Что нужно сделать перед зданием тц или ресторана
Собираем документы для открытия ресторана или кафе
В статье рассказываем о документах, которые нужно оформить для запуска заведения общественного питания. Кнопка не оформляет документы для инспекций самостоятельно, но готова проконсультировать или помочь с учредительными в рамках Старта Бизнеса.
Текст впервые опубликован 05.10.2017, актуален на 20.05.2021.
Сразу после того, как решитесь открыть ресторан или кафе, вам нужно будет собрать документы. Их, возможно, окажется больше, чем вы думали, но собрать всё равно придётся. Только после подачи всех заявлений и получения разрешений стоит приступать к следующим этапам.
А чтобы собрать документы, нужно решить, будете ли вы арендовать уже готовое место под кафе или строить помещение с нуля: искать место и оборудование, делать перепланировку. Первый вариант менее затратный, не нужно получать большинство разрешений, но зато не сможете полностью подстроить помещение под свои вкусы и желания.
Вместе с Poster POS рассказываем, какие плюсы и минусы есть у каждого варианта, и какие документы понадобятся для открытия.
Плюсы готового помещения
Внутри всё оборудовано и обустроено, есть разделения: зал, туалеты, кухня и склад.
Это даёт:
• экономию на старте бизнеса;
• быстрое открытие и подготовку заведения;
• минимум времени потратите на получение документов и разрешений от всех органов: СЭС, электричество, пожарная служба, водоснабжение, энергосбыт и другие.
Для запуска своего бизнеса с таким помещением вам нужно будет решить только организационные вопросы:
• выбрать систему налогообложения;
• подать документы в налоговую;
• забрать разрешительные документы у арендодателя и отнести их в службы уже с договором аренды на ваше имя;
• перезаключить договоры на себя и назначить дату старта.
Наверное, минус такого варианта только один — скорее всего, не получится обустроить помещение под свои нужды и желания. Допустим, вы хотите открыть бургерную с баром. Но та часть помещения, которая уже выделена по плану под кухню, слишком мала. А ещё вам нужно место под бар. Но по нормам санэпидемслужбы вы уже не можете получить на это разрешение без перепланировки.
Запуск с нуля
Если ваш выбор пал на помещение, которое до этого не использовалось для общепита, рекомендуем обратиться за помощью к проектной компании. Обычные дизайнерские фирмы не помогут получить все нужные разрешения. Поэтому важно, чтобы такая компания была членом саморегулируемой организации (СРО) по проектным работам. Тогда она поможет:
• получить разрешение на реконструкцию;
• получить разрешение на ввод в эксплуатацию;
• утвердить новый технический план для БТИ.
При открытии заведения с нуля вам придётся сотрудничать с инстанциями:
• СЭС — будьте готовы к соблюдению норм освещения, вентиляции, влажности, структуры и объёмов помещения.
• Пожарная инспекция — требует соблюдать противопожарную защиту, сигнализацию, план эвакуации, нормы вентиляции и тд.
• Энергосбыт и водоканал.
Регистрация в налоговой
По ИП вы можете продавать только слабоалкогольные напитки, пиво, сидр и прочее. Если вы хотите продавать крепкий алкоголь и коктейли, нужно регистрировать юрлицо. Многие собственники заведений идут на компромисс и регистрируют ИП и юрлицо: само кафе с кухней ведут на ИП, а бар на ООО. Это как раз тот случай, когда в заведении вам отдают два чека: отдельно по бару и по кухне.
ИП — это простое ведение налогового и бухгалтерского учёта, но в то же время большая ответственность: вы отвечаете личным имуществом за любые наложенные штрафы и запреты. И такая форма не подойдёт, если вы планируете вести бизнес с партнёрами или ваш инвестор претендует на часть заведения.
Какие документы нужны для подачи в налоговую для ИП:
• заявление по форме Р21001;
• квитанция об уплате госпошлины;
• нотариальная доверенность для представителя, если нужно.
Какие документы нужны для подачи в налоговую для ООО:
• заявление по форме Р11001;
• решение или протокол о создании;
• устав — представляется в двух экземплярах при личной подаче или по почте, в одном экземпляре при подаче в электронном виде;
• квитанция об уплате государственной пошлины (при электронной подаче документов пошлина не платится);
Виды деятельности
Пригодится для заполнения пункта «Виды деятельности ОКВЭД». Для ресторанного бизнеса это:
56.10 — деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания.
