Что нужно сделать чтобы стать репетитором

Как стать репетитором: 8 полезных советов для начинающих

Пожалуй, каждый студент, да и не только студент, задумывался о том, чтобы подработать репетиторством. Но человеку без опыта не всегда понятно, с чего вообще начать, где искать учеников и как составлять программу.

Я занимаюсь со школьниками русским языком уже 4 года. Прежде всего, нужно понять, что репетиторство — это сложно, ответственно и поначалу сам процесс будет отнимать много времени. Чаще всего дети, которым нанимают репетитора, не очень сильны, а иногда даже не заинтересованы в вашем предмете. А вам нужно за короткое время (иногда это может быть всего лишь несколько недель) привести ребёнка к определённому результату.

1. Начните с практики

Прежде чем искать учеников, попробуйте какое-то время «поработать» учителем для младшего брата, сестры, детей соседей или друзей. На первом курсе я безвозмездно помогала готовиться к ЕГЭ по русскому знакомой одиннадцатикласснице: давала какие-то советы, объясняла теорию, проверяла сочинения. В итоге девочка получила 98 баллов и поступила на филфак МГУ, а я вдохновилась её успехами ирешила стать репетитором.

2. Поспрашивайте знакомых

Спросите у друзей: наверняка в вашем окружении есть уже те, кто давно занимается репетиторством. Узнайте, какие были трудности, когда они только начинали работать, послушайте их истории успеха.

3. Изучите литературу

Полистайте школьные учебники, сходите в книжный магазин и посмотрите, какие требования предъявляют сегодня к школьникам. Если вы выпустились пару лет назад, то вспомните, как сами готовились к экзаменам. Почитайте книги по детской психологии и пособия по педагогике, чтобы лучше выстраивать отношения с учениками. Хорошо подойдут книга Марины Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ» или Роберта и Джин Байярд «Ваш беспокойный подросток (Практическое руководство для отчаявшихся родителей)».

Если планируете готовить детей к выпускным экзаменам, загляните на сайт ФИПИ: там есть открытые банки заданий, демоверсии экзаменационных вариантов, плюс публикуются последние новости по изменениям в ОГЭ и ЕГЭ. Я советую посещать этот сайт минимум раз в неделю.

Сложнее сразу браться за подготовку к вступительным экзаменам в конкретные вузы — например, к внутреннему испытанию в МГУ. Но если вы студент или выпускник этого университета, сами сдавали вступительный и понимаете его специфику, то почему бы и не попробовать.

4. Продумайте общий план работы

Непосредственно программы лучше разрабатывать под конкретных детей. Пока вы их не нашли, сформулируйте общую схему работы, например, для выпускных классов. Продумайте какие-то фишки, которые разнообразят ваши уроки. Например, мои ученики запоминают глаголы-исключения и корни с чередующимися гласными в виде небольших стихотворений, а младшие школьники учат правила в форме сказки.

5. Начните искать учеников

Начинайте поиски учеников в начале августа. К сентябрю найдётся как минимум несколько человек, а вы за месяц успеете разработать программу.

Первых учеников лучше всего искать по сарафанному радио. Скажите о том, что решили репетиторствовать, например, маме или тёте: они расскажут об этом соседям, коллегам и подружкам в фитнес-центре. Можно опубликовать объявление в разделе «Услуги» на Avito, написать посты в соцсетях — на своих страничках или в группах, где репетиторы ищут учеников, а ученики — репетиторов. Постарайтесь лаконично рассказать о том, что вы умеете, об учебных и научных достижениях. А если у вас уже есть какой-то опыт преподавания, обязательно о нём напишите.

Что нужно сделать чтобы стать репетитором. Смотреть фото Что нужно сделать чтобы стать репетитором. Смотреть картинку Что нужно сделать чтобы стать репетитором. Картинка про Что нужно сделать чтобы стать репетитором. Фото Что нужно сделать чтобы стать репетитором

8 главных ошибок при выборе репетитора

Ещё один вариант — специальные сайты для поиска репетиторов, но они чаще всего просят плату за свои услуги. Если у вас хорошие отношения с учителями в родной школе, можете закинуть удочку и туда: наверняка есть ученики, которые ищут репетитора.

