Что нужно сделать при встрече с батюшкой
Как здороваться с батюшкой в церкви и вне её?
Люди, которые идут в храм, должны понимать, что в Церкви существуют свои особенные правила этикета. Их следует соблюдать как в храме, так и в монастыре. Церковная среда тесно связана с благочестием, очищением и преображением сердца Божией благодатью, дарующейся труждающимся и подвизающимся. Поэтому соблюдение церковного этикета — это не только правила поведения, принятые для сохранения церковных устоев, но и путь восхождения к Богу.
Духовные люди соблюдают этикет для привлечения благодати Божией, поэтому в храм не принято входить в вызывающих одеждах: женщинам нельзя надевать брюки, короткие юбки, красить помадой губы и быть с непокрытой головой. Мужчинам нельзя носить шорты, тенниски, рубашки с короткими рукавами и источать запах табака. Эти правила не следует нарушать, посещая церковь, поскольку несоблюдение их может привести к справедливой отрицательной реакции окружающих.
Первое, что должен сделать человек, вошедший в Храм — поздороваться со священником. Если вы готовитесь к исповеди или причастию, обязательно узнайте, как правильно здороваться с батюшкой, и как правильно к нему обратиться в зависимости от занимаемого им сана.
Как здороваются со священниками?
Церковная этика не предполагает употребления слов «здравствуйте» или «добрый день» для приветствия священника. Обычно священникам говорят: «Отец Павел, Благословите», или «Батюшка, благословите».
В период празднования Пасхи (с первого её дня и последующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами: «Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»
Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можно легко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то что следует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретив священника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равно можете подойти и попросить у него благословения.
Следует знать, что благословение может иметь несколько значений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкой рукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, даже диаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложенными вместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословения верующему нужно поцеловать руку батюшки.
Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому, к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление на расстоянии.
Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, а снова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите, батюшка, и благословите».
Обращение к духовенству по степени священства
В православном мире различают три степени священства:
Именно от того, кто стоит перед вами, и с кем вам предстоит поздороваться, зависит то, как вы к нему обратитесь.
Как обращаться к диакону?
Диаконы являются помощниками священников, они не обладают такой благодатной силой, какая есть у священников. Поэтому диаконы не служат литургии, не крестят, не исповедуют, не соборуют, не венчают, не отпевают и не освящают дома. Но, тем не менее, диакон также может давать советы и принимать молитвы. Диакона принято называть «Отец диакон», также допускается обращение к нему по имени. При упоминании диакона в третьем лице можно сказать: «Отец диакон» или «Отец Александр».
Как обращаться к священнику?
Обращение к священнику должно быть почтительным и уважительным, поскольку он — носитель особенной благодати, которую получает, совершая таинство рукоположения на священство.
К священникам можно обращаться несколькими способами. К примеру, русские православные часто, согласно давнему обычаю, называют их батюшками. Обычно обращение в такой форме выглядит следующим образом: «Батюшка, разрешите Вас попросить?».
Однако обращение «Батюшка» — это разговорная форма, а согласно другой, более строгой и официальной, миряне должны обращаться к священнику, называя его «Отец»: «Отец Павел, можно обратиться к вам с вопросом?».
Если же священник упоминается в третьем лице, то можно сказать: «Отец Иоанн благословил» или «Отец настоятель посоветовал». Нежелательно сочетание имени и чина священника: «иерей Павел» или «протоиерей Иоанн». Допускается в обращении сочетание фамилии священника с формой «отец», к примеру: «отец Иванов».
Обращаться православным к священнику со словами «Святой отец» не принято.
И, конечно же, в церкви обращение к священнику должно быть только на «Вы». Если даже священник для вас — близкий или хороший знакомый, при посторонних излишняя фамильярность будет выглядеть неуместно.
Как обращаться к архиерею?
Архиерея принято называть «Владыкой». Чаще всего распространена форма обращения в звательном падеже: «Владыко, разрешите», «Владыко, благословите». Если же архиерей упоминается в третьем лице, то применяется именительный падеж: «Владыка Иоанн благословил».
Официальная же речь, в том числе и письменная, имеет следующие формы: «Преосвященнейший Владыко» или «Ваше преосвященство».
Как обращаются к архиепископу и митрополиту?
Архиепископ — это старший епископ, митрополит — высшее звание православного епископа. К священниках в таких чинах принято обращаться «Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше высокопреосвященство».
Обращение к патриарху
К патриархам следует обращаться: «Святейший Владыко» или «Ваше Святейшество». Если нужно обратиться в письменном виде, тогда пишут: «Ваше Преосвященство, благословите» или «Владыко, благословите».
Видео о том, как здороваться с православными
Правила этикета в монастыре?
В монастыре существуют свои, особенные правила. Чтобы ознакомиться с монашеским общежитием, необходимо затратить немало времени. Основные правила, соблюдаемые в монастырях при паломничестве:
Как обращаться к обитателям мужского монастыря?
Как обращаться к обитателям женского монастыря?
Игуменьи отличаются от монахинь наличием золотого наперсного креста и правом благословлять. Если необходимо попросить у неё благословления, то обращаться следует так: «Мать игуменья», также можно назвать и по имени: «Мать Анастасия», «Матушка Анастасия» или просто «Матушка».
В женских монастырях «Матушками» называют только игумений, поэтому если вы услышали, как кто-то сказал: «Матушка», то следует знать, что имеется в виду именно игуменья.
Если же обращаются к монахине, то её также называют «Мать». Послушниц же называют «сёстрами», а если послушница — женщина преклонного возраста, то при обращении к ней употребляют «матушка».
А как Вы здороваетесь со священнослужителями? Соблюдаете ли церковный этикет? Расскажите об этом в комментариях.
О чем говорить с батюшкой. Как. И когда
Онлайн или все-таки лично?
Одним из разделов, которые присутствуют едва ли не на всех более или менее крупных православных Интернет-порталах, является раздел с достаточно стандартным названием: «Вопросы священнику». И он же — один из самых востребованных, о чем свидетельствует как статистика посещений, так и количество самих поступающих на электронные почтовые ящики этих порталов вопросов. Огромную популярность приобрел за сравнительно короткое время проект «ВКонтакте» с чудным названием «Батюшка онлайн», о котором мы писали не так давно в нашей газете.
В чем же причина этой востребованности, в чем секрет популярности? И почему вопросы так похожи друг на друга, так часто повторяются и львиная доля их требует не просто ответа, а пастырского совета, наставления, утешения? Неужели только в Интернете-то и можно пообщаться со священником, неужели бОльшая часть батюшек и правда чаще находится в Сети, «онлайн», чем в храме, на приходе, там, где с ними можно было бы побеседовать вживую, а не на «удаленном доступе»? Если так, то кто же тогда служит в этих храмах, кто исповедует, причащает, венчает, крестит, отпевает? Не те же ли самые батюшки? Вроде бы, они же… Что же тогда получается? На службу, на требы приходят одни люди, а вопросы в Сети задают другие, которые в храм даже и не заходят? Бывает, конечно, и так, однако те же вопросы свидетельствуют: подавляющее большинство их авторов в храме как минимум бывают.
Странная какая-то ситуация, парадоксальная… Приходит человек на службу, исповедуется, причащается, целует крест, уходит и… Включает дома компьютер и пишет письмо священнику из другого города, которого никогда не встречал и даже фотокарточки, возможно, не видел. Или — заходит в храм, ставит свечи, молится, проходит мимо встретившегося ему настоятеля, выходит на улицу и далее — то же самое. Странно, правда…
А все оттого происходит так по большей части, что человек, имеющий к священнику немало вопросов, не знает толком, как к нему подойти, не говоря уже как эти вопросы задать — и не потому, что это особенно трудно, а просто навыка нет, не по себе как-то или опыты какие неудачные были. Однако все это вполне преодолимые препятствия. Я бы даже так сказал: нуждающиеся в преодолении. Остро.
Проблема доступа
Церковная жизнь без полноценного общения со священником вряд ли может вообще должным образом состояться. Человек приходит в Церковь, практически ничего не зная о ней. Книги, тот же Интернет, средства массовой информации, безусловно, могут оказать ему какую-то помощь, что-то прояснить, но живого собеседника не заменят. Тем паче не заменят они пастыря, имеющего определенный жизненный и духовный опыт, способного увидеть, кто стоит перед ним и какое слово, какое участие и совет ему потребны.
Распространенная (в Интернете, в частности) точка зрения такова: батюшкам чаще всего некогда, о чем они коротко скажут, сквозь зубы, на бегу, поэтому рассчитывать на их внимание особенно нечего. И вообще, не очень им интересно с разными «захожанами» общаться, да и с прихожанами тоже. Зато им очень нравится сидеть дома и иногда до поздней ночи, а иногда с раннего утра стучать по клавиатуре компьютера, отвечая очередному вопрошающему. В этом, видимо, корысть какая-то есть, заинтересованность. Вот, правда, какая — не совсем понятно. В Сети на вопросы отвечать — это ведь не иномарку дорогую освятить, не пару состоятельную повенчать — дохода никакого!
Шутки шутками, а на самом деле священников, неравнодушных к тем, кого посылает к ним за помощью и назиданием Господь, совсем не так мало, как кажется. И найти их и «доступ» к ним не так уж и сложно. Не исключено, что в некоторых особенно больших приходах стоило бы даже специальную инструкцию разместить — как это лучше сделать. Ну а пока этого нет, попробуем здесь что-то похожее на эту самую инструкцию изложить.
Время и темы
Для людей, еще не очень хорошо знакомых с церковной жизнью, необходимо сразу сделать следующее разъяснение: чтобы поговорить со священником, надо предварительно разобраться, как, где и в какое время его найти. Существенную помощь в этом плане может оказать висящее у входа в любой храм расписание богослужений. Совершенно естественно предположить, что когда есть в храме служба, есть там и священник, а во время между службами он может находиться на требах или быть занят какими-то иными делами. Так же естественно предположить и то, что непосредственно во время службы пообщаться не получится, потому что священник будет занят. И перед службой будет не очень удобно, потому что он может подойти непосредственно перед ее началом. А вот сразу после — вполне возможно.
Но можно поступить и еще проще: подойти к продавцу за свечным ящиком и вместо того, чтобы задавать ему вопросы обо всем — и в Церкви, и на свете (как нередко бывает), спросить только об одном: когда можно прийти для того, чтобы побеседовать со священником на интересующие темы.
Темы… С этим, на самом деле, тоже надо бы определиться — причем данное замечание касается людей, уже не только делающих в Церкви первые шаги, но и тех, которые находятся в ней далеко не первый день. О чем уместно говорить с батюшкой и о чем не очень? Вполне уместно и даже необходимо — о том, что такое христианство как таковое и как жить по-христиански в нашу столь непростую эпоху, что такое церковная жизнь и как ее начать, как правильно молиться, исповедоваться, причащаться, что читать, как учиться бороться со страстями, чем руководствоваться в той или иной ситуации, связанной с нравственным выбором. И еще о многих подобных вещах. А вот не очень уместно или даже неуместно совсем, так это о вопросах бытового, материально-технического или даже правового характера: стоит ли менять машину, продавать квартиру, как отсудить захваченную соседом по даче часть участка, класть ли деньги в банк, или вложить в недвижимость, или просто перевести их в валюту… И так далее. За такими советами, как ни странно, к духовенству обращаются совсем не редко, не учитывая почему-то при этом, что далеко не каждый священник способен совмещать в себе разом экономиста, юриста и специалиста по разрешению кризисных ситуаций. Хотя, стоит признать, что подчас и приходится совмещать: мало ли в наше и правда совсем не простое время людей, которых никто и нигде больше не выслушает, кроме как батюшка в церкви, и никто больше не поможет. Куда тут деваться… Но лучше бы все же без непрофильных вопросов. Бывает, разумеется, и так, что человек хочет по житейскому вопросу не совета попросить, а благословения и молитв, и это совершенно естественно.
Терпение вкупе с милосердием
По мере того, как человек начинает узнавать церковную жизнь, ему становятся понятны те ситуации, за которые прежде он мог обижаться на священников, которые «куда-то спешили». Прежде всего потому, что он постепенно узнает, что священнику есть куда спешить. Иногда он спешит соборовать, исповедовать и причащать умирающего, иногда — в отделение детской реанимации крестить новорожденного с трудно совместимым с жизнью диагнозом. У него может быть то или иное епархиальное послушание, которое требует его присутствия в определенном месте и в определенное время, у него вообще может быть немало обязанностей и дел. А еще может быть язва, требующая питания строго по часам, или диабет, или ишемическая болезнь сердца, или гипертония — причем не всегда в преклонном возрасте. Это все, к сожалению, не редкость. Ну и семья еще может быть собственная, и дети, которых надо забирать из школы. Или супруга в роддоме… И много еще всего такого. Почему? Потому что он всего лишь навсего человек.
И посему не стоит на него сердиться за «невнимание» и «неуловимость». Лучше проявить терпение вкупе с милосердием. Узнав, когда его застать в храме, не надо «набрасываться» на него сразу со всем, что накипело за долгие годы, правильней просто сказать:
— Мне хотелось бы с Вами поговорить. Как и когда это удобнее сделать.
Исповедь и беседа — разные вещи
Для ведущего нормальную церковную жизнь христианина, регулярно исповедующегося и причащающегося, встреча со священником проблемой, конечно, не является, он регулярно видится с ним: подходя к Чаше, у аналоя с Крестом и Евангелием. Но, как ни странно, сложности именно с общением подчас возникают.
То, что у Чаши, во время Причащения, поговорить с батюшкой не получается — дело понятное. А вот исповедь кажется для разговора временем вполне подходящим. Ошибочно, конечно. И не только потому, что исповедников может быть много, а времени у священника мало. Бывает и так, что народу всего ничего и времени достаточно. Дело в другом: исповедь и беседу смешивать не стоит, слишком разные это вещи по самому характеру своему, по тому настрою, который необходим для первого и для второго. Лучше поступить иначе. Сначала исповедоваться, дождаться, когда будет прочитана разрешительная молитва. А уже потом спросить:
— Батюшка, у меня есть вопросы, могу ли я их сейчас задать?
Если обстоятельства позволяют, то и слава Богу. И очень хорошо, если хотя бы какая-то часть этих вопросов будет касаться предметов духовных: той же борьбы со страстями, чтения, молитвы. После исповеди, когда перед священником обнажились раны души, нужды конкретного человека, ему гораздо проще будет дать ему правильный совет, верное наставление. (В связи с этим же не лишним будет, думаю, сказать о такой странности современной церковной жизни: то и дело приходится встречаться с людьми, которые исповедуются у одного священника или даже вообще разных, а за советом и поговорить приходят к другому, у которого никогда не исповедовались. Это примерно то же, что, пройдя обследование в одной клинике и не забрав оттуда ни одной выписки, отправляться на консультацию в другую…).
Если же времени нет, то надо договориться, как уже выше было сказано, на потом, когда будет удобно и священнику, и прихожанину.
…Я уверен: большинство из нас, пастырей, время для беседы обязательно найдет. Большинство из нас вправду всерьез относится к тем, кто приходит к нам со своими духовными нуждами. Да и корысть, если честно, тоже, разумеется, есть: так ведь хочется видеть плоды своего служения, хоть малые, хоть скромные самые… А их трудно увидеть, если не будет этих бесед, этого общения, этой совместной и единой, насколько возможно, со своей паствой жизни.
Фото Александра Шурлакова
Газета «Православная вера» №12 (488)
Как обращаться к священнику — правила церковного этикета
Многие прихожане храма не знают, как обращаться к священнику. Поэтому зачастую остаются один на один со своими проблемами, лишая себя благодатной помощи церкви.
Как правильно обратиться к священнику
Встречая священника, не принято его приветствовать как обычного мирянина. Нужно сказать: «Благословите!» («Благословите, отче» или «Батюшка, благословите!»), — при этом крестообразно сложив руки перед собой. Принимая благословение, необходимо поцеловать правую руку батюшки. Этого не следует делать при встрече с диаконами и монахами, не облеченными в иерейский сан, — благословлять могут только священники и епископы (о чинах в церкви можно почитать здесь).
Новоначальных христиан иногда вводит в смущение обычай целовать руку священникам. Здесь нужно понимать, что на самом деле благословляет людей не батюшка, а сам Христос. К Его ранам, полученным от ударов гвоздей, мы прикладываем уста. Батюшка может благословить и на расстоянии, изобразив перстами крестное знамение. Или же возложить благословляющую руку на склоненную голову христианина. Ошибкой будет, если перед тем, как взять благословение у священника, прихожанин начинает крестить сам себя.
Прихожанам более уместно обращаться к священнику на «Вы», даже если их связывают дружеские, теплые отношения, особенно в присутствии посторонних. Речь и жесты должны выражать почтение и благопристойность. Необходимо исключить грубые слова или жаргон, которыми так пестрит речь мирского человека. Нельзя проявлять фамильярность, взгляд должен быть кротким и смиренным. В разговоре нужно больше слушать, чем говорить следует помнить, что через священника часто выражает свою волю сам Господь Иисус Христос.
Если есть проблемы личного характера, которые невозможно объявить во всеуслышание, прихожанин может подойти к священнику наедине и задать свой вопрос
Как проходит общение прихожан со священником
Общение со священником может проходить в разных формах. Во-первых, есть молитвенное (богослужебное) общение. Когда священник проводит службу, и мы все присутствуем на ней, происходит совместное молитвенное общение. Многие молитвы поются не только на клиросе, но и всеми, кто находится в храме. Например, Отче наш, Символ веры, Хвалите имя Господне…, Честнейшую херувим… и другие. Такое общение – это высшая молитва, и верующие люди лучше чувствуют отклик того, что они посетили храм и богослужение.
Во-вторых, есть общение со священником в храме. Его можно охарактеризовать как педагогическое. Священник о чем-то поучает, что-то говорит, например, читает проповеди. Любой христианин, присутствующий в церкви, может услышать в них ответы на волнующие вопросы. Общение также проходит в воскресной школе. Здесь в большей мере оно реализуется как диалог, чем монолог. Христианин может задать вопросы непосредственно священнику и получить на них ответы.
Личное общение со священником
Есть общение общее, как, например, проповедь, а есть частное. Прихожанин может подойти к священнику наедине и задать свой вопрос. Есть проблемы личного характера, которые невозможно объявить во всеуслышание. Но у христианина есть желание и необходимость узнать, как быть. Например, девушка только вышла замуж и не знает, как правильно поступить в той или иной ситуации. Она ничего про это не читала или ей некому подсказать.
Многие пытаются свои проблемы разрешить на исповеди, задают вопросы о чем-то, не касающемся покаяния. Это неправильно. Исповедь является итогом проделанной духовной работы. Здесь неуместны вопросы типа «грех это или не грех», «так можно поступать или нельзя» и так далее. На исповедь нужно прийти, четко зная ответы на все эти вопросы, и принести покаяние, осуждение себя. Все бытовые моменты, недоумения следует убрать, чтобы таинство не омрачилось и не рассеялось.
Как и когда подходить к священнику
Обычно священник перед службой не очень расположен к общению. На это есть ряд причин. Священник готовится к литургии, ради этого заранее приходит в храм и в алтаре совершает разные подготовительные действия. Поэтому разговаривать у него не всегда находится время.
Бывает, что христианин ждет священника до службы, чтобы задать вопрос или обсудить проблемы. Подходит к священнику, а тот говорит ему, что нет времени, и проходит мимо. Человек этот огорчается, обижается и вообще уходит со службы или делает это сразу по ее окончании. Поэтому до богослужения к священнику лучше не подходить, чтобы его не отвлекать и рассеивать. В это время у батюшки ум занят подготовкой к литургии и ему не до общения или вопросов.
Утром, когда проходит исповедь, священник также пресекает попытки общения с ним. Если таинство покаяния смешать с личным общением и беседами на волнующие темы, то батюшка не успеет исповедовать всех желающих. Когда нечего сказать на исповеди, то лучше не подходить вообще. Особенно занят священник, если в храме он служит один. Ему нужно успеть все, в том числе и записки помянуть, которые подают прихожане.
Вот после службы священник часто бывает свободен, если нет никаких треб. Он готов к общению и может уделить время, чтобы ответить на вопросы. Возможно, при храме есть воскресная школа для взрослых. Там можно задать любые вопросы, пообщаться со священником и другими христианами. Но есть вещи, которые необходимо обсуждать наедине, например, темы личного характера. С этим лучше обратиться после службы.
Когда священник выйдет из алтаря, закончив все свои дела, к нему можно подойти и сказать о необходимости беседы с ним, а также спросить, когда он смог бы уделить время для этого. Возможно, батюшка тут же предложит пообщаться. Священники часто целый день проводят в храме, например, дежурят, занимаются бумажной работой и так далее. В этом случае свободное время, как правило, находится всегда. С личным вопросом можно подойти как одному человеку, так и двум или более. Например, муж с женой не могут найти общее решение по какому-либо вопросу. Иногда доходит до того, что семья вот-вот распадется, и беседа с батюшкой помогает восстановить мир и любовь между этими двумя людьми.
К священнику также можно обратится и письменно, об этом смотрите в видео:
Зачем обращаться к священнику с вопросами
Итак, обращаться с вопросами к священнику нужно обязательно, но делать это правильно, учитывая время и место. Зачем? Священник – это христианин, который обладает большими знаниями и опытом, чем обычный прихожанин. Он охотно делится всем этим, когда обращаешься за помощью. Но если христианин не советуется с батюшкой по разным вопросам, то по многим из них он остается в недоумении, до конца не может осознать сути вещей, явлений, происходящих с ним. Это касается и семейных отношений. Часто неправильно выстроенные отношения между мужем и женой приводят к накопленным обидам, ссорам. Хотя, на самом деле, причин для этого нет никаких. Но чтобы осознать это, необходим совет от более духовного человека, который также имеет опыт и в земных делах.
В церковной практике бывает так, что христианин хотел что-то узнать, но по какой-то причине не сделал этого. Как известно, свято место пусто не бывает. Неискушенному христианину приходит ответ от какой-нибудь сердобольной старушки-соседки, которая учит всяким суевериям. Человек начинает делать так, как ему подсказали со стороны «добрые» люди. Например, вокруг темы заупокойной молитвы очень много крутится разных кривотолков, суеверий и предрассудков.
Поэтому прихожанам можно и нужно спрашивать у священника совета или объяснений по непонятному вопросу. После службы необходимо дождаться священника, подойти и спросить: «Батюшка, у меня есть несколько вопросов. Вы можете уделить мне время? Или скажите, когда мне подойти?». И священник не откажет. Устроит вашу встречу сейчас же, через полчаса или перенесет на завтра, — это зависит от обстоятельств. Кроме того, у всех священников есть телефоны, социальные сети. Можно задать свой вопрос и через интернет. Это не отвлечет священника от дел, так как свой ответ он даст в любое удобное для него время.
Что мешает общению со священником
Есть разные неверные представления о священнослужителях, которые часто встречаются среди прихожан. Во-первых, многие почему-то считают, что священник после службы как бы исчезает, растворяется подобно небожителю, и в реальной жизни, рядом с нами, его нет. Но это неверное представление. Священнослужители такие же люди, как и все остальные. Так же живут в миру, находятся здесь вместе со всеми. Их можно найти, позвонить, написать, связаться любым другим способом.
Еще одно ложное представление в том, что прихожане считают священника уставшим после службы. Это лишает их решимости подойти к нему, спросить о наболевшем. На самом деле любой священнослужитель может подтвердить, что даже длинные, постовые службы лишь прибавляют сил и решимости служить Богу. Поэтому даже после четырех- или пятичасового стояния священник всегда найдет силы пообщаться с прихожанином.
Да, служитель алтаря может быть немного взлохмаченным или взъерошенным, но подойти к нему вполне возможно. При этом нужно действовать не напором, руководствуясь только своими интересами, а поинтересовавшись, когда батюшка сможет уделить время для беседы. Чтобы не забывать ничего, нужно все важные мысли и вопросы заносить в блокнот. Это поможет быть собранным, не рассеиваться во время предстоящей беседы.
Предлагаем посмотреть видео о приветствии православного христианина:
Рекомендуем ознакомиться со статьей на тему, почему возникают противоречия в Библии, примеры таковых. Об этом по ссылке.