Общий блок, из которого вам нужно выбрать уже конкретные коды, подходящие к вашему типу бизнеса. К примеру:
56.10.1 — деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания;
56.10.21 — деятельность предприятий общественного питания с обслуживанием навынос.
Какую форму налогообложения выбрать?
Форму нужно выбирать с учётом ожидаемого оборота, количества сотрудников и условий работы. Какие варианты:
Заявление с выбранным режимом лучше подавать в налоговую сразу, вместе со всеми документами.
Продажа алкоголя
Все стараются добавить в меню алкоголь — это повышает оборот заведения и увеличивает круг потенциальных посетителей. Но для этого понадобится лицензия на розничную продажу алкоголя.
Лицензию выдают в Федеральной службе Росалкогольрегулирования, а документы её оформление принимаются в администрации субъекта РФ: области, края или республики.
Какие нужны документы:
• заявление о выдаче лицензии;
• оригинал или копия ИНН;
• копия свидетельства о регистрации юридического лица;
• квитанция об уплате госпошлины;
• оригиналы и копии учредительных документов;
• справка из ИФНС об отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов (полученная максимум за 60 дней до подачи заявления);
• документ, подтверждающий полную оплату уставного капитала ООО;
• копия документа о регистрации ККТ;
• договор аренды (от года и более) или документы на помещение, зарегистрированные в Росреестре.
Максимальный срок лицензии — 5 лет. Но размер госпошлины может меняться.
Документы СЭС
Одно из самых важных разрешений — заключение санитарно-эпидемиологической службы. Не нужно оно только тогда, когда в арендуемом помещении уже было другое заведение общепита, а вы не хотите его реконструировать.
Чтобы получить заключение СЭС, собирайте такие документы:
• удостоверение о госрегистрации;
• архитектурный и технологический проект со схемой кондиционирования и вентиляции;
• договор на очистку и дезинфекцию вентиляции;
• копию устава ООО, при оформлении заведения на юрлицо;
• договор купли-продажи или аренды помещения;
• согласование введения объекта в эксплуатацию со стороны СЭС;
• перечень реализуемой продукции в 3 экземплярах;
• договор со службой дезинфекции и дератизации;
• журнал дезинфекции с регистрацией в СЭС;
• договор на вывоз мусора;
• проект перепланировки или реконструкции помещения, согласованный с СЭС, если она проводилась;
• медицинские книжки всего персонала.
Чтобы получить согласование СЭС, вам нужно посетить разрешительный центр в районе, где расположено ваше заведение. А потом обязательно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности.
Доверить сбор документов можно и сторонним компаниям, но вам лучше быть в курсе, что и для чего они собирают. Хотя бы для того, чтобы потом проверить качество их работы и проконтролировать процесс.
Какие ещё нужны документы?
Помимо всех основных действий, лучше заранее позаботиться и заключить договоры для:
• обеспечения противопожарной безопасности;
• дератизации и дезинсекции.
Эти документы пригодятся при проверках Роспотребнадзора и Государственного пожарного надзора.
Больше об открытии кафе или ресторана вы можете узнать в блоге компании Poster POS. Ребята из компании — настоящие помощники в сфере общепита. Они разработали облачную кассу для кафе и ресторанов, которая внедряется за 15 минут и экономит время и деньги предпринимателей. А для наших читателей Poster приготовили подарок: при оплате полугодовой подписки один месяц бесплатно, а при оплате на год вперёд — целых два месяца плюсом к фиксированной скидке. Чтобы использовать предложение, при подключении к системе укажите кодовое слово «Кнопка».
Бизнес с нуля — это всегда большие затраты средств и времени. Не пожалейте времени на изучение законодательных норм, ведь они меняются каждый год. Или подключайтесь к Кнопке, чтобы всегда быть в курсе последних изменений.
Есть что добавить — пишите в комментарии или Инстаграм, всегда ответим.
Все статьи мы анонсируем в Телеграме. Ещё там найдёте новости, советы и лайфхаки для предпринимателей. Присоединяйтесь 🙂
Что нужно сделать перед зданием тц или ресторана
Если вы уже нашли свою бизнес-идею, подумайте, какой формат кафе вам подойдёт:
От формата зависит не только концепция заведения, но и правовая форма бизнеса. В статусе ИП можно открыть только заведение со слабоалкогольными напитками, например пивом или сидром. Сельхозпроизводителям при регистрации ИП закон разрешает продавать вина и игристые вина собственного производства.