Некоторые родители не горят желанием отдавать своего ребёнка в руки студента. Но я считаю, что стаж работы в репетиторстве — не самое главное. Студент, который поступил в престижный медицинский вуз и отлично сдал биологию, знает предмет на уровне, на котором может его объяснять и подготовить к экзамену будущего выпускника. Так что совет родителям: не бойтесь молодого репетитора! Думаю, даже после разговора по телефону вы поймёте, сможет ли этот человек стать учителем для вашего ребёнка. Если сомневаетесь, попробуйте назначить пробное бесплатное занятие.

6. Выберите место для занятий

У репетиторов в крупных городах много вариантов. Вы можете проводить уроки у себя или выезжать к ученикам, заниматься в тихих кафе или антикафе (там вы будете платить не за чай или кофе, а за проведённое время; средняя цена за минуту — два рубля). Можно подумать о коворкинге — своеобразном офисе, в котором вы арендуете пространство на определённый срок. Репетиторы в небольших городах чаще всего работают на дому или ходят к ученикам. Ещё один способ — уроки по скайпу, но я прибегаю к нему в крайних случаях, когда, например, ученик разболелся и не может позаниматься вживую. Всё-таки живое общение в обучении играет важную роль.

7. Оцените свои услуги

Изучите предложения других репетиторов в вашем городе и конкретно в вашем районе. Обращайте внимание на стаж работы: само собой, у опытного репетитора цена за час занятия будет выше, чем у начинающего. Кроме того, стоимость часа урока может варьироваться в зависимости от условий: репетитор занимается на дому, выезжает к ученику, проводит урок на нейтральной территории или дистанционно. После того, как всё проанализируете, назначайте цену. Вы можете не указывать её в объявлении, а писать уже тем, кто откликнется.

8. Проведите пробное занятие

Итак, вы нашли первого ученика. Пробное занятие часто делают бесплатным. На него можно пригласить родителей: они смогут посмотреть на вас как на преподавателя и понять, могут ли доверить вам своего ребёнка. Если ребёнок понравился вам, а вы — ему, если вы осознали, что сможете справиться с поставленной задачей, то время подумать о частоте занятий. Обычно репетиторы занимаются с детьми дважды в неделю, но всё индивидуально. Продолжительность урока зависит от возраста ученика, его уровня знаний и цели занятий.

Обсудите пробелы и проблемы ребёнка с родителями и держите их в курсе его успехов. В это же время попробуйте наладить контакт с самим учеником. Со многими своими ученикам, кто уже окончил школу, я продолжаю общаться. На мой взгляд, репетитору стоит быть для ребёнка добрым, но справедливым наставником. Он не должен вас бояться, но обязан понимать, что ему нужно всё то, что вы ему задаёте.

Помните, что, если вам действительно нравится предмет, который вы преподаёте, скорее всего, в него влюбится и ваш ученик. А если грамотно построить программу и придерживаться плана работы, желаемый результат не заставит себя ждать. При этом нельзя забывать, что кто-то улавливает всё с первого раза, а кому-то нужно объяснить правило несколько раз. Учитесь чувствовать рабочий темп ребёнка. Я вот недавно ликовала: мальчик, который пришёл ко мне полтора года назад с оценкой между двойкой и тройкой, получил твёрдую пятёрку на ОГЭ. Победы детей — это всегда и ваши победы.

Источник

Я репетитор и перешел на удаленку

Как искать учеников, вести занятия, принимать оплату и платить налоги

В феврале 2020 года из-за начавшейся эпидемии коронавируса ученики перестали приезжать ко мне домой.

Тогда я жил и работал в Челябинске и уже два года помогал школьникам с русским и литературой. Обычно мы занимались у меня дома, но из-за локдауна это стало невозможно. Пришлось осваивать удаленку. В итоге мой доход даже вырос — с 20 000 Р до 40 000—60 000 Р в месяц. Раньше со мной занимались только челябинские школьники, а через интернет я смог вести уроки и у тех, кто живет в других городах.

Расскажу, как я организовал работу.

Как я стал репетитором

На второй год я снял квартиру и стал принимать учеников у себя. За занятия брал уже 500—600 Р в час. У меня появилась основная работа — копирайтером, — а репетиторство стало подработкой, которая приносила 20 000—30 000 Р в месяц при том же количестве учеников, что и раньше.

В марте 2020 года я решил перевести занятия в онлайн. И ученики, и родители восприняли это нормально — думаю, потому, что никто не хотел рисковать из-за неизвестного вируса, ведь экзамены перенесли, но не отменили.

Как победить выгорание

Где я ищу учеников

Тогда назначать собственную цену было нельзя — ставка у начинающих репетиторов составляла около 400 Р в час. Сейчас преподаватель может поставить какую угодно цену, а упоминаний о собеседовании после регистрации я на сайте не нашел. Судя по всему, от них отказались.

Я посчитал, что лучший способ презентовать себя перед потенциальными клиентами — дать ученику максимум информации о преподавателе. Поэтому постарался заполнить все поля анкеты в личном кабинете: добавил фотографию, указал образование, все имеющиеся дипломы, награды и достижения, которые связаны с моей работой. Например, написал про публикацию научных статей и участие в конференциях. А еще коротко рассказал, как провожу занятия, какие методы и материалы использую: рекомендую ученикам тематические видео, подкасты про русский язык и тому подобное.

Я платил «Профи-ру» за найденных клиентов — отдавал процент от заказа после того, как прошло первое оплаченное занятие. По моему опыту, комиссия сервиса примерно равна стоимости трех занятий, если речь идет о долгосрочном сотрудничестве с учеником — на несколько месяцев и дольше. Размер комиссии зависит от стоимости занятия в час, предмета, возраста ученика, цели и длительности занятий. Точная сумма видна в каждом заказе.

Платить комиссию можно не сразу, а в течение 30—40 дней. Я советую не забывать, что ученик может изменить свои планы, даже если обещает заниматься весь год. У меня были такие случаи несколько раз: я проводил три-четыре занятия, а после один ученик говорил, что больше уроков не будет, другой предлагал взять паузу, а кто-то просто переставал отвечать на мои сообщения.

Когда занятия длительные, в заказе указан срок для корректировки цены, обычно это две недели. Если за это время вы перестали работать с клиентом, сервис вернет часть денег: сумму рассчитывают индивидуально. Если занятия прекратились, а срок для корректировки вышел, комиссию придется записать как убыток.

С 17 августа 2021 года «Профи-ру» в тестовом режиме ввел два варианта тарифов. Можно платить сервису комиссию, как и раньше, а можно отчислять деньги за каждый отклик. Сумма нефиксированная и зависит от условий заказа. Но плата за отклик меньше, чем комиссия. С другой стороны, если преподаватель откликнулся, это еще не значит, что он получит заказ. Если ученик не посмотрит отклик в течение пяти дней, сервис вернет деньги. В остальных случаях платеж не возвращают. Пока такая система действует только в Санкт-Петербурге.

Я отчитывался о каждом этапе работы с клиентом перед сервисом: веду переговоры, назначили дату занятия, перенесли ее. Если возникали какие-то сложности, техподдержка оперативно решала проблему. Например, когда отчет о проведенном занятии отправился автоматически, а занятия на самом деле еще не было, администратор быстро все исправил.

Я стараюсь не просто откликнуться на какой-то заказ, а вступить с потенциальным учеником в диалог. Ведь репетиторов много, и откликов клиент получает десятки. В переписке я спрашиваю, зачем человек ищет репетитора, как часто хочет заниматься и в какое время. Иными словами, показываю, что заинтересован решить проблему человека и готов планировать занятия так, чтобы ему было удобно.

Если преподаватель не забывает отчитываться перед сервисом, вовремя платит комиссии, а также работает с клиентами после обмена контактами, то у него растет личный рейтинг на сайте. Чем он выше, тем чаще и быстрее преподаватель видит новые заказы.

До пандемии я смотрел заказы только из Челябинска, а уже в июне нашел первого клиента из Екатеринбурга: два месяца мы готовились к перенесенному ЕГЭ за 800 Р в час. Когда до трети россиян перешли на удаленку, а вся учеба ушла в онлайн, количество заказов с пометкой «дистанционные» возросло.

С апреля 2020 по июнь 2021 я поработал с учениками из Москвы, Санкт-Петербурга, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Сургута и Красноярска.

Это было выгодно: раньше приходилось выбирать заказы только из своего города, так как клиенты отдавали предпочтение офлайну. Теперь онлайн-заказов много, клиенты не обращают внимания на город, в котором живет преподаватель, можно набирать больше учеников. А еще это удобно, так как не надо ездить к клиентам на другой конец города или приглашать к себе. Для меня было некомфортно постоянно встречать и провожать людей, особенно когда два ученика сталкивались в прихожей и неловко молчали.

Как я веду занятия

Сначала я использовал «Скайп», но постепенно перешел на «Зум» — он работает стабильнее и реже зависает. На первых занятиях я включал видео, но потом перестал. Иногда, правда, включал демонстрацию экрана.

