Что нужно скульптору для работы
Инструменты для скульптуры: какими они бывают и как ими работать?
Когда люди заходят в магазин и спрашивают инструменты для лепки, то чаще всего им предлагают стеки для детского творчества. Однако, в скульптуре существуют специальные профессиональные инструменты, некоторые из которых, впрочем, великолепно подходят и для детского творчества. Давайте рассмотрим какими они бывают.
Лепка, ваяние, отливка
Работу скульптора можно поделить на три области: лепка, ваяние, отливка. Лепка подразумевает работу с мягкими материалами (глина, пластилин, полимеры…). Ваяние — это отсекание частей твёрдого материала (камень, гипс, дерево…) Отливка — это когда в созданную форму заливается жидкий материал, который потом затвердевает (гипс, расплавленные металлы, полимерные глины). В соответствии с этими направлениями работы, инструмент скульптора делится на скребковый, режущий, заглаживающий, продавливающий…
Стеки
Стеки — наиболее известный инструмент для лепки. Они бывают самой разной формы, но их суть в том, чтобы снимать или продавливать пластичную массу (глину, пластилин, полимерные материалы).
Стеки-петли
Стеки-петли — представляют собой инструмент с деревянной ручкой, к которой прикрепляется петля из стальной проволоки. При помощи таких стек-петель срезают кусочки глины или пластилина, придавая пластичной массе нужную форму. Петли могут иметь различную форму.
Штихели
Штихели-резцы, используются преимущественно в гравюре, но, также, ими можно работать с не очень твёрдым материалом в скульптуре, например с затвердевшим гипсом. Также существуют штихели для моделирования формы из мягких масс (глина пластилин).
Стек-булька
Стек-булька представляет собой металлический стержень с шариком на конце. Используется для тиснения различных материалов, а также для продавливания глины и создания вогнутой формы в работе над мелкими деталями.
Косарики
Косарики — скребковый металлический инструмент с узкими закруглёнными концами для отделки вогнутых и выпуклых частей рельефа.
Клюкарзы
Клюкарзы — скребковый инструмент, который используют для заравнивания поверхности после обработки деталей.
Цикли
Цикли — скребущие пластины для выравнивания плоскостей.
Правильца
Правильца — скребущие скошенные стальные пластины для выравнивания небольших плоскостей.
Скарпели
Скарпель — стальной стержень с заостренным плоским концом. Его используют по принципу долота для расколотки формы.
Долота
Долото скульптурное — инструмент для долбления твердых материалов (гипс, камень). Бывают различной формы: прямые долота, полукруглые долота…
Царапки
Царапки — скребковый инструмент с гладкими или зазубренными лезвиями для очистки поверхности и для снятия излишка раствора.
В заключении этого перечня, конечно же, хочется назвать главный инструмент скульптора — руки. Когда лепят из глины, руки являются основным «инструментом». Пальцы мастера способны не только придать заготовке нужную форму, но и почувствовать материал. Однако, чтобы проработать мелкие детали без стек не обойтись. Также они незаменимы для снятия лишней глины и заглаживания поверхностей.
Если же работать с твёрдыми материалами, то, конечно же, понадобятся стальные долота, скарпели. Также они будут необходимы когда придают форму застывшему гипсу. В работе с ним потребуется скребковый инструмент.
Кроме объёмной скульптуры существуют различные направления в лепных работах. Например лепнина в архитектурном декоре. Только подумайте, сколько мастеров трудились, например, над декором московского метро! Или над декором дворцов Петербурга! Для выполнения подобных лепных работ потребуется уже большее количество инструментов, чем мы рассмотрели. Здесь используются различные технологии, для которых нужны специальные инструменты и приспособления. Но это уже другая тема.
Хочется процитировать слова Микеланджело, хорошо иллюстрирующие основной принцип скульптуры: «Я беру камень и отсекаю всё лишнее». Действительно, задача скульптора кажется простой — убрать всё лишнее. Но как же это сложно на практике! И без специальных инструментов тут не обойтись.
Профессия скульптор: Как стать специалистом? Где учиться? Особенности профессии
Мы расскажем о профессии скульптора. Поведаем, как стать специалистом. И как добиться признания в этой профессии.
Особенности профессии
При изготовлении скульптур специалисты применяют огромное количество материалов. Они могут быть:
При изготовлении изделий скульпторы применяют огромное количество разнообразных техник. Это может быть лепка. Литье. Или резьба по дереву.
Подразделение скульптур по типу исполнения
Скульптуры подразделяются на 2 основных типа. Они могут быть:
Круглыми. Это скульптуры традиционного типа. Их можно увидеть в большинстве современных музеев. Особенность круглых скульптур заключается в том, что они объемные. У человека есть возможность посмотреть на них со всех сторон.
Жанры скульптуры
В скульптуре, как и в любом другом виде искусства, есть свои жанры. Изделия могут принадлежать к:
Монументальному классическому жанру. Речь идет о различных памятниках. А также обелисках.
Также, скульптор может изготавливать бюсты известных личностей. Скульптуры с портретами тех или иных людей.
В наше время скульпторы применяют в работе и необычные материалы. Изготавливают скульптуры из льда. Кондитерских изделий. Того, что осталось от различных электрических изделий. А также материалов, напечатанных на 3D-принтере.
Скульпторов-универсалов не существует. Специалист этого спектра выбирает определенное направление работы. И создает работы только в одном конкретном жанре. Больше ни по каким другим специализациям он не работает.
Где учиться на скульптора? Какую специальность выбрать?
Когда подросток будет заканчивать школу, то ему предстоит определиться с выбором специальности. Их в художественных ВУЗах очень много. Чтобы стать скульптором, можно поступить на:
И ряд других соответствующих специальностей. При поступлении у подростка потребуют результаты экзаменов ЕГЭ по ряду дисциплин. В частности, русскому, литературе, истории и математике (базовой).
Помимо этого, тинейджеру предстоит пройти собеседование с преподавателями университета. На нем подростка расспросят об имеющихся навыках. А также примут решение о том, можно ли зачислять его в университет. Или нет.
Помимо собеседования, университет, скорее всего, будет проводить творческий конкурс. К нему тоже нужно тщательно подготовиться. Чтобы набрать высокий балл. Сделать это можно, посетив специализированные курсы. При университете.
В какой ВУЗ пойти учиться на скульптора?
Однако, если подросток не хочет переезжать в другой город, то вы можете устроить его в университет и своего региона. В местных ВУЗах тоже есть соответствующие специальности. Которые учат на скульпторов не хуже, чем в столице и Санкт-Петербурге.
Обязанности скульптора
У скульптора имеется огромное количество обязанностей. Он должен:
Искать новых заказчиков. Подавать анкеты на то, чтобы поучаствовать в тендере на создание скульптуры.
Примечательно, что некоторые современные скульпторы изготавливают статую без предварительного заказа. А затем начинают продавать ее. Ищут бизнесменов, которые согласятся купить произведение искусства. За максимально большие средства.
Заработная плата скульпторов
Также, не стоит забывать и об известности скульптора. Специалисты высокого класса, которые создают качественные статуи, пользуются огромной популярностью. Их расписание заказов заполнено на несколько месяцев вперед. Богатеи из всех частей России выстраиваются в очередь, чтобы заполучить себе скульптуру от известного мастера.
Примечательно, что у некоторых скульпторов заказывают услуги местные правительства. Для того, чтобы они украшали города.
Заключение
Детский мир
Лепные изделия – ручная работа. Руками вчерне лепят все изделие, дорабатывают, особенно мелкий рисунок, с помощью инструментов. Для этой цели потребуются следующие инструменты. Ножи для изготовления стеков, шаблонов, обрезания глины, формовки и т.д. Стеки при лепке из глины, воска или пластилина. Они бывают из дерева твёрдых пород: бука клёна, берёзы, дуба, пальмы, сирени, иногда из ели, длиной от десяти до двадцати пяти сантиметров и толщиной в свой наиболее толстой части от одного до трёх сантиметров. Концы стеков делаются самой разнообразной формы: плоской, треугольной, остроугольной, закруглённой, круглой и так далее.
Для срезания лишней глины, вырезки глубоких мест и тому подобного нужны стеки с металлическими наконечниками. При работе с пластилином и воском применяют часто металлические стеки, которые можно нагревать. Их изготовляют из толстой медной, алюминиевой или железной проволоки.
Циркуль для вычерчивания рисунков и измерения моделей.
Циркуль-пантограф для измерения при увеличении и уменьшении размеров лепимых изделий. Циркули-пантографы бывают металлические и деревянные. Они продаются в магазинах.
Мерник – для измерения высоты различных точек модели скульптуры, выступающих над плоскостью фона. При лепке орнамента мерник является незаменимым инструментом, та как орнамент имеет весьма рельефную поверхность.
Линейка и угольник для измерения длины изделий и проведения равных горизонтальных и вертикальных линий. Линейка и угольник должны быть с делениями.
Отвес, состоящий из груза и нитки; служит для установки изделий, уточнения вертикальных линий и так далее. Груз весом не менее пятидесяти граммов укрепляется на прочной нитке, шнурочке или тонком шпагате. Форма груза может быть любая. Грузик можно сделать из кусочка железа или свинца, вставив в него проволочную петельку.
Кисти для обметания с изделий пыли, крошек глины, для промывки изделий, смазывания их смазкой. Желательно иметь кисть диаметром 2-3 сантиметра и 2-3 кисти диаметром 1,5 сантиметра.
Спринцовка для опрыскивания глиняных изделий водой и смывания глины во время формовки; продаётся в аптеках и аптекарских магазинах.
Место для лепки и его оборудование
Лепить можно в любой светлой комнате с равномерным освещением. Конечно, при этом следует соблюдать соответствующую чистоту и каждый раз убирать за собой рабочее место. Летом хорошо лепить на воздухе – в тени под деревом или под временно устроенным навесом. Правда, глина на воздухе высыхает быстрее, её требуется часто увлажнять.
Для хранения материалов, изделий и инструментов желательно иметь кладовую или шкаф.
Лепить нужно на мольберте. Простой мольберт делают из досок на шпонках (чтобы не покоробило), к ним прибивают для упора две рейки. Можно сделать и более сложный мольберт, и станок для лепки объёмных изделий. Для мольберта, прежде всего, делают подставку высотой от 1,5 до 2,5 метра на трёх или четырёх ножках. На подставке сверлят отверстия на расстоянии 10 сантиметров друг от друга. В отверстия вставляют гвозди или деревянные клинья, на которых на нужной высоте устанавливают щит.
1 — подставка; 2 — подставка со щитом.
Станок для лепки делают высотой по грудь работающего скульптора. Он может быть также на трёх или четырёх ножках. Между ножками станка обычно делают полочку, куда кладут инструменты. На крышке станка устанавливают вращающуюся подставку.
1 — станок на трех ножках; 2 — станок на четырех ножках.
Во время работы под ноги целесообразно положить лист картона, газету или мокрую тряпку, чтобы не пачкать пол.
Во время лепки из глины обычно надевают халат или фартук. Одежда не должна стеснять движений рук, чтобы не утомлялись их мышцы.
После работы рабочее место необходимо чисто убрать, то есть смыть все со стола, подмести пол, а если надо, то и вымыть его; глину и изделия закрывают мокрыми тряпками, инструменты очищают и убирают, завернув в сухую тряпку.
В помещении должно быть хорошее освещение, лучше дневное; можно лепить при искусственном свете – электрическом или ламповом, но он не равномерен, слабо освещает работу и утомляет зрение. При искусственном освещении лучше делать только черновую работу.
В следующей статье мы разберем с вами что и как можно лепить.
Чек-лист: инструмент скульптора и 4 направления работы творческой профессии
Профессия скульптор – это творчество, специальность которая появилась очень давно и нашла свое применение в современности. Заказы на работу можно получать и в мире цифровых технологий. Простое описание профессии: это человек который делает скульптуры на заказ. Значительная часть творчества и искусства перешла на цифровое пространство Внимания к классическим формам искусства придается меньше, но они все равно находят свое применение. Инструмент скульптора прост в работе, но каждым из них, нужно уметь работать профессионально, без этого работа не будет смотреться перфектно.
Работа для художника скульптора, можно сказать, так же популярна, как ряд рабочих профессий. Но есть одно существенное отличие – мастер творит. Иногда даже приходится работать как «конвейер», штампуя одинаковые, или однотипные заказы. Художник скульптор на конвейере, все равно найдет себе применение. В России и СНГ зарплата таких специалистов не большая. Художники скульпторы получают от 25 000 руб.
Кто такой скульптор: описание профессии
Это художник, деятель искусства, который придаёт материалу определенную форму. Материалы из которых творит мастер:
Все это многообразие классифицируется по пластичности (твердости) и тяжести. Естественно, к каждому материалу скульптор подбирает свои инструменты. Художник, глядя на исходный материал, уже представляет в своем воображении, как он будет выглядеть после его работы. Формируется некий 3D-макет и на основе своего представления мастер выполняет работу.
Многое будет зависеть от ловкости пальцев, выносливости рук – над одной только скульптурой, порой приходится работать не одну неделю, чтобы получился «идеал». Можно выполнять разные заказы: бюст, постамент, животное, растение, образ из современного искусства, реплика классики.
Работа скульптора – это объединение «творческой усидчивости с пространственным мышлением». Свои наброски можно оставить на бумаге, но конечная цель будет представляться только объемной.
К слову, не всегда готовое изделие будет по своему типу круглым, то есть имеющим такую форму со всех сторон, или рельефным — «получившим» рельеф только на одной плоскости. По своему типу скульптура делится на:
Инструменты, используемые в работе
Профессия связана с определёнными инструментами. Ровно так же, как строитель покупает для себя инструменты – чтобы изменить форму предмета, художник расширяет свой арсенал инструментов. Для своей изделий каждый мастер использует скульптурный станок. Можно увидеть его среди тех, кто делает посуду из глины. Однако, для скульптора куда важнее получить крепкий станок с надежным подшипником, обеспечивающим свободное кручение платформы вокруг своей оси.
Для работы с камнем используется напильник, плоское долото и молоток, который выбирается полегче – массой до одного килограмма, чтобы можно было контролировать силу, с которой он «падает» на другой инструмент. Шпунт – это также инструмент скульптора для обработки камня – получил также название «плоское долото».
Его лучше сразу выбрать с завитком похожим на крючок – так можно будет наносить рисунки и рельефные элементы на материал. Наконец, для камня понадобится наждачная бумага 220 для устранения неровностей или шероховатостей. Фермуар – инструмент скульптора по виду, как долото – используется реже, потому что более сложен в обращении.
Для работы с глиной понадобятся:
Для работы с деревом также используются разные лекала, резцы, ножи-косяки, ножи-резаки, стамески. Резец, который использует скульптор, отличается от строительного тем, что он предназначен для тонкой, детальной, а не для грубой работы.
Личностные качества специалиста
К скульпторам применимы следующие требования:
Плюсы и минусы профессии
К плюсам можно отнести:
Где учиться на скульптора
Отличное начало трудового пути по этой профессии – окончание детско-юношеской художественной школы, где будущему скульптору будет прививаться понятие искусства. Последующее обучение можно продолжить в ВУЗах, выбрав для себя следующие специальности: «Декоративно-прикладное искусство и дизайн», «Художественная обработка камня», «Скульптура», «Монументально-декоративное искусство». Их можно получить в следующих учреждениях высшего образования:
Тип занятости
Занятость зависит от места работы, она может быть установлена графиком 5/2 или 2/2. Нередко мастер слишком увлекается, засиживаясь на допоздна – надо быть готовым к ненормированному рабочему дню. Рабочий график скульптора может быть непостоянной — все зависит от числа заказов, поступающих от клиентов. Спрос на его услуги имеет сезонный характер, поэтому клиентов часто приходится ждать.
Место работы
Можно работать по специальности выбрав из нескольких вариантов:
Известные специалисты работают самостоятельно, открывая частную практику. Хорошим спросом пользуются студии ландшафтного дизайна, которые помогают обустроить частный и муниципальный участок – к ним поступают заказы не только по самому ландшафту, но и по «украшениям», в том числе скульптурам.
Заработная плата
Заработная плата по профессии скульптор по России составляет от 25 000 рублей до 60 000 рублей, в Москве – от 27 000 рублей до 50 000 рублей.
Скульптор — описание и определение творческой профессии
В мире существует множество творческих занятий, которые становятся для человека источником заработка, а не только морального удовлетворения. Одним из таких увлечений считается профессия скульптора, поскольку она предполагает наличие у личности определенных качеств, позволяющих создавать эксклюзивные предметы из разных материалов. Сегодня она довольно популярна, но требует много усилий для освоения.
История возникновения профессии
Описание профессии скульптора следует начать с изучения наиболее интересных и запоминающихся фактов из ее истории. Занятие считается наиболее древним, поскольку ни один специалист не может точно назвать год его появления. Некоторые исследователи и археологи говорят, что приблизительная дата появления первых скульпторов приходится на XXX век до нашей эры. Слово «скульптура» в переводе с латинского означает «вырезать» или «высекать».
Первыми представителями профессии были древние египтяне. Именно на территории Египта появились скульптуры разных форм и размеров, изготовленные по заказу правителей и зажиточных граждан. В то время основную массу скульптур специалисты выполняли с использованием глины и дерева. Металлические творения были не так популярны, а камень сложно поддавался обработке, был тяжелым и непластичным, поэтому его также применяли довольно редко.
Скульптура представляет собой произведение искусства, которое воплощает идеи создателя и позволяет другим оценить его талант, понять значение предмета для автора и мира. Сегодня для создания уникальных предметов человек использует не только глину, но и металл, камень, воск и даже кости крупных животных.
Последний материал считается довольно прочным, позволяет создавать большие и мелкие детали. На протяжении многих веков специалисты в области создания скульптур проходили обучение, отдавали любимому занятию все свободное время, делились знаниями с начинающими мастерами.
Через некоторое время появились школы, в которых каждый желающий мог получить необходимую информацию, проверить свои способности и овладеть базовыми навыками по созданию произведений искусства. Сегодня творческий человек имеет возможность пройти обучение в разных городах России, что облегчает процесс и увеличивает количество тех, кто мечтает сделать скульптуру не просто увлечением, а профессией.
Необходимые качества
Стать скульптором сможет далеко не каждый человек, ведь для этого необходимо обладать определенными качествами и иметь зачатки таланта, быть неординарной личностью. К основным качествам, необходимым представителю этой профессии, относятся следующие:
Помимо личностных качеств, человек должен обладать хорошей физической подготовкой, быть выносливым и сильным. Его движения должны быть точными, а в этом большую роль играет координация. Некоторые люди с болезнями нервной системы просто физически не могут выполнять такую работу.
Дополнительно скульптор (ваятель) должен иметь максимально точный глазомер, который позволит ему отсекать материал только в нужных местах и в необходимом количестве.
Разновидности скульптур
Скульптура представляет собой произведение искусства, выполненное из различного материала и воплощающее определенное событие, человека, историческую личность, животное или здание.
Великое множество материалов и вариантов декоративной отделки позволяет творческой личности воплотить свои замыслы и выполнить работу качественно. Современное искусство делит скульптуры на две разновидности:
Помимо этого, специалисты разделяют скульптуры на монументальные, монументально-декоративные, станковые. Первые представлены памятниками, вторые — фонтанами и уникальными урнами в парках, третьи изготавливаются для выставочных залов в музеях и галереях.
В зависимости от техники работы с материалом и определения собственного стиля, скульптуры могут быть изготовлены в разных жанрах. Некоторые берут за основу лица людей, другие работают исключительно с животными, третьи предпочитают изображать фрагменты исторических событий. Наиболее редким направлением считается создание натюрмортов и элементов ландшафта в технике скульптурирования.
Подобный стиль довольно трудно освоить, требуется много терпения и усидчивости, а также способность запоминать мельчайшие детали того или иного места для воплощения своего замысла. Отдельно стоит выделить скульпторов, которые создают исключительно мелкие предметы, берут за основу животных или людей. Обычно они изготавливают статуэтки из разных материалов. Работы их пользуются популярностью, особенно в случае качественного выполнения.
Несмотря на многообразие техник, стилей и материалов, профессия считается важной и необходимой, поскольку для каждого специалиста найдется работа, приносящая не только материальное, но и моральное удовлетворение, признание в обществе.
Этапы создания предмета
Чтобы понять, что делает скульптор, необходимо ознакомиться с основными этапами создания скульптуры. Первым и наиболее важным шагом считается создание скульптуры в своем воображении. Специалист представляет себе конечный результат или изучает образец, предложенный заказчиком. Это позволяет уже на начальном этапе понять, какие необходимые материалы, сколько потребуется времени для выполнения работы.
Дополнительно после мысленного представления скульптуры мастер сразу же определяет подготовительные мероприятия, необходимые для получения результата. Работа для художника-скульптора несколько усложняется, поскольку он сразу просчитывает не только количество материалов, но и решает вопрос с оформлением.
Следующим шагом в работе является выполнение эскиза будущей скульптуры из какого-либо пластичного вещества. Это может быть пластилин или другой подходящий материал. Миниатюрная копия будущей скульптуры постоянно находится перед глазами мастера, поэтому он может сосредоточиться, не отвлекаясь на мысленную доработку. После этого скульптор подготавливает материал, все инструменты, необходимые для работы, и начинается процесс создания произведения искусства.
Время, необходимое для выполнения работы, отличается в зависимости от размера предмета, деталей и других нюансов. Конечный результат должен соответствовать тому, который ваятель мысленно представлял на первом этапе. Бывают случаи, когда скульптор дорабатывает свое творение, поскольку сразу не смог изготовить задуманное.
Обучение мастеров
На сегодняшний день в крупных городах России имеются учебные заведения, в которых подготавливают скульпторов. Они проходят несколько этапов обучения, сдают экзамены, показывают примеры своих ранних работ и тех, что изготовили после прохождения основного курса.
В Москве в университете Баумана имеется отделение для подготовки скульпторов. Помимо этого, в Санкт-Петербурге, Красноярске, Саранске и других крупных городах любой желающий сможет овладеть навыками скульптурирования, если обладает зачатками таланта и необходимыми качествами для выполнения сложной, кропотливой работы.
После окончания высшего учебного заведения молодой специалист может найти работу. Наибольшим спросом скульпторы пользуются сегодня в бюро ритуальных услуг. Деятельность несколько мрачная, но позволяет раскрыть потенциал и заниматься любимой работой. Помимо этого, можно занимать должность в скульптурной мастерской или какой-либо студии, что также считается хорошим опытом.
Наиболее смелые выпускники организуют свою фирму или класс. Сначала они занимаются частной практикой и нарабатывают клиентскую базу, после чего могут задуматься о расширении. Это направление дается далеко не каждому, ведь помимо творческого потенциала, необходимо иметь талант организатора и руководителя.
Наиболее талантливые мастера
Из истории искусства можно выделить несколько наиболее выдающихся личностей, которые посвятили свою жизнь скульптуре и прославились благодаря этому. Каждый из них оставил наследие, стал частью культуры прошлого:
Каждый из профессионалов прошел длинный путь от обучения своему делу до создания работ, ставших памятниками культуры. Сегодня работа скульпторов несколько упростилась, но это не делает ее менее значимой. Любой молодой специалист должен выбрать свой стиль и творить, опираясь на собственное видение. Это позволит оставить свой след в мировом искусстве.