Если вино вы не производите, но намерены продавать крепкий алкоголь или делать коктейли, открывайте ООО. Это можно сделать в одиночку или с единомышленниками, но максимум 50 человек. Каждый участник должен вложиться в уставной капитал. Его минимальный размер — 10 тысяч рублей. Если ООО понесёт убытки или обанкротится, его участники, в отличие от ИП, не рискуют личным имуществом — только активами фирмы и своей долей уставного капитала.
Налоговый режим
Есть пять основных систем (режимов) налогообложения: одна общая (ОСН) и четыре специальных: УСН — упрощённая система налогообложения, ЕНВД — единый налог на вменённый доход, ПСН — патентная система налогообложения, ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. ЕНВД будет отменён с 2021 года, а ЕСХН подходит только для производителей сельхозтоваров.
В рамках УСН можно выбрать объект налогообложения «доходы» или «доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов» (иногда говорят «доходы минус расходы»). Сменить объект налогообложения можно только со следующего года. Ставки и порядок расчёта — на сайте ФНС.
Регистрация
Зарегистрировать ООО и ИП можно в ИФНС. По адресу помещения или по адресу регистрации руководителя организации (учредителя) в первом случае и по месту регистрации физического лица во втором. В крупных городах может быть специально уполномоченная ИФНС для регистрации предпринимателей. Если вы планируете использовать специальный налоговый режим, заявление лучше подать вместе с документами на регистрацию.
Постановка на учёт в ПФР и ФСС происходит автоматически. ФНС передает сведения не позднее 5 рабочих дней со дня постановки на учёт.
—
ООО и ИП могут подать документы на сайте ФНС или портале госуслуг. В бумажном виде документы принимают ИФНС и МФЦ (лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности). Если вы воспользуетесь почтой, отправляйте письмо с объявленной ценностью и описью вложения. Также можно воспользоваться сервисом СберБизнеса: документы будут готовы за 15 минут.
Раздел 2
Помещение
Для работы нужно получить разрешительную документацию из разных инстанций. Насколько это окажется сложным, зависит от того, какое помещение вы выберете. Если раньше в нём уже работали ресторан или кафе, то вместе с договором аренды вы получите готовый пакет документов из СЭС, пожарной инспекции и других государственных органов. Хлопот меньше, но и возможности для развития сильно ограничены. Например, вы сможете сделать косметический ремонт, но не сможете расширить площадь кухни или изменить расположение коммуникаций. Поставить дополнительную вентиляцию, чтобы готовить на гриле, не получится.
Если вы планируете использовать помещение, где раньше не было предприятий общественного питания, придётся подготовить проектную документацию и получить разрешения. В любом случае договор аренды помещения на срок более 11 месяцев нужно будет зарегистрировать в Росреестре. Правила размещения заведений общепита регламентируются санитарными правилами и нормами (СанПиН). В них есть перечень мест, где разрешено открытие кафе или ресторана.
И ещё один нюанс: для получения лицензии на алкоголь срок аренды помещения должен превышать 12 месяцев на дату получения лицензии.
Пожарная безопасность
Санитарные нормы
Уголок потребителя
Музыка и TV
Как не нарушить авторские права по использованию музыкальных произведений:
Для трансляции телевизионных каналов необходимо:
Вывеска
Covid-19
Роспотребнадзор составил рекомендации для бизнеса в условиях сохранения рисков распространения COVID-19. Нужно проводить генеральную и влажную уборку помещений. Столы следует расставить на расстоянии не менее 1,5 м друг от друга и дезинфицировать их каждые 2 — 4 часа. В наличии должен быть пятидневный запас дезинфицирующих и моющих средств. Антисептики также разместите на входе и в местах общественного пользования. Каждые два часа проветривайте помещение.
—
О работе после пандемии можно прочитать в статье.
Раздел 3
Разрешения
Перед открытием кафе нужно уведомить о начале предпринимательской деятельности Роспотребнадзор: по почте, через портал госуслуг или лично посетив территориальное управление. Также можно через представителя по нотариально удостоверенной доверенности. Вас внесут в реестр в течение 10 рабочих дней.
Для розничной продажи алкогольной продукции за исключением слабоалкогольных напитков необходимо оформить лицензию. Место и способ подачи зависят от региона, а госпошлина для всех одинакова — 65 000 рублей.
Требования для получения лицензии на розничную продажу алкоголя:
Для реализации любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Раздел 4
Счёт в банке
Для налоговых платежей, оплаты аренды, работы с поставщиками и других операций нужен расчётный счёт.
ИП для открытия счёта нужны:
—
В СберБизнесе можно открыть счёт без посещения офиса банка. ИП могут сделать это онлайн, а юрлица — встретиться с менеджером, который привезёт документы, а также расскажет о бонусах от банка и партнёров.
Раздел 5
Кассовый аппарат
О том, зачем вообще бизнесу онлайн-касса и какие они бывают, мы уже писали. 54-ФЗ обязывает всех предпринимателей использовать кассу с фискальным накопителем и выдавать фискальные чеки после покупки, только если вы не ИП без сотрудников, продающий товары собственного производства. Например, сами крутите и продаёте шаурму у себя на районе.
В небольшую кофейню с напитками навынос подойдёт смарт-POS (онлайн-касса и терминал для эквайринга в одном). Она компактная, помещается в карман куртки, поэтому такую кассу удобно использовать и при доставке. Масштабному гастрономическому проекту потребуются специализированные кассы — iiko или R-keeper. На них видна работа всего ресторана: резерв столов и очередь заказов, процесс приготовления блюд на кухне и остатки на складе, которые автоматически списываются при заказе. С помощью такой кассы официанты могут разбить чек между гостями и посмотреть, сколько заработали за смену. Система синхронизируется с 1С, визуализирует графики продаж и умеет формировать балансовый отчёт.
Для использования кассы необходимо:
Обычные кассовые аппараты выбивают чеки и сохраняют данные о них в специальном блоке памяти. В отличие от них онлайн-кассы не только печатают чеки и сохраняют информацию на специальном накопителе данных, но также шифруют эти данные и передают их оператору фискальных данных (ОФД), который онлайн отправляет эту информацию в налоговую службу.
—
Почитайте, как выбрать эквайринг и онлайн-кассу для общепита. Чтобы общепит работал, онлайн-кассы достаточно — с ней уже можно принимать оплату наличными. Но если вы хотите принимать оплату картами, нужно подключить эквайринг. Можно поставить терминалы, связанные с кассой, а также использовать SberFood — приложение, с помощью которого гости могут сами оплачивать заказ картой, не дожидаясь очереди на кассе или официанта.
Раздел 6
Персонал
Регистрация в Фонде социального страхования
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление происходит на этапе регистрации.
Оформление
Для небольшого кафе достаточно одного-двух поваров для работы на кухне. В период запуска или сезонного обновления меню можно привлекать шеф-повара, который составит технологические карты — документы, описывающие состав и способ приготовления блюд. В большом заведении будут нужны официанты, а также менеджер или управляющий — ответственный сотрудник, контролирующий слаженную работу кухни и зала.
Со всеми сотрудниками следует заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также необходимо провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Кухня
Как уже написано выше, можно арендовать помещение, где уже было кафе или ресторан, — тогда заново проектировать ресторанную кухню не придётся. Достаточно будет косметического ремонта. Если вы настроены на создание нового пространства, лучше заручиться поддержкой дизайнера и технолога. Первый продумает оформление, а второй — спланирует коммуникации и оснащение, чтобы всё соответствовало сантехническим правилам и нормам.
Оборудование, посуда и инвентарь должны быть:
Помните о технической документации:
Рекомендации по производственному процессу:
В случае нарушения, повлекшего массовое заболевание или отравление людей, грозит уголовная ответственность.
Система учёта
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкоголя и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Раздел 8
Клиенты и продажи
Выход в онлайн
2020 год преподал много уроков, один из главных — не надейтесь только на офлайн. Ресторанная сеть White Rabbit Family не ограничилась доставкой и создала комьюнити для тех, кто в самоизоляции. Гости первого в России онлайн-ресторана выбирают дату и заказывают набор продуктов. В указанный день в эфир выходит бренд-шеф и даёт гастрономический мастер-класс. Места за общим виртуальным столом появились и в столичном «Доме культур». Здесь приглашают на онлайн-бранчи с шеф-поваром, дизайнерами, музыкантами. А кафе Delicatessen предложило приобрести сертификат на ужин, воспользоваться которым можно после послабления карантинных мер. Собрали несколько идей, которые можно взять на вооружение.
Реклама
Расскажите о своём заведении в интернете: заведите аккаунт в инстаграме и запустите рекламу, таргетированную на жителей вашего района. Продвигать бизнес можно через внутренние инструменты соцсети или бесплатный сервис Фейсбука Business Manager (Инстаграм принадлежит этой компании). Когда вы планируете рекламировать своё кафе в интернете, нужно не только правильно рассчитать бюджет кампании, но и научиться эффективно его расходовать. Рассказали, как проверить окупаемость рекламы в Google Analytics и Яндекс.Метрике и привлечь больше пользователей за меньшие деньги. Найти новых клиентов и увеличить продажи позволит лендинг. Изучите, чем он отличается от обычного сайта и какие задачи поможет решить.
Оптимизация расходов
Если бизнес нельзя перевести на удалёнку, можно пересмотреть расходы на аренду помещений. Попробуйте часть задач передать на аутсорсинг. Бухгалтерию, кадровый учёт и юридическое обслуживание делегируйте онлайн-сервисам. Пересмотрите рекламную и маркетинговую стратегии. Например, когда меньше людей выходят из дома, кафе могут вложить больше денег в рекламу доставки, а остальные рекламные расходы сократить. Ещё раз проанализируйте эффективность рекламы: возможно, выяснится, что уличная реклама не привлекает клиентов, а таргетированная в соцсетях работает хорошо. Мы рассказали, от каких расходов предприниматели сейчас могут отказаться, чтобы сэкономить деньги.
Проанализировать свои бизнес-метрики, оценить ёмкость ниши и сравнить показатели с другими компаниями поможет приложение СберСоветник.
Требования надзорных органов к кафе
Мелкие и крупные сети кафе сегодня считаются популярным и интересным видом бизнеса. Открытие такого заведения может стать любимым и прибыльным делом, но на сегодняшний день к открытию кафе предъявляются достаточно существенные требования, о котороых мы и постараемся рассказать в данной статье.
С кем согласуется деятельность кафе
Для кафе действует стандарт, касающийся заведений общепита. Согласовывать работу своего заведения владельцу придется:
Для придорожных кафе и кафе-бистро модульного типа, возведенных как временное строение, последний пункт необязателен.
От чего зависят требования к кафе
Размещение
Размещать кафе можно как в отдельно выстроенном для этих целей здании, так и:
Базироваться в общественно-жилых зданиях, вокзалах и торговых центрах могут небольшие кофейные заведения, с числом рабочих мест до 50 человек. При этом полная площадь организации не может превышать 700 квадратов.
Собственники крупных кафе должны возводить/арендовать отдельные здания. Если вы планируете открыть кафе с количеством посадочных мест более 300, вам понадобится специальный план для его возведения, такое заведение будет носить характер общегородского. Требования к ним следует рассматривать отдельно.
Небольшие и средние кафе могут быть:
Тип заведения
Кафе относятся к заведениям, реализующим готовые блюда. Они также имеют право работать с полуфабрикатами, если кафе выполняет функции столовой, то и сырьевым материалом.
Исходя вышеизложенного СЭС и МЧС формирует требования к кафе и его сотрудникам.
Основные регламентирующая акты
Технологические требования нормируются по СанПиНу 42-123-4117 и СанПиНу 42-123-5777. Экологическая безопасность определяется СанПиНом 42-123-5777 и СНиПом 2.08.02.
Меры пожарной безопасности определяются ГОСТами, СНиПами, законами, СП и другими документами:
Требования Роспотребнадзора
Размещение
Наличие кафе вблизи жилых и общественных зданий или на их территории не должно ухудшать условия, связанные:
Где бы вы ни располагали ваше кафе, все санитарные нормы должны быть соблюдены. И если ваше заведение может повлиять на них в худшую сторону, вы, как владелец, обязаны позаботиться о звукоизоляции, поглощении вибрации и других элементах еще при постройке кафе или ремонте арендованных площадей.
Помещение
Дверь для приемки сырья полагается делать с торцевой части здания, где нет окон жилых квартир, дверей подъезда.
Кафе, как и все предприятия общепита, зонируется согласно технологическому процессу:
Помещения должны располагаться таким образом, чтобы не происходило пересечение технологических процессов. Это недопустимо. То есть сырье и отходы, грязная и вымытая посуда не должны пересекаться и соприкасаться.
Расположение рабочих и торговой зон, коридоров должно быть таким, чтобы при чрезвычайной ситуации, например, пожаре, посетители и персонал могли быстро выйти из здания.
Для отделки внутренних помещений кафе выбираются материалы, которые легко моются и выдерживают контакт со стандартными для помещений общепита дезинфицирующими составами.
К производственной зоне по отделке предъявляются такие же требования, как и ко всем предприятия общественного питания:
Склад, где хранятся продукты не положено размещаться под ванными и туалетами.
Состав помещений (зон или боксов), которые обязательно должны быть в кафе, включает:
Размеры помещений зависят от мощности предприятия. Площадь зала (за исключением кафе-бистро) рассчитывается, исходя из нормы 1,6 квадратов/место. Требования по наличию помещений можно посмотреть в обязательных приложениях ГОСТ 30389-95 /ГОСТ Р 50762-95.
Требования к оборудованию, посуде и инвентарю
Любое оборудование, посуда или инвентарь, которые используются в заведении общепита должны быть:
Набор используемого оборудования зависит от направленности заведения и его мощностей. Например, для заведения, специализирующегося на продаже мороженного вряд ли понадобиться хлебопекарное оборудование и средства для обработки мяса/рыбы. Для кафе общего применения в среднем требуется следующий набор (для удобства, мы разделили его на категории):
Все оборудование маркируется и используется исключительно согласно маркировке. Не разрешается:
Требования к посуде можно посмотреть здесь, ее по количеству должно быть достаточно для работы кафе при полной загрузке. По количеству ее должно быть достаточно для работы кафе при полной загрузке.
Все оборудование, которое имеет движущиеся или трущиеся части, должно проверяться на исправность и проходить техобслуживание. Приборы, имеющие электродвигатели, должны устанавливаться на специальные амортизаторы (это снижает уровень шума-вибрационного компонента).
При наличии барной стойки потребуется закупать оборудование для баров. К нему предъявляются те же требования (разрешенность к использованию, сертификаты, маркировка).
Эксплуатироваться может только исправное оборудование. Для его обслуживания нужно иметь соответствующие договоры.
Требования к водоснабжению
Водоснабжение в любое кафе должно поступать из системы общего водопровода. Если такой возможности нет, вода подается из скважин, каптажей либо обустраиваются колодцы. При этом она должна соответствовать СанПиН 2.1.4.559-96 и ГОСТу 2874-82 № 3143-84 (питьевая).
Если по какой-то причине поступление воды прекращено, кафе должно приостановить свою деятельность. Использовать техническую горячую воду, находящуюся в батареях отопления нельзя.
Канализационная сеть
Ее часть, расположенная внутри здания, монтируется с разделением:
Горизонтальные трубы канализации должны легко прочищаться. Выпуск канализационной системы кафе не должен размещаться ниже общедомовой сети канализации. Все горизонтальные канализационные линии оборудуются стояком для выпуска избытка воздуха при резком сливе большого количества стоковых вод. Канализация в комнатах для мойки посуды делает с воздухоразрывом. Канализационные стояки прокладываются в техканалах и не размещаются торговой части кафе или в зоне приготовления пищи.
Вентиляция: особенности и требования
При заказе проекта вентиляции для кафе, нужно учесть три основных принципа проектирования. Во-первых, нужна отдельная система вентиляции для:
Во-вторых, система вентиляции кафе не должна соединяться с общей системой здания (производственного, жилого или другого назначения, в котором предприятие расположилось.
В-третьих, регулироваться вентиляция должна очень четко в части исключения поступления кухонных потоков в зал для клиентов
Вентиляция, организованная по принципу приток/вытяжка с механическим пуском должна быть предусмотрена в помещениях:
Туалеты обеспечиваются автономным вентилированием с естественным пуском. Если кафе изготавливает «с нуля» продукцию кондитерского профиля, то помещение по их работе с кремами оборудуются вентиляцией со спецфильтром с бактерицидными свойствами и пылеуловителями/фильтрами.
Оборудование, которое выделяет много ИК-излучения, водной взвеси или газов оборудуется дополнительной локальной вытяжкой. Она устанавливается на участке, где загрязнение достигает максимального значения.
Для крупных кафе рекомендуется устанавливать теплозавесы в вестибюле и других помещениях, имеющих контакт с улицей.
Механическая вентиляция должна быть оборудована приспособлениями для очистки и подогрева, подаваемого в помещение, воздуха. Его забор можно делать на высоте от 200 см. Все вытяжные отверстия закрываются мелкоячеистой сеткой, изготовленной из металла (СНиПе 2.08.02-89, а также в СНиПе 41-01-2003).
Требования к сотрудникам
Работни кафе должны проходить медосмотр:
У всех сотрудников должны быть медкнижки. Требования к их форме и обуви можно посмотреть здесь.
Строгие требования предъявляются к личной гигиене сотрудников. Кроме того, персонал производственной зоны не должен во время работы носить ювелирные украшения.
Требования к условиям работы
Рабочие места обслуживающего персонала должны находиться в отдалении от шумопроизводящих источников (эстрады, колонок музыкальной техники и т.п.). Уровень освещения в рабочей должен отвечать гигиеническим требованиям.Подробнее можно посмотреть здесь.
Другие требования
В этот раздел мы включаем перечень, возможных требований, которые зависят от вида кафе и его направленности:
Существуют также строгие требования СанПин 2.3.6.1079-01, описывающие правила и меры борьбы с грызунами и насекомыми и патогенной микрофлорой на предприятиях общепита.
Уголок потребителей
Кроме этого документа, уголок потребителя предполагает доступ посетителей к информации о предприятии и его руководителе:
Уголок может быть оформлен в виде стенда для удобства посетителей либо папки, которая должна предъявляется гостю по его желанию.
Госпожнадзор и МЧС. Нормы и требования
Требования этих структур обоснованы количеством посетителей и работников, общей площадью помещений. Важными моментами считаются:
Требования к системе ППБ
Данные требования гостируются по ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ и зависят от расчетного количества посетителей:
Независимо от размеров заведения, в каждом из них должен быть цветной план эвакуации и средства первичного тушения пожара (противопожарный стенд/щит, песок, огнетушители в рабочем состояние с инструкцией по их применению в формате А4, пожарные рукава). В каждом заведении ведется журнал учета средств пожаротушения и инструктажа персонала.
Для каждой отдельной зоны предприятия (рабочей, складской, бытовой, административной должна быть разработана собственная инструкция. По предприятию издается приказ по ПБ и приказ о назначении ответственного за ППБ лица. Также обязательна цветная инструкция, описывающая действия при пожаре. Обязательны знаки, извещающих о категории опасности помещения и таблички с номером вызова пожарной бригады и фамилией ответственного лица.
Требования к помещению
Материалы, которые используются для отделки:
Все материалы, используемые в кафе в процессе отделочных работ по способности «передавать» огонь и образовывать токсины при горении должны соответствовать СНиПу 21-01-97 (пункту 6.25).
Если при отделке помещений использовались полимеры, они должны соответствовать Госстандарту РФ и быть сертифицированными. В производственных помещениях кафе все перегородки выполняют из огнеупорного материала (бетон, кирпич).
Пути эвакуации не должны заставлены или заложены разными предметами, тарой, мебелью. Кафе должно иметь несколько выходов (причем отдельный для посетителей и для персонала). Габариты эвакуационных выходов зависят от расчетного количества посадочных мест.
Требования к обустройству вентиляции
Данные системы для обеспечения безопасности посетителей и сотрудников должны быть размещены скрыто (хотя и в легкодоступной части помещения) либо в коробах.
Короба делаются из материала, способного длительно сопротивляться вредным факторам внешней среды (влаге, химическим веществам), действию открытого пламени. Особенно это важно для производственной зоны. Все стыковочные узлы герметизируют.
Требования к электроосветительному оборудованию
Провода прокладываются скрытым методом. Это особенно важно в детских кафе в зоне для клиентов и в цехах по приготовлению горячих блюд. Осветительные приборы складской зоны и любых помещений по работе с продуктами питания должны быть закрыты во взрывобезопасный корпус. Электропроводка не должна соприкасаться с легковоспламеняющимся и долго горящим материалом.
Требования к работникам
Персонал кафе должны знать о действиях, требующихся от них во время пожара, уметь организовывать эвакуационные мероприятия для посетителей, проходить регулярный инструктаж по мерам ППБ и правилам пользования первичными средствами тушения пожара. Где они находятся каждый работник обязан четко знать.