Большинство учеников не показывают себя и не требуют этого от репетитора. На качестве занятий это никак не сказывалось, потому что я работал либо со взрослыми людьми, либо со старшеклассниками, а они более собранные и мотивированные, чем, например, пятиклассники.

Типичный запрос, с которым ко мне приходят ученики для занятий по русскому, — подготовиться к ЕГЭ, улучшить оценки или просто повысить уровень грамотности. Сначала я определяю уровень человека с помощью диктантов, тестов и сочинений, а потом уже выстраиваю работу индивидуально.

Некоторые ученики готовы не только заниматься, но и немного пообщаться на отвлеченные темы во время занятия и после. Мне кажется, что приятная атмосфера и такие диалоги положительно влияют на результаты учебы: не сделать домашнее задание для репетитора, который тебе симпатичен, уже гораздо сложнее. Иногда такое неформальное общение можно использовать и для учебных целей. Например, я могу скинуть в чат мем по теме занятия.

Чтобы проверять сочинения по литературе, я использую сайт «Клаудтекст». Это сервис для проверки домашних заданий: учитель создает новое упражнение и отправляет его ученику — оба должны быть зарегистрированы на сайте. После этого ученик отправляет сделанное задание, а преподаватель может тут же отметить ошибки, оставить комментарии и выставить баллы. Если у репетитора меньше пяти учеников, то платить не нужно, если больше — по 50 Р за каждого нового пользователя.

Мне сервис понравился: при подготовке к ЕГЭ нужно проверять много сочинений, отмечать в каждом ошибки и выставлять баллы по специальным критериям, а на сайте все можно автоматизировать. Ученикам тоже удобно — многие писали сочинение, набирая его с помощью смартфона прямо на сайте, другие отправляли фото или вставляли из «Ворда».

Постепенно я создал на сайте «Клаудтекст» свой банк упражнений — подборку художественных текстов с заданиями к ним в формате ЕГЭ. Теперь могу отправлять новым ученикам уже готовые задания. Все написанные сочинения хранятся на сайте.

Оформление и налоги

До выхода на удаленку родители платили мне наличными и я работал неофициально — просто получал деньги на руки. Когда все занятия перешли в онлайн, я решил стать самозанятым. Налог от работы с физлицами всего 4%, зато никаких претензий со стороны ФНС, а еще можно получить справку о доходах, если понадобится, например, взять кредит.

Стать самозанятым можно несколькими способами. Например, через личный кабинет банка — такую услугу предоставляют Тинькофф и Сбер. Еще можно встать на учет в личном кабинете на сайте ФНС или через мобильное приложение «Мой налог».

Я использовал последний способ: скачал приложение и зарегистрировался. Вся процедура заняла пять минут. Вот что я для этого сделал:

После того как меня поставили на учет, я стал вносить информацию о своем заработке прямо в приложение. Чтобы выдать чек, надо указать дату продажи, стоимость услуги и ее наименование — я всегда писал «Репетиторство». После этого следует нажать кнопку «Выдать чек». Его можно отправить клиенту, если тот об этом просит. Но за всю мою практику чеками никто не интересовался.

Налог при работе с физлицами составляет 4% от суммы сделки, с юрлицами — 6%. Система все считает автоматически, итоговый платеж становится известен до 12-го числа месяца, который следует за отчетным. Рассчитаться надо до 25-го числа того же месяца. То есть сумма налога за август понятна уже к 12 сентября, а заплатить все надо до 25 сентября.

К приложению можно привязать банковскую карту и платить налоги прямо из него. Я так и сделал.

Сколько я зарабатываю

До пандемии почти всегда со мной рассчитывались наличными. Из-за перехода на удаленку родители стали переводить мне деньги на карту после каждого урока. Платили по-разному : кто-то за каждое занятие, кто-то за неделю или месяц.

Я знаю, что некоторые репетиторы делают скидки, если ученик платит сразу за месяц вперед, кто-то вводит систему штрафов за несвоевременную оплату. Я ничего из этого не делал, и все занятия всегда оплачивали. Обычно просто отмечаю у себя, кто должен за прошлый урок, и напоминаю об этом на следующем занятии. Бывало, что ученики просили отсрочить срок оплаты, я шел навстречу. Самый большой срок, сколько приходилось ждать, — три занятия.

комиссия, которую я заплатил «Профи-ру» за год

Мне кажется, что верхней планки дохода в репетиторстве нет: можно набрать больше учеников, если есть время, желание и возможности. Я совмещал работу с учебой, поэтому одновременно работал максимум с пятью учениками пять-шесть дней в неделю, проводил до трех занятий в день по полтора часа каждое. Если у меня появлялись дела или хотелось отдохнуть, я договаривался с учениками и переносил работу.

Репетиторство — это сезонный бизнес. От месяца к месяцу доходы отличаются. С августа по сентябрь приходят сотни заказов, если у репетитора высокий рейтинг и большой опыт, можно набрать сразу два десятка учеников. Часть из них, конечно, потом отсеется. В феврале-марте происходит второй большой всплеск спроса — школьники готовятся к экзаменам. Третий пик приходится на май, как раз перед экзаменами, но эти заказы я не беру, потому что не могу гарантировать результат за такое короткое время.

Например, в прошлом учебном году в августе и сентябре я взял четырех учеников. В октябре, ноябре и декабре — еще по одному. В марте-апреле — троих. До экзаменов я прозанимался с шестью ребятами, то есть в процессе отсеялось четверо: один через два месяца занятий перестал отвечать на мои сообщения, другой не рассчитал бюджет и не смог оплачивать уроки, а двое оставшихся не делали домашние задания вовремя и постоянно переносили встречи. Поэтому я предложил нам расстаться.

Летние каникулы — мертвый сезон для репетиторов. Старшеклассники сдают экзамены, остальные школьники отдыхают. Доходы падают в два-три раза, остаются либо постоянные ученики, либо абитуриенты, которые готовятся поступать в вузы. Но это мой опыт — репетитора по русскому и литературе. На доходы преподавателей английского сезонность влияет меньше, потому что иностранный язык люди часто учат для себя или для работы и не берут перерыв на лето.

Источник

Сколько может зарабатывать репетитор на самом деле

История читательницы из Казани

Это история читателя из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Я работаю учителем химии в школе и параллельно занимаюсь репетиторством.

Я мечтала стать учителем с самого раннего детства, еще когда не училась в школе. Сперва думала про русский язык или математику, но в 8 классе началась химия: любовь к ней мне привила учительница, которая вела этот предмет. Тогда я и определилась со специальностью окончательно.

Мне нравилось, что я могу быть полезной и прививать детям любовь к знаниям. Педагог раскрывает перед учениками удивительный мир и помогает им найти свое призвание. Но пока я не поступила в вуз, родители и родственники отговаривали меня от работы учителя, ведь зарплаты педагогов всегда оставляли желать лучшего.

Я выросла в бедной семье, поэтому мама считала, что надо получить хорошее образование в школе, чтобы поступить в институт и обрести специальность, которая гарантирует достойную оплату труда. Мне относительно легко давалась математика, поэтому родители рассчитывали на то, что я свяжу свою жизнь с цифрами. Мама всегда говорила: «Иди в юристы, бухгалтеры или экономисты».

Учеба в педагогическом вузе и первый репетиторский опыт

После окончания школы в 2005 году я целенаправленно пошла в педагогический вуз на специальность «учитель биологии и химии». Я окончила школу с серебряной медалью, поэтому при поступлении у меня была привилегия: если бы я сдала первый вступительный экзамен по биологии на 5, меня бы освободили от второго. К сожалению, я сдала ее на 4, но хорошо показала себя на экзамене по химии и в итоге оказалась в списке поступивших на бюджетное отделение. Если бы не поступила, пришлось бы вернуться в родной город и учиться в финансовом колледже.

На последних курсах я проходила практику в школе. Я была не только пассивным слушателем на занятиях опытных учителей, но и сама проводила уроки. В конце практики на 4 курсе ко мне подошла ученица 10 класса и попросила подтянуть ее по биологии. Она поступала на факультет психологии. Мы обменялись контактами и осенью начали заниматься: я училась на 5 курсе, а она — в 11 классе.

Я почти не готовилась к занятиям: к тому времени я настолько насытилась материалом, что могла часами говорить на любую тему, которую мне задавали. Сначала мы с ученицей разобрали один вариант экзамена, обсудили примерный план подготовки и требования к знаниям выпускника, а также определились с тем, что конкретно мы будем изучать. Мы очень подробно разбирали каждую тему. Я приносила ученице дополнительные тесты — не только те, что продавали в книжных.

Волнения у меня не было, так как я уже вела уроки в школе во время практики. Тем более я много выступала на конференциях и не боялась публики, тогда чего бояться одного ученика?

В итоге девочка поступила на факультет психологии на бюджет. Но это не только моя заслуга: она много занималась и выполняла все мои требования. Сколько баллов набрала моя ученица, я уже не помню, но точно больше 80. Кстати, когда она училась на 3 курсе, то нашла меня в социальных сетях и попросила помочь с курсовой. У нее было несколько общих вопросов. С тех пор мы больше не связывались.

С первого опыта репетиторства прошло 11 лет. Как таковой подход к занятиям у меня не изменился, но изменилась структура экзамена, поэтому мне приходилось приспосабливать свои уроки под новые требования. Занятия стали более интерактивными: теперь мы чаще смотрим презентации по биологии, анализируем графики и таблицы, используем электронные и цифровые образовательные ресурсы. Одно занятие в месяц полностью посвящаем решению заданий и разбору ошибок.

Но одно осталось неизменным — алгоритм проведения занятия:

Мысли об аспирантуре и начало работы в школе

После окончания педагогического вуза я устроилась в школу учителем химии на неполную ставку, так как планировала поступать в аспирантуру на кафедру физиологии. В 21 год мне еще хотелось заниматься наукой. Мой диплом был посвящен физиологии сердца: мы с одногруппниками изучали влияние различных препаратов на сердцебиение. Даже выращивали для этого лабораторных крыс.

Но с аспирантурой не сложилось. Финансирование программы урезали, и вместо шести бюджетных мест осталось всего два, куда взяли «своих». Платную учебу в аспирантуре я бы не потянула, потому что в тот момент родители не могли помочь с деньгами. Оставался один путь — работать учителем в школе.

Конечно, можно было бы заниматься наукой, но в нашей стране это не так сильно развито. Тогда мне нужно выйти замуж за очень обеспеченного мужчину, чтобы он содержал семью, а я могла посвятить себя делу без вреда для нашего кошелька. Я говорю про реальную науку, а не защиту никому не нужной диссертации.

Мне повезло с коллективом школы, в которую я попала. В тот год пришли четыре молодых специалиста — так называют тех, кто работает по специальности сразу после окончания вуза.

Проработав в школе сентябрь и октябрь, я подошла к своему руководителю, чтобы взять дополнительные часы и тем самым повысить зарплату. Оказалось, что все часы распределены, поэтому мне пришлось искать подработку. Я устроилась педагогом-совместителем в другую школу моего района, до которой было удобно добираться на автобусе. Там нужен был учитель на 12 часов — это два дня по 6 уроков. Я попросила освободить мне два дня в неделю в основной школе, чтобы я могла трудиться и в другом учебном учреждении, и мне пошли навстречу.

Конечно, всем понятно, что много часов — это большая зарплата. Но в то же время и большая нагрузка, а выматывалась я очень сильно. Приходила домой ближе к семи вечера, а еще нужно было готовиться к урокам. В таком сумасшедшем темпе завершился учебный год.

От школы до ученика: работа без выходных

Как-то в августе мы сидели с коллегами за чашкой чая и гневались на государство, которое так относится к двум очень важным специальностям — врачам и учителям. Коллега подсказала, что один ученик в месяц приносит больше денег, чем дополнительные два часа в школе. Тогда я тоже решила попробовать сделать акцент на репетиторстве.

Найти учеников мне помогало сарафанное радио и уже существовавший портал «Ваш репетитор». Я назначала цену, исходя из средней стоимости услуг репетитора в Казани: спрашивала коллег и смотрела анкеты других специалистов на сайте. Я получала 500 Р за полуторачасовое занятие. Поначалу бралась за любых учеников, даже если они жили далеко от меня, но, набравшись опыта, стала подбирать кандидатов ближе к работе или дому. После того как у меня появилась машина, я стала обращать внимание на наличие парковки и удобство подъезда к дому.

Ко мне приходили два ученика в неделю, еще к одной ученице я ходила сама. Все остальные вечера были заняты подготовкой к урокам и личным временем. Отказ от дополнительных часов в школе сказывался на отпускных, так как из-за этого уменьшалась ежемесячная заработная плата. Поэтому я решила откладывать 10% дохода от репетиторства на отпускные.

В 2012 году я всерьез взялась именно за репетиторство. За три года работы в школе я получила достаточно опыта, готовиться к урокам стало легче, поэтому я спокойно набирала учеников. Иногда проводила по два занятия за вечер.

На подготовку к урокам и репетиторству уходит 10 часов в неделю. Чтобы донести материал, я готовлю презентации, распечатываю цветные и черно-белые рисунки, даю ссылки на учебные видео, которые необходимо посмотреть. То, что использую на уроке, могу взять и на занятие к ученику. Большую часть материала к школе готовлю летом в отпуске: редактирую план работы на год, дорабатываю презентации, сортирую тесты, раскладываю их в нужном порядке. Это упрощает подготовку к занятиям в учебное время.

Со следующего года я начала откладывать деньги на ипотеку. Зарплата приходила на карту, с которой я ничего не тратила, расплачивалась везде наличными от репетиторства. Тогда карты еще не были настолько распространены, поэтому наличка всегда была при мне. Иногда денег на руках становилось очень много, тогда я пополняла карту и перечисляла их на вклад.

Итого: нагрузка в школе — 36 часов, нагрузка репетитора — до 23 часов.

Главное при таком режиме работы — достаточно спать, ведь сон — эффективное средство от эмоциональной усталости. Если вы пришли домой после физической работы, то можете прилечь — и напряжение в мышцах пройдет. Но если вы устали эмоционально, отдохнуть будет сложнее. Для себя я нашла несколько способов: сон, контрастный душ, музыка, медитация, любимое хобби (у меня — готовка) и уборка, как бы странно это ни звучало. Натирание тарелок, чистка раковины и мытье полов очень хорошо помогают с выветриванием тяжелых мыслей из головы.

Работать было тяжело, но меня радовала мысль, что все заработанные деньги идут на первоначальный взнос по ипотеке. Тем более один плюс все же просматривался — у меня не оставалось времени, чтобы тратить эти деньги. В итоге в том же году я приобрела однокомнатную квартиру в ипотеку.

Кто обычно ищет репетитора по химии и биологии

Чаще всего репетитора по биологии и химии ищут те, кто поступает в медицинский вуз, и абитуриенты химических факультетов. На втором месте — ученики 9 класса, которые выбрали ОГЭ по этим предметам. Бывают и те, кому просто нужно подтянуть свои знания и улучшить результат.

Не все ученики достаточно мотивированы. Но я помню ребят, которые приходили ко мне с тройкой по химии, а в итоге сдавали экзамен на пять в 9 классе или получали высокий балл на ЕГЭ в 11. Это усердные и трудолюбивые дети, которым просто нужна была помощь со стороны: они не могли справиться с некоторыми темами сами.

Конечно, есть и откровенные лентяи. Родители таких учеников считают, что репетитор — это волшебник, который складывает информацию в голову подопечного, и оп-ля! — ребенок хорошо сдает ЕГЭ. Но так не бывает. Чтобы освоить новые знания и хорошо ориентироваться в учебном материале, нужно много работать. Очень много. Поколение, которое растет на «Окей, Гугл. Скажи мне, что такое реакция нейтрализации», порой не умеет пользоваться нормальными источниками информации — книгами и пособиями.

Если я вижу, что ребенку тяжело дается материал, могу предложить пятиминутный перерыв, во время которого мы разговариваем о жизни, смеемся и шутим. Весной иногда провожу занятия по биологии на свежем воздухе. Договариваемся с учеником о встрече в парке, гуляем, вспоминаем строение биологических объектов, беседуем и повторяем материал.

Пока что мне всегда удавалось найти контакт с ребенком, но бывали случаи, когда, как бы я ни старалась, у ученика не возникало интереса к предмету. Такое часто происходит, когда родители хотят сделать из ребенка медика, а он, оказывается, ненавидит биологию или химию. Иногда даже приходилось завершать занятия досрочно, потому что родители или дети передумали поступать на тот или иной факультет.

Если ребенок перестает выполнять задания и ищет разные отмазки, почему оно не готово, я обращаюсь к своим педагогическим умениям и только потом — к родителям. Если беседы ни к чему не приводят, отказываюсь от занятий. Родители ждут высокого результата, а при таком отношении его не будет. Конечно же, они обвинят репетитора в том, что он плохо подготовил ребенка.

За все 11 лет я отказалась только от трех учеников, одна из мам даже написала не очень приятный отзыв на сайте «Ваш репетитор». Но бывали и хорошие моменты. Например, мы настолько сдружились с семьей одной девочки, что они даже приглашали меня на ужин и семейные праздники.

С какими трудностями сталкивается репетитор

Нельзя заниматься с детьми из школы, в которой вы работаете. Это попадает под категорию «конфликт интересов», что подробно описано в законе № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Если кратко, то это ситуация, при которой у педагога может возникнуть личная заинтересованность в получении какой-либо выгоды при исполнении своих обязанностей, что может повлиять на качество его работы.

Подготовка к занятию тоже требует времени. Это еще плюс один час. Да, если репетитор взял только ЕГЭ по химии в 11 классе, то подготовка к одному занятию делится между всеми учениками. Но нужно понимать, что дети бывают разные, и план работы, который подходит одному ребенку, может не подойти другому. К тому же подготовка и выстраивание занятия меняются в зависимости от обновления контрольно-измерительных материалов.

Если в один день несколько занятий, нужно внимательно все рассчитать, чтобы везде успеть. Даже если репетитор пришел в 16:25 и начал занятие ровно в 16:30, это не значит, что в 18:00 он говорит «до свидания» и уходит. Нужно довести урок до логического конца и завершить свою мысль. Поэтому получается, что назначать следующее занятие необходимо с учетом пятиминутной задержки. А еще нужно время на то, чтобы дойти до машины и доехать до другого адреса с учетом пробок.

Не всегда есть место для парковки, поэтому иногда приходится крутиться по району или вовсе ставить машину на платную стоянку. Если автомобиль некуда ставить, могу отказаться от занятий, так как мой транспорт могут просто эвакуировать.

Зимой к этому еще прибавляется прогрев двигателя и — во время снегопада — чистка машины. Если у одного ученика занятие завершается в 18:00, то ко второму получится попасть только к 18:30, даже если он живет в пяти минутах езды. А позвонить в домофон нужно как минимум за пять минут до занятия, потому что потом еще придется ждать лифт и подниматься на нужный этаж.

Не всегда достаточно времени на личные нужды. Человек — живое существо, в нем почти 24 часа происходят физиологические процессы. Если вечером стоит несколько занятий, то перерывы между ними могут оказаться достаточно короткими. Так, если нужно посетить санитарную комнату, то я заезжаю в торговый центр, «Макдональдс», КФС или что-то подобное. Как-то неудобно ходить в уборную в квартире ученика. Иногда во время занятий очень сушит горло. На этот случай я беру с собой термос с чаем или воду.

В некоторых квартирах нет условий для занятий. Стол узкий, для репетитора — табурет. А для работы нужен обычный стул со спинкой — попробуйте усидеть на табурете ровно 1,5 часа.

Домашние животные учеников могут стать источниками аллергии. Лучше предварительно уточнять, какие животные есть в квартире. У меня нет аллергии, но бывает реакция на некоторые породы кошек. В таких случаях я просто к ним не прикасаюсь.

Запахи в подъезде и квартире могут отвлекать от работы. У меня была одна очень интеллигентная семья, у которой было трое воспитанных детей. У них на кухне стояла вытяжка, но в квартире постоянно ощущался запах баранины, на который я остро реагировала. После двух месяцев работы мне все же пришлось отказаться от занятий. Порекомендовала семье другого репетитора.

Ученик может отменить занятие. Одно дело, когда об этом предупреждают заранее, и совсем другое — когда за 30 минут до начала.

Перспективы карьеры в образовании

В профессии учителя может быть вертикальный и горизонтальный рост. В первом случае можно стать руководителем методического объединения, заместителем директора или директором школы. Если вам удалось получить должность заместителя, можно также попробовать себя в качестве методиста или специалиста отдела, департамента или даже министерства образования. Горизонтальный рост — это получение категорий. Сейчас в системе образования нет других разделений.

Можно просто быть первоклассным учителем и расти профессионально так, чтобы все дети хорошо усваивали материал и успешно сдавали выпускные экзамены. К сожалению, за это не доплачивают. Зарплата учителя растет только со стажем. Но и это нельзя назвать увеличением оплаты. Мне настолько стыдно, что я даже не хочу говорить, сколько платят учителям за стаж педагогической работы.

Сейчас я занимаю должность заместителя директора по учебной работе. Когда меня спрашивают, пойду ли я в директора, я отвечаю нет. Для директорского места нужны железные нервы. Я пока не готова брать на себя ответственность за такое большое количество людей. При любом ЧП или ситуации, которая попадает в СМИ, обвиняют школу. Отбиваться от жалоб, претензий, кучи проверяющих органов обойдется слишком дорого для моего здоровья.

Я не уверена, что смогу остаться в профессии навсегда. Многие подумают, что дело в современных детях, но нет. К ним в 99,9% случаев можно найти подход. Все желание трудиться в школе отбивают родители. К этому добавляется бесконечная бумажная работа.

Планы на будущее

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *