Москве ещё не боролись активно с несанкционированной расклейкой и законодательно она не была запрещена).

На объявлении 30% площади занимало фото продукта и надпись «СТОРОЖЕВЫЕ БЕГЕМОТЫ». Был изготовлен первый тираж листовок в 1500 штук. Треть из них были расклеены по ближайшим к точке продажи жилым домам. Остальная тысяча была равномерно «размазана» по всей оставшейся Москве. Через неделю фирма стала продавать по 15 укрытий в день! Завод стал не успевать изготавливать эти укрытия.

Это был коллективный труд ребят, с которыми я тогда работал в одном рекламном агентстве. Чистого времени на разработку концепции акции, её подготовку, дизайн листовки ушло примерно 16 часов — 2 рабочих дня.

Правильно созданная концепция существующего продукта, правильно созданная идеология существующего продукта позволили в конечном итоге добиться такого потрясающего результата.

За 18 лет работы в маркетинге было много всего. Были удачи. Было непонимание. Было откровенное сопротивление. Надо верить в себя, следовать простым советам и постоянно анализировать происходящее. И успех к вам придёт.

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

Источник

Как сделать карьеру в digital: первый год жизни интернет-маркетолога

Интернет-маркетинг манит хорошими зарплатами и драйвом, рынок развивается, спрос на хороших специалистов растет. Кроме того, искусственный интеллект и нейросети в ближайшем будущем не планируют отбирать у человечества эту профессию. Другими словами, не работа — мечта. Одна проблема: новичку сложно прорваться в digital даже несмотря на обилие курсов и материалов. Работодатели не готовы наслаждаться ошибками новоиспеченного диджитальщика и терять в деньгах.

Рассказываем, как пережить первый год в онлайн-маркетинге и не сломаться.

Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом

Путь интернет-маркетолога по мнению экспертов в интернете выглядит следующим образом:

1) Получите высшее образование по маркетингу, научитесь делать SWOT-анализ и работать с матрицей BCG
2) 5 лет оптимизируйте сайты, станьте гуру контекста, выучите PHP, HTML и JavaScript, научитесь писать не хуже Максима Ильяхова, получите сертификат на знание Яндекс.Метрики
3) Поздравляем! Вы — интернет-маркетолог!

План амбициозный, но увы, бестолковый. Он оставляет больше вопросов, чем ответов: с чего начать, как выбрать специализацию и где практиковать навыки?

Чтобы помочь новичкам выжить в безжалостном мире digital, мы с Елизаветой Целютиной, интернет-маркетологом бизнес-школы IHSBM, составили «маршрут развития». Начиная стажером, Лиза прошла диджитал-интенсив по ирландской программе DMI и «без отрыва от производства» тут же тестировала новые знания в своей компании. Надеемся, этот опыт поможет джуниорам за короткий срок пройти путь с нуля до перспективного специалиста по онлайн-маркетингу.

Шаг 1. Обучение

Не слушайте старообрядцев, которые рекомендуют начинать с классического маркетинга: в одно ухо влетит, в другое вылетит. В первый год никто вам не доверит составлять SWOT-анализ и выводить новый продукт на рынок. Вернитесь к этому чуть позже.

Если выбирать самый короткий путь в профессию, лучше все-таки разориться на хороший курс по digital-маркетингу (IHSBM, Нетология, Digital October). Лучшие инвестиции — инвестиции в себя, не жадничайте на знаниях, это ваш карьерный фундамент.

Специализация — дискуссионный вопрос. По нашим наблюдениям, быстрее растут те диджитальщики, которые выбрали путь «всего по чуть-чуть». Поэтому если у вас нет твердого убеждения всю жизнь посвятить только контекстной рекламе, лучше выбрать «обзорный курс», в котором изучаются все аспекты интернет-маркетинга. Кроме того, только попробовав каждый инструмент digital-маркетинга, сможете понять, к чему лежит душа — SMM, планирование кампаний или SEO-хардкор.

Что касается бесплатного контента, доступного в интернете. Он поможет, если у вас уже есть в голове база и система. Для комплексной самостоятельной подготовки с нуля бесплатные вебинары-семинары, блоги и книги не подходят, но могут еще больше запутать и разочаровать.

Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом

Зато во время обучения стоит подписаться на проверенные источники: специализированные СМИ (Cossa, vc.ru, Seonews), блоги известных агентств (Texterra, Ingate, i-Media, Adventum, IT-agency). Задача — нарастить вокабуляр. Вас должны перестать пугать бесконечные CPC, CTR, ARPU и LTV. Отдельное внимание уделяйте изучению кейсов. Чтобы проникнуться целями и задачами интернет-маркетинга, читайте и впитывайте, как компания N с помощью рассылок повысила продажи на 15%, а стартап X с помощью социальных сетей привлек 1000 лидов.

Шаг 2. Идем практиковаться!

Итак, у вас голова трещит от новых знаний, а на стенке висит сертификат. Пришло время практики. Составляем резюме на должность ассистента. Лайфхак: лучше делать не одно универсальное, а каждое затачивать под конкретную вакансию. Да, это дольше, чем бездумно жать на кнопку «Откликнуться», но и выхлоп больше.

Если нет цели попасть в консервативную компанию с сотрудниками в галстуках, можно составить резюме в неформальном виде. Добавив щепотку творчества и оригинальности, не забудьте про свой серьезный подход к делу. В этой сфере ценится креативность, особенно для SMM и email-маркетинга, которую вы таким способом и продемонстрируете. Никому не хочется пичкать потребителя сухими и монотонными постами. Возможно, так вы избавите себя от тестового задания.

Есть мнение, что лучше и быстрее можно стартовать в агентстве, однако мы не будем так категоричны. Самое главное и неожиданное — на собеседовании вы должны задать очень много вопросов! Не смотрите пока на соцпакеты, корпоративные плюшки и даже зарплату. Выиграв бесплатные завтраки и оклад на 10 тысяч больше сейчас, вы рискуете целый год проверять договоры с подрядчиками или делать бесконечные ресайзы баннеров. Интернет-маркетинг у каждого разный.

Так как нам нужен быстрый старт в digital-маркетинге, ищите компании с разноплановыми проектами. Выбрав должность ассистента по SEO или помощника по контекстной рекламе, вы будете долгое время выполнять механическую работу, решая однотипные задачи. Да, вы быстро вырастете в одной сфере. Однако потом вам будет трудно получить работу с более широким кругом обязанностей. Как минимум по зарплате вы не сможете сильно вырасти.

Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом

Итак, вот список вопросов, который можете смело брать на собеседование, чтобы приятно удивить рекрутера.

1) Отдел маркетинга или команда проекта

Узнайте, как можно больше об отделе интернет-маркетинга, уточните, какие задачи решаются штатными силами, какие — аутсорсом. Что получается сейчас хорошо, а где провалы или проблемы, попробуйте уточнить их причины. Может, до вас уже три человека сгорели на этих участках еще на испытательном сроке, и вы следующая жертва, просто потому что компания сама не знает, чего хочет?

2) Бизнес-процессы и ИТ-составляющая

Интересные маркетинговые задачи требуют системного подхода и грамотного управления проектами. У команды должны быть инструменты для обсуждения и планирования работы. Используют ли Trello, Меgaplan, Worksection, Basecamp? А как насчет Scrum и Agile? Современный маркетинг не работает без ИТ-решений: нагло выясняйте, какую CRM используют в компании, какой сервис для рассылок, настроена ли Яндекс.Метрика и на каком движке сделан сайт. Чем шире применяемый инструментарий, тем интереснее и продуктивнее будет работа.

3) Бюджет на маркетинг или средний бюджет проекта

Все просто: он должен быть. Да, на рынке есть мастера по партизанскому маркетингу, но начинать лучше в проектах, где есть маркетинговые бюджеты, иначе массу эффективных приемов привлечения аудитории вы так и не распробуете. Новичку надо «понюхать» проекты хотя бы с небольшими бюджетами, чтобы почувствовать возможности онлайн-маркетинга.
«С деньгами любой дурак сможет» — эта присказка скорее про PR, потому что в маркетинге работает другой подход: каждый вложенный рубль должен принести 10 рублей прибыли.

4) Как растут и обучаются сотрудники?

В компании внедрена система наставничества — сразу два жирных плюса в её пользу. Если нет, спросите у HR-менеджера, часто ли сотрудников отправляют на обучение, принято ли ездить на профильные конференции? В таких компаниях вы будете расти в два раза быстрее, да и веселее, пожалуй.

5) Какие планы на ближайшее будущее у компании в интернете?

Если она довольна своей контекстной рекламой и почтовыми рассылками, и ничего больше не планирует, значит, вы будете работать роботом. А как же ваша мечта сделать мир лучше? На рынке полно компаний, которые только сейчас открывают для себя новые соцсети, мессенджеры, чат-боты, блоги, видео-стриминг, с помощью которых делают свои продукты и обслуживание по-настоящему увлекательными и полезными. Вот, где нужно реализовываться!

Не сдавайтесь и не снижайте планку, если на первых собеседованиях вы встретили полнейшее недоумение.

Значит, у компании нет ресурсов на реализацию интересных и качественных проектов, хорошего опыта вы здесь не получите. Работа просто на стаж в digital — смертный приговор для карьеры.

Осторожнее относитесь к фармацевтической, алкогольной и табачной отрасли — здесь работают очень специализированные инструменты. Избегайте сложных b2b-компаний: тут тоже специфический маркетинг, традиционные онлайн-инструменты работают пока плохо. Не ставьте крест на этих сферах насовсем — нет, просто с наработанным опытом там будет проще.

Идеально: ИТ-компании и e-commerce, digital-агентства полного цикла, услуги (трэвел, ивенты, развлечения, недвижимость, фитнес).

Шаг 3. Практика и специализация

Итак, вы ассистент отдела маркетинга или junior digital specialist. Если вам выделили наставника — поздравляем, это счастливый билет. Но увы, в российских компаниях такая практика еще большая редкость.

В остальных случаях, старайтесь держать под контролем ваше развитие в компании. Это не так трудно, как кажется — рассказывайте, какими задачами вам интересно заниматься, проявляйте инициативу, задавайте вопросы коллегам.

Если есть возможность, сразу начинайте с социальных сетей. Изучите, как устроены аккаунты компании, какой контент там публикуется, какие вопросы задают подписчики. Проследите, в какой форме общались с подписчиками: было ли это «Хай, котики» или же «Здравствуйте, уважаемые подписчики»? Параллельно погружайтесь в бизнес, тщательно промониторьте конкурентов. При должной сноровке у вас на это уйдет 1-2 недели.

Далее подключайтесь или просите присоединиться к e-mail маркетингу. Изучив прежний опыт, предложите написать текст рассылки, освойте сервис, поверстайте в нем тестовые письма. Особое внимание уделите теме письма — текст рассылки может быть бесконечно хорош, но какой в этом толк, если тема не сработала, и Open Rate низкий. На это уйдет еще неделя.

Теперь подступайте к контексту. Посмотрите, как настроены текущие рекламные кампании. Изучите, какие установлены таргетинги по времени и географии, как выставляются ставки, какие используются минус-слова. Нашли ошибку? Не стесняйтесь предлагать свои рекомендации. Попросите потренироваться в составлении семантического ядра для новой услуги или акции. На изучение аккаунтов Директа и AdWords заложите неделю.

Пошла тяжелая артиллерия: теперь можно залезть в SEO. Посмотрите, что на вашем сайте из контента работает на благо выдачи, как устроена навигация, есть ли блог, по каким ключевым словам продвигается ваш сайт, какие пункты из внешней оптимизации выполнены. И опять не спускаем глаз с конкурентов. Недели должно хватить.

И вот только сейчас пришло время аналитики. Изучите, что и как настроено в личном кабинете, какие выставлены цели, какие цифры собираются. Проштудируйте отчеты, загляните в вебвизор. Аналитика — один из самых жизненно важных разделов онлайн-маркетинга. С ее помощью вы узнаете, какая часть рекламного бюджета тратится впустую, а что приносит максимальный эффект.

К концу испытательного срока у вас должно быть четкое представление об эффективности каналов, стоимости лидов, системе распределения бюджета. Кроме того, вы должны знать ваших конкурентов и ЦА почти в лицо!

За следующие полгода вам надо научиться оптимизировать маркетинговый бюджет, анализируя стоимость одного клика, лида или покупки по всем каналам. Так вы сможете на каждый вложенный рубль генерировать не 10 рублей прибыли, а 20 или даже 30. Такие успехи руководство не оставляет без внимания и поощряет премиями.

Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать маркетологом. Фото Что нужно сделать чтобы стать маркетологом

Вот еще 5 советов, чтобы хорошо себя зарекомендовать в компании

• На самой начальной стадии с особой осторожностью беритесь за задачи на креатив и планирование (идеи для рассылок, посты для социальных сетей, темы объявлений). Чтобы не изобретать велосипед, всегда выясняйте, что уже было сделано, и главное, что из этого получилось, а что — нет.

• На первых порах вам может показаться, что в компании все устроено не так идеально, как рассказывали на курсах. Не спешите критиковать или опрометчиво советовать, как надо делать. Первые два месяца работы — не время для радикальных предложений. Запишите свои наблюдения и вернитесь к ним спустя некоторое время. И помните, что любой спорный вопрос можно решить с помощью А/В-тестирования.

• Составляйте чек-листы и проверяйте свои действия — новички часто по невнимательности забывают поставить какую-нибудь галочку. А одна такая галочка, например, по геотаргетингу в контекстной рекламе, может очень серьёзно сказаться на качестве трафика.

• Научитесь грамотно и интересно писать! Вам необязательно выдавать креативные слоганы, достойные каннских львов, но писать хорошие тексты для блога, рассылок, социальных сетей вы должны! При этом не забывайте, что для каждой компании нужна своя стилистика.

• Учитесь, учитесь и еще раз учитесь! Digital — это развитие нон-стоп: новинки, лайфхаки и тренды. За этим нужно следить и успевать оперативно внедрять, пока вас не опередили конкуренты. Составьте план по обучению — вот теперь пришло время для блогов, книг, вебинаров.

Где-то через 9-12 месяцев упорного труда, начинайте думать о своих KPI. Зарплата хорошего маркетолога складывается из оклада и бонуса, который высчитывается по ключевым показателям. Чаще всего это новые лиды-заявки. Учитесь работать на результат — это здорово мотивирует, не даст вам заскучать и затормозить в развитии. Да и фраза: «Я получил большее за меньшую цену» для работодателя лучше любой вашей «корочки».

Если год в компании прошел, а вы до сих пор занимаетесь только мониторингом СМИ, ответами на комментарии клиентов в соцсетях, размещением новостей на сайте и бумажками — это повод серьезно задуматься. Кажется, что вы занимаетесь фигней? Меняйте компанию. Подумайте о специализации. Может, за время работы у вас появился фаворит — тогда стоит отдать ему предпочтение и посвятить год-два оттачиванию навыка в какой-то одной сфере, например, SMM или видео-блогинг. Подтяните теорию, подбейте резюме цифрами — и снова в бой!

Источник

Грамотный маркетолог с нуля: чему и как обучаться, что делать и изучать

Казалось бы, что сегодня есть столько маркетологов, куда им еще браться. Но, как показывает практика и реальная жизнь, хороших специалистов мало и стоят их услуги дорого (от 200К рублей в месяц). Поэтому волноваться о конкуренции не стоит — по факту, ее нет. Особенно если вы грамотный специалист, который работает на результат, а не ради процесса.

Сегодня поговорим о том, как стать хорошим маркетологом без профильного высшего образования.

Цель: понять основы маркетинга, психологии человека, разных направлений маркетинга.

Да, есть книги, которые быстро теряют свою актуальность, но есть и те, которые считаются основами основ и позволяют в общем понять специфику маркетинга.

Вот список книг, которые помогут новичку с нуля разобраться в сути науки и некоторых инструментах:

Цель: получить теоретические знания и закрепить их на опыте, получить полноценное портфолио с кейсами.

Если курсы состоят только из теории или каких-то одинаковых для всех практических заданий (прямо как в школе), то такой вариант не подходит. Обучение, которое реально даст результат — то, где практика на первом месте и после каждого пройденного модуля буквально заставляют всё внедрять на реальных примерах (часто для этого предлагают в процессе обучения найти компанию, которая нуждается в маркетологе, или стать им для себя и своего проекта) и без этого не позволяют перейти к следующему уроку. А если у курса еще и ограниченный срок прохождения, то это будет стимулировать все делать качественно и вовремя.

После обучения студент должен разбираться в таких категориях:

выстраивание воронок продаж.

Также не подходят курсы, где в учителя нет реальных и успешных кейсов, большого опыта. Ведь чему может научить такой человек?

Цель: получить реальный опыт, увидеть, как работают разные маркетинг-инструменты в реальности

Сегодня таких программ есть множество и часто они абсолютно бесплатны и работают как общественные. Только важно убедиться в компетентности ментора, его умении обучать и передавать опыт. Потому что есть очень классные и грамотные специалисты, но они совсем не умеют учить других или не хотят уделять этому много времени.

Цель: пообщаться с экспертами, узнать разные точки зрения на отдельные вопросы по маркетингу, получить опыт.

Это особенно актуально для студентов старших курсов или недавних выпускников. Некоторые компании с удовольствием набирают новичков-маркетологов и в течение 2-6 месяцев активно обучают, проводят целые соревнования (так как не все смогут остаться работать на предприятии), мотивируют пойти на кейс-чемпионаты и позволяют учащимся после выйти с реальными кейсами.

Такая практика популярна среди международных корпораций, медиахолдингов — большого бизнеса. В них стажировка может также быть и менторской программой — когда за 1 специалистом закрепляют 2-3 стажеров и они занимаются в одно время в равных условиях.

Цель: улучшить знания по отдельным направлениям маркетинга.

Да, первое время многое может быть непонятным и сложным, но нужно обязательно разбираться со всеми терминами, не стесняться задавать вопросы, общаться с профессионалами и спрашивать их точку зрения по некоторым моментам (то, что сегодня называют нетворкингом). В таких разговорах можно дойти до сути или придумать новую идею для проекта.

Искать мероприятия (как офлайн, так и онлайн) можно в Фейсбуке, группах в Телеграме или Вконтакте, форумах.

Цель: узнать, какие инструменты и для решения каких проблем используют, проанализировать и применить это в жизни.

Иногда то, что написано в книге или то, как воспринята информация, не совсем соответствует реальности. Поэтому лучше взять себе за правило прочитывать в день по 5-10 кейсов (найти их можно просто по запросу в Google «кейсы по маркетингу», «кейсы по интернет-маркетингу»), анализировать их и записывать себе идеи, пытаться понять, почему так вышло и как это можно применить.

Цель: подробно изучить разные маркетинг-инструменты и поработать с ними.

Нет ничего лучше реальной практики. Да, помощникам маркетолога платят немного, но на данном этапе развития вашей целью должны быть не деньги, а опыт и знания. Только важно сразу узнать, в чем реально будет заключаться ваша работа и сопоставить это с вашими требованиями по ней. Чаще всего это набор мелких задач, вроде составления email-рассылки и оформление писем, загрузки аналитики с разных ресурсов, поиска ключевых фраз и слов, настройки рекламы, оплаты сервисов, написания постов или продающих текстов и т.д. Для этого можно использовать маркетинговый бандл, в котором есть шаблоны писем, анимированные баннеры, шрифты, иконки, иллюстрации, темы целевых страниц и прочие графические элементы, которые позволяют оптимизировать некоторые процессы. Все это важно, но не стоит стесняться через время просить более серьезные задачи, связанные со стратегиями.

Цель: подробно изучить отдельное направление маркетинга, чтобы поработать со стратегией, конкретными инструментами и перейти к общему маркетингу.

Если вы хотите стать профессиональным маркетологом, важно разобраться в разных сферах маркетинга. Чаще всего начинают из SMM, так как это очень близко к обширному маркетингу, плюс проще найти работу и получить опыт. Главное — не задерживаться в этом слишком долго, а постепенно расширять количество знаний и умений.

Важно изучить следующее:

Также следует изучить графические редакторы (как Фотошоп, так и онлайн сервисы с платными и бесплатными шаблонами для социальных сетей), чтобы научиться делать красивые изображения быстро и качественно.

Чтобы стать хорошим маркетологом, одних и даже двух курсов недостаточно. Здесь, как и в любом другом деле, важна практика. Единственное — не стоит пытаться сразу изучить весь маркетинг, так как это обширная наука и в количестве информации легко запутаться. Лучше выбрать сначала одно направление (например, SMM, email-маркетинг, контент-маркетинг), изучить азы и дальше развиваться в этой сфере, а при желании перейти в другую (основы везде похожи, отличие лишь в инструментах). Если есть возможность, лучше пойти на соответствующую работу, посещать тематические мероприятия, слушать вебинары, общаться с экспертами, пройти менторскую программу.

Будет нелегко, но все получится!

Вы рассматриваете профессию в вакууме.

Если такой человек, с такими знаниями, реально существует- то для малого бизнеса он будет слишком дорогой.

Корпорации и крупный бизнес, не возьмёт к себе такого человека. Так как мало будет знать, а на самом деле ничего. Им лучше взять узконаправленного человека, которым будет управлять руководитель отдела.

Настоящий маркетолог, это все что связано с брендингом компании, продуктом компании и стратегией.
Все остальное это не маркетолог.

Вы пишите про аналитику. Какая аналитика? Их вариаций множество. Но в любом случае, это должен делать другой человек. Если речь конечно не про бизнес анализы.

Проблема вашей статьи в том, что нормального обучения нет. Его нет в виде курсов. Множество знаний подано не системно, в них не раскрыто множество технических моментов или просто нет важных тем.

Единственное обучение это либо институт, либо опыт в работе.

А так да, человеку не получившему профильное образование, лучше начинать с чего то одного.

«Настоящий маркетолог, это все что связано с брендингом компании, продуктом компании и стратегией.» Мне кажется сейчас специализаций маркетологов как менеджеров: от менеджера торгового зала (уборщик) до вице президентов по развитию и маркетингу и т.д.

У вас опечатка в названии )). Вместо «Грамотный маркетолог» стоило написать «Типичный интернет-маркетолог», потому что к реальному маркетингу тут мало что имеет отношения. А для «я у мамы таргетолог» в самый раз. Даже узнают кто такой Котлер.

С момента, где «Пиши.Сокращай» в топе книг для маркетологов, уже неинтересно. В этой книге про маркетинг нет примерно ничего.

Не соглашусь. Хоть книга в первую очередь про контент, но инфостиль идеально подходит для подачи на сайте, в post материалах и рекламе.

«сегодня есть столько маркетологов, куда им еще браться. Но, как показывает практика и реальная жизнь, хороших специалистов мало и стоят их услуги дорого (от 200К рублей в месяц). Поэтому волноваться о конкуренции не стоит»

Не поверишь, так везде во всём =)

После прочтения таких статей, в группу церебро таргет прибавляется несколько десятков «мамочек в декрете», которые стали СММ специалистами(под видом маркетологов естественно) и флудят в комментах какие они крутые маркетологи и изучили курс по таргету какого-нибудь ноунейма).

Статья полностью неправильная и по факту пыталась раскрыться одна из зон маркетинга это продвижение, но и это раскрылось криво), остальные задачи маркетинга не были затронуты вообще.

Цитата «Лучше выбрать сначала одно направление (например, SMM, email-маркетинг, контент-маркетинг), изучить азы и дальше развиваться в этой сфере, а при желании перейти в другую (основы везде похожи, отличие лишь в инструментах).»
Абсолютно противоречит профессии маркетолога этот подход подходит только для узконаправленных специалистов типа таргетологов, сммщиков, контекстологов и т.д. Маркетолог, как раз должен понимать все направления, уметь находить подрядчиков, ставить KPI и задачи, но детально погружаться в каждое направление необязательно. Безусловно будет плюсом если маркетолог будет уметь делать что-то руками, если это не будет мешать основной его работе, но как правило дешевле и эффективнее выходит найти узкого специалиста на аутсорсе.

Вопрос автору- Вот начинающий специалист изучил вашу статью, изучил SMM и условный email-маркетинг и устроился на работу маркетологом.Руководитель поставил задачу увеличить прибыль от новых и текущих клиентов без рекламного бюджета, что будет делать этот маркетолог)? ред.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *