Что нужно современному автору

Как стать писателем и издать свою книгу: полная инструкция

Путь писателя нередко сложен и тернист. Но настоящий талант не сломят никакие трудности. Выпустить книгу можно даже в том случае, если от произведения отказываются издатели. Инструкция, как стать писателем поможет начинающим авторам разобраться в основах этого дела и стать более уверенными.

Что нужно, чтобы стать писателем

Перед тем как полностью окунуться в творческий процесс, попробуйте свои силы в близких сферах, например, ведении блога или группы в соцсетях. Без активности деятельность автора на просторах интернета вряд ли заметят.

Чтобы издаваться, потребуется финансирование. И тут есть несколько путей:

При выборе последнего варианта заранее подумайте о рынке сбыта. Не каждый книжный магазин согласится продавать произведения неизвестного автора. В таком случае придётся распространять книги через знакомых или группу в соцсети.

Образование

Чаще всего писатели имеют журналистское, филологическое или литературное образование. Но если есть талант, диплом необязателен. Автором может стать и переводчик, и учитель, и медик, и математик. Но многие современные писатели — Быков, Пелевин, Толстая, Довлатов — имеют профильное образование.

Хемингуэй закончил только среднюю школу, но прославился на весь мир. Булгаков окончил гимназию и медицинский факультет, Агата Кристи была на домашнем обучении.

Личные качества

Уметь добывать нужную информацию — важный навык. Если небрежно подойти к сбору материала, читатель не поверит написанному.

Умберто Эко, чтобы написать «Имя розы», часами просиживал в библиотеке.

Работа по вдохновению — признак непрофессионализма. Автор садится за письменный стол так же, как любой другой человек ходит на работу. Писатель должен быть организованным, чтобы не выбиваться из графика.

Какие программы надо освоить

Писать книгу можно на бумаге, если человеку так удобнее. Но печатать текст всё равно придётся, поскольку издательства не принимают рукописи. Для набора подойдёт любой текстовый редактор — Word, OpenOffice. Заметки удобно делать в Scrivener 2, программа помогает структурировать текст.

Сэкономить на вычитке корректором поможет внимательность и веб-сервис «Орфограммка» (платно), а на вёрстке — Adobe InDesign и бесплатные аналоги.

Как стать писателем: инструкция

Будущие писатели получают образование в Литературном институте А. М. Горького по специальности «Литературное творчество». Драматурги заканчивают сценарно-киноведческий факультет ВГИКа. Московский государственный институт культуры обучает по специальностям «Литературный работник» и «Мастерство кинодраматурга».

Если нет возможности учиться в столице, поищите в местных заведениях подходящую специальность:

Если нет времени на получение высшего образования, можно пройти литературные курсы у известных писателей или посмотреть записи их лекций.

Перед написанием статьи, рассказа, романа или стихотворения составьте план. Придерживайтесь логики повествования, чтобы избежать сюжетных дыр. Каждому персонажу прописывайте характер. Герой произведения может иметь прототипа или выступать как собирательный образ. Если плохо поработать над характером, герои начинают совершать не свойственные им поступки, а их мотивация вызывает у читателя недоумение.

Как написать книгу

Чтобы написать и издать первую книгу, учитывайте рекомендации:

Сколько зарабатывают писатели

Чтобы книга не осталась незамеченной, не бойтесь рекламировать себя. Если продавать произведение за 500 рублей, первая тысяча читателей принесёт полмиллиона рублей. Набрать поклонников можно через соцсети. Будьте активны на всех площадках: завсегдатаям Вконтакте не нужно брезговать Одноклассниками, Инстаграмом, Твиттером. Чем выше активность, тем больше шансов продать книгу.

Плюсы и минусы работы

Писательские гонорары не всегда позволяют вести беззаботный образ жизни, поэтому авторы часто имеют основную работу, например, занимаются преподаванием или журналистикой. Не стоит осваивать эту профессию тем, кто зависим от приступов вдохновения: чаще всего работать придётся, даже если нет желания.

Из плюсов — возможность реализоваться, знакомство с творческими личностями, приглашения на телевидение. Высшая точка признания — экранизация, но таких результатов достичь сложно.

Писатель — интересная профессия, но добиться успеха могут только действительно талантливые личности. Если есть возможность получить образование, лучше не упускать такой шанс, ведь произведения профессионалов на порядок отличаются от книг, написанных самоучками.

Источник

Что необходимо знать начинающему автору

В начале июня наш главный редактор Екатерина Писарева прочитала открытую лекцию «Как написать книгу: от замысла до реализации», на которой рассказала, о чем нужно знать современному начинающему автору, если он хочет профессионально заниматься литературой.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору

Мы публикуем фрагменты ее рассказа:

«Для того чтобы стать писателем, необходимо писать. Вы не можете быть писателем в голове – вы должны делать это на бумаге. Для этого вам придется работать не покладая рук.

Если вам говорят, что вы сможете стать новым Толстым, не читая Толстого, – вранье. Незнание мировой литературы не спасает вас от ответственности. Вы можете говорить сколько угодно, что «чукча не читатель, чукча писатель», но не жалуйтесь, что чукчу никто не хочет читать. Кстати, анекдот родился в стенах моей альма-матер – Литинститута. Так вот курс обучения «на писателя» – пять лет, пять из которых ты «начитываешь» базу: от античных времен (Эсхила, Софокла, Еврипида и иже с ними), через древнерусскую и средневековую литературу (поэзию вагантов и миннезингеров, а также сотню других текстов) до новой и современной литературы. И нет, вас не «выучат» на писателя, вас не научат, как стать новым Пелевиным, – вам расскажут, какие пути есть в литературе, и, может быть, у вас получится найти свой.

Сегодня нет универсальных путей и схем – хватит того, что вы знакомы с композицией и понимаете, что это такое. Современная литература дает свободу автору – он может писать бессюжетные тексты, авантюрные романы, может заходить на территорию поэзии, создавая поэтическую прозу (например, последний роман Линор Горалик – «Все, способные дышать дыхание»).

Хороший, интересный герой – вот что по-настоящему важно. Когда вы садитесь за роман, продумайте систему образов, распишите каждого героя. Желательно не давать ему иностранные имена – этим грешат многие авторы. «Анжела», «Дункан» и «Анастейша» в русских реалиях выглядят, как минимум, странно и не вызывают доверия. Второй важный момент – антигерой. Не делайте его карикатурным злодеем, наделяя всеми дурными качествами мира. Он должен быть человечным, а не ходульным – иначе часто в книгах начинающих авторов мы видим, как вполне реалистичный герой противостоит человеку-функции, злой марионетке – и замысел рассыпается.

После того как вы дописали книгу, вам необходимо найти издателя. Если вам претит тратить время на его поиск, вы можете воспользоваться селф-паблишингом и ждать, что вас заметят. Но питать иллюзий тоже не надо – этого может и не произойти. Опубликовав книгу на портале свободного доступа, вы можете попытать счастья с классическими издательствами. Но изучите книжный рынок: бессмысленно отправлять нон-фикшн в редакцию, специализирующуюся на художественной литературе, российский интеллектуальный роман – в прикладную литературу, а детскую книгу с картинками – во взрослую редакцию наподобие Corpus. После того, как поймете, какая редакция занимается подходящим вам сегментом литературы, можете готовить текст и составлять бриф-заявку.

Важно: сделайте корректуру и редактуру своего текста – шанс на то, что неряшливую рукопись не закроют после двух страниц, близок к нулю. Если вы не удосужились привести текст в готовый вид – о чем вообще можно разговаривать? С бриф-заявкой та же история – она должна пояснять, в чем уникальность книги, презентовать ее, говорить о целевой аудитории. У аннотации книги две цели: рекламная и информационная. Думайте об этом, когда будете ее составлять. Кроме того, она должна быть короткой – как и все сопроводительное письмо. Старайтесь избавиться от эмоций – в деловых письмах страшно раздражают многочисленные восклицательные знаки и фразы/слова, написанные с помощью ШИФТА. Пишите по делу: можно указывать, были ли ранее у вас публикации, какие бонусы будут у издательства (вдруг вы популярный блогер с миллионом читателей? Это заявка на успех), можете ли вы сами заниматься продвижением, кто из известных коллег из литературного мира уже прочитал ваш роман и дал вам слова на вынос. Старайтесь писать правду и не обещать невыполнимого – все можно проверить в считанные минуты. Та же схема может сработать с литературными критиками и блогерами – предлагайте им свою книгу, увлекательно рассказывайте о ней, проявите смекалку. И главное – обращайтесь персонально. Письма, начинающиеся с «дорогой журналист!», сразу же летят в корзину.

Кроме того, до обращения в издательства и к критикам, вы можете попытать шанс с толстыми литературными журналами и конкурсами для начинающих авторов. Так как многие редакторы ищут новые имена среди засветившихся в премиях или тех, кто напечатан в журналах (прошли редакционный отбор, т.е. журнал – верифицирующая институция), это может быть хорошей помощью. Например, несколько авторов, принявших участие в нашей премии Bookscriptor, попали в крупные издательства – двух финалистов, Катерину Рубинскую и Дениса Калдаева, взяли к себе коллеги из ЭКСМО, а финалистку Галу Узрютову забрало к себе издательство «КомпасГид», как и попавшую в шорт-лист Елену Бумагину.

Вы никогда не сможете предугадать, какова будет судьба вашей книги. Для того чтобы это узнать, главное – написать ее. А потом вас ждет увлекательное приключение, и, кто знает, может быть, из вас вырастет новая звезда современной литературы вроде Алексея Сальникова или Гузель Яхиной. Надо только работать и помнить: самое кощунственное слово для искусства – это «собираюсь».

Источник

Писательское мастерство – как научиться писать тексты правильно

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному авторуЗаниматься писательским делом пробовал, пожалуй, каждый, кому в школе приходилось писать сочинения, изложения, рефераты и эссе. Но готовы ли вы сейчас попробовать написать интересную статью, большое письмо с деловым предложением, не говоря уже о целой книге? Если вы попали на данную страницу, то, наверняка, хотели бы улучшить писательское мастерство: умение легко создавать грамотные красивые тексты.

У большинства людей написание даже небольшого текста вызывает трудности. Эти трудности могут быть разного характера. К примеру, одному человеку не хватает банального желания и силы воли, чтобы просто сесть и начать что-то писать. Другой и хотел бы, но сложно определиться с темой или подобрать нужные слова. Третий может писать много, но потом замечает, что в его тексте большое количество ошибок.

Все эти проблемы связаны не столько с нашими врожденными способностями, сколько со знаниями и умениями, которые нам прививали родители, учителя и преподаватели. К сожалению, в школах и университетах редко присутствуют предметы или уроки, на которых хоть в какой-то степени рассказывается, как научиться правильно писать.

Данный курс онлайн-уроков собрал в себе полезные советы в помощь начинающим писателям. В занятиях данного тренинга вы узнаете, что такое искусство письма, или как его сейчас модно называть, копирайтинг, сможете освоить базовые навыки писательской деятельности. Данный курс ориентирован, в первую очередь, на практические знания, которые помогут вам проявить именно ваш талант и ваше творчество.

Оглавление:

Что это писательское мастерство?

Писательское мастерство (писательство, письмо, копирайтинг, литературная деятельность) – это деятельность человека по созданию словесных произведений, предназначенных для чтения другими людьми.

А писатель, сочинитель, автор или литератор это человек, который занимается писательской деятельностью.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному авторуПисательскими способностями в разной степени владеют все люди, умеющие писать ручкой или печатать на компьютере. Естественно, у каждого эти способности развиты в разной степени. Но всё-таки не каждый является писателем. Настоящим писателем называют человека, который может написать хороший текст, интересный для читателей.

Если же человек просто пишет никому неинтересные и бессодержательные тексты, такой вид писательства называется графоманством, а сами авторы графоманами. Сегодня в интернете можно встретить множество графоманов. Это связано с тем, что люди пытаются делать тексты ориентированные не на читателей, а на алгоритмы поисковых систем. Кроме того, процесс популяризации графоманства провоцируют и сами читатели (пользователи). Вспомните, когда вы от корки до корки читали какую-нибудь статью. Скорее всего, в большинстве случаев вы просто просматриваете (сканируете) тексты на страницах веб-сайтов «по диагонали», пытаясь быстро найти нужную информацию. А если нет спроса на хорошие тексты, то нет и предложения таковых.

В нашем курсе речь пойдет о другом виде писательства, плоды которого интересны и полезны читателям.

Применение навыка писательства

Умение писать красиво, логично и грамотно является навыком, полезным чуть ли не каждому современному человеку. Ежедневно мы пишем письма, общаемся с коллегами и друзьями посредством почты и социальных сетей. В своих сообщениях мы выражаем мысли, обращаемся к адресату с просьбой или описываем какие-то события. Грамотная письменная речь в этом случае может послужить отличным помощником в карьерном росте и бизнес-отношениях.

Но писательство полезно не только для работы, карьеры, бизнеса и общения с людьми, оно необходимо тем, кто хочет поделиться своими мыслями с обществом посредством создания литературных произведений. Для настоящего автора писательство, в какой-то степени, – это путь к бессмертию человеческого имени, способ избежать забвения. От навыков и таланта писателя зависит, как долго будут жить его произведения и сколько времени он сможет оставаться в памяти читателей. Известная пословица утверждает: «что написано пером, того не вырубишь топором». И хотя сегодня пером пишут совсем редко, более того, уже не столько пишут, сколько печатают, всё равно лучшие произведения письменности надолго становятся достоянием общества.

И даже если вы не планируете прославиться за счет своих произведений, письмо может пригодиться вам лично. К примеру, вы можете вести дневник и отражать в нем свои интересные мысли, это поможет навести порядок в голове, структурировать важные идеи, планы и предстоящие задачи.

Как научиться писать?

Писательское мастерство является комплексным навыком, состоящим из различных знаний и умений. Во-первых, для того чтобы стать настоящим писателем, важно быть достаточно образованным и разносторонне развитым человеком. Как минимум, необходимо четко представлять себе, о чем вы хотите рассказать читателям и почему это будет важно и полезно для них. Во-вторых, вам не обойтись без мотивации и сильного желания создать новое произведение, ведь писательский труд требует много сил и времени. Готовы ли вы к этому? В-третьих, вы должны знать нормы языка, или другими словами, правила письменной речи, которые позволят донести ваши идеи до читателей максимально доходчиво.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору

Среди наиболее нужных атрибутов, которые помогут вам стать хорошим писателем, можно выделить следующие:

Кроме того, писатели часто говорят, что произведению помогает появиться на свет что-то неуловимое, связанное с моралью, жизненными идеалами, творческим вдохновением или, может быть, божественным даром.

Например, Ричард Бах утверждает, что его самая известная повесть «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» была ему буквально «продиктована сверху». И те, кто читал также другие произведения Баха, наверняка замечали разительный контраст между его традиционными рассказами и глубоко метафоричной «Чайкой по имени Джонатан Ливингстон».

В связи с этим возникает вопрос:

Можно ли вообще научиться писательскому искусству?

При наличии творческих способностей каждый может развивать свой писательский талант постепенно и целенаправленно, опираясь на уроки данного тренинга.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Уроки письма

Для обучения базовым навыкам письма мы приготовили несколько уроков. Цель данного курса состоит в том, чтобы помочь начинающим писателям сделать первый шаг к развитию своего таланта. Уроки, которые приведены в данном тренинге, смогут развить ряд полезных компетенций, а именно:

Урок 1. Мотивация или как начать писать

Урок 2. Риторическое позиционирование

Урок 3. Стили текста

Урок 4. Логичность и структура текста

Урок 5. Словарный запас и лексическая стилистика

Урок 6. Лексическая стилистика

Урок 7. Грамотность письменной речи

Как проходить занятия

В уроках нашего тренинга вы сможете найти справочную информацию, а также полезные рекомендации и упражнения по овладению всеми важными навыками писателя, которым можно научиться. Скорость и эффективность развития каждого из представленных навыков для разных людей индивидуальны. Поэтому нельзя сказать, сколько именно времени у вас займет каждый урок или весь курс.

Тем не менее, можно дать общие рекомендации относительно режима и длительности занятий:

Книги и учебники

Писательское искусство – это не то, чему можно научиться раз и навсегда. Умение писать тексты нужно постоянно совершенствовать, иначе оно будет угасать. Писателю нужно перманентно поддерживать свою форму: много читать, писать, а также изучать специализированную литературу о писательской деятельности. На данной странице мы привели ряд популярных книг и учебников об авторских и литературных навыках.

Цитаты писателей о писательском мастерстве

Для того, чтобы помочь вам найти творческое вдохновение, мы собрали цитаты успешных известных литературных (и не только) деятелей, содержащие советы по борьбе с разными проблемами писательского дела:

Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать необходимо уметь, а умение дается только изучением техники.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору
Максим Горький

Пишите свободно и так быстро, как можете, чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору
Джон Стейнбек

Наши враги могут для нас быть полезнее наших друзей, ибо друзья нередко прощают нам наши слабости, тогда как враги обыкновенно отмечают их и привлекают к ним наше внимание. Не пренебрегай суждениями врагов.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору
Лев Толстой

Писать стихи надо каждый день, подобно тому, как скрипач или пианист непременно должен каждый день без пропусков по нескольку часов играть на своем инструменте. В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору
Иван Бунин

Настоящий писатель это то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору
Антон Чехов

Люди, которые умеют думать, также умеют и писать. А те, кто страдает низким уровнем интеллекта, пишут такие же воспоминания, письма и речи. Умение хорошо писать — это не дар от природы. Этому можно учиться. Пишите так же, как и говорите: естественно… Старайтесь выражать свои мысли просто, без претензий на излишнюю интеллектуальность… Если вы работаете над чем-то очень важным, то попросите знакомых или коллег высказать свое мнение о вашем произведении.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору
Дэвид Огилви

Другие материалы на нашем сайте

Тренинг на развитие творческого мышления научит вас быстро находить свежие идеи для произведений, создавать оригинальные сюжеты.

Уроки по скорочтению помогут читать больше книг, что, несомненно, скажется на вашем словарном запасе и эрудиции.

Кроме того, в нашем блоге существует специальный раздел, посвященный риторике и писательскому искусству.

Желаем вам успехов в постижении основ писательского мастерства!

Источник

Ремесло писателя. Как научиться писать?

Писатель мало чем отличается от плотника: один тешет доски, другой – слова. Постараюсь это доказать. За все время моей трудовой деятельности, моя работа так или иначе была связанна с написанием текстов. Нужно было учиться писать. Постараюсь поделиться своим опытом в получении навыка в данном деле.

Что нужно современному автору. Смотреть фото Что нужно современному автору. Смотреть картинку Что нужно современному автору. Картинка про Что нужно современному автору. Фото Что нужно современному автору

На моем пути встречались самые разные люди пишущих профессий: от редакторов, копирайтеров, райтеров просто до настоящих писателей. Приставал ко всем с просьбой научить писать, и вразумительного ответа, как жеж таки писать? — я не услышал, но все ответы можно как-то ранжировать.

«Это не всем дано…»

Вот этот ответ самый ужасный. Причин этому две (на выбор): а) осознанно или нет человек видит в тебе конкурента б) человек не владеет технологией, а использует приемы на уровне интуиции.

«Ну, это ж искусство…»

Любое творчество или искусство, называйте как хотите, можно назвать процессом, и как процесс можно назвать технологией. Именно технологией писательства мало кто владеет, и о ней мало кто говорит и рассказывает. Нет это не искусство, у художника есть краски, техника, не рисует же он воздухом?

«Ну почитай что-нибудь для примера…»

Можно всю жизнь читать, а писать когда? Да и если почитать «Фауста» — как можно что-то писать после этого? Чувствуешь себя мошкой безгласной, которой нужно только молчать и слушать, то есть читать. Есть масса примеров когда человек никак не связанный с писательством становился писателем.

По счастливой случайности мне встретился писатель, который зарабатывал на жизнь чем писал. Он направил меня в правильное русло, что писательство является такой же профессией или, точнее, ремеслом.

С чего начинается мастерство?

С упражнений. Для писателя самым главным и первым упражнением является написание эссе. Это краткая литературная форма – основа для построения больших романов. Например открываем Ремарка «На западном фронте без перемен» — сидят в окопе – эссе на полстраницы, полстраницы – эссе о воспоминании о доме, затем полстраницы о бомбежке – из таких эссе у Ремарка получались толстенные романы. Темой для эссе может что угодно – столб, мысли бездомного пса, да хоть прожитый день – эссе будет записью в дневнике. Размер эссе может быть от пары предложений до нескольких страниц. Эссе для писателя – также как этюд для актера, как пьесы или вокализы для музыканта.

Я попытаюсь изложить несколько принципов, которые мне помогли в освоении ремесла:

1. Не врать. Писать только правду. Это сложно объяснить – но врать себе нельзя, иначе люди не дураки – они увидят обман. Здесь необходим навык не врать хотя бы себе, а не окружающим. Есть 2 крайности: а) стриптиз (сюда же входит негативное подсознательное) б)страх вообще говорить что-то, ведь мы врем часто не задумываясь. Нет, пишите максимально искренне, даже если вы искренне заблуждаетесь, это будет вашей правдой. Но если вы будете предавать правду, которая внутри вас – это чревато не только для ваших текстов, но и для вашей головы.

2. Благозвучие. Писать благозвучно. Созвучия должны быть приятны для внешнего и внутреннего слуха. «Игра или дело – ешь Марс смело» — сочетание глухих и шипящих – не самое приятное в русском языке. Таких сочетаний лучше избегать: «Дизайн – красота в функциональности» — эта фраза не функциональна, из-за чудовищного сочетания звуков. Значит нужно искать другие варианты – они есть, нужно только искать. Проверить благозвучность легко – прочитать то, что написал – если режет слух – переписывай.

3. Семь слов в предложении. Да-да, я знаю, набежит сейчас куча народу – дескать, у нас, есть багатый и могучий, что есть сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Спасибо, я в курсе – сложные предложения прекрасны, я не спорю, но мы говорим о начале. Сразу писать/играть симфонии, сразу мыслить/писать сложными конструкциями, и удобочитаемыми, более того – чтобы их было приятно читать – за это никто не берется – не получится. Нужно вначале научиться кирпичи обжигать, а потом уже браться за что-то посложнее. Писать длинными предложениями – высший пилотаж, не каждый писатель это умеет. Вспомнить километровые предложения у Толстого в «Войне и мире», не уверен что всех эти фразы вдохновляют. Советую еще раз послушать и посчитать слова: «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог…» и т.д.

4. Никакого вдохновения. Это слово настолько изнасиловано, что просто уже стыдно его использовать. Есть объективная реальность, и думать что нам что-то «свыше» будет падать в голову, или на голову – наивно. У нас есть огромная и мощная машина – подсознание, его нужно правильно загрузить, и оно будет выдавать качественные и нужные вещи. Я имею в виду вот что: какими вопросами вы задаетесь? Над чем раздумываете? О чем читаете? О чем мечтаете? Как смотрите на окружающих, на мир? Что у вас «варится» в голове? – От этого зависит то, что и как вы будете выдавать на бумаге. Человек «под вдохновением» все равно что «под кайфом» — ничего не соображает, захвачен своим состоянием и не видит ничего вокруг – можно, долго гнать велосипед, а можно спокойно ехать на грузовике. Вдохновение – это шизофрения творческого человека, поменьше вдохновения.

Откройте любые воспоминания признанных классиков о том, как они писали. Вы там не найдете ни слова о «вдохновении». Вы найдете сведения о том, как они настраивали процесс. Именно технологический процесс: как записывали мысли, как работали с черновиками, как и когда возвращались к тексту, как находили темы для писания, как обрабатывали и дошлифовывали текст. Вот о чем речь идет, а не о вдохновении, которое никогда не дождёшься. Нужно не ждать, а работать – и не вдохновение придет, а текст напишешь – уже что-то будет, к чему можно вернуться и доделать, а не будут пустые мысли.

Обычно все то, что было записано, когда шел поток, требует суровой и жесткой проверки. После этого нужно успокоится, и выбрать все самое ценное тогда, когда вы уже не под «вдохновением». Вроде того, что «о! я такую классную штуку написал! Вау, какая круть!» Звонишь другу чтобы почитать ему свое творение, а он, как назло не берет трубку. Вот блин, да это же шедевр, вот с…, не берет трубку! Потом встаешь утром, идешь в туалет, попадается на глаза твое творение, и думаешь – как хорошо, что вчера не взяли трубку…

5. «Любая драка начинается с первого удара» — как говорил мой тренер, так и любой текст начинается с ударной фразы. Вложите в одно предложение все, что вы хотите сказать и даже больше. Сделайте это слоганом вашего текста. Ударной фразой вы ставите точку и ведете линию – вы иллюстрируете/раскрываете/расшифровываете ударную фразу. Например, в ударной фразе к этому тексту я уложил все то, что доказываю, показываю что ремесло писателя такое же земное, как и все остальные профессии. Ударная фраза может состоять из нескольких слов, так и из одного слова: «Москва. Сколь много в этом звуке, для сердца русского слилось». Ударная фраза – Москва. Если в разговоре вы нужной интонацией, чувством попытаетесь уложить все это в одном слове – то всем будет понятен тот смысл что вы вложили. А здесь только бумага и читатель, вас рядом нет чтоб прокомментировать – вот нужно так уложить все в первой фразе, чтобы задать нужный камертон читателю для чтения уже не вашего текста. Он уже принадлежит читателю, и он волен его читать как хочет.

Ударная фраза, кстати, решают вечную дилемму — «О чем написать?» и «С чего начать?». Придумайте ударную фразу – и все, дальше уже дело техники эту ударную фразу расписать в тексте.

6. За время написания текста вы обязаны сделать открытие. Если не сделали – выбрасывайте текст в корзину. Узнать что-то новое для себя, даже, казалось бы, из обыденных предметов. Если ваш текст – сплошные банальности – выбрасывайте.

7. Выход за пределы формы. Словами в тексте нужно пользоваться так, чтобы вы вышли за обыденное значение слов. Вроде как в поэзии – когда те же слова получают новый смысл и звучание. Этот пункт сложно объяснить, нужна работа в офлайне и примеры. Одним словом, это увязывается с предыдущим: нет открытия – значит, не вышли за пределы формы, не вышли за пределы формы – не будет открытия.

8. Ценить бумагу. В наш век терабайтов это сложно объяснить. Бумага стала не то что дешевой, а вообще бесплатной. А вы представьте что бумагу на которой вы хотите что-то написать выделывали из шкуры антилопы целый месяц. Вот один или несколько человек целый месяц трудились чтобы вы могли там что-то написать, или еще лучше вы сами долго вкалывали чтобы эту бумагу сделать? После этого вы фигню писать не будете, и много-много раз подумаете, потренируетесь на песочке, прежде чем на такую бумагу что-то написать. А так! Сел! Обрушился на клавиатуру – и вуаля! Бац! Слабал, да что ты, вот держи, все готово. Слово обесценивается вместе с бумагой. Так вот для тренировки лучше писать на бумаге, а не на компе – будете больше бумагу ценить, и слова, соответственно. Хабр, в этом отношении тоже очень хорошая штука – написал что-то не то, уже права пересдачи не будет, или нужно очень стараться.

Прошу не удивляться примитивности этих принципов – но они работают. Это только начало, только старт, для пишущего человека, чтобы он знал с чего начать, чтобы у него в руках была технология для делания чего-то. Понятно, что стать большим мастером соблюдая только эти принципы нельзя, но начать осваивать ремесло вполне можно.

Упражнения для мозга

Еще одним важным упражнением для писателя является перевод абстрактных вещей в конкретные и наоборот. Т.е. если у вас хорошее настроение – вы должны написать в чем конкретном это выражается (учащенное серцебиение или в чем-то другом), или у вас что-то случилось, вы что-то сделали – вы должны высказать для самого себя вывести абстрактные выводы, обобщения по этому поводу. Говоря языком интернета – онлайн (мысли) нужно переводить в офлайн (конкретику), и офлайн переводить в онлайн.

Кстати о философии. Хотите вы или нет, но когда вы пишите будет видна ваша философия. Поэтому чаще всего писательство – это дисциплина ума. Если не будет стройных суждений в вашей голове, то не питайте иллюзий – их не будет и на бумаге. Если буду провалы где-то, то на бумаге они будут так ярко видны, что самому тошно становится от этих ошибок. Но тогда есть большой плюс – мы можем с этим работать.

Нужно носить с собой блокнот. Обложится бумажками. Как сказал один философ: «Если ты возникшую у тебя мысль не записал в ту же секунду – значит уже не напишешь никогда». И не тешьте себя иллюзиями полноты головы – проверьте себя, напишите на бумаге о чем вы думаете – сразу все станет ясно.

Какие ошибки у начинающих писателей?

Самая первая и главная: быть писателем. Я имею в виду – будет ошибкой постоянно помнить «что я писатель» и делать вид. Нет, нужно просто писать. Иначе это позерство очень быстро читается и надоедает. Если спросить у ныне действующих писателей – кем они себя ощущают, многие просто скажут – я пишу и все, и мне за это платят.

Хороший способ проверить свои писания – пойти с ними по редакциям, если заплатят хоть 10 дол – значит оно того стоит. Если нет – все равно нужно продолжать.

Еще раз скажу – эти рекомендации не панацея, это то, что мне лично помогло начать писать, и я искренне считаю, что если человек хочет научиться писать, он должен относится к писательству как ремеслу. Конечно, не все ремесленники становятся мастерами, но не став ремесленником, у тебя не будет ни одного шанса стать мастером.

Я не хочу выдавать себя за умного, и говорить что это все мои идеи – это будет неправдой. приведены книги и источники откуда взяты некоторые идеи для этой заметки. Но точных ссылок я привести не могу – уже не помню, где мое, а что переосмыслил и выдаю за свое. Поэтому просто ссылки:

Айн Рэнд. Искусство беллетристики
Густав Водичка. Курсы писательского мастерства
Нора Галь. Слово живое и мертвое
Дитмар Эльяшевич Розенталь. Практическая стилистика русского языка

UPD от комментаторов (сам не читал):
Марио Варгас Льоса. Письма молодому романисту
Юрий Никитин. Как стать писателем
Леонид Каганов. Лекция про идеи
Он же. КАК ДОСТОВЕРНО ОПИСЫВАТЬ НЕВОЗМОЖНОЕ
Владимир Маяковский. Как делать стихи
Стивен Кинг. Как писать книги